Как правильно написать единый государственный экзамен

Апелляция ЕГЭ в 2021

Порядок подачи и рассмотрения апелляций регламентируется соответствующим приказом Минпросвещения России №190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018.

В 2021 году в связи с эпидемиологической обстановкой приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.03.2021 № 105/307 утверждены Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году.

Виды апелляции

Участники единого государственного экзамена могут подать апелляцию о нарушении Порядка и (или) о несогласии с выставленными баллами.

При нарушении порядка проведения

Апелляция о нарушении порядка подается в случаях, при которых нарушаются права участников при проведении экзамена. Для проверки сведений, изложенных в апелляции, организуется проверка, результаты которой оформляются в форме заключения. Затем конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений: об отклонении апелляции или об ее удовлетворении.

— Организаторы тщательно следят за порядком проведения аттестации и ликвидируют внештатные ситуации, или же переносят экзамен при невозможности устранить форс-мажор, — рассказала РИА Новости бывший председатель государственной экзаменационной комиссии Татьяна Маркина.

При несогласии с выставленными баллами

Если участник ЕГЭ не согласен с выставленными ему баллами за экзамен, до заседания конфликтной комиссии устанавливается правильность оценивания его развернутого ответа. Для этого к рассмотрению апелляции привлекается эксперт по соответствующему учебному предмету, не проверявший ранее экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.

Как подать апелляцию

Заявление

Апелляции о нарушении порядка проведения экзамена составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в конфликтную комиссию, другой, с пометкой члена ГЭК о принятии ее на рассмотрение, остается у участника экзаменов.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами также составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в конфликтную комиссию, другой, с пометкой ответственного лица о принятии ее на рассмотрение в конфликтную комиссию, остается у апеллянта.

Сроки

Если, по мнению выпускника, имеется нарушение процедуры проведения ЕГЭ, то важно подать на апелляцию в тот же день, не выходя из пункта проведения экзамена. Апелляция подается члену государственной экзаменационной комиссии.

В случае несогласия с выставленными баллами нужно подать апелляцию в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена.

Как проходит заседание

Член ГЭК организует проведение проверки сведений, изложенных в апелляции о нарушении порядка, при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой проводился экзамен, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников, ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляцию о нарушении порядка и заключение о результатах проверки в тот же день член ГЭК передает в конфликтную комиссию.

Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении Порядка, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений: об отклонении апелляции или о ее удовлетворении.

В последнем случае результат экзамена аннулируется и подавшему апелляцию участнику предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в другой день, предусмотренный расписанием ЕГЭ.

Апелляция о нарушении порядка рассматривается в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

Рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами проводится в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

По результатам рассмотрения принимается решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об ее удовлетворении и изменении баллов.

Какие аргументы приводить

Для успешной апелляции важно доказать, что работа соответствует всем требованиям и критериям оценки. Все они приведены на сайте Федерального института педагогических измерений. Также полезными могут быть законы, научные труды, учебники, которые одобрило Министерство просвещения Российской Федерации.

Кто принимает апелляцию у участника

При рассмотрении апелляции могут присутствовать члены ГЭК, аккредитованные общественные наблюдатели, сотрудники Рособрнадзора и иные лица, определенные этим ведомством, а также представители профильного органа власти субъекта Российской Федерации.

Как комиссия проверяет работу

В рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами до заседания конфликтной комиссии устанавливается правильность оценивания развернутого ответа участника экзамена. Для этого привлекается эксперт по соответствующему учебному предмету, не проверявший ранее экзаменационную работу апеллянта.

Конфликтная комиссия проверяет работу полностью, даже если выпускник не согласен только с одним вопросом. Рассматривается весь пакет документов: распечатанные изображения экзаменационной работы, аудиозаписи ответов, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и т.д.

— Не проверяют только черновики, потому если участник ЕГЭ не успел перенести из него правильный ответ в бланк, то жаловаться бесполезно, — отметила эксперт.

Результат апелляции

На сколько баллов можно поднять результаты ЕГЭ

В случае удовлетворения апелляции о несогласии с выставленными баллами их количество может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Также баллы могут оставить без изменения. Каждый случай рассматривается отдельно.

Важнейшее достижение

Как указывают в ведомстве, важнейшее достижение последних лет проведения ЕГЭ - высокий уровень объективности и безопасности экзамена. Он проводится на 100% под видеонаблюдением, в подавляющем большинстве аудиторий оно ведется с онлайн-трансляцией на портал SMOTRIEGE. За ходом экзаменов следят общественные наблюдатели и онлайн-наблюдатели, федеральные эксперты.

Кроме того, в пунктах проведения экзаменов действует контрольно-пропускная система с применением переносных и стационарных металлодетекторов, используется система для подавления связи. Процедура подготовки экзаменационных материалов ЕГЭ отработана до мелочей и окружена целым комплексом мер безопасности, призванных предотвратить нарушения и утечки экзаменационных материалов, заверяют в ведомстве.

Задания ЕГЭ печатаются в аудиториях, по завершении экзамена материалы сканируются непосредственно в экзаменационном пункте, и весь массив данных передается в Региональный центр обработки информации (РЦОИ). Данные технологии позволяют исключить риски несанкционированного доступа к материалам ЕГЭ при их передаче и транспортировке, сократить сроки их обработки, позволяют оптимизировать временные затраты, значительно сократить финансовые расходы и минимизировать кадровые ресурсы. С 2019 года началось внедрение технологии передачи материалов ЕГЭ в пункты проведения экзаменов по защищенным каналам.

Как отмечают в Рособрнадзоре, до сих пор бытуют мифы о никогда не существовавших заданиях ЕГЭ: "Сколько пуговиц на кафтане Чичикова?"; "Как звали лошадь Вронского?"; "На каком плече родинка у Элен?".

Выпускник, чтобы успешно сдать ЕГЭ, должен не только хорошо знать учебный материал, но и уметь понимать и анализировать содержание текстов с привлечением знаний соответствующего учебного предмета - такие задания есть в ЕГЭ по литературе, русскому языку, обществознанию, истории, иностранным языкам.

Также выпускник должен уметь систематизировать, развернуто излагать свои мысли, классифицировать информацию, работать со статистикой, представленной в форме диаграмм, графиков, анализировать иллюстрации, уметь работать с лабораторным оборудованием, проводить измерения, эксперименты, решать различные задачи практического содержания, разбирать практические жизненные ситуации, аргументировать свое мнение.

Кроме того, школьник должен уметь вести дискуссию. Например, в ЕГЭ по истории есть задание, в котором предложена какая-либо принятая в обществе оценка исторического события или процесса и требуется привести два аргумента в ее подтверждение и два аргумента в ее опровержение.