Как поддержать ребенка перед экзаменом егэ

Как поддержать ребенка перед экзаменом егэ

Не нагнетать

Ребёнку точно не будет легче, если вы начнёте с удвоенной частотой твердить ему о важности предстоящего события и ответственности за будущий результат. Лучше всего действовать строго наоборот. Даже если он сдаст экзамен хуже, чем рассчитывает, жизнь от этого точно не закончится. Почаще напоминайте ему об этом.

Продумать запасной план

Устройте всей семьёй мозговой штурм, придумайте пятьдесят вариантов на случай неудачи на ЕГЭ. Например, если вы рассматриваете только бесплатное обучение, подумайте над поступлением по целевому направлению. О том, как стать «целевиком» и учиться за счёт будущего работодателя, мы рассказываем здесь. В процессе мозгового штурма ребёнок наверняка увидит возможности, которых не замечал раньше, и станет гораздо спокойнее смотреть на предстоящий экзамен. А спокойствие, как известно, обеспечивает как минимум 50% шансов на успех.

Дозировать нагрузку

В последние недели перед экзаменом даже те, кто раньше готовился спустя рукава, пытаются наверстать упущенное и сидят день и ночь за учебниками Что уж говорить про особо ответственных и старательных. Следите за тем, чтобы учебная нагрузка оставалась адекватной и ни в коем случае не превышала привычного уровня. Если ребёнок занимался 5 часов в день и при этом хорошо себя чувствовал, не уставал и высыпался, пусть так и продолжает. Если занимался 2 часа – пусть для своего успокоения занимается 4, но точно не 14. Нервные срывы от слишком большой нагрузки, увы, не редкость.

Исключить резкие перемены и стрессы

Ребёнка нужно психологически подготовить к сдаче ЕГЭ. Постарайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить подростка от резких изменений в образе жизни или тревожных новостей. Разумеется, от форс-мажора никто не застрахован, но последние недели перед экзаменами – точно не время для спонтанного ремонта в квартире, внезапного визита родственников из другого города или сообщения об отмене желанной летней поездки. Стоит минимизировать и просмотр новостей.

Правильно кормить

В период повышенных умственных нагрузок особенно важно сбалансированно и регулярно питаться. Следите, чтобы ребёнок не забывал вовремя поесть и добавьте в его рыбу, орехи, ягоды, например, клюкву или виноград, цитрусовые, шоколад. Рыба богата жирами, орехи также содержат полезный растительный белок и витамины, шоколад активизирует работу мозга, а витамин С повышает работоспособность.  А вот количество крепкого кофе и чая лучше наоборот, сократить.

Отправлять на прогулку

Лучше всего – ежедневно и куда-нибудь в парк. Свежий воздух и движение, как и питание, помогают эффективнее учиться и переносить большие умственные нагрузки. На прогулке в кровь поступает больше кислорода, а голова освобождаются от навязчивых мыслей о предстоящих экзаменах. Кроме того, во время спокойной размеренной ходьбы и созерцания природы мозг в пассивном режиме перерабатывает полученную информацию и раскладывает ее «по полочкам».

Ежедневно радовать

Положительные эмоции хорошо влияют на усвоение информации и умственную деятельность, поэтому в жизни ребёнка накануне экзаменов обязательно должны присутствовать маленькие радости. Какие именно – зависит от ребёнка. Кто-то любит получать пустяковые подарки, кто-то ценит оригинальные пирожные, кого-то сделает счастливым новая поилка для любимого грызуна, носки с ярким рисунком или набор красок для рисования. 

Разговаривать

Не навязывайте разговоров об экзаменах и учёбе, но и не избегайте обсуждения этой темы. Проговаривая свои мысли, тревоги, наблюдения, ребёнок успокоится, перестанет бояться и сможет лучше понять, что конкретно его беспокоит в ЕГЭ или поступлении. Будьте внимательным собеседником: задавайте вопросы о его чувствах, поддерживайте, выражайте понимание и сочувствие. Кстати, говорить о конкретных экзаменационных заданиях тоже можно: обсуждая с вами материал, ребёнок повторит его еще раз и уточнит сложные моменты.

Детские сады: компенсирующие, комбинированные и специализированные

Прежде чем поступить в школу, дети с инвалидностью по зрению, как и все остальные, могут получить место в детском саду. В России существуют специализированные учреждения трёх видов: компенсирующего, комбинированного и специализированные. В первые берут детей, которым сложно успевать за общеобразовательными программами. Это дети с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами и психологическими заболеваниями. В детсадах комбинированного типа дети с инвалидностью занимаются вместе с другими. В них есть общеобразовательные группы и группы с особыми специализациями, в которых с детьми работают тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги, проводят занятия на специальных аппаратах для зрения. 

Специализированный детский сад для незрячих детей есть, например, на базе московской школы-интерната № 1. В нём дети с трёх лет под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение. 

Специальные школы: маленькие классы, учебные квартиры и брайлевский вариант ЕГЭ

После детского сада у родителей есть выбор: отдать ребёнка в специальную школу, учить его дома или пойти в инклюзивную и учиться вместе с детьми без инвалидности. 

Большинство выбирает первый вариант, и на это есть немало причин. В специализированных школах используют адаптированные программы и методы обучения, оригинальные учебники и пособия. В классах здесь меньше учеников, а значит, и подход более индивидуальный. Обучение длится не 11, а 12 лет: младших классов целых пять из-за того, что детям приходится учиться читать по Брайлю. 

В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие дети обучаются в разных учебных заведениях, так как методы обучения разные. 

 
 Фото: Specialview.org 

Педагоги спецшкол стараются создать комфортную и полезную среду для учеников. В некоторых из них даже оборудуют учебные квартиры, где можно отрабатывать навыки, необходимые в повседневной жизни. Детей здесь учат чистить обувь, гладить одежду, готовить еду и делать уборку. 

Ещё один жизненно важный навык — это умение ориентироваться в пространстве, которому тоже учат в специальных школах. Самые маленькие пробуют ориентироваться внутри здания, но постепенно они выходят во двор и изучают способы ориентирования на открытом пространстве. 

Со старшеклассниками педагоги работают в городской среде, тренируя разные маршруты: в магазин, банк, больницу, поездки на общественном транспорте. 

Учебный день в такой школе делится на несколько этапов. Сначала дети изучают общеобразовательные предметы, потом отправляются на коррекционные занятия, куда как раз входят ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, гигиена зрения. Оставшееся время можно потратить на творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки, сделать домашнее задание или отправиться на прогулку. 

Педагоги самостоятельно адаптируют под учебный процесс существующие образовательные программы. Они используют учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Для этого в школах есть сотрудники, которые разрабатывают методические материалы, в некоторых учебных заведениях стоят специальные принтеры. 

По словам учителей, часто на создание методических пособий приходится тратить личное время, особенно перед экзаменами. Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ часто меняются, прошлогодние брайлевские варианты устаревают, и приходится печатать новые. Кроме того, сотрудники школ готовят наглядные материалы вручную: например, в Верхнепышминской школе-интернате вышивают рисунки для иллюстрации расположения фигур на плоскости. 

 
 Фото: Specialview.org 

Для старшеклассников в спецшколах проводят занятия по профессиональной подготовке, где подростки не только могут выбрать будущее дело, но и познакомиться с особенностями рынка труда. В той же Верхнепышминской школе его изучают в игровой форме — там педагоги запустили социальный эксперимент «Деловой город». На первом этапе ученики ходят на мастер-классы юристов, психологов, музыкантов, массажистов и других приглашённых экспертов — в основном успешных людей с инвалидностью. Они выбирают профессию и под присмотром наставников разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования и набирают сотрудников. 

На втором этапе в школе моделируют социально-экономическую среду города, и каждый ученик может попробовать себя в роли предпринимателя или клиента. На несколько дней школьники превращаются в сотрудников массажных салонов, кафе, парикмахерских, вокальных студий, экскурсионных бюро и кинотеатров. Они зарабатывают игровую валюту, а прибыль в итоге помогает определить самых успешных. 

В специализированные учебные заведения дети не всегда попадают с первого класса. Бывает, что они теряют зрение гораздо позже, в том числе в старших классах. 

Педагоги помогают таким ученикам адаптироваться и продолжить обучение. Слабовидящим детям с плохим прогнозом тоже рекомендуют поступать в школы, где обучают на Брайле, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза. 

Инклюзивные школы

В последние годы всё больше говорят об инклюзивном образовании — когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Только в Москве по этой системе сегодня работает более 300 школ. Современное инклюзивное образование — это не только учреждения с коррекционными классами, но и вальдорфские школы, где основной упор делают на развитие творческих способностей ребёнка, а не академических знаний. Ученикам не ставят оценки, поэтому у них отсутствует дух соперничества, нет разделения на лидеров и отстающих — все чувствуют себя единым коллективом. 

Считается, что в инклюзивных школах ученики с инвалидностью лучше социализируются и становятся более самостоятельными. Однако многие педагоги считают такой вариант обучения не самым эффективным для детей с нарушением зрения. Методы обучения незрячих и слабовидящих учеников отличаются от обычных: им необходимо постоянное взаимодействие с педагогом и больше времени на усвоение материала, в том числе шрифта Брайля. В инклюзивных классах создать такие условия сложно. Поэтому детям с инвалидностью по зрению рекомендуют посещать инклюзивные занятия во второй половине дня: дополнительное образование, конкурсы и фестивали. 

Если родители всё же выбирают путь инклюзии, важно обращать внимание на то, есть ли в школе специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии. 

В некоторых учебных заведениях используют принципы так называемой обратной инклюзии: в изначально специализированное место набирают детей без инвалидности. Так, например, работают в музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей Армавира и в Российской государственной специализированной академии искусств. По мнению некоторых педагогов, такой способ объединения учеников более продуктивен. 

Видео – подробно о написании сочинения

Разделите текст на смысловые абзацы в соответствии с предложенным в задании планом.

  1. В первом абзаце сформулируйте проблему, которую вы будете обсуждать, однако не повторяйте тему сочинения слово в слово. Представьте, что ваш читатель не знает, о чем пойдет речь, и попытайтесь объяснить ему проблему другими словами.
  2. Выделите положительные и отрицательные стороны проблемы, подумайте о разумных аргументах, в поддержку обеих точек зрения. Помните, что вы должны выразить не только свою точку зрения, но и противоположную. Также не забудьте объяснить, почему вы не согласны с другой точкой зрения. Старайтесь соблюдать баланс между абзацами.
  3. Используйте слова-связки, чтобы помочь читателю проследить за логикой ваших рассуждений. Помните, что вводные слова выделяются запятыми.
  4. В последнем абзаце сделайте обобщающий вывод по данной проблеме. Вы можете также окончательно сформулировать свое мнение или предложить пути решения данной проблемы.

Структура по частям

  • Заголовок — название эссе, которое отражает тему повествования.
  • Введение — 2-4 коротких предложения, которые раскрывают тему эссе.
  • Основная часть — 2-3 абзаца, которые описывают суть сочинения. Максимально полно и грамотно раскройте тему, приведите доводы и аргументируйте их.
  • Заключение — 2-4 предложения, которые подводят итог. Общий вывод по теме.

В основной части сочинения все абзацы начинаются с вводного предложения (Topic Sentence) – введения. Далее мысль Topic Sentence развивается и подтверждается.

Объем сочинения должен составлять 200-250 слов. При этом артикль – это тоже слово, поэтому не слишком увлекайтесь с развитием идей, постарайтесь удержаться в заданных рамках.

Клише для сочинений

Выражения мнения:

  • I agree/ disagree
  • In my opinion, … / From my point of view, … / As far as I am concerned, …
  • I believe that…/ It seems to me that…
  • I am in favour of… / I am against the idea of…
  • According to…
  • Some people say that…
  • It is said/believed that…
  • There is no doubt that…
  • It cannot be denied that…
  • It goes without saying that…
  • We must admit that…

Представление аргументов:

  • The main argument against/in favour is…
  • First of all, I would like to consider…
  • The first thing I would like to consider is…
  • To begin with, …/ To start with, …
  • Despite the fact that…/ In spite of the fact that…
  • On the one hand, … /On the other hand, …
  • Besides,…/ In addition,…
  • What is more, …/ Moreover, …/ More than that, …
  • Finally, …
  • However, … / …, though
  • …although…
  • Nevertheless,…

Логические связки:

  • for this reason
  • therefore/that is why
  • thus sth happened because of/as a result of/owing to/due to/as a consequence of

Примеры:

  • For example
  • For instance
  • Such as
  • Like


Заключение
:

  • To sum up, …
  • To conclude, I would argue that…
  • On this basis, I can conclude that…
  • In conclusion, I would like to stress that…
  • All in all, I believe that…