Как подготовка к экзамену по музыке

Как подготовка к экзамену по музыке

Как подготовить ребёнка к экзамену в музыкальную школу

Вот несколько простых советов.

— Разучите с сыном или дочкой заранее песню. Лучше детскую, с несложной мелодией и понятными словами. Потому что первая просьба педагога на приёмном экзамене: «Спой песню».

— Вторая просьба: «Повтори ритм».

Советуем поиграть с малышом в ритмические игры. Например: «Я простучу ритм (стучать лучше на бубне или барабане), а ты повторишь. Потом постучишь ты, а повторю я.». При этом для создания более увлекательной игровой ситуации можно сказать, что так переговариваются некоторые африканские племена, а «переговоры» проводить на барабанах из соседних комнат. Здесь, конечно, придётся принимать во внимание слышимость в доме и терпимость соседей.

Другая интересная ритмическая игра: вы стучите ритм известной песни, и надо угадать, какая это песня. Потом стучит ребёнок, и угадываете вы.

— Неплохо, если удастся заранее поговорить с родителями детей, которые уже занимаются в музыкальной школе, и узнать мнение о том или другом педагоге. После этого подойти к преподавателю, пользующемуся хорошей репутацией, и попросить прослушать вашего юного абитуриента. Заодно вы узнаете требования приёмных экзаменов именно этой музыкальной тшколы.

Музыкальная школа или частные занятия?

Мы считаем, что, несмотря на всего удобства частных занятий (особенно если учитель приезжает домой, а музыкальная школа далеко), первый вариант предпочтительней по следующим причинам.

— У вас, как правило, нет уверенности в должной квалификации домашнего учителя. Особенно, если вы нашли учителя по рекламе или, тем более, по объявлению на столбе. Просить же показать диплом как-то неловко.

— В музыкальной школе кроме обучения игре на инструменте ребёнок посещает другие предметы (сольфеджио, музлитература, хор), важные для музыкального воспитания.

— В рамках музыкальной школы значительно больше возможностей для участия юных музыкантов в концертах, праздниках, конкурсах, что является для многих юных музыкантов стимулом для занятий игрой на инструменте, хотя встречаются дети, которые публичные выступления терпеть не могут.

— Для многих детей важен контакт (это может быть игра в ансамбле или оркестре) со сверстниками. Иногда образуется своеобразный клуб общения по интересам, который редко возможен при частных занятиях.

— Для способных к музыке детей, желающих учиться дальше, недостаточно уметь играть. Необходим документ об окончании музыкальной школы. Впрочем, эта проблема решаема, так как экзамены за музыкальную школу можно сдать экстерном.

Некоторые дети ненавидят музыкальную школу...

Итак, поздравляем. Ваш ребёнок — ученик музыкальной школы. Теперь, и, будем надеяться, на всю жизнь, рядом с ним будет верный друг — музыка. Друг, который придёт на помощь в трудную минуту, сделает ещё более весёлыми радостные события, поможет наполнить жизнь новым смыслом. Всё, кажется, замечательно. Но, к сожалению, иногда ненадолго...

Проходит время, и некоторые дети (по нашим данным их количество приближается к 30%) теряют интерес к занятиям музыкой. А встречаются ненавидящие музыкальную школу. И ходят туда эти дети только потому, что их заставляют родители. Вот наиболее характерные высказывания.

— Витя, 10 лет: «Вы не подумайте, я люблю музыку. Но не классическую, а джаз. Ещё мне нравятся некоторые современные песни. А мне дают играть в школе только Баха и Моцарта. Вообще-то мне и некоторые классические пьесы нравятся, например, „К Элизе“ Бетховена или „Полонез“ Огинского, но они, как сказала учительница, не входят в программу. Кто только эту дурацкую программу составляет?»

— Катя, 9 лет: «Ненавижу скрипку, но меня заставляют играть. Родители говорят: „Ты ещё не понимаешь, что хорошо, а что плохо. Скрипка — прекрасный инструмент. Когда вырастешь и научишься играть, ещё спасибо нам скажешь“. Когда вырасту, я скрипку положу на шкаф и больше к ней не подойду. Вот рисовать мне нравится. Я бы рисовала целый день...»

— Андрей, 9 лет: «Я бы с удовольствием занимался музыкой, но не на скрипке, а на ударных. Но в нашей школе на ударных даже не обучают.».

— Сергей, 9 лет. «Ненавижу музыкальную школу. Школьные уроки занимают мало времени, а по музыке надо заниматься два часа в день. Да ещё в музыкальную школу хожу три раза в неделю. Поэтому не могу делать то, что мне нравится: в футбол играть или просто во дворе гулять».

Ваш ребёнок - ученик музыкальной школы. Часть 1

В ответах детей три главные причины ненависти к музыкальной школе.

Заставляют играть не ту музыку, которая нравится (Витя), заставляют играть не на том инструменте, который нравится (Андрей), не дают (не хватает времени) заниматься тем делом, которое нравится (Андрей, Сергей).

Можно ли изменить ситуацию?


Только по программе?

Действительно, в некоторых музыкальных школах сохранились программы, определяющие, какие произведения соответствуют уровню того или иного класса. Конечно, большинство педагогов справедливо относятся к подобным программам только как к рекомендациям, соответствующим примерному уровню среднего ученика. Но встречаются администраторы (да и отдельные учителя), воспринимающие такие ориентиры и рекомендации чересчур серьёзно. И тогда программы становятся вредны. Во-первых, обучение игре на инструменте — дело сугубо индивидуальное. И скорость продвижения от пьес более лёгких к пьесам более трудным зависит не от программы, а от способностей и интересов ученика. Так что никакие программы не годятся по определению. И, во-вторых, в подобных программах, как правило, не уделяется должного внимания исполнению, наряду с классикой, произведений так называемой «лёгкой» и особенно джазовой музыки. То есть именно той музыки, которая зачастую больше привлекает детей. Музыки, которая может стать мостиком к музыке серьёзной, классической.

Предубеждение о том, что джазовая музыка, впрочем, как и любая «лёгкая» — это музыка, так сказать, второго сорта, живуче до сих пор. Оно пришло из советских времён, когда джаз считался аморальным продуктом разлагающейся западной культуры и был запрещён. Сегодня опытные педагоги всё более начинают понимать, что джаз — это народная, фольклорная музыка. Её использование в работе с маленькими учениками развивает слух как мелодический, так и тембровый, чувство ритма, способность к импровизации и приносит в школьные занятия радость и удовольствие. То есть именно те эмоции, которых лишены дети, которые музыкальную школу ненавидят.

Выбор инструмента

Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Ведь как бывает? Большинство пап и мам хотят, чтобы дети учились на наиболее престижном инструменте — фортепиано. Поэтому в музыкальной школе частенько можно услышать: «По классу фортепиано мест нет. Можем предложить обучение на скрипке или, скажем, на виолончели». Впрочем, это, естественно, не вина школы, а, скорее, беда. На нет, что называется, и суда нет. Между тем, правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка, а иногда и от его желания.

Не будем подробно описывать, какие именно особенности предпочтительнее для рук будущего пианиста, скрипача или виолончелиста. Это связано с длиной пальцев, их толщиной, гибкостью, шириной ладони и др. Так же, как при обучении на духовых инструментах многое зависит от строения губ или мощности лёгких. Все эти особенности знает опытный преподаватель.

По большому счёту, именно из этих особенностей надо исходить, отдавая ребёнка в музыкальную школу, а не от наличия свободных мест или престижности того или иного инструмента. Вспомним хотя бы великого виолончелиста Мстислава Ростроповича, который начинал учиться на фортепиано, но которого с детства непреодолимо тянуло к виолончели. Слава Богу, что родители учли желание маленького Славы.

Заниматься музыкой не в ущерб другим интересам ребёнка

Пожалуй, особенно часто дети не любят музыкальную школу, когда занятия в ней мешают заниматься любимыми делами. Задача родителей — постоянно искать компромисс. Иногда даже разрешать делать ребёнку то, что он хочет, в ущерб музыкальным занятиям. Другого выхода просто нет. Если постоянно запрещать ребёнку заниматься делами по своему желанию, то рано или поздно запреты перерастают в ту самую ненависть к музыкальной школе, о которой идёт речь. А когда дети подрастут и смогут принимать самостоятельные решения, они почти неизбежно порвут с музыкой, считая, что именно она их главный враг.

Знаем немало примеров, когда даже очень способные к музыке дети, находящиеся под чересчур жёстким контролем родителей, вырастая, не только полностью забрасывали занятия музыкой, но и уходили из дома, попадали под негативное влияние «улицы» и т.п.

Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос важный и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.

Как стимулировать ребенка заниматься музыкой?

Домашние концерты

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону. Вот несколько советов по подготовке к такому концерту.

— Первое время не приглашайте слишком много гостей, но кто-то кроме домашних должен быть обязательно. Это повышает ответственность юного концертанта.

— Во время концерта не разговаривайте, не делайте замечаний, не ходите по комнате. Словом, попытайтесь создать атмосферу настоящего концерта.

— Как бы не играл ребенок, наградите его игру аплодисментами, скажите одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

— Особенно нравятся детям совместные концерты. Например, поёт бабушка. А ребёнок аккомпанирует. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.

Когда первый концерт стал последним
Здесь вспоминается одна история. 7-летний Коля, ученик первого класса музыкальной школы по классу скрипки, с удовольствием занимался музыкой. Восторженно рассказывал по телефону папе, который был в командировке, о своих занятиях. Мечтал показать, когда тот приедет, чему он научился.
И вот наступил день папиного приезда. Коля усиленно повторял пьесы, которые учил, волновался. После ужина попросил папу его послушать. Но концерта не получилось. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а, по окончании игры, сказал, не отрываясь от газеты: «Чем на эту муру время тратить, лучше бы ты плаванием занялся или карате». Коля убежал в слезах и категорически отказался от занятий в музыкальной школе.

Материальный стимул

Как это ни необычно звучит, но иногда важным стимулом для занятий на музыкальном инструменте может стать материальный стимул. Не только какая-то вещь (велосипед, плеер или что-то ещё), но и просто деньги. В советские времена педагогика (в том числе, музыкальная), воспитывая мифического, идеального человека будущего, для которого деньги имеют несущественное значение и который, как пелось в известной бардовской песне «едет за туманом», в категоричной форме отвергала такие стимулы. Сегодняшняя жизнь показала, что иногда они работают.

Некоторые родители рассказывали, что добиваются успеха самым нехитрым образом. «За каждые десять минут домашних занятий получаешь столько-то рублей».

Как это не кощунственно звучит (общение с музыкой само по себе должно приносить ребёнку радость), но иногда подобные «непедагогичные» приёмы, особенно в первый год обучения на инструменте, на наш взгляд, возможны. Почему?

Первый период обучения на инструменте самый трудный особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах, скрипке или виолончели. Если на фортепиано или аккордеоне ребёнок, нажимая на клавишу, извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий скрипач первое время издаёт неприятные, скрипучие звуки, которые нервируют не только окружающих, но и самого ребёнка. Поэтому опытные педагоги чаще играют для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно скрипка звучит на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Но цель целью, а дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату природе малыша. Вот тут на помощь и приходит материальный стимул.

Для успокоения родителей добавим, что этот период длится, сравнительно недолго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичными.

Присутствие родителей на уроке

Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом. Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается, и папы и мамы, бывшие на уроке, могут помочь ребёнку выполнить домашнее задание.

Хотим заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» — большое испытание. Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости. Встречаются родители, особенно часто мамы, которые не выдерживают подобного эмоционального стресса и уходят из класса.

Но если всё-таки вы выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требования преподавателя, ошибки юного музыканта в постановке рук, получаете представление о том, как должна звучать пьеса, которую разучивает ваш ребёнок. Некоторые родители подробно записывают все замечания учителя и дома могут квалифицированно помочь сыну или дочке.

Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. Мы встречали пап или мам, которые параллельно с ребёнком начинали заниматься игрой на инструменте с частным преподавателям или по самоучителю. Иногда не только чтобы лучше помочь сыну или дочке, но и для собственного удовольствия. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься. Папа, который начал заниматься вместе с сыном в 39 лет, рассказал: «Мы с 8-летним сыном Игорем играем одни и те же пьесы и даже соревнуемся, кто лучше и быстрее их выучит. Иногда Игорь, слушая, как играю я, делает замечания: „Это место ты играешь слишком громко“ или „Тут следует замедлить“ и т.п. Иногда замечания делаю я. На домашнем концерте, который прошёл недавно, мы сыграли ансамбль в четыре руки... Вообще, теперь с сыном мы стали ближе друг друга...»

Как совместить две школы? Как успеть всё? Ну «всё» — это мы слегка погорячились. Всё — это явный перебор... Какие-то ограничения необходимы. От чего-то ученику музыкальной школы приходится отказываться. Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Не раз убеждались, что масса времени у тех, кто живёт без такого распорядка, зафиксированного (это важно!) на бумаге, исчезает непонятно где. Растворяется в тумане. Мы утверждаем, что некоторые временные резервы у ребёнка, занимающегося в двух школах, есть.

Посещение музыкальных концертов

Жителям городов советуем не пренебрегать такой возможностью. Предпочтительнее, если концерт проходит в дневное время, а в программе классическая музыка. Одно дело — музыка, звучащая по радио, в записи или даже по телевизору и совсем другое — атмосфера исполнения в концертном зале. Когда музыка рождается, что называется, в эту минуту, когда её внимательно слушают много людей, создаётся особое яркое и праздничное, если так можно выразиться, биополе музыкального единения, музыкального сопереживания.

Многие большие музыканты вспоминали, что первые и наиболее значительные детские музыкальные впечатления были связаны как раз с такими публичными концертами. Особенно любят дети концерты, в которых играют юные музыканты. Например, отчётные концерты музыкальных школ.

Несколько советов, которые, возможно, вам пригодятся

Попытайтесь подготовить малыша к концерту: расскажите, по возможности, коротко и доступно об исполняемых произведениях, композиторе, исполнителе.

Не заставляйте ребёнка сидеть весь концерт, если ему скучно и он рвётся уйти.

После концерта поделитесь впечатлениями. Спросите, какие произведения малышу более всего понравились. Это поможет впоследствии ходить на концерты, на которых исполняются произведения, соответствующие вкусу вашего ребёнка.

Не стоит вести малыша на концерт, если он этого не хочет. Как правило, из такого насилия ничего путного не получается.

Цели и задачи курса

Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.

Зачем нужен наш курс:

1

Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста.

2

Ориентироваться в аккордах и табах – это те же самые ноты, только записанные в другом формате. Аккорды состоят из нот, и каждый значок в табах отображает ту или иную ноту. Понимая закономерности нотного и интервального строения мелодий, вам будет проще понимать и интерпретировать табы и аккорды.

3

Ускорить освоение музыкального инструмента – все практические упражнения к обучающим курсам игры на фортепиано, гитаре и других инструментах записаны на нотном стане либо в виде аккордов и табов. Вы сможете воспользоваться ими и сэкономить время, которое потратили бы на поиск более простых форматов изложения «без нот».

4

Начать играть в музыкальной группе – для взаимодействия с другими музыкантами нужно выучить язык музыки и понимать особенности всех музыкальных инструментов, которые используются в группе.

5

Упростить разбор песен – подготовка к вокальному конкурсу или караоке-баттлу пойдет быстрее, если вы понимаете ноты и аккорды. А дополнительно поработав над развитием слуха, вы без труда услышите движение мелодии вверх или вниз, даже если в вашем распоряжении будут только аккорды без указания октавного диапазона.

6

Начать писать песни или музыку – это проще, чем вам кажется, но для этого нужно знать ноты, слышать интервалы и понимать, что такое полифония и квинтово-квартовый круг тональностей.

7

Сделать первые шаги в освоении саунд-дизайна и самостоятельного сведения треков – многие современные программы обработки звука содержат встроенную панель аккордов и опцию изменения файлов в нотном редакторе. А собственно процесс сведения будет проще, если вы поработаете над своим музыкальным слухом.

Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!

Что такое теория музыки?

Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.

Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.

Кому нужна теория музыки?

Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.

Кому нужна теория музыки:

1 Профессиональные певцы и музыканты.
2 Музыканты-любители.
3 Кавер-исполнители.
4 Участники музыкальных групп.
5 Любители петь.
6 Участники музыкальных и вокальных конкурсов.
7 Композиторы и сочинители музыки.
8 Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры.
9 Звукорежиссеры.
10 Все, кто желает гармонично развиваться.

Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.

Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.

Как освоить теорию музыки?

В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.

Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.

Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.

Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.

Урок 1. Свойства звука

Свойства звукаЦель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаДанный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Урок 3. Гармония в музыке

Гармония в музыкеЦель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.

Урок 4. Полифония и сведение музыки

Полифония и сведениеЦелью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.

Урок 5. Развитие музыкального слуха

Развитие слухаЦель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.

Урок 6. Музыкальные инструменты

Музыкальные инструментыЦель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.

Как проходить курс?

Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.

Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.

Дополнительные материалы

Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.

Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:

  • В. Вахромеев, «Элементарная теория музыки»
  • И. Способин, «Элементарная теория музыки»
  • В. Хвостенко, «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки»
  • Ю. Холопов, «Очерки современной гармонии»
  • Т. Мюллер, «Полифония»
  • В. Осипова, «Полифония. Полифонические приемы»
  • М. Пилхофер, Х. Дей, «Теория музыки для «чайников»
  • Н. Бритва, «Пособие по теории музыки и сольфеджио»
  • О. Хромушин, «Джазовое сольфеджио»
  • А. Шугаев, «Диатонические лады для начинающих»
  • Г. Гельмгольц, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки»
  • Г. Шатковский, «Развитие музыкального слуха»
  • П. Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
  • С. Оськина, Д. Парнес, «Музыкальный слух»
  • В. Лелеко, «Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения»
  • К. Малинина, «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио»
  • Д. Тищенко, «Самоучитель игры на пианино»
  • К. Герольд, «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на синтезаторе»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на клавишных»
  • Г. Наумов, Л. Лондонов, «Школа игры на аккордеоне»
  • Л. Биткова, «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей»
  • А. Басурманов, «Самоучитель игры на баяне»
  • М. Филипс, Д. Чаппел, «Гитара для «чайников»
  • Д. Агеев, «Самоучитель игры на электрогитаре + аудиокурс»
  • Д. Агеев, «Полный справочник гитарных аккордов»
  • Л. Морген, «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре»
  • Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке»
  • Е. Желнова, «Самоучитель игры на скрипке»
  • И. Кобец, «Начальная школа игры на трубе»
  • Д. Стронг, «Ударные инструменты для чайников»
  • В. Горохов, «Школа игры на ударной установке»
  • В. Каиров, «Программы для сведения музыки и голоса»
  • И. Евсюков, «Ошибки при сведении музыки»
  • А. Загуменнов, «Компьютерная обработка звука»

 Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:

  • Развитие голоса и речи – онлайн-курс
  • Актерское мастерство – онлайн-курс
  • Навыки актера, которые пригодятся каждому
  • Зачем и как развивать мелкую моторику

И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.