Как подготовиться к экзамену по технической механике

Как подготовиться к экзамену по технической механике

Предисловие

Механика - одна из фундаментальных технических дисциплин, курс данной дисциплины включает теоретическую часть, излагаемую на лекциях, а затем доведение полученных студентами на лекциях знаний до умения пользоваться полученными знаниями на практике. Этой цели служат практические занятия. Это основная схема изучения курса.

Для приобретения студентами навыков самостоятельной работы с литературой некоторые вопросы преподаватель вправе давать для самостоятельной проработки с последующим включением их в контрольные мероприятия различного уровня (контрольные работы, коллоквиумы, зачеты, экзамены). Этой же цели, но дополненной формированием умения самостоятельно на практике применять полученные знания, служит выполнение студентами расчетно-графических работ.

При изучении механики, как, впрочем, любой дисциплины, необходима регулярная работа студента, т.к. выпадение даже незначительного, на первый взгляд, звена знаний ведет к значительному, а порой к полному непониманию последующего материала. К этому надо добавить, что изложение теоретического материала ведется лектором часто не так, и не в том порядке, как это сделано в основном, рекомендованном студентам учебнике, авторы которого не связаны временем, отпущенным на изложение курса. Поэтому самостоятельная работа студента с учебником, безусловно, способна восполнить пробелы в знаниях, образовавшихся у студента при пропуске лекции или ее непонимание вследствие ранее утраченного звена знаний, но акценты, которые расставляет преподаватель на лекции при личном общении со студентами, остаются ‘’за кадром’’.

Таким образом, первая (основная) рекомендация - регулярность занятий. Вторая - не стесняться задавать вопросы преподавателю и своим товарищам. Надо твердо усвоить - в период обучения (за исключением контрольных мероприятий) глупых вопросов не бывает.

Цели и задачи дисциплины

Механика - фундаментальная дисциплина, на материале которой базируются такие важные для общего инженерного образования дисциплины, как ‘’Сопротивление материалов’’, ’’Теория механизмов и машин’’, ’’Детали машин’’, ’’Гидрогазодинамика’’, а также большое число специальных инженерных дисциплин, посвященных расчету на прочность аппаратов, трубопроводов, зданий. Изучение механики дает тот минимум фундаментальных знаний, на базе которого будущий специалист сможет самостоятельно овладеть всем новым, с чем ему предстоит столкнуться в ходе дальнейшего научно-технического прогресса. И наконец, изучение данного курса способствует расширению научного и инженерного кругозора, а также повышению общей культуры будущего специалиста, развитию его мышления.

В итоге изучения механики студент должен:

  • знать основные понятия и законы механики и вытекающие из этих законов методы изучения равновесия; движение материальной точки, твёрдого тела и механической системы ( в объёме данной программы), понимать те методы механики, которые рассматриваются в данном курсе;
  • уметь прилагать полученные знания к решению соответствующих задач механики;
  • иметь навыки самостоятельной работы с литературой.

Содержание дисциплины

Курс 2, семестр 3

Раздел 1. Статика

Тема 1.1. Введение в механику. Аксиомы статики. Система сходящихся сил.

Лекции №№1,2 - 4 часа.

Лекция №1. Механика и ее место среди естественных и технических наук . Механико-теоретическая база ряда областей современной техники. Объективный характер законов механики. Роль и значение аксиом и абстракции в механике .Основные понятия и аксиомы статики. Связи и реакции связей. Геометрическое определение равнодействующей системы сходящихся сил и условие равновесия. Теорема о трех силах.

Лекция №2. Проекция силы на ось и на плоскость. Аналитическое определение равнодействующей системы сходящихся сил. Уравнения равновесия системы сходящихся сил. Понятие о форме определение усилий в стержнях плоской фермы методом вырезания узлов.

Практическое занятие 1.1 Равновесие системы сходящихся сил.
Цель: выработка умения решать векторные уравнения, определять усилия в стержнях фермы и реакции опор различными способами.

Тема 1.2 Плоская произвольная система сил.

Лекции №№ 3, 4, 5 - 10 часов.

Лекция №3. Моменты сил относительно центра и оси. Зависимость между ними. Аналитические выражения моментов относительно центра и осей, проходящих через центр. Параллельные силы и их сложение. Пара сил и ее момент. Теоремы о парах сил; об эквивалентности пар сил на плоскости и в пространстве, о сложении пар сил. Условие равновесия пар сил.

Лекция №4. Приведение силы к заданному центру (метод Пуансо). Приведение произвольной пространственной системы сил к заданному центру. Главный вектор, главный момент системы сил.

Лекция №5. Система сил, произвольно расположенных на плоскости, ее главный вектор и момент. Случаи приведения плоской системы сил к паре и равнодействующей. Равновесие плоской системы сил. Условия и уравнения равновесия, виды системы параллельных сил.

Практическое занятие 1.2 - 4 часа. Равновесие сил, произвольно расположенных на плоскости. Равновесие сил, приложенных к системе тел, устойчивость при опрокидывании.
Цель: выработка умения составлять и решать уравнения равновесия в случае действия произвольной плоской системы сил.

Контрольная работа №1 на тему: Определение реакций опор балок.

Выдача РГР N1 "Определение реакций опор твердого тела – задания С-1, С-3"
Литература: сборник заданий для курсовых работ под редакцией А.А. Яблонского (в дальнейшем ‘’Сборник заданий’’) и другая литература.

Тема 1.3 Произвольная пространственная система сил

Лекция №6. 2 часа. Произвольная система сил в пространстве. Условия и уравнения равновесия произвольной пространственной системы сил. Равновесие тел с одной и двумя закрепленными точками. Случаи приведения произвольной пространственной системы сил к простейшему виду; к равнодействующей, паре сил, двум скрещивающимся силам и динаме. Теорема Вариньона о моменте равнодействующей.

Практическое занятие 1.3 - 4 часа. Условия и уравнения равновесия произвольной системы сил в пространстве.
Цель: выработка умения составлять и решать уравнения равновесия в случае действия произвольной пространственной системы сил.

РГР№1 "задание №3 – определение реакций опор твердого тела".

Тема 1.4 Центр тяжести тел

Лекции №7. 2 часа. Сложение параллельных сил с использованием метода последовательного сложения. Центр параллельных сил. Радиус -вектор и координаты центра параллельных сил. Центр тяжести тела и определение его координат.

Практические занятия 1.4 - 2 часа.
Определение положения центра тяжести различных тел.

Раздел 2 Кинематика

Тема 2.1 Кинематика точки.

Лекция №1. 2 часа. Векторный способ задания движения точки. Траектория точки. Вектор скорости и вектор ускорения точки. Координатный способ задания движения точки в декартовых прямоугольных координатах; определение траектории, скорости и ускорения точки при этом способе задания движения. Естественный способ задания движения точки. Естественные оси. Алгебраическая величина скорости. Касательное и нормальное ускорения точки.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 2.1. Определение скорости и ускорения точки при координатном и естественном способах задания её движения.
Выдача РГР N2 – задание К-1 "Определение скорости и ускорения точки по уравнения ее движения". 2 часа.
Основные задачи: 10.4, 10.12, 11.12, 12.9, 12.9, 12.11, Л-3; тип К-1 (Л-4).
Основные задачи и методические указания: Решить задачу К-1 (Л-4), подготовиться к её защите.

Тема 2.2 Простейшие движения твёрдого тела - 4 часа.

Лекции №№ 2, 3. Поступательное движение твёрдого тела; теорема о траекториях, скоростях и ускорениях точек тела при этом движении. Вращение твёрдого тела вокруг неподвижной оси. Уравнение вращательного движения. Угловая скорость и угловое ускорение тела. Скорости и ускорения точек вращающегося тела. Примеры. Векторы угловой скорости и углового ускорения тела. Векторные выражения скорости точки вращающегося тела (формула Эйлера), её вращательного и осестремительного ускорений.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 2.2. Определение вращательной скорости , вращательного и осестремительного ускорений точек твердого тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.
Основные задачи: тип К-2 (Л-4).

Лекции № 4, 5, 6. Плоское движение твердого тела. Свойства плоского движения. Разложение движения плоской фигуры на поступательное и вращательное; независимость угловой скорости фигуры от выбора полюса. Уравнения плоского движения. Теорема о скоростях точек плоской фигуры. Примеры. Теорема о проекциях скоростей двух точек фигуры. Примеры. Мгновенный центр скоростей и определение с его помощью скоростей точек плоской фигуры. Основные способы определения положения мгновенного центра скоростей. Теорема об ускорениях точек плоской фигуры. Мгновенный центр ускорений. Кинематический анализ плоского механизма.

Практические занятия - 4 часа.

Занятие 2.3. Определение скоростей и ускорений точек тела, совершающих плоское движение.
Основные задачи: 16.11, 16.15, 1.16, 18.22, 18.23, (Л-3), тип К-3(Л-4). Выдача РГРN2 / задание К-3 - Кинематический анализ плоского механизма/

Занятие 2.4. Кинематический анализ плоских механизмов. 2 часа.
Основные задачи: тип К-3 (Л-4). 1 час.

Контрольная работа №2 на тему: Определение скоростей и ускорений точек тела при плоском движении.
Основные задачи и методические указания:

  1. Для подготовки к контрольной работе решить задачи: 16.31, 16.38,18.11, 18.28.
  2. Решить задачу К-3 (Л-4), подготовиться к защите работы.
Тема 1.4. Сложное движение точки.

Лекция №7. Абсолютное и относительное движения точки, переносное движение. Теорема о сложении скоростей. Теорема о сложении ускорений (Теорема Кориолиса). Ускорение Кориолиса, причины его явления.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 2.5. Определение абсолютной скорости и абсолютного ускорения точки.
Основные задачи: 22.9, 22.14. 23.1, 23.2, 23.13, 23.29, (л-3).
Выдача РГР N2 (задание К-7 - Сложное движение точки).
Решить задачу К-7 (Л-4), подготовиться к её защите.

Раздел 3. Динамика

Тема 3.1. Введение в динамику.

Лекция № 8. Предмет динамики. Основные понятия. Законы Галилея - Ньютона. Связи и реакции связей. Классификация связей.

Тема 3.2. Дифференциальные уравнения движения точки. Две задачи динамики точки.

Лекции № 9, 10. Дифференциальные уравнения движения свободной и несвободной материальной точки в декартовых координатах. Решение первой задачи динамики для материальной точки. Решение второй задачи динамики, интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки в простейших случаях. Постоянные интегрирования и их определение по начальным условиям.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 3.1. Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки.
Основные задачи: 27.3, 27.4, 27.16, 27.42, (Л-3), тип Д-1 (Л-4).
Выдача РГР N3 (задание Д-1).
Решить задачу Д-1 (Л-4), подготовиться к её защите.

Тема 3.3. Колебательное движение точки - 4 часа.

Лекция № 11, 12. Свободные прямолинейные колебания материальной точки. Свободные затухающие колебания точки при сопротивлении, пропорциональном скорости. Вынужденные колебания точки при гармонической возмущающей силе и сопротивлении, пропорциональном скорости. Резонанс. Динамика относительного движения точки.

Выдача РГР№4 (задание Д-4)

Тема 3.4. Введение в динамику механической системы.

Лекции №№ 13, 14, 15. Механическая система. Момент силы относительно точки и оси. Понятие о паре сил; момент пары. Условие эквивалентности пар сил. Сложение пар. Приведение системы сил к заданному центру. Главный вектор и главный момент системы сил. Классификация сил, действующих на систему Осевые моменты инерции. Радиус инерции. Моменты инерции относительно параллельных осей. Моменты инерции простейших тел. Дифференциальные уравнения движения механической системы.

Тема 3.5. Теорема о движении центра масс механической системы - 2 часа.

Лекция №№ 16, 17. Теорема о движении центра масс системы. Закон сохранения движения центра масс. Дифференциальные уравнения поступательного движения твёрдого тела. Примеры.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 3.2. Теорема о движении центра масс механической системы. 2 часа.
Основные задачи: 35.17, 3.19, 35.20, 35.21, (Л-3).

Тема 3.6. Теорема об изменении количества движения- 2 часа.

Лекция №18. Количество движения материальной точки и механической системы. Элементарный импульс силы и импульс силы за конечный промежуток времени. Теорема об изменении количества движения механической системы. Закон сохранения количества движения.

Тема 3.7. Теорема об изменении кинетического момента механической системы. 2 часа.

Лекция № 19, 20. Момент количества движения материальной точки относительно центра и оси. Кинетический момент механической системы относительно центра и оси. Теорема об изменении момента количества движения материальной точки. Теорема об изменении кинетического момента механической системы. Закон сохранения кинетического момента.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 3.3. Теорема об изменении количества движения и теорема об изменении кинетического момента механической системы. 2 часа.
Основные задачи: 28.5, 28.6, 36.7. 36.8, 37.50, 37.51, 37.52, (Л-3)

Тема 3.8. Дифференциальные уравнения вращательного и плоского движений твёрдого тела. 2 часа.

Лекция №№ 21, 22. Кинетический момент твёрдого тела, вращающегося вокруг неподвижной оси. Дифференциальное уравнение вращения твёрдого тела вокруг неподвижной оси. Дифференциальные уравнения плоского движения твёрдого тела. Примеры.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 3.4. Дифференциальное уравнение вращения твёрдого тела вокруг неподвижной оси. 2 часа.
Основные задачи: 37.4, 37.5, 37.7, 37.8, (Л-3).

Тема 3.9. Теорема об изменении кинетической энергии. 4 часа.

Лекции №№ 23, 24, 25. Работа постоянной силы на прямолинейном перемещении. Элементарная работа силы. Работа переменной силы на криволинейном перемещении. Работа силы тяжести, силы упругости, силы тяготения. Работа внутренних сил, приложенных к твёрдому телу. Работа внешних сил, приложенных к твёрдому телу, при поступательном и вращательном движениях. Мощность силы. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии механической системы. Определение кинетической энергии твёрдого тела при поступательном, вращательном и плоском движениях.

Практические занятия - 4 часа.

Занятие 3.5. Теорема об изменении кинетической энергии механической системы. 2 часа.
Основные задачи: тип Д-10 (Л-4).
Выдача РГР N5 (задания Д-10, Д-19).

Занятие 3.6. Теорема об изменении кинетической энергии механической системы. 2 часа.
Основные задачи: тип Д-10 (Л-4). 1 час.

Контрольная работа №3. 1 час.

  1. Для подготовки к контрольной работе решить задачи: 38.24, 38.27, 38.42, 38.44, (л-3).
  2. Решить задание Д-10 (Л-4), подготовиться к защите работы.

Раздел 4. Аналитическая механика.

Тема 4.1. Потенциальное силовое поле.

Лекция №26. 2 часа. Силовое поле .Потенциальное силовое поле . свойства потенциального силового поля . потенциальная энергия. Критерий потенциальности силового поля. Примеры потенциальных силовых полей. Закон сохранения механической энергии.

Тема 4.2. Метод кинетостатики.

Лекции №№ 27, 28. Метод кинетостатики материальной точки. Метод кинетостатики механической системы. Приведение сил инерции точек твердого тела к простейшему виду.

Практическое занятие - 2 часа.

Занятие 4.1. Метод кинетостатики.
Основные задачи: 41.12,41.16,41.17(Л-3), тип Д-19(Л-4).
Выдача РГР №7

Тема 4.3. принцип возможных перемещений.

Лекция №29. Возможные перемещения. Идеальные связи. Принцип возможных перемещений. Примеры.

Практические занятия - 2 часа.

Занятие 4.2. принцип возможных перемещений.
Основные задачи: 46.1, 46.3, 46.11 (Л-3), тип Д-13(Л-4).

Тема 4.4. Общее уравнение динамики. 4 часа.

Лекции №№ 30, 31. Общее уравнение динамики. Обобщенные координаты и число степеней свободы механической системы. Обобщенные силы. Вычисление обобщенных сил. Выражение обобщенных сил через проекции сил на оси декартовой системы координат. Общее уравнение динамики в обобщенных силах. Условия равновесия сил.

Практические занятия - 2 часа.

Занятие 4.3. Общее уравнение динамики.
Основные задачи: 47.11, 47.15, 47.17(Л-3), тип Д-19(Л-4).
Выдача РГР №8.

Тема 4.5. Устойчивость состояния покоя консервативной механической системы с одной степенью свободы.

Лекция №32. Устойчивое, неустойчивое, безразличное состояние покоя. Теорема Лагранжа-Дирихле. Исследование устойчивости состояния покоя метронома.

Тема 24.6. Уравнение Лагранжа II рода.

Лекции №№ 33, 34. Вывод дифференциальных уравнений движения механической системы в обобщенных координатах (уравнений Лагранжа II рода). Исследование малых свободных колебаний консервативной механической системы с одной степенью свободы около положения устойчивого равновесия.

Практические занятия. 6 часов.

Занятие 4.4. Уравнение Лагранжа II рода.
Основные задачи: 47.6, 47.9 (Л-3),тип Д-19(Л-4).

Занятия 4.5, 4.6. Исследование малых свободных колебаний консервативной механической системы с одной степенью свободы около положения устойчивого равновесия.
Основные задачи: тип Д-23 (Л-4).

Самостоятельная работа студентов

№№ пп Тема № уч.нед. Кол. Час.
3 семестр
1 1.2 Плоская произвольная система сил 5 8
2 1.3 Произвольная пространственная система сил 7 8
3 2.1 Введение в кинематику. Кинематика точки. 10 6
4 2.3 Плоское движение твердого тела. 13 8
5 2.4 Сложное движение точки 17 8
4 семестр
6 3.1 Введение в динамику. Динамика точки. 1 6
7 3.2 Динамика относительного движения 3 8
8 3.5 Работа и энергия 11 10
9 3.8 Элементы аналитической механики 14 8
10 3.9 Малые колебания механической системы 17 8

Учебная литература

Список основной литературы

  1. Яблонский А.А., Никифоров В.М. Курс теоретической механики. ч.1.-М.: Высшая школа, 1984.-344 с.
  2. Яблонский А.А. Курс теоретической механики. ч. 2-М: Высшая школа, 1986,-532 с.
  3. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. -М.: Наука, 1986.-447 с.
  4. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике. (Под редакцией А.А.Яблонского.-М.: Высшая школа, 1985.-367 с.

Список дополнительной литературы

  1. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. -М.: Наука, 1986.-470 с.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры механики (______________протокол N____).

Заведующий кафедрой механики, проф. Куклев Е.А.

Рабочую программу составил проф. Арет В.А.

Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО Госкомвузом РФ.

Список рекомендованной литературы

Основная литература

  1. Яблонский А.А., Никифоров В.М. Курс теоретической механики. ч.1.-М.: Высшая школа, 1984.-344 с.
  2. Яблонский А.А. Курс теоретической механики. ч. 2-М: Высшая школа, 1986,-532 с.
  3. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. -М.: Наука, 1986.-447 с.
  4. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике. (Под редакцией А.А.Яблонского.-М.: Высшая школа, 1985.-367 с.

Дополнительная литература

  1. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. -М.: Наука, 1986.-470 с.
  2. Попов М.В. Механика. -М.: Наука, 1986.-335 с.
  3. Шишков Ю.С. Прикладная механика.-СПб.:ОЛАГА,1993.-14 с.
  4. Бегун П.И., Кормилицын О.П. Прикладная механика. - СПб.: Политехник, 1995.- 320 с.
  5. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. - Изд.7.М.: Наука, 1974 .- 535 с.
  6. Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1974.- 655 с.
  7. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин.- М.: Машиностроение, 1979 .- 702 с.
  8. www.open-mechanics.com

Перечень практических работ

  1. Равновесие плоской системы сил.
  2. Равновесие плоской системы тел.
  3. Равновесие пространственной системы сил.
  4. Кинематика точки.
  5. Кинематический анализ многозвенного механизма.
  6. Сложное движение точки.
  7. Динамика материальной точки.
  8. Применение теоремы об изменении кинетической энергии к изучению движения механической системы.
  9. Принцип Даламбера.
  10. Применение общего уравнения динамики к исследованию движения механической системы с одной степенью свободы.
  11. Сжатие и растяжение.
  12. Изгиб.

Вопросы к зачету и экзамену

Статика

  1. Вектор силы и распределенная нагрузка.
  2. Аксиомы статики.
  3. Аксиома связи.
  4. Условие равновесия сходящейся системы сил.
  5. Теорема о трех силах.
  6. Статически неопределимые системы.
  7. Лемма параллельного переноса силы.
  8. Приведение системы сил к заданному центру.
  9. Условия равновесия произвольной плоской системы сил.
  10. Методика решения задач статики.
  11. Момент силы относительно точки и относительно оси.
  12. Теорема Вариньона.
  13. Методика вычисления момента силы относительно оси.
  14. Условия равновесия пространственной системы сил.
  15. Пара сил и ее момент.
  16. Эквивалентность пар и сложение пар.
  17. Центр системы параллельных сил. Центр тяжести.
  18. Приемы определения центра тяжести.
  19. Случаи приведения системы сил к простейшему виду.
  20. Трение скольжения и явление самоторможения.
  21. Задача Эйлера, трение качения и верчения.

Кинематика

  1. Способы задания движения точки.
  2. Связи между способами задания движения точки.
  3. Вектор скорости и скорость при координатном способе задания движения.
  4. Скорость при естественном способе задания движения.
  5. Вектор ускорения и ускорение при координатном способе задания движения.
  6. Ускорение точки при естественном способе задания движения точки.
  7. Классификация движения точки по ускорению.
  8. Кинематика поступательного движения твердого тела.
  9. Уравнение вращательного движения. Угловая скорость и угловое ускорение.
  10. Скорости точек тела при вращательном движении.
  11. Ускорения точек тела при вращательном движении.
  12. Ускорение движения тела при плоско параллельном движении.
  13. Теорема о сложении скоростей при плоско параллельном движении.
  14. План скоростей.
  15. Мгновенный центр скоростей.
  16. Теорема о сложении ускорений при плоском движении.
  17. Мгновенный центр ускорений.
  18. Теорема о сложении скоростей при сложном движении точки.
  19. Теорема о сложении ускорений (теорема Кориолиса).
  20. Уравнение сферического движения.
  21. Скорости и ускорения точек тела при сферическом движении.
  22. Проекции угловой скорости при сферическом движении на неподвижные оси.
  23. Аналитический расчет скоростей и ускорений точек тела при сферическом движении.
  24. Уравнение произвольного движения твердого тела.
  25. Скорость и ускорение точек тела при произвольном движении.
  26. Сложные движения твердых тел.
  27. Аналогии между статикой и кинематикой.

Динамика

  1. Введение в динамику. Основные термины, законы.
  2. Задачи динамики материальной точки.
  3. Колебания материальной точки.
  4. Динамика относительного движения материальной точки.
  5. Механическая система. Классификация сил. Свойства внутренних сил.
  6. Дифференциальные уравнения движения механической системы.
  7. Центр масс системы материальных точек и его координаты.
  8. Теорема о движении центра масс механической системы.
  9. Количество движения материальной точки и количество движения механической системы.
  10. Теорема об изменении количества движения точки.
  11. Импульс силы и его проекции на координатные оси.
  12. Теорема об изменении количества движения механической системы.
  13. Момент количества движения точки относительно центра и оси.
  14. Теорема об изменении момента количества движения точки.
  15. Кинетический момент механической системы относительно центра и оси.
  16. Теорема об изменении кинетического момента механической системы.
  17. Моменты инерции твердого тела . Радиус инерции.
  18. Теорема о моментах инерции твердого тела относительно параллельных осей.
  19. Вычисление момента инерции твердого тела относительно любой оси.
  20. Дифференциальные уравнения поступательного, вращательного и плоского движения твердого тела.
  21. Теорема об изменении кинетической энергии точки. Работа различных сил.
  22. Теорема об изменении кинетической энергии механической системы.
  23. Метод кинетостатики для материальной точки.
  24. Метод кинетостатики для механической системы . Приведение сил инерции точек твердого тела к простейшему виду.
  25. Обобщенные координаты и число степеней свободы системы Связи и их классификация.
  26. Возможные перемещения механической системы. Идеальные связи.
  27. Принцип возможных перемещений.
  28. Общее урaвнение динамики.
  29. Обобщенные силы . Вычисление обобщенных сил.
  30. Общее уравнение динамики в обобщенных силах.
  31. Уравнение Лагранжа II рода.
  32. Cиловое поле.
  33. Понятие об устойчивости состояния покоя механической системы с одной степенью свободы.
  34. Малые свободные колебания консервативной механической системы с одной степенью свободы.

Рассмотрены на заседании кафедры № 6, протокол №_____ от ____сентября 2006 г.

Заведующий кафедрой № 6, д.т.н., профессор Е.А.Куклев.

Что такое сопромат

Что такое сопромат

Сопромат – это сокращение от названия предмета «сопротивление материалов». Если говорить простыми словами, то сопромат – это соединение знаний по механике, высшей математике, физике и теории механики. Нужен сопромат для того, чтобы правильно распределить нагрузку на конструкцию, чтобы она не развалилась через пару дней от ветра, внутренней силы растяжения и тяжести материала. А теперь предоставим определение сопромата для ответа на экзамене. (постараемся объяснить попроще).

Этот предмет изучает устойчивость разных предметов, сооружений и конструкций. Необходимо понимать, что такие сложные сооружение, например, как мост, высотка, да и любые инженерные конструкции, не могут быть созданы от балды. Необходимо проводить серьезные расчеты и делать чертежи, чтобы выяснить надежность конструкции. Ее можно определить через вычисление трех факторов: жесткость, прочность и устойчивость.

Прочность – это вычисление, какую нагрузку сможет выдержать сооружение за определенный период. К примеру, чтобы стержень долгое время оставался прочным, его растягивающая сила не должна превышать определенного значения. Если она станет больше, то начнется процесс разрушения.

Жесткость – это способность конструкции по воздействием внешних нагрузок деформироваться на небольшом уровне. Их величина не должна превышать определенных значений, которые были установлены для конкретного сооружения.

Допустим, что прогиб балки будет меньше, либо равен установленному значению. Это значит, что балка будет жесткой. Однако если же прогиб окажется больше указанной величины, то условие жесткости не будет выполняться.

Устойчивость – это способность сооружения сохранять начальную форму упругого равновесия. Если нагрузки будут малыми, то система останется устойчивой. После спада нагрузки элементы приобретут прежнюю форму. Если же нагрузки будут превышать выявленное критическое значение, то элемент получит необратимую деформацию и не сможет вернуть прежнюю форму.

Чтобы конструкция была надежной в эксплуатации, необходимо ей придать рациональную форму, чтобы элементы могли отвечать всем трем факторам. Также важно, из какого материала будет сделано сооружение. Для этого нужно знать свойства материалов. Обязательно нужно разобраться в размерах, которые зависят от величины и характера действующих сил.

Иногда студенты считают, чтобы добиться надежности сопротивления конструкции внешним нагрузкам, стоит только увеличить размеры элементов сооружения. На самом деле это может сработать.

сдать сопромат

Однако когда собственный вес имеет огромную силу, действующую на конструкцию, увеличение размеров элементов приведет только к ухудшению и снижению факторов жесткости и прочности.

Для движущихся деталей механизма и машин увеличение размеров приводит к соответственному увеличению нагрузки. Также оно приводит к лишнему расходу материалов, что значительно повышает стоимость изготовления, транспортировки, монтажа и всей затратности на сооружение в целом.

Поэтому дополнительные факторы для все механических конструкций и статичных сооружений – это легкость и дешевизна.

Наука сопротивление материалов как инженерная дисциплина и раздел механики рассматривает методы расчета производства машин и сооружений с учетом их прочности, жесткости и устойчивости.

Сдать сопромат ничего не зная практически невозможно. Мы подскажем некоторые допустимые способы сдать экзамен, однако надеемся на вашу разумность. Если вы собираетесь работать по специальности, то прямо сейчас начните готовиться к экзамену, выполнять работы самостоятельно и учить учебник и конспекты.

Кто должен сдавать сопромат

Кто должен сдавать сопромат

Сопромат – это обязательный предмет для физиков, инженеров, строителей, математиков, некоторых электриков и других студентов технических направлений. Все они должны уметь вычислять, какими параметрами должно обладать сооружение в заданных условиях в течение определенного времени, чтобы быть надежным на практике.

Студенты электронщики и программисты обычно не сдают сопромат. Но иногда вместо него добавляют предмет под названием «прикладная механика», что на практике показывает тот же сопромат. Также дисциплина может скрываться под названием «несущие конструкции и механизмы ЭВА», что представляет собой единое целое из сопромата, теормеха и ТММ.

Однако «чистый» и самый сложный сопромат достается студентам инженерам и строителям. Они несут огромную ответственность за жизни людей, поэтому мы не советуем сдавать сопромат ничего не зная.

Как сдают сопромат в университете

Получить допуск к экзамену и сдать сопромат в университете очень непросто. Сначала студенту нужно сдавать расчетно-проектировочные работы, а также сделать все лабораторные работы по материаловеденью. Если к концу семестра у студента не будет сдана какая-либо работа, то допуск к экзамену он не получит.

Студент, конечно, может заказать работу у старшекурсников или просто у знакомых или на сайте. Однако некоторые преподаватели требуют защиты проекта и лабораторной. Поэтому необходимо хотя бы понимать, что за вас решили и начертили, чтобы объяснить преподавателю.

Сопромат сдать преподавателю очень сложно. Он будет «атаковать» вас разными вопросами не только по билету, но и просто по предмету. Поэтому важно не показывать свой страх и неподготовленность.

Нельзя сказать, что сопромат проходит, как-то необычно. Единственное – это то, что студентам придется сдать примерно 4-5 задач с построением эпюр. Это может быть действительно сложно, однако это основная практическая часть для лучшего понимания сопромата.

Экзамен же проходит по тому же сценарию, что и всегда. Студенту нужно принести зачетку, взять билет и ответить на вопросы.

На самом деле сдать сопромат можно легко. Несмотря на то что в народном творчестве сохранилась поговорка «Сдал сопромат – можно женится», нельзя сказать, что это нереальный предмет. Однако то, что к нему нужно готовиться заранее – бесспорно.

Если вы хотите сдать, сопромат ничего не зная, то читайте дальше.

Как сдать сопромат ничего не зная

Как сдать сопромат

Сдать сопромат практически ничего не зная нереально. Однако если у вас есть время подготовиться до экзамена, то нужно постараться. Давайте рассмотрим несколько способов, как выучить ответы на вопросы за несколько дней.

  1. Посмотрите на все билеты. Отметьте галочкой те вопросы, которые вы знаете. Приступите к вычитке и нахождению неизвестных вам вопросов. Возможно, их будет большинство, но вам нужно найти в интернете и в учебнике хотя бы пару правильных строчек, чтобы дать общий ответ. Прочитайте хотя 1-2 раза полный отчет, и заучите 2 строчки.

Если вам попадется именно тот билет, который вы не учили, то вспомнив хотя бы 2 строчки, вы сможете развить мысль и вспомнить оставшуюся информацию.

Некоторые преподаватели готовы помочь студентам, которые начали говорить правильный ответ, но запнулись. Они начинают задавать наводящие вопросы, либо подбирать примеры для развития мысли.

  1. Прочитайте все конспекты, которые у вас есть. Посмотрите снова на свои чертежные работы, а также пробегитесь глазами по важным темам в учебнике. Вам нужно попытаться восстановить воспоминания, когда вы были на лекциях. Даже если вы спали, ваш мозг записывал информацию в подсознание. Теперь вам нужно выцепить все данные и привести их в сознание.

Попробуйте посмотреть краткий курс для вашей специальности в интернете. Встречаются такие ролики, которые простыми словами объясняют сложную и долгую дисциплину.

  1. Найдите готовые ответы в интернете или у старших курсов. Встречается такое, что студенты могут найти целый список ответов, выписанных в отдельную работу. (Может быть вы сами успеете составить такой список ответов). Вам нужно обязательно громко, четко и внятно прочитать все ответы 1 раз, а потом еще 2-3 раза пробежать глазами или проговаривая быстро, но вслух.

сдача экзамена сопромата

Эти техники помогут вам за пару-тройку дней подготовиться к самому сложному экзамену. Каждый раз, когда вы чувствуете, что запомнили ответ, помечайте его галочкой и больше не тратьте на него время. 

Также вам нужно запомнить правила поведения на самом экзамене.

  1. Когда вы только сели перед преподавателем, начните сразу выдавать ответ. Сначала прочитайте вопрос. А потом начните сразу же говорить ответ. Темп речи должен быстрый. Не смотрите на преподавателя и не отслеживайте его реакцию. Чем быстрее вы говорите, тем увереннее начинаете держаться.
  2. Используйте больше примеров. Если вы знаете минимум теории, то распространяйте то предложение, в котором уверены. Чем больше воды вы добавите в свой ответ, тем лучше. Вспомните свои работы по начерталке, возможно, в них содержится пример и ответ. Расскажите, как вы делали свою начертательную работу для лучшего раскрытия ответа.
  3. Не стоит молчать и погружаться в свои чертоги разума, когда экзаменатор спрашивает вас при ответе. Нужно быстро начать говорить что-либо. Пока вы начинаете раскачиваться «итак, какие бывают виды опоры. По учебнику такому-то говорится…, всего их насчитывается конкретно…», вы уже вспоминаете правильный ответ. Просто повторяйте за преподом его вопрос в утвердительной форме.
  4. Когда только преподаватель попытается задать дополнительный вопрос, постарайтесь быстро перебить его и начинать отвечать на тот вопрос, который вам «показался». После того, как вы потянете время, и преподаватель задаст вам похожий, но все-таки другой вопрос, вы уже будете готовы связать первый ответ с новым. Это действительно так работает.
  5. Не давайте преподавателю решать за вас вашу оценку. Например, вы хотите «4», а препод сказал, что только «3». Попросите задать его еще вопросы. И старайтесь выглядеть уверенно. Даже если вы уже спрашиваете пятый дополнительный вопрос. Как оспорить оценку на экзамене, прочитайте в нашей предыдущей статье.

Таким образом, следуя простым советам успешных троечников, которые всегда получали «отлично», вы сможете сдать сопромат ничего не зная. Но используйте их только если не собираетесь работать по специальности. Иначе незнание может привести в будущем к ужасным последствиям.

Чего делать не нужно при сдаче сопромата

Перед сдачей сопромата ни в коем случае не нужно делать следующего:

  1. Не спать ночью и зубрить. Поверьте, это не возымеет никакого успеха. В лучшем случае вы промямлите бессмыслицу на экзамене. А в худшем заснете прямо на экзамене. Такие случаи бывали на каждом факультете.

сдать экзамен по сопромату

  1. Не стоит приходить на экзамен рано и ждать целый час, когда придет преподаватель. От нервов у вас может пропасть память. Лучше поспите этот час дома, либо почитайте ответы в спокойной обстановке.
  2. Долго выбирать билет можно только в том случае, если листки просвечивают. В другом – вы сердите преподавателя, который понимает, что вы не учили.
  3. Если вопросы в билете не совпадают с теми, что даны были в списке, то попросите объяснений у преподавателя. Возможно, он дал вам билет, который решил ранее убрать. А может быть, это просто переформулированный знакомый вам вопрос.
  4. Если вы все-таки не получили хорошую оценку, то не стоит расстраиваться, закатывать скандалы и ругаться с преподавателем. Попробуйте просто пересдать сопромат в следующий раз. Для этого нужно будет лучше подготовиться и изучить дисциплину более тщательнее.

Таким образом, даже если вы не смогли сдать сопромат ничего не зная с первого раза, то со второго, или третьего, или… какого-нибудь раза у вас точно получится. Не забывайте, что сопромат – это один из тяжелых предметов, поэтому сдать его трудно для большинства студентов. Однако бывают случаи, когда можно получить автомат самому. Расскажем реальную историю в конце статьи.

Как научиться строить эпюры по сопромату

Научиться строить эпюры по сопромату очень сложно. К сожалению, изложить краткий курс сопромата в данной статье мы не можем. Однако можем посоветовать посмотреть видео на хостинге Youtube, где преподаватели, профессоры и просто студенты доступным языком объясняют, как правильно строить эпюры.

сдача сопромата

Также можно заказать готовые работы по вашим задачам у студентов выпускников-отличников, либо у старшекурсников. Обязательно просите доходчиво вам объяснить, как была выполнена работа, чтобы в будущем самостоятельно защитить начерталку перед преподавателем.

Сколько раз можно сдавать сопромат

Сопромат в университете можно сдать и с 10, и с 15, и 20 раза. Все зависит от вашего преподавателя. Есть такие педагоги, которые специально заставляют студента, который пропустил пару занятий, «отрабатывать» хождением на экзамены.

Действительно, сопромат – это очень важный предмет для будущих строителей, инженеров и механиков. Поэтому очень важно вовремя понять его. После этого придется доказать преподавателю, что вы точно все поняли и готовы работать по выбранной специальности.

Студенческий анекдот:

Преподавателя сопромата спрашивают, как у него проходит сдача экзамена

   Пр. – Я задаю студенту вопрос, студент не отвечает, я говорю: «Все ясно» - и ставлю «неуд».

   - А если студент ответит на вопрос?

   - Я снова задам ему вопрос, он не ответит, мне станет все ясно, и я поставлю ему «неуд».

   - Но если студент ответит и на второй вопрос?

   - Опять задам ему вопрос, он не ответит, мне станет «все ясно» и все-таки поставлю «неуд» в зачетку.

   - Но если и на третий, и на четвертый, и на пятый вопрос студент ответ?

   - Я буду задавать ему вопросы, пока мне не станет все ясно.

Как сдать сопромат – реальная история

Итак, один мой знакомый был круглым отличником и закончил университет с красным дипломом инженерный факультет, а затем и строительный. Для него сопромат был достаточно сложным предметом, как и для всех других студентов. Однако он смог получить экзамен автоматом, как и еще пара человек с его факультета.

Как у него это вышло? Он просто посещал все занятия, поднимал руку и отвечал на вопросы преподавателя. По крайней мере старался отвечать. Показывал, что он внимательно слушал препода.

А еще он вовремя сдавал начерталки, т.е. не в последний момент, а сразу. Но при этом к экзаменам готовился, как все. Выучил честно только 35 вопросов из 40. И какого же было его удивление, когда преподаватель назвал его фамилию и сказал «автоматом 5».

Таким образом, чудо случается, если его действительно заработать. Поэтому если вы еще не прошли весь курс сопромата, то рекомендуем начать готовиться к экзамену уже сейчас.

Когда применяют технический тест

Тест на технические способности используется для определения уровня интеллекта и общих когнитивных качеств при трудоустройстве на «офисные» должности, а также для оценки знаний при устройстве на производство, заводы, электростанции.

Для каждой профессии используются разные наборы заданий. Например, при устройстве электриком, оценка состоит, преимущественно, из заданий по электротехнике. Один из примеров технических задач вы можете видеть на изображении ниже.

тест на технические способности

Онлайн-Пример теста на техническую механику:

Для «офисных» должностей, например, менеджеров по продажам, технические задачи определяют общий уровень знаний и образования. Для менеджеров результаты таких испытаний не считаются определяющими при принятии решения о найме, однако именно из этих результатов складывается общий потенциал человека на новом рабочем месте и его способность к обучению.

Оценку кадров используют при устройстве на вакансии:

  • Менеджера;
  • Механика;
  • Плотника;
  • Сантехника;
  • Электротехника;
  • Диспетчера;
  • Инженера, технолога, специалиста.

Как происходит процесс тестирования

Подобные испытания относятся к категории дополнительных методик оценки персонала. Как правило, их предлагают пройти после первичного собеседования с работодателем. Иногда кандидату присылают ссылку и он решает задания из дома, а иногда – в присутствии работодателя, на собеседовании.

Результаты оценки используются для формирования общего оценочного профиля кандидата, по которому рекрутер принимает решение о найме.

Примеры технических тестов

Формат заданий, который используется при трудоустройстве, зависит от будущих трудовых обязанностей и разработчика. Оценочные испытания на механическую понятливость разрабатывают международные и российские консалтинговые компании, например, SHL и Talent q.

Для большинства офисных вакансий используют числовые и логические задачи в составе онлайн оценки способностей или потенциала.

Как правило, под технической оценкой понимают тест механической понятливости, оценивающий знание базовых физических принципов и законов.

К оценочным испытаниям относятся:

1

Механическое тестирование.

тесты по техническая механика

Суть заключается в решении заданий по физике, механике, оптике, гидравлике с умением правильно применять механические концепции. Они созданы для определения логических и умственных качеств человека. С их помощью определяют общее развитие когнитивных способностей и знаний «как устроен мир».

Пример теста на понимание механики:

2

Математическое (числовое) тестирование.

математический тест

Его главной целью считается определение способностей анализировать информацию. В стандартные типы вопросов входят: таблицы; графики; диаграммы. Их часто используют российские корпорации, сокращая потери времени на поиск подходящего сотрудника. Числовые тесты состоят из 15-30 заданий, на решение которых дается 15-20 минут. Их суть заключается в умении использовать базовые арифметические действия, работать с таблицами, рассчитывать дивиденды и акции.

Пример математического теста:

3

Логическое тестирование

технические тесты с ответами

Логические вопросы предназначены для определения уровня развития абстрактно-логического мышления человека. В заданиях используются ряды геометрических фигур, которые придется продолжить, определив логику ряда.

Пример логического теста:

Самый популярный Технический тест Беннета

Тест механической понятливости Беннета «ТМПБ» был разработан для определения уровня технического мышления человека и его способности разбираться в схемах устройств, навыках читать чертежи, решать задачи из области физики.

Эта методика используется как сама по себе, так и в составе различных опросников, например, MTS3 от SHL.

Помимо инженерных навыков, тест технических способностей Беннета определяет:

  • склад ума;
  • пространственное мышление;
  • знание общих законов физики (7 -11 класс или колледж)

В него входит 70 задач с рисунками, под каждым из которых даны возможные варианты ответов, причем только один правильный. На выполнение всех заданий дается 25 минут.

Результат считается по количеству верных ответов.

Сложность испытания в ограничении времени. За одну минуту испытуемому придется ответить на 2-3 вопроса, что нелегко, так как все вопросы придется решать в уме.

В ТМПБ оценивается знание базовых физических законов. Чаще всего встречаются задачи на:

  • определение направления вращения шестерней;
  • механика, системы блоков;
  • уровень жидкости в сообщающихся сосудах;
  • отражение света;
  • силу тяжести;
  • сопромат;
  • законы Ньютона, капиллярный эффект, законы сохранения импульса;
  • электромеханику, например, тесты для электриков по технической механике.

Как оценивается технический тест

Показатели уровня развития по техническому тесту
Уровень Количество верных ответов
Очень низкий
Низкий 23 — 30
Средний 31 — 37
Высокий 38 – 49
Очень высокий 50 – 70

Как подготовиться к техническому тесту

Чтобы получить должность, придется уделить время подготовке. Как правило, оценочное тестирование используется для отсева кандидатов, поэтому от его результатов зависит, получит ли человек шанс на трудоустройство или нет.

Для подготовки к механическому тестированию на работу используют онлайн тренажеры с аналогичными задачами, руководства и методические указания. Чем больше аналогичных заданий решит кандидат, тем больше у него шансов пройти дистанционное и очное тестирование.

Руководства по прохождению оценочных мероприятий позволяют выработать подходящую стратегию и использовать правильные методы решения задач, показав максимальный результат.

Тренировка снижает влияние таймера и стресса. Решая знакомые технические тесты, человек не нервничает, успевая гораздо больше.

Тренируясь на онлайн тренажерах, пользователю доступен личный кабинет с отслеживанием прогресса и сравнением результатов с другими пользователями того же возраста, пола и уровня должности. Это помогает найти слабые стороны и понять, насколько результативна тренировка.

Перед началом оценочных мероприятий рекомендуется воспользоваться возможностью пройти бесплатные демонстрационные задачи на портале работодателя. Это позволит познакомиться с форматом экзамена.

Выбор места

Чтобы запомнить материал к экзамену, 24 часов будет более чем достаточно. Однако если ученик неправильно распределит имеющиеся ресурсы, то рискует получить неудовлетворительную оценку во время теста или устного ответа. Одной из самых распространенных ошибок, совершаемых студентами, является учеба в неподходящем для этого месте. К примеру, некоторые из них делают это в помещении с работающим телевизором или компьютером, другие отдают предпочтение какому-нибудь кафе, где в любой момент кто-то может отвлечь от выполнения важного задания. Однако вот небольшой список мест, которые подойдут для учебы практически идеально:

Подготовка к экзаменам в библиотеке

  1. Библиотека — в ней не только тихо, но и можно отыскать практически любую необходимую теоретическую информацию, которая будет на экзамене. Кроме того, в таких местах часто собираются люди, для которых учеба не пустой звук, поэтому у них можно будет попросить помощи, если решить какую-то задачу не получается. Недостатком является тот факт, что большинство библиотек закрыты в ночное время суток, так что учить придется днем в течение 12 часов максимум.
  2. Изолированное от внешнего мира помещение. Речь идет не о личной комнате, где будет находиться телевизор, холодильник и прочие прелести современного мира, соблазняющие ученика отвлечься от учебы. Важно выбрать такую комнату, где никто не станет мешать студенту, но при этом там не будут находиться лишние предметы, за которыми можно будет устроить «перерыв».
  3. Квартира и дом. В большинстве случаев пригодным для учебы может также оказаться и собственный дом или квартира, однако прежде чем садиться за изучение предмета, придется не просто дать себе «железное» обещание, что перерывов не будет, но и исключить сам фактор соблазна. К примеру, следует убрать приставку с видеоиграми подальше в какой-нибудь ящик, а также выключить телевизор и отдать пульт родителям или соседу по квартире на пару десятков часов.

Что касается требований к помещению, то они должны быть самыми обычными: письменный стол, удобное кресло, хорошее освещение, звукоизоляция. Также необходимо в обязательном порядке выключить смартфон, дабы социальные сети и звонки друзей не отвлекали ученика от важного процесса. Как только подходящая обстановка будет создана, можно переходить к самому процессу обучения.

Эффективные методы изучения материала

Чтобы подготовиться к экзамену за 1 день, необходимо выбрать подходящую методику изучения материала, которая будет учитывать особенности предмета, а также индивидуальные предпочтения учащегося. К примеру:

Решить как можно больше задач

  • чтобы лучше разобраться в геометрии, потребуется решить как можно больше задач;
  • физика требует запоминания важных формул;
  • в математике придется научиться внимательно считать;
  • ну а для изучения анатомии достаточно будет обычной теории.

Поэтому прежде чем приступить к бездумному решению уравнений, которые вряд ли попадутся на тесте, необходимо для начала определиться с тем, какая методика обучения будет наиболее эффективной. Ведь сосредоточиться необходимо именно на том материале, что вызывает больше всего вопросов.

Просмотр конспектов

Если у ученика нет нужных записей, то это еще не значит, что подобный метод обучения следует сразу же отклонить. Ведь иногда достаточно просто попросить тетрадь у сокурсника или одноклассника и снять все необходимые ксерокопии всего за пару минут. Вот только просто прочитать конспект — идея не из лучших, поскольку таким образом материал вряд ли хорошо усвоится. Дабы знания остались в голове, необходимо воспользоваться следующими вариантами:

Пишет конспекты

  1. Создать к каждому разделу или теме краткое изложение на отдельном листе бумаги. Ведь около 70% прочитанной информации представляет собой «воду», которая и так была всем понятна. Так что важно выписать на листок те формулы и правила, что могут забыться. После этого останется лишь регулярно повторять их про себя или использовать для того, чтобы решить сложные математические задачи и уравнения.
  2. Просмотр каждого раздела по отдельности. Нет смысла читать всю тетрадь и пытаться запомнить материал. Лучше всего использовать записи для того, чтобы выделить некоторые непонятные моменты. К примеру, задача № 1 в тесте имеет связь с термодинамикой, а вторая — с квантовой физикой. Так что просматривать конспект следует вразброс, ища ответы на те вопросы, что являются наиболее непонятными.
  3. Составление краткого плана ответа. Если ученику предстоит подготовиться к устному экзамену, то нет решения для подготовки лучше, нежели составить план будущего ответа. Дело в том, что мозг человека лучше всего воспринимает информацию, которая поступает к нему визуально. Так что следует назвать каждый раздел или даже абзац простыми словами и записать их на листе бумаге. Во время пересказа план будет находиться в голове и поможет вспомнить тему.

Однако эти методики подойдут лишь в том случае, если у ученика есть возможность воспользоваться конспектом или составить записи самому. Для некоторых предметов такой подход является не самым лучшим. Поэтому стоит рассмотреть и другие методы усвоения материала.

Чтение вслух

Чтобы быстро выучить билет на экзамен, многие студенты предпочитают использовать одну интересную методику, которая основана на использовании сразу двух способов восприятия информации — слухового и зрительного. Для этого достаточно просто читать информацию вслух, дабы она лучше усваивалась. Ведь когда мозг не только видит перед собой буквы, но и слышит слова, то ученик начинает куда лучше вдумываться в текст, который написан.

Чтение книг

Также в эту же категорию стоит отнести и пересказ ранее выученной информации. Необходимо представить, как на столе находится экзаменационный билет по обществознанию или русскому языку, вытянуть его и мысленно начать рассказывать вслух тему, которая недавно была выучена. Однако необходимо это делать как можно четче, как будто происходит реальная сдача предмета. Ведь многие люди не могут сдать зачет только потому, что они боятся выражать свои мысли перед профессором или учителем.

Несколько интересных приемов

Многие студенты и учащиеся школ задаются вопросом о том, что делать вечером перед важным экзаменом. И такой тенденции есть рациональное объяснение. Ведь именно те действия, что ученик совершил накануне теста перед сном, влияют на то, насколько хорошо или плохо будет сдан предмет. Придется заставить себя совершить несколько действий, которые могут показаться не особенно интересными:

Переписывать самую важную информацию.

  1. Начать снова и снова переписывать самую важную информацию. При прочтении формулы несколько раз она вряд ли тут же запомнится и отложится в памяти. Студент может помнить о ней несколько часов, однако на экзамене она попросту вылетит из головы. Поэтому те моменты (правила, исключения, формулы, определения), что кажутся самыми сложными, следует начать записывать в тетрадь снова и снова накануне экзамена перед сном. В этом случае информация запомнится хорошо.
  2. Применение мнемонических приемов. Такие методики позволяют выучить за ночь большой материал. Достаточно будет просто сопоставить важную информацию с чем-нибудь, что хорошо запоминается. К примеру, чтобы не забыть стихотворение, можно читать его в ритме популярной современной песни. А любые аббревиатуры можно запомнить с помощью предметов: буква «о» похожа на бублик, «с» — на рогалик и так далее.
  3. Создание карточек. Многие учителя и профессора наук рекомендуют пользоваться этой методикой своим ученикам. Само собой, для большого объема информации придется начать готовить карточки за неделю, однако если остался всего день, то можно написать на них лишь главное. По карточкам будет куда проще изучать материал, ведь мозг будет запоминать информацию куда быстрее, если она не в книге, а на цветных и красивых картонках.

Вовсе не обязательно использовать сразу все эти методики. Достаточно будет подобрать для себя одну-две, которые подходят лучше всего. Ведь некоторые люди эффективнее всего работают с учебником, а другие отлично воспринимают информацию из конспектов или карточек.

Подготовка в зависимости от формата

Вряд ли кто-то из учеников скажет, что готовиться к тесту или экзамену легко. Однако упростить себе задачу можно, особенно если время сильно поджимает. Для этого придется учитывать тот формат, в котором будет проходить экзамен. Существует 4 распространенных варианта, каждый из которых подразумевает определенную методику изучения:

 Устные экзамены

  1. Устный ответ. Устные экзамены может быть крайне тяжело сдавать людям, которые медленно формулируют свои мысли. Именно поэтому самым подходящим вариантом будет чтение информации вслух, а также пересказ материала стоя перед зеркалом. Если есть какие-то моменты, которые требуют особого запоминания, то лучше всего записать их на карточках, которые можно хранить при себе до того момента, пока не предстоит зайти в аудиторию.
  2. Тестирование. Данный вариант сдачи является наиболее простым, но в то же время самым коварным из всех. Ведь многие ответы могут быть схожи между собой, а вопросы часто бывают поставлены каверзным образом. Чтобы подготовиться к тестированию, лучше всего решать как можно больше задач из демоверсии или прошлогодних вариантов. Однако необходимо обязательно разбирать все ошибки и делать соответствующие выводы.
  3. Сочинение или эссе. Такой вариант экзамена встречается в русском языке. Чтобы не завалить важный предмет, необходимо не только уметь грамотно выражать свои мысли, но и приводить аргументы из литературы или реальной жизни. Для этого необходимо обязательно прочитать несколько интересных примеров похожих сочинений в интернете или специальных учебниках.
  4. Решение задач и уравнений. Чтобы научиться правильно справляться с такими заданиями, потребуется воспитать в себе внимательность и запомнить все важные формулы и теоремы. Выписки из конспектов и практика будут незаменимыми помощниками в этом плане. А вот изучать длительное время теорию не лучшая из идей, поскольку на экзамене придется использовать лишь 20−30% информации, которая есть в учебнике.

Поэтому перед подготовкой к экзамену каждый ученик должен для начала определиться с тем, что его ждет. Исходя из этого, необходимо подобрать подходящую методику, а также составить план подготовки к тестированию или устному ответу.