Как помочь ребенку во время экзаменов

Экзамены: что происходит с детьми

Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции взрослых, тревога самих родителей за экзамены часто проецируется на детей. По этой причине весной и в начале лета учащаются обращения к неврологам, психологам, психиатрам из-за повышения тревожности, отказа от общения, замкнутости, нарушения сна. Нередко наблюдаются повышенная плаксивость, соматические нарушения, сопровождающиеся болевыми симптомами непонятного происхождения.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Взрослым вовремя не удаётся отследить перемену в настроении ребёнка, его психика подчас не справляется с чрезмерным эмоциональным напряжением. Общаясь на приёмах с детьми и их родителями, я часто вижу, что подросток находится в истощённом состоянии. Отсюда нервные срывы, выраженная депрессия вплоть до суицидальных мыслей.

Представляя ЕГЭ как своеобразный Рубикон, ребёнок порой рисует страшные картины на случай неудачи. Он может всерьёз думать, что родители отвернутся от него, не сдавшего экзамен. Он, неудачник, будет никому не нужен. Зачем возвращаться домой, зачем жить? Раз уж родители — самые близкие и значимые люди — не готовы принять неуспех, то что говорить об остальном мире?

Подросткам в этот период непросто взаимодействовать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать, возникает внутренний конфликт между «хочу — могу — надо».

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности. Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое тяжёлое психологическое оружие — это неопределённость, неизвестность.

Не имея возможности знать, как всё закончится, ребёнок подчас постоянно себя эмоционально накручивает. Но пребывать в стрессе бесконечно организм не может, поэтому «сброс» так или иначе произойдёт. Если ресурсов, родительской поддержки для восстановления не хватит, то будущий выпускник может уйти в депрессию, последствия которой могут быть плачевными.

Распространённые варианты реакции взрослых на неудачу при сдаче ЕГЭ

Обесценивание

Это попытка родителей придать меньший вес случившемуся:

  • ничего страшного не произошло;
  • это не важный экзамен;
  • я так и знал, что ничего у тебя не выйдет.

Что слышат при этом выпускники:

  • меня никто не понимает;
  • никто не поддерживает;
  • родителям все равно;
  • я никчёмный.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Обесценивая ребёнка (не специально!), родитель неосознанно стремится снизить уровень своей тревоги. Родителям кажется, что если они не будут акцентировать внимание на несданном экзамене, то и ребёнку будет легче.

Морализаторство

Любимая тактика взрослых, одна из автоматических реакций на панику и тревогу:

  • надо было лучше готовиться;
  • вечно у тебя всё через одно место;
  • я так и знал, что там всё куплено;
  • в нашей стране умные люди не нужны.

А вот как реагирует выпускник:

  • достали уже своими нотациями;
  • сам знаю, что надо было;
  • я неудачник;
  • жизнь загублена.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

В морализаторство уйти легко, привычно и быстро. В такие минуты всплывают самые актуальные убеждения семьи или самые устойчивые, из собственного детства. При этом трудно остановиться и сделать первый шаг навстречу своему страху.

Отрицание

Один из мощнейших приёмов снятия тревоги:

  • надо жить дальше;
  • ничего страшного не произошло;
  • и чего тут обсуждать, не сдал — иди работать.

Как слышат дети:

  • мои переживания никому не интересны;
  • неудача не обсуждается, это неприятно;
  • всегда решают за меня.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Отрицать случившийся факт — прятать голову в песок, не давая себе и другому возможности справиться с событием. Отрицая свои и чужие переживания, можно очень просто добиться ухода в позитивную крайность — дескать, всё прекрасно и всё к лучшему. И в этой крайности тоже нет ничего хорошего.

Переживания за сложные экзамены — как к этому правильно подойти

Когда напряжение сохраняется слишком долго и результат неизвестен, мотивацию следует снизить. Здесь хорошо работает техника «катастрофизации» ситуации и создание плана Б: подробно разберите, что может случиться и как вы поступите при всех вариантах событий — от самого желательного до самого негативного.

Для начала обозначьте эти самые варианты. Например, так:

  • сдал на 100 баллов каждый предмет;
  • сдал на максимальное количество баллов;
  • сдал так, как писал пробники, не хуже (наиболее реальный вариант развития событий);
  • сдал хуже, чем пробные варианты (и так бывает);
  • сдал на минимальный, пороговый уровень;
  • не прошёл минимальный уровень.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Разобрав все варианты исхода ЕГЭ, вы увидите с ребёнком всю картину, а не будете зацикливаться лишь на желательной истории, одновременно отметая от себя нежелательную, которой вы не хотите и к которой вы не готовы.

Создав список заранее, можно загодя подобрать вузы и специальности — в зависимости от полученных баллов. Рассмотрение сравнительно плохих вариантов задолго до экзамена делает ребёнка и его родителей более спокойными. Экзамен перестаёт быть концом света, не нужно будет в панике метаться и судорожно кроить новые планы.

План Б — это изучение возможностей, вариантов развития событий в спокойной обстановке, построение реальных перспектив на фоне отказа от идеальной картины мира. Своего рода мозговой штурм, который проводят выпускник и его родители вместе. В процессе ко всем должно прийти понимание того, что проваленный экзамен не перечёркивает всю жизнь, а не сдавший не перестаёт быть хорошим человеком, любимым сыном или дочерью.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда — примеров немало среди великих и вокруг вас. Нужно почаще напоминать об этом и себе, и детям.

Какие будут изменения в выпускных экзаменах в этом году?

Министерство образования региона на последнем краевом родительском собрании дало пояснение, что же такое государственный выпускной экзамен и как он облегчит жизнь выпускника. 

В этом году выпускники могут сдавать государственный выпускной экзамен и параллельно они могут сдать единый государственный экзамен. Принципиальная разница заключается в том, что результаты ЕГЭ приравниваются к вступительным экзаменам при поступлении в ВУЗ, а результаты ГВЭ дают право выпускнику получить аттестат. Все экзамены проводятся в письменной форме. Выпускникам, которые собираются поступать в вузы и будут сдавать для этого ЕГЭ, чтобы получить аттестат, достаточно сдать на удовлетворительный результат ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

Это что касается нововведения, а теперь предлагаем перейти к самому интересному, как подготовить себя, а главное создать в доме ту атмосферу, которая поможет ребенку продуктивно готовиться к экзаменам. За комментариями мы обратились к психологу высшей категории Сивовой Анне Сергеевне.

Сначала успокаиваем себя, потом ребенка!

Здесь, главное, помнить, что именно взрослый – ведущий. Если родитель в панике, сколько бы он не уговаривал ребёнка успокоиться – не получится. Есть простое упражнение, которое помогает не сверхценно, а более адекватно воспринимать экзамены ребёнка, называется «А что потом?»

Представьте, самое страшное, что могло случиться на экзамене. Что это может быть? А затем последовательно и подробно отвечайте на следующие вопросы, лучше письменно. Сначала ответьте, какие события будут происходить в этот день, когда случится самое страшное и печальное на экзамене, кто и что будет делать, какие поступки/дела совершать. Какие последствия этого события будут именно в первый день? Кто и что будет говорить? Кто и что будет чувствовать? Как будете чувствовать именно вы? Оцените насколько по 10-бальной шкале сильны и важны пункты, которые вы описываете.

А теперь попробуйте мысленно отдалиться от печального дня на 1 неделю. Задайте те же самые вопросы себе и письменно опишите, разговоры, дела, поступки, эмоции и чувства всех участников ситуации. Оцените, насколько теперь будут по 10-бальной шкале важны события прошлой недели.

Следующим шагом проделайте и опишите также события через 1 месяц, 1 год и 10 лет. Хорошенько представьте себя там, в будущем, когда события не получившегося экзамена уже даже не вспоминаются и совершенно не значимы. Подумайте, где и кем работает ребёнок, чем занимается, есть ли уже у вас внуки и другие. Чем подробнее, тем лучше.

Поверьте, по прошествии многих лет экзамен, конечно, помнится, но уже вряд ли на что-то влияет. Вспомните свой экзамен. Да, было страшновато, но те события уже помнятся больше со смехом и иронией.

Это упражнение можно использовать и для самих учеников.

Приёмы саморегуляции: shake your body

Подойдут любые приёмы саморегуляции.

Первое, чему необходимо научиться и ребёнку, и тревожащимся родителям – правильному дыханию. Оно должно быть брюшное, центр тяжести тела при этом в области таза, спина прямая, плечи расслабленные, опущенные.

Поскольку очень сложно успокоить поток мыслей и отрегулировать чувства напрямую, лучше использовать элементы телесно ориентированной психотерапии. Один из них – чередование напряжения и расслабления.

Выполнить можно так: напрягайте 3 циклов дыхания (вдох-выдох=1 цикл) разные части тела по очереди. Например, правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, туловище, область шеи и ключиц, лицо. Затем напрягайте и расслабляйте только одну сторону: правая сторона, левая сторона, верхняя часть тела, нижняя часть тела. Можно брать и маленькие участки: один палец, ладонь, стопа и тп. После этого попробуйте напрячь и расслабить тело целиком.

Есть также быстрые простые приёмы:

  • Сесть на пол, обхватить плотно руками прижатые к груди колени, медленно и глубоко дыша, проговорить: «Я держу себя в руках прямо сейчас». Или другие фразы, которые обычно вас успокаивают.
  • Крепко сжимать и разжимать кисти рук, встряхивать кисти
  • Выполнить «Танец-тряску» - потрястись любым способом, можно всем телом, как-будто это восточный танец, а можно отдельно руками, ногами по очереди. Имитировать «отряхивание» от чего-то.

Быть на одной волне: как говорить с ребенком на одном языке?

Подросток устроен так, что всякое подавление, нравоучения, ограничение воспринимается как крайне болезненное нарушение прав и личных границ. Каждое ваше слово оценивается на предмет угрозы достоинству, поэтому взвешивайте то, что говорите. Какими бы правильными и логичными не были фразы, если они произнесены «диктаторским» тоном, услышаны и приняты к действию они, скорее всего, не будут. Помните о цели общении, ведь она не в том, чтобы показать, как «невероятно крут» родитель, а в том чтобы был результат. Спросите себя, какую ваш ребёнок хотел бы услышать просьбу, какую стал бы охотнее выполнять? Попробуйте записать, прочитать сначала себе. Посмотрите, как общаются подростки, хотя бы шутки ради, попробуйте говорить так же. Вы удивитесь отклику со стороны своего чада. Говорите полутоном, не повышая голос, даже если ругаете. Используйте следующую формулу предложений: «Я…» – ваше чувство - описание ситуации – предложение выхода из ситуации. Как можно больше «я» и как можно меньше «ты». Например, «Я так переживаю, когда вижу, что мало времени на подготовку, давай попробуем составить график вместе, чтобы всё успеть. Тебе нужна в этом моя помощь?» Следите за дыханием и интонацией, смотрите в глаза, при обращении прикасайтесь (можно, например, взять за руку). Также хорошо работает мотивирующая формула «2:1:1» - две похвалы, одна просьба что-то делать и снова закрепляющая похвала. С помощью этой формулы, сказанной в правильной доброй интонации, можно договориться, о чем угодно, главное, научиться, запланировать, даже записать несколько фраз, а затем их уже использовать.

Создаем комфорт дома

Возьмите часть домашних обязанностей ребёнка на себя. Следите за распорядком дня, чтоб подросток высыпался, хорошо питался и соблюдал питьевой режим. Какие-то перемены в питании за месяц до экзамена затевать нет смысла, а вот за 6-12 месяцев будет эффективным ресурсом. В экзаменационный период нужно увеличить количество белковой пищи и витаминов группы B. Нельзя пропускать приёмы пищи, в том числе ужин (пресловутые «не есть после шести»). Ужин, а также перекусы также важны, так как мозг нагружен, организм работает иногда в период сессии на износ. А пропуски пищи для него – дополнительный стресс. Научите носить бутылочку с водой. 

Что ни в коем случае нельзя делать при подготовке к экзаменам? Как провести день и вечер перед экзаменом?

Нельзя: кричать, оскорблять, заставлять силком, сравнивая, приводить в пример не в пользу ребёнка братьев, сестёр, себя, соседских детей, хорошо учащихся одноклассников. Все примеры не должны быть укором, нравоучением. Нельзя устраивать ремонты, переезды, развод, равно как и большие праздники, которые также тратят эмоциональные ресурсы. Нельзя заставлять ходить в неприятной, некомфортной одежде – всегда можно найти компромисс.

Если это помогает успокоиться, можно выполнить приметы и ритуалы, о которых известно. Ночью важно выспаться. Для того, чтобы информация из оперативной памяти переместилась в долгосрочную, нужен сон.

Можно выполнять любые дыхательные, телесно-ориентированные упражнения, использовать аффирмации (позитивные фразы-установки).