Как помочь ученикам подготовиться к экзамену

Как помочь ученикам подготовиться к экзамену

Как быстро подготовиться к экзаменам: распределение времени

Для того чтобы наиболее эффективно подготовиться к экзаменам, нужно правильно распределить свое время. Проблема многих школьников — это неправильное распределение времени на учебу и отдых. Когда до сессии еще есть время, мало кто хочет заморачиваться по поводу подготовки, откладывая ее на потом. Многие оставляют учебу на последний момент, последний вечер перед экзаменом. Это самая большая ошибка учеников, ведь оставляя все на последний момент, мозг уже не может также эффективно принимать и запоминать информацию.

Самый лучший метод распределения времени — это заниматься в течение двух-трех недель перед экзаменом, каждый день примерно по часу-два. Так мозг может постепенно принимать информацию и наиболее точно все запоминать. После нескольких недель занятий, в вечер перед экзаменом стоит просто повторить все темы и задания. Таким способом можно добиться намного более хороших результатов, даже тем, кто никогда не сдавал экзамены хорошо, ведь как уже говорилось, многое зависит от распределения времени.

Если же игнорировать эту рекомендацию, то можно зубрить материал в течение 2-3 дней и в результате все выученное вылетит из головы в самый неподходящий момент. Хорошо, если на момент сдачи хоть что-то останется в голове. Но толку от такой подготовки для школьника или студента не будет. Ибо зазубренное очень быстро выветривается из головы. Помните знаменитое студенческое правило трех «З»? «Зазубрил, з/сдал, забыл». Материал, действительно, забывается моментально.

Рекомендации по быстрой подготовке к экзаменам

Если же времени до экзаменов остается совсем мало, и нет больше возможности готовиться неделями, то есть и другой метод. Этот метод поможет приготовиться к экзамену за несколько дней. Главное — это правильно настроить себя на учебу и не отвлекаться ни на что постороннее. Если думать параллельно еще о чем-то кроме учебы, то мозг не сможет полностью сконцентрироваться на учебе.Правила подготовки к экзаменам.jpg

План быстрой подготовки к экзамену:

  • Для начала стоит повторить всю теорию. Если вам кажется, что ее слишком много, можно разделить ее на несколько частей. Тогда не придется повторять материал несколько раз. После этого нужно закрыть все тетради, учебники и прочие материалы, взять любой вопрос из перечня и попытаться составить план своего ответа на него. Если с этим проблем нет, то на экзамене вы наверняка сумеете набросать план ответа по теории, а по плану отвечать всегда легче.
  • Практикум. Обычно учителя дают ученикам задания, которые можно порешать для улучшения навыков. После того как вся теория пройдено, нужно постараться использовать ее в деле. Когда задания решены, нужно их проверить и проанализировать. Если все задания правильно сделаны, то информация действительно хорошо усвоена.
  • Если же часть заданий не получилось, то стоит снова повторить теорию и еще раз постараться решить задания. Чтобы его окончательно закрепить, нужно еще один раз повторить всю теорию, а затем со спокойной душой заниматься своими делами, ведь подготовка к экзамену прошла успешно.

Когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ

Самый оптимальный вариант — начать готовиться за несколько недель до экзаменов. Конечно же, это требование не является обязательным, поскольку все индивидуально. Кому-то хватает несколько дней, чтобы восстановить в памяти изученный материал, а для кого-то придется полностью учить пройденное заново.

Если ученик чувствует, что тема экзамена для него действительно сложна, то готовиться нужно начинать раньше. Если же ученику кажется, что тема легкая и уже освоена, то начинать можно и позже. Главное, не преувеличить или наоборот преуменьшить свои способности в учебе и освоении материала.

На самом деле, если человек целый год добросовестно делал уроки и учил предметы не для оценок, а для себя, то готовиться ему будет намного легче. Во-первых, из-за того, что все темы он будет в принципе уже знать, придется всего лишь повторить, а не учить с нуля. Во-вторых, если у него не было проблем с учебой целый год, то вряд ли ему составит большого труда концентрация на учебе без отвлечения на ненужное. Из этого выходит, что лучше всего — это подсознательно готовиться к экзаменам целый год, обращая больше внимания именно предмету, по которому будет экзамен.

Подготовка к экзаменам в 9 классе

В девятом классе нужно особенно тщательно готовиться к экзаменам, ведь от результатов этих экзаменов зависит многое, например, возможность попасть в 10 класс или поступить без экзаменов в техникум. Некоторым ученикам может казаться, что экзамены в девятом классе не так уж и важны, хотя на самом деле это не так и вот почему.

  • Во-первых, это отличный опыт перед ЕГЭ. Если ученик совершает ошибку при подготовке к экзамену девятого класса, то с большой долей вероятности, он ее не совершит при подготовке ЕГЭ.
  • Во-вторых, эти экзамены дают отличную возможность проверить свои знания и узнать, по каким предметам нужно больше заниматься, а какие предметы даются с легкостью.

В некоторых школах есть возможность выбирать дополнительные занятия в старших классах. Экзамены могут помочь определиться с выбором этих предметов.

Экзамены в четвертом и шестом классах

Экзамены, которые многим могут показаться ненужными и бесполезными, на самом деле могут учеников многому научить. Когда дети уже в четвертом и шестом классе берут ответственность за свою учебу, то в девятом и одиннадцатом классах будет гораздо легче справиться с экзаменами, с предэкзаменационным волнением. Как и экзамены девятого класса, они помогают школьникам учиться на своих ошибках.Как подготовиться к экзаменам.jpg

Также они полезны для учителей, ведь видя результаты учеников, они будут знать, какие темы ученики хорошо усвоили, а над какими стоит еще поработать. Также такой вид контроля знаний может улучшить дисциплину и способность сконцентрироваться на учебе, так как для большинства учеников слово «экзамен» звучит как что-то страшное. Даже если школьники не повторяют темы перед контрольными, надеясь на шпаргалку или помощь одноклассника, то перед экзаменом точно повторят пройденный материал.

Полезные приемы и секреты, которые помогут подготовиться к экзаменам

Чтобы полностью сосредоточиться на учебе, рекомендуется воспользоваться следующими полезными советами:

  • выключить телефон и компьютер;
  • иногда очень полезно позаниматься вместе с друзьями. Повторяя материал вместе с одноклассниками, он усваивается быстрее и веселее. Главное не устроить из подготовки всеобщее веселье иначе все может закончиться общей пересдачей.
  • можно писать шпаргалки, ведь с их помощью можно достаточно эффективно выучить предмет и получить хороший результат на экзамене. Списывать на экзамене стоит только тогда, если нет угрозы, что учитель что-то заметят.

О пользе шпаргалок

Кажется, каждый человек когда-то использовал шпаргалки, но не всем удавалось их хорошо скрывать. Многие и сейчас пытаются списать на экзаменах, но часто это очень сложно, ведь учителя еще более внимательны. О списывании на вступительных экзаменах, ЕГЭ и говорить не приходится, ведь там экзаменующиеся находятся, словно на ладони или на рентгене. И все же польза от шпор есть.Как правильно готовиться к экзаменам.jpg

Учителя постоянно говорят, что списывать нехорошо, и шпаргалки никому не помогают. На самом же деле во время составления шпаргалок, мозг очень хорошо запоминает информацию. Часто бывает даже так, что ученик написал шпаргалки, но они ему даже не понадобились, так как он освоил материал уже во время их написания.

Если же все-таки материал не запомнился, вот несколько советов, как использовать шпаргалки на экзамене.

  1. Нельзя писать шпаргалки на руках. Это первый способ, который большинству ученикам в голову приходит, но такой метод абсолютно не действенный. Учителя ведь тоже не глупые, и такие шпаргалки обязательно заметят.
  2. Один из самых простых вариантов — это на маленьком листочке бумаги распечатать очень маленьким шрифтом главные факты и формулы. Такую бумажку можно спрятать в рукав рубашки, или положить в карман, а во время экзамена тихо вытащить. Конечно, для такого метода понадобиться мастерство и ловкость, но в принципе осуществить его можно.
  3. Есть также вариант, который учителям еще не знаком, но с ним стоит изрядно повозиться. Для этого нужны беспроводные наушники, которые можно по bluetooth соединит с телефоном. Нужно записать на диктофон все формулы, которые понадобиться, а затем включить запись в телефоне.

Обычно на экзаменах, телефоны оставляют либо в коридоре, либо на столе учителя. Если наушники хорошо работают, то сигнал должен достать, а хорошо за волосами спрятанный наушник, никто не заметит.

Создание благоприятной обстановки для обучения

В какой обстановке материал лучше всего осваивается? Чтобы сосредоточиться на учебе, нужно создать благоприятные условия. Прежде всего, следует удобно устроиться за столом, взять себе напиток и пару шоколадок (ведь сладкое заряжает мозг). Затем удобно разложить тетради, выключить телефон и приступить к учебе. При желании, можно включить тихую музыку, но так чтобы она играла на фоне и не мешала.

Лучше всего, если есть своя комната, чтобы во время учебы никто не мешал. Также желательно учиться не ночью, а днем или даже утром, когда голова еще не устала и может лучше запоминать. Некоторые люди любят учиться в библиотеках: там тихо и никто не мешает. К тому же в библиотеках обычно царить спокойная, но позитивная атмосфера.

Содержание:

Когда начинать готовиться?

подготовка к экзаменам

Период экзаменов предполагает, что придётся запоминать большое количество информации в сжатые сроки. Поэтому важно правильно распределить время, чтобы его хватило на подготовку по всем дисциплинам.

Быстро выучить один предмет за несколько дней или за неделю можно, но эти знания выветрятся из головы, как только вы сдадите экзамен. Если хотите не просто зазубрить темы из учебника, а разбираться в них, готовьтесь к экзаменам в течение всего года.

Запоминайте пройденный на уроках материал, решайте практические задачи и уделяйте внимание сложным темам. А перед экзаменом вам останется только повторить всё то, что изучали в течение года.

Также рекомендуется составить подробный план подготовки и указать, сколько дней будет посвящено повторению того или иного предмета. Только не забывайте оставлять время на отдых!

Экзамен на «пять»: раскрываем секреты

как подготовиться к экзамену

Устный, письменный или тест?

Чтобы сдать экзамен на хорошую оценку, необходимо не только заранее начать к нему готовиться, но и знать, в каком виде будет приниматься предмет.

Традиционно выделяют 3 вида экзаменов: устный, письменный и тестирование. Подготовка к ним тоже будет различаться.

Если предстоит устный экзамен по билетам:

  • научитесь грамотно излагать свои мысли. Тренируйтесь перед зеркалом. Следите за выражением своего лица, старайтесь не сбиваться и не путаться;
  • также важным будет умение отстаивать свою точку зрения, чтобы убедить преподавателя в собственной правоте;
  • старайтесь рассказывать материал своими словами, не заучивайте готовые фразы из учебника;
  • рассказывайте то, что выучили, родителям, друзьям, можно даже домашним животным или комнатным растениям. Главное – задействовать моторную память при проговаривании.

Если предстоит письменный экзамен по билетам или темам:

как готовиться к экзаменам

  • учитесь перерабатывать информацию и выделять главное из пройденной темы;
  • заранее продумайте структуру ответа;
  • уделите внимание грамотности, повторите основные правила русского языка;
  • важно понимать логику той или иной математической или физической задачи, а не просто заучить способы её решения.

Если назначено тестирование:

  • на первый взгляд кажется, что экзамен в виде теста – самый лёгкий вариант. Но это далеко не так. Тестирование проверит не только качество ваших знаний, но и то, как вы умеете их применять;
  • решайте тесты строго по времени. Основная ошибка учеников состоит в том, что они слишком много времени уделяют сложным вопросам. Не знаете чего-то – пропустите, вернетесь к этому вопросу позднее, когда решите остальные;
  • при подготовке к тестированию пользуйтесь разными источниками, чтобы глубже ознакомиться с темой и быть готовым ответить на любой вопрос;
  • проанализируйте, какие ошибки вы чаще всего допускаете в тестах. Заполните эти «пробелы».

10 правил успешного запоминания

Правило 1

сколько готовиться к экзаменам

Источник изображения

Вся информация, которую вам необходимо изучить, должна быть хорошо структурирована. Составляйте собственные схемы, которые помогут лучше усвоить информацию.

Хорошим методом визуализации являются интеллект-карты. Этот метод разработан американским ученым и психологом Тони Бьюзеном и представляет собой схему в виде нейрона головного мозга. Главная мысль или тема располагается в центре, а от неё отходят ветви с ассоциациями, которые эта тема вызывает.

Также можно объединять информацию в блоки и строить логические цепочки.

Правило 2

Проговаривайте вслух всё, что хотите выучить. В этом случае помимо зрительной будет задействована ещё и моторная память.

Правило 3

Готовиться к экзаменам легче вдвоём или втроём. Задавайте друг другу вопросы, решайте вместе задачи, соревнуйтесь, кто больше запомнит терминов.

Правило 4

Повторяйте даты, законы и теоремы, которые не можете запомнить, по дороге в школу, в ожидании автобуса или в очереди.

Правило 5

подготовка к устному экзамену

Развесьте дома стикеры с датами, сложными терминами и правилами. Чем чаще вы будете на них натыкаться, тем быстрее они отложатся в памяти.

Правило 6

«Зубрёжка» помогает запомнить материал только на короткое время. Старайтесь осмысливать то, что читаете, находите логические связи.

Правило 7

Определите, какой вид памяти у вас преобладает – зрительная, слуховая или кинестетическая (моторная):

  1. Если доминирует зрительная память, составляйте схемы, развешивайте листочки со сложными терминами. Людям с так называемой фотографической памятью помогает запоминание расположения материала в тетради или учебнике.
  2. Если преобладает слуховая память – читайте вслух конспекты и записывайте их на диктофон, чтобы можно было потом прослушать.
  3. При доминирующей моторной памяти полезно писать шпаргалки, но вот брать их с собой на экзамен не рекомендуется.

Правило 8

Пересказывайте изученное родителям и друзьям. Попросите задать вопросы и проверить ваши знания.

Правило 9

Если предстоит сдавать несколько предметов, чередуйте изучение одной дисциплины с другой. Например, сначала изучаете две темы по биологии, а затем решаете задачи по математике. Мозг переключается на другую деятельность, соответственно, меньше устаёт.

Правило 10

выпускные экзамены в школе

Ищите «свои» методы запоминания, которые будут эффективны и подойдут лично вам. Кто-то запоминает даты, термины и иностранные слова с помощью ассоциаций, а кому-то помогают многочисленные повторения вслух.

Полезные привычки 

Экзаменационная пора – напряжённое время, требующее от организма огромных психических и физических энергозатрат. Поэтому лучше перестроить свой образ жизни за несколько месяцев, а лучше за полгода до начала сдачи всех предметов.

Какие полезные привычки должны быть у школьников и студентов:

  • прогулки на свежем воздухе каждый день;
  • 7-8 часовой сон. Если вам требуется для отдыха 9 часов и больше, спите на здоровье;
  • перерывы в занятиях. 45 минут занимаемся, 15 минут отдыхаем;
  • правильное питание. Необходимо для поддержания оптимального уровня мозговой активности;
  • минимум социальных сетей и общения в мессенджерах;
  • занятия спортом и физические упражнения.

Если на подготовку осталась одна ночь

как быстро подготовиться к экзамену

Как мы уже выяснили, к экзаменам нужно готовиться заранее. Гораздо проще восстановить информацию в памяти, чем заново её изучить.

Но что делать, если вы дотянули до последнего, и до экзамена осталось несколько дней или всего одна ночь? Помогут наши советы:

  1. Забудьте о социальных сетях, мессенджерах и прочих отвлекающих вещах. Мозгу и так придётся несладко от обилия информации, а если вы ещё будете постоянно отвлекаться, рискуете вообще ничего не запомнить.
  2. Просмотрите все билеты и поделите их на сложные и лёгкие, темы которых вам знакомы. Начинайте изучение со сложных, лёгкие оставляйте на потом.
  3. Выпишите все труднозапоминаемые даты, термины, формулы на отдельном листе.
  4. Теоретические знания закрепляйте на практике. На каждое правило, теорему или закон решите хотя бы по одной задаче.
  5. Составьте общий план ответа на все вопросы: с чего начнёте, о чём будете рассказывать дальше и какую информацию преподнесёте в конце.
  6. После ознакомления со всеми билетами необходимо поспать хотя бы 7-8 часов, чтобы мозг отдохнул от нагрузки. После пробуждения обязательно прочтите заново все билеты и сложные термины, которые вы выписали отдельно.
  7. Лучше, если на подготовку останется хотя бы 3 дня. Тогда вы сможете два из них уделить на изучение материала, а последний день останется на повторение.

Нужно ли писать шпаргалки?

выпускные экзамены в школе

Рассмотрим все плюсы и минусы шпаргалок.

Начнем с плюсов:

  •  шпаргалка помогает лучше запомнить и структурировать информацию;
  •  при написании шпаргалки задействованы 2 вида памяти – зрительная и моторная, что способствует лучшему усвоению материала;
  •  когда у тебя в кармане лежит заветная «шпора», гораздо спокойнее сдавать любой предмет;
  •  сейчас стали популярны шпаргалки, спрятанные в телефоне или другом гаджете, и беспроводные Bluetooth-наушники, с помощью которых можно незаметно подключиться к телефону и попросить кого-нибудь продиктовать ответы.

Теперь давайте поговорим о минусах:

  • со шпаргалкой легко попасться. И последствия будут очень серьёзными;
  • шпаргалка даёт возможность сдать экзамен, но не получить знания по предмету;
  • всё внимание будет сосредоточено на том, чтобы незаметно вытащить «шпору». Отсюда дополнительный стресс и трата времени;
  • при сдаче ЕГЭ и ОГЭ комиссия строго контролирует отсутствие у школьников каких-либо средств связи, в том числе и беспроводных наушников.

Поэтому отвечаем на вопрос так: шпаргалки писать нужно. Но лучше оставлять их дома.

Как справиться с волнением перед днём X?

психологическая подготовка к экзаменам

Для начала запомните одну очень важную вещь. То, что вы испытываете страх, волнение, тревогу накануне и в день экзамена – это нормально. Главное, чтобы негативные чувства не помешали вам успешно сдать предмет.

За день до экзамена:

  1. Посвятите день отдыху, общению с друзьями, восстановлению душевных сил.
  2. Повторите с другом наиболее сложный материал, задайте каверзные вопросы, которые могут встретиться на экзамене.
  3. За 2-3 часа до сна не стоит принимать тонизирующие напитки, такие как крепкий чай или кофе.
  4. Подготовьте всё заранее: одежду на завтра, письменные принадлежности, пособия, которыми можно будет пользоваться.
  5. Спать лучше лечь пораньше.

В день экзамена:

  1. Не стоит принимать успокоительные препараты. Они ухудшат концентрацию внимания, а оно вам обязательно понадобится.
  2. Полноценно позавтракайте.
  3. Если разрешено – возьмите с собой маленькую бутылку воды и шоколадку.
  4. Придите в класс или аудиторию заранее.
  5. Если чувствуете, что подступает паника, сделайте несколько медленных вдохов и выдохов. Скажите себе: «Я спокоен, и у меня всё получится. Я знаю, что надо делать».
  6. Получив билет, сконцентрируйтесь на вопросах, не отвлекайтесь ни на что лишнее.
  7. Не спешите. Вспомните всё, что вы изучали по данной теме, какие сведения вам показались значимыми.
  8. Сначала отвечайте на те вопросы, которые знаете. После возвращайтесь к сложным.
  9. На устном экзамене составьте схему ответа.
  10. Перед тем, как сдать работу, ещё раз всё проверьте, чтобы не допустить нелепых ошибок.

«Ты ничего не учишь!»

Дети обсуждают между собой процесс подготовки к экзаменам и зачастую сравнивают себя с другими, причем не в свою пользу («Он уже выучил половину билетов, а я только взялся…», «Они так много знают…»). Родителям в этот момент важно дать понять своему ребенку, что каждый сам выбирает методы подготовки, исходя их своих особенностей. Это вселит в него уверенность.

Отдельное внимание общению. Многие дети сталкиваются с критикой со стороны родных («Я же вижу, что ты ничего не учишь!», «С твоими знаниями только в дворники» и т.п.), в то время как им требуется поддержка. Понятно, что чаще всего за такими словами, ранящими ребенка, прячется тревога за свое чадо, его будущее, бессилие от того, что не знаешь, как помочь. Поэтому совет родителям: чаще узнавайте у ребенка, как продвигается его подготовка к экзаменам. Это позволит снизить градус переживаний.

Как все запомнить?

Для того, чтобы выучить как можно больше, нужно понять, каким способом школьник лучше запоминает материал. Например, если ребенок лучше запоминает схемы и таблицы, необходимо использовать именно их. Если на слух – можно найти в интернете аудио- и видеоматериалы по необходимым темам. Существуют приемы мнемотехники, которые облегчают запоминание (двустишия, рифмы, аббревиатуры и т.д.).

Важно не забывать про перерывы во время изучения материала. Для этого можно ставить будильники на определенное время или использовать мобильные приложения.

День перед экзаменом

Объясните ребенку, что не стоит в панике пытаться заучить все то, что он не выучил или недоучил. Лучше повторить изученное.

Очень хороший способ сделать это в форме проигрывания ситуации экзамена, например, устного: написать на листочках номера билетов, перемешать их и вытянуть наугад (или воспользоваться программой выпадения случайного числа в интернете). Можно предложить ребенку встать напротив зеркала и попробовать вслух рассказать один из билетов. Так он привыкнет к своему голосу и приблизится к ситуации, в которой окажется на экзамене.

Также школьник может объединить усилия со своим одноклассником: они могут диктовать друг другу тексты диктантов, отмечать ошибки, находить вместе правила.

Вечер перед экзаменом посвятите отдыху. Ребенку необходимо отвлечься, расслабиться и хорошо выспаться.

Распространённые ошибки родителей

В стремлении помочь ребёнку пережить волнительный период подготовки к экзаменам многие родители совершают целый ряд ошибок. Конечно же, они этого не осознают, ведь взрослые преследуют благую цель — стимулировать своё чадо учиться как можно лучше. Однако некоторые манёвры не только не срабатывают, но и приносят вред, добавляют ученику новых переживаний, снижают самооценку, вызывают чувство вины и пр. Рассмотрим типичные способы мнимой психологической помощи:

  1. Создание полной зависимости ребёнка от взрослого, гиперопека. Мама уже взрослого ученика сидит рядом с ним, «локоть к локтю», следит буквально за каждым движением руки. Так вести себя не нужно даже в начальной школе (ребёнок потом и на уроке ждёт, что учитель должен сам открыть ему учебник и показать пальцем, где читать ответ), не то что в более старшем возрасте.
  2. Тотальный контроль. Родитель хотя и не находится всё время рядом, но постоянно контролирует сына или дочь («Почему ты ещё не начал читать?», «Сколько материала ты повторил сегодня за день?» «Почему отвлекаешься от подготовки и занимаешься ерундой»?). Естественно, такие вопросы вызывают у школьника только протест, раздражение.

    Отец стоит с ремнём возле сына, который готовит уроки, мать хватается за грудь

    Тотальный контроль при подготовке к экзаменам вызывает только протест и раздражение ребёнка

  3. Помощь ученику предлагается в насмешливой форме. Взрослый словно делает одолжение: «Так и быть, давай я тебе всё объясню!», «Сразу надо было спросить у меня, раз сам не можешь справиться!». Таким образом, ребёнку явно дают понять, как ничтожны его собственные способности.
  4. Стимулирование соперничества со сверстниками, сравнение с другими учениками в классе, подчёркивание их настойчивости, целеустремлённости («Вот Маша готовится целыми днями, она наверняка легко поступит в университет, а ты можешь оказаться не у дел!»). В результате у школьника снижается самооценка (ведь родитель считает одноклассника более успешным). Кстати, некоторые родители любят сравнивать не с ровесниками, а со старшим братом или сестрой ребёнка.

    Мать что-то вычитывает дочери, та обиженно отворачивается

    Сравнение ребёнка с другими детьми может привести только к снижению самооценки, появлению комплексов

  5. Вспоминаются прежние промахи. «Вот в прошлый раз ты меня не послушал и получил плохую оценку!». У ребёнка создаётся впечатление, что родители помнят только негатив.
  6. Родители сами сильно волнуются и демонстрируют свои переживания ребёнку (неосознанно или нарочито), «охают» и «ахают» вместе с ним. Желая подчеркнуть важность подготовки к предстоящему экзамену, мамы часто произносят фразы типа «Я так переживаю за твой экзамен, это так важно для тебя». Естественно, ребёнок сам начинает теряет уверенность в себе, ведь даже его мама (взрослая, умная и опытная) и та волнуется. В итоге школьнику трудно сосредоточиться на материале (нередко впадает в состояние ступора), он становится агрессивным или, наоборот, апатичным.

    Женщина хватается за сердце

    Желая подчеркнуть важность предстоящего экзамена, мама или бабушка демонстрируют своё волнение перед ним, начинают«охать» и «ахать» в присутствии ребёнка

  7. Шантаж. Взрослый манипулирует личным отношением своего чада к себе, бабушке, дедушке и пр. Это высказывания наподобие «Если ты не сдашь экзамен, бабушка не переживёт, у неё и так больное сердце!», «У меня и так плохое здоровье, а я ещё переживаю из-за твоих плохих оценок!». В результате такого настроя у ребёнка возникает чувство вины, хотя на самом деле он не виноват в болезнях своих близких.
  8. Перекладывание на сына или дочь своих несбывшихся ожиданий. Например, папа сокрушается, что сам в юности хотел стать программистом, но из-за плохого аттестата не смог поступить в институт, зато есть надежда, что у сына это получится. Естественно, тот понимает, что если получит не очень высокие оценки, то разочарует родителя (опять-таки заранее возникает чувство вины, которое мешает сосредоточиться на занятиях).
  9. Запугивание. Взрослые заверяют школьника, что если он не сдаст экзамен, то может забыть о компьютере, встречах с друзьями, занятиях спортом и пр. Сына или дочь также пугают домашними обязанностями («Получишь тройку, будешь всё лето мыть полы дома!»). Конечно же, рисование таких мрачных перспектив вызывает только протест, но не рвение к учёбе. Школьник и так боится экзамена, а на него накладывается ещё и страх наказания.

    Отец что-то говорит сыну, тот на него испуганно смотрит

    Нельзя сулить ребёнку наказание за возможную плохую оценку — страх перед экзаменом станет ещё более сильным

  10. Обещание подарков, поощрений. Не стоит обещать ребёнку купить дорогую вещь, если он сдаст экзамен на желаемую оценку. Это создаёт впечатление, что учёба нужна не школьнику, а его родителям. Гораздо правильнее заверить, что когда кончится эта нелёгкая пора, можно всей семьёй отправится на шашлыки и отметить это.

    Подарки в красивых коробках

    Не нужно обещать ребёнку подарков за хорошие оценки на экзаменах — он должен понимать, что учёба нужна ему самому, а не родителям

Про кофе, успокоительные и ноотропы — почему это не детские средства

Другая псевдопомощь заключается в неправильной организации режима дня, питания и пр. Так, зачастую родители в период подготовки к экзаменам исключают из жизни ребёнка не только телевизор, компьютер, планшет, но и прогулки, занятия спортом, хобби, полностью освобождают чадо от работы по дому. Взрослые не понимают, что школьнику для нормальной работы мозга просто необходима смена деятельности, равно как и свежий воздух.

Ещё одна ошибка — ученику разрешают пить много кофе. Конечно, этот напиток быстро стимулирует активность ЦНС, снижает сонливость, но если его употреблять в «лошадиных» дозах, то нервные клетки после возбуждения отвечают таким же сильным торможением.

Мужчина держит в руках огромную кружку кофе

Не нужно разрешать школьнику пить много кофе — это рискованный экперимент над нервной системой и сердцем

Некоторые же родители поступают иначе — предлагают ребёнку успокоительные препараты, чтобы снизить волнение перед экзаменом (таблетки, настойки, сиропы). Конечно, эти средства на какое-то время снимут тревогу, но одновременно и снизят умственную работоспособность. В результате ученик плохо воспринимает информацию, его клонит в сон.

Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребёнку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить своё состояние сменой видов деятельности.

Аналогично не нужно покупать сыну или дочери ноотропы — средства для улучшения памяти, внимания (даже если их рекламируют по телевизору). Эти препараты предназначены главным образом для пожилых людей, уже имеющих определённые проблемы.