Как поддержать друга который не сдал экзамен

Как поддержать друга который не сдал экзамен

Совет №1: Поощрите

Вчерашний выпускник наверняка испытывает сильный стресс. Он расстроен из-за того, что не поступил, и потому считает себя неудачливым, недостойным или даже глупым. Поэтому ребёнка непременно нужно поощрить – за старания и выдержку. Да, он не прошёл — такое бывает. Но ведь сдал экзамены, получил аттестат и вышел на новый жизненный этап! Те знания, которые он успел накопить за время подготовки к экзаменам никуда не делись и точно пригодятся ему, если он решит поступать в следующем году. Расскажите сыну или дочери, что важна не только безоговорочная победа, но и те усилия, которые были приложены для её получения. 

Совет №2: Воздержитесь от нотаций

Конечно, редкому родителю не захочется сказать хотя бы пару увещевательных слов. Их можно понять: мамы и папы тоже переживали, надеялись на поступление и строили какие-то планы. Однако от нотаций все-таки лучше воздержаться. Множество людей ежегодно «пролетают» мимо вузов, но не теряют надежды и поступают из года в год, пока не добьются желаемого.

Кстати, родителям хорошо бы разобраться, откуда возникает их собственная обида или злость на ребёнка и желание почитать нотации. От того, что потрачено много денег на репетиторов? От неисполнившегося желания похвастаться перед соседями, что ребёнок поступил в лучший вуз страны? От тревоги за непонятное будущее ребёнка?

Обвинения в глупости или недостаточном старании могут глубоко ранить выпускника и отбить у него желание учиться дальше вообще. И уж точно такие слова не обеспечат ему места в завестном учебном заведении. Выводы о том, что можно было бы сделать лучше, ребёнок наверняка сможет сделать сам. А раз нотациями делу не поможешь, лучше сразу перейти к пункту №1.

Совет №3: Проявите сочувствие

Иногда единственное, что нужно ребёнку с рухнувшими в одночасье надеждами — крепкое плечо рядом. Покажите чаду, что вы рядом, выслушайте все его жалобы, расскажите про свои неудачные попытки поступления, например, в театральный вуз. Ребёнку важно высказаться и прожить свои негативные эмоции — позвольте ему это делать столько времени, сколько будет необходимо.

Если выпускнику сложно объяснить, что он чувствует (злость, обида, упадок сил, апатия) — помогите ему в этом. Задавайте наводящие вопросы: «Почему ты считаешь, что единственный, кто плохо сдал экзамен? Почему ты думаешь, что и в следующем году не поступишь?», «Как мы можем сейчас тебя поддержать? Давай подумаем, как мы будем жить ближайший год?»

Совет №4: Найдите позитивные моменты

Предложите ребенку найти позитивные моменты сложившихся обстоятельств. Остаётся целый год на спокойную и упорную подготовку. Есть даже время передумать и выбрать другой ВУЗ для подачи документов. Больше не будут мешать уроки в школе — можно будет распределять нагрузку более равномерно. А ещё ребёнок сможет устроиться на работу и накопить неплохую сумму — на новый смартфон или на хороших репетиторов.

Совет №5: Разработайте запасной план

Если до сдачи экзаменов и начала работы приёмной комиссии вы с ребёнком не обговаривали план Б, поскольку были уверены, что точно поступите, то самое время сделать это именно сейчас. 

Поговорите с чадом на тему его планов и желаний вообще. Может, ему бы хотелось пойти работать? Выбрать другую специальность в менее престижном вузе или попытать удачи в другом городе? Посвятить целый год подготовке к пересдаче? А может, вообще пойти в армию? Или выучить английский и уехать в США по молодёжной программе? Правда, принимать окончательное решение лучше тогда, когда все эмоции утихнут — на свежую голову.

Совет №6: Отнеситесь к провалу философски

Даже если ребёнок считает, что сам виноват (недоглядел, неправильно прочитал задание, что-то перепутал, сделал ошибку в бланке) в своих низких баллах, можно помочь ему взглянуть на ситуацию философски. 

Все живы, здоровы, вселенная не взорвалась и литосферные плиты не пришли в хаотичное движение. В жизни случается всякое, в том числе и неудачи. Но ведь именно они нередко дают нам стимул двигаться дальше и достигать большего. А может, просто не судьба? Что, если вашему сыну на роду написано быть не программистом, а обнимателем маленьких панд где-нибудь в Китае?

Разделы базы

  1. Вопросы и задачи (общие для всех и по направлениям): общее для всех направлений деятельности, оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса.
  2. Формулировки вопросов, требующие корректировки - нужна помощь в восстановлении формулировок.
  3. Формулировки вопросов, вызывающие шок - странные вопросы, когда спрашивают одно, а в ответах - совсем другое (но похожее).
  4. Последние изменения - описание новых вопросов и задач после очередного крупного обновления базы. Краткое описание различий между всеми редакциями базы.
  5. Хочу еще! Вариации вопросов и задач, которые не вошли в основные разделы: недвижимость, движимость, бизнес, общая часть.
  6. Обсудить спорные или сложные вопросы можно здесь.
  7. База и народное творчество - формирование Народной базы вопросов это еще и повод улыбнуться :)

Ловушки экзамена

1. Большинство вопросов и задач на экзамене встречаются в нескольких вариантах. По направлению «оценка недвижимости» было зафиксировано, как минимум, 5 вариантов одной из задач. Например, однотипные задачи могут отличаться:

  • значениями входных параметров;
  • параметрами, величину которых требуется определить в рамках единой модели расчета (a + b = c → в первой задаче нужно найти «a», в других – «b» и «c»);
  • порядком (номерами) ответов;
  • использованием частички «не» (~ какой метод используется / какой метод не используется …);
  • прямо указанным порядком внесения корректировок.

Чтобы не перегружать Базу вопросов однотипные вопросы / задачи объединяются.

2. Условия задач содержат лишнюю информацию (не используемую в расчетах).

3. Следует обращать внимание на оговорки / комментарии, которые даются к показателям. Например имеет место существенная разница между:

  • «себестоимостью» и «себестоимостью без учета амортизации»;
  • ставкой за общую площадь и ставкой за арендопригодную площадь;
  • ставкой за арендопригодную площадь и ставкой за арендованную площадь;
  • с НДС / без НДС.

4. Ответы на все вопросы имеют закрытый характер (выбор из списка). Обычно вариантов ответа 4 – 5. Но встречаются и 3, 6 ответов, встречается вариант ~ «не хватает данных». В некоторых случаях вариантов ответа так много, что они не все видны на экране и надо пролистать список до конца.

5. Обращать внимание на формулировку вопросов, например:

  • «какой из вариантов является …», «какой из вариантов не является…»;
  • «что может содержаться», «что должно содержаться».

Как принести пользу и пополнить базу

Благодаря совместным действиям по формированию пакета методических материалов и Базы вопросов сдать экзамен стало реально. Важно не остановиться на достигнутом и постоянно пополнять Базу вопросов, уточнять приведенные в ней формулировки. Сдал (или не сдал) экзамен – поделись информацией о вопросах!

Рекомендации по организации сбора вопросов и задач:

1. Приоритет запоминания – те вопросы / задачи, которые были новыми (или показались такими).

2. Что именно запоминать:

  • главное – наименование входных показателей (~ дан ЧОД и R) в задаче или суть вопроса (~ про сроки аренды земельного участка под пастбищами);
  • второстепенно – значения входных показателей (~ ЧОД = 100.000, R = 0,13);
  • на третьем месте – варианты ответов;
  • наименее важны – дословные художественные формулировки вопросов (~ "некто оценивает стоимость собственного капитала компании А для стратегического инвестора" (C)).

Часто, сразу подробно восстановить формулировку некоторых теоретических вопросов не удается, однако запоминается какой-либо ключевой элемент / слово. Например, "про ФСО 13" или "про опцион". Для восстановления формулировки вопроса рекомендуется перечитать соответствующий нормативный правовой акт или осуществить поиск по ключевому слову по тексту методических материалов ( недвижимость, движимость, бизнес).

3. Обязательно идти на апелляцию (для сдавших этот процесс называется "ознакомление"). Даже если сдал экзамен. Это позволит более детально запомнить формулировки вопросов, которые не были засчитаны (если на этом вопросе "поймали" тебя, могут поймать и других).

4. При себе иметь ноутбук или планшет для записи.

5. Опросить других сдававших.

Информация принимается на почту imo@srosovet.ru.

О Базе вопросов

Народная база вопросов квалификационного экзамена Оценщиков сформирована в целях содействия повышению качества подготовки к сдаче квалификационного экзамена Оценщиков. Первая редакция документа была анонсирована 26.08.2017. База постоянно актуализируется и пополняется.

Откуда информация?
Официально перечень вопросов и ответов квалификационного экзамена Оценщиков является закрытым. База вопросов сформирована на основе информации от тех, кто сдавал квалификационный экзамен.

На основе Народной базы вопросов работает модуль тестирования, который позволяет готовиться в условиях, максимально приближенным к реальному экзамену.

База в "бумажном" формате

Бюллетени-обновления Базы выходят примерно раз в 2 месяца и хранятся здесь
Самый свежий бюллетень вы всегда найдете здесь

5 историй выпускников: от идеального экзамена до тяжелой депрессии

Евгений Селезнев, окончил школу в 2014 году

Литературу я сдавал последним предметом. В ней я был уверен больше всего, типа я весь такой ******** [очень] начитанный, сейчас приду и напишу лучше всех. Прихожу. Передо мной кладут бланк, и я довольный вижу, что в тестовой части «Старуха Изергиль», а в сочинении «Двенадцать» Блока. Это были идеальные для меня варианты, я по ним все прорешал. Не могу радости своей скрыть, сияю на всю аудиторию, за пару минут решаю тестовую часть. Остается три часа на сочинение, хватаю черновики — мысль просто льется, эмоции фантастические. У меня получается четыре разворота, начинаю переносить текст на чистовик. Остается час до конца экзамена. Я пишу аккуратно, вывожу каждую букву, чтобы было все понятно, расписываю один разворот и прошу дать мне еще один лист. Мне говорят: «Простите, в аудитории нет, сейчас принесу». Я жду полчаса, ничего не делаю, начинаю паниковать.

Возвращается женщина: «Бланков нет, извините. Перечеркивайте свое сочинение и пишите апелляцию, чтобы пересдать экзамен». Я очень расстраиваюсь, потому что повторить такой же вариант будет невозможно.

Пересдачу ставят через две с половиной недели. Вместо подготовки, я поехал с семьей в Казань отдыхать. Купался в аквапарке и смотрел на всякие тупые статуи. Когда вернулся, то уже ничего не мог делать, у меня было чувство, что я уже все сдал. Находился в апатии. Очнулся за день до экзамена, всю ночь решал КИМы. Пришел на пересдачу, мне дают вариант и там то, чего я больше всего не хотел в своей жизни: «Война и мир» и «Матренин двор». Это просто худшее комбо.

Видимо, я как-то очень энергично начал писать сочинение, потому что мне сказали: «Бланка второго нет, постарайтесь уместить сочинение на этом». Я говорю: «Как?». Женщина отвечает: «Пишите между строк, на полях. Второй раз подать апелляцию вы не сможете». Я пытался втиснуть буквы в каждый квадратик этого бланка, писал до последней минуты, у меня чуть не вырвали листок из рук. В общем, напорол какой-то чуши, получил чуть больше 70 баллов.

Я думаю, что ЕГЭ пугает своей формой проведения. Самая крутая форма экзаменов — творческие испытания в университетах. В школе должно быть что-то простое как зачет — все должны его получить и спокойно гулять. А получается, что экзамены в школе — это запредельный уровень строгости и серьезности. К ним начинают готовить с 7 или 8 класса. Это нагнетание — к тому же в возрасте, когда люди еще толком не знают, чем хотят в жизни заниматься — ни к чему хорошему не приводит.

Тем, кому еще предстоит сдать ЕГЭ, я бы пожелал сделать кучу подсказок, но не нести их на экзамен, чтобы не создавать себе новых стрессовых ситуаций.

Полина Гунба, окончила школу в 2018 году

Я очень сильно боялась экзаменов, потому что именно от них зависело мое поступление в университет. В школе давили. Во-первых, куча домашних заданий по предметам, которые никак не связаны с теми, которые я сдавала. Во-вторых, фразы преподавателей по типу «Ты не сдашь мой предмет никогда в жизни». При этом в классе мы друг другу очень хорошо помогали, а дома мне говорили, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается, так что не нужно переживать. Но я все равно хотела, чтобы мои старания были отражены в этих дурацких баллах. Хотя сейчас я понимаю, что эти баллы вообще не показатель моих знаний.

Чем ближе становился ЕГЭ, тем чаще у меня начинались истерики. Я могла зареветь во время выполнения домашки, во время обеда, во время чистки зубов...  Нервы вообще не выдерживали. Думаю, это связано с большим объемом заданий и с паникой перед поступлением — я долго ругалась с мамой по поводу направления.

Перед ЕГЭ по английскому я дала себе установку, что если получу меньше 80 баллов, то забуду про лингвистику и даже документы туда подавать не буду. В итоге английский сдала неплохо, а вот результаты по истории заставили меня рыдать целый день, потому что они были отвратительными — попался ужасный вариант.

Думаю, что проблема ЕГЭ заключается как раз в форме проведения экзамена и отношении преподавателей к нему, превращая проверку знаний в кошмар и лотерею. Если бы нас не пугали этим всю жизнь, то мы бы спокойнее все восприняли. Плюс у меня каждый раз тряслись руки при заполнении бланков, потому что я боялась поставить какую-нибудь точку за пределами рамки бланка.

По-моему, этот экзамен заставляет учеников мыслить шаблонно, в университете нас до сих пор переучивают и говорят, что можно креативить.

Я бы пожелала выпускникам спокойнее относиться к экзаменам, не слушать людей, которые говорят им не сдавать какие-то предметы и давать себе отдыхать.

Марина Говзман, окончила школу в 2010 году

Это был мой первый экзамен, причем сразу очень важный — литература была необходима практически на всех факультетах, куда я хотела пойти. Нас этими экзаменами страшно пугали. Когда я написала ЕГЭ по литературе, вышла из кабинета и подумала: «Фух, господи, вот это жесть, неужели написала». Во дворе перед школой никого не было. Помню, было тепло, солнечно, и цвели яблони. Я села на ступеньки и думаю, дай, закурю.  Выкурила сигарету, и тут как у меня сведет сердце! Несколько минут я не могла сдвинуться с места. Скорую вызывать не стала: посидела некоторое время, потом стало отпускать, и я потихоньку пошла. В течение жизни у меня подобные ситуации еще происходили, но на несколько секунд, не больше. Чтобы это минуты длилось — единственный раз.

Сейчас ЕГЭ мне кажется какой-то дикостью: все эти клише, «автор считает, и я с ним согласна...» и так далее. На этом экзамене вообще не все зависит от тебя: а если машина что-то не так прочтет, а если ее поведет не туда, если что-то еще... То есть я могу думать как угодно гениально, но должна писать по единой форме, к тому же аккуратно. А ведь у многих гениев был дико неразборчивый почерк.

В школе нам постоянно говорили про все это. Я уже не помню, что именно, но сама атмосфера была душная и тягостная. Даже во взрослом возрасте мне несколько раз снилось, как я сдаю ЕГЭ.

Михаил Волокитин, окончил школу в 2014 году

К ЕГЭ я начал готовиться аж за четыре года до экзамена! Особенно основательно года за два. Буквально никуда не ходил, не гулял, расстался с девушкой. Занимался с репетиторами чуть ли не каждый день. Родители на это кучу денег потратили: тысяч восемьдесят за год. Я даже на последний звонок не пошел, потому что заучивал какие-то строчки из стихотворений. Благодаря таким жертвам я чувствовал себя очень уверенно: не волновался, не переживал, перед экзаменом даже фильм посмотрел.

Первым был ЕГЭ по литературе. Он прошел гладко: я решил все за час до конца, перепроверил и ушел. Когда через две недели пришли результаты, я чуть не умер. 63 балла из 100. Я узнал об этом на свадьбе родственников, и всем пришлось вместо того, чтобы поздравлять новобрачных, успокаивать меня. Я чувствовал себя тупее всех на свете. Мама, кажется, думала про меня то же самое. Но при этом настаивала на апелляции.  

На следующий же день приходим в школу, чтобы обсудить результат с завучем, а она говорит: «Не надо подавать апелляцию, главное, что сдал». Я прошу ее показать сканы бланков с ответами, но их не еще не было в школе. В итоге мы не стали обжаловать результаты. Через несколько дней увидели сканы: до экзаменационной комиссии не дошли мои ответы на часть B. От этого и низкий балл. А срок подачи апелляции уже прошел. В итоге мне не хватило десяти баллов, чтобы поступить на бюджет.

Сейчас я понимаю, что никогда не пропущу вечеринку из-за подготовки к экзамену и что всегда буду спорить с кем бы то ни было из-за сомнительных для меня результатов. По крайней мере, пока сам не буду в них на сто процентов уверен.

Екатерина Пономарева, окончила школу в 2018 году

Стресс у меня был и при подготовке, и при сдаче ЕГЭ, но это нормальное состояние. Любая сдача экзаменов — всегда нервы. Однако было две ситуации, которые сильно подкосили мое психическое состояние. За день до сдачи обществознания меня бросил молодой человек. Полвечера я провела в слезах и плохо спала, в итоге своей глупостью угробила экзамен. На ЕГЭ долго не могла сосредоточиться, потеряла час времени, плохо написала эссе и получила низкие баллы.

Вторая ситуация произошла в день, когда я получила результаты по английскому. Нужно сказать, что все учителя относились к нам с пониманием и старались помочь. Единственный преподаватель, от которого не было никакой поддержки — мой учитель по английскому. Мы не прорешали ни одного теста, ни одного пробного по английскому, преподаватель даже забыл день сдачи экзамена. Все ученики, естественно, готовились с репетиторами.

Я не рассчитала на сверхвысокие баллы, но и настолько отвратительные не ожидала получить. Тогда я поняла, что бюджетное место в университете не получу. Я не знала, что делать, весь день провела в панических атаках, хотела что-то сделать с собой... Никогда-никогда даже не думайте о таком! Экзамены — это всего лишь этап, от которого не зависит дальнейшая ваша жизнь. Ваша жизнь зависит именно от вас, все есть и будет возможность получить высшее образование, всегда можно пересдать экзамены!

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно

Екатерина Пирожок, преподаватель СУНЦ и образовательного центра Quant

О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить. А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

Дело не конкретно в ЕГЭ, а в том, что, к сожалению, школы, дети, родители и учителя «накручены» всеобщим хайпом, поднимаемым из-за экзамена. Здесь очень много замешано: и показатели школ, и маркетинговые стратегии образовательных центров, и интересы родителей, которые хотят сэкономить на обучении в вузе. Все это давит на ничем не защищенного от этого информационного шума ребенка, которого нужно — на самом деле — просто оставить в покое и дать ему возможность принимать решения и отвечать за них. Вот тогда это не только экзамен, но и хорошая, здоровая школа жизни. А не нездоровый страх за то, что что-то пойдет не так. Да, все может пойти не так. Но тогда уже сложившуюся ситуацию нужно разбирать, а не помещать ребенка, которому и так забот хватает, в ад ежедневными вопросами «А ты готовишься?», «А ты на сколько сдашь?», «А давай наймем репетиторов по 10 часов в неделю по каждому предмету?..».

Не очень хорошо, что представление о подготовке к ЕГЭ — это «натаскивание» на тесты. Во-первых, заданий с вариантом ответа там стало не так уж и много, а во-вторых, я, например, стараюсь своим детям дать больше, чем требует ЕГЭ: учу их писать тексты, даю задания сложнее, чем есть в экзамене, не всегда придерживаюсь только «егэшного» формата. И вот как раз эта практика в том числе помогает снять стресс — ты не зацикливаешь ребенка на одном и том же, а просто интересно рассказываешь о полезных вещах, которые в том числе и для экзамена пригодятся.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями. Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени. Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!

О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала. Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает. Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал.

Как вести себя на экзамене

  • Внимательно читать формулировки;

  • грамотно распределять время;

  • не оставлять неотвеченных заданий;

  • аккуратно заполнять бланки. 

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.