Как правильно описать фотографию на устном экзамене природа

Как правильно описать фотографию на устном экзамене природа

Что такое диалог?

Диалог в переводе с греческого означает «речь двоих» (логос — слово, диа- два). Диалогом называют разговор двух или более лиц. В таком виде общения предусмотрено наличие слушающего и говорящего, которые периодически меняются ролями. С помощью диалога люли обмениваются друг с другом информацией. 

Диалогом является беседа друзей, общение продавца и покупателя, разговор учителя и ученика на уроке во время закрепления изученного материала. Переключение ролей в диалоге происходит в том случае, когда говорящий задает слушающему вопрос. Диалог используется как в устной, так и в письменной речи. Во втором случае речь идет преимущественно о книжном стиле. На уроках литературы вы, вероятнее всего, анализировали диалоги действующих лиц и понимаете, как они строятся. Основной особенностью устной диалогической речи является спонтанность и отсутствие времени на подготовку ответа. Следовательно, готовиться к диалогу выпускники не будут. Вопросы собеседник начинает задавать сразу же после монологического высказывания. 

Формулировка задания

Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, т.е. по той, по которой составлялся монолог. Тема остается неизменной, чтобы выпускников не вводить в неловкое положение и спровоцировать стресс. В выбранной теме выпускник ориентируется, значит и на вопросы должен обязательно найти ответы. При этом выпускник не получает каких-либо карточек. Карточка-помощница в этот раз оказывается в руках собеседника. На ней записаны 3 вопроса по выбранной выпускником теме, которые собеседник задает во время беседы. Если вдруг при ответе на задание 3 выпускник уже раскрыл суть написанного на карточке вопроса, собеседник должен придумать другой вопрос по этой теме. Если же выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.

Критерии оценивания

Выполнение коммуникативной задачи

Выполнить коммуникативную задачу в данном случает — ответить на все вопросы собеседника. Во время ответов вы также должны продемонстрировать умение понимать вопросы, рассуждать, отвечать конкретно. На диалог по регламенту отводится 3 минуты. Собеседник может задать вам 3 вопроса. Получается, что на один ответ должно уйти не более 1 минуты. Да, ответ должен быть развернутым, но не стоит сочинять роман на заданную тему. 

Если вопрос не совсем понятен, не бойтесь переспросить, уточнить. Ведь ваша задача — ответить на этот вопрос. Добивайтесь результата всеми способами. Если же вам нечего ответить собеседнику, ни в коем случае не молчите. Скажите, что затрудняетесь ответить на этот вопрос, что вопрос для вас не до конца понятен,  то вы в жизни не сталкивались с таким явлением. 

Также вы можете задавать встречные вопросы учителю-собеседнику, касающиеся темы. Например, если собеседник спрашивает о любимых актерах, поинтересуйтесь, кому отдает предпочтение он. 

Учет условий речевой ситуации

Как и в случае с монологом, во время участия в диалоге выпускник должен понимать, что перед ним находится учитель, а не близкий друг. Поэтому вести беседу нужно соответствующе. Также нужно понимать, где вы находитесь и какую цель преследуете. Если вы во время беседы будете вести себя слишком развязно, то продемонстрируете непонимание всех этих требований. Но не стоит и замыкаться. Беседа должна быть непринужденной, спокойной и живой.

Тема 1: описание фотографии

Для анализа задания обратимся к демонстрационному варианту. В теме 1 предлагается описать фотографию школьного праздника. 

Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:

  1. Какие праздники Вы любите больше всего и почему?

Больше всего мне нравятся праздники, проходящие в тесном семейном кругу. Самым любимым является Новый год. Еще до наступления праздника в доме царит особая атмосфера. Вся семья собирается вместе. Это общий праздник, поэтому все друг друга поздравляют и дарят подарки. А еще мне нравится ждать боя курантов и смотреть на взлетающие в небо салюты.

  • Когда можно сказать, что праздник удался?

Праздник можно назвать удавшимся, когда все рады и счастливы, когда каждый получил то, что хотел. И это не всегда материальное, не всегда подарки. Ведь кто-то ждет от праздника встречи с дорогим человеком, кто-то мечтает услышать греющие душу слова. 

  • Вы любите больше праздник или подготовку к нему?

Конечно же, праздники всегда доставляют людям удовольствие. Но не менее захватывает и увлекает подготовка к нему. Мы с мамой всегда вместе продумываем меню на праздник, отправляемся в магазин за продуктами, потом начинаем готовить. Также я люблю выбирать подарки. Это всегда интересно и любопытно. 

Тема 2: повествование на основе жизненного опыта

В теме 2 предлагалось рассказать о походе или экскурсии, в которой выпускник принимал участие. 

Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:

  1. Чем полезны походы и экскурсии?

Польза похода и экскурсии очевидна. Во-первых, совместные мероприятия сплачивают. Во-вторых, они помогают лучше узнать человека, посмотреть на него с другой стороны. В-третьих, походы и экскурсии носят воспитательный характер. Если мы отправляемся в поход, то знакомимся с миром живой природы, учимся сохранять природу, наводя после себя порядок. В походе мы приобретаем полезные навыки, вырабатываем силу воли. Если же мы участвуем в экскурсии, то узнаем что-то новое, расширяем кругозор.

  • Что бы Вы рекомендовали Вашим сверстникам, решившим впервые отправиться на экскурсию или в поход?

Сначала нужно обратить внимание на технику безопасности: правильно переходить дорогу, обходить автобус и т.д. Обязательно нужно слушать взрослых. На экскурсии не нужно шуметь, перебивать других. Также не стоит брать с собой много лишних вещей. Лучше взять только самое необходимое. 

  • Что является самым важным в походе или на экскурсии?

В походе самым важным является выносливость. Если вы не можете преодолевать длинные расстояния, то в походе вам будет трудно. Очень важно уметь ориентироваться в незнакомой местности. Не лишним будет умение разводить костер.

На экскурсии важно, наверное, умение слушать экскурсовода. Тема экскурсии должна быть вам интересна, иначе вы не получите удовлетворения от мероприятия. 

Если вы в задании 3 рассказывали о походе, то вопросы будут заданы именно про поход. Если же вы вели речь об экскурсии, то о ней будет спрашивать и собеседник.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

описание портрета картины

Краткое описание картины предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой общественный резонанс вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

как описать картину

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и выражение лица, однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный это портрет или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

краткое описание картины