Как подготовиться ко вступительному экзамену по литературе

Как подготовиться ко вступительному экзамену по литературе

Вспоминаем классику

Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.

Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных. К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.

Не игнорируйте "автора одной книги" – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова "Тихий Дон", а вы читали "Поднятую целину", можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется "Горе от ума", которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.

Бывает обидно, если вы прочитали несколько "кирпичей", а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.

Ведем литературный дневник

А теперь о самом процессе чтения. Читать книгу, не делая записей, бессмысленно и просто глупо. В лучшем случае вы запомните имя главного героя и общую идею – все детали "уйдут". Неизменными спутниками книги должны стать ручка и тетрадка. Начинаете читать новую книгу – делаете заголовок в тетради, а дальше – записываете все, что приходит в голову по ходу чтения. Заносите в тетрадь имена главных героев, кем они приходятся друг другу (потом найти это в тексте, особенно большом, будет проблематично), записывайте понравившиеся цитаты (как из авторского текста, так и из прямой речи героев), интересные детали и необычные образы. В процессе чтения, как правило, в голову приходит множество мыслей – фиксируйте их на бумаге. Выписывайте понравившиеся цитаты из критической литературы.

Когда до экзамена останется несколько месяцев, вы поймете, что этим записям нет цены – перечитывая их, вы сможете восстановить в памяти текст во всех подробностях.

Постарайтесь заранее подготовить ответ на вопрос "Чем вам понравилось это произведение?" Вопрос сложный – наверное, поэтому его так любят задавать экзаменаторы. Если не нравится – не надо лукавить, отвечайте, как есть, но будьте готовы грамотно обосновать свою точку зрения.

Читаем критиков

Знание критики – огромный плюс. Если вы грамотно цитируете работу литературоведа, вас могут отправить домой с пятеркой, даже не дослушав ответ до конца. Поэтому читайте критиков. Но делать это надо правильно: прочли произведение – тут же изучайте критическую литературу. Не устраивайте долгого перерыва: когда текст забудется, рассуждения литературоведов покажутся сухими и неинтересными.

Помимо критики, необходимо знать биографию писателя. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. Почти каждый автор наделяет героев собственными чертами, делится с ними фактами из своей биографии – неплохо было бы провести параллели.

Зубрить или запоминать

Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: "Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?"

Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.

С ученым видом знатока
Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу. Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать.


Общие вопросы

Как вам, к примеру, такие темы – "Литературный процесс 20-30-х годов ХХ века" или "Военная проза 40-х годов"? Вопросы эти действительно грандиозны и необъятны, но от вас же никто не ждет бесконечного рассказа. Ваш ответ должен носить обзорный характер, следовательно, детальный разбор текстов вряд ли потребуется. Перечислить авторов и критиков того времени, их произведения и несколько цитат – все, что от вас нужно. Такие вопросы лучше готовить ближе к самому экзамену, когда уже многое прочитано и изучено, останется только упорядочить и структурировать свои знания.

Книга не за семью печатями

Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.

Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.

Вспоминаем классику

Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.

Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных. К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.

Не игнорируйте "автора одной книги" – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова "Тихий Дон", а вы читали "Поднятую целину", можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется "Горе от ума", которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.

Бывает обидно, если вы прочитали несколько "кирпичей", а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.

Ведем литературный дневник

А теперь о самом процессе чтения. Читать книгу, не делая записей, бессмысленно и просто глупо. В лучшем случае вы запомните имя главного героя и общую идею – все детали "уйдут". Неизменными спутниками книги должны стать ручка и тетрадка. Начинаете читать новую книгу – делаете заголовок в тетради, а дальше – записываете все, что приходит в голову по ходу чтения. Заносите в тетрадь имена главных героев, кем они приходятся друг другу (потом найти это в тексте, особенно большом, будет проблематично), записывайте понравившиеся цитаты (как из авторского текста, так и из прямой речи героев), интересные детали и необычные образы. В процессе чтения, как правило, в голову приходит множество мыслей – фиксируйте их на бумаге. Выписывайте понравившиеся цитаты из критической литературы.

Когда до экзамена останется несколько месяцев, вы поймете, что этим записям нет цены – перечитывая их, вы сможете восстановить в памяти текст во всех подробностях.

Постарайтесь заранее подготовить ответ на вопрос "Чем вам понравилось это произведение?" Вопрос сложный – наверное, поэтому его так любят задавать экзаменаторы. Если не нравится – не надо лукавить, отвечайте, как есть, но будьте готовы грамотно обосновать свою точку зрения.

Читаем критиков

Знание критики – огромный плюс. Если вы грамотно цитируете работу литературоведа, вас могут отправить домой с пятеркой, даже не дослушав ответ до конца. Поэтому читайте критиков. Но делать это надо правильно: прочли произведение – тут же изучайте критическую литературу. Не устраивайте долгого перерыва: когда текст забудется, рассуждения литературоведов покажутся сухими и неинтересными.

Помимо критики, необходимо знать биографию писателя. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. Почти каждый автор наделяет героев собственными чертами, делится с ними фактами из своей биографии – неплохо было бы провести параллели.

Зубрить или запоминать

Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: "Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?"

Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.

С ученым видом знатока
Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу. Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать.


Общие вопросы

Как вам, к примеру, такие темы – "Литературный процесс 20-30-х годов ХХ века" или "Военная проза 40-х годов"? Вопросы эти действительно грандиозны и необъятны, но от вас же никто не ждет бесконечного рассказа. Ваш ответ должен носить обзорный характер, следовательно, детальный разбор текстов вряд ли потребуется. Перечислить авторов и критиков того времени, их произведения и несколько цитат – все, что от вас нужно. Такие вопросы лучше готовить ближе к самому экзамену, когда уже многое прочитано и изучено, останется только упорядочить и структурировать свои знания.

Книга не за семью печатями

Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.

Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.

С чего начать?

Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.

Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.

Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён подготовки к ОГЭ).

Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.

Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ

Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.

Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.

Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.

Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом).

Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку


Фонетика. Орфоэпия

Орфоэпические нормы (постановка ударения).


Лексика

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы  в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).


Словообразование 

Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.

Основные способы словообразования*.


Морфология

Части речи. Морфологические нормы (образование форм слова).


Орфография

Правописание -Н- и -НН-  в суффиксах различных частей речи.

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание НЕ и НИ.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.


Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи  в словосочетании: согласование, управление, примыкание*. Нормы согласования. Нормы управления.

Предложение.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений*.

Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения  с деепричастием.

Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения  с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.


Пунктуация

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Знаки препинания  в предложениях  с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

Знаки препинания  в предложениях со словами  и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).

Знаки препинания  в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания  в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.


Речеведение

Речь. Языковые средства выразительности. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.


* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.


Просьба от разработчиков поделиться ссылкой. Спасибо!

Хотите встроить тест "Вступительный тест по литературе" в свой сайт?

Как подготовиться

Книги русских писателей, изучаемых в школьной программе по литературе

Подготовка к ОГЭ по литературе – это не просто прочтение всех предусмотренных школьной программой произведений. Необходимо осмыслить их, разобраться в авторских позициях, оценить их влияние на русскую и мировую культуру.

Важно отметить, что наличие собственного мнения о писателях и их творениях не заменяет знания фактического материала (самих текстов, критики, биографий авторов, исторического периода, когда создавались те или иные произведения). Для систематизации материала желательно вести дневник, в который нужно записывать:

  • фабулу;
  • имена и характеристики главных героев;
  • проблематику, поднятую автором;
  • избранные цитаты.

Отдельное внимание рекомендуется уделить теории литературных жанров. Ученик должен четко разбираться, что такое повесть, роман, рассказ, чем они отличаются. Для анализа лирики нужно уверенно ориентироваться в средствах художественной выразительности – гиперболах, аллегориях, метафорах, перифразах и т.д.

Практика показывает, что наибольшие затруднения у девятиклассников возникают с древнерусской литературой и произведениями XVIII века (Ломоносов, Карамзин, Державин). Проза XIX-XXI века воспринимается ими легче. Еще одна проблемная зона – разбор поэтических текстов. Для успешной сдачи ОГЭ стоит хорошо проработать эти темы.

Несмотря на кажущуюся сложность, к ОГЭ по литературе вполне реально подготовиться с нуля, даже имея пробелы в знаниях за прошлые годы. Главное – начать целенаправленно заниматься хотя бы за 8-9 месяцев до экзамена, поскольку потребуется «начитать» и усвоить большой объем информации.

Демоверсия

Демонстрационный вариант – возможность получить наглядное представление о структуре и ходе экзамена. Этот документ ежегодно публикуется разработчиками ОГЭ и служит главным инструментом для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации.

Демоверсия ОГЭ по литературе – это фактически экзамен в домашних условиях. Школьнику важно наработать навык составления связных текстов нужного объема, без «воды» и отвлеченных рассуждений.

При подготовке к экзамену можно заготовить подходящие фразы-клише и уместные цитаты, при помощи которых можно связывать части своей работы.

Кодификатор

Еще один важный документ-помощник – кодификатор ОГЭ по литературе. Именно в нем дан перечень всех тем, на которые учащемуся следует обратить внимание при подготовке к испытанию. Он состоит из двух частей. Первая содержит основные требования к освоению школьной программы. Каждый ученик, выбравший для сдачи литературу, должен:

  • понимать содержание произведений, образную природу литературного творчества;
  • знать основные факты биографии М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя;
  • уметь анализировать художественный текст, выделять основную идею, проблематику, давать характеристики главным и второстепенным героям и сравнивать их, разбираться в композиции и сюжете;
  • понимать авторскую позицию, уметь формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
  • иметь практический навык создания связного письменного текста для оценки литературных произведений.

Во второй части перечислены основные теоретико-литературные понятия, которыми должен владеть школьник. Также отсюда можно извлечь список литературы для сдачи ОГЭ.

Перечень скомпонован по историческим эпохам. Для большинства авторов приведены конкретные названия произведений, которые необходимо знать.

Обязательный список литературы до конца 19 века для сдачи ОГЭ

Обязательный список литературы 20-21вв. и зарубежной литературы для сдачи ОГЭ

По некоторым писателям и поэтам учащимся дается свобода выбора. В частности, самому можно определиться, какую читать былину, повесть Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, пьесу А.Н. Островского и Ж.-Б. Мольера, стихи и прозу второй половины XX-XXI века.

Из авторов второй половины XX и начала XXI века необходимо выбрать не менее трёх поэтом и столько же прозаиков. Кодификатор рекомендует обратиться к произведениям Ч. Айтматова, В. Быкова, братьев Стругацких, В. Распутина, В. Астафьева, В. Шаламова, И. Бродского, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и т.д.

Ресурсы для подготовки

Кодификатор, демоверсия и спецификация, содержащая все условия проведения испытания, размещены на официальных веб-ресурсах: портале Федерального института педагогических измерений и сайте «ГИА9». Кроме того, здесь же можно найти видеоуроки и статьи о том, как готовиться к ОГЭ самостоятельно или с помощью родителей.

Что касается онлайн-подготовки, то ее лучше проходить на проверенных ресурсах, материалы для которых подбирают опытные специалисты, в том числе – эксперты ОГЭ. Среди таких сайтов можно выделить «ЯндексРепетитор» и «Сдам ГИА». Например, на последнем предлагают более 300 упражнений, направленных на отработку ответов по текстам, навыков сопоставления литературных произведений и на подготовку к написанию сочинения.

Как сдать

Чтобы меньше волноваться на экзамене, полезно заранее ознакомиться с его регламентом. Успешно сдать ОГЭ по литературе можно, выполнив всего 4 задания из 2 частей:

  • Первая часть включает три задания, привязанные к общему фрагменту текста. В первых двух школьник должен дать письменные ответы объемом 3–5 предложений. В третьем – сделать сравнительный анализ с другим отрывком (объем 5–8 предложений).
  • Вторая часть – это развернутое письменное рассуждение по одной из пяти тем на выбор. Школьник, опираясь на текст произведения и аргументируя свои мысли, пишет сочинение объемом не меньше 200 слов. Важно отметить, что если в тексте будет меньше 150 слов, то работу не зачтут. Поэтому стоит проявить внимательность и не полениться посчитать слова. Если сочинение посвящено поэзии, то нужно проанализировать минимум два стихотворения.

Весь экзамен длится 235 минут (3 часа 55 минут). Специалисты рекомендуют два часа посвятить выполнению заданий первой части, после чего переходить ко второй. На испытании разрешено пользоваться полными вариантами избранных произведений, сборниками стихотворений и орфографическим словарем. Книги находятся на отдельных столах, а ученики при необходимости могут к ним подходить.

Почему стоит записаться на курсы в центр «Эвентус»?

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по литературе – ошибка, которую допускают многие ученики старших классов. Кажется, что нет ничего сложного в подготовке: читайте произведения, и вы получите высокий балл во время оценивания. Но не все так просто. Запись на курсы в наш центр имеет такие преимущества:

  • Работа с опытными преподавателями по литературе. Это позволяет увидеть разные произведения с другой стороны. Нужно научиться оценивать героев и сюжет с филологической точки зрения, а не просто со стороны читателя. Формирование такого мышления даст результат.
  • Организованность. Часто дети, готовящиеся к ЕГЭ самостоятельно, не умеют расставлять приоритеты. Часто чтение книг и их анализ отходит на второй план, так как нужно готовиться и к другим дисциплинам. Работа с учителем в договоренное время – это то, что организовывает.
  • Личный подход. Наши учителя находят к каждому ученику подход. Так как на ЕГЭ по литературе часто требуется высказать свое мнение, школьник должен научиться не только иметь личный взгляд на проблемы, поднятые в произведениях, но и формулировать мысли.
  • Подготовка с другими учениками дает дополнительную мотивацию и стимул учиться.

Зачем учиться проводить комплексный анализ произведений?

Читая произведение, мы получаем колоссальный объём информации. Она должна структурироваться, укладываться в голове не «мертвым грузом», а вписываться в жизнь, чтобы об этом можно было говорить с собеседником. Для достижения такой цели необходимо научиться проводить анализ прочитанного, а также давать свою оценку и выражать красивым языком свои мысли.

Навыки анализа пригодятся во взрослой жизни для отсеивания ненужной и вредной информации, так называемого «информационного мусора». Его мы можем получать из СМИ (по радио, телевизору, из интернета), а также из статей в газетах и журналах. Из потока разнообразной информации человек должен научиться выбирать самое важное и значимое.

Экзамен по литературе. Проза...

Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:

  • место писателя в литературном процессе
  • место произведения в творчестве писателя
  • тематика, проблематика произведения
  • основная идея, в чем она выражается:
    • жанр
    • система образов
    • конфликт
    • композиция
    • язык (особенности стиля)
  • значение произведения для дальнейшего развития литературы.

Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.