Как подготовиться к экзамену за 5 дней по математике

Как подготовиться к экзамену за 5 дней по математике

Как подготовиться

Математические формулы написаны на черной доске мелом

Быстро подготовиться к ОГЭ по математике могут только отличники, которым достаточно лишь повторить пройденные темы и понять, как правильно заполнять бланки ответов. Остальным лучше заняться этим как минимум за несколько месяцев до экзамена – тогда не придётся «глотать» материал в экстренном порядке. Важно также научиться работать с контрольно-измерительной и справочной информацией, потренировать свою психологическую устойчивость.

Демоверсия

«Набить руку» и не растеряться во время прохождения испытания помогают демонстрационные варианты. Благодаря им, можно устроить себе в домашних условиях репетицию, приближенную к реальному экзамену. Задачи, предложенные в демоверсии, близки к тем, которые будут определены для сдачи ОГЭ.

Выполняя предложенные задания, нужно стараться уложиться в установленное время. В демоверсиях содержатся не только вопросы, но и ответы: к части 1 – краткие, к части 2 – развёрнутые. Однако подглядывать в них заранее не стоит – это сведёт к нулю весь смысл подготовки. Лучше свериться с ответами после прохождения теста и проанализировать ошибки.

Кодификатор

Содержание и структуру КИМ по математике можно отыскать в кодификаторе, состоящем из двух частей:

  • В первой содержится перечень требований, по которым проверяется освоение учеником школьной программы по предмету. Например, способность решать квадратные и линейные неравенства, определять координаты точки плоскости и др.
  • Во второй указаны элементы содержания, которые проверяются на ОГЭ. К примеру, умение делить с остатком, разбираться в функциях и особенностях геометрических фигур и т.д.

Кодификатор – полезный инструмент. В нём можно просмотреть, какие темы будут проверяться на экзамене, и при подготовке обратить особое внимание на те, которые вызывают наибольшие затруднения.

Ресурсы для подготовки

Готовиться к ОГЭ можно разными способами. Некоторые школьники предпочитают записаться на курсы и работать в группе сверстников, другие прорабатывают проблемные вопросы при помощи репетитора. Однако большая часть учеников повторяет пройденные темы в домашних условиях. В помощь им есть целый ряд интернет-ресурсов.

К примеру, на портале Федерального института педагогических измерений и сайте «ГИА9» содержится вся необходимая официальная информация, методические рекомендации по самостоятельной подготовке к сдаче ОГЭ по разным предметам, видеоконсультации. Здесь же можно скачать и распечатать демонстрационные варианты заданий.

При помощи веб-сайта «Сдам ГИА» и сервиса «ЯндексРепетитор» можно в режиме онлайн выполнить множество упражнений по каждой из изученных тем, проверить уровень своих знаний и отследить динамику роста.

Перечисленные ресурсы могут помочь сдать математику на положительную оценку, даже если ничего не знаешь. Главное – проявить упорство и начать готовиться заранее.

Как сдать

Согласно утвержденной спецификации, экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • в первой – 20 заданий в виде теста;
  • во второй – всего 6, но требующих развернутого ответа.

На все выделяется 235 минут времени, т.е. 3 часа 55 минут. Пользоваться школьник может только линейкой и выданными ему справочными материалами.

Задачи под номерами 16-20 и 24-26 посвящены геометрии (за них можно получить максимум 12 баллов), остальные – алгебре (20 баллов).

Ответы на задания первой части – это цифры или их последовательность, которые нужно вписать в бланк № 1. Если ответ состоит из нескольких цифр, то каждая вписывается в отдельную клеточку. Запятые, пробелы и иные символы не допускаются.

Решения и ответы на задачи второй части указывают на бланке ответов № 2. Если необходимо заменить ошибочный ответ, можно воспользоваться полем замены.

На экзамене специалисты рекомендуют действовать по следующему алгоритму:

  • сначала выполнить более простые задания первой части, после чего переходить ко второй;
  • при возникновении проблемы с решением задачи, не зацикливаться на ней, а перейти к следующему упражнению;
  • если останется время, вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.

Чтобы не рассеивать внимание, ответы лучше сначала записывать в тексте работы. Незадолго до завершения экзамена внимательно переписать их в бланки. Об этом напоминают организаторы за 30 и за 5 минут до окончания выделенного времени.

Оценивание

Ребятам, которые хотят сдать ОГЭ по математике на 4 или 5, полезно понять систему оценивания:

  • За каждое правильно выполненное задание первой части ученик получает 1 балл.
  • Вторая часть сложнее, поэтому за получение верного ответа при правильном ходе решения дают 2 балла, если есть неточности или неполные объяснения – 1 балл.

Далее все суммируется и переводится в оценку по стандартной шкале:

Баллы Оценка
22-32 5
15-21 4
8-14 3
0-7 2

Таким образом, для прохождения минимального экзаменационного порога необходимо набрать 8 баллов, из них минимум 2 за выполнение задач по геометрии. Этого достаточно, чтобы получить тройку.

Чтобы заработать четверку, следует набрать от 15 до 21 балла, для пятерки потребуется уже 22-32 балла. При этом сохраняется условие, что не меньше 2 пунктов должно быть за задания модуля «Геометрия».

На проверку работ экспертам выделяется максимум 10 рабочих дней. При неудовлетворительном результате школьник может пройти испытание еще раз в резервные сроки.

Письменная контрольная работа в аудитории

Такая форма отчётности распространена у студентов-заочников, которым предлагается билет с несколькими практическими заданиями (обычно 4-6 штук). Тут всё просто. Берём листок бумаги и пишем задачи, которые ожидаются, например, на экзамене по высшей математике:

1) Решить задачу по аналитической геометрии;
2) Выполнить действия с матрицами;
3) Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера;
4) Вычислить предел;
5) Найти производную;
6) Исследовать функцию и построить её график.

Пункт №6 сразу получает низший приоритет – это слишком длинное задание, в котором нужно знать и уметь много чего. Пункт №1 из той же оперы: различных задач по АнГему много, и освоить всю программу (если у вас было 2,5 занятия) – нереально.

Итак, всё длинное, сложное, «ресурсоёмкое» помещаем в конец очереди.

Это вообще фундаментальное правило.

Теперь приступаем к изучению тех тем, которые осваиваются быстрее всего. Это Пункты №№3, 2, 5, и чуть больше времени уйдёт на Пункт №4. Но здесь есть ещё такой момент: некоторые задания могут оказаться трудными ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Так, например, некоторым проще даются пределы, а некоторым производные. В этом случае следует понизить приоритет «проблемной» темы. Попросту говоря,

если начинается какой-то «затык», то спокойно пропускаем задачу и переходим к следующей

В условиях ограниченного времени это непреложное тактическое правило!

Если осталось время, смотрим на задания №1 и 6, но, повторюсь, качественно их освоить нереально. Помочь здесь может время (которого нет) или предэкзаменационные занятия, где преподаватель разбирал какие-то конкретные геометрические задачи. В этом случае есть смысл уделить время именно этому типу задач.

Кто хочет быстро подготовиться по озвученным темам может воспользоваться вышеприведёнными ссылками, ну а мы продолжаем:

«Классический» экзамен с билетами

Билет такого экзамена, как правило, включает в себя первое второе и компот два теоретических вопроса и практическое задание.

Как у вас дела с практикой по предмету? Если плохо, то это плохо; в различных статьях я неоднократно подчёркивал, что практические задания – это мощная «линия обороны», которая может здОрово выручить, если вы отчаянно «плаваете» в теории. Впрочем, тут уже нет времени что-либо изменить, и поэтому мы начинаем предварительный просмотр теоретических вопросов, пусть их будет 50 штук. Но просматривать мы их будем не просто так – берём лист бумаги, расчерчиваем его на три колонки и пишем заголовки: «лёгкие вопросы», «средние», «плохие». Сделайте это прямо сейчас! Есть? Отлично!

Каждый вопрос изучается по следующей схеме:

Сначала выделяем центральное понятие, читаем его определение и сами себе отвечаем на вопрос: что это такое? Или кто. Пусть это будет, например, кошка. Ваша задача состоит в том, чтобы ПОНЯТЬ: кто такая кошка? И ни в коем случае не нужно пытаться что-то запомнить – здесь важно ОСОЗНАТЬ существенные признаки, которые однозначно определяют именно кошку. Ну вот, кстати, первое предложение из указанной по ссылке Вики-статьи мне сразу не нравится (на момент просмотра мной этой статьи):

«Кошка, или домашняя кошка (лат. Félis silvéstris cátus) – домашнее животное…» – во-первых, кошки бывают не только домашними, и, во-вторых, не все домашние животные – кошки.

Прежде всего, здесь следует сказать:
Кошка – это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных (отвечаем на вопрос КТО это такая?) и только потом говорим о том, что, как правило, это животное-«компаньон» человека.

Далее пробуем осознанно воспроизвести определение вслух. Ничего страшного, если получится неточно и «своими словами». Даже если на экзамене вы только и вспомните, что «Кошка – это животное, у которого есть усы и хвост», то преподаватель начнёт «вытягивать» из вас определение наводящими вопросами: к какому классу, семейству, отряду относится это животное.

Кстати, классу млекопитающих, семейству кошачьих и отряду хищных, скорее всего, посвящены 3 других теоретических вопроса. Вот почему очень важно просмотреть ВСЕ вопросы и разобраться в их ключевых понятиях. А ещё потому, что незнание ключевых понятий курса просто «выбешивает» преподавателей, и во многих случаях это автоматический «неуд».

После того, как мы разобрались с понятием Кошки, бегло просматриваем основные кошачьи особенности, классификации, теоремы и другие важные вещи.

Следует отметить, что в точных науках это сделать сложнее – по той причине, что здесь меньше «пространства для манёвра», а стало быть, определения, теоремы придётся ОСОЗНАВАТЬ точнее ;) Хотя, определение той же производной тоже можно дать не единственным способом и тоже своими словами.

На всё про всё тратим около 5 минут и записываем название вопроса в наш контрольный листок, например, в колонку «Лёгкие вопросы», после чего переходим к изучению следующего вопроса.

Уже через несколько часов вы будете что-то знать по каждому вопросу экзамена!

И это ценно ещё тем, что на экзамене, скорее всего, зададут дополнительные устные вопросы, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в теме.

И ещё раз подчёркиваю – никакой «зубрёжки»! А в точных науках это вообще величайший грех, и у студента, который хотя бы пытается что-то сообразить, сформулировать, вывести – гораздо больше шансов, чем у того, кто идеально, но бездумно вызубрил все лекции.

Итак, пусть в результате предварительного анализа у нас получилось 10 лёгких, 25 обычных и 15 сложных вопросов.

На следующем этапе

начинаем прорабатывать эти вопросы детальнее. Но опять же не просто так: для каждого вопроса, а ещё лучше билета с 2 вопросами составляем на отдельном листке конспект-«крокодил», в который записываем и снова осознаём основные определения и пункты того или иного вопроса. Причём, если вам что-то не понятно по «гуманитарной части», то это лучше пропустить – это лучше, чем бездумно «ляпнуть» об экзистенциализме кошачьего бытия, после чего вас «уложат на лопатки» (помним, что непонимание – грех!). Но вот в точных науках непонятные вещи в конспект включаем – есть шанс, что разберётесь в них (хотя бы частично) прямо на экзамене.

С каких билетов начать? Конечно с лёгких, которые содержат лёгкие и «средние» вопросы. Если времени совсем в обрез, то готовим «легчайшие» билеты, тут уж сколько успеете. С «плохими» билетами возиться вообще нет смысла, их бегло и в общих чертах просмОтрите перед экзаменом

Особая ценность такой подготовки состоит в том, что она выполняется собственноручно. Не нужно недооценивать механическую память – многое запомнится! И быстро вспомнится, если вам удастся хотя бы на пару минут заглянуть в заготовленный «крокодил».

Кстати, по этой причине крайне не рекомендую делать шпаргалки в Вёрде, что-то записывать на диктофон или использовать другие достижения прогресса. Только собственная голова, собственные руки и собственные ноги – чтобы смочь уйти на них с экзамена =)

Ещё одна популярная форма зачёта или экзамена – это