Как подготовиться к экзамену по рисунку натюрморт самостоятельно

Как подготовиться к экзамену по рисунку натюрморт самостоятельно

Учимся рисовать с Сократом

Для тех, кто уже проработал изображение античных скульптурных портретов с наиболее обобщенными формами — Диадумена, Венеры, Дорифора — подходящим пособием станет гипсовая голова античного философа, которую мы обсуждаем сейчас. Портрет философа достаточно насыщен деталями, здесь четко прослеживаются анатомические особенности человеческого черепа, по которым определяют необходимые для верного построения всего изображения внутренние точки опоры.

Учащимся удобно наблюдать и анализировать общий объем головы и соотносить пропорции ее частей — лоб и затылок не скрыты за волосами, формы бороды симметричны и в достаточной мере обобщены. Хотя внешность философа сложно назвать привлекательной, черты его лица весьма необычные, запоминающиеся и одухотворенные. Их интересно рассматривать и рисовать, угадывая специфику анатомического строения головы, внимательно разглядывая нос и брови необычной формы, следуя за логикой сетки морщин.

Какие первоначальные навыки нужны для работы над рисунком головы?

Прежде чем приступать к рисунку гипсовой головы, необходимо пройти достаточно долгий и сложный путь — от изображения геометрических фигур, врезок, античных гипсовых капителей и розеток через разнообразные постановки и натюрморты к обрубовкам, рисункам черепа, экорше, отдельных частей лица.

Приступая к изучению рисунка головы, очень важно иметь четкое понимание конструктивных особенностей основных геометрических тел, принципов действия законов геометрической и воздушной перспективы, логику распределения света и тени в зависимости от особенностей источника освещения и конструктции изображаемого объекта. Кроме того, чтобы грамотно разместить гипсовую голову в формате потребуются знания и навыки в области композиции.

Как разместить модель головы и подготовиться к рисунку

Для удобства изучения рисунка гипсовой головы ученику следует располагаться на расстоянии не большем, чем три высоты модели. Размещать античную голову лучше так, чтобы ее глаза находились выше линии горизонта, т.е. выше уровня глаз рисующего, а освещение устанавливать спереди и сверху под углом 45 градусов.

Необходимо внимательно изучить голову со всех сторон, обращая внимание на строение и конструктивные особенности изображаемой формы и постараться предельно ясно представить, как будет выглядеть итоговый рисунок. Это поможет как при выборе способа размещения в формате, так и при дальнейшей работе над построением изображения.

Какой последовательности придерживаться при работе над головой

Изображение гипсовой головы предполагает длительную и многоэтапную работу, которую необходимо вести с соблюдением определенной методической последовательности, чтобы не потеряться в деталях. Если нарушить порядок работы над рисунком, велика вероятность неудачи, ведь в этом случае многие допущенные ошибки станут очевидными слишком поздно, а их исправление займет слишком много времени.

Важно помнить: недостаточно тщательно и достоверно перерисовать то, что находится непосредственно перед глазами — изображая человеческую голову нужно, в буквальном смысле слова, уметь видеть ее насквозь. Таким образом, без серьезного предварительного анализа конструктивных и анатомических особенностей и методически верного построения с применением внутренних опорных точек нарисовать голову правильно не получится.

Важнейший логический принцип, от которого нельзя отступать при работе над гипсовой головой, — продвижение от общего к частному, а затем от частного к общему.

Как выполнять построения

Не жалейте времени и усилий на построение общего объема, оценку пропорциональных соотношений частей головы и их точное размещение внутри основного объема — помните, что важность этой части для всего дальнейшего хода работы над рисунком сложно переоценить.

Начните с быстрых эскизов на небольшом вспомогательном листе бумаги или на полях основного рабочего листа. Ваша задача — показать предельно обобщенную массу, форму головы и ее основные пропорции, а также принять решение о том, как вы будете размещать голову в большом формате. На этом этапе ни в коем случае не следует углубляться в детали.

Затем необходимо внимательно присмотреться к гипсовой голове, чтобы найти ответы на вопрос о занимаемом ею пространственном положении, соотнести ширину с высотой и, слегка касаясь карандашом бумаги, легкими линиями нарисовать овал и шею. Далее определите и покажите на рисунке опорные вертикали и горизонтали, на которых будет построена вся последующая работа. К ним относятся оси головы и шеи, профильная линия, которая идет от середины лба до подбородка, линии глаз, рта, подбородка, волос.

Выполнение построений

Проработке профильной линии следует уделить особое внимание, так как она является главным ориентиром для последующей работы над головой. В соответствии с классическим каноном пропорций, который применен и в изображаемой античной модели, профильную линию необходимо разделить на три равные части.

Верно определить наклон головы можно, если мысленно провести прямую от переносицы до середины подбородка и сопоставить угол наклона профильной линии с воображаемой вертикалью. Для этих целей удобно пользоваться карандашом, взяв его в вытянутую руку вертикально и наведя на размещенную на расстоянии от вас натурную голову.

Теперь можно продолжить построение и приступать к формированию общего объема. Для этого необходимо показать расположение трех основных формирующих голову поверхностей — затылочной, лицевой и подбородочной. Очень важно не использовать слишком темные и резкие линии в рисунке, так как они затрудняют выявление ошибок.

Как определить пропорции и местоположение частей головы

В ходе выявления линейно-конструктивной основы головы очень важно не только точно и анатомически обоснованно разместить ее основные части в общем объеме, но и найти их верные пропорциональные соотношения. Для этого необходимо постоянно сравнивать части между собой и соотносить с общим объемом и формой, постоянно перепроверяя взятые в рисунке соотношения на натурной голове.

Время от времени необходимо отходить от мольберта метра на два — так можно одновременно видеть и изображение, и античную голову, заметить допущенные ошибки и вовремя их исправить.
Работа на этом этапе требует предельной концентрации внимания. Качественно исполненная линейно-конструктивная основа головы выразительна сама по себе, и на следующих этапах, при должной проработке деталей и тона, она превратится в убедительное и эстетически привлекательное изображение.

На текущем этапе работы над рисунком следует уделять как можно больше внимания анализу форм и их построению.

Конкретизация форм головы: продвигаемся от общего к частному

Теперь приходит время обратиться к подробностям и приступать к превращению намеченных ранее условных геометрических форм головы в реальные. Для этого, по-прежнему используя тонкие и легкие линии, без сильного нажима на бумагу последовательно уточняем формы носа, глаз, губ, прядей волос и локонов, а также внимательно и предельно точно показываем особенности их взаимного расположения и индивидуальные размеры. Величину и местоположение каждой детали следует соотносить с соседними элементами и с общим.

Конкретизация форм

При построении частей важно учитывать, что линии, которые ограничивают формы в пространстве, при тоновой проработке станут границами света, полутени и тени; те же линии, которые отделяют разные плоскости формы, будут служить границами тонких отношений в освещенной части.

Светотеневая проработка гипсовой головы

Важнейшая задача данного этапа состоит в том, чтобы выдержать взаимосвязь линии и тона – этого вопроса мы уже немного коснулись в конце предыдущего подраздела, когда обсуждали деталировку конкретных форм на голове.

Вначале следует проложить основные тени. Это поможет увидеть объем головы и отдельных ее частей, найти и обнаружить ошибки, которые могли ускользнуть от вашего внимания, во время работы над линейно-конструктивным рисунком.

Далее пора переходить к разработке основных тональных градаций на голове, прорабатывая свет, полутени, собственные и падающие тени. Тени важно не перетемнить: хотя они существенно темнее светлых участков, всегда необходимо помнить, что вы должны отобразить в рисунке белый гипс. Не нужно оставлять бумагу белой в местах рефлексов, поскольку они находятся в тени и всегда существенно темнее освещенных мест и бликов.

Особое внимание следует уделить проработке поверхностей, для которых характерны плавные тональные переходы — лба, щек и подбородка. Обычно они представляют значительную сложность для обучающихся. Рисуя глаз, важно помнить о его шаровидной форме — именно она обусловливает форму верхнего и нижнего века и слезника.

В ходе детальной моделировки гипсовых голов штрих необходимо наносить по форме и только в тех частях рисунка, где он действительно, необходим, где логически и композиционно он окажется уместным и будет способствовать выявлению объема. Будьте предельно внимательны и избегайте избыточного штрихования, не отвлекайтесь на менее значимые подробности – такие как щербины на модели – в ущерб качеству проработки формы и пластики носа, глаз, ушей и других важных деталей, а также участков, где одна форма перетекает в другую.

Ранее мы неоднократно подчеркивали важность последовательного ведения учебного рисунка, а сейчас пришло время упомянуть еще об одном значимом моменте при работе над античной, а впоследствии и живой, головой: не бойтесь возвращаться к предыдущим этапам, если заметили ошибки или неточности. Рисунки подобны живым организмам, которые изменяются и совершенствуются по мере развития.

Завершающий этап: от частного к общему

На завершающем этапе, необходимо проверить, что все части находятся на своем месте и верно подчинены целому, тоновое решение гипсового скульптурного портрета выполнено правильно, и отдельные детали не перетягивают на себя излишнее внимание, тем самым нарушая целостность изображения.

Завершающий этап

Постоянно сравнивая отдельные части рисунка и изображение в целом с моделью, определите наиболее темные и самые светлые места, сопоставьте их с полутонами, а полутона между собой. Проверьте детальность проработки переднего и заднего планов: передний следует проработать более детально, а контрасты, которые необходимы здесь, должны постепенно смягчаться к дальнему плану.