Как правильно рассуждать на устном экзамене по русскому языку

Как правильно рассуждать на устном экзамене по русскому языку

Что нужно знать?

Чтобы подготовиться к испытанию, в первую очередь необходимо изучить его структуру: сколько заданий содержит, по каким критериям оценивается, сколько баллов необходимо набрать для получения зачета. 

Из чего состоит испытание?

Итоговое собеседование проводится исключительно в устной форме и включает в себя 4 задания:

  • Выразительное чтение текста
  • Пересказ прочитанного текста с включением дополнительной  информации
  • Составление монологического высказывания по выбранной теме
  • Диалог с собеседником по теме предыдущего задания

Каждое задание направлено на проверку определенных навыков:

  • Задание 1 — умение читать текст выразительно, с соответствующей интонацией и темпом чтения.
  • Задание 2 — умение своими словами передавать содержание прочитанного и дополнять исходный текст дополнительной информацией.
  • Задание 3 — свободно говорить на любые темы, не связанные с программой по русскому языку, ориентироваться в различных жизненных ситуациях, описывать увиденное, составлять связный рассказ и рассуждать на злободневные темы.
  • Задание 4 — умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, ориентироваться в вопросах и давать уместные полные и обоснованные ответы на них.

Всеми этими навыками должен обладать современный человек, живущий в обществе. 

Что говорят выпускники, прошедшие это испытание?

Многие выпускники, которые успешно справились с испытанием, делятся впечатлениями об участии в итоговом собеседовании. На YouTube можно найти массу видеороликов, снятых учащимися 9 класса, прошедшими через итоговое собеседование и получившими зачет. Обязательно просмотрите несколько видеороликов. Так вы сможете увидеть испытание глазами таких же школьников, как вы. Что же они хотят донести до вас? Дети рассказывают, как они готовились к собеседованию, как выполняли задания, как вели себя собеседник и экзаменатор, как удавалось справиться с волнением. Это очень ценный опыт для тех, кому только предстоит пройти через нововведение, проверяющее умение школьников говорить.

Какие проблемы могут возникнуть на собеседовании?

Даже если вы считаете себя полностью подготовленным для сдачи зачета, не исключены непредвиденные ситуации. Что же может пойти не так?

Волнение

Эмоциональное состояние является ключевым фактором в успешном прохождении испытания. Ему в первую очередь необходимо уделить внимание. Человеческий фактор может сыграть злую шутку в самый неподходящий момент. Чтобы побороть волнение, нужно научиться контролировать свои эмоции. 

Способ 1. Самовнушение. Говорите себе: я справлюсь, у меня получится, мне все удастся. Этот способ самый простой и не требует больших усилий.

Способ 2. Не думайте о последствиях. Если результат какого-либо действия не важен для вас, вы не испытываете сильного страха при выполнении этого действия. 

Способ 3. Дышите правильно. Начинайте дышать медленно и спокойно. Вы сразу увидите, как волнение отступает.

Сложный текст

Собеседник дает вам текст для работы, а вы понимаете, что он очень сложный и пересказать его будет трудно. Не заостряйте на этом внимание. Даже если вы не сможете справиться с пересказом, наберете баллы на других заданиях. Помните, что для получения зачета достаточно набрать 10 баллов из 20.

Страх перед собеседником

Собеседником обычно бывает учитель, не ведущий уроки в классе выпускников. Узнать о том, кто будет собеседником, можно заранее. Тогда у вас будет возможность пообщаться с ним до испытания. Тем самым вы психологически себя подготовите к общению с ним.

Если вы не можете воспринимать чужого человека и испытываете дискомфорт, просто не смотрите ему в глаза. Представьте на его месте того, кому доверяете, и сосредоточьтесь на заданиях. Такой способ помогает избавиться от страха общения с малознакомыми людьми.

Как подготовиться к чтению текста?

Чтобы подготовиться к выполнению задания 1, которое предполагает выразительное чтение текста, нужно постоянно практиковаться. Даже если вы считаете, что проблем с чтением у вас нет, готовиться все равно нужно. Читать выразительно вслух — это тоже в какой-то степени искусство. Учит этому специальная наука — риторика. Школьникам также следует освоить некоторые аспекты ораторского искусства: четко произносить слова, умело оперировать интонацией для придания высказыванию выразительности. Для понимания того, что такое выразительное чтение, обратитесь к аудиозаписям художественных произведений или выступлениям артистов. Прослушивайте записи регулярно и пытайтесь повторять определенные фразы. Со временем вы выработаете навык выразительного чтения.

Как подготовиться к пересказу текста?

Достичь оптимального результата также можно с помощью практики. Пересказывайте ежедневно параграфы из учебников, заданные в качестве домашнего задания, рассказывайте содержание просмотренных фильмов, телевизионных передач. Не забывайте о том, что в пересказ требуется включить высказывание. Поработайте самостоятельно с цитатами. 

Как подготовиться к монологу?

Здесь придется научиться много говорить на одну тему. Не зацикливайтесь на вспомогательных вопросах, записанных на карточке.

При выборе темы 2 и 3 учитесь придумывать и рассуждать. Проявите фантазию и говорите все, что можете сказать по выбранной теме. Развивайте эту способность, фантазируя на любые темы. 

При работе с фотографией пытайтесь видеть в обычных явлениях и предметах не только общую картину, но и мельчайшие подробности: цвет, размер, форма, материал, качество и т.д. 

Как подготовиться к диалогу?

Это задание является одним из простых в итоговом собеседовании. Оно не требует особой подготовки. Нужно лишь научиться давать полные ответы на любые вопросы.   

Советы ученикам

Хотим дать вам несколько советов, основанных на опыте последних лет.

  1. Внимательно изучите каждое задание, его структуру и особенности.
  2. Участвуйте в работе класса во время уроков, поднимайте руку, отвечайте на вопросы, доказывайте свою точку зрения.
  3. Старайтесь всегда давать полные ответы на вопросы.
  4. Не стесняйтесь открыто выражать свое мнение.
  5. Читайте периодические издания и смотрите новости, анализируйте устную и письменную речь.
  6. Рассказывайте дома больше новостей из школьной жизни, участвуйте в семейных беседах.
  7. Не пренебрегайте советами и помощью учителя. Знайте, что он хочет вам помочь.

Итоговое собеседование

Испытание включает четыре задания: чтение, пересказ, монолог и диалог. На подготовку и ответы у вас будет около 15 минут. На собеседовании можно набрать максимум 20 баллов, а для допуска к  письменному экзамену достаточно 10 баллов.

Чтение текста

Вам предложат фрагмент объёмом 170-180 слов. Его нужно прочитать выразительно, в среднем темпе. Важно правильно произнести слова, если в них специально отмечено ударение. Читайте не слишком быстро и без долгих пауз, интонация должна соответствовать знакам препинания.

Пересказ

Во втором задании необходимо пересказать только что прочитанный текст. На подготовку дадут 2 минуты и карточку с цитатой, которую нужно к месту употребить при пересказе. Важно упомянуть все микротемы текста — то есть главные идеи каждого абзаца. Во время ответа у вас не будет текста перед глазами, но вы сможете сделать заметки на бумаге и использовать их.

Монолог

На выбор вам предложат прокомментировать фотографию, рассказать о своём опыте, например, о походе в театр или порассуждать о социальном явлении. На подготовку речи из десяти фраз у вас будет одна минута.

Диалог

Преподаватель задаст вам вопросы к высказываниям по предыдущему заданию. Чтобы получить максимальный балл за это задание, следует говорить грамотно и использовать распространённые предложения. За односложные ответы дают 0 баллов.

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить.. 

Текст

Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. 
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. 
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. 
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска. 

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

  • труды по анатомии 

  • «лечебное питание» /морковка и рыбий жир/

  • военные медсёстры

  • гипсовая повязка

  • эфирный наркоз

  • атлас, по которому легко делать  операции на артерию

  • «чудесный доктор»

  • творил «чудеса»

  • не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

  • наставник

  • книги

  • современные студенты-медики

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.   

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

 поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Убедил в необходимости «лечебного питания».

Его называли «чудесным доктором»,  он творил «чудеса».

Его отличала не только  высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.   

Особое внимание в  пособии уделено  работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

  • алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

  • алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

  • интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

  • запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

  • любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

 Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

 Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

 - Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

 А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

 2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине. 

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

  • отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору
  • жесты должны быть свободными
  • говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом
  • избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.

Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.

Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.

Что делать, если сбились с мысли:

  • проговорите про себя слова "потому что", "поэтому" — они помогают найти нужные слова и мысли
  • задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)
  • перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения
  • возникла заминка — развейте последнюю мысль.

Экспресс-помощь
Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

  • Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
  • Прежде чем начать говорить, скажите про себя "два". В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
  • Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Как справиться с волнением на устном экзамене

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

  • Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают "л", "р" или "с"). Читайте слова каждый день по странице.
  • Произносите глубокий звук "ааааааааа", чтобы расслабить горло.
  • Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.
  • Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять-шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.
  • С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120-160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка "срезаете" часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.
  • Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл:
    Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано.
    Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто-то другой.
    Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем.
    Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.
    Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете "как бы", "типа", "э-э-э-э" и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость "в", на звонкую, а не трескучую "р" и чтобы "л" не была "немецкой", когда язык не достает до зубов).
Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).
Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ ("м"), активность языка ("д"), на то и другое ("бр").

Особенности итогового собеседования

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания, которая включает всего четыре задания:

  • 1 задание — после 2-минутной подготовки необходимо прочесть текст;
  • 2 задание — после 2-минутной подготовки ученик должен подробно пересказать текст из задания 1 с использованием дополнительной информации из контрольных измерительных материалов;
  • 3 задание — участник собеседования выбирает один из трех предложенных объектов обсуждения и после минутной подготовки произносит 3-минутный монолог на заданную тему;
  • 4 задание — экзаменатор задает вопросы по теме задания 3 и участник отвечает на них в режиме диалога.
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Каждый из вышеперечисленных видов деятельности оценивается по определенным критериям. Максимальный балл составляет:

  • 1 задание (чтение) — 2 балла;
  • 2 задание (пересказ) — 5 баллов;
  • 3 задание (монолог) — 3 балла;
  • 4 задание (диалог) — 2 балла:
  • дополнительно оценивается уровень владения русским языком — по этому критерию можно получить до 8 баллов.
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет». Даже в этом случае никакой трагедии не произошло — девятиклассник может дважды пересдать итоговое собеседование. Это необходимо сделать в обязательном порядке, ведь, если не сдана устная часть ОГЭ по русскому языку, ученик не получит допуск к государственному экзамену. Это означает неполучение аттестата и соответствующие проблемы. Чтобы избежать этих проблем, лучше потратить немного времени и подготовиться к первому этапу ГИА.

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022