Как помочь ребенку перед экзаменами егэ

Как помочь ребенку перед экзаменами егэ

Как понять, готов ли ребенок психологически к ЕГЭ?

Готовность складывается из ряда составляющих.

Эмоциональная готовность выпускника подразумевает его способность определить, что он испытывает в ходе подготовки к экзаменам, и что ему необходимо, чтобы привести в норму свое состояние. Он понимает, какая поддержка ему нужна, готов обращаться за помощью, советом или просто выговориться родителям в моменты повышенной нагрузки и эмоциональной усталости.

Волевая готовность — это навыки саморегуляции: как планировать свои действия, удерживать внимание и справляться с понижением мотивации, оставаться сосредоточенным, принимать верные решения в стрессовых условиях.

Личностная готовность – это наличие у подростка адекватной самооценки, способность реально оценивать свои возможности, доверять себе,  ориентироваться в меняющейся ситуации, уметь прощать себя за ошибки и поддерживать самого себя в стрессовых ситуациях.

Оценить уровень психологической готовности к ЕГЭ поможет методика «Готовность к ЕГЭ» М.Ю. Чибисовой.

Инструкция для ребенка

Попробуйте предложить ребенку этот тест. Можно сказать примерно следующее: » Попался в интернете любопытный тест, давай узнаем, насколько ты психологически готов к ЕГЭ, каков твой настрой? Оцени приведенными ниже утверждения по десятибалльной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен». Нужно обвести цифру, отражающую твое мнение». 

Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
 Я понимаю, какие качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Я достаточно много знаю про ЕГЭ
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам
Полностью не согласен
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен

Анализ данных

Низкие показатели — 4 и меньше, высокие – 8 и больше.

Процедура экзамена: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой. 

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги. 

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9,10 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Каких ошибок важно избежать, чтобы не осложнить жизнь ребенку перед экзаменами?

Не стоит:

  • излишне тревожиться, нагнетать ситуацию, предъявлять требования к подростку в ультимативной форме: «Пока не выучишь – не встанешь из-за стола», «На улицу нельзя – у тебя экзамены на носу!!!», «Что ты опять сидишь в телефоне, ты всего лишь час занимался! Не сдашь экзамены — про телефон можешь забыть!!»
  • Вести себя так, будто жизнь делится на «до» и после экзаменов.
  • Повышать нагрузку, лишая ребенка отдыха, психологической разгрузки и общения с друзьями. Это приведет к демотивации, усталости и не лучшим образом скажется на экзаменах.
  • Перекладывать на ребенка свои родительские тревоги и ответственность: «Ты меня в могилу сведешь со своими экзаменами!», «Мы с отцом всю жизнь положили, чтоб ты поступил в институт! Ты должен сдать, мы этого не переживем», «Что я скажу твоему отцу, если ты не сдашь этот экзамен!»

Помочь подготовиться

Подготовка снижает стресс. Во-первых, чем больше знаешь, тем увереннее себя чувствуешь. Во-вторых, готовиться и паниковать лучше, чем просто сидеть и грызть ногти. Порой часть тревоги просто исчезает, когда ребенок до усталости решает примеры или запоминает исторические даты.

Мария,

Educational Writer Skysmart

Я всегда просто готовилась к экзаменам. Не так, чтобы все вызубрил и умер, а так, чтобы точно понимать, что хоть что-то ты точно ответишь. Даже если будешь в панике и истерике.

Это заземляет и успокаивает: понимаешь, что хотя бы часть успеха зависит от тебя. А остальное — воля случая, там мы уже ничего не решаем.

Чтобы поддержать ребенка и помочь ему почувствовать, что он действительно многое знает и умеет, попробуйте пару совместных активностей:

Поиграйте в экзамен. Станьте экзаменатором, заготовьте билеты, выделите кухню или комнату под экзаменационный кабинет. Чем точнее вы передадите атмосферу, тем проще будет ребенку понять, что его ждет, — и настроиться. А потом поменяйтесь ролями — игра в экзаменатора снимет часть тревоги с ребенка: побывав в его «шкуре», можно лучше его понять, а это уже не так страшно. Попробуйте этот метод, даже если ребенка ждет только тестирование — прямой контакт с родителем сам по себе уже снимает стресс.

Собирайте интересные факты. В каждом предмете есть что-то необычное и забавное, незнакомое даже взрослым. Пусть ребенок рассказывает вам за обедом и ужином интересные факты, которые вычитал при подготовке к экзамену. Это снизит градус тревоги и поможет ему лишний раз повторить материал — а может, даже по-новому вдохновиться.

Тренируйте рассказ простыми словами. Попросите ребенка рассказать про электромагнитную волну бабушке или младшему братику — так, чтобы они все поняли и им было интересно. Так школьник лучше запомнит материал и почувствует, где и что недопонял, забыл или в чем запутался, — все это маячки для тех пробелов в материале, которым стоит уделить чуть больше внимания.

Чтобы узнать больше о том, как помочь ребенку подготовиться к экзаменам и снизить тревогу, пройдите бесплатный опрос Skysmart и получите подарки. В результате опроса вы узнаете, насколько ребенок готов к экзаменам, как ему пережить стресс в это ответственное время и найти вдохновение учиться.

Поделиться опытом

Родители точно сдавали экзамены хотя бы раз в жизни, а еще попадали в другие стрессовые ситуации: устраивались на работу, проходили таможенный контроль, общались с сотрудниками ДПС. Поделитесь с ребенком тем, что вы чувствовали, когда вам задавали каверзные вопросы, — и как все в итоге обошлось (или нет, но мир не рухнул).

Анастасия,

Редактор партнерских проектов Skysmart

Перед экзаменами я напоминала себе, что в масштабах Вселенной это событие ничтожно.

И даже если я не сдам, меня никто не съест, никто от этого не умрет, да и вообще — зачем так переживать. Вместо этого я сконцентрируюсь на том, что зависит от меня и что совпадает с моими целями.

Обсуждайте с ребенком его страхи — у вас больше опыт, вы наверняка что-то про это знаете. Если у вас есть любимая техника снятия стресса, поделитесь ей. Если нет — изучите их вместе с ребенком, выберите парочку и практикуйте.

Например, нарисуйте страх: изобразите на листе пугающее событие или персонажа, а затем — безопасное место, в котором можно от этого страха спрятаться. Еще можно поиграть в Гарри Поттера, которому нужно посмеяться над боггартом — представьте экзаменаторов в плавательных костюмах или как ребенок сдает ответы не на бланке, а на обертке от шоколада.

Поддержать словами

Иногда, глядя на человека, который устал и жалуется, хочется сказать «Да что ты стонешь» — как будто это заставит его не переживать. Но любое давление нарушает границы и взрослого, и ребенка. Даже если он устал и запутался и уже не готовится неделю — ваш приказ, угроза и командный голос может и заставят сесть ребенка за учебники, но эмоциональное напряжение по этому поводу вряд ли куда-то исчезнет.

Попробуйте поговорить — наладить диалог с ребенком и тогда, скорее всего, вы поймете проблему и придете к решению. Собрали для вас примеры речевых конструкций, которые помогут направить диалог в дружелюбное русло:

Нет

Да

«Что ты переживаешь, все скоро закончится».

«Я понимаю твой страх, я тоже его испытывал. Однажды у меня был такой случай...Давай попробуем вместе придумать, как можно подружиться с этим страхом?»

«Не бойся, ты же не трус».

«Бояться — это нормально. Это всего лишь значит, что экзамен для тебя очень важен. Давай попробуем подготовиться к нему хорошо? В чем сейчас у тебя есть сложности?».

«Просто готовься, и все тут».

«Это хорошо, что ты обращаешь внимание на тревогу. Чем лучше ты чувствуешь свои эмоции, тем проще с ними что-то сделать. Вот что можно сделать, чтобы переживать немного меньше...»

Придумать приятную награду

Если ребенок сдает экзамен, чтобы поступить в вуз на интересную специальность, предложите ему пофантазировать в красках: как он поступил, как учится, кем потом работает. Такие приятные эмоциональные наградки окрыляют и дают силы для подготовки.

Награда может быть и физическая: какая-то желанная вещь, поездка к другу или даже благостное безделье.

Анна,

Сценарист Skysmart

Я любила представлять себе в красках, что будет после экзамена: пойду в кино, поем вкусняшек, буду лежать смотреть сериальчики или поеду на каникулы куда-то.

Или вспоминала какой-то свой самый страшный провал и думала, что ну вот так сильно я уже точно не облажаюсь.

Съешь шоколадку

— Нужно ли изменить меню в период подготовки к экзаменам? Может, какие-то продукты в рационе помогут улучшить концентрацию внимания или поднять настроение?

Светлана Мухортова, педиатр: В период серьезных умственных нагрузок ребенку важно питаться правильно — разнообразно и сбалансированно. Впрочем, как и всегда. Это должен быть обычный детский стол — мясо и рыба, много овощей и фруктов, сложные углеводы — например, каши, и так далее.

— Нужно ли есть больше сладкого? Скажем, иногда рассказывают: «Съешь шоколадку, чтобы голова работала».

Но не стоит ребенка ограничивать в сладостях. Детям иногда их хочется, это нормально. Мы же не скажем: «У тебя экзамены, поэтому питаешься только полезными продуктами». Шоколада он тоже может поесть, но в меру.

— Кофе вреден подросткам?

— Детям его пить не стоит. Он сначала стимулирует деятельность нервной системы, а потом может ее угнетать. Это подросткам точно не нужно. Они растут, их тело меняется, гормональные сбои происходят, к тому же экзамены — это стресс. Если мы станем чем-то извне стимулировать нервную систему, то это ухудшит и концентрацию внимания, и работоспособность.

Сидим на таблетках

— Сейчас выпускают разные препараты для улучшения самочувствия при интеллектуальной нагрузке. Стоит ли старшеклассникам их принимать?

Светлана Мухортова, педиатр: Конечно, нет. Во-первых, действие подобных лекарственных средств не подтверждают значимые исследования. Чаще всего это БАДы с недоказанной эффективностью.

Во-вторых, мы не знаем, что там есть из дополнительных компонентов. К чему приведет прием такого средства, к каким побочным эффектам? Они могут быть весьма неприятны — например, аллергия.

— Может, стоит поддержать организм витаминами?

— Если ребенок получает достаточно разнообразной пищи, то в дополнительных витаминах он не нуждается. Исключение — это витамин D. У 80% населения России его дефицит. Поэтому его стоит принимать и детям, и взрослым. Дозировку назначит ваш лечащий врач.

А спать-то когда?

— Сколько нужно спать при повышенной учебной нагрузке?

Мария Чурсинова, психолог: У детей очень часто отмечается дефицит сна. Поэтому в период подготовки к экзаменам нужно приблизиться к количеству сна, рекомендованному ребенку по его возрасту. У младших школьников это 10 часов, в средней школе — как минимум девять, у старшеклассников — не менее восьми.

— Полезно ли спать днем?

— Да, если ребенку этого хочется — пожалуйста. Но важно правильно выбрать время для дневного сна, чтобы не было проблем с ночным: не позднее пяти вечера нужно проснуться. Скажем, школьник вернулся с уроков в три, с четырех до пяти поспал.

— Вредно ли засиживаться за уроками допоздна, даже если спишь положенные 8-9 часов?

Делать уроки после 20 часов не стоит. У ребенка в это время падает концентрация внимания и работоспособность. Он будет выполнять задания дольше обычного. Падает производительность — значит, он будет делать уроки медленно. Все это затянется до 22 часов. Эффективность у такой подготовки нулевая.

К тому же после 20 часов организм ребенка уже устал. У него копится негативное отношение к предмету. Родители моих пациентов отмечали, что именно в этот период времени у детей возникали вспышки раздражения. Они уже хотят отдохнуть. Здесь играет роль не только усталость, но и эмоции. Не стоит готовиться до тошноты.

Немного физиологии

Канадский ученый Ганс Селье был одним из первых, кто изучал адаптивные реакции человека в состоянии стресса. Он выяснил, что в попытках адаптироваться к неприятным ситуациям наш организм запускает ответную реакцию в гормональной системе и так борется с внешним раздражителем. 

Селье выделил три стадии стресса:

  1. Тревога
    Организм реагирует на раздражители и вырабатывает гормоны, чтобы бороться со стрессом. Остальные потребности как бы уходят на второй план.
  2. Резистентность
    В этой стадии наш организм может существовать вплоть до нескольких лет. Органы и гормональная система приспосабливаются, основные ресурсы тратятся на его компенсацию и стабильное противостояние внешним раздражителям.
  3. Истощение
    Организм всеми силами пытается сообщить, что у него больше нет ресурсов для противостояния стрессу. Нарушается работа иммунной системы, может наблюдаться атрофия мышечной и соединительной тканей. В состоянии истощения возрастает риск заболеть онкологией, сахарным диабетом и аутоиммунными заболеваниями.

По словам Анфисы Беловой, бить тревогу следует тогда, когда волнение выходят из-под контроля и самостоятельно справиться с ним не получается. Об этом обычно свидетельствуют соматические симптомы: бессонница, головная боль, потеря аппетита. Известно, что у трети пациентов врачей общей практики отмечаются признаки депрессии. Есть и психологические симптомы стресса: повышенная тревожность, грусть, депрессивное состояние. 

Все, что выходит за рамки привычного поведения, свидетельствует о проблеме, которую необходимо решать с помощью специалиста.

Подростки, стресс и экзамены

У подростков есть много причин для стресса, которые не связаны с экзаменами, но могут повлиять на их результаты. Например, школьники легко могут переволноваться или начать переживать из-за ссоры родителей или конфликта с друзьями. Это приводит к плохому физическому самочувствию, мешает сосредоточиться на экзамене. Поэтому, отмечает психолог, родителям и учителям стоит окружить будущих выпускников максимальной заботой и создать благоприятную атмосферу для спокойной и планомерной подготовки к ЕГЭ.

По словам Анфисы Беловой, главное, что могут сделать ответственные взрослые в экзаменационную пору — не нагнетать и не использовать негативную мотивацию. Часто к ней прибегают сами учителя, которые боятся предстоящих экзаменов не меньше школьников. Если повлиять на действия преподавателей не получается, поговорите с ребенком и постарайтесь сами его успокоить. Учителя тоже люди, они переживают и не всегда используют правильные методы мотивации.

Конечно, убеждения не переживать редко работают. Стоит поговорить с подростком о том, что конкретно его волнует. Часто опасения у выпускников очень абстрактны, и от этого все проблемы кажутся им страшными и неразрешимыми. Выясните, почему ребенок боится ЕГЭ: ему страшно сделать ошибку в бланке или забыть, как решается одно из заданий? Или он переживает, что плохо сдаст экзамен и не поступит в институт?

После того, как определите, в чем заключается страх перед ЕГЭ, постарайтесь объяснить ребенку, что все проблемы решаемы: потренируйтесь заполнять бланки, предложите повторить правила, убедите подростка в том, что, если он не поступит в университет в этом году, всегда есть возможность пересдать и попробовать в следующем. Не сакрализируйте ЕГЭ, снизьте субъективную значимость события — это всего лишь один из множества предстоящих экзаменов. В конце концов, «все, что ни делается, — все к лучшему».

Как справляться самостоятельно

Если стресс еще не достиг критического уровня, и не привел у нарушениям и истощению, снизить его интенсивность можно своими силами. Для этого Анфиса Белова рекомендует несколько способов.

Релакс-практики

Если ребенок устал от подготовки, пусть возьмет небольшой перерыв. Отдых помогает избежать преждевременного выгорания и учит в будущем правильно распределять ресурсы, вовремя брать тайм-аут. 

Гармонизировать нервно-психическое состояние помогут релакс-практики. Например, массаж расслабит мышцы и активирует парасимпатическую нервную систему, как бы «перезапуская» организм. Обычно после первых сеансов появляются новые силы для активной работы или подготовки к экзаменам.

Ванна с успокаивающими эфирными маслами — еще один способ расслабиться и отвлечься от учебы. К тому же, в отличие от массажа, этот вариант доступен каждому. Эфирные масла розы, жасмина, кипариса и лаванды действуют успокаивающе и продаются в любой аптеке.

Снять стресс и отвлечься от повседневных переживаний помогает йога. Медитация и дыхательные упражнения успокаивают сознание и настраивают на положительный лад. А асаны из йоги не только способствуют снятию стресса, но и укрепляют мышцы.

Осознанный отдых

Лавину отрицательных эмоций помогут сдержать активности, которые требуют полного сосредоточения. Это могут быть компьютерные игры, кроссворды, даже уборка дома или сортировка мусора — монотонные действия действительно помогают отвлечься от неприятных переживаний.

В английском языке есть словосочетание Binge watching — так называют «запойный» просмотр сериалов, когда человек смотрит 5-6 серий за вечер вместо того, чтобы растянуть и смотреть по одной в неделю. Это объясняется тем, что сериалы способствуют выработке дофамина, а еще выстраивают некий барьер между человеком и окружающем миром. Очень полезное свойство, которое помогает абстрагироваться от неприятных мыслей.

Конечно, у выпускников вряд ли найдется время, чтобы за день смотреть по целому сезону сериала, да и не все это любят. Но детям будет полезно найти свой способ отвлечься от тревожных мыслей и получать удовольствие.

Поэтому не стоит настаивать на продуктивности свободного времени, смена деятельности не всегда является хорошим способом отдохнуть. Если подросток в перерывах между уроками и подготовкой к ЕГЭ смотрит тиктоки, читает фанфики или играет в компьютер, не препятствуйте этому. Всем важно отвлечься, а развлечения, как и книги, не обязательно должны быть развивающими или интеллектуальными.

Здоровый режим

Стресс нарушает режим сна, а плохой сон усугубляет стресс — такой замкнутый круг. Поэтому очень важно настроить свои биоритмы так, чтобы не страдать от бессонницы и недосыпа.

Подъем в одно и то же время, утренняя зарядка, достаточная физическая активность — все, что обычно планируется «с понедельника», необходимо для стабильного нервно-психологического состояния всегда.

Дифирамбы фитнесу и здоровому образу жизни часто мелькают в информационном пространстве и многим кажутся раздражающими, но связь физического и ментального здоровья оспорить действительно трудно. Если интенсивные тренировки претят подростку, предложите в качестве альтернативы пешие прогулки или поездки на велосипеде. Легкая физическая активность способствует восстановлению биоритмов и помогает привести мысли в порядок.