Как подготовиться к экзамену по мхк

1. Влюбитесь в предмет

Часто школьники идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях.

Выбирайте предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или выучить 100 новых слов по французскому. Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего.

Подготовка к олимпиаде это не 2–3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книгу Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе — такое времяпрепровождение для них и есть отдых.

2. Не распыляйтесь

Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Сфокусируйтесь на одном предмете. Взять призовые места на региональном этапе на нескольких олимпиадах возможно, но когда до участия в заключительном вам не хватит нескольких баллов, будет обидно.

Конечно, есть ребята, которые за один год выигрывают сразу три предмета, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы. В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.

3. Анализируйте задания

Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть.

Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь. Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ.

Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.

4. Мыслите критически

Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Например, вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно.

Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Когда у вас будут легко появляться вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «Можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах.

5. Пишите разборчиво

Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.

6. Составьте график подготовки

В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.

С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами. Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут. Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.

7. Окружите себя победителями

Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями. Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете. Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.

Особенности подготовки к олимпиаде по МХК

Олимпиады по мировой художественной культуре требуют не только широчайшего кругозора, но и умения анализировать информацию, а также – нестандартно, творчески мыслить.

Во время подготовки к олимпиаде по МХК школьники изучают:

  • произведения великих художников, композиторов, писателей и поэтов;
  • архитектурные объекты.

Также учащиеся учатся сравнивать арт-объекты и проводить художественный анализ.

Как проходит подготовка к олимпиаде по МХК

В рамках подготовки школьники должны:

  • изучать различные материалы по искусству, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыкальные произведения, знакомиться с картинами великих художников. Особое внимание рекомендуется уделить юбилейным выставкам и спектаклям;
  • посещать лекции;
  • заниматься с репетитором.

Подготовка к олимпиаде по МХК для 9 класса

При подготовке к олимпиаде по МХК для 9 класса школьники должны:

  • расшифровать слова-понятия;
  • соотнести расшифрованные понятия с изображениями;
  • дать определения расшифрованным понятиям;
  • определить культурно-историческую эпоху;
  • привести пример культурного наследия определенной эпохи, и дать его характеристику;
  • определить поэта;
  • правильно выбрать иллюстрации;
  • определить композиторов, произведения и жанры.

Подготовка к олимпиаде по МХК для 10 класса

При подготовке к олимпиаде по МХК для 10 класса участники состязания должны:

  • правильно определить скульптуру;
  • дать определения основным направлениям музыки (барокко, классицизм, романтизм, современность);
  • подобрать не менее пяти эпитетов, отражающих характер определенного музыкального произведения;
  • назвать не менее 3 выразительных средств музыки, с помощью которых композитор создает музыкальный образ;
  • предложить план экскурсии по выставке.

Подготовка к олимпиаде по МХК для 11 класса

Подготовка к олимпиаде по МХК для 11 класса направлена на выявление искусствоведческих способностей и специальных знаний. Учащиеся должны уметь:

  • систематизировать материал и выстраивать его в хронологической последовательности;
  • владеть методиками поиска;
  • структурировать и осмысливать нужную информацию;
  • ориентироваться в специальной терминологии;
  • проводить сравнительно-сопоставимый анализ произведений искусства.

Типичное задание звучит так: дать не менее 15 определений скульптуре, способных воспроизвести порождаемое ею настроение. Определения могут быть как одиночными, так и развернутыми.

Далее школьнику будет нужно дать произведению название и пояснить свой выбор (не менее 5 позиций).

Книги

Гомбрих Э. История искусства. Задача, которую ставит перед собой Гомбрих – разметить путь изучения истории искусства и заложить основы знаний при помощи самых знаменитых памятников. «Новичок сможет [...] уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы». Автор обращается к памятникам наивысшего художественного качества, к шедеврам живописи, а также скульптуры и архитектуры. Для каждого названного произведения искусства приведены иллюстрации. Этот известный труд, написанный с уважением к молодому читателю, станет отличным началом на пути к победам в олимпиадах.

Малая история искусств. Эти книги знакомят широкий круг читателей с основными явлениями и эпохами в истории искусств – от первобытности до ХХ века. Кое-что в них устарело, но это все еще прекрасный труд, охвативший искусство разных стран и дающий представление «обо всем». Помимо основного текста в каждой книге помещен «Словарь терминов», характерных для данной эпохи или группы, синхронистическая таблица, краткие биографические сведения о художниках, скульпторах, архитекторах и библиография. Еще есть фотографии, из которых примерно четверть цветных.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Книга представляет собой ряд оригинальных очерков, ярко и содержательно раскрывающих основные этапы развития западноевропейского и русского искусства. Анализируя конкретные памятники, автор касается закономерностей формирования и развития стилей в истории искусства, выявляет их национальные особенности. Три части книги охватывают период от древнейших времен до XIX века. Еще один общий труд, который поможет составить представление о европейском искусстве.

Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. Четыре части этой книги соединяют сведения об истории, техниках, приемах, выразительных возможностях и особенностях архитектуры и трех видов изобразительного искусства – графики, живописи и скульптуры. Это один из основополагающих трудов в русском искусствоведческом образовании, поможет прокачать и теорию, и практические навыки анализа.

Искусство. Энциклопедия для детей. Том 7. Издательство Аванта+. Первая и вторая книги этого тома предлагают читателям очерк архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. В третьей книге содержится очерк музыки, театра и кино с момента их возникновения – особенно полезно для Всероссийской олимпиады школьников. Разделы книг посвящены выдающимся мастерам, основным стилям и направлениям искусства стран и народов всего мира. Статьи написаны профессиональными искусствоведами, но при этом рассчитаны на средний и старший школьный возраст. Доступно и научно.

Козлова Н. П. Русская музыкальная литература. Учебное пособие, которое поможет с подготовкой к заданиям по музыке – очень важно и очень удобно для Всероссийской олимпиады. Это учебник для детских музыкальных школ, освещающий историю музыки XIX века в России и содержащий сведения о русской музыке от Средневековья до XVIII века. Будет полезным при изучении биографии и творчества композиторов, терминологии, а также в общих чертах обрисует культурный контекст.

Шорникова М. И. Русская музыкальная литература. Продолжение предыдущего пункта. В этом пособии рассматриваются проблемы музыкального искусства и биографии русских композиторов ХХ века.

Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения по предмету. Очередной учебник по музыкальной литературе, который позволит узнать о развитии музыки как искусства, о классическом стиле в музыке, о романтизме, о жизни и творчестве И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена, а также других композиторов XIX и начала XX веков.