Как правильно сдавать экзамен в университете

Как правильно сдавать экзамен в университете

До начала занятий

  • Проверьте, что в программе вашего учебного курса была приведена свежая информация о критериях оценивания достижений студентов, методике расчета оценок, сроках и формате проведения письменных и других видов работ.
  • Убедитесь, что файл с программой вашего учебного курса (рабочая программа учебной дисциплины) размещен на сайте ВШЭ в базе учебных курсов: http://www.hse.ru/edu/courses, а также в том, что этот учебный курс показывается на вашей персональной странице сайта.
  • Создайте профиль вашего учебного курса в LMS: http://lms.hse.ru.
  • За месяц до начала модуля сообщите менеджеру департамента о своих предпочтениях при формировании расписания: какие дни недели и какие часы занятий вам наиболее удобны. Ваши пожелания по возможности будут учтены.
  • Перед началом модуля проверьте свое расписание на своей персональной странице на портале или уточните расписание ваших занятий у менеджера департамента.
  • Расписание на следующий модуль размещается в открытом доступе на сайтах и на информационных стендах департаментов и образовательных программ не позднее чем за 3 дня до начала занятий.
  • Расписание экзаменов (в том числе пересдач) размещается не позднее чем за 7 дней до их начала.

Как заказать аудиторию и технику


Если у вас есть определенные требования к аудитории (расположение столов, доски, наличие учебных компьютеров, интерактивной доски и т.д.) на весь период чтения курса, пожалуйста, предупредите об этом учебный офис за 2 недели до начала модуля.

Если для проведении одного или нескольких занятий вам потребуется ноутбук, проектор, колонки или подключение к интернету, пожалуйста, не позже чем за 3 дня до занятия отправьте заявку  в диспетчерский отдел корпуса Вышки, в котором проходят занятия.

В 2015–2016 учебном году будет тестироваться сервис заказа аудиторий для разовых занятий и техники для проведения занятий через электронную систему расписания РУЗ НИУ ВШЭ.

Найти форму заявки, электронные адреса  диспетчерских можно по ссылке: http://www.hse.ru/studyspravka/zakaz

Во время занятий

  • Напоминайте студентам о содержании и формах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, методике оценивания их учебных достижений в начале изучения дисциплины и повторно за неделю до проведения аттестации.
  • Фиксируйте текущие достижения учащихся в своих рабочих ведомостях (http://www.hse.ru/studyspravka/rab.wedomosti). Ведомости удобно вести в LMS.
  • Регулярно информируйте студентов о результатах текущего контроля.
  • Если студент по болезни или иной причине не выполнил какую-либо из работ в рамках текущего контроля успеваемости, преподаватель самостоятельно решает, следует ли студенту выполнить эту работу индивидуально в другое время. ВНИМАНИЕ! Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке  >= 30%, и студент пропустил его по уважительной причине, преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.
  • Если студент опоздал на контрольную или иную работу, проводимую в аудитории в заранее объявленное время, преподаватель вправе не допустить его к выполнению работы.

Документы: Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ.

До начала экзамена

  • Содержание экзамена и методика расчёта оценки. За неделю до экзамена преподаватель напоминает студентам о содержании контрольного испытания и методике расчета результирующей оценки, сообщает  о возможности использования на экзамене справочников и других источников информации.
  • Расписание. Расписание экзаменационной сессии с указанием места и времени проведения каждого экзамена составляет менеджер образовательной программы на основе информации, полученной от преподавателей. Не менее чем за неделю до начала сессии он сообщает расписание преподавателям и студентам.
  • Ведомость. Преподаватель самостоятельно получает  ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену. Ведомость формирует учебный офис образовательной программы. Преподаватель может выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость.
  • «Автомат». Если на курсе есть студенты, которых преподаватель хочет освободить от экзамена по результатам текущего контроля (особо отличившиеся при изучении данной дисциплины и набравшие накопленную оценку по дисциплине выше 7 баллов) и «автоматом» выставить им оценки «отлично» (8, 9,10 баллов), он должен на последнем занятии проинформировать об этом студентов, получивших «автомат». Этим студентам приходить на экзамен не нужно.

На экзамене

  • Экзамен может проводиться в любое время с 9.00 до 21.00.
  • Экзамен не должен длиться более 4-х часов для каждого студента. 
  • Принимать экзамен можно только у студентов, перечисленных в экзаменационной ведомости.
  • К сдаче экзамена допускаются все студенты, перечисленные в ведомости. В ведомость выставляются оценки: накопленная, полученная студентом на экзамене и результирующая.
  • Неудовлетворительные результаты текущего контроля не могут служить основанием для недопущения студента к экзамену.
  • Если студент не явился на экзамен, в ведомость вместо оценки вносится пометка «неявка».
  • Запрещено вносить в ведомость пометку «неявка» по просьбе студента, ответившего на «неудовлетворительно».
  • Если студент болен, он должен проинформировать об этом преподавателя до начала экзамена.
  • Если студент после получения задания отказывается от продолжения участия в экзамене, ссылаясь на плохое самочувствие, то оценивается та часть работы, которую он успел выполнить, независимо от наличия медицинской справки.
  • Если студент предъявляет медицинскую справку/отказывается от участия в экзамене по состоянию здоровья до начала экзамена, в ведомость вносится запись «неявка».

Преподаватель может удалить студентов с экзамена и выставить в ведомость оценку «неудовлетворительно», если:

  • студент использует материалы, не включенные в список разрешенных для этого экзамена;
  • студент пытается общаться с другими студентами или иными лицами, в том числе с помощью мобильного телефона и прочих электронных устройств;
  • студенты без разрешения перемещаются в аудитории.

В диспетчерских отделах учебных корпусов имеются специальные средства, которые могут «гасить» сигналы сотовой связи, Интернет, а также вести видеозапись во время экзамена. Вы можете заранее заказать эти устройства и инструкции к ним, если проводите контрольное испытание для большого числа студентов (http://www.hse.ru/studyspravka/zakaz).

Документы

Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:

  • формат экзаменационных ведомостей (Приложение 2);
  • ведомость для научно-исследовательских семинаров, практик, проектов (Приложение 3);
  • ведомость по курсовым работам (Приложение 4)

Пересдача экзамена

  • Повторно сдавать экзамен можно только в случае, если студент получил оценку «неудовлетворительно» (0-3 балла по 10-балльной шкале).
  • Запрещено повторно сдавать экзамен, если студент получил оценку 4 балла и выше. 
  • Запрещено повторно сдавать экзамен по одной и той же дисциплине более двух раз. Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим экзамен. Другой преподаватель может сделать это вместо него только по согласованию с департаментом. Процедура повторного проведения экзамена должна полностью соответствовать процедуре первого экзамена. 
  • Пересдаче подлежит только оценка, полученная на экзамене.
  • Накопленная оценка по курсу не может изменяться. 
  • Вторая пересдача (то есть третья попытка сдать экзамен) проводится комиссией в составе не менее трех человек. В порядке исключения комиссия может не учитывать результаты текущего контроля и выставить студенту результирующую оценку без учета накопленной оценки. Если программа дисциплины не предусматривает проведение экзамена, и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля, то организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией в соответствии с правилами проведения второй пересдачи. При этом накопленная оценка не учитывается комиссией. 
  • В случае защиты курсовой работы допускается только одна пересдача.

Апелляция

Студент имеет право на апелляцию по поводу результатов экзамена в случаях:

  • если, на его взгляд, вопросы экзамены были сформулированы некорректно, выходят за рамки учебной программы или если он выявил ошибки в вариантах ответов на задачи и тестовые задания;
  • преподаватель нарушил установленную процедуру проведения экзамена;
  • преподаватель нарушил методику выставления оценки за работы;
  • во время или после экзамена возникли обстоятельства, мешающие преподавателю объективно оценить работу студента.

Что такое досрочная сдача сессии

Досрочная сдача сессии – это возможность сдать обязательные экзамены по предмету заранее, до начала официальной сессии. Не каждый студент получает такую возможность выйти на каникулы раньше других. Для этого понадобится собрать несколько документов, договориться с преподавателями, а также предоставить уважительную причину.

Многие студенты считают, что досрочная сдача сессия – это великое благо. Что только удачливым достается такой подарок судьбы. На самом деле это вынужденная ситуация, ведь, как и при других обстоятельствах, досрочная сессия имеет и минусы и плюсы.

Мы рекомендуем прочитать статью до конца, чтобы вы не решились сразу писать заявление на сдачу экзаменов до официальной сессии. Ведь причина: «Хочу выйти раньше на каникулы» - не сработает.

Поэтому сначала нужно выяснить, какие причины подойдут в качестве веского основания для досрочной сдачи сессии.

причины для досрочной сдачи экзаменов

Какие причины для досрочной сдачи экзаменов

Найти веские причины для досрочной сдачи экзаменов не так просто. Вам нужны убедительные доводы, чтобы убедить деканат и преподавателей в своей честности.

  1. Студентов, которые совмещают учебу и работу, нередко могут отправить в командировку. Поэтому учащимся нужно предоставить в деканат объяснительную и билеты туда-обратно. Это будет отличным доказательством, что студент не пытается уйти раньше других отдыхать. Иногда требуют предоставить и бронь жилья, но вы можете настаивать на том, что будете жить на съемной квартире.
  2. Беременность, скоро запланированные роды. Тоже довольно часто встречающееся основание для досрочной сдачи экзаменов. Многие студентки пытаются продолжать учебу до крайнего срока. Многие рассчитывают успеть сдать экзамены заранее, чтобы спокойно родить с мыслью о том, что можно через годик вернуться на новый курс и быстрее закончить университет.

Студенткам необходимо заранее побеспокоиться об академическом отпуске, принести в деканат справку о постановке на учет в женской консультации. Также нужно пройти медкомиссию в студенческой поликлинике.

Обычно преподаватели идут навстречу молодым студенткам, поэтому сложностей возникнуть не должно.

  1. Если вы устраиваетесь куда-либо на работу, которая предполагает поездку в другой город. Многие студенты берут подработку на лето: проводниками в РЖД или вожатыми в детском лагере. Обычно профорг вуза предоставляет справку таким студентами помогает сдать сессию досрочно. Необходимо также предоставить билеты, на которых будет указано число отбытия. Кстати, вы можете прочитать полезные советы, как совмещать учебу и работу. 
  2. Проблемы со здоровьем, операция или срочное помещение в профилактическое учреждение. Если у студента находится пара дней до отправления в больницу на лечение, то он может закрыть сессию и уйти на больничный покой со спокойным сердцем. Нужно только предоставить справку или показания от врача. В некоторых случаях понадобится амбулаторная карточка и прохождение медицинской комиссии в студенческой поликлинике.
  3. Научное мероприятие или конференция – это уважительная причина для досрочной сдачи экзаменов. В таком случае преподаватели могут пойти навстречу студенту и поставить ему оценку автоматом, чтобы не занимать время, которое можно потратить на подготовку к выступлению.
  4. Под причиной семейные обстоятельства может скрываться все, что угодно. От семейных драм до трагедий. Уважительной причиной для комиссии преподавателей является уход за больным родственником, который невозможно совместить с учебой. Однако в качестве подтверждения необходимо принести справку из больницы.
  5. Некоторые студенты учатся на двух факультетах одновременно. Если на двух направлениях сессия назначена на одни и те же даты, то можно предоставить в деканат одного из факультетов заявление о досрочной сдаче экзаменов. В случае если преподаватели согласятся принять студента раньше – это будет большая удача.
  6. Спортивные сборы, соревнования также могут стать уважительной причиной для досрочной сдачи сессии. Спортсмену необходимо предоставить доказательства того, что он действительно принимает участие в спортивных состязаниях, и тогда он сможет заранее выйти на каникулы.

Итак, мы перечислили все причины, по которым студенты могут сдавать сессию досрочно. Не каждый желающий может в любое удобное время сдать предмет – это происходит в вынужденной ситуации.   

Кому можно сдавать сессию досрочно

кому можно сдавать сессию досрочно

Досрочная сдача сессии разрешена не каждому студенту. Для того, чтобы получить допуск к сессии, необходимы

- отсутствие академической задолженности, т.е. у студента не должно быть долгов по предметам и экзаменам

- отсутствие дисциплинарных взысканий и претензий

- 99% посещаемость лекций, либо справка для каждого пропущенного учебного дня по уважительной причине

- свободное время у преподавателей

Последнее не зависит от студентов. Однако досрочная сдача сессии – это одолжение, которое преподаватели делают для учащихся. Некоторые преподы считают, что учеба в вузе должна стоять превыше всего, поэтому они неохотно идут на встречу студентам.

Как досрочно сдать сессию

как досрочно сдать сессию

Чтобы досрочно сдать сессию необходимо в первую очередь собрать документы. На самом деле их не так много, поэтому много времени вам не потребуется.

Для начала получите на руки документ, подтверждающий ваши основания для досрочной сдачи экзаменов. Также вы можете самостоятельно написать объяснительную, в которой изложите понятно и достоверно причины для сдачи экзаменов.

Затем вам нужно обратиться в деканат и написать заявление на имя ректора. Чтобы заполнить формуляр правильно, обратитесь к сотрудникам. Они могут предоставить вам образец для написания, либо объяснить, где и что конкретно нужно написать. После этого узнайте у методиста факультета, какие зачеты и экзамены назначены на эту сессию. Вам придется самостоятельно узнавать у каждого преподавателя, готовы ли они принять у вас экзамен досрочно и на какую дату они могут назначить данное мероприятие.

Затем вам дадут «бегунок» в деканате. Это экзаменационная ведомость, в которой преподаватель должен поставить вам оценку и свою подпись под ней. Такую ведомость обычно выдают на целую группу, поэтому вы могли не знать о ней. Обычно староста занимается выставлением итоговых оценок в документе. Оценки в зачетку ставятся для студента. Деканат верит только «бегунку». Поэтому не забывайте сами об этом документе и не дайте забыть преподавателям. Ведь некоторые из них могут потребовать сдать второй экзамен, если вы вовремя не подсунете ведомость.

Таким образом, теперь вы знаете, как досрочно сдать сессию. Это не сложно, особенно если вы сдаете экзамен не один. Тогда более организованный и знающий одногруппник может взять всю бюрократическую часть на себя. Но у досрочной сдачи экзаменов есть свои плюсы и минусы, давайте поговорим о них.

Плюсы досрочной сдачи сессии

Плюсы досрочной сдачи сессии можно пересчитать на пальцах, в отличие от минусов. Давайте разберем каждый из них.

  • Быстрое прохождение через экзамены. Студент не успевает осознать, что он должен ответь по билетам, не успевает начать переживать и волноваться, как экзамены уже заканчиваются.

В отличие от официальной сессии, которая длится целый месяц, досрочная может занять всего лишь от одной до двух недель. Здесь нет долгого ожидания следующего экзамена. Не нужно ждать 3-7 дней до следующего экзамена. Он следуют друг за другом чуть ли не каждый день.

Многим учащимся волнение и переживание перед сдачей экзамена мешают сосредоточиться на запоминании ответов. Именно поэтому заваливаются 50% экзаменов на сессии.

  • Быстрый выход на каникулы. Все-таки свободным дышать легче. Когда понимаешь, что упал хотя бы один груз с плеч и теперь можно забыть об учебе на несколько месяцев, становится свободнее.

Студенты могут отвлечься на свои срочные дела и спокойно закончить их. Некоторые могут написать заявление на академический отпуск. Это продлит свободное время, которое можно посвятить делу. Обычно академ дается на 1 год, но можно попросить в заявлении и 2 года.

  • В плюс досрочной сдачи экзаменов можно добавить смену привычной обстановки. Многие студенты привыкают к автоматическому переходу от учебного семестра к экзаменационной сессии. Когда переход происходит неожиданно – это обновляет ощущения студента. Некоторым это даже напоминает ощущение первых экзаменов в вузе.

Итак, мы выделили всего 3 плюса досрочной сдачи сессии. А какие положительные стороны знаете вы?

Минусы досрочной сдачи экзаменов

Минусов досрочной сдачи сессии гораздо больше. Мы не будем перечислять такие мелочи, как негодование преподавателей, которых заставляют перерабатывать во время семестра или зачетной недели. Также не будем упоминать про собрание документов необходимых для подтверждения основания для досрочной сдачи экзаменов. Примем во внимание только самые ключевые отрицательные моменты.

  • Сложность сдачи экзаменов. Несмотря на то что проходить экзамен будет легче в психологическом плане, подготовиться к ответам на билеты гораздо сложнее. Студент должен выделять достаточно много времени для подготовки. Ведь преподаватели спрашивают точно так же, как и на основном экзамене, даже больше. Теперь у них есть дополнительное время, ведь сдающих не так много.
  • Указание веской причины. Как мы уже отметили, не любая причина подойдет в качестве уважительной. Деканат всегда проверяет, достоверную ли информацию указал студент в своем заявлении. Поэтому нужно быть максимально честным. Кстати, если вы можете поделиться деталями своего безотлагательного дела с научным руководителем – сделайте это. Тогда на заседании комиссии ваш научрук заставит всех преподавателей поверить вам и согласиться принять досрочную сдачу экзаменов.
  • Нет возможности списать или узнать у других факультетов, как прошел экзамен. Обычно студенты используют всю полезную информацию, которая набирается перед главным днем. Все спрашивают старшекурсников или другие группы, как препод принимает экзамен и реально ли у него списать. В досрочной сессии списать не получится. Вы можете совершенно один или вдвоем с одногруппником сдавать один экзамен.

Можно сказать, что теперь вы будете первопроходцем и сможете рассказать своим однокурсникам, как сдавать билет экзаменатору.

  • Необходимо все равно написать курсовую работу, если сдаешь летнюю сессию. Без нее закрыть сессию не получится. Поэтому, помимо подготовки к экзаменам, нужно писать курсовую. К счастью, мы знаем, как быстро и легко сделать эту работу. О чем мы и расскажем дальше.

Итак, минусов у досрочной сдачи сессии больше, чем плюсов. Поэтому не завидуйте тем, кто уходит сдавать экзамены раньше других.

как сдать курсовую раньше

Зачеты и экзамены – проверка полученных знаний и навыков

В высших учебных заведениях качество усвоения студентами материала оценивается на зачетах и экзаменах. Сначала дадим определения этих важнейших понятий в терминологии вуза.

Зачет – это предварительная оценка знаний студента. Зачет не имеет оценки в баллах. По его результату студенту в зачётку выставляется «зачтено» или «не зачтено», то есть пометку о том, знает студент тему хотя бы на “тройку” или нет. В один и тот же день может проходить несколько зачетов. Несданные зачеты равнозначны недопуску к экзаменам.

Зачеты сдают во время зачетной недели, когда уже не проходят занятия, но еще не начались экзамены. Обычно зачет принимает тот же преподаватель, что читал лекции, либо его ассистент. Зачет может проходить в форме теста, деловой игры, ответов по билетам либо защиты проекта. Студенты, которые регулярно посещают занятия и имеют хорошую успеваемость, могут получить зачет «автоматом» на последнем занятии. В балльно-рейтинговой системе “автомат” можно получить за счет набранных баллов.

Экзамен – это итоговая оценка знаний студента по конкретной дисциплине. Его проводят в период экзаменационной сессии. В один день должно проходить не больше одного экзамена.

Перед сдачей дают несколько дней на подготовку. Студентам за 2–4 недели выдают список вопросов (до 100), которые потом будут разбиты на экзаменационные билеты – до трех вопросов в каждом. Перед экзаменами преподаватели устраивают консультации, где дают разъяснения по вопросам. Желательно на них приходить и задавать вопросы, чтобы, как минимум, освежить в памяти преподавателя вашу персону, так как именно он – лектор – будет оценивать ваш ответ.

Экзамен обычно проводится в форме устного опроса по билетам. Кроме вопросов про теорию, в билете бывают практические задания: анализ реального случая или решение задачи. Преподаватель также может задавать дополнительные вопросы сверх имеющихся в билете.

Читайте также нашу статью «Как приёмные комиссии обманывают абитуриентов, а главное – зачем?» 

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе, где высшая оценка – «отлично», низшая – «неудовлетворительно». Оценки сразу же после сдачи объявляют студенту. Положительные оценки заносятся в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, неудовлетворительные – только в ведомость. Полученные на экзамене оценки затем идут в диплом. Если студент получил за экзамен “неуд”, то он должен прийти на пересдачу.

Если за экзамены вы получили только ”4” и “5”, то вы можете рассчитывать на академическую стипендию. Хотя бы одна “тройка” лишает вас этой привилегии, социальная стипендия сохраняется.

В зачетную книжку заносятся положительные результаты экзаменов

Чем отличается экзамен от зачета

Отличия зачета от экзамена представлены в следующей таблице.

Зачет

Экзамен

Предварительная аттестация, по результатам которой студент будет допущен/не допущен к экзамену

Итоговая оценка знаний

Проводится в зачетную неделю перед сессией

Проводится во время сессии

В один день может быть несколько зачетов

В один день может проводиться только один экзамен

Ставится на основании курсовых и контрольных работ, рефератов, устного опроса, рейтинга

Сдается по вопросам в билетах

Не оценивается в баллах

Оценивается по пятибалльной шкале

Обычно принимает преподаватель, ведущий семинары, практические занятия, лабораторные работы

Обычно принимает лектор

Зачет можно получить «автоматом» на основании результатов практических, контрольных и курсовых работ, регулярного посещения занятий

Экзамены «автоматом» практически никогда не ставятся или ставят “удовлетворительно”

Задания даются достаточно простые, чтобы их смогло выполнить большинство студентов

Вопросы и задания соответствуют сложности курса

Результаты зачета заносятся в зачетную книжку

Экзаменационные оценки идут в диплом

Чем сессия отличается от аттестации

Сессия – это период сдачи экзаменов в вузах. В это время проводится проверка знаний по дисциплинам, которые преподавались в текущем семестре (модуле). Студент, успешно сдавший все экзамены, сможет продолжать дальнейшее обучение.

Сессия бывает зимней и летней. В этот период обычно бывает не более шести экзаменов. На подготовку к каждому дается не менее трех дней. Все экзамены сдают в среднем около трех недель. Время начала и окончания экзаменационного периода каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Перед сессией обычно проходит зачетная неделя, во время которой студенты сдают рефераты, зачеты, курсовые и лабораторные работы. Студента допускают к сдаче экзаменов, если он получил все зачеты. Если студент не сдал какие-либо экзамены, ему предоставляется возможность пересдачи (не более трех раз для одного предмета).

Закрыть сессию – сдать все зачеты и экзамены. Не закрывшие сессию учащиеся отчисляются. После закрытия сессии у студентов начинаются каникулы.

Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проконтролировать успехи в обучении и посещаемость. Староста относит в деканат журнал посещаемости, преподаватели отчитываются о результатах проверочных работ и других заданий студентов, выставляют оценки по рейтингу успеваемости. Если студент забросил учебу сразу после первой пары в семестре, то уже на промежуточной аттестации деканат узнает об этом. В списке негативных последствий: вызов к декану факультета, строгий выговор, риск отчисления.

Иногда под аттестацией подразумевают более широкое понятие: это проверка усвоения программы студентами по выборочным дисциплинам – за семестр или год. Аттестация по дисциплинам проводится в формах, определенных учебным планом:

  • зачета или экзамена;
  • защиты курсового проекта;
  • защиты отчета по практике.

Что такое балльно-рейтинговая система

Это понятие часто встречается в терминологии студентов.

Балльно-рейтинговая система (БРС) – система оценки работы студента путем начисления баллов. Система разработана в рамках Болонского процесса, который создает благоприятные условия для сближения систем высшего образования стран Европы. Условно БРС можно разделить на три рейтинга:

  • учебный;
  • научный;
  • социальный.

В странах Европы при этом используют систему кредитов (зачетных единиц Карнеги). Получить один кредит – значит успешно проявить себя в рамках определенной учебной дисциплины за один академический час в неделю.

В российских вузах студентам за их работу на занятиях в течение семестра начисляют баллы. Рейтинг рассчитывается по стобалльной шкале. Учебный рейтинг складывается из баллов за посещаемость, успехи в учебе (по результатам зачетов и экзаменов), творческий подход в предмету (презентации, доклады, проекты). Научный рейтинг зависит от баллов, полученных за участие в научных работах кафедры, конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ. Социальный рейтинг тем выше, чем активнее студент принимает участие в общественной жизни вуза.

Если за работу в течение семестра студент набрал менее 30 баллов, его не допускают к экзамену или зачету. Чтобы набрать нужное количество, ему потребуется выполнить дополнительные работы. За сдачу зачета или экзамена студент получает до 40 баллов. Если при сдаче зачета или экзамена студент получает менее 20 баллов, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

Семестровый рейтинг рассчитывается как сумма рейтингов дисциплин и научно-исследовательского рейтинга. По его результатам решается вопрос о предоставлении студентам государственной академической стипендии.

Годовой рейтинг рассчитывается как сумма семестровых рейтингов дисциплин и годового научно-исследовательского рейтинга. По его результатам принимаются решения:

  • о присуждении грантов на обучение или стажировках в зарубежных вузах;
  • о переводе с платного обучения на бюджетное;
  • о выдаче именных стипендий;
  • о других формах поощрения.

Итоговый рейтинг накапливается за все годы обучения. По его результатам принимаются решения:

  • о предоставлении студенту преимущественного права на поступление в магистратуру или аспирантуру;
  • о предоставлении рекомендательных писем работодателям от имени высшего учебного заведения;
  • о внесении в книгу почета.

Лекция, семинар, коллоквиум, практикум

Рассмотрим подробнее эти наиболее распространенные в словаре студента понятия.

Лекция – одна из основных форм обучения в высших учебных заведениях. Преподаватель рассказывает теоретический материал, обычно в форме монолога. Студенты конспектируют информацию, по которой потом будут готовиться к зачетам и экзаменам.

На 1–3 курсах часто проводятся потоковые лекции: в огромный лекционный зал приходят все студенты с одного курса и слушают лектора.

На потоковую лекцию приходят все студенты с одного курса

Семинар – вид практических занятий, которые могут проходить в разных форматах: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач. Семинар помогает усвоить знания, полученные на лекциях. Эта форма обучения способствует развитию навыков самостоятельной работы. Также это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов, коллективное подведение ее итогов.

Семинары позволяют студенту применить знания на практических заданиях

Коллоквиум – это одна из форм проверки и оценки знаний студентов в вузах. В переводе с латыни понятие означает «разговор». Часто он проводится в виде промежуточного мини-экзамена, который проходит один или несколько раз в семестр. В ходе проверки могут оцениваться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. В других случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы. По его результатам выставляет зачет по дисциплине. В некоторых случаях коллоквиум представляет собой дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие. Нередко коллоквиум проводится по согласованию между преподавателями и студентами.

Коллоквиум в виде дискуссии между присутствующими

Практикумы – занятия в форме практической или лабораторной работы. Они проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, на производственных участках. Основная цель практикумов – применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Место прохождения практики зависит от будущей специальности учащегося. Студенты технических вузов учатся работать с различной аппаратурой, приборами и техническими средствами. В гуманитарных вузах студентов могут направить для получения опыта в средние учебные заведения страны, государственный или муниципальный архив. Будущие банковские работники направляются для прохождения практики в банки или другие финансовые учреждения.

Иногда практикумы могут проходить прямо на производстве

НИРС, курсовая работа и диплом

НИРС – это Научно-Исследовательская Работа Студентов. Под этим понятием обычно понимают работу студента над своей курсовой или дипломной работой. Также она может проходить как работа в научных кружках, клубах, лабораториях или индивидуально с научным руководителем. В расписании это выглядит как факультативное занятие. Самое сложное в жизни студента – заставить себя заниматься НИРСом, так как это самый большой вызов учащимся в плане самостоятельности и планирования своего времени.

Курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами научных исследований. Обычно студенты начинают писать курсовые работы со второго курса. Но если на втором и третьем году обучения учащиеся пишут курсовые в виде рефератов (около 15 страниц), то на старших курсах они должны проводить исследования (40–60 страниц). Написание курсовых готовит студентов к созданию дипломных работ.

Курсовые работы способствуют развитию таких навыков, как умение подбирать и анализировать информацию, работать с источниками, систематизировать собранный материал. Отдельный блок работы над “курсачом” – это оформление. Вам придется изучить стандарты оформления сносок, цитат, титульного листа и приложений и пр. Щедрый бонус – повышение знаний в Microsoft Word.

Дипломная работа, или Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это последняя работа в процессе обучения. Она может быть продолжением ваших курсовых работ или их расширенной версией. Требования к диплому выше, чем к курсовой, так как именно ВКР подтверждает вашу способность самостоятельно решать исследовательские проблемы в опоре на полученные знания.

Дипломная работа студента для проверки его готовности к работе по специальности

Учеба и сессия

1. Какие дисциплины обычно вызывают наибольшую трудность?

По опыту кураторской работы можно сказать, что самые сложные дисциплины для студентов первого курса – химия и физика. Это связано с тем, что, во-первых, эти дисциплины имеют значительно углубленное содержание относительно школьной программы, а во-вторых, эти дисциплины отличаются высоким уровнем трудоемкости и большим объемом самостоятельной работы. Помимо этого, дисциплины включают в себя лабораторный практикум, специфика которого плохо знакома бывшим школьникам. Рассмотрим особенности данных дисциплин.

По химии сложность возникает при сдаче лабораторных работ. Во-первых, перед тем как Вас допустят к выполнению лабораторной работы, необходимо ответить на теоретические вопросы (сдать коллоквиум). Во-вторых, нужно выполнить саму лабораторную работу, а многие из них объемные и требуют много времени. И, в-третьих, нужно выполнить и сдать отчет по лабораторной работе. Пока не выполнена предыдущая работа, студент не допускается к сдаче коллоквиума по следующей. Таким образом, один не сданный вовремя коллоквиум может застопорить выполнение лабораторных работ на долгое время. Как избежать проблем по химии и что сделать, если они уже возникли? Во-первых, при необходимости лабораторные работы можно выполнить либо в дополнительное время, либо вместе с другой группой – договорившись с лаборантом. Во-вторых, у преподавателя, который ведет лабораторные работы, должны быть консультации, во время которых он принимает должников. Если Вы не успеваете сдать коллоквиум во время занятий, приходите на консультации. При изучении курса химии студентам следует помнить, что у каждого преподавателя учится большое количество студентов, «пробиться» к преподавателю на консультациях очень сложно. Поэтому работы следует выполнять своевременно и сдавать как можно раньше, не откладывать до окончания семестра.

По физике возникают проблемы и из-за сложности самой дисциплины, и из-за большого количества заданий, которые надо выполнить. Как и по курсу химии, лабораторные работы предусматривают предварительное изучение теоретического материала и получение допуска к выполнению лабораторной работы. Для успешного прохождения лабораторного практикума рекомендуется защищать отчеты по лабораторным работам на следующем занятии, не откладывать на «потом». Защита отчетов может происходить на консультациях преподавателя. Отработки лабораторных работ обычно проходят на последней неделе модуля. Запись на отработку лабораторных работ осуществляется у дежурного инженера кафедры. Практические занятия предусматривают решение задач, выполнение домашних заданий, контрольные работы. Тестирование по теоретической части у студентов первого курса может проводиться во время лабораторных работ на портативных PALM-устройствах. Запись на пропущенное тестирование происходит у дежурного инженера кафедры.

Для успешного обучения следует стараться вовремя проходить тестирование, выполнять лабораторные работы, домашние задания, типовые расчеты и др. Даже если не удается выполнить или сдать задание вовремя, не следует откладывать до окончания модуля (семестра). Необходимо посещать отработки и консультации. Преподаватель должен видеть вашу активность и целеустремленность.

Для накопления достаточного количества баллов по изучаемым предметам следует помнить об оценивании преподавателем личностных качеств студента – активности на занятиях, эффективном управлении временем и др. Качественная аудиторная и самостоятельная работа студента гарантирует высокую успеваемость.

2. Обязательно ли посещать все занятия?

Посещение практических и лабораторных занятий обязательно. Посещение лекций желательно. Если Вы не посещаете лекции, то тогда придется изучать конспект лекций по дисциплине самостоятельно. Следует посещать лекции, на которых преподаватель отмечает отсутствующих, дает тесты, выставляет баллы за посещение.

3. Что делать, если Вы по уважительной причине пропустили занятия у строгого преподавателя?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю, объясните ему, что Вы не могли присутствовать по уважительной причине, и спросите, как можно компенсировать свое отсутствие на занятии. Возможно, преподаватель вам даст дополнительное задание, возможно, предложит придти с другой группой, а возможно, скажет, что ничего не надо делать.

4. Что делать, если Вы постоянно не можете посещать занятия по конкретному предмету по уважительным причинам (работа, любимый кружок, и т.д.)?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю и спросите его, как можно компенсировать свое отсутствие на занятиях. Возможно, он предложит вам написать реферат, или даст дополнительное задание на экзамене, возможно, просто предложит изучать предмет самостоятельно по книгам. Если кто-то из вашей группы уже подходил к преподавателю, и он уже разрешил ему не ходить, не значит, что вся группа может не ходить на занятия, каждый должен подойти индивидуально.

Если Вы не можете посещать больше 30% всех предметов, возможно, вам стоит отказаться либо от учебы, либо от работы.

5. Что необходимо выполнить для успешной аттестации по предмету? Что является допуском к зачету (экзамену)?

Бально-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов предусматривает непрерывное накопление баллов по предмету за выполнение предусмотренных лабораторных работ, практических заданий, тестирование и пр., а также посещение лекций и за личностные качества. Если аттестация по дисциплине происходит в виде зачета, студенту необходимо набрать от 60 до 100 баллов. Если аттестация по дисциплине происходит в виде экзамена, студенту необходимо набрать минимум 48 баллов и сдать экзамен как минимум на 12 баллов. Обращаем внимание, что для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен не только набрать соответствующее количество баллов, но и выполнить все предусмотренные дисциплиной задания.

6. Что делать, если Вы не сдали экзамен?

В первую очередь нужно узнать, когда этот преподаватель будет принимать экзамен у других групп. Возможно, Вы сможете буквально на следующий день придти с другой группой, но это следуют делать, только если Вы твердо уверены, что хорошо подготовлены к экзамену. Кроме экзаменов по расписанию преподаватели обычно назначают специальное время для пересдачи. Нужно либо следить за объявлениями, либо спросить непосредственно у преподавателя. Если в Вашей или в параллельной группе есть студенты, которые тоже не сдали этот экзамен, старайтесь договариваться о пересдаче все вместе или обменивайтесь информацией. Для пересдачи надо взять направление в деканате. Срок действия направления - 3 дня, поэтому за направлением надо приходить непосредственно перед пересдачей.

7. Что делать, если после окончания сессии у Вас остались долги? Сколько экзаменов и зачетов должно быть сдано, чтобы не отчислили из института?

По правилам к концу сессии должны быть сданы все экзамены и зачеты. Однако, если несданных предметов не очень много (2-3), или если есть справки о болезни, то обычно назначается время для "доп. сессии", примерно 1 месяц. Решение об отчислении принимает деканат. Если у Вас есть долги, лучше всего подойти в деканат и обсудить свою конкретную ситуацию. Если у Вас есть справки о болезни, особенно о болезни во время сессии, то их обязательно нужно, во-первых, зарегистрировать в мед.кабинете (сразу после выздоровления) и, во-вторых, предъявить в деканате.

Содержание

  • Как сдать экзамен на «отлично»
  • 13 полезных советов для студента
  • Как сдать экзамен на «отлично»

    Университет позволяет получить высшее образование, но все не так просто, как кажется. Каждый студент думает о том, как сдать экзамен и пройти сессию успешно. В этой статье мы рассмотрим 13 советов для студентов, как проще пройти тестирование. Они помогут вам узнать основные секреты хорошей итоговой оценки.

    Несмотря на то, что каждый ВУЗ проводит экзамены согласно учебной программе и специальности, рекомендации универсальные для всех. Хороший результат тестирования поможет подняться постепенно к получению диплома и желаемой профессии.

    Хорошо когда удалось учить что-то в течение года, но даже если нет или есть сомнения, советы помогут понять, как правильно подготовиться к сдаче. Они разносторонние и при соблюдении обязательно помогут.