Как подготовиться к экзамену по русскому языку в техникуме

Как подготовиться к экзамену по русскому языку в техникуме

Что представляет из себя экзамен по русскому языку для иностранцев

Перед тем, как экзамен начнется, экзаменатор рассказывает тестируемым, как проводится тестирование, сообщает о правилах оформления контрольных листов и времени, отведенном на прохождение теста.

Экзамен состоит из 5 частей:

  • чтение;
  • аудио;
  • разговор;
  • письменная часть;
  • проверка лексического запаса и знания грамматических правил.

Важно! Во время прохождения тестирования нельзя использовать сотовые телефоны, ноутбуки, а также разговаривать с экзаменуемыми.

Для чего нужно тестирование

Сдавать экзамен по русскому языку нужно мигрантам, которые желают оформить:

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • постоянное место жительства;
  • патент на работу;
  • гражданский статус.

Проходить тестирование не нужно иностранцам, которые:

  • недееспособны;
  • не достигли совершеннолетнего возраста либо являются пенсионерами;
  • поступают в российский вуз, имеющий аккредитацию государства;
  • участвуют в госпрограмме «Соотечественники» либо являются родственниками участников программы «Соотечественники».

Где можно пройти подготовку

Фото 184Чтобы дать верные ответы на все вопросы теста и сдать экзамен с 1-й попытки, к тестированию нужно хорошо приготовиться. Это возможно осуществить как самостоятельно, так и при помощи преподавателей. Полный список вопросов к экзамену публикуется на веб-сайте тестового консорциума.

У всех учреждений, которые располагают аккредитацией на организацию тестирования, есть веб-порталы. На них иностранец может посмотреть образцы тестов, ознакомиться с правильными ответами.

На веб-сайтах в открытом доступе можно найти подготовительные материалы, которые не нужно оплачивать. Кроме того, мигранты могут проверить собственные познания, пройдя онлайновое тестирование.

Иностранным гражданам, которые желают перестраховаться и думают, что не смогут самостоятельно подготовиться, центры проведения экзамена предоставляют возможность прохождения курсов подготовки. Заплатив определенную сумму, мигрант может получить от преподавателей центра знания, необходимые для успешной сдачи экзамена.

Занятия включают в себя:

  1. Прослушивание и чтение небольших диалогов длительностью от одной до пяти минут.
  2. Приведение около восьми сотен русских слов, переведенных на иностранный язык. Это дает мигранту возможность запомнить слова наизусть и овладеть начальным уровнем русского языка.
  3. Анализ словосочетаний и предложений, выполнение упражнений.
  4. Проверочные работы.

На платную подготовку к тестированию желательно потратить хотя бы восемьдесят часов. Для самостоятельной подготовки рекомендуется использовать «Типовой тест по русскому языку как иностранному для приема в гражданство», изданный компанией «Златоуст».

При подготовке мигранту нужно читать инструкцию, которая приводится перед каждым упражнением. Это необходимо, так как на чтение инструкций во время реального тестирования может не хватить времени.

Что советуют эксперты

Эксперты приводят следующие рекомендации для иностранных граждан, желающих сдать экзамен по русскому языку:Фото 185

  1. Перед началом тестирования внимательно слушайте инструкцию экзаменатора.
  2. Вдумчивым образом читайте разъяснения к каждому субтесту.
  3. Если вам предоставили материал, который не соответствует проводимому экзамену либо напечатан некачественно (сложно прочитывать тексты упражнений), сразу же скажите про это тестирующему.
  4. Не мешайте остальным экзаменуемым, не формируйте провокационных ситуаций. Если вы нарушите дисциплину либо правила тестирования, результат экзамена окажется аннулирован.
  5. Если вы чего-то не понимаете либо сомневаетесь в собственных действиях, поднимите руку для привлечения внимания тестирующего.
  6. Если вы почувствовали себя нехорошо при тестировании, скажите об этом экзаменатору.
  7. Для успешной сдачи экзамена вам необходимо располагать базовыми навыками русской речи, уметь использовать предлоги и союзы, ориентироваться в простых жизненных ситуациях (разговор с продавцом, чтение табличек на дверях заведений).

Прохождение тестирования по русскому языку считается обязательным шагом для оформления РВП/ВНЖ/паспорта. Мигранты, которые уделяют время подготовке к тестированию, практически всегда успешно выполняют тесты и получают вожделенный сертификат.

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить.. 

Текст

Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. 
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. 
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. 
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска. 

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

  • труды по анатомии 

  • «лечебное питание» /морковка и рыбий жир/

  • военные медсёстры

  • гипсовая повязка

  • эфирный наркоз

  • атлас, по которому легко делать  операции на артерию

  • «чудесный доктор»

  • творил «чудеса»

  • не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

  • наставник

  • книги

  • современные студенты-медики

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.   

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

 поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Убедил в необходимости «лечебного питания».

Его называли «чудесным доктором»,  он творил «чудеса».

Его отличала не только  высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.   

Особое внимание в  пособии уделено  работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

  • алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

  • алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

  • интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

  • запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

  • любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

 Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

 Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

 - Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

 А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

 2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине. 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

для проведения промежуточной аттестации

Форма проведения оценочной процедуры

экзамен

1 КУРС

на всех специальностях СПО
базовой и углубленной подготовки

Часть 1

Ульяновск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………….

17

I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Основные показатели

оценки результата

УМЕНИЯ

У.1

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- составление устных и письменных высказываний и анализ с точки зрения языкового оформления;

- наблюдение над собственной речью: учет и классификация ошибок;

- анализ устных и письменных высказываний с точки зрения орфоэпических, лексических, грамматических норм, эффективности достижения коммуникативных задач.

У.2

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- обоснование выбора нормативных вариантов языковых единиц при выполнении упражнения;

- анализ специально подобранных текстов с точки зрения правильности, точности и уместности употребления лексических единиц.

У.3

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- формулирование языковых признаков, сферы использования и особенностей построения текстов разных стилей;

- различение текстов по из принадлежности к функциональным типам и стилям речи;

- создание текстов учебно-научого и публицистического стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

У.4

Использовать основные виды чтения (ознакамительно-изучающая, ознакомительно-реферативная и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

- нахождение и чтение необходимой информации из учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- информационная переработка прочитанного текста: составление плана, тезисов, конспектов, аннотация и рефератов.

У.5

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

- формулирование основных требований, предъявляемых орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами современного русского языка;

- выявление и исправление орфоэпических, лексических и грамматических ошибок в устных монологически и диалогических высказываниях.

У.6

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- формулирование основных принципов русской орфографии и пунктуации;

- выполнение упражнений, связанных с применение орфографических и пунктуационных правил современного русского языка.

У.7

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

- формулирование требований этического компонента культуры речи и понимания факторов, влияющих на их происхождение;

- анализ соблюдения норм речевого этикета при обсуждении дискуссионных вопросов

ЗНАНИЯ

З.1

Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

- изложение сведений о связи языка и истории, культуре русского и других народов по справочной литературе и средствам массовой информации.

З.2

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

- демонстрация понятий: культура речи и ее компоненты;

- демонстрация понятия: литературный язык и языковая норма.

З.3

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

- демонстрация основных языковых единиц: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения;

- понимание уровневой структуры языка.

З.4

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной учебно-научной официально-деловой сферах общении.

  • демонстрация особенностей русского литературного произношения и ударения;

  • демонстрация видов лексических ошибок и лексических средств выразительности;

  • изложение правил употребления норм формообразования;

  • демонстрация видов грамматических ошибок;

  • изложение алгоритма поиска орфограмм;

  • изложение алгоритма поиска пунктограмм;

  • изложение правил правописания значимых частей слова, самостоятельных и служебных частей речи;

  • изложение пунктуационных правил;

  • демонстрация правил речевого поведения в различных сферах общения.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • определение социальную значимость профессиональной деятельности

  • определение перспективы развития в профессиональной сфере определяет перспективы трудоустройства

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество

  • подбор ресурсов (инструмент, информацию и т.п.) необходимых для решения задачи

  • определение задач деятельности с учетом поставленных целей и способов их достижений;

  • выбор способов достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности

  • оценивание результатов своей деятельности, их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных

и нестандартных ситуациях

и нести за них ответственность

  • выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности

  • прогнозирование развития ситуации

  • проведение контроля, оценки и коррекции собственной деятельности;

  • оценивает последствия принятых решений

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • использование информации как средства эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • выделение профессионально-значимой информации (в рамках своей профессии)

  • использование разнообразной справочной литературы, электронных ресурсов

  • извлечение из текста запрашиваемой информации (определение, данные и т.п.)

  • обобщение информации

ОК 5

Использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

  • владение персональным компьютером;

  • использование программного обеспечения в решении профессиональных задач;

  • осуществление анализа и оценки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий (электронно-методические комплекты, интернет-ресурсы, электронные носители и т.д.)

  • осуществление поиска информации в сети интернет и различных электронных носителях

  • извлечение информации с электронных носителей

  • использование средств ИТ для обработки и хранения информации

  • создание презентации в различных формах

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самообразования (повышение квалификации) в соответствии с выбранными направлениями

  • анализ собственных сильных и слабых сторон

  • формулирование запроса на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи

  • анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений, касающихся своего продвижения

1.2. Предмет и объект оценивания

Предмет оценивания

Объект оценивания

У 4, У6, З3, З4,ОК2, ОК3,ОК4, ОК8

Вопрос 2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.3.Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Русский язык)»

Форма

итогового контроля

Критерии положительной аттестации

1 семестр

Экзамен

Оценка выставляется в зависимости от количества набранных баллов. Первое задание оценивается максимально 15 баллами. Следующие 5 заданий – максимально 30 баллами. Итоговое количество баллов- 45.

I. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.1.Структура билета

  1. ЦЕЛЬ: проверить уровень сформированности компетенций обучающихся по учебной дисциплине

  2. ПРОВЕРЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У1-У7, З1-З4

  3. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БИЛЕТА

Вопрос

Дидактические единицы

количество

заданий

Вопросы формируются

из №№ заданий

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

Тема 1. Лингвистический анализ текста

1

1.1-1.5—1.46-1.50

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

1

2.1-2.10

Тема 3. Правописание – ь – во всех частях речи

1

3.1-3.10

Тема 4. Правописание «Е» и «О» после шипящих

1

4.1-4.10

Тема 5. Правописание гласных после шипящих и «Ц»

1

5.1-5.10

Тема 6. Правописание гласных и согласных в приставках, употребление Ъ и Ь

1

6.1-6.10

  • ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка

  • ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 мин.

  • ФОРМИРОВАНИЕ БИЛЕТА: по одному заданию из каждого раздела

  • ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ: 1задание - максимально 15 баллов

2-6 задания – максимально 30 баллов

  • КРИТЕРИИ ОТМЕТОК:«5» 81% правильных ответов

«4» = 61– 80% правильных ответов

«3» = 39 – 60% правильных ответов

«2»

Теоретические вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Русский язык»

  1. Язык и речь. Основные требования к речи

  2. Текст и его структура

  3. Функционально-смысловые стили речи

  4. Функционально-смысловые типы речи

  5. Слова в лексической системе языка

  6. Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы

  7. Русская лексика с точки зрения ее употребления

  8. Фразеологизмы

  9. Фонетические единицы языка

  10. Орфоэпические нормы русского языка

  11. Основные принципы русской орфографии

  12. Правописание безударных гласных в корне слова.

  13. Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные.

  14. Правописание приставок

  15. Правописание на стыке приставки и корня

  16. Правописание О/Е после шипящих и Ц

Вопрос 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1.5

(1) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей. (2)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)3десь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6) Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.

1.1

Озаглавьте текст.

1.2

Определите стиль данного отрывка.

1.3

Определите тип речи.

1.4

Определите лексическое значение слов БАХРОМА, ДИАПАЗОН.

1.5

Сделайте фонетический разбор слов ЯВЛЯЕТСЯ, ОТЧЕТЛИВО.

Прочитайте текст и выполните задания 1.6 – 1.10

(1) В последние годы принципиальным решением автопроизводителей стал почти всеобщий переход на легковые автомобили с передними ведущими колесами. (2)От двигателя к ним идет гораздо более короткая, а значит лёгкая, передача, чем при классической компоновке автомобиля. (3)Конструкция с передним приводом дешевле в изготовлении, кроме того, она делает автомобиль более безопасным. (4)При задних ведущих колесах сила тяги на поворотах направлена по касательной к траектории движения машины и стремится сместить заднюю часть автомобиля наружу относительно дуги поворота. (5)А сила тяги передних ведущих колес постоянно направлена по ходу машины и толкает её по выбранному пути. (6) Поэтому некоторые фирмы, выпускающие главным образом представительские и спортивные модели, сохраняют верность схеме с задними ведущими колесами.

1.6

Озаглавьте текст.

1.7

Определите стиль данного отрывка.

1.8

Определите тип речи.

1.9

Определите лексическое значение слов КОМПОНОВКА, ТРАЕКТОРИЯ.

1.10

Сделайте фонетический разбор слов СТРЕМИТСЯ, ТОЛКАЕТ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.11 – 1.15

(1) Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно. (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает пленка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная пленка не образуется. (6) Поэтому приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

1.11

Озаглавьте текст.

1.12

Определите стиль данного отрывка.

1.13

Определите тип речи.

1.14

Определите лексическое значение слов АБСОЛЮТНЫЙ, ВАКУУМ.

1.15

Сделайте фонетический разбор слов ТАКАЯ, МЕШАЕТ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.16 – 1.20

(1) Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (З)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6) Поэтому цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

1.16

Озаглавьте текст.

1.17

Определите стиль данного отрывка.

1.18

Определите тип речи.

1.19

Определите лексическое значение слов ЭВОЛЮЦИЯ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ.

1.20

Сделайте фонетический разбор слов ЦИНГА, ОБРАЗУЮТСЯ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.21 – 1.25

(1) Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Явственно и не глухо проворчал гром. (2) Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем, тотчас же опять загремел гром. (3) Вдруг над самой головой со страшным треском разломилось небо. (4) Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. (5) Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие звуки.

1.21

Озаглавьте текст.

1.22

Определите стиль данного отрывка.

1.23

Определите тип речи.

1.24

Определите лексическое значение слов ГОРИЗОНТ, ЯВСТВЕННО.

1.25

Сделайте фонетический разбор слов ТРЕСКУЧИЕ, ОСВЕТИЛА.

Прочитайте текст и выполните задания 1.26 – 1.30

(1) Над Москвой черная весенняя ночь. (2) Впереди чисто блестят фонари. (3) В вышине, в черно-синем небе, белеют пухлые облака, снизу освещенные городом. (4) В них теряются таинственно мерцающие старой позолотой церковные маковки. (5) И отовсюду красновато глядят бесчисленные глаза домов, кажущиеся в темноте огромными.

1.26

Озаглавьте текст.

1.27

Определите стиль данного отрывка.

1.28

Определите тип речи.

1.29

Определите лексическое значение слов МЕРЦАЮЩИЕ, МАКОВКИ.

1.30

Сделайте фонетический разбор слов ЧЕРНАЯ, ТЕРЯЕТСЯ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.31 – 1.35

(1) Наукой заниматься трудно. (2) Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4) Научная мысль примечательна тем, что она является одни из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5) Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

1.31

Озаглавьте текст.

1.32

Определите стиль данного отрывка.

1.33

Определите тип речи.

1.34

Определите лексическое значение слов ПРИЗВАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

1.35

Сделайте фонетический разбор слов ЯСНОСТИ, УЧЁНОГО.

Прочитайте текст и выполните задания 1.36 – 1.40

В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

1.36

Озаглавьте текст.

1.37

Определите стиль данного отрывка.

1.38

Определите тип речи.

1.39

Определите лексическое значение слов ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПЛОДОРОДНЫЕ.

1.40

Сделайте фонетический разбор слов ЯВЛЯЕТСЯ, ЧАСТЬ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.41 – 1.45

(1) Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь так гулко и торопливо, точно каждый из них хотел сказать земле что-то необходимо нужное для нее, и все они, перегоняя один другого, ревели почти без пауз. (2) Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в холодный, тяжелый мрак, странно суживавший её. (3) Иногда молния освещала даль. (4) Эта даль, казалось, торопливо убегала от шума и рева.

1.41

Озаглавьте текст.

1.42

Определите стиль данного отрывка.

1.43

Определите тип речи.

1.44

Определите лексическое значение слов ФАНТАЗИЯ, ГИБКИЙ.

1.45

Сделайте фонетический разбор слов СМЕЯЛИСЬ, ЛЕГКИЙ.

Прочитайте текст и выполните задания 1.46 – 1.50

За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты – лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. Чтобы спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

1.46

Озаглавьте текст.

1.47

Определите стиль данного отрывка.

1.48

Определите тип речи.

1.49

Определите лексическое значение слов ИНТЕНСИВНАЯ, ЛАНДШАФТ

1.50

Сделайте фонетический разбор слов МЕЛЕЮТ, ГОЛОД

ТЕМА 2. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

2.1

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

оз..ряющий, об..няние, уд..литься

2)

взр..сление, ар..матизированный, осл..бев

3)

мин..атюрный, пож..мать, приор..тет

4)

голлан..ский, докла..чик, пира..ский

2.2

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

контин..нтальный, просв..щение, нач..нать

2)

выт..реть, зам..чательный, в..теран

3)

г..роический, л..нгвистика, зап..реть

4)

пра..ка статьи, встреча с космона..том, попробовать я..ства

2.3

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

зап..вать (лекарство), персп..ктива, перест..лить

2)

ж..мчужина, эл..гантный, отп..реть

3)

встать зат..мно, апп..тит, выж..гать

4)

пристрас..ный, доблес..ный, вкус..ный

2.4

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

абон..мент, г..неалогическое (древо), соч..тать

2)

посв..тить (фонарем), д..алект, подн..мающий

3)

нащ..пать (травы), д..ректива, пост..ливший

4)

ревнос..ный, завис..ник, блес..нул

2.5

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

пос..деть (на крыльце), опт..мизм, взб..раться

2)

разр..дить (ружье), эксп..риментировать, выт..реть

3)

уд..сятерить (силы), ап..лляция, прид..раться

4)

пас..бище, ус..ный, ужас..но

2.6

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

разв..вать (ум), р..цензия, зап..реться

2)

доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать

3)

выч..слить, д..апазон, изб..рательный

4)

чу..ства, безмол..ствовать, ше..ствие

2.7

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

аб..туриент, герм..тичный, подст..лать

2)

обв..вать (ветром), ген..альный, сж..мание

3)

сп..шить (к поезду), д..ликатесный, обм..реть

4)

пояс..ница, самовлас..ный, перехлес..нуть

2.8

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щение

2)

пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист

3)

р..стениевод, пар..доксальный, предпол..жить

4)

я..ственно, путеше..ствие, предчу..ствие

2.9

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

ум..лять (значение), пар..докс, перег..реть

2)

ст..рожить, ан..логия, соприк..саться

3)

оп..здание, асс..циация, недор..сль

4)

влас..ный, окрес..ность, ровес..ник

2.10

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1)

нагр..вать, стр..мление, соч..тающий

2)

об..яние, содр..гнуться, л..скающий

3)

хв..стун, просл..вляя, заг..релый

4)

см..гчение,увл..кательный, упр..стить

ТЕМА 3. ПРАВОПИСАНИЕ -Ь- ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

3.1

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

Не надо боят..ся трудностей.

2)

День на день не приходит..ся.

3)

Не отведав горького, не узнаеш.. сладкого

4)

В июльское утро еще свежо, но уже чувствует..ся близость жары.

3.2

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2)

Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3)

После напряженного рабочего дня хорошо спит..ся.

4)

Одной рукой узла не завяжеш..

3.3

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

Осенью невзрачная осина превращает..ся в ослепительную красавицу.

2)

Не нужно скупит..ся на добрые слова.

3)

Почему вам не нравит..ся слушать классическую музыку?

4)

Задумайте любое число и увелич..те его на три.

3.4

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

Исаакиевский собор находит..ся в Санкт-Петербурге.

2)

Волков боят..ся – в лес не ходить.

3)

Дедушке сегодня не спит..ся

4)

Не разруш..те ваше счастье.

3.5

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

не проч.. отдохнуть, пройдеш..ся, пустош..

2)

тол..ко, каприз..ничать, подсеч..

3)

назнач..те, вещ..мешок, паял..ник

4)

сел..дь, подвинеш..ся, галдеж..

3.6

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

отправ..те, взять на абордаж.., спрячеш..ся

2)

надсеч.., горюч.., милых барышен..

3)

проч.., разбираеш..ся, девят..сот

4)

звер..ский , впряч.., реч..

3.7

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

занавес..те, стакан вишен.., пустош..

2)

вол..номыслие, ухаживаеш.., из старинных чаш..

3)

вафел..ница, пренебреч.., какая-то блаж..

4)

уйдеш.., из темных чащ.., бел..чонок

3.8

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

В марте снег грубеет, становит..ся плотным.

2)

Обледеневшее судно может перевернут..ся.

3)

Про воду, про ветер, про туманы и мели много не расскажеш…

4)

Хорошо живет.ся тем, у кого совесть чиста.

3.9

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

душистый ландыш.., явная фальш..

2)

атлет могуч.., помоч.. друзьям

3)

надееш..ся на лучшее, ждать невтерпеж..

4)

просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

3.10

Перепишите, вставляя, где нужно, «Ь»

1)

спелый овощ.., пришлось напряч..ся

2)

мягкий калач.., намаж..те маслом хлеб

3)

леч.. спать, полная чуш..

4)

соревнуеш..ся с ними, играют туш..

ТЕМА 4. ПРАВОПИСАНИЕ «Е» и «О» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

4.1

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

уч…ный, ч…лн, ш…рстка

2)

печ…ный, выточ…нный, пощ…чина

3)

ш…пот ночи, тяж…лая сумка, ч…порный человек

4)

камыш…вая заросль, новая расч…ска, смешной галч…нок

4.2

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

чеч…тка, ч…рточка, печ…нка

2)

ш…колад, сгущ…нка, размеж…вка

3)

ш…лковый, ж…сткие услвоия, старый ч…лн

4)

разбитый паралич…м, красивая прич…ска, суш…ные фрукты

4.3

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

трещ…тка, крыж…вник, пч…лы

2)

пиж…н, ж…лчный, ш…фер

3)

лесные ш…рохи, трещ…тка сторожа, ож…г лица

4)

кипяч…ное молоко, ч…тные числа, увитый плющ…м

4.4

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ч…лка, ж…лужи, ж…м

2)

стаж…р, маж…рный, прож…рливый

3)

реш…тка сада, трудолюбивые пч…лы, укрыться плащ…м

4)

парч…вое платье, смущ…нный студент, толч…ные орехи

4.5

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ш…тландка, ш…ссе, сч…т

2)

розовощ…кий, капюш…н, ш…ковый

3)

трещ…тка, городские трущ…бы, ж…лтые листья

4)

глаза-щ…лки, горящей свеч…й, с большим багаж…м

4.6

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ш…рох, ш…в, реш…тка

2)

многож…нство, ш…рстка, щ…лочь

3)

боч…нок с водой, спорить горяч…, ш…в разошелся

4)

моч…ные яблоки, платяная щ…тка, раствор щ…лочи

4.7

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

трущ…ба, чащ…ба, ш…пот

2)

ж…лудь, молодож…ны, деш…вка

3)

идти вдоль ш…ссе, подж…г сарая, вощ…ная бумага

4)

ноч…вка в лесу, спелый крыж…вник, новые ш…рты

4.8

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ш…лк, ш…колад, дж…нка

2)

полуш…пот, ж…кей, веч…рка

3)

грош…вая опера, печ…ный хлеб, деш…вый товар

4)

возмущ…нный тон, рекордный прыж…к, ненасытный обж…ра

4.9

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ж…рдочка, изж…га, ш…рты

2)

электросч…тчик, ретуш…р, щ…лканье

3)

ч…рствый человек, маж…рный тон, зажж…нный факел

4)

ож…г лица, шум трещ…тки, говоришь общ…

4.10

Вставьте гласные «Е» или «О» после шипящих

1)

ш…рник, ш…мпол, щ…тка

2)

Ш…тландия, ч…ткость, ч…тность

3)

паштет из печ…нки, переплывать реку саж…нками, ноч…вка в лесу

4)

детская руч…нка, тонкая беч…вка, короткая ч…лка

ТЕМА 5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и «Ц»

5.1

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…рк, брош…ра, Алж…р

2)

душистый нарц…сс, новые ц…новки, ц…гейковая шуба

3)

И на приветливые лисиц…ны слова ворона каркнула во все воронье горло (Кр.)

4)

Мы стояли. прижимаясь к входу в трубу туннеля, облиц…ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.)

5.2

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…стерна, ш…ллинг, ц…клевать

2)

встать на ц…почки, красивая ц…ния, сухой ц…корий

3)

Так деревц… свои листы меняет с каждою весной (П.)

4)

Батманов не сводил с начальника участка тяжелого, свинц…вого взгляда (Аж.)

5.3

Вставьте пропущенные буквы

1)

смуглолиц…й, Цариц…но, ц…ркуляр

2)

болеть ц…нгой, черепаший панц…рь, ц…анистый калий

3)

Один из наших собеседников, молодой еще, бледнолиц…й человек, оглядывал нас всех с недоумением (Т.)

4)

Я опустил ц…новку, закутался в шубу и задремал (П.)

5.4

Вставьте пропущенные буквы

1)

скворц…, ощ…пью, нач…ло

2)

пушистый ц…пленок, ц…кличный ритм, ц…ничный ответ

3)

Берега и дно реки усыпаны кварц…м (Мельн.-Печ.)

4)

Брякнули в бандуры, ц…мбалы – и пошла потеха (Г.)

5.5

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…клон, иниц…алы, панц…рь

2)

ц…рковой представление, встать на ц…почки, громко ц…кнуть

3)

В куц…м сюртуке с короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайники чай (М.Г.)

4)

Писарь, маленький, куц…й человек с красным носиком и в ж…кейском картузе, входит в толпу (Ч.)

5.6

Вставьте пропущенные буквы

1)

отч…яние, дикц…я, ц…вилизация

2)

ц…линдрическая фигура, мощная ц…тадель, получить компенсац…ю

3)

Старые зажившие язвы белели лоснящимися рубц…ватыми пятнами (Купр.)

4)

Начались легочные и ц…нготные заболевания (Н.Морозов)

5.7

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…пленок, пощ…дить, ж…ри

2)

ц…ганский табор, новый ц…ркуляр, строительство гостиниц…

3)

Молодых чаек удобно кольц…вать в большм количестве и таким образом узнавать воздушные пути перелетных птиц (Пришв.)

4)

Около другой фанзочки были нагромождены груды панц…рей крабов, высохших и покрасневших на солнце (Арс.)

5.8

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…низм, ч…родей, ш…фоновый

2)

ц…трусовые деревья, курить ц…гарки, нефтяная ц…стерна

3)

Низкое солнце из-под глянц…вой листвы пробивалось между корявыми стволами (А.Н.Т.)

4)

В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и ц…гейковом жакете (Ант.)

5.9

Вставьте пропущенные буквы

1)

параш…т, ш…фровка, ц…ферблат

2)

сильный ц…клон, ц…фровой набор, дать дезинформаци…ю

3)

Она готовилась впервые тнц…вать Золушку (Пауст.)

4)

Кора на деревьях и кустарниках стала гланц…витой, залоснилась (В.Полторацкий)

5.10

Вставьте пропущенные буквы

1)

ц…ганский, сестриц…н, пац…ент

2)

куц…й хвост, участники демонстрац…и, ц…вилизованный мир

3)

По стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой вершины правильными кольц…выми вырезами в два сантиметра глубиной была снята древесины (Арс.)

4)

Надо дезифиц…ровать квартиру.

ТЕМА 6. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ, УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь

6.1

Вставьте пропущенные буквы

1)

пре..почтение, о..бросить, пре..шественник

2)

бе..болезненно, ра..жалобить, бе..фокусный

3)

пр..сечь, пр..одолеть, непр..хотливо

4)

и..бежать, прои..вести, ра..граничение

6.2

Вставьте пропущенные буквы

1)

пр..вередливый, пр..тендент, пр..клонный (возраст)

2)

поз..прошлый, р..справить, об..брать

3)

ин..екция, грузопод..емник, необ..ятный

4)

не..давленный, бе..полезный, ра..грызть

6.3

Вставьте пропущенные буквы

1)

под..брать, пр..образ, н..илучший

2)

пр..обретение, пр..светлый, пр…рост

3)

в..лелеять, обе...доленный, ра..грести

4)

не..говорчивый, ра..вести, ра..сказ

6.4

Вставьте пропущенные буквы

1)

непр..ложный, непр..менный, пр..толстый

2)

из..щренность, сопр..водитель, предн..значен

3)

необ..ятный, собез..янничать, пред..явить

4)

пр..земленный, пр..вышать, пр..ем

6.5

Вставьте пропущенные буквы

1)

достопр..мечательнось, пр..стол, пр..баутка

2)

квартирос..емщик, фортеп..янный, об..ем

3)

пр..брежный, пр..дставить, пр..ставка

4)

бе..пошлинный, ра..твориться, ди..баланс

6.6

Вставьте пропущенные буквы

1)

бе..радостный, и..жаленный, ра..сматривать

2)

об..ездить, интерв..юировать, кон..юнктура

3)

пр..смирев, правопр..емник, пр..лежный

4)

бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать

6.7

Вставьте пропущенные буквы

1)

под..двинуть, перен..ладить, об..зленный

2)

об..ездить, интерв..юровать, кон..юнктура

3)

пр..смирев, правопр..емник, пр..лежный

4)

бе..характерный, ра..ценка, и..подтишка

6.8

Вставьте пропущенные буквы

1)

под..язычный, суб.ект, меж..ярусный

2)

ра..хваленный, бе..фамильный, ра..бить

3)

пр..падать (к земле), пр..внести, пр..ломить

4)

и..чезнуть. и..делие, бе..заботно

6.9

Вставьте пропущенные буквы

1)

с..ехал, обез..яний, транс..европейский

2)

пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное

3)

поз..вчарашний, н..кинутый, пр..родина

4)

об..ект, об..яснять, разоб..ется

6.10

Вставьте пропущенные буквы

1)

не..жиданный, с..мнение, н..завтра

2)

пр..забавный, пр..следовать, пр..рекания

3)

н..бежать, ни..падать, ра..веселый

4)

бе..душный, бе..крайний, не..держанный

2.3. Оценивание заданий

По первой теме предлагается выполнить 5 заданий. Каждое правильно выполненное задание оценивается определённым количеством баллов:

задание 1.1 = 1 балл

задание 1.2 = 1 балл

задание 1.3 = 1 балл

задание 1.4 = 4 балла

задание 1.5 = 8 баллов

Максимально количество по первой теме – 15 баллов.

Задания 2-6 оцениваются в 30 баллов. За каждую ошибку отнимается 1 балл.

«5» ставится за 41-45 баллов.

«4» ставится за 33-40 баллов

«3» ставится за 32-25 баллов

Студент, набравший менее 25 баллов, получает неудовлетворительную оценку.

Что такое комплексный экзамен

Студенты пишут экзамен

Приказ Минобрнауки № 464 устанавливает количество экзаменов и зачетов в период ПА – соответственно не более 8 и 10 в году, а сроки проведения промежуточной аттестации ограничивают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) специальности. В виду таких ограничений не всегда все необходимые экзамены и зачеты удается без проблем вписать в календарные планы зимней и летней сессии. Чтобы не нарушать нормативные предписания, для проверки профессиональных умений и навыков своих студентов колледжи и техникумы проводят комплексный экзамен сразу по нескольким предметам.

Комплексный экзамен – это проверка знаний по нескольким смежным дисциплинам одновременно. Его цель – определить, насколько целостно учащиеся воспринимают близкие науки. В него включают не более 3 предметов и проводят в случае:

  • когда дней ПА недостаточно для проведения всех запланированных экзаменов и зачетов;
  • когда в учебном году планируется более 8 экзаменов.

Есть определенные требования к комплексному экзамену. Все включаемые в него дисциплины обязательно взаимосвязаны и относятся к общей области знаний. Их изучение завершается параллельно – в одном семестре.

Материалы, которые выносятся на экзамен, охватывают наиболее актуальные темы и разделы включаемых в него учебных дисциплин. При этом в экзаменационных билетах могут быть:

  • вопросы и задания по каждой дисциплине в отдельности;
  • задания, для решения которых требуется объединить знания по сдаваемым предметам.

Обычно билеты составляют по второму принципу – с учетом взаимосвязи между дисциплинами. При этом также учитывают профессиональные компетенции экзаменуемых. Например, студенты, обучающиеся по программам СПО на строительных специальностях, во время комплексного экзамена по математике и информатике решают практические задачи, которые будут встречаться в реальной профессиональной деятельности.

Пример билет на экзаменеПример билета на экзаменеПример билета на экзамене

В рамках учебных программ СПО проводят не более одного комплексного экзамена в семестр.

Подготовка

Подготовка к комплексному экзамену начинается уже в первые дни учебного полугодия. Педагогический коллектив разрабатывает и утверждает его программу. Учащихся извещают о форме проведения экзамена (устный, письменный) и критериях его оценивания.

За месяц до испытания составляется перечень вопросов и заданий для билетов. Естественно, студентам не раскрывают их полного содержания. Но за две недели до комплексного экзамена им предоставляют вопросы для повторения изученного материала. Рекомендации относительно подготовки по каждому предмету учащимся озвучивают на консультациях, которые проводятся в соответствии с учебным планом.

Перед экзаменом студент, в свою очередь, должен получить к нему допуск:

  • выполнить все предусмотренные виды учебной работы (контрольные, семестровые, курсовые);
  • разобраться с текущей задолженностью, в том числе по предметам, включаемым в комплексный экзамен.

Также для допуска на экзамен необходимо иметь при себе зачетную книжку, если не предусмотрен ее электронный вариант.

Как проходят устные экзамены

Студент отвечает преподавателю на экзамене

По форме устный экзамен – это опрос по заранее известным вопросам. Обычно его сдают группами, реже всем потоком, но в аудиторию приглашают по 5–7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит на него краткий ответ (можно делать записи на черновике, их не проверяют) – на это дается 20–30 минут. В пятерке (шестерке/семерке) «пионеров» тот, кто справился с подготовкой раньше всех, первым отправляется на собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с преподавателем сразу выявляет истинную глубину знания материала. Преподаватель редко дожидается, пока студент даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает уточняющие вопросы, высказывает замечания. По реакции учащегося легко понять – списал ли он ответ, тараторит вызубренный без реального понимания предмета текст из учебника или просто что-то упустил, не посчитав нужным рассказывать о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, пусть даже немного теряясь вначале, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не надо воспринимать их как попытку «утопить». Скорее всего, преподаватель всячески старается помочь, видя перед собой сообразительного собеседника, ведь для него экзамен – рутинная обязанность, которая заставляет его нервничать из-за большого количества студентов, которые не желают ничего учить и просто пришли за оценкой в зачетку! Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто ориентируется в материале, но чего-то недопонимает. А если студент и сам (с горящими глазами!) задает уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любой преподаватель будет польщен вниманием к своему предмету и с удовольствием все объяснит – ведь «беседа профессионалов» намного интереснее «вдалбливания» знаний в бездумную голову.

Но, если при попытке «вытянуть» правильный ответ сидящее напротив создание, по имени обреченный студент, молчит, сложив дрожащие руки, профессору только и остается поставить неуд да поскорее избавиться от такого скучного визави.

Это лишь самые поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы сдача прошла на ура, нужно обдумать все составляющие успеха.