Как правильно разворачиваться на перекрестке на экзамене на двухполосной дороге

Как правильно разворачиваться на перекрестке на экзамене на двухполосной дороге

Содержание

Разворот на экзамене в городе

В 2021 году экзаменационные упражнения могут сдаваться как на закрытых площадках, так и на обычных дорогах с малоинтенсивным движением. Для выполнения разворота в городе может быть предложена дорога с двумя полосами движения:

Схема упражнения Разворот

Данный маневр разрешается выполнить только на дорогах с двумя полосами движения. При этом не допускается использовать для движения прилегающие территории или обочины (в том числе отделенные линиями разметки).

При этом регламент ГИБДД не накладывает ограничений ни на минимальную, ни на максимальную ширину дороги. То есть для разворота кандидату в водители может попасться как узкий, так и широкий участок дороги.

Если то же самое упражнение предлагается сдать на автодроме, то его схема выглядит так:

Схема упражнения Разворот на автодроме

Ширина участка, на котором нужно развернуться, - 5 м.

Внимание! Ширина полосы для разворота на автодроме довольно небольшая - всего 5 метров. До 2021 года при сдаче экзаменов использовалась площадка шириной более 8 метров. При этом длина экзаменационного автомобиля составляет около 4,5 метров.

В рамках данной статьи мы будем готовиться к сдаче экзамена в самых неприятных условиях, поэтому будем рассматривать такую схему упражнения:

Схема упражнения Разворот на автодроме

Основные сложности при таком варианте:

  • небольшая ширина площадки для разворота - 5 метров;
  • край площадки оформлен в виде разметки, по которой сложно ориентироваться.

Примечание. Если у Вас есть возможность выбрать место для сдачи разворота, то в любом случае выбирайте город, а не автодром.

Ширина полосы движения в городе составляет от 3 до 3,75 метров. То есть расчетная ширина двухполосной дороги - от 6 до 7,5 метров. Это больше, чем ширина зоны для разворота на автодроме - 5 метров.

Порядок выполнения разворота

  1. Выполнить разворот при однократном использовании заднего хода.
  2. Продолжить движение в обратном направлении.

Примечание. В отличии от перпендикулярной и параллельной парковки после выполнения разворота не нужно останавливаться и ждать команды экзаменатора на продолжение экзамена.

Таблица ошибок для упражнения

Сначала рассмотрим специальные ошибки, которые предусмотрены именно для упражнения разворот:

Ошибка
1 Включение передачи заднего хода 2 или более раз
2 В городе - съезд колесом с проезжей части дороги
3 На автодроме - Пересечение габаритами автомобиля (кроме боковых зеркал заднего вида), или наезд колесом на границы при маневрировании.

Если водитель допустил одну из указанных ошибок, то выполнение маневра прекращается, а водитель получает 3 штрафных балла в экзаменационный лист. После этого, если общее количество штрафных баллов на экзамене составляет меньше 5, водителю предлагается повторно выполнить данный маневр.

Кроме того, при выполнении маневра нельзя допускать прочие ошибки практического экзамена. Полный перечень таких ошибок приведен в отдельной статье:

Например, при выполнении параллельной парковки довольно распространенной ошибкой является столкновение с бордюром, ограничивающим правый край проезжей части. Экзаменатор может рассмотреть наезд на бордюр, как дорожно-транспортное происшествие, и поставить за него 5 штрафных баллов.

Если в той же самой ситуации справа от дороги находится обочина, то выезд на нее приведет к прекращению выполнения упражнения и получению 3-х штрафных баллов.

Штрафные баллы могут быть наложены и за другие нарушения. Например, за невключение сигнала поворота.

Как выполнить разворот в ограниченном пространстве?

1. Основная задача на первом этапе - подъехать как можно ближе к правой границе упражнения (к правому краю проезжей части). Включите правый сигнал поворота. При движении вперед немного поверните руль направо, чтобы автомобиль подъехал ближе к правой границе, затем поверните руль налево, чтобы автомобиль выровнялся.

Следите за положением автомобиля через правое зеркало заднего вида. В нем должно быть видно разметку, ограничивающую упражнение справа, или край проезжей части. Если автомобиль находится далеко от разметки, то продолжайте движение вперед, постепенно подъезжая ближе к разметке. Остановитесь.

Остановка у правого края проезжей части

Данный шаг - самый важный при выполнении упражнения. С одной стороны, нужно подъехать как можно ближе к границе, т.к. это позволит сохранить большее пространство для разворота. С другой стороны, нельзя наезжать на разметку или съезжать с проезжей части, т.к. в этом случае упражнение будет завалено.

2. Остановитесь, включите левый сигнал поворота. Поверните рулевое колесо до упора влево (в строну поворота).

3. Начните движение вперед и продолжайте его до тех пор, пока автомобиль не подъедет к сплошной линии разметки или к краю проезжей части:

Поворот налево при развороте

4. Автомобиль стоит на месте. Включите правый сигнал поворота. Поверните руль до упора вправо, включите передачу заднего хода.

5. Начните движение задним ходом. На данном этапе нужно смотреть вперед и следить за тем, достаточно ли места для завершения разворота. Остановитесь сразу же после того, как перед автомобилем появилось достаточно места для движения:

Поворот направо при развороте

Примечание. На данном этапе не имеет смысла пытаться уследить за линией разметки или краем проезжей части, находящимися за автомобилем. Дело в том, что если Вы уже доехали задней частью машины до разметки, а впереди места не хватает, то упражнение в любом случае не будет сдано (машина зацепит или линию сзади, или линию спереди). Поэтому не отвлекайтесь на линию сзади, следите лишь за тем, что происходит перед автомобилем.

6. Включите левый сигнал поворота и первую передачу, поверните руль до упора влево, начните движение. Корректируйте направление движения рулем, чтобы направить автомобиль на попутную полосу движения:

Завершение разворота

После этого разворот успешно завершен.

Инструкция по выполнению разворота

Предлагаю Вам скачать и распечатать инструкцию по выполнению разворота в ограниченном пространстве в формате pdf:

Ошибки и проблемы при выполнении разворота

1. Основная проблема при выполнении разворота - наезд на разметку или на обочину из-за нехватки места для разворота. Чтобы исключить данную проблему нужно на шаге 1 подъехать максимально близко к правому краю проезжей части.

Кроме того, если у водителя есть возможность выбрать место для разворота хотя бы в пределах одной улицы, то следует выбрать такую часть улицы, где проезжая часть шире.

2. Повторное включение заднего хода на данном упражнении запрещено, поэтому на него не стоит рассчитывать.

3. На упражнении разворот можно получить штрафные баллы за невключенные сигналы поворота. Поэтому будьте внимательны и в трех ключевых точках, где нужно поворачивать руль автомобиля, не забудьте включить соответствующий сигнал поворота.

Применение разворота в городе.

Поскольку в 2021 году данный маневр выполняется в условиях дорожного движения, он максимально приближен к ситуации, с которой водитель столкнется после автошколы. Так что приведенная в данной статье инструкция может пригодиться и в дальнейшем.

При этом при выполнении разворота в городе есть 2 важных момента:

  • всегда можно найти широкое место позволяющее развернуться за один заход или развернуться, объехав 1 квартал;
  • при развороте на узкой дороге количество включений передачи заднего хода не ограничено.

При выполнении разворота на городских улицах в большинстве случаев не имеет смысла разворачиваться именно на узком участке дороги. Гораздо проще и быстрее доехать до широкого участка дороги, развернуться на перекрестке, развернуться на прилегающей территории или развернуться проехав вокруг городского квартала.

Тем не менее, есть ситуации, когда пригодятся навыки, полученные при отработке разворота в ограниченном пространстве. Например, если автомобиль заехал в узкий тупик из которого есть только один выезд.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать. Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения.

Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).

Перекресток и пересечение проезжей части

Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

На каких перекрестках запрещен разворот?

Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» Дорожный знак 3.28 Разворот запрещен.

Если знак 3.19 Дорожный знак 3.28 Разворот запрещен устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» дорожный знак 4.1.1 движение прямо или знак 4.1.2 «Движение направо» дорожный знак 4.1.2 Движение направо, а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» дорожный знак 4.1.4 - Движение прямо или направо.

Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

  • На «зебре» (пешеходном переходе).
  • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
  • В тоннелях.
  • На остановках общественного транспорта.
  • В случаях ограниченной видимости — менее 100 метров одной из сторон движения.

Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Оптимальная траектория разворота

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку

Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

наезд на пешеходный переход

Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

выезд на полосу встречного движения

Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 Дорожный знак 3.18.2 Поворот налево запрещен не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

Схема разворота на перекрестке

Рис. 7. Схема разворота перекрестке

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

Дмитрий Константинович

Эксперт сайта "Юрист-консультант"

Задать вопрос

В этом случае, не являясь нарушением самим по себе, разворот по малому радиусу может привести к другим нарушениям ПДД, в т.ч. предполагающим серьезные штрафы и лишение права на управление ТС.

Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на встречку.

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно, расскажем в конце данной статьи.

Как правильно развернуться на перекрестке? Схемы

Учитывая все вышеперечисленное, выведем несколько наиболее верных схем разворота на перекрестках, которые необходимо использовать и для сдачи экзаменов в ГИБДД, и в обычных условиях эксплуатации ТС.

Общие правила разворота применяются в любом случае, однако конкретный тип перекрестка может иметь свои дополнительные особенности.

На регулируемом перекрестке (со светофором)

Это наиболее простой вид перекрестка с точки зрения разворота. Если разворот не запрещен, то достаточно дождаться разрешенного сигнала светофора (регулировщика), пропустить транспорт, имеющий преимущество, и совершить маневр.

Разворот на регулируемом перекрестке

Рис. 8 – На картинке показано как развернуться на регулированном перекрестке

Разворот на нерегулируемом перекрестке

Здесь уже больше сложностей, а значит больше возможностей для ошибок, как у водителей, так и у ДПС. Рассмотрим несколько расхожих ситуаций:

  • На равнозначном перекрестке. Здесь главное не забывать о помехе справа — при равных условиях, транспорт, находящийся справа, имеет приоритет в движении. Пропустив его, можно начинать маневр.

    Разворот на равнозначном перекрестке

  • На Т-образном перекрестке. Подчиняются общим правилам разворота и при отсутствии запретов допускают развороты для каждого из направлений. Особенностью могут являться ширина проезжей части – на узких дорогах разворот по малой траектории может быть невозможен.

    Разворот на Т-образном перекрестке

  • С трамвайными путями. Если другого не установлено знаком или сигналом светофора, то приоритет всегда у рельсового транспорта. Из этого и стоит исходить при развороте на перекрестке с трамвайными путями.

    Разворот на перекрестке с трамвайными путями

  • С разделительной полосой. В данном случае многое зависит от типа разделительных полос и организации движения. Вспомним главное правило – при развороте нельзя оказаться на полосе встречного движения. Теперь посмотрим на схему:

    Разворот на перекрестке с разделительной полосой

    Если горизонтально расположенная проезжая часть с односторонним движением, перемещающимся согласно схемы справа налево, то разворот возможен и по траектории 1, и по траектории 2.

    Если одностороннее движение направлено в другую сторону (слева направо), то оба варианта недопустимы.

    Наконец, если горизонтальный участок предполагает двустороннее движение, то допустима только траектория 2, т.е. первая предполагает движение по встречной полосе.

Наказание за нарушение разворота на дороге

Рассмотрим основные статьи КоАП РФ, по которым могут привлечь за нарушения правил разворота на перекрестке. Вернемся еще раз к этому рисунку:

выезд на полосу встречного движения

Перед нами неправильный разворот по длинному радиусу, который привел к пересечению сплошной. Теперь схожая ситуация, но по маленькой траектории при разметке на перекрестке:

не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку

В чем существенная разница:

  • В первом случае (длинная траектория) пересечение сплошной состоялось перпендикулярно, что не дает возможности квалифицировать правонарушение как выезд на встречную полосу. Значит, будут применены положения ч.2 ст.12.16 КоАП – штраф от одной до полутора тысяч рублей.
  • Во втором случае (малый радиус) выезд на «встречку» очевиден, а значит могут быть применены санкции по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, предполагающей штраф в 5000 рублей или лишение прав до полугода.

Есть еще штраф по ч.2 ст.12.14 КоАП за движение задним ходом (в т.ч. на перекрестке). Размер его составляет 500 рублей, а применяется он наиболее часто в случаях, когда маневр разворота не позволил вписаться в пределы перекрестка за один раз, и водитель вынужден сдавать назад.

Более того, нередки случаи, когда водители, нарушая ч.4 ст.12.15 КоАП и обнаружив, что попали в поле зрение ГИБДД, специально сдают назад, чтобы переквалифицировать правонарушение на ч.2 ст.12.14, т.е. вместо лишения до полугода получить штраф 500 рублей.

Как разворачиваться вне перекрестка?

Ответ на этот вопрос можно найти в пунктах 8.8 и 9.2 ПДД. В соответствии с первым, разворот вне перекрестка возможен, если водитель пропустит всех, имеющих преимущество. А второй говорит нам, что разворот по тем же правилам возможен и на широких (от 4- полос) двусторонних дорогах, если не запрещен отдельно.

Другими словами, все что не запрещено – можно. Главное, чтобы разворот не был недопустим знаками или разметкой.

Перекресток с разделительной полосой

Для начала определим, где находятся границы данного перекрестка.

"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перекресток изображен на рисунке:

Перекресток с разделительной полосой

Что такое разделительная полоса?

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Разделительной полосой может служить клумба, забор, парк, аллея и т.п. Разделительная полоса может быть шириной несколько сантиметров (в этом случае она чаще всего выделяется разметкой), а может быть и несколько десятков метров.

Перекресток с разделительной полосой

Приготовления перед началом выполнения разворота

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Таким образом перед разворотом нам необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части (не только крайнюю левую полосу, но и ее левую часть).

По какой траектории выполнять разворот?

По какой траектории выполнять разворот - самый важный вопрос этой статьи. Существуют 2 возможные траектории движения:

1. Разворот на перекрестке по малому радиусу.

2. Разворот по большому радиусу.

Перекресток с разделительной полосой

Правила дорожного движения не описывают по какой конкретной траектории необходимо выполнять разворот. Но, если рассмотреть разворот как 2 последовательных поворота налево, то можно выбрать лучшую траекторию:

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

В данном случае на перекрестке 2 пересечения проезжих частей:

Перекресток с разделительной полосой

А так как стороной встречного движения считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, правильной траекторией является траектория 2. Достоинством выбора этой траектории является тот факт, что при движении по ней Вы не будете мешать движению автомобилей, которые движутся по пересекаемой дороге.

Правила выполнения разворота

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.

Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:

  • разворот на перекрестке;
  • разворот вне перекрестка.

Разворот на перекрестке

Разворот на перекрестке

Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.

Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД).

Разворот вне перекрестка

Разворот вне перекрестка

Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.

На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.

Где запрещен разворот?

Рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнить разворот:

1. Пешеходные переходы

Пешеходные переходы, обозначенные соответствующими знаками или разметкой.

Знак 5.19.1 Пешеходный переходЗнак 5.19.2 Пешеходный переход

Разметка 1.14.1Разметка 1.14.2

2. Тоннели

В тоннелях. Тоннели обозначаются дорожным знаком 1.31:

Знак 1.31 Тоннель

3. Мосты, путепроводы, эстакады

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними разворачиваться также нельзя. Данные сооружения не обозначаются специальными дорожными знаками или разметкой. Поэтому на практике нужно быть внимательным, чтобы случайно не развернуться, например, на эстакаде. Дело в том, что насыпь может перейти в эстакаду незаметно для водителя.

4. Железнодорожные переезды

Разворот запрещен на железнодорожных переездах. Границы переездов обозначаются знаками 1.3.1 или 1.3.2, либо местом установки шлагбаума:

Знак 1.3.1 Однопутная железная дорогаЗнак 1.3.2 Многопутная железная дорога

5. Места с небольшой видимостью

В местах с видимостью менее 100 метров. Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно. Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:

Знак 1.11.1 Опасный поворотЗнак 1.11.2 Опасный поворотЗнак 1.12.1 Опасные поворотыЗнак 1.12.2 Опасные поворотыЗнак 1.13 Крутой спускЗнак 1.14 Крутой подъем

Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.

Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.

6. Остановки.

Нельзя разворачиваться и на остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой:

Знак 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбусаЗнак 5.17 Место остановки трамвая

Разметка 1.17

7. При наличии знаков

Разворот запрещен при наличии следующих дорожных знаков:

Знак 3.19 Разворот запрещенЗнак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направо

8. При наличии разметки

Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:

Разметка 1.1Разметка 1.3

9. На автомагистрали

Пункты 16.1 и 16.3 правил дорожного движения запрещают разворот на автомагистрали и на дороге для автомобилей. То есть на дорогах, обозначенных следующими дорожными знаками:

Знак 5.1 АвтомагистральЗнак 5.3 Дорога для автомобилей

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком "пятачке". Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух - также направо, на четвертом - налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

Пересечение двух четырехполосных дорог

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Пересечение проезжих частей

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

Правильная траектория разворота на перекрестке

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Лишение прав при развороте на перекрестке

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя - штраф 1 000 - 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения - лишение прав на 1 год.

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если "вписаться" не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке - вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что "вписаться" не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот вне перекрестка

Для начала рассмотрим, в каких местах на дороге вне перекрестка можно выполнить этот маневр безболезненно для себя, и на что следует обратить особое внимание.

Начнем с разворота на дороге, имеющей всего две полосы (по одной для движения в каждом направлении) с прерывистой линией разметки посередине или не имеющей разметки.

Место, где вы хотите развернуться, должно хорошо просматриваться в обе стороны. Нужно стараться избегать выпуклых переломов дороги, а также ее поворотов. Для чего нужны эти предостережения?

Выпуклый перелом и поворот дороги ограничивают видимость проезжей части. Со стороны невидимого для вас участка, внезапно может появиться другой автомобиль. Он может ехать быстро, и его водитель, не видя вас за переломом или за поворотом дороги, может не успеть вовремя затормозить, и произойдет столкновение.

В этом столкновении будете виноваты вы, так как в соответствии с пунктом 8.1 ПДД при выполнении любого маневра не должны создаваться помехи другим участникам движения.

Момент времени непосредственно для разворота нужно выбрать такой, когда по отношению к вам ни сзади, ни спереди вашего автомобиля не будет приближающихся других транспортных средств.

Вполне возможно, что другие машины будут присутствовать (это, ведь, дорога), но на каком-то относительно далеком расстоянии. За то время, пока они к вам приближаются, вы уже успеете развернуться.

В зависимости от ширины проезжей части и наличия (или отсутствия) прилегающей территории можно выполнять разворот в один, два или три приема. Ниже — последовательность выполнения каждого разворота в отдельности.

Разворот в один прием

  1. Выбрав место для разворота, включаете правый «поворотник», смотрите в зеркало заднего вида для контроля обстановки сзади автомобиля и прижимаетесь к правому бордюру или заезжаете на обочину. Останавливаетесь;
  2. Включаете указатель левого поворота и осматриваете обстановку со всех сторон автомобиля. Для этого лучше смотреть не только в зеркала заднего вида, а еще повернуть голову и внимательно осмотреться;
  3. Убедившись, что ни вы никому, ни вам никто не мешает, начинаете движение вперед, быстро и плавно вращая руль перехватом;
  4. Разворачиваетесь. В завершающей стадии разворота выравниваете колеса автомобиля и плавно увеличиваете скорость. Выключаете левый «поворотник».

Включение указателей поворота обязательно! Если прижимаетесь вправо к бордюру или обочине, значит сначала включаете правый «поворотник». Перед тем, как начнете разворачиваться (начало движения и отъезд от обочины) – соответственно, включаете левый «поворотник». Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас, смогли понять ваши намерения правильно.

Разворот в два приема

В два приема можно развернуться, если рядом с дорогой имеется прилегающая территория или площадка со своим въездом. Безопаснее всего для такого разворота использовать территорию, прилегающую к дороге справа.

  1. Приблизившись к въезду на прилегающую справа территорию или площадку и поравнявшись с его правым краем, включите сигнал правого поворота;
  2. Остановиться нужно сразу за въездом примерно в метре от бордюра. Осмотрите обстановку сзади автомобиля и на прилегающей территории. Правый «поворотник» пусть работает;
  3. Включаете заднюю передачу и заезжаете задним ходом во въезд на территорию. При этом переднее левое крыло автомобиля будет сильно выступать на проезжую часть – будьте внимательны. Очень похоже на один из вариантов экзаменационного упражнения «Заезд в бокс». Останавливаетесь и выключаете «поворотник»;
  4. Теперь требуется оценить обстановку на дороге слева и справа на предмет едущих с обеих сторон машин, затем включаете левый указатель поворота и, пропустив едущий мимо транспорт, с поворотом налево завершаете свой разворот.

Разворот в три приема

Разворот в три приема выполняется в том случае, когда дорога слишком узка для разворота в один прием, а чтобы развернуться в два приема, нет прилегающей территории.

Выполняется такой разворот точно так, как экзаменационное упражнение «Разворот в три приема», но на оживленной дороге нужно особенно внимательно следить за окружающей обстановкой, и обязательно включать указатели поворотов.

И еще всегда есть смысл обращать внимание на высоту бордюрного камня, если таковой есть, чтобы во время разворота не повредить автомобиль.

  1. Остановите автомобиль у правого края дороги как можно ближе к обочине или бордюру. Оцените обстановку в обоих направлениях дороги, включите левый указатель поворота;
  2. Когда дорога будет свободна на достаточно большом расстоянии, начинайте движение вперед, быстро и плавно поворачивая руль влево. Когда до противоположного бордюра останется примерно 1-1,5 метра, начинайте тормозить, одновременно быстро вращайте рулевое колесо вправо так, чтобы после остановки передние колеса были повернуты вправо;
  3. Включите заднюю передачу и правый указатель поворота. Оцените обстановку сзади вас на дороге, и начинайте движение назад, одновременно поворачивая руль до упора вправо. На сколько нужно будет сдать назад – зависит от ширины дороги. Останавливаетесь;
  4. Теперь включаете левый указатель поворота, первую передачу и начинаете движение вперед, одновременно выравнивая колеса.

Когда у дороги две или более полос для движения в одном направлении, то противоположные потоки разделяются сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено, или встречные потоки могут разделяться конструктивно (отбойник или длинный газон посередине дороги).

В таких случаях разворот выполняется в специально отведенных местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» или 6.3.2 «Зона для разворота». Этим знакам может предшествовать знак 6.3.1 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Увидев такой знак, следует заранее, соблюдая правила перестроения, занять крайнюю левую полосу движения и приблизиться к месту для разворота. О правилах перестроения в дорожном потоке можно прочесть в статье, которая так и называется Перестроение в потоке.

Далее нужно заблаговременно включить указатель левого поворота и плавно снизить скорость, чтобы едущие за вами смогли понять ваши намерения и беспрепятственно вас объехать.

Теперь, для выполнения разворота, сначала следует оценить дорожную обстановку со встречного направления. Если есть необходимость — останавливаетесь и пропускаете встречный транспорт, и, убедившись, что больше никому не помешаете (это есть безопасность маневра), выполняете разворот. Указатель поворота следует выключить сразу после завершения разворота.