Как подготовиться к экзамену по литературе за год

Как подготовиться к экзамену по литературе за год

Содержание

Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения. Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе. С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века. Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем. Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове. Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала. Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи. 

Самое сложное — начать. Многие откладывают подготовку, потому что боятся ошибиться: «Я же не умею, я же не знаю». Ребята рассказали о сложностях в подготовке и о том, как с ними бороться:

Артем Князьков, 100 баллов:

— На меня наводили ужас обилие цитат и необходимость учить стихотворения. Но самое трудное — соблюдение речевой грамотности в сочинениях. Мы так привыкли говорить в повседневной жизни как колхозники, что иногда такие огрехи попадают и в сочинения. Мой совет — будьте внимательнее, изучите все виды речевых ошибок, и какие часто встречаются у вас. Ведь обидно терять баллы из-за мелочей. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Было сложно распределить время. Мне приходилось устраивать самой себе пробники, чтобы понимать, успеваю ли я все сделать, если буду писать сочинения в черновик, а потом в чистовик. Не получилось, поэтому училась работать сразу в бланках. 

Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях. В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений. Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.

Помимо сочинений в КИМе есть еще и тест, который проверяет знания теории литературы. Как не потерять баллы на нем?

— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы  показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение. 

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась  усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому. 

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно. 

История успеха заряжает. Однако никто никогда до конца не уверен в своем высшем балле. Ребята переживали различные чувства после экзамена и такой результат стал для них большим сюрпризом:

Анастасия Шереметьева:

— Я знала, что напишу на 90+, потому что готовилась весь год, но 100 баллов я не ожидала. Мне не понравилось моё 17 сочинение, я могла бы лучше, но спасибо проверяющему, который дал мне шанс и поставил максимум. 

Кристина Михайлова:

— Я выходила из аудитории с чувством, что сделала все, что зависело от меня. Не идеально, но я показала все свои знания. В итоге я получила 97 баллов. Если честно, я была готова к такому результату, но думала, что получу меньше. 

Артем Князьков:

— После экзамена хотелось то ли чаю выпить, то ли повеситься. Склонялся ко второму. Рассчитывал баллов на 80, так как не был уверен в твердости аргументов 17 задания и из-за нехватки времени не успел перепроверить сочинения. 

К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.

Анастасия Шереметьева:

— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку. Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке. Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.

Кристина Михайлова:

— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так. И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять. 

Даты и правила написания

В 2021 году не стоит ждать таких уж глобальных изменений. Самый сложный год остался позади, выдыхаем с облегчением. Экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.

Основным днем проведения объявлено 24 мая 2021. Существует два дополнительных резервных дня – 23 июня и 1 июля 2021 года. Но не спешите обводить эту дату красным кружочком в календаре: из-за пандемии все еще может измениться, как с итоговым сочинением, например.

Уважаемые Выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.

По великому обыкновению проводится всё следующим образом:

  1. В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу.
  2. Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости. 
  3. Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет. 
  4. Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
  5. В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах. 
  6. Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
  7. Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
  8. Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
  9. Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
  10. Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
  11. За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
  12. Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
  13. Сдаёте работу и покидаете ППЭ.

Проведение ЕГЭ в 2021 году

В связи с нововведениями от 25.12.20, мы можем наблюдать немного иную картину проведения такого экзамена, как ЕГЭ. В связи с прошлогодней и нынешней пандемией, соблюдается ряд актуальных правил:

— досрочная сдача теперь невозможна;

— запрещается сдавать экзамены по выбору тем, кто не поступает в ВУЗ;

— итоговое сочинение перенесено на весну 2021. 

Многомудрый Литрекон очень бы хотел, чтобы все прошло быстро и легко, а такие незначительные изменения в ЕГЭ по литературе 2021 года не помешали выпускникам успешно завершить последний школьный год. 

Изменение заданий на ЕГЭ подробное описано в следующем пункте.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить вас! 

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?» 
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ. 

Образец выполнения заданий на ЕГЭ по литературе с расширенным ответом Вы можете найти по ссылке.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу. 

Примеры заданий 15 и 16 расположены по ссылке.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-200 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания. 

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подготовка

Конечно же, готовиться можно как с репетитором, так и самостоятельно. Если выбираете второй вариант, тогда советы по подготовке к ЕГЭ по литературе от Многомудрого Литрекона Вам точно понравятся!

  1. Совет первый: Ваш самый лучший и главный друг – кодификатор. Его можно найти на сайте ФИПИ или тут. В этом документе содержатся все темы, требования к ответам, полный список произведений. Того, чего нет в кодификаторе, точно не будет на экзамене. 
  2. Совет второй: проза должна читаться. И читаться вовремя. Не откладывайте, информации слишком много. Придется не только читать полностью, но и закреплять краткими пересказами и анализами. Все это укладывает по полочкам новые знания, а также помогает лучше разобраться в проблематике произведений. Все книги из кодификатора в сокращении и их анализы доступны на нашем сайте — используйте поиск. 
  3. Совет третий: выписывайте стихотворения по авторам. Придется запоминать большое количество названий, а также имена поэтов, но их не много. Учите стихи наизусть, желательно по 2-3 у каждого поэта, а также разнообразьте темы, необходимы самые разные – любовь, природа, дружба, родина. Если Вам нужна помощь — смело обращайтесь к нам! В разделе «контакты» есть почта, куда Вы можете скинуть идеи для публикаций, которые могли бы помочь Вам и Вашим товарищам в подготовке к ЕГЭ по литературе. Так же у нас есть свое сообщество в ВК.
  4. Совет четвертый: Напишите личный план по подготовке к ЕГЭ по литературе в виде таблицы, распечатайте его и двигайтесь четко по плану, чтобы все успеть.
  5. Совет пятый: Ведите конспекты от руки, чтобы лучше запоминать все полученные сведения. Их же можно сократить, сложить и взять с собой на ЕГЭ, но исключительно для храбрости. Шпаргалки помогают собраться с мыслями и набраться уверенности в себе.

Если Вы читаете все вовремя, уже немного знакомы с литературоведческими терминами, умеете анализировать работы, то помощь репетитора не понадобится. Но в работе с сочинениями очень важно давать их на проверку, чтобы не закреплять собственные ошибки.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас несколько книг, которые точно пригодятся на экзамене. Они универсальны. Но будьте внимательны и изучите кодификатор, чтобы ознакомиться с полным списком. Подготовка к ЕГЭ по литературе подразумевает чтение этих произведений:

  • Война и мир: краткое содержание и анализ
  • Герой нашего времени: краткое содержание и анализ
  • Преступление и наказание: краткое содержание и анализ
  • Капитанская дочка: краткое содержание и анализ
  • Отцы и дети: краткое содержание и анализ
  • Тихий дон: краткое содержание и анализ
  • Недоросль: краткое содержание и анализ
  • Горе от ума: краткое содержание и анализ
  • Евгений Онегин: краткое содержание и анализ
  • Тарас Бульба: краткое содержание и анализ
  • Ревизор: краткое содержание и анализ 
  • Мастер и Маргарита: краткое содержание и анализ
  • Обломов: краткое содержание и анализ

Также подготовлен небольшой списочек прекрасных стихотворений (Нажмите на название и попадете на анализ произведения):

  • «К Фелице» — Державин
  • «Туча» – Пушкин
  • «Смерть поэта» – Лермонтов
  • «Еще майская ночь» – Фет
  • «Есть в осени первоначальной..» – Тютчев
  • «Русь» – Есенин
  • «О доблестях, о подвигах, о славе..» — Блок 

Конечно, этого слишком мало для полной подготовки, но если из приведенного Выше вы знакомы со всем или почти со всем, то.. будьте уверены, что ЕГЭ по литературе 2021 Вам по зубам! Многомудрый Литрекон верит в Вас.

Теория

Чтобы решить практические задания, нужно хорошо знать произведения, основные термины и определения. Теория для подготовки к ЕГЭ по литературе включает следующие разделы:

  1. роды, виды, жанры;
  2. направления, течения;
  3. тематику лирических произведений;
  4. композицию;
  5. конфликт в произведениях;
  6. систему образов;
  7. писательскую роль в произведении;
  8. сатиру и юмор;
  9. художественные детали, пространство и время;
  10. 10.эпизод;
  11. 11.пейзаж в тексте.

Также при подготовке к экзамену повторите основы сложения стихотворений. Вспомните, что такое строфа, какие рифмы относятся к мужским, а какие — к женским. При анализе произведений Вам потребуются сведения о том, с помощью каких приемов создаются и раскрываются литературные образы. Особое внимание уделяется характерам героев. Все характеристики героев с цитатами и пояснениями Вы найдете на нашем сайте.

План сочинения

Любому сочинению на ЕГЭ по литературе очень нужна структура. Важно четко разделять начало мысли и ее завершение, для этого и существует небольшая шпаргалка в виде плана. Пропустите этот пункт, если уже отточили мастерство написания и не нуждаетесь в дополнительной структурированности своих мыслей. 

  1. Вступление.
  2. Аргумент 1-й.
  3. Аргумент 2-й.
  4. Заключение.

Во вступлении очень важно выдвинуть тезис, то есть кратко сформулировать главную мысль. 

Каждый аргумент также делится на три основных части: введение, доказательство и микровывод. Это важно. Именно так можно сохранить логику и целостность всего сочинения на ЕГЭ по литературе.

Как сдать?

Советы по подготовке к ЕГЭ по литературе были перечислены, но все же давайте подумаем вместе. Что же нужно делать, чтобы сдать? А чтобы сдать на высший балл?

Формула успеха в двух шагах: теоретическая база + знание структуры, о которой мы говорим уже много времени.  

Распределите свои силы рационально. Решайте для начала легкие задания, оставляя больше времени для сложных. Потребуется много времени, чтобы узнать всё необходимое. Записывайтесь на курсы, решайте прошлогодние варианты, советуйтесь с педагогом. Но самый недорогой и рациональный вариант — это самостоятельная подготовка к ЕГЭ по литературе. Вот лайфхаки для выпускников:

  1. Нет времени читать — слушайте. Аудиокниги помогут быстро освоить необходимый материал. Когда моете посуду или идете домой из школы, включайте Толстого и Пушкина. Это гораздо лучше, чем вообще ничего не успеть, так что берите совет на вооружение.
  2. Нет времени разбираться в стихотворных размерах — вот краткая инструкция для чайников.
  3. Нет времени изучать направления — вот романтизм, классицизм, модернизм (символизм, футуризм, акмеизм), серебряный век, реализм  кратко и понятно.
  4. Нет времени подбирать материал и структурировать его — обращайтесь к нам и подавайте идеи для новых публикаций.
  5. Нет времени разбираться в демоверсиях — почитайте наш краткий разбор заданий.
  6. Краткие содержания и анализы высокого качества — это к нам! Если чего-то не досчитались, пишите, мы все сделаем)

Не спешите. Все обязательно получится.

Критерии оценивания

Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.

Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:

  1. Соответствие условию.
  2. Аргументы взяты из литературных произведений.
  3. Логичность мысли, соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.

Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.

Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:

  1. Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
  2. Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. (2б) 
  4. Логичность и композиционная целостность.  (3б)
  5. Соблюдение речевых норм. (3б)

Таблица баллов

Существует специальная таблица перевода первичных баллов в тестовые на ЕГЭ по литературе. Выглядит она следующим образом:

pastedGraphic.png

Красной чертой отмечен минимальный порог. Получив 14 «первичек» можете облегченно выдохнуть. Хотя, конечно же, это не повод расслабляться! За Вами еще 44 балла.

Вспоминаем классику

Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.

Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных. К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.

Не игнорируйте "автора одной книги" – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова "Тихий Дон", а вы читали "Поднятую целину", можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется "Горе от ума", которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.

Бывает обидно, если вы прочитали несколько "кирпичей", а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.

Ведем литературный дневник

А теперь о самом процессе чтения. Читать книгу, не делая записей, бессмысленно и просто глупо. В лучшем случае вы запомните имя главного героя и общую идею – все детали "уйдут". Неизменными спутниками книги должны стать ручка и тетрадка. Начинаете читать новую книгу – делаете заголовок в тетради, а дальше – записываете все, что приходит в голову по ходу чтения. Заносите в тетрадь имена главных героев, кем они приходятся друг другу (потом найти это в тексте, особенно большом, будет проблематично), записывайте понравившиеся цитаты (как из авторского текста, так и из прямой речи героев), интересные детали и необычные образы. В процессе чтения, как правило, в голову приходит множество мыслей – фиксируйте их на бумаге. Выписывайте понравившиеся цитаты из критической литературы.

Когда до экзамена останется несколько месяцев, вы поймете, что этим записям нет цены – перечитывая их, вы сможете восстановить в памяти текст во всех подробностях.

Постарайтесь заранее подготовить ответ на вопрос "Чем вам понравилось это произведение?" Вопрос сложный – наверное, поэтому его так любят задавать экзаменаторы. Если не нравится – не надо лукавить, отвечайте, как есть, но будьте готовы грамотно обосновать свою точку зрения.

Читаем критиков

Знание критики – огромный плюс. Если вы грамотно цитируете работу литературоведа, вас могут отправить домой с пятеркой, даже не дослушав ответ до конца. Поэтому читайте критиков. Но делать это надо правильно: прочли произведение – тут же изучайте критическую литературу. Не устраивайте долгого перерыва: когда текст забудется, рассуждения литературоведов покажутся сухими и неинтересными.

Помимо критики, необходимо знать биографию писателя. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. Почти каждый автор наделяет героев собственными чертами, делится с ними фактами из своей биографии – неплохо было бы провести параллели.

Зубрить или запоминать

Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: "Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?"

Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.

С ученым видом знатока
Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу. Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать.


Общие вопросы

Как вам, к примеру, такие темы – "Литературный процесс 20-30-х годов ХХ века" или "Военная проза 40-х годов"? Вопросы эти действительно грандиозны и необъятны, но от вас же никто не ждет бесконечного рассказа. Ваш ответ должен носить обзорный характер, следовательно, детальный разбор текстов вряд ли потребуется. Перечислить авторов и критиков того времени, их произведения и несколько цитат – все, что от вас нужно. Такие вопросы лучше готовить ближе к самому экзамену, когда уже многое прочитано и изучено, останется только упорядочить и структурировать свои знания.

Книга не за семью печатями

Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.

Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Структура ЕГЭ

На выполнение работы отведено 235 минут. За указанное время нужно выполнить объёмные задания, вспомнить десяток литературных произведений. В бланке 17 заданий, разделённых на два раздела. В первом блоке нужно дать анализ литературным творениям, а во втором - написать сочинение.

За правильно выполненные задания даётся 57 первичных баллов, которые приравниваются к 100. Получить максимальный результат сложно, но возможно. Главное вдумчиво прочитать необходимые произведения и материалы, запомнить ключевые моменты, которые могут пригодиться при написании ответов на вопросы. Что важно в конкретном произведении, характер, внешность главных героев или социальных конфликт, можно узнать из рецензий на произведение известных критиков и публицистов.

Использование кодификатора ЕГЭ по литературе

Кодификатор единого государственного экзамена - полезная информация, содержащая, список произведений, сведения о теории и необходимых навыков для сдачи экзамена. Кодификатор по литературе позволяет контролировать прогресс в подготовке, узнать тот объем материалов, который необходимо изучить. Официальный кодификатор представлен на сайте ФИПИ.

Перед началом подготовки нужно внимательно изучить кодификатор и записать те разделы теории литературы и произведения, с которыми вы не знакомы. Обратите внимание на требования к умениям и знаниям, сможете ли вы их продемонстрировать. При анализе литературного произведения обязательно нужно соотносить его с историческими событиями, культурными особенностями и социальными нормами, так что изучение истории тоже должно входить в план подготовки.

Написание сочинений и анализ произведений

Сочинение - задание, которое нужно выполнять ответственно. Уделяйте большую часть отведённого времени для написания сочинения. Во время подготовки сделайте краткие заготовки для написание уникального текста. Опирайтесь исключительно на литературные знания, старайтесь грамотно использовать литературные термины. Для анализа произведений нужно владеть терминологией, которую нужно зазубрить перед сдачей экзамена. Проявляйте творческий потенциал для получения «живых» и интересных текстов, четко формулируйте свои мысли литературным языком.

Что нужно знать

КИМ ЕГЭ по литературе содержит задания трех видов: 12 заданий с кратким ответом, 4 задания, требующие развернутого ответа из 5–10 предложений, и сочинение объемом не менее 200 слов.

Теория

Прежде всего следует проанализировать демоверсию КИМ, чтобы выяснить, для выполнения каких заданий не требуется знать текст произведения, отрывок из которого предложен для анализа. Как ни удивительно, но такие задания есть: 1–3, 5–7, 11–14. Они предусматривают проверку знаний по теории литературы. Текст в этом случае используется как иллюстративный материал. Список литературоведческих понятий представлен в первом разделе кодификатора (он прилагается к демоверсии).

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

Если в ходе подготовки к ЕГЭ подобрать примеры по каждому пункту, этого уже хватит, чтобы выполнить половину работы, пусть и не самую весомую по баллам. Надо учитывать, что знание терминологии пригодится при написании сочинения.

Вопросы, требующие развернутого ответа

Дальше надо выявить вопросы, для ответа на которые не надо демонстрировать глубокое знание текста произведения – достаточно знания проблематики. Это задания повышенного уровня сложности: 9 и 16. Они требуют краткого сопоставления нескольких произведений на одну тему или по одной проблеме либо объединенных общим мотивом.

Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей (иначе – конфликта поколений) раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Мотив сна присутствует в «Евгении Онегине» Пушкина, «Обломове» Гончарова и в «Преступлении и наказании» Достоевского. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам.

Два других задания повышенной сложности – 8 и 15 – также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества.

Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа. Задание 8 – анализ эпизода, приведенного в КИМ ЕГЭ по литературе.  Даже если он вызывает затруднения, достаточно вспомнить общую характеристику героя: тогда будет проще понять, как он проявил себя в конкретном случае, описанном в предложенном отрывке.

Задание 9 – это «проблемный» вопрос. Важно учитывать, что ответ должен быть лаконичным, но полным: в нескольких предложениях надо продемонстрировать понимание проблемы и содержания произведения, вписать его в литературный контекст и аргументировать свое мнение, используя литературоведческие термины. Задания 15 и 16 аналогичны 8 и 9, но применительно к поэзии, поэтому необходимы навыки анализа стихотворения.

Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом.

Тексты

Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.

Перечень произведений в кодификаторе

Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.

Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.

Сочинение

Основное внимание при подготовке к ЕГЭ по литературе надо уделить сочинению. В КИМ предлагаются четыре темы на выбор. Они охватывают главные этапы историко-литературного процесса с древности по настоящее время. Прежде чем приступить к работе, надо внимательно проанализировать формулировку тем: акцент может быть сделан на литературоведческий аспект или на проблематику.

Некоторые темы предполагают написание сочинения-обзора на основе одного-двух самостоятельно выбранных произведений на одну тему или по одной проблеме. Встречаются темы, которые можно раскрывать в формате записи в читательском дневнике, однако они лишь условно «свободные» – нельзя отступать от указанного литературного материала.

Особую сложность представляют, конечно, сочинения по лирике: цитирование должно быть точным, значит, стихи надо знать наизусть. Жестких требований к композиции нет, но рекомендуется придерживаться структуры рассуждения, особенно если подготовка к ЕГЭ по литературе была самостоятельной: это позволит не отвлекаться от темы.

Требования к сочинению:

  • соответствие теме и авторской позиции;
  • правильная аргументация;
  • четко сформулированная собственная точка зрения;
  • фактическая точность;
  • уместное и верное употребление литературоведческих терминов;
  • опора на текст произведения;
  • композиционная стройность;
  • грамотная речь.