Как помочь ребенку сдать выпускной экзамен

Как помочь ребенку сдать выпускной экзамен

Только без паники!

Все дети разные. Одних после выпускного перед экзаменами нужно только тормошить, чтобы они что-то выучили. Другие ночами не спят, волнуются и напрочь забывают, все что знали. Без нашей родительской поддержки детям не обойтись. Как помочь сыну или дочери настроиться на работу?

Если у вас с ребенком хорошие дружеские отношения, то помочь ему преодолеть все сомнения и трудности вам под силу.  Главное, чтобы дети вам доверяли вам  и делились своими страхами и опасениями.

  • Во-первых, не поддавайтесь сами массовым истерикам. Ведь, как только пойдешь на родительское собрание, так тебя там и накрутят: «Что вы себе думаете? Экзамены на носу!» А мы потом несем свой негатив к детям и срываемся на них. Что это вызывает? У одних детей только панику, у других – безразличие. Как говорила одна моя знакомая, хотя бы один учитель (пусть даже в шутку) сказал, что у нас дети, которые все знают и им не нужно помогать и бояться за них? Нет же, все, как один, накручивают и нас (родителей), и наших детей. Как тут не паниковать?
  • Во-вторых, все время давайте понять сыну или дочери, что все зависит только от него самого, но вы готовы помочь подготовиться. Научите ребенка воспринимать все, как борьбу, где он должен показать и проявить себя с наилучшей стороны. А на войне все средства хороши, поэтому подготовиться к битве нужно обязательно.
  • В-третьих, станьте другом и наставником. Только так вы сможете сыну или дочери подготовиться и сдать экзамен. Помогайте и поддерживайте, но не давите на детей и не заставляйте учить насильно. Поверьте, ваши упреки и постоянные наставления, что ему нужно учить, не дадут результата. Лучше помогите ему организовать правильно время, отведенное на подготовку и сдачу экзаменов.
  • Обязательно оговорите ситуацию о том, что будет, если ваше дите не подготовится и сдаст экзамены не так, как запланировал. Только не пугайте его, а наоборот покажите, что даже в случае, если что-то пойдет не так, мир не перевернется. Выход есть из каждого положения. И, в конце концов, что ни делается, делается к лучшему. Но готовиться нужно!

Как помочь и настроить ребенка на экзамен?

Вы должны общаться с ребенком так, чтобы он ясно понял – оценки нужны только ему, а не маме и папе. От того, насколько успешно он сдаст экзамен, зависит его поступление, профессия и успех в будущем. Как помочь ребенку сдать экзамены и положительно настроиться на работу?

Научите детей адекватно оценивать ситуацию.  Психологи различают несколько причин, из-за которых люди могут сильно волноваться перед ответственными событиями.

  • Ребенок накручивает себя? Но ведь, по сути, ничего страшного не случится, если кто-то сдаст не так, как бы этого хотелось.
  • Сын или дочь начинают переживать, что попадется именно то, в чем они не разбираются? Задача родителей  – поддержать психологически и настроить  ребенка на то, что ему обязательно повезет, попадутся те вопросы, в которых он хорошо разбирается. Ведь не зря говорят о том, что, чем больше человек знает, тем больше ему кажется, что он ничего не знает.
  • Сын или дочка жалуется на плохую память и неумение сосредоточиться? Обязательно в этом случае посоветуйтесь с доктором, какие можно принимать препараты для улучшения памяти.
  • Дети боятся растеряться в незнакомой ситуации или перед незнакомыми людьми? Попробуйте проиграть несколько раз с ними психологическое упражнение «Визуализация». Пусть сын или дочка подробно представляют себе, как они сдают экзамен, и описывают все вам, либо проигрывают все в уме. Например, вот он заходит в аудиторию, видит преподавателя, читает вопросы и т.д. Как только сын или дочь начинают испытывать страх, они должны все остановить и сказать: «Стоп!» Такое упражнение  помогает  контролировать панические атаки.
  • Ребенок боится, что растеряется и неправильно оформит работу? Скачайте бланки, которые нужно будет заполнять на экзамене. Пусть дома дети потренируются заполнять их правильно.

Как еще можно помочь?

  • Разрешите ребенку самому выбрать, в какой обстановке ему лучше учить экзамен. Кто-то лучше запоминает материал под любимую музыку, кому-то нужна тишина, а кто-то любит учить под телевизор.
  • Выясните с дочерью или сыном, когда им лучше учить. Кому-то идеально подходит раннее утро, а кому-то запоминается лучше ближе к вечеру. То есть, определитесь со временем, когда ему лучше приступать к занятиям: дать выспаться и закончить поздним вечером, или разбудить ребенка пораньше, чтобы он закончил учить раньше.
  • Обязательно научите сына или дочь распределять правильно время для учебы и отдыха. Например, разобрал одну тему – сделай небольшой перерыв (минут на 10-15).

В период подготовки мы, родители, должны, как можно сильнее сблизиться с сыном или дочерью, а не отдаляться от них из-за своих нравоучений.

Выбираем тактику

Страх перед важным событием — нормальное явление. Мне до сих пор снятся сны, где  я не могу ответить на самый простой вопрос преподавателя и сдать зачет.

Ведь любое испытание подразумевает стресс, а всякая стрессовая ситуация сопровождается тревожностью и психологическим напряжением. Волей-неволей любящие родители начинают задумываться, как помочь ребенку успешно сдать экзамены? Их задача – помочь пережить стресс, чтобы успешно подготовиться и сдать экзамен.

Лучше не говорить Лучше сказать так
Если не сдашь, можешь забыть о… (телефоне, планшете и т.д.) Я точно знаю, что ты все сдашь. Ты все знаешь.
Будешь целую ночь сидеть, но ты у меня все выучишь! Мне в молодости казалось, что  мне не хватает именно последней ночи. Но, как показал опыт, в последнюю ночь ты ничего не выучишь. Давай лучше попробуем распределить то, что тебе нужно выучить, по дням.
Пока не выучишь, спать не ляжешь. Тебе нужно выспаться. Только тогда ты сможешь все выучить. Давай составим примерный распорядок дня, чтобы ты и поспать смог, и выучить. Попробуем?
Никаких шпаргалок! Голова на плечах есть. Я всегда писала шпаргалки. Ничего плохого в этом не вижу. Вот только ни разу ними толком не воспользовалась. Зато по шпаргалкам легче учить! И, если преподаватель даст списать, можно будет и попытаться.

Но если страхи и волнения переходят в панические атаки, о которых женский сайт sympaty.net рассказывал тут, родителям нужно быть начеку. 

Современные дети – другие дети

Если вы в свое время писали ответы на вопросы,  затем их учили и полагаете, что также будут сдавать экзамены современные школьники – вы ошибаетесь. Сейчас дети имеют доступ к материалу, куда более широкий, чем мы в свое время. Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам? Найти нужную информацию сегодня не составит труда.

  • Обратите внимание на то, что сегодня в Интернете есть большое количество видеоуроков к ЕГЭ, где подробно разбирается та или иная тема. То есть, если ваши дети не разобрались в материале, а вы тоже не можете им помочь, пересмотрите видеоуроки. Думаем, что такие уроки помогут подготовиться и успешно сдать экзамены школьникам.
  • Также сегодня в интернете вы сможете нанять репетитора онлайн, который сможет подготовиться к сдаче. Представьте, детям даже не нужно выходить из дому.
  • Если вы видите, что ребенок неплохо разбирается в предмете, но очень не уверен в себе, предлагайте ему участвовать в олимпиадах и конкурсах онлайн (заочно). Ваш сын или ваша дочь, получив результаты конкурса на руки, убедятся в том, что они неплохо разбираются в предмете, либо же увидят, над какими проблемами нужно еще поработать.
  • Одним детям лучше запоминается, когда они пишут ответы к вопросам, другим – когда они перечитывают информацию несколько раз. Не нужно заставлять делать так, как в свое время поступали вы. Учите ребенка  работать с информацией. Кстати, сейчас даже можно найти аудиофайлы с ответами на нужные вопросы и просто слушать ответы перед сном.

Билеты и шпаргалки

— То, что вы сами были студентом, помогает вам раскрывать какие-то наши хитрости?

— О, конечно, конечно! Безусловно! Я шпаргалками не пользовался. Хотя, по правде сказать, два раза на экзамене использовал «шпоры», но это были специфические случаи. Первый случай — это введение в германистику. Это такой сложный предмет, лингвистическая дисциплина, которая требует знания множества конкретных фактов истории языка. Какие были парадигмы в готском языке, какие звуки, потом надо знать, как санскрит там воздействовал. Конечно, как готский перешел в немецкий, диалекты верхненемецкого, нижненемецкого. Ужас, в общем. Был готов объективно на «четыре», и шел получать эту свою «четвёрку», и вдруг, зайдя на экзамен, обнаружил, что все столы забиты учебниками — их было так много, что нельзя было руку воткнуть. Это оставила немецкая группа, а я был в английской. Я все написал самостоятельно, а потом смотрю, все пользуются. И преподаватель на это не обращает внимания. Может быть, сознательно. Я иногда на экзамене разрешаю пользоваться всем, чем возможно, но только на втором высшем образовании. Спросите у этих счастливчиков, они вам подтвердят. И вот тогда я подсмотрел и написал какие-то факты. Уже не помню, что я получил. Вот это один раз.

Второй раз был по педагогике. Я сдавал педагогику досрочно, потому что ехал в стройотряд. И там был преподаватель такой Евгений Петрович Малиночка — ох, милый, розовые щечки чудесные, читал нам лекции, а я на лекции не ходил, потому что у меня было свободное посещение, я был общественный деятель, председатель комсомольской организации, организовывал стройотряд. Я не ходил, но этот предмет меня в какой-то степени интересовал, и я читал Песталоцци, читал Ушинского, читал Сухомлинского и прочих-прочих. И вот на экзамене первые два вопроса я знал прекрасно, а вот третий вопрос, как сейчас помню, «Формы работы с пионерами в школе». Ну я думаю: «Что я, не придумаю какие-то там формы работы?» И запросто изложил что-то из Песталоцци, заливался соловьем. Ну, преподаватель меня остановил и говорит: «Вы ответили на первые два вопроса отлично, а на третий вопрос вы должны повторить те восемь форм работы, которые я называл на лекции». И тут я оказался в луже. Я говорю, что их не помню, не знаю, ставьте мне «четыре» и разойдёмся. Ну, я, может, не так нахально сказал. Это студенты факультета журналистики нахальные, а мы были скромные. А он говорит: «Нет, вы отвечали очень хорошо, у вас много "пятерок", "четвёрки" редки, приходите на пересдачу».

И я пошёл на пересдачу. Но я-то человек любознательный. Да, я пришел уже к другому преподавателю, к заведующему кафедрой, его звали Валерий Иванович, и он столы расставлял так, что туда шпаргалку было положить невозможно. Они так веером стояли по аудитории. Я сдавал с французской группой, такие девочки, скромные. Я у них спросил на всякий случай восемь форм работы с пионерами и записал. А листок положил в карман. И вот мне попадается тот самый билет, который я отвечал и, значит, те самые формы работы, на которые у меня в кармане бумажка. Вот эти два случая.

— Неужели с друзьми никогда шпаргалок не готовили?

— У меня были приятели, которые шпаргалили вполне профессиональным образом. Целая компания, они жили в общежитии. У них была своя терминология: например, «медведи» — это когда карманы пришивались на пиджак. Парень ходил с карманами и расшвыривал девочкам эти шпаргалки. Вот они это делали профессионально, умело, писали вчетвером, каждому доставалась четверть вопросов, и они свои вопросы уже знали. И я это увидел и понял, как можно шпаргалить и как преподавателю можно списывающих ловить.

— То есть за студентами присматриваете?

— Мне неудобно, неловко и стыдно наблюдать, откуда девочки тянут шпаргалки. Это, конечно, неинтересно. Или ставят сумку рядом с собой, из сумки явно торчит куча распечатанных ответов. Совершенно смешно, ничего профессионального. Тут есть несколько простых приемов. Как говорится, против лома нет приёма. Я знаю один, самый простой и железный, как лом, приём. Я вижу, что студент шпаргалит, он себе готовится, я его не трогаю, а когда он садится отвечать, сразу задаю ему другие вопросы и не слушаю того, к чему он готовился. Хороший приём?

— Нет!

— Прекр-р-р-расный! Если студент со мной играет в «кошки-мышки», я с ним сыграю в другую игру. 

— Вы же у него просто шок можете вызвать!

— Да. Когда шок бывает, мне это еще больше нравится. Это на шок и рассчитано. Некоторые сразу отказываются, некоторые отвечают, ведь бывает, человек знает предмет, а шпаргалку тянет.

— Бывает, что студент не может ничего сказать от волнения, а не от незнания.

— Знаю разные приёмы, как снять напряжение. Иногда пошутить, иногда поговорить мягко. Как-то настроить отвечающего на мирный, спокойный лад. Если он впадает в ступор — есть такие нервные особы, особенно девицы — я бы посоветовал учиться сдавать экзамен.

А если это любовь

— Часто вам на экзамене признавались студентки в любви?

— На экзамене — нет!

— Но как же? А у нас столько историй про это ходит! Например, если неудовлетворительно отвечающая студентка во время сдачи с вами кокетничает, вы ее спрашиваете, что она делает сегодня вечером, а когда обрадованная девушка выдыхает,что совершенно свободна, да еще и глазками стреляет, то вы выдаете: «Сегодняшний вечер вы проведете с "Папашей Горио". Вы будете его читать». На колени перед вами падали...

— Нет, на колени ко мне никто падал. Ой-ой, враньё все это.

— Но как должны вести себя преподаватели в таких случаях?

— Ну... (Впервые задумывается.) Выработать какую-то определенную методику, на самом деле, это не так сложно. Хотя был у меня один раз, когда я поставил студентке автоматом «отлично». Она явно меня преследовала, там, письма писала чуть ли не на каждой лекции. Но она делала это несколько картинно, мне казалось, напоказ. Но когда я поставил ей «автомат» (она действительно великолепно занималась, её не надо было спрашивать), она так расстроилась и сказала, что этого от меня никак не ожидала. Ей хотелось сдавать экзамен, а я говорю, не нужно.

Как правильно настроить ребенка перед экзаменом?

В то время, как учителя и репетиры помогают выпускнику овладеть знаниями, родители могут создать благоприятные условия для учебы и положительно настроить ребенка перед экзаменом.

Как помочь ребенку сдать экзамен?

  1. Семейная атмосфера оказывает значительное влияние на ребенка. Не стоит ссориться и скандалить, критиковать, выражать тревогу по поводу предстоящих экзаменов.
  2. Чем больше похвалы будет слышать ребенок от родителей, тем более уверенно он будет себя чувствовать. Отмечайте сильные качества, хорошие поступки и новые достижения сына или дочери.
  3. В процессе подготовки к экзаменам важно соблюдать режим дня – чередовать время обучения и отдыха. Ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки (в ночное время!), столько же времени можно уделить учебе (желательно в первой половине дня). Через каждые 30-60 минут обучения должно следовать 15-30 минут отдыха.
  4. Отвлекаться от учебы необходимо! Но компьютерные игры и остросюжетные фильмы не способствуют отдыху, а усиливают напряжение.
  5. Очень важно, чтобы однообразная умственная деятельность регулярно сменялась двигательной активностью, например, зарядкой для глаз, шеи, спины, рук:
    • Упражнения для глаз. Закрыть глаза, расслабить мышцы лица. Медленно двигать глазными яблоками влево, вправо, верх, вниз. Быстро поморгать. Сильно зажмуриться.
    • Упражнение для шеи. Расслабить мышцы шеи и плеч. Делать медленные круговые движения головой, вначале по часовой стрелке, потом в обратном направлении.
    • Упражнение для рук. Опустить руки вниз, расслабить кисти. Сжимать и разжимать кулаки. Повращать запястьями.
    • Упражнение для спины. Выпрямить спину, отвести плечи назад, запрокинуть голову. Округлить спину, опустить подбородок на грудь. Сделать наклоны туловища поочередно вправо и влево. Поднять руки над головой и потянуться вверх.
  6. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  7. Большое значение имеет рабочее место ребенка. Мебель должна соответствовать росту и телосложению подростка. Следите за освещением, за положением тела ребенка во время чтения или письма. Желательно, чтобы в комнате была тишина, хотя некоторые подростки предпочитают слушать спокойную музыку во время занятий.
  8. Во время подготовки к экзаменам недопустимо соблюдение строгих диет, лишающих организм питательных веществ, витаминов и минералов. Не ограничивайте употребление продуктов с высоким содержанием углеводов – каш, макарон, фруктов и сухофруктов, горького шоколада. Работу мозга стимулируют такие продукты, как рыба, мясо, творог, йогурт, орехи, яйца.
  9. Не позволяйте ребенку употреблять крепкий кофе и чай, энергетические напитки.
  10. Накануне экзамена прекратите умственную подготовку (чтение, решение задач, выполнение упражнений, повторение) и сосредоточьтесь на эмоциональной подготовке.
  11. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Внимательные родители могут обнаружить первые незначительные симптомы стресса или переутомления и оказать своевременную помощь.

Если уровень тревожности ребенка перед экзаменом остается высоким, ему сложно успокоиться и настроиться на продуктивную работу, можно начать прием успокоительных препаратов, например, Тенотена детского, который способствует стабилизации эмоционального фона и снятию напряжения.  Кроме того, благодаря ноотропному эффекту Тенотен детский может помочь улучшить память и концентрацию внимания школьника, а значит сдать экзамены на отлично станет чуточку проще.

Если ребенок тревожный, то лучше начать прием Тенотена детского заблаговременно (по 1 таблетке от 1 до 3 раз в день курсом до трех месяцев), также препарат можно принимать ситуационно - 1 таблетка за 30 минут до экзамена.