Как получить категорию с если есть категория в без экзаменов

Как получить категорию с если есть категория в без экзаменов

Содержание

Что значит переподготовка с B на C?

Первые программы по переобучению водителей различных категорий начали разрабатываться еще в 2013 году. До этого такой возможности не было. Поэтому программы для начинающих водителей и граждан, имеющих открытые категории, были одинаковыми.

Курс по переподготовке с категории прав B на C короче чем начальное обучение. Соответственно, стоимость такой услуги в автошколах существенно ниже.

Требования для получения категории С

Чтобы получить права категории С, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и пройти медицинское освидетельствование. Также потребуется оплатить госпошлину. Возрастное ограничение на категорию С такое же, как и на В: управлять грузовыми ТС можно только после достижения 18 лет (ФЗ №196 ст26).

Необходимые документы

Основной документ, подтверждающий возможность управления грузовиком – это медицинская справка. Для ее получения потребуется предоставить паспорт, матовые фотографии и военный билет (приписное удостоверение). Если гражданин имеет временную регистрацию, этот документ тоже потребуется взять с собой.

Непосредственно для сдачи экзамена в ГИБДД также необходимо подготовить ряд бумаг. В первую очередь нужно предоставить паспорт и медицинскую справку. Также необходимо подготовить документ, подтверждающий обучение в автошколе (предоставляется после сдачи внутреннего экзамена). Помимо этого, требуется оплатить госпошлину и принести соответствующую квитанцию. Размер пошлины не зависит от категории и того, имеет ли водитель открытые категории. Эта сумма составляет 2000 рублей (п43 ст333.33 НК РФ).

Как получить категорию водительских прав С, если уже есть В?

Водитель в первую очередь обязан пройти медосмотр. По новым правилам (ФЗ №437 ст.1), для управления разными типами ТС потребуется осмотр разных врачей. Так для переподготовки с категории В на С (грузовых автомобилей) перечень будет следующим:

  1. Офтальмолог.
  2. Психиатр.
  3. Нарколог.
  4. Отоларинголог.
  5. Невролог.

Также потребуется пройти электроэнцефалографию. По результатам обследований, терапевт принимает решение о том, может ли человек управлять автомобилем. Если не пройден хотя бы один врач из списка, гражданин не может получить справку, а значит, и до сдачи экзаменов после переподготовки он допущен не будет.

Важным этапом является поиск автошколы. Далеко не все из них обучают водителей грузовиков, а уж тем более переобучают их с категории B на C. Если же автошкола все-таки предоставляет подобные услуги, необходимо обратить внимание на наличие у нее соответствующей лицензии. Если ее нет – допуск до экзамена в ГИБДД получить также не получится.

Пошаговая инструкция переобучения с категории прав B на C

Весь процесс переподготовки с категории прав B на C можно условно разделить на несколько основных этапов:

  1. Для открытия новой категории в первую очередь потребуется найти подходящую автошколу. При выборе учебного заведения необходимо убедиться в наличии у него государственной аккредитации.
  2. Далее потребуется собрать документы и получить медицинскую справку. Стоимость ее оформления для категории С составляет в среднем 2000 рублей.
  3. Следующим шагом станет прохождение подготовительного курса в автошколе. Преподаватели ведут журнал посещений, поэтому пропускать занятия не рекомендуется. В противном случае соискатель рискует оказаться не допущенным к итоговой аттестации.
  4. Когда водитель прошел обучение и сдал внутренний экзамен, он может быть допущен к экзамену в ГИБДД. Здесь соискатель должен будет показать знания теории, а также навыки практического вождения на полигоне и в условиях города.
  5. Если проверка не пройдена, может потребоваться пересдача экзамена.

В конце концов гражданин сможет прийти в отделение ГИБДД (необходимо обращаться в отделение, за которым закреплена автошкола) и получить новое водительское удостоверение. Записаться для посещения можно через Госуслуги или непосредственно в отделении. Фото для выдачи ВУ не требуются: их сделают на месте.

Нормативные акты

Правила и порядок переподготовки автомобилистов с категории прав В на С регулируются целым перечнем законодательных актов. Основной из них – это ФЗ от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения». Обучение также проходит в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ» и правилами разработки программ обучения водителей (Постановление от 1.11.2013 №980).

Что входит в переподготовку с В на С?

Учебный план программы переподготовки с категории прав B несколько упрощен по сравнению с обычным. В случае с категорией С, он включает в себя изучение следующих предметов и дисциплин:

  1. Устройство грузовых транспортных средств.
  2. Эксплуатация и обслуживание ТС.
  3. ПДД для управления грузовым автомобилем.

Помимо этого, ученик должен изучить организацию грузовых перевозок. Также потребуется наездить определенное количество часов за рулем учебной машины. Только наличие знаний по всем дисциплинам и выполнение всех требований позволят сдать экзамен.

Длительность переподготовки

Законодательство устанавливает определенные требования к обучению водителей (Приказ Минобрнауки от 26.12.2013 №1408, приложение 17). В частности, регулируется количество часов, которое должно быть отведено для прохождения каждой из дисциплин, входящих в перечень обязательных.

Так, для изучения устройства грузовых ТС отводится 24 часа. При этом на практические занятия должно быть потрачено не менее 4 часов из них. Основы управления преподают 12 часов. Из них 4 также отводятся на практику. А чтобы получить допуск к экзамену, переобучающийся с категории В на С должен наездить за рулем автомобиля не менее 38 часов (если подготовка идет на ТС с автоматической трансмиссией, то это число может быть сокращено до 36ч).

Время на изучение профессионального цикла программы также строго регламентируется. Поэтому водителю придется провести 6 часов за изучением организации перевозки грузов. Из них 2ч – отводится на практику. Также потребуется пройти квалификационный экзамен (2ч практики и 2ч теории).

Таким образом, переподготовка водителя с категории прав В на С занимает от 82 до 84 часов (в зависимости от типа трансмиссии). Из них придется потратить 34 часа на изучение теоретической части, а оставшееся время провести на практических занятиях. Как это время будет распределено и как будет проходить учебный процесс – зависит от конкретной автошколы. Но количество часов должно остаться без изменений.

Стоимость переподготовки с В на С

Стоимость обучения может существенно меняться в зависимости от региона и конкретной автошколы. Однако очевидно, что цена переподготовки с категории прав B на C в любом случае будет существенно ниже, чем при подготовке водителя с нуля.

Таким образом, средняя стоимость курса переподготовки с категории B на C составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Эта сумма включает как теоретические, так и практические занятия, а также уроки вождения. При этом ценник на полноценное обучение вождению грузовиков равна 30-40 тысячам рублей. Как видно, разница существенная.

Как уже упоминалось, при выборе автошколы необходимо обратить внимание на наличие у нее государственной аккредитации. Но не менее важно узнать, что входит в стоимость курса. Для этого следует заранее изучить договор. Некоторые недобросовестные компании указывают здесь не все услуги, необходимые для подготовки водителя. В результате учащемуся приходится дополнительно оплачивать стоимость топлива и уроки вождения. А это может существенно увеличить расходы на переподготовку.

Теоретическая часть

Основным этапом переподготовки с категории прав В на С водителя является изучение теории управления грузовиком. Требования к преподаванию такого материала также установлены законодательством  (Приказ №1408).

В отличие от практики, 1 час занятия здесь равен 1 академическому часу (то есть 45 минутам). Подготовка производится по группам. В каждой из них должно быть не более 26 человек. Учет посещаемости ведется преподавателями.

Для подготовки водителей в автошколе должны быть оборудованы соответствующие кабинеты. В первом из них соискатели на получение прав будут изучать законодательство и правила эксплуатации грузовых ТС. Во втором происходит изучение технического устройства транспорта и правила перевозки грузов.

В целом, учебный процесс в различных автошколах остается схожим. Различаются лишь небольшие нюансы.

Практическое обучение вождению

К управлению учебным автомобилем допускаются только лица, не имеющие для этого медицинских противопоказаний. А это значит, что еще до начала практических занятий потребуется обзавестись медицинской справкой. В противном случае завершить переобучение на категорию С не удастся.

Уроки вождения проходят отдельно от изучения теории. Ученики самостоятельно выбирают удобное для них время. Весь учебный процесс делится на две части:

  1. Закрытый полигон.
  2. Движение по городу.

В ходе переподготовки с категории водительского удостоверения В на С, учащийся должен изучить определенную программу. Она разбивается на отдельные упражнения (как это сделать – решает сама автошкола). Когда водитель получит минимальные навыки управления грузовиком, он сможет выехать в город и начать движение по учебному маршруту.

Контрольный экзамен в автошколе

Когда водитель полностью прошел подготовительный курс, автошкола должна проверить качество усвоения предоставленного материала. Для этого существует контрольный экзамен. По сравнению с экзаменом в ГИБДД он несколько упрощен и укорочен. Однако все равно позволяет в полной мере проверить знания учащегося.

Практическая часть проверки включает в себя только управление грузовым ТС на полигоне. Выезжать в город и двигаться по учебному маршруту, в отличие от итогового испытания, не обязательно. Однако если водитель не сможет выполнить хотя бы одно испытание в условиях закрытого автодрома, он не сможет получить допуск к экзамену в ГИБДД. В этом случае ему придется пересдавать контрольный экзамен в автошколе.

Экзамен в ГИБДД

Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.

Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).

После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).

Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).

Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.

Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.

Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.

Необходимые документы

Для получения нового водительского удостоверения, после переподготовки с категории прав В на С, требуется оплатить госпошлину и принести соответствующую квитанцию. Размер пошлины не зависит от категории и того, имеет ли водитель открытые категории. Эта сумма составляет 2000 рублей (п43 ст333.33 НК РФ). Также необходимо подготовить паспорт. Фотографии приносить не требуется – их сотрудники ГИБДД сделают на месте.

Пошаговая инструкция получения водительского удостоверения

Весь процесс получения нового ВУ, после переподготовки с категории прав B на C, можно разделить на несколько основных этапов:

  1. В первую очередь требуется направить в ГИБДД заявление на получение нового документа. Сделать это можно как в отделении, так и через портал Госуслуг.
  2. В назначенное время требуется прийти в ГИБДД (необходимо обращаться в отделение, за которым закреплена автошкола). При себе достаточно иметь удостоверение личности и документ, подтверждающий уплату пошлины.
  3. На месте сотрудники ГИБДД сделают фотографию и распечатают новое ВУ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. Вся процедура занимает не более 30 минут.

По результатам обращения водитель будет внесен в базы данных, а на руки получит водительское удостоверение с новыми открытыми категориями.

Выбор категории

Получить водительские права можно после прохождения учебы в автошколе и сдачи экзаменов, которые сдаются в сервисном центре (СЦ) МВД Украины.

Начать обучение может любой человек начиная с 16 лет, выбрав для себя доступную категорию транспортных средств. Как видно на иллюстрации сервисного центра МВД, с 16 лет доступны две категории:

  • Мопеды и мотороллеры (А1);
  • Мотоциклы (А).

Начиная с 18 лет можно начать учиться вождению:

  • Квадро- и трициклами (B1)
  • Авто до 3,5 т (B);
  • Грузовыми авто (C1);
  • Грузовыми авто от 7,5 т (C).

И с 21 года доступно обучение на вождение автобусов до (D1) и более (D) 16 мест, и трамваев с троллейбусами (T).

Читайте также: Транзитные номера в Украине 2021: как получить, срок действия

Перед началом учебы нужно выбрать интересующие категории и найти автошколу. Чаще всего обучение проходит на вождение транспортных средств категории B – легковые авто до 3,5 т.

Для правильного выбора автошколы на сайте СЦ МВД запустили специальную интерактивную карту со всеми лицензированными автошколами Украины, и с детальной информацией по категориям обучения в них. На карте присутствуют школы со всех уголков страны, получившие аккредитацию.

Сроки обучения

Каждый урок длится 45 минут (академический час). Количество уроков зависит от выбранной категории. К примеру, длительность обучения по самом популярной категории B составляет 100 академических часов теории и 40 часов практики. Дольше всего длится учеба на вождение грузовыми авто: 102 часа теории и 60 часов практики.

Читайте также: Как переоформить авто в Украине по новым правилам?

Процесс получения водительских прав

В 2021 г. алгоритм оформления водительского удостоверения в Украине состоит из нескольких шагов:

  1. Выбор автошколы.
  2. Прохождение обучения.
  3. Прохождение экзаменов.
  4. Получение документа.

А теперь рассмотрим все шаги детальнее.

С выбором автошколы разобрались, для этого есть официальная интерактивная карта. В ходе подачи документов в школу ученик может выбрать подходящий вид обучения: с группой или индивидуальный.

Какие документы нужны для поступления в автошколу?

Перечень документов:

  • Паспорт гражданина Украины и ИНН;
  • Медицинская справка (форма 083/о);
  • Цветное фото (1 шт. 3,5х4,5 см).

Какие документы нужны по завершению обучения?

По окончанию обучения будущий водитель идет в ближайший СЦ МВД с таким же пакетом документов, как и при поступлении в автошколу, а также с сертификатом об окончании учебы.

Подготовка к экзаменам

К тестам по теории вождения можно подготовиться с помощью онлайн-тренажера на официальном сайте МВД. Для подготовки к практике есть перечень маршрутов, на которых проходит сдача испытаний, они также доступны на официальном ресурсе. С 2020 г. практические экзамены также проходят на территории центров МВД.

Читайте также: Где можно взять кредит по водительскому удостоверению в Украине?

Сдача экзамена

Экзамен поделен на 2 части: сначала сдается тест на теоретические знания ПДД (на украинском или английском языках), после чего проходит практическая часть.

В 2021 году стоимость экзаменов составляет 26 грн, и 219 грн за бланковую продукцию.

Получение удостоверения

Благополучно сдавшему экзамен ученику вручается удостоверение. При первом оформлении оно действительно 2 года (ранее было 10 лет), на протяжении которых действует ограничение на превышение скорости свыше 70 км/час.

Спустя 2 года это удостоверение можно поменять на постоянное, без сдачи экзаменов. Повторная сдача (теория + практика) назначается только в случае наличия более трех нарушений правил ПДД за два года.

О том, как заменить водительское удостоверение, мы детально описали в предыдущем материале.

Утеря водительского удостоверения

В 2021 г. штраф за утерю данного документа отсутствует. Водителю нужно лишь оплатить получение дубликата, в размере 219 грн. На восстановление требуется до 5 рабочих дней.

При этом, вождение без прав считается нарушением закона, за что предусматривается штраф – 510 грн.

Электронные права

Начиная с 2020 года в Украине запустили возможность получения водительских прав в электронном виде, с помощью мобильного приложения «Дия». Такой электронный документ является официальным, со специальным QR-кодом, направляющим на данные водителя в Единой информационной системе МВД.

Как получить электронные водительские права?

Процесс оформления электронного удостоверения максимально прост:

  • Установка приложения «Дия» на смартфон;
  • Прохождение идентификации с помощью BankID;
  • Верификация документа в e-кабинете водителя (в случае некорректного отображения информации в e-документе или его отсутствии в приложении).

Отметим, что такие права действительно только в пределах Украины. Вне страны необходимо иметь удостоверение нового или международного образца.

Какими машинами можно управлять с категорией «С»

Открытая С-категория в водительском удостоверении дает право управлять грузовым транспортом, масса которого больше 3,5 т. Это в первую очередь фургоны и средние грузовики. Исключение составляет пассажирский транспорт, для управления которым требуется категория «D».

Для справки! Под категорию «С» не попадают автобусы с пассажирскими фургонами, грузовики до 3,5 т, легковой транспорт.

Если к автомобилю будет подцеплен прицеп, то, по правилам, его вес не должен превышать 750 кг.

Категория С - Инфографика

Востребованность водителей, для профессиональной деятельности которых требуется  нaличиe вoдитeльcкиx пpaв кaтeгopии C, постоянно растет. Среди специальностей, где требуется эта категория, можно выделить дальнобойщиков, водителей-автокрана, автопогрузчиков, экспедиторов-перевозчиков и др. Труд этих специалистов хорошо оплачивается по той причине, что управлять таким видом транспорта очень сложно и нужны определенные навыки.

Категорию «С» можно разделить на 3 подкатегории: СЕ, С1, С1Е.

Единственное, чем они отличаются друг от друга — максимальной массой автомобиля (+ прицеп), которая соответствует данной подкатегории.

Подкатегория СЕ

Эта подкатегория является дополнительной. Ее необходимо иметь для управления автомобилем С-категории с прицепом (полуприцепом), массой свыше 750 кг.

 Определение, что такое категория СЕ

Подкатегория С1

Подкатегория С1 дает право управлять средними грузовиками массой от 3,5 до 7,5 т. В случае необходимости разрешается подцепить легкий прицеп до 750 кг.

Если водитель открыл категорию «С», то он спокойно может управлять ТС подкатегории С1. Это не противоречит закону.

 Определение, что такое подкатегория С1

Подкатегория С1Е

Это также дополнительная подкатегория, открыв которую водитель имеет право садиться за баранку грузовика категории C1 с тяжелым прицепом (свыше 750 кг), общая масса которых не превышает 12 т.

 Определение, что такое подкатегория С1Е

Чтобы получить подкатегории СЕ И С1Е, требуется прохождение дополнительного обучения, после которого предстоит сдача экзамена в ГИБДД. К обучению допускаются лица возрастом от 21 года и старше, которые имеют водительский стаж и опыт вождения автомобилей С или С1-категории 1 год и более.

К сведению! Водителям с открытой категорией «С» разрешено заниматься обслуживанием автомобилей, для управления которых нужна подкатегория «С1». Аналогично с подкатегориями СЕ и С1Е: если СЕ открыта, значит водитель имеет право управлять транспортом СЕ1-подкатегории.

Разрешенная масса авто для категории «C»

Список подкатегорий и соответствующая каждой подкатегории масса ТС, максимально разрешенная правилами:

  • С — средний и тяжелый грузовой транспорт 3,5 т и выше + прицеп массой, не превышающей 750 кг;
  • С1 — небольшой, средний грузовой транспорт массой 3,5-7,5 т + прицеп до 750 кг;
  • СЕ — грузовые автомобили, соответствующие С-категории + прицеп массой свыше 750 кг;
  • С1Е — грузовой транспорт, соответствующий подкатегории С1+ прицеп массой свыше 750 кг.

Между подкатегориями СЕ и С1Е есть существенная разница. В подкатегории С1Е масса автомобиля без нагрузки должна быть больше массы прицепа, а суммарная их масса не должна превышать 12 тонн. Категория СЕ таких ограничений не имеет.

Kaк пoлучить пpaвa категории «C»

Прежде, чем получить права на категорию «С» необходимо пройти обучение в течение 4-6 мес. в автошколе и сдать экзамены. Начинать обучение можно с 17-ти лет. Но сдавать экзамены на получение прав можно только с 18-летнего возраста.

Автошколу всегда нужно выбирать, обращая внимание на ее техническое оснащение, наличие обучающих пособий, уровень профессионализма преподавателей. Необходимо ознакомиться с пакетом услуг, которые входят в стоимость полного курса обучения и прислушаться к рекомендациям знакомых, закончивших эту автошколу.

Как открыть категорию «C» если есть «В»

На получение водительского удостоверения с категорией «С» могут быть нацелены те люди, которые хотят научиться водить грузовой автомобиль массой свыше 3,5 т. Это самосвалы, пикапы, фургоны и т.д. Поэтому водители, которые уже давно обзавелись категорией «В», часто спрашивают, как открыть категорию «С». Все желающие получить категорию «С» должны понимать, в чем заключается разница между двумя категориями «В и С».

Чем отличаются категории В и С

Без особых навыков не обойтись человеку, который предпринимает все действия, чтобы открыть для вождения категорию С. И перед ним на этом этапе стоит очень сложная задача. Грузовик отличается от легкового автомобиля своими габаритами и массой. Большая масса влияет на инерцию, становится сложнее управлять автомобилем. Для таких маневров, как разгон и остановка машины, требуется приложить немало усилий. Из-за своих больших габаритов машина чрезвычайно опасна на дорогах, особенно в тот момент, когда совершает сложное маневрирование.

Тонкости открытия категории С

Перед тем, как получить категорию С если есть В, нужно знать, что без обучения и аттестации не обойтись. А вот при сдаче теоретического экзамена есть небольшая уловка: если вы совсем недавно открывали категорию D и сдавали теоретический экзамен, то вновь сдавать его вам не придется. Все дело в том, что результаты аттестации сохраняются в течение 3-х мес. с момента сдачи экзамена.

Открытие категории С при имеющейся В

Данное обучение имеет некоторые отличия от первичного, где идет обучение будущего автомобилиста с самых азов.

Обладателю прав категории В будет вполне достаточно посещать курсы переподготовки. Как только они будут пройдены, автолюбителю необходимо будет сдать экзамен, который проходит в 3 этапа.

Перед тем, как приступить к сдаче экзамена, чтоб открыть категорию С, нужно вести подготовку по экзаменационным билетам. Это поможет сдать экзамен в теоретической его части. Непосредственно перед экзаменом следует позаботиться о приобретении медсправки, подготовить паспорт и произвести оплату госпошлины.

Как получить категорию «C»: пошаговая инструкция

Если вы не знаете, как получить категорию С, мы разработали последовательность действий, которые помогут вам добиться своей цели:

  1. Всегда ответственно относитесь к занятиям, не пропускайте лекций без причины, конспектируйте материал, не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то не поняли. Преподаватель всегда обращает внимание на особенности управления тем или иным ТС, запоминайте, что он говорит. Делайте заметки особенно тогда, когда дело касается нюансов ПДД.
  2. Не забывайте о прохождении медкомиссии перед экзаменом. Перед тем, как совершить обход требуемых специалистов, необходимо оплатить их услуги. Как только вы получите заключение от каждого врача в отдельности, выносится общий вердикт относительно состояния вашего здоровья. Если вы сдаете на категорию «С», то столкнетесь с повышенными требованиями, т.к. вам предстоит тяжелая и очень ответственная работа, выполняя которую здоровье подводить не должно.  Для работы по этой категории требуются всегда сильные и рослые мужчины. Если рост потенциального водителя не превышает 150 см, в справке ему откажут.
  3. Внимательным образом проштудируйте все билеты, взятые из экзаменационных изданий. Научитесь четко понимать, что от вас требует задание, если возможно, то запомните ответы на всякий случай.
  4. Постарайтесь успешно сдать теоретический экзамен в автошколе.
  5. Не пренебрегайте практическими занятиями, используйте услуги инструктора при выезде в город. Он вам расскажет о всех нюансах перемещения в городских условиях, как на практике применяются ПДД.
  6. В случае, если вы уверены в своих силах и от дополнительных занятий отказываетесь, то не теряйте напрасно время и готовьтесь к сдаче экзамена по практическому вождению в автошколе.
  7. Во время практической аттестации вам предстоит показать свои навыки вождения вначале на автодроме автошколы, а затем и в пределах города. Здесь будет учитываться, насколько правильно вы применяете свои знания ПДД в городских условиях.
  8. В случае провала внутреннего экзамена, придется взять несколько дополнительных уроков и только потом претендовать на пересдачу практической аттестации.

Как только будет сдан экзамен в автошколе, можно переходить на следующий этап и повторить свой успех при сдаче экзамена в ГИБДД.

Как сдать экзамен на категорию C

Перед тем, как сдать экзамен в ГИБДД, необходимо собрать пакет необходимых документов и оплатить госпошлину.

Первым всегда сдают теоретическую часть, состоящую из 20-ти вопросов. Экзамен считается зачетным, если экзаменуемый ответил на 18 вопросов из 20-ти. Получается, что можно допустить всего лишь 2 ошибки, иначе придется снова заниматься и идти на пересдачу экзамена.

За теоретическим сразу идет практический экзамен, где проверяются навыки вождения на площадке. Здесь необходимо показать все свои навыки в управлении грузовыми машинами, в том числе умение трогаться с места, останавливаться на крутом подъеме, а затем вновь начинать движение, совершать параллельную парковку, повернуть на 90 градусов, сделать змейку, правильно развернуться, заехать в бокс. Если эта дистанция будет пройдена, то вас допустят к сдаче экзамена на дорогах в условиях города.

Зачет будет получен лишь в том случае, если экзаменуемый не допустит нарушений ПДД.

И обратите внимание, езда на первой скорости по городу в зачет не идет, необходимо показать свое умение перемещаться на второй и третьей скоростях.

Если экзамен не сдан: можно ли пересдать

Пересдать экзамен, конечно же, разрешается, но при этом установлены особе сроки. Что касается теории, то пересдать ее можно уже через неделю. И так каждый раз после очередного провала, т.к. количество попыток ограничений не имеет.

Совсем другое отношение складывается к пересдаче практического вождения:

  • через неделю можно сделать первую попытку пересдать экзамен;
  • таких попыток может быть ровно 3 через каждые 7 дней, затем ужесточаются меры, и каждую попытку можно будет демонстрировать 1 раз/в месяц;
  • если в течение 6-ти мес. водитель не сдаст практическое вождение, он будет направлен на пересдачу теоретического экзамена.

Не получилось сдать экзамен для получения категории С с первого раза, у вас есть вторая попытка через 7 дней. Это значит, что вам дается время на подготовку. Вновь просмотрите все билеты, проработайте их хорошенько, особенно те, которые вы не очень хорошо знаете. Возьмите дополнительные уроки вождения.

Можно ли получить права категории «C» бесплатно

Если вас интересует вопрос, есть ли  бесплатный способ получения прав категории C, то ответ будет утвердительным: да есть. Для этого нужно обратиться в военный комиссариат для получения прав от военкомата. Это даст вам возможность сэкономить и обзавестись армейской специальностью. Но после такого обучения вы вынуждены будете служить в армии. В противном случае, если откажетесь, должны будете возместить сумму стоимости обучения.

Какие документы должен возить с собой водитель с категорией «С»

Управляя грузовым транспортом, водитель при себе всегда должен иметь такие документы, как:

  • удостоверение водителя;
  • регистрационное свидетельство;
  • страховку в виде полиса ОСАГО;
  • доверенность, выданную владельцем ТС на имя водителя, если он сам не является собственником этой машины;
  • если машина груженая, то в наличии должны быть сопровождающие документы на груз. Поэтому без путевого листа, декларации на груз, лицензии или договора о доставке водитель не имеет права перемещаться;
  • для перевозки опасных грузов нужно иметь справку, подтверждающую, что водитель прошел специальное обучение.

Как открыть категории A, М и подкатегории А1, B1?

Сдача автодрома на мотоцикле

Для открытия категорий A, М или подкатегорий А1, B1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект экзаменационных билетов ПДД для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории Б.

2. Практический экзамен на автодроме для транспортных средств категорий А, М, А1 состоит из 5 упражнений:
(с 1 апреля 2021 года, описание упражнений приведено здесь)

  • упражнение № 1 – парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • упражнение № 2 – габаритный коридор;
  • упражнение № 3 - змейка;
  • упражнение № 4 - скоростное маневрирование;
  • упражнение № 5 - габаритная восьмерка.

Практический экзамен для подкатегории В1 состоит из 6 упражнений:

  • упражнение № 6 – остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  • упражнение № 7 – прямолинейное движение, экстренное торможение;
  • упражнение № 8 – въезд в бокс задним ходом;
  • упражнение № 9 – маневрирование;
  • упражнение № 10 – параллельная парковка задним ходом;
  • упражнение № 11 – маневрирование в ограниченном пространстве.

Как открыть категорию В?

Сдача автодрома на легковом автомобиле

Для открытия категории Б необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории А.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме.

Как открыть категории C, D и подкатегории C1, D1?

Сдача автодрома на автобусе

Для открытия категории С, Д или подкатегорий С1, Д1  необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена категории С совпадает с комплектом для категории Д.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме;
  • прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (только для категории С и C1);
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для категорий D и D1).

Как открыть категорию Е (BE, CE, C1E, DE, D1E)?

Сдача автодрома на грузовике с прицепом

Для открытия категорий BE, CE, DE или подкатегорий C1E, D1E необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен (экзаменационные билеты).

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме;
  • прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (только для категории СE и C1E);
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для категорий DE и D1E);
  • сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом.

Не стоит забывать, что для получения категории E необходимо как минимум 1 год иметь права, в которых открыта соответствующая категория (Б, С или Д) или все перечисленные категории одновременно.

Например, для открытия категории DE нужно иметь стаж управления автобусом категории D не менее года.

Повышение квалификации с автоматической коробки на механическую

На практике возможна такая ситуация: водитель получает удостоверение на категорию B с пометкой, позволяющей управлять только автомобилями с автоматической коробкой переключения передач, а впоследствии переучивается на механику.

В данном случае для повышения квалификации нужно сдать только практический экзамен (город).

Примечание. До 1 апреля 2021 года автодром был отдельной частью практического экзамена, поэтому достаточно было сдать только автодром.

В каком случае не нужно сдавать экзамен?

При сдаче на новую категорию или подкатегорию водительских прав теоретический и практический экзамен придется сдавать абсолютно в любом случае. Безо всяких исключений.

Минус один экзамен

Для получения прав на легковые автомобили отменяется экзамен по первоначальным навыкам управления, который проходил на площадке, за что его в обиходе так и называли - "площадка". На нем проверялись умения заезжать в гараж, разворачиваться в ограниченном пространстве, маневрировать, трогаться в горку, парковаться.

Пока кандидаты в водители сдают три экзамена. Первый - теория, которая проверяется в кабинете по электронным билетам с помощью компьютеров. Второй - пресловутая "площадка". И третий экзамен - умение управлять в городе, то есть в реальных дорожных условиях, в потоке машин, и при этом выполнять команды экзаменатора.

Но с 1 апреля 2021 года вступит в силу та часть постановления правительства, которая предусматривает полную отмену экзамена на проверку навыков управления автомобилем - "площадку". Как показывает статистика, в основном аварии с начинающими водителями происходят не на парковках и не на въездах в гараж. И уж точно такие ДТП не несут угрозы жизни и здоровью граждан. Большинство аварий с тяжелыми последствиями происходит из-за несоблюдения начинающими водителями очередности проезда перекрестков, непредоставления преимущества в движении при перестроении, несоблюдения требования знаков, неумении двигаться со скоростью потока, совершать обгон и т.п. Именно на это и будут обращать внимание инспекторы во время приема практического экзамена. А насколько кандидат владеет навыками управления автомобилем, можно выявить только в условиях городского движения.

Как ранее рассказывал начальник управления организации регистрационно-экзаменационной деятельности, технического надзора и оказания государственных услуг ГУОБДД МВД России полковник полиции Роман Мишуров, уходит экзамен, на котором кандидатов в водители проверяли на то, что на аварийность никак не влияет.

- Город и площадка - это все-таки принципиально разные вещи, - отмечает Роман Мишуров. - Если человек уверенно чувствует себя на площадке, это еще не значит, что он сможет адекватно реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе участия в дорожном движении. "Натаскивание" на выполнение определенных упражнений само по себе не является показателем того, что кандидат в водители не создаст проблем на дороге для себя и окружающих, сумеет правильно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения - автомобилистами и пешеходами. Поэтому здесь все-таки гораздо важнее убедиться в том, что будущий водитель умеет уверенно ориентироваться именно в реальных дорожных условиях.

Для кандидатов в водители отмена этого экзамена даже выигрышна в смысле экономии времени. Ведь как ни крути, а на один экзамен требуется потратить день.

Для тех, кто собирается получать права на мопед, мотоцикл или квадрицикл, практический экзамен по-прежнему будет проводиться на площадке.

Мотоциклисты будут сдавать экзамен по-прежнему на площадке. Фото: Михаил Синицын

Оценка "не сдал"

Экзамен может начинаться с площадки или закрытой территории и продолжится уже в городских условиях. Или сразу в городе. Инспекторы обязательно будут проверять умение кандидата совершать обгон и опережение на дороге, а также движение с максимальной разрешенной скоростью.

Напомним, что уже более полугода обучать кандидатов в водители можно на автомагистралях, давая ему возможность адаптироваться к реальным условиям движения. Чтобы не вышло так, что человек обучился, получил права, а потом выехал на магистраль и растерялся, потому что на таких скоростях еще не ездил.

Перечень ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов, содержится в административном регламенте по приему экзаменов. Ошибки и нарушения в нем разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен немедленно прекращается, вынесены в отдельный блок. В этот блок отнесены, например, такие ошибки, как непристегнутый ремень безопасности и пользование телефоном во время движения.

Напомним, что сейчас по действующему регламенту пользование телефоном вовсе не регламентируется, а непристегнутый ремень относится к средним нарушениям, за которые назначается 3 балла.

Всего в перечне содержится 15 грубых нарушений. И да, из него ушла такая ошибка, как невыполнение (игнорирование) задания экзаменатора. Как пояснили "РГ" в Госавтоинспекции, кандидату в водители просто дали второй шанс на исправление ошибки. Дело в том, что очень часто при прекращении экзамена на этом основании кандидаты жалуются на то, что якобы не услышали задания. Поэтому в исправленной версии "игнорирование" задания перенесено в более легкие нарушения, которые оцениваются в 3 балла. То есть один раз не услышать экзаменатора кандидат в водители может.

Если кандидат едет без всякой причины слишком медленно, он получит 1 штрафной балл. А если при этом он еще и создает помехи в движении остальным, то 2 балла. Набрав 5 баллов, кандидат получит оценку "не сдал", и экзамен прекратится.

Мотоцикл без изменений

Практический экзамен для мотоциклистов почти не изменился. Но были изменены некоторые упражнения. Например, "габаритная восьмерка". Кандидату в водители будет предложено проехать по заданной траектории в форме "восьмерки" в пределах габаритного коридора, ограниченного линиями и конусами.

Экзамен на подкатегорию "В1" (квадрициклы и трициклы) дополнен проверкой навыков торможения и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.

Тайный маршрут

Больше не будет утвержденных маршрутов экзаменов, то есть натаскать кандидатов в водители на соответствующий маршрут станет невозможно. Устанавливается лишь перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены.

- Это исключит его "заучивание наизусть", - пояснял Роман Мишуров "Российской газете". - Сейчас маршруты заранее известны, и их всего три. По новым правилам маршруты будут свободными - определяются лишь границы квартала, в рамках которого курсант будет двигаться, выполняя необходимый перечень упражнений и заданий.

Также уточнены сроки проведения повторных экзаменов, если кандидат не сдал с первого раза. Кандидату в водители, не сдавшему теорию, назначат следующую попытку не ранее чем через 7 дней, но и не позднее чем через 30 дней. Не сдавшему теорию с третьей попытки повторный заход на экзамен назначат уже не ранее чем через месяц, но не позднее чем через три месяца. Не сдавшему практику с первого раза вторая попытка будет назначена не ранее чем через 7 дней, но не позднее чем через 60 дней. После провала третьего практического экзамена следующую попытку назначат не ранее чем через месяц, но и не позднее 3 месяцев.

Кроме того, в экзаменационные машины во время приема экзамена допустили помимо инспектора и кандидата в водители представителя автошколы, других кандидатов, а также наблюдателей, что будет способствовать дополнительной открытости этого процесса.

Во время приема экзамена в машины допустили, помимо инспектора и кандидата в водители, представителя автошколы, других кандидатов, а также наблюдателей, что будет способствовать дополнительной открытости этого процесса

Экзамен аннулируют

Еще один важный пункт: результат экзамена можно будет аннулировать. Само собой, при аннулировании результата будет назначен новый экзамен.

Аннулировать результаты экзаменов можно будет в следующих случаях: по жалобе кандидата в водители, которая подтвердилась по результатам ее рассмотрения, если представленные документы признаны поддельными или не подтвердилась выдача иностранного водительского удостоверения при его обмене.

В случае если выяснится, что экзамен проведен с нарушением установленных правил, водительское удостоверение будет аннулировано до его выдачи. Все это прописано в регламенте.

При этом для большей объективности жалобы на решение экзаменатора рассматриваются комиссией, состоящей как минимум из трех уполномоченных должностных лиц. В случае удовлетворения жалобы решение комиссии и будет основанием для аннулирования результата проведенного экзамена.

Также предусматриваются процедуры аннулирования и водительских удостоверений. Одно из оснований - сообщение о смерти владельца прав.

Кандидату в водители, успешно сдавшему экзамены, не будет выдано водительское удостоверение, если водитель был лишен прав и срок лишения уже истек, но он не выполнил условия возврата водительского удостоверения. Например, не прошел проверку знаний ПДД. Или не оплатил штраф. Пока эти условия не будут выполнены, новое водительское удостоверение ему не выдадут.

Также кандидата в водители не допустят к экзамену, если выяснится, что в период его обу­чения у автошколы не было лицензии на такую деятельность.

Кандидата в водители не допустят к экзамену, если выяснится, что в период его обучения у автошколы не было лицензии

Автошкола с привязкой

В регламенте прописано, что проведение экзаменов осуществляется по месту профессионального обучения в составе организованных групп кандидатов в водители в соответствии с Порядком взаимодействия с образовательными организациями. Проще говоря, если вы отучились в автошколе, получили в ней соответствующий документ, то вместе с группой этой автошколы вы и сдаете экзамен в том подразделении Гос­автоинспекции, к которому эта автошкола прикреплена.

Предлагается сделать так, чтобы кандидат в водители сдавал экзамен в группе от автошколы в том подразделении, к которому "привязана" автошкола. Это позволит снизить коррупционные риски, а заодно усилить контроль за автошколами. Ведь тогда будет точно известно, сколько учеников она обучает. И может ли она столько обучать. Кроме того, это сильно затруднит торговлю свидетельствами об окончании автошколы, без которых на экзамен в Госавтоинспекцию не попасть.

Когда была отменена так называемая самостоятельная подготовка, получить водительское удостоверение стало возможным только после обучения в автошколе. Но со временем недобросовестные образовательные организации адаптировались и стали выдавать свидетельства о получении профессии "водитель" практически без обучения. Понятно, что за качество знаний и умений будущего водителя они не отвечали.

После вступления в силу в ноябре 2014 года новых правил проведения экзаменов при минимальном снижении их количества проведенных ГИБДД экзаменов число выданных водительских удостоверений значительно сократилось. В 2015-м было проведено 7,8 миллиона экзаменов и выдано 1 миллион 850 тысяч водительских удостоверений. В 2019 году проведено 8,1 миллиона экзаменов. Но выдано уже 1,3 миллиона прав. В 2020 проведено 7,7 миллиона экзаменов, и выдано чуть меньше 1,27 миллиона прав.

Общее снижение как числа экзаменов, так и получивших водительское удостоверение в прошлом году объясняется мерами, принятыми в связи с пандемией. Автошколы не работали. Но как объяснить снижение уровня подготовки водителей? Если в 2015-м кандидаты в водители в среднем сдавали 4,2 экзамена, то в 2019-м - уже 6,2, а в 2020-м - 7,2.

Привязка автошколы к подразделениям позволит усилить и контроль за подготовкой водителей. И собственно, ответственность автошколы за качество подготовки. Если кандидат сдал все внутренние экзамены в автошколе на отлично, получил свидетельство о профессии водитель, то почему он не может сдать экзамен в Госавтоинспекции? Значит, автошкола должна его доучить, а не выпускать неподготовленного кандидата на экзамен на водительское удостоверение.

Категория водительских прав и их характеристики

В отличие от типа, габаритов и технических параметров транспортного средства, водительские права делятся на несколько категорий и подкатегорий. Для их получения нужно пройти специальное обучение в автошколе.

В России существуют следующие категории и подкатегории вождения автотранспортными средствами:

  • А – для управления мотоциклов и четырехколесного транспорта массой не более 400 кг;
  • В – автомобили до 3500 кг, имеющие до восьми пассажирских мест, то есть для легкового транспорта, внедорожников, микроавтобусов. Можно установить прицеп до 750 кг, если суммарная масса не будет превосходить 3,5 тонн;

- ВЕ – дополнительная подкатегория, снимающая ограничение с установленного прицепа, однако общая масса должна оставаться в рамках 3,5 тонн;

  • С – для управления транспортом весом более 3,5 тонн, кроме тех, которые назначены для пассажирских перевозок. Установленный прицеп должен обладать предельным весом в 750 кг;

- СЕ – снимает установленные ограничения со стандартного веса прицепа;

  • D – управление пассажирским транспортом с количеством посадочных мест, которых больше восьми. Транспорт можно дополнительно оснастить прицепом на 750 кг.

Также имеются и узкопрофильные категории как, например, для вождения троллейбусов или трамваев (Tm и Tb), квадроциклов или мопедов (М).

Как открыть категорию С, если уже имеется В

Для того чтобы получить права на вождение любыми видами транспорта, обязательно нужно проходить теоретическое и практическое обучение в автошколе, после которого необходимо успешно сдать экзамен в ГИБДД. Тем, кто окончил обучение на получение водительского удостоверения три месяца назад, нужно все лишь дополнительно освоить практические навыки управления более габаритным транспортным средством. Результаты аттестации хранятся только три месяца со дня сдачи, поэтому их будет легко поднять и подтвердить. Для других, которые получили категорию В (равно как и другие) раньше, необходимо пройти весь курс обучения, который может растянуться во времени от трех месяцев до полугода (в зависимости от интенсивности занятий).

Категория С после первичного обучения легче открывается, так как базовый курс уже освоен и не нужно начинать с нуля. Надо просто пройти специальный курс предподготовки в автошколе и сдать соответствующий экзамен, который состоит из трех этапов.

Этапы получения категории С

Поскольку грузовым транспортом сложнее управлять, а возможный наносимый ущерб при ДТП серьезней, то в процессе подготовки огромное внимание уделяется практическим урокам. Их больше, и соответственно курс более продолжителен. Дольше будет обучение и для тех, кто желает освоить механическую трансмиссию, так как курс будет на два часа больше. Кроме того стоимость обучения на категорию С при имеющейся В будет примерно вполовину дешевле.

Нужно понимать, что посещение всех уроков, успешная сдача экзаменов не делает человека профессионалом, а только дает разрешение на управление грузовым автотранспортным средством. Мастерство приходит с опытом.

Чтобы получить желаемые водительские права, необходимо:

  • Записаться на курсы автовождения и посетить все занятия;
  • Пройти медкомиссию, после которой кандидат получает заключение о соответствующем или несоответствующем состоянии здоровья;
  • Практическая отработка разных элементов вождения и овладение минимальным набором необходимых навыков. Занятия проводятся на трассе или полигоне под руководством опытного инструктора. При желании можно оплатить дополнительные персональные занятия с инструктором;
  • Подготовка к сдаче теоретической части экзамена, изучение билетов. Чтобы с первого раза сдать, нужно правильно ответить минимум на 18 вопросов из 20;
  • Сдача практического экзамена на автодроме школы и в городских условиях.

Перед тем, как направиться в местные органы ГИБДД для прохождения аттестации и получения нужной категории вождения авто, надо успешно пройти внутренний экзамен в автошколе. Это поможет выявить бреши в знаниях и еще раз повторить.

Есть категории граждан, которые не будут допущены к обучению:

  • Люди с проблемами зрения -8/+8 диоптрий, астигматизм в 3 диоптрии разницы между глазами;
  • Дальтонизм, дихромазия;
  • Затрудненное понимание речи на дистанции трех метров;
  • Заболевания, ограничивающие движения;
  • Заболевания нервной системы;
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • Умственная отсталость;
  • Наркотическая или алкогольная зависимость.

Переподготовка с категории «В» и/или «С» на категорию «А»

Категория «А» востребована среди молодежи. Срок обучения 1 месяц. Если получить категорию «А» в автошколе ДОСААФ, это позволит управлять мотоциклами с объемом двигателя свыше 125 см3.

В автошколе ДОСААФ у водителей есть возможность получить категорию «А» при наличии категории «В» и/или «С». Обучение включает в себя только управление мотоциклом.

Практические занятия проходят под руководством инструктора на мотодроме автошколы. Когда учащийся откатает установленные часы на мотоцикле, потребуется сдать экзамен - только практическую часть. При успешном сдаче экзаменов учащемуся на руки выдается удостоверение с открытой категорией «А».