Как подготовиться к экзамену по химии в универе

Как подготовиться к экзамену по химии в универе

Изучите формат экзамена

В 2020 году в Красноярском крае на 100 баллов написали ЕГЭ 132 ученика (2019 — 120 человек, 2018 — 89 человек). Стало больше выпускников, получивших от 81 до 100 баллов по русскому языку, обществознанию, истории, литературе, химии, английскому языку, географии. Стабильно высокая доля таких выпускников по немецкому, французскому языку, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Максимальные 100 баллов за два предмета получили семь школьников из Красноярского края.

ЕГЭ — стандартизированный экзамен. Заранее известно, какие темы он проверяет, как будут выглядеть контрольно-измерительные материалы (КИМ) и по каким критериям оценивается часть с развёрнутым ответом.

В первую очередь нужно ознакомиться с сайтом Федерального института педагогических измерений ИПИ. ФИПИ занимается составлением экзамена. Самый важный документ на сайте — демоверсия экзамена.

«Это примерный контрольно-измерительный материал, очень похожий на тот, что будет на ЕГЭ. В нем подробно расписано, как оценивается вторая часть. Если ученик будет чётко понимать, из каких заданий состоит экзамен и как он проверяется, то готовиться будет легче», — рассказывают эксперты MAXIMUM Education.

Пройдите диагностику знаний

Чтобы выстроить стратегию подготовки, нужно понять, на каком уровне находятся знания ученика. Для этого напишите пробный вариант ЕГЭ и посчитайте балл. Можно сделать это в образовательных центрах, а можно самостоятельно с попомщью демонстрационной версии на сайте ФИПИ (там будут и ответы). Лучше решить два-три теста.

Результаты помогут понять, каким предметам следует уделять больше времени, по каким требуется дополнительная подготовка.

Составьте карту знаний

Для этого нужны два документа на сайте ФИПИ: спецификатор и кодификатор. В спецификаторе вы увидите номера заданий и темы, которым посвящено каждое задание. Там же будут ссылки на номера тем из кодификатора.

Распечатайте два этих документа. Раскрасьте то, что в диагностическом тесте получилось хорошо (3 из 3), в зёленый, а средние результаты (1-2 из 3) — в жёлтый. Те задания, которые учащийся не решил, в красный. Так вы будете видеть, на какие темы нужно сделать упор.

Красные темы нужно решать стабильно раз в неделю. Жёлтые — раз в две недели. Зелёные —раз в месяц.

Подберите материалы

Необходимо найти те ресурсы, по которым ученик будет готовиться. Существует несколько бесплатных ресурсов с теоретическими материалами. Например, платформа «РешуТест», где теория уже разбита по блокам, как в кодификаторе. Также можно купить несколько учебных пособий или скачать мобильные приложения.

«Школьные учебники не подходят для подготовки к экзаменам. Если вы готовитесь по учебникам, то придётся сталкиваться с большим количеством информации, которая на ЕГЭ не нужна», — уточнили эксперты MAXIMUM Education.

Также понадобятся просто задачники. Обращайте внимание на месяц выпуска. Последние изменения в экзамен вносятся в конце августа. Поэтому если вы купили сборник по подготовке к ЕГЭ, выпущенный до этого момента, то рискуете наткнуться на задания старого формата.

Изучайте теорию и отрабатывайте на практике

Начните с красных тем. Учащийся должен изучить теорию, посмотреть видеоурок, сделать конспект. Ведение конспектов при самостоятельной подготовке является обязательным. Собранная в одной тетради теория позволит возвращаться к ней в течение всего года. После этого нужно потренироваться на конкретном задании: важно набить руку. Чем больше будет решено, тем лучше.

Замеряйте прогресс

Через месяц нужно ещё раз написать вариант экзамена. Возможно, некоторые темы перейдут из красного разряда в жёлтый или зелёный.

«Пробные экзамены и реорганизацию карты знаний мы рекомендуем проводить раз в один-два месяца. Тогда подготовка будет под постоянным контролем. Ближе к ЕГЭ нужно решать задания уже не по темам, а по вариантам. И закрывать пробелы точечно», — пояснили в MAXIMUM Education.

Когда стоит начинать готовиться к ЕГЭ по химии

Многое зависит от того, каков уровень преподавания химии в вашей школе. Если вы точно знаете, что для поступления в вуз вам нужна химия, а в школе изучаете её на базовом уровне, то начинать готовиться нужно уже с 10 класса и заниматься как минимум два раза в неделю. Если уровень изучения предмета на старшей ступени — углубленный, то вы вполне сможете подготовиться за год.

Можно ли подготовиться самостоятельно

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по химии, конечно, можно. Но высоких результатов смогут достигнуть лишь те, у кого в школе углубленное изучение химии с 10 класса, те, у кого есть наставник, имеющий опыт подготовки к ЕГЭ, и те, кто обладает навыками самодисциплины и самоорганизации. Но есть более простой способ, который подойдёт всем — начать заниматься с репетитором. Преподаватель определит ваш уровень подготовки, составит оптимальный график занятий и объяснит даже самые сложные темы.  В нашей онлайн-школе вы будете учиться на удобной платформе с интерактивной доской и возможностью работать с обучающими материалами. 

Общая химия

Разбираясь со строением атома, постарайтесь понять, что означает порядковый номер элемента. Не лишним будет также усвоить, что такое изотопы (и тогда вас перестанет мучить вопрос, почему, если относительные массы протона и нейтрона равны единице, а масса электрона пренебрежимо мала по сравнению с ними, относительные массы атомов в основном числа не целые).

Для определения электронного строения атома разберитесь, что означают термины s- p- d- и f-элементы. Найдите цветную таблицу Менделеева и пользуйтесь простыми правилами заполнения. Нарисуйте «клеточки» электронных подуровней и ведите пальцем от водорода до интересующего вас элемента, вставляя в подготовленный шаблон электроны, размышляя примерно следующим образом: «Водород — s-элемент, его единственный электрон попадает на самую нижнюю доступную s-орбиталь. Дальше идет гелий, тоже s-элемент. Его последний (второй) электрон тоже попадет на s-орбиталь рядом с электроном водорода. Дальше идут литий и бериллий, также являющиеся s-элементами. Их последние электроны также попадают на s-подуровень, но уже второй по счету (2s), поскольку ближайший к ядру 1s-подуровень уже заполнен…» И так далее до клеточки с интересующим вас элементом. Если будете делать это аккуратно, следя за изменением цвета, ни за что не ошибетесь, и к тому же вам не придется запоминать, скажем, что 4s-подуровень заполняется раньше, чем 3d-подуровень.

Очень удобно представлять данные в виде таблиц и диаграмм. Например, в неорганической химии чаще других встречаются реакци, описывающие взаимодействия очень небольшого числа различных классов веществ (металлы, неметаллы, кислотные и основные оксиды, гидроксиды, кислоты и, наконец, средние соли). Кроме того, существуют достаточно простые зависимости превращений одних родственных веществ в другие. Если вы графически изобразите генетическую связь «металл — основный оксид — гидроксид — соль» и «неметалл — кислотный оксид — кислота — соль», то очень скоро запомните эти реакции. Теперь, если нарисовать таблицу 5 на 5 и в первой строке расположить названия классов из первого ряда (металл, основный оксид, гидроксид, соль), а в первом столбце — из второго (неметалл, кислотный оксид, кислота, соль), то останется место 4 на 4 клетки, в которые вы можете вписывать образующиеся продукты (например, на пересечении строки с заголовком «основный оксид» со столбцом с заголовком «кислотный оксид» можно будет написать «соль»). А поскольку типы реакций, входящие в эту таблицу, составляют примерно две трети всех неорганических реакций, вы сэкономите много времени для изучения оставшейся трети химических превращений. Сразу предупрежу, что некоторые клеточки придется оставить пустыми, поскольку взаимодействия между определенными классами веществ являются специфическими (не подходящими для всех веществ данных классов), либо просто отсутствуют.

Со сложными ОВР (окислительно-восстановительными реакциями) гораздо труднее. Для расстановки коэффициентов в уже готовых реакциях необходимо уметь вычислять степени окисления элементов (советую выписать элементы, имеющие во всех соединениях постоянные степени окисления) и владеть методом электронного баланса. Если же вы хотите сами научится составлять сложные ОВР, придется изучить метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Для этого возьмите любой справочник по неорганической химии для ВУЗов, где есть раздел с окислительно-восстановительными переходами веществ (такой раздел есть практически в любом справочнике). Лучше, если в нем будут приведены полуреакции целиком, то есть не просто MnO4– / Mn2+, а Mn4– + 8H+ + 5e = Mn2+ + 4H2O. Прочитайте соответствующие главы учебника по методу полуреакций и перед тем, как приступить к выполнению упражнений из задачника, потренируйтесь на уже готовых полуреакциях из справочника. Выберете несколько окислителей и восстановителей и учитесь складывать полуреакции друг с другом, комбинируя как можно больше полуреакций. Обращайте внимание на среду (кислая, щелочная или нейтральная), в которой осуществляется переход, а также на значения стандартных потенциалов полуреакций (с одной стороны, конечно, можно складывать абсолютно любые полуреакции друг с другом, бумага все стерпит, но с другой стороны вы ведь готовитесь к экзамену по химии, а не по математике, так что не советую вам «скрещивать» две окислительных или две восстановительных полуреакции дабы не вводить самого себя в заблуждение). Со временем вы должны запомнить, что с чем обычно может реагировать (если будете обращать внимание на разность потенциалов, конечно), а также каковы основные переходы типичных окислителей и восстановителей. Теперь можно приступать к следующему этапу. Возьмите справочник неорганических веществ (ссылка 2 в списке литературы; если не найдете эту книгу, подойдет в принципе любой «сложный» учебник по неорганической химии с большим количеством примеров превращений), и для ОВР, проходящих в растворе (с участием ионных соединений), попробуйте самостоятельно определять окислитель, восстановитель и среду, в которой протекает реакция. Справившись с этой задачей, попробуйте, не заглядывая в справочник с готовыми полуреакциями, составлять собственные полуреакции для выбранных окислителя и восстановителя. Должно получаться то же, что и в справочнике. Наконец, складывайте полуреакции в соответствии с электронным балансом и полученные сокращенные ионные уравнения доводите до молекулярных. Опять же, у вас должно получаться то же, что и в книге. Почувствовав себя уверенно в примерах с готовыми полуреакциями и реакциями, можете приступать к упражнениям из задачников.

И последнее, на что я рекомендовал бы обратить внимание в курсе общей химии, это теория кислот и оснований по Бренстеду и Лоури. Без нее, в принципе, можно обойтись, но основные свойства аммиака тогда могут показаться чем-то непонятным, исключительным, а гидролиз солей — сложным и нелогичным. Да и в органической химии, если вам захочется вникнуть в механизмы реакций, тоже не обойтись без простых, казалось бы, понятий «кислота — донор протонов, основание — акцептор протонов».

Неорганическая химия

Если вы подробно изучили общую химию, то в этом разделе вам много запоминать не потребуется. Просто составьте на основе имеющейся у вас литературы краткие конспекты по каждой подгруппе элементов, включая в них следующую информацию:

  1. Номер подгруппы
  2. Общая формула электронного строения элементов подгруппы
  3. Краткий анализ электронной формулы, из которого делается вывод о возможных степенях окисления и валентностях в различных соединениях (не забудьте о том, что многие атомы могут переходить в возбужденные состояния)
  4. Классификация элементов (металл, неметалл, амфотерный элемент)
  5. Изменение электроотрицательности, металлических либо неметаллических свойств атомов элементов в подгруппе
  6. Характеристика простейших соединений элементов (оксиды, гидриды) и краткое описание (с примерами) их химических свойств
  7. Исходя из свойств оксидов (кислотные, основные, амфотерные) делается вывод о наличии у соответствующих элементов кислот или гидроксидов
  8. Свойства кислот (или гидроксидов) элементов
  9. Свойства солей этих кислот (или гидроксидов)
  10. Способы получения элементов
  11. Применение элементов и их наиболее важных соединений, а также нахождение элементов в природе 

Ну а как воспользоваться такими конспектами вы, думаю, и без меня догадаетесь.

Литература

— Экзамен прошел замечательно! Вариант мне попался классный. Я, видимо, выиграла эту жизнь сегодня. Во время подготовки я решала пробники во много раз сложнее. Я три дня подряд перед экзаменом думала про Салтыкова-Щедрина. И как вы думаете, кто из писателей мне попался в прозаической части? Именно Салтыков-Щедрин! Я была на седьмом небе от счастья.

Я бы посоветовала будущим выпускникам не переживать и готовиться. Если бы я не занималась все это время, то даже этот легкий вариант мне был бы не под силу. (Татьяна Старостенкова).

— Ни для кого ни секрет, что у дальневосточников самые сложные варианты. Так было и в этот раз. Я уже вычислила несколько ошибок, но в целом довольна, так как долго и усердно готовилась. Некоторые задания были некорректными, например, определение жанра «Капитанской дочки». Некоторые современные литературоведы определяют ее как исторический роман, сам Пушкин как повесть. Что писать в тесте — непонятно. Или вопрос о названии главы, из которой взят фрагмент. Понятно, когда это спрашивают про «Героя нашего времени». Но когда это из «Капитанской дочки», в которой очень много глав, это выглядит как полнейшее издевательство

Шпоры были, свою я готовила очень долго и спрятала в пришитый карманчик на лифчике. Но он оказался не по размеру. Самой шпорой я не воспользовалась, но была очень близка к провалу. Шпора вылезла из кармана и предательски поползла сначала вниз под футболкой, а потом и по штанам, когда я начала сдавать работу. 

Что касательно организации, то все было на нижайшем уровне. Организаторы по пять минут несли бланки, хотя время идет на секунды. Мне не разрешали пронести салфетки, несмотря на явную аллергию и насморк. И как вишенка на торте — туалеты. В одной кабинке дверь отсутствовала напрочь, в других не закрывалась, даже если сильно на себя потянуть. Когда я пожаловалась на отсутствие личного пространства, то получила фееричный ответ, что «личное пространство будет дома, а здесь школа». И чего это дети такие агрессивные вырастают, да? 

В целом хочу сказать, что ЕГЭ — не самый приятный экспириенс, 0 из 10. Даже не кормят. (Екатерина Шляхтина)

— Советую, не терять время во время экзамена и сразу начинать читать КИМ, а не слушать инструктаж. Многие девочки, которые сдавали со мной, потеряли много времени, две не успели переписать из черновика в бланк. Времени все-таки катастрофично мало.

Признаюсь честно, во время экзамена я выходила посмотреть шпору, помогла немного, но пришлось устроить спектакль типа мне плохо. 

Но вообще, я расстроилась, когда увидела КИМ. У меня был Чехов «Человек в футляре» и стихотворение которое я первый раз видела. Но я решила не сидеть и не думать, а лучше все-таки писать. Могло бы быть проще, но могло бы и сложнее. ЕГЭ — это одно из жизненных испытаний, которое по силам каждому. (Екатерина Соловьева).

— Экзамен по литературе мне показался не очень сложным. Задания были вполне решаемыми, но формулировка отличалась от типичной. Удивило задание на сопоставление стихотворений — я разобрал более 100 тем с сайта ФИПИ, но попалась тема «славы», которую никогда не встречал.

У меня в первой части был роман «Отцы и дети», нужно было привести произведения, в которых изображен конфликт отцов и детей. Во второй — стихотворение В.Н Соколова «Я славы не искал, зачем огласка?» и тема славы для сопоставления. В третьей части я выбрал сочинение «Тема семьи в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»». Также были темы на выбор по творчеству Есенина, а также про жизнь Пьера Безухова.

Вроде никто не списывал, но некоторые подозрительно часто выходили в туалет. 

Я советую всем и каждому начать подготовку как можно раньше. Не ленитесь, прочитайте произведения и закупитесь сборниками с теорией. Учите стихи и цитаты заранее — это вам очень поможет. (Давид Аракелян).