Как правильно сдавать устный экзамен по русскому

Как правильно сдавать устный экзамен по русскому

Итоговое собеседование

Испытание включает четыре задания: чтение, пересказ, монолог и диалог. На подготовку и ответы у вас будет около 15 минут. На собеседовании можно набрать максимум 20 баллов, а для допуска к  письменному экзамену достаточно 10 баллов.

Чтение текста

Вам предложат фрагмент объёмом 170-180 слов. Его нужно прочитать выразительно, в среднем темпе. Важно правильно произнести слова, если в них специально отмечено ударение. Читайте не слишком быстро и без долгих пауз, интонация должна соответствовать знакам препинания.

Пересказ

Во втором задании необходимо пересказать только что прочитанный текст. На подготовку дадут 2 минуты и карточку с цитатой, которую нужно к месту употребить при пересказе. Важно упомянуть все микротемы текста — то есть главные идеи каждого абзаца. Во время ответа у вас не будет текста перед глазами, но вы сможете сделать заметки на бумаге и использовать их.

Монолог

На выбор вам предложат прокомментировать фотографию, рассказать о своём опыте, например, о походе в театр или порассуждать о социальном явлении. На подготовку речи из десяти фраз у вас будет одна минута.

Диалог

Преподаватель задаст вам вопросы к высказываниям по предыдущему заданию. Чтобы получить максимальный балл за это задание, следует говорить грамотно и использовать распространённые предложения. За односложные ответы дают 0 баллов.

Итак, как же подготовиться к устному экзамену?

Список вопросов формируется по темам, которые вы уже прошли. Соответственно, информация уже пройдена вами и в теории вам нужно только все повторить. Если информация категорически не отложилась в вашей памяти, следует начать подготовку как можно быстрее.

Лучше делать это письменно, так вы запомните больше информации и заодно сформируете готовые шпаргалки.

Если вам важно сделать все быстро и правильно, а тратить время вы не хотите, обратитесь к специалистам на «Напишем», исполнители подготовят для вас ответы на вопросы, а также помогут сдать устный экзамен.

Все мы разные, поэтому выбирая стратегию подготовки к экзамену, главное не прогадать. Как сделать выбор? Все просто, оттолкнитесь от своих индивидуальных особенностей. Вы аудиал? Отлично, вам подойдет чтение информации вслух, а если вы кинестетик — садитесь писать по своим конспектам шпоры и к ним же составьте форму ответа.

Некоторые используют карту мыслей. Это интересный способ, который некоторые упускают из виду. С ним можно освежить знания, изучить структуру вопроса, и по итогу сформулировать ответ. Ментальные карты способствую качественно запоминать информацию, даже спустя время эти знания останутся у вас в голове.

Список вопросов перед вами, и вы не знаете, что учить первым? Лучше конечно же начать с самых трудных. На них потребуется больше времени, на этом этапе, вы все еще бодры, поэтому у вас будет больше сил на изучение. После того как со сложными вопросами решено, смело переходите к более легким, или к тем, ответы на которые вы знаете хоть немного. Не забывайте делать пометки ключевых моментов на бумагу, таким образом вы сформируете пускай и короткие, но лаконичные и по делу ответы. Эти ответы можно будет использовать в качестве шпаргалок.

Важно понимать, а не запоминать, что это значит?

В этом вопросе, уже есть ответ. Когда вы запоминаете или скорее «зазубриваете» материал, у вас нет полного плана ответа в голове, то есть вы просто заучили текст. В случае, если ваш ответ не понравится преподавателю, за ним последуют вопросы по теме, а это может еще больше «закопать» студента. Заучивание информации помогает, но не всегда. Лучше, если вы разберете вопрос со всех сторон и у вас будет понимание, о чем идет речь, и какая главная мысль этого вопроса. Найдите логическую связь, подумайте об ассоциациях. Конечно, в билетах всегда есть информация, которую нужно определенно выучить, это даты, определения и т.п. И, если вы уже логически все понимаете, их не придется усиленно зазубривать.

Методика подготовки «3-4-5»

Рассмотрим, как студент может подготовиться по данной методике, итак:

  1. День первый. Метод работающий в условиях, если вам нужно подготовиться к сдаче за несколько дней. Первый день отводят на чтение конспекта, условно это значит, что вы просто повторяете материал и вам нужно время освежить знания, условно вы можете ответить уже на тройку.
  2. День второй. Разбираетесь с теми вопросами, но включаете в свою подготовку учебники и иные источники, если нужно. Это позволяет вникнуть в суть вопроса, понять его и составить ответ. Условно вы уже знаете ответ на четверку.
  3. День третий. Ответы готовы и условно, вам нужно довести их до идеальных. Повторно разбираете, отвечаете, заполняете пробелы. Этот день заключительный, и это значит, что вы полностью подготовлены и ответить можете на 5.

Итого получаем: два дня на изучение, и один день на повторение материала.

Время, время…Его бесконечно мало, когда готовишься к экзаменам. Поэтому не нужно длительное время сидеть над одним вопросом, ограничитесь важными деталями, выучите определения, поймите суть и двигайтесь дальше.

Работа в группе

Нельзя игнорировать помощь сокурсников. Если вы знаете учащихся у которых в конспектах собрана полная информация по списку вопросом, скооперируйтесь и готовьтесь вместе. Это значительно упростит вам жизнь, обсудить вопросы можно будет в прямых дискуссиях. Если же взаимопомощь в группе не налажена, можно попросить конспекты и студентов старших курсов.

Важно придерживаться тайминга при подготовке. Определите для себя комфортное время и придерживайтесь его. Например, на подготовку одного билета вы тратите примерно 20-30 минут, следите за этим и вы без труда успеете повторить и разобрать всю информацию.

Еще несколько советов по подготовке к устному экзамену:

  • во время подготовки к экзамену, делаете перерывы, отдыхайте. Постоянное сидение и зубреж очень скоро утомят и у вас не будет сил;
  • выходите на свежий воздух, гуляйте. Это поможет немножко отвлечься и структурирует ваши мысли;
  • если работа с сокурсниками не сложилась, но дома у вас есть, брат, сестра, родители, попросите кого-то с вами позаниматься. Так в формате реального времени получите вопросы, на которые нужно будет дать ответы. В случае, если он будет не правильным, вам подскажут что не так;
  • избегайте стрессов, не нервничайте по пустякам, не переутомляйтесь физически;
  • сделайте свое рабочее место комфортным. В атмосфере покоя и домашнего уюта, вы сможете качественнее осуществить подготовку билетов;
  • шпаргалки — это неплохо, но, если вы никогда ими не пользовались, лучше на экзамене не рисковать. Велик шанс «спалиться» перед преподавателем;
  • вечерняя пробежка или просто ходьба не будет лишней, сидеть просто каждый день дома в заточении не решение вопроса;
  • будьте собраны, выйдите из всех соцсетей, на некоторое время ставьте на беззвучный мобильный, чтобы вас ничего не отвлекало.

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

  • отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору
  • жесты должны быть свободными
  • говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом
  • избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.

Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.

Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.

Что делать, если сбились с мысли:

  • проговорите про себя слова "потому что", "поэтому" — они помогают найти нужные слова и мысли
  • задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)
  • перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения
  • возникла заминка — развейте последнюю мысль.

Экспресс-помощь
Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

  • Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
  • Прежде чем начать говорить, скажите про себя "два". В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
  • Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Как справиться с волнением на устном экзамене

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

  • Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают "л", "р" или "с"). Читайте слова каждый день по странице.
  • Произносите глубокий звук "ааааааааа", чтобы расслабить горло.
  • Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.
  • Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять-шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.
  • С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120-160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка "срезаете" часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.
  • Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл:
    Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано.
    Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто-то другой.
    Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем.
    Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.
    Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете "как бы", "типа", "э-э-э-э" и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость "в", на звонкую, а не трескучую "р" и чтобы "л" не была "немецкой", когда язык не достает до зубов).
Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).
Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ ("м"), активность языка ("д"), на то и другое ("бр").

Как проходят устные экзамены

Студент отвечает преподавателю на экзамене

По форме устный экзамен – это опрос по заранее известным вопросам. Обычно его сдают группами, реже всем потоком, но в аудиторию приглашают по 5–7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит на него краткий ответ (можно делать записи на черновике, их не проверяют) – на это дается 20–30 минут. В пятерке (шестерке/семерке) «пионеров» тот, кто справился с подготовкой раньше всех, первым отправляется на собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с преподавателем сразу выявляет истинную глубину знания материала. Преподаватель редко дожидается, пока студент даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает уточняющие вопросы, высказывает замечания. По реакции учащегося легко понять – списал ли он ответ, тараторит вызубренный без реального понимания предмета текст из учебника или просто что-то упустил, не посчитав нужным рассказывать о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, пусть даже немного теряясь вначале, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не надо воспринимать их как попытку «утопить». Скорее всего, преподаватель всячески старается помочь, видя перед собой сообразительного собеседника, ведь для него экзамен – рутинная обязанность, которая заставляет его нервничать из-за большого количества студентов, которые не желают ничего учить и просто пришли за оценкой в зачетку! Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто ориентируется в материале, но чего-то недопонимает. А если студент и сам (с горящими глазами!) задает уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любой преподаватель будет польщен вниманием к своему предмету и с удовольствием все объяснит – ведь «беседа профессионалов» намного интереснее «вдалбливания» знаний в бездумную голову.

Но, если при попытке «вытянуть» правильный ответ сидящее напротив создание, по имени обреченный студент, молчит, сложив дрожащие руки, профессору только и остается поставить неуд да поскорее избавиться от такого скучного визави.

Это лишь самые поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы сдача прошла на ура, нужно обдумать все составляющие успеха.

Что входит в устную часть ОГЭ?

Устная часть ОГЭ по русскому языку предусматривает выполнение четырех заданий:

  • Выразительное и грамотное чтение предложенного текста.
  • Подробный пересказ прочтенного текста с обязательным выделением героев, событий, ключевых дат и прочих деталей.
  • Рассказ школьника по предложенным темам (на выбор дается три варианта).
  • Беседа с экзаменатором (тема разговора ученику заранее неизвестная, его задача – поддержать беседу, показать свою эрудированность, грамотность речи).

Устную часть экзамена будет принимать посторонний преподаватель, который не имеет отношения к данному учебному заведению. Соответственно, фактор стресса будет присутствовать, и это может сильно усложнить задачу школьника. Сосредоточиться за отведенное время трудно, особенно, когда длительность экзамена ограничена 15-30 минутами.

Чтобы быть уверенным в прохождении этого испытания, лучше подстраховаться и найти репетитора для подготовки к устному экзамену по русскому языку. Поскольку формат новый, то это будет действительно правильным решением: специалист научит приемам анализа текста, расскажет, на какие детали стоит обращать внимание в процессе рассказа и беседы с экзаменатором.

Особенности итогового собеседования

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания, которая включает всего четыре задания:

  • 1 задание — после 2-минутной подготовки необходимо прочесть текст;
  • 2 задание — после 2-минутной подготовки ученик должен подробно пересказать текст из задания 1 с использованием дополнительной информации из контрольных измерительных материалов;
  • 3 задание — участник собеседования выбирает один из трех предложенных объектов обсуждения и после минутной подготовки произносит 3-минутный монолог на заданную тему;
  • 4 задание — экзаменатор задает вопросы по теме задания 3 и участник отвечает на них в режиме диалога.
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Каждый из вышеперечисленных видов деятельности оценивается по определенным критериям. Максимальный балл составляет:

  • 1 задание (чтение) — 2 балла;
  • 2 задание (пересказ) — 5 баллов;
  • 3 задание (монолог) — 3 балла;
  • 4 задание (диалог) — 2 балла:
  • дополнительно оценивается уровень владения русским языком — по этому критерию можно получить до 8 баллов.
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет». Даже в этом случае никакой трагедии не произошло — девятиклассник может дважды пересдать итоговое собеседование. Это необходимо сделать в обязательном порядке, ведь, если не сдана устная часть ОГЭ по русскому языку, ученик не получит допуск к государственному экзамену. Это означает неполучение аттестата и соответствующие проблемы. Чтобы избежать этих проблем, лучше потратить немного времени и подготовиться к первому этапу ГИА.

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022