Как правильно идет экзамен или идут экзамены

Как правильно идет экзамен или идут экзамены

Зачеты и экзамены – проверка полученных знаний и навыков

В высших учебных заведениях качество усвоения студентами материала оценивается на зачетах и экзаменах. Сначала дадим определения этих важнейших понятий в терминологии вуза.

Зачет – это предварительная оценка знаний студента. Зачет не имеет оценки в баллах. По его результату студенту в зачётку выставляется «зачтено» или «не зачтено», то есть пометку о том, знает студент тему хотя бы на “тройку” или нет. В один и тот же день может проходить несколько зачетов. Несданные зачеты равнозначны недопуску к экзаменам.

Зачеты сдают во время зачетной недели, когда уже не проходят занятия, но еще не начались экзамены. Обычно зачет принимает тот же преподаватель, что читал лекции, либо его ассистент. Зачет может проходить в форме теста, деловой игры, ответов по билетам либо защиты проекта. Студенты, которые регулярно посещают занятия и имеют хорошую успеваемость, могут получить зачет «автоматом» на последнем занятии. В балльно-рейтинговой системе “автомат” можно получить за счет набранных баллов.

Экзамен – это итоговая оценка знаний студента по конкретной дисциплине. Его проводят в период экзаменационной сессии. В один день должно проходить не больше одного экзамена.

Перед сдачей дают несколько дней на подготовку. Студентам за 2–4 недели выдают список вопросов (до 100), которые потом будут разбиты на экзаменационные билеты – до трех вопросов в каждом. Перед экзаменами преподаватели устраивают консультации, где дают разъяснения по вопросам. Желательно на них приходить и задавать вопросы, чтобы, как минимум, освежить в памяти преподавателя вашу персону, так как именно он – лектор – будет оценивать ваш ответ.

Экзамен обычно проводится в форме устного опроса по билетам. Кроме вопросов про теорию, в билете бывают практические задания: анализ реального случая или решение задачи. Преподаватель также может задавать дополнительные вопросы сверх имеющихся в билете.

Читайте также нашу статью «Как приёмные комиссии обманывают абитуриентов, а главное – зачем?» 

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе, где высшая оценка – «отлично», низшая – «неудовлетворительно». Оценки сразу же после сдачи объявляют студенту. Положительные оценки заносятся в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, неудовлетворительные – только в ведомость. Полученные на экзамене оценки затем идут в диплом. Если студент получил за экзамен “неуд”, то он должен прийти на пересдачу.

Если за экзамены вы получили только ”4” и “5”, то вы можете рассчитывать на академическую стипендию. Хотя бы одна “тройка” лишает вас этой привилегии, социальная стипендия сохраняется.

В зачетную книжку заносятся положительные результаты экзаменов

Чем отличается экзамен от зачета

Отличия зачета от экзамена представлены в следующей таблице.

Зачет

Экзамен

Предварительная аттестация, по результатам которой студент будет допущен/не допущен к экзамену

Итоговая оценка знаний

Проводится в зачетную неделю перед сессией

Проводится во время сессии

В один день может быть несколько зачетов

В один день может проводиться только один экзамен

Ставится на основании курсовых и контрольных работ, рефератов, устного опроса, рейтинга

Сдается по вопросам в билетах

Не оценивается в баллах

Оценивается по пятибалльной шкале

Обычно принимает преподаватель, ведущий семинары, практические занятия, лабораторные работы

Обычно принимает лектор

Зачет можно получить «автоматом» на основании результатов практических, контрольных и курсовых работ, регулярного посещения занятий

Экзамены «автоматом» практически никогда не ставятся или ставят “удовлетворительно”

Задания даются достаточно простые, чтобы их смогло выполнить большинство студентов

Вопросы и задания соответствуют сложности курса

Результаты зачета заносятся в зачетную книжку

Экзаменационные оценки идут в диплом

Чем сессия отличается от аттестации

Сессия – это период сдачи экзаменов в вузах. В это время проводится проверка знаний по дисциплинам, которые преподавались в текущем семестре (модуле). Студент, успешно сдавший все экзамены, сможет продолжать дальнейшее обучение.

Сессия бывает зимней и летней. В этот период обычно бывает не более шести экзаменов. На подготовку к каждому дается не менее трех дней. Все экзамены сдают в среднем около трех недель. Время начала и окончания экзаменационного периода каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Перед сессией обычно проходит зачетная неделя, во время которой студенты сдают рефераты, зачеты, курсовые и лабораторные работы. Студента допускают к сдаче экзаменов, если он получил все зачеты. Если студент не сдал какие-либо экзамены, ему предоставляется возможность пересдачи (не более трех раз для одного предмета).

Закрыть сессию – сдать все зачеты и экзамены. Не закрывшие сессию учащиеся отчисляются. После закрытия сессии у студентов начинаются каникулы.

Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проконтролировать успехи в обучении и посещаемость. Староста относит в деканат журнал посещаемости, преподаватели отчитываются о результатах проверочных работ и других заданий студентов, выставляют оценки по рейтингу успеваемости. Если студент забросил учебу сразу после первой пары в семестре, то уже на промежуточной аттестации деканат узнает об этом. В списке негативных последствий: вызов к декану факультета, строгий выговор, риск отчисления.

Иногда под аттестацией подразумевают более широкое понятие: это проверка усвоения программы студентами по выборочным дисциплинам – за семестр или год. Аттестация по дисциплинам проводится в формах, определенных учебным планом:

  • зачета или экзамена;
  • защиты курсового проекта;
  • защиты отчета по практике.

Что такое балльно-рейтинговая система

Это понятие часто встречается в терминологии студентов.

Балльно-рейтинговая система (БРС) – система оценки работы студента путем начисления баллов. Система разработана в рамках Болонского процесса, который создает благоприятные условия для сближения систем высшего образования стран Европы. Условно БРС можно разделить на три рейтинга:

  • учебный;
  • научный;
  • социальный.

В странах Европы при этом используют систему кредитов (зачетных единиц Карнеги). Получить один кредит – значит успешно проявить себя в рамках определенной учебной дисциплины за один академический час в неделю.

В российских вузах студентам за их работу на занятиях в течение семестра начисляют баллы. Рейтинг рассчитывается по стобалльной шкале. Учебный рейтинг складывается из баллов за посещаемость, успехи в учебе (по результатам зачетов и экзаменов), творческий подход в предмету (презентации, доклады, проекты). Научный рейтинг зависит от баллов, полученных за участие в научных работах кафедры, конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ. Социальный рейтинг тем выше, чем активнее студент принимает участие в общественной жизни вуза.

Если за работу в течение семестра студент набрал менее 30 баллов, его не допускают к экзамену или зачету. Чтобы набрать нужное количество, ему потребуется выполнить дополнительные работы. За сдачу зачета или экзамена студент получает до 40 баллов. Если при сдаче зачета или экзамена студент получает менее 20 баллов, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

Семестровый рейтинг рассчитывается как сумма рейтингов дисциплин и научно-исследовательского рейтинга. По его результатам решается вопрос о предоставлении студентам государственной академической стипендии.

Годовой рейтинг рассчитывается как сумма семестровых рейтингов дисциплин и годового научно-исследовательского рейтинга. По его результатам принимаются решения:

  • о присуждении грантов на обучение или стажировках в зарубежных вузах;
  • о переводе с платного обучения на бюджетное;
  • о выдаче именных стипендий;
  • о других формах поощрения.

Итоговый рейтинг накапливается за все годы обучения. По его результатам принимаются решения:

  • о предоставлении студенту преимущественного права на поступление в магистратуру или аспирантуру;
  • о предоставлении рекомендательных писем работодателям от имени высшего учебного заведения;
  • о внесении в книгу почета.

Лекция, семинар, коллоквиум, практикум

Рассмотрим подробнее эти наиболее распространенные в словаре студента понятия.

Лекция – одна из основных форм обучения в высших учебных заведениях. Преподаватель рассказывает теоретический материал, обычно в форме монолога. Студенты конспектируют информацию, по которой потом будут готовиться к зачетам и экзаменам.

На 1–3 курсах часто проводятся потоковые лекции: в огромный лекционный зал приходят все студенты с одного курса и слушают лектора.

На потоковую лекцию приходят все студенты с одного курса

Семинар – вид практических занятий, которые могут проходить в разных форматах: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач. Семинар помогает усвоить знания, полученные на лекциях. Эта форма обучения способствует развитию навыков самостоятельной работы. Также это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов, коллективное подведение ее итогов.

Семинары позволяют студенту применить знания на практических заданиях

Коллоквиум – это одна из форм проверки и оценки знаний студентов в вузах. В переводе с латыни понятие означает «разговор». Часто он проводится в виде промежуточного мини-экзамена, который проходит один или несколько раз в семестр. В ходе проверки могут оцениваться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. В других случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы. По его результатам выставляет зачет по дисциплине. В некоторых случаях коллоквиум представляет собой дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие. Нередко коллоквиум проводится по согласованию между преподавателями и студентами.

Коллоквиум в виде дискуссии между присутствующими

Практикумы – занятия в форме практической или лабораторной работы. Они проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, на производственных участках. Основная цель практикумов – применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Место прохождения практики зависит от будущей специальности учащегося. Студенты технических вузов учатся работать с различной аппаратурой, приборами и техническими средствами. В гуманитарных вузах студентов могут направить для получения опыта в средние учебные заведения страны, государственный или муниципальный архив. Будущие банковские работники направляются для прохождения практики в банки или другие финансовые учреждения.

Иногда практикумы могут проходить прямо на производстве

НИРС, курсовая работа и диплом

НИРС – это Научно-Исследовательская Работа Студентов. Под этим понятием обычно понимают работу студента над своей курсовой или дипломной работой. Также она может проходить как работа в научных кружках, клубах, лабораториях или индивидуально с научным руководителем. В расписании это выглядит как факультативное занятие. Самое сложное в жизни студента – заставить себя заниматься НИРСом, так как это самый большой вызов учащимся в плане самостоятельности и планирования своего времени.

Курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами научных исследований. Обычно студенты начинают писать курсовые работы со второго курса. Но если на втором и третьем году обучения учащиеся пишут курсовые в виде рефератов (около 15 страниц), то на старших курсах они должны проводить исследования (40–60 страниц). Написание курсовых готовит студентов к созданию дипломных работ.

Курсовые работы способствуют развитию таких навыков, как умение подбирать и анализировать информацию, работать с источниками, систематизировать собранный материал. Отдельный блок работы над “курсачом” – это оформление. Вам придется изучить стандарты оформления сносок, цитат, титульного листа и приложений и пр. Щедрый бонус – повышение знаний в Microsoft Word.

Дипломная работа, или Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это последняя работа в процессе обучения. Она может быть продолжением ваших курсовых работ или их расширенной версией. Требования к диплому выше, чем к курсовой, так как именно ВКР подтверждает вашу способность самостоятельно решать исследовательские проблемы в опоре на полученные знания.

Дипломная работа студента для проверки его готовности к работе по специальности

ГИА – Государственная итоговая аттестация

«ГИА – ежегодное мероприятие по государственному контролю освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего общего образования (ГИА-11) или основного общего образования (ГИА-9) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования или основного общего образования, соответственно».

Иными словами, ГИА – это общее название экзаменов, который должны сдать школьники по окончании 9 и 11 классов. При этом ГИА имеет несколько форм: ОГЭ (9 класс), ЕГЭ (11 класс) и ГВЭ (и 9, и 11 класс).

Структура школьных экзаменов ГИА, ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ

ОГЭ – Основной государственный экзамен (9 класс)

«ОГЭ – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.»

Так выглядит бланк ответов к экзамену ОГЭ

В конце 9 класса обязательно сдавать экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.


К сдаче ОГЭ допускаются:

  • выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений РФ с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3»
  • выпускники с одной «2», с условием, что будут сдавать экзамен по этому предмету
  • иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении
  • выпускники прошлых лет, не получившие аттестат

ЕГЭ – Единый государственный экзамен (11 класс)

«ЕГЭ — форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.»

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдают в 11 классе

Для получения аттестата выпускники 11 класса сдают два обязательных предмета: русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе, в зависимости от выбранной специальности и вуза. Если вы решили поступать в гуманитарный вуз, то вам будет интересен курс подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку.


К сдаче ЕГЭ допускаются:

  • выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений РФ с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3» и успешно написавшие итоговое сочинение (изложение)
  • студенты ссузов
  • выпускники прошлых лет: школ, ссузов
  • выпускники иностранных государств

Таким образом, если у школьника двойка по одному из предметов, он не будет допущен к сдаче ЕГЭ и останется «на второй год».

ГВЭ – Государственный выпускной экзамен (9 и 11 класс)

«ГВЭ – форма ГИА по образовательным программам среднего общего образования в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.»

Этот экзамен сдают после 9 и 11 класса особые категории обучающихся, которые по разным причинам не могут сдать ЕГЭ или ОГЭ (школьники с ограниченными возможностями здоровья).

См. также[править | править код]

  • Зачёт

Ссылки[править | править код]

  • Зачётно-экзаменационная сессия (или просто сессия). Энциклопедия МИФИ (10 января 2016).
  • Сессия экзаменационная. Большая Советская Энциклопедия. bse.sci-lib.com. Дата обращения: 9 ноября 2019.
  • Лабораторно-экзаменационная сессия. Большая Энциклопедия Нефти и Газа. www.ngpedia.ru. Дата обращения: 9 ноября 2019.
  • Еникеев Т. В. Подходы к решению задачи составления расписания зачетно-экзаменационной сессии. — Вып. 1212-В2004.

Предметы ЕГЭ

Сколько времени идет экзамен ГИА

Единый государственный экзамен – одна из форм проведения ГИА выпускников школ, по итогам которой можно поступить в институт или университет. Его длительность регламентирована правительством РФ и зависит от особенностей дисциплины:

  • на сдачу математики, литературы, физики, истории, информатики и обществознания отводится наибольшее количество времени – 3 часа 55 минут;
  • на написание русского, химии или биологии дается 3 часа 30 минут;
  • на аттестацию по географии выделяют 3 часа;
  • ГИА по иностранному языку состоит из двух частей: письменной (3 часа) и устной (15 минут).

По каждой из дисциплин ЕГЭ длится не менее 180 минут. Если ГИА продолжается более четырех часов, организуется питание.