Как подготовиться к экзаменам по 6 предметам

Как подготовиться к экзаменам по 6 предметам

Золотой час

Для того чтобы поднять производительность труда (читай: с меньшими усилиями позаниматься и выучить больше информации), необходимо садиться за учебники в свой «золотой час». Под ним понимают биологическое время организма, когда работоспособность находится на пике.

Если человек — «жаворонок», ему нужно планировать занятия на первую половину дня. Идеально, если это будет утро. К вечеру жаворонки обычно уже без сил, поэтому и учеба в вечерние часы будет непродуктивной. То же самое касается и «сов»: им нужно учиться вечером, когда возрастает внимательность и мозг работает в максимально активном режиме. Таким образом:

Правило № 1

Согласовать график труда и отдыха с внутренними биологическими часами.

Матрица Эйзенхауэра

Одно из золотых правил тайм-менеджмента заключается в том, чтобы делить все дела на группы по степени важности и срочности. Можно даже завести отдельную тетрадь и нарисовать в ней такую таблицу:

Она называется «матрицей Эйзенхауэра».

Ячейка А: Сделать в первую очередь!

В ячейку А на пересечении «важно» и «срочно» записать задачи, которые прямо «горят». Например, подготовиться к экзамену или тесту, который будет проводиться через неделю. Этим нужно заниматься в первую очередь! Все остальное отодвигается на второй план.

Ячейка Б: Распланировать и начать делать после выполнения главных задач.

Во вторую ячейку записываем важные, но не срочные вещи. Например, написание диплома. На такую работу обычно отводится много времени (от нескольких месяцев до года). Однако это не значит, что на диплом можно «забить» и вспомнить о нем прямо накануне защиты.

Задачу лучше всего разделить на весь период, и каждый «кусочек» выполнять в строго отведенное на него время. Так и со сроками все будет в порядке, и качество работы не пострадает.

Ячейка С: Делегировать!

Третья ячейка включает не важные, но срочные дела. Например, организацию школьного праздника. По классической матрице Эйзенхауэра, задачи из этой ячейки нужно быстро выполнить и постараться больше на себя их не взваливать.

Однако если речь идет о подготовке к экзаменам, дела из третьей ячейки нужно кому-то перепоручить («делегировать»). Например, Васичкин давно мечтал организовывать школьные праздники. Парень на год младше. Значит, до ЕГЭ ему еще далеко. Так дайте человеку шанс проявить себя, а сами в освободившееся время подтяните алгебру!

Ячейка Д: Игнорировать!

На задачи из четвертой ячейки перед экзаменом вообще не стоит отвлекаться. Их можно будет сделать и после ЕГЭ (если еще останется желание).

Правило № 2

Отделять важное от неважного и все неважное перепоручать тем, у кого для этого есть время и желание.

Выполнять по кусочкам

Есть такая история. Один молодой краснодеревщик получил выгодный заказ. За неделю он должен был покрыть дубовый столик очень мелкой мозаикой. Парню эта задача показалась невыполнимой. Однако старый и опытный мастер дал ему хороший совет: каждый день покрывать мозаикой кусочек стола размером с ладонь.

Парень сделал все в точности по совету опытного мастера. Он и не заметил, как к концу недели весь стол был покрыт мозаикой. Абитуриентам и выпускникам можно посоветовать то же самое. Не пугайтесь «Эвереста» информации! Просто разделите весь объем работы на небольшие кусочки и каждый день выполняйте по одному.

Правило № 3

Разделить задачу на небольшие части на весь период времени. Каждый день добросовестно выполнять только одну часть.

Идеальные 45 минут

Школьные занятия совсем не случайно длятся 45 минут. Это именно тот отрезок времени, на протяжении которого мозг способен концентрироваться. Затем он устает и начинает отвлекаться на посторонние предметы.

Занимайтесь и дома по 45 минут. Поставьте будильник, «напоминалку» на телефоне. 45 минут погрызли гранит науки — и айда отдыхать! На отдых следует отводить не менее 10 минут.

В перерывах между «уроками» желательно полностью переключиться на другой вид деятельности и о занятиях не думать. Поприседайте, покачайте пресс, помедитируйте, дайте, наконец, отдохнуть глазам! Только не заходите в любимую соцсеть, иначе вся подготовка к ЕГЭ пойдет прахом.

Правило № 4

Заниматься по 45 минут. В перерывах переключаться на другой вид деятельности.

Медитация

Правильно организовывать нужно не только работу, но и отдых. Во время подготовки к ЕГЭ учащиеся испытывают громадный стресс. Справиться с ним поможет медитация. Ее нужно проводить в полной тишине, чтобы не отвлекаться на посторонние предметы.

Наденьте наушники (но без музыки!), устройтесь поудобнее в любимом кресле и постарайтесь полностью сконцентрироваться на ощущениях своего тела. Прислушайтесь, как легкие наполняются воздухом, какой тяжестью наливаются руки и ноги. Гоните все мысли! Даже 10 минут такого отдыха отлично перезагружают мозг.

Правило № 5

Хотя бы раз в день медитировать, чтобы справиться со стрессом.

Физическая активность

Не удивляйтесь! Спорт не только формирует рельефные мышцы, но и помогает работе мозга. В период подготовки к ЕГЭ нужно обязательно выделять по часу в день на пробежки или занятия в спортзале.

Активизация кровообращения после интенсивной тренировки поможет лучше «схватывать» информацию и продуктивнее готовиться к экзаменам.

Правило № 6

По часу в день заниматься спортом.

Готовимся эффективно: что учесть?

Есть моменты, которые актуальны для всех предметов, вынесенных на единый государственный экзамен. Про специфические приемы подготовки к математике или русскому, к примеру, мы расскажем тоже.

Сколько времени нужно для подготовки? Скажем так, подготовиться к ЕГЭ за год – вполне реально. Можно начать готовиться еще в 10 классе. Или на летних каникулах перед выпускным классом. Но мало у кого есть достаточно силы воли. А вот в начале 11-го уже точно пора начинать. Тогда за оставшееся до экзаменов время вы как раз успеете повторить все, что учили в школе все эти годы. Но для этого у вас должна быть своего рода база.

Как Подготовиться К Егэ

Итак, что может послужить твердой базой для вашей подготовки? Во-первых, школьные уроки. Не сбрасываем их со счетов, ведь учителя в школе уделяют много внимания подготовке к ЕГЭ и натаскиванию на тесты. Во-вторых, самоподготовка. В-третьих, специализированные курсы. И, наконец, занятия с репетитором. Очные или, например, с онлайн репетитором на нашем сайте. Вам обязательно понадобиться помощь какого-нибудь преподавателя, чтобы вы смогли эффективно подготовиться к ЕГЭ. Чтобы было кому проверить сочинения или эссе для части С, например, когда будете решать тесты при самоподготовке. Будет это школьный учитель или репетитор, не так важно. Главное, чтобы было к кому обратиться за помощью и контролем.

С чего начать подготовку? Выясните реальный уровень своих знаний (оценки в журнале далеко не всегда адекватно его отражают). Для этого возьмите тесты ЕГЭ за 2013 год, засеките время – все, как на настоящем экзамене. Заданиям, с которыми вы не смогли справиться или в которых допустили ошибки, и соответствующим им темам надо будет уделить больше всего внимания. Пометьте на бумаге эти задания и эти темы. Теперь перед вами предварительный план подготовки.

Помните еще: чтобы успешно подготовиться к ЕГЭ, надо не только читать много учебников, решать много тестов, но и много говорить. Например, с вашим репетитором. Это, во-первых, развивает речь – на экзамене будет легче формулировать мысли в тех заданиях, которые требуют развернутого ответа. А во-вторых, развивает мышление. И еще много писать: сочинения, эссе и т.п. Это поможет отточить навыки письма и повысить грамотность. Пригодится непременно – ведь от экзамена по русскому языку не избавлен никто.

Еще один обязательный пункт подготовки к ЕГЭ – пробное тестирование. Полезно для того, чтобы узнать, как вы сможете выполнять задания в «боевом режиме». Чтобы оценить, сколько времени вам реально требуется для выполнения каждой из частей теста. И еще когда вы придете в класс в день настоящего ЕГЭ, обстановка не будет для вас совсем новой – значит, сможет не так сильно выбить из колеи.

Как правильно подготовиться к ЕГЭ

Здесь мы набросали для вас небольшой список того, что поможет вам продуктивно готовиться к экзамену:

  • Осознайте, что обязательные предметы и те, что вы выбрали сами, одинаково важны. Поэтому уделяйте достаточно времени всем.
  • Распределите предметы, по которым будете готовиться, по дням недели. Можно прямо на календаре разметить себе график занятий. Повторять несколько предметов в один день не стоит – в голове будет настоящая каша.
  • Чередуйте предметы и задачи в течение недели. Например, в понедельник можно учить новый материал или решать незнакомые задачи. А во вторник заняться повторением. И так дальше всю неделю. А еще можно менять недели. Например, следующий понедельник начать с повторения, а во вторник взяться за новое.
  • Отведите занятиям 1,5-2 часа каждый день. И не забывайте делать перерывы, чтобы отдохнуть. Поучились 40 или даже 20 минут (обычно через 20 минут внимание начинает рассеиваться) – отдохните минут 10. Оставьте себе воскресенье для законного отдыха.
  • Свой перерыв в занятиях не торчите у компьютера или телевизора. Лучше встаньте и разомнитесь: пресс покачайте, например. Тогда к лету у вас будет не только светлая голова, но и красивое тело. Или вымойте посуду. Или просто полежите минут 10 с закрытыми глазами в тишине – дайте мозгу расслабиться, а глазам отдохнуть.
  • Организуйте себе правильное рабочее место. Уберите со стола все, что отвлекает: спрячьте журналы с яркими обложками, засуньте подальше телефон, избавьтесь от хлама.
  • Составляйте себе план на день. Список того, что нужно сделать за сегодня. И пройденные этапы вычеркивайте – вам понравится наблюдать, как длинный список неотложных дел постепенно сокращается.
  • Повторяйте материал по вопросам. Например, тому плану, который вы себе набросали во время самого первого тренировочного теста, о котором говорилось выше.
  • Структурируйте материал. Делайте себе короткие конспекты, выписывайте на карточки даты, формулы и термины, рисуйте блок-схемы, составляйте списки и стройте чертежи. Это не только поможет лучше все понять и запомнить, но и пригодится при повторении.
  • Старайтесь понимать, а не зубрить. Из-за стресса можно растеряться и забыть все выученное. Но то, что вы смогли понять, останется с вами.
  • Выполните как можно больше опубликованных тестов по каждому предмету.
  • Управляйте своим временем – не позволяйте ему управлять вами.

Как лучше подготовиться к ЕГЭ с помощью тайм-менеджмента

Управлять своим временем вам поможет тайм-менеджмент. Есть несколько популярных техник, которые пригодятся и для подготовки к экзаменам.

  1. Большую и сложную задачу разбивайте на маленькие, которые легко сделать за один раз. Например, большую тему в учебнике разбейте на параграфы и подпункты. Проработали один – отдохнули – взялись за следующий.
  2. Внимательно посмотрите на список дел, которые наметили себе на день. Наверняка есть такие пункты, которые выполнять вам приятнее. Вот с них и начните. Выгуляйте собаку, полейте цветы, набросайте конспект. Главное, начать, «раскачаться» - дальше пойдет по накатанной.
  3. Используйте секундомер. Засеките себе 20, 30, 40 минут – как вам комфортнее. Пока время идет, вы учитесь. Как только секундомер просигналил, бросаете учебу на любом этапе. Хоть на полуслове. И идете отдыхать свои законные 10-15 минут. Когда вернетесь, вам будет что продолжать. Это легче, чем начинать новую задачу с нуля.
  4. Создавайте себе рабочее настроение. Читать в принципе вполне можно под легкую, ненавязчивую музыку. Лучше всего без слов или на неизвестном вам языке. Или настолько знакомую и заезженную, чтобы не хотелось вслушиваться в слова. Можно составить себе вдохновляющий плей-лист. Если все время заниматься под него, скоро у вас, как у собаки Павлова, появится своеобразный рефлекс: заиграл знакомый трек – пора учиться.

Как подготовиться к ЕГЭ по математике и физике

Конечно, для каждого предмета есть и свои специфические рекомендации. Например, когда беретесь за математику, уясните: все задания в тесте можно разделить на 4 большие группы: задачи на базовые знания, задачи по алгебре, задачи по геометрии и сложные задания из части С (№5 и №6 в частности). Подготовку надо строить так, чтобы проработать каждую из групп.

Например, уделить достаточно внимания базе, без нее вы с остальными группами не справитесь. Сюда входят основные свойства геометрических фигур и связанные с ними формулы, основные понятия из алгебры.

Имеет смысл тщательно повторить (или заучить) тригонометрию (свойства функций, формулы приведения, методы решения уравнений и проч.).

В геометрических задачах половина успеха – хорошо построенный чертеж. На который надо нанести все, что дано в условиях задачи. И все, что вам известно о конкретной фигуре и ее свойствах, – тоже может пригодиться.

Главное, помните: ключ к любому сложному заданию – надо свести его к простой задаче на основе базовых знаний. Именно поэтому они так важны. Даже если перед вами запутанное уравнение со многими неизвестными или сложное неравенство, их всегда можно упростить или преобразовать. И получить в итоге уравнение или неравенство, чертеж или схему из вашей «базы».

Да, кстати, повторите формулы сокращенного умножения – они вам точно пригодятся.

При подготовке к физике надо много внимания уделить теории (физику надо именно понимать, чтобы хорошо решать задачи) и практике решения задач. Не зацикливайтесь только лишь на тестах ЕГЭ, обязательно используйте популярные сборники задач (Рымкевич и другие).

Уясните, что невозможно хорошо сдать физику, если плохо знаешь математику. И еще приобретите заранее хороший, «взрослый» калькулятор – он гораздо эффективнее, чем тот, что есть у вас в телефоне.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому и литературе

Заведите себе такое правило: раз в неделю делайте части А и В из тестов ЕГЭ по русскому языку, раз в 2 недели пишите сочинение. И если хотите получить высокий балл, выбирайте самые сложные варианты тестов и сочинений.

Уделите особое внимание повторению орфограмм (в том числе слитному, раздельному и дефисному написанию слов), знакам препинания на стыке союзов, морфологии – очень много школьников «засыпается» на этом.

С литературой все предельно ясно: читать и еще раз читать. И не краткие пересказы (в них часто встречаются ошибки), а первоисточники. Еще повторите теорию литературы, биографии писателей. Полезно выписывать понравившиеся вам цитаты из произведений. Можно даже завести себе такой специальный литературный дневник для этого. Заносить в него тезисами тему и идею произведения, имена персонажей, основные события, цитаты. Все это поможет вам при повторении: можно быстренько пролистать накануне экзамена и освежить материал в памяти.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию

Когда готовитесь к истории, выносите даты, имена исторических личностей, важные события на карточки. Так и запоминается лучше, и повторять удобнее. Постарайтесь, чтобы львиная доля времени (до 80%) уходила на чтение пособий. И только оставшаяся его часть – на тренировочные тесты. Кстати, если завести себе карту или атлас, на которые можно наносить исторические области, схемы сражений и т.п., запоминать эти события станет проще. И вспомнить их потом окажется легче.

Попробуйте еще пересказывать прочитанное кому-нибудь, да хотя бы и себе самому, вслух. Это тоже упрощает запоминание. Этот же метод верен и для обществознания. Только тут вам потребуются не только школьные учебники, а еще и книги по экономике, социологии, культурологии, политологии. А еще текст Конституции и словари.

Информацию к каждому вопросу собирайте в отдельную папочку, для каждого можно также набросать краткий план ответа.

Чтобы легче запомнить термины, выписывайте их на карточки. Можно даже развесить их на самоклейках по дому, чтобы чаще попадались на глаза.

И не забывайте держать руку на пульсе событий: следите за новостями общественной жизни. Ведь для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию вам потребуется широкий кругозор и наличие собственного мнения. Учитесь не только запоминать, но и думать, анализировать.

Письменная контрольная работа в аудитории

Такая форма отчётности распространена у студентов-заочников, которым предлагается билет с несколькими практическими заданиями (обычно 4-6 штук). Тут всё просто. Берём листок бумаги и пишем задачи, которые ожидаются, например, на экзамене по высшей математике:

1) Решить задачу по аналитической геометрии;
2) Выполнить действия с матрицами;
3) Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера;
4) Вычислить предел;
5) Найти производную;
6) Исследовать функцию и построить её график.

Пункт №6 сразу получает низший приоритет – это слишком длинное задание, в котором нужно знать и уметь много чего. Пункт №1 из той же оперы: различных задач по АнГему много, и освоить всю программу (если у вас было 2,5 занятия) – нереально.

Итак, всё длинное, сложное, «ресурсоёмкое» помещаем в конец очереди.

Это вообще фундаментальное правило.

Теперь приступаем к изучению тех тем, которые осваиваются быстрее всего. Это Пункты №№3, 2, 5, и чуть больше времени уйдёт на Пункт №4. Но здесь есть ещё такой момент: некоторые задания могут оказаться трудными ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Так, например, некоторым проще даются пределы, а некоторым производные. В этом случае следует понизить приоритет «проблемной» темы. Попросту говоря,

если начинается какой-то «затык», то спокойно пропускаем задачу и переходим к следующей

В условиях ограниченного времени это непреложное тактическое правило!

Если осталось время, смотрим на задания №1 и 6, но, повторюсь, качественно их освоить нереально. Помочь здесь может время (которого нет) или предэкзаменационные занятия, где преподаватель разбирал какие-то конкретные геометрические задачи. В этом случае есть смысл уделить время именно этому типу задач.

Кто хочет быстро подготовиться по озвученным темам может воспользоваться вышеприведёнными ссылками, ну а мы продолжаем:

«Классический» экзамен с билетами

Билет такого экзамена, как правило, включает в себя первое второе и компот два теоретических вопроса и практическое задание.

Как у вас дела с практикой по предмету? Если плохо, то это плохо; в различных статьях я неоднократно подчёркивал, что практические задания – это мощная «линия обороны», которая может здОрово выручить, если вы отчаянно «плаваете» в теории. Впрочем, тут уже нет времени что-либо изменить, и поэтому мы начинаем предварительный просмотр теоретических вопросов, пусть их будет 50 штук. Но просматривать мы их будем не просто так – берём лист бумаги, расчерчиваем его на три колонки и пишем заголовки: «лёгкие вопросы», «средние», «плохие». Сделайте это прямо сейчас! Есть? Отлично!

Каждый вопрос изучается по следующей схеме:

Сначала выделяем центральное понятие, читаем его определение и сами себе отвечаем на вопрос: что это такое? Или кто. Пусть это будет, например, кошка. Ваша задача состоит в том, чтобы ПОНЯТЬ: кто такая кошка? И ни в коем случае не нужно пытаться что-то запомнить – здесь важно ОСОЗНАТЬ существенные признаки, которые однозначно определяют именно кошку. Ну вот, кстати, первое предложение из указанной по ссылке Вики-статьи мне сразу не нравится (на момент просмотра мной этой статьи):

«Кошка, или домашняя кошка (лат. Félis silvéstris cátus) – домашнее животное…» – во-первых, кошки бывают не только домашними, и, во-вторых, не все домашние животные – кошки.

Прежде всего, здесь следует сказать:
Кошка – это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных (отвечаем на вопрос КТО это такая?) и только потом говорим о том, что, как правило, это животное-«компаньон» человека.

Далее пробуем осознанно воспроизвести определение вслух. Ничего страшного, если получится неточно и «своими словами». Даже если на экзамене вы только и вспомните, что «Кошка – это животное, у которого есть усы и хвост», то преподаватель начнёт «вытягивать» из вас определение наводящими вопросами: к какому классу, семейству, отряду относится это животное.

Кстати, классу млекопитающих, семейству кошачьих и отряду хищных, скорее всего, посвящены 3 других теоретических вопроса. Вот почему очень важно просмотреть ВСЕ вопросы и разобраться в их ключевых понятиях. А ещё потому, что незнание ключевых понятий курса просто «выбешивает» преподавателей, и во многих случаях это автоматический «неуд».

После того, как мы разобрались с понятием Кошки, бегло просматриваем основные кошачьи особенности, классификации, теоремы и другие важные вещи.

Следует отметить, что в точных науках это сделать сложнее – по той причине, что здесь меньше «пространства для манёвра», а стало быть, определения, теоремы придётся ОСОЗНАВАТЬ точнее ;) Хотя, определение той же производной тоже можно дать не единственным способом и тоже своими словами.

На всё про всё тратим около 5 минут и записываем название вопроса в наш контрольный листок, например, в колонку «Лёгкие вопросы», после чего переходим к изучению следующего вопроса.

Уже через несколько часов вы будете что-то знать по каждому вопросу экзамена!

И это ценно ещё тем, что на экзамене, скорее всего, зададут дополнительные устные вопросы, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в теме.

И ещё раз подчёркиваю – никакой «зубрёжки»! А в точных науках это вообще величайший грех, и у студента, который хотя бы пытается что-то сообразить, сформулировать, вывести – гораздо больше шансов, чем у того, кто идеально, но бездумно вызубрил все лекции.

Итак, пусть в результате предварительного анализа у нас получилось 10 лёгких, 25 обычных и 15 сложных вопросов.

На следующем этапе

начинаем прорабатывать эти вопросы детальнее. Но опять же не просто так: для каждого вопроса, а ещё лучше билета с 2 вопросами составляем на отдельном листке конспект-«крокодил», в который записываем и снова осознаём основные определения и пункты того или иного вопроса. Причём, если вам что-то не понятно по «гуманитарной части», то это лучше пропустить – это лучше, чем бездумно «ляпнуть» об экзистенциализме кошачьего бытия, после чего вас «уложат на лопатки» (помним, что непонимание – грех!). Но вот в точных науках непонятные вещи в конспект включаем – есть шанс, что разберётесь в них (хотя бы частично) прямо на экзамене.

С каких билетов начать? Конечно с лёгких, которые содержат лёгкие и «средние» вопросы. Если времени совсем в обрез, то готовим «легчайшие» билеты, тут уж сколько успеете. С «плохими» билетами возиться вообще нет смысла, их бегло и в общих чертах просмОтрите перед экзаменом

Особая ценность такой подготовки состоит в том, что она выполняется собственноручно. Не нужно недооценивать механическую память – многое запомнится! И быстро вспомнится, если вам удастся хотя бы на пару минут заглянуть в заготовленный «крокодил».

Кстати, по этой причине крайне не рекомендую делать шпаргалки в Вёрде, что-то записывать на диктофон или использовать другие достижения прогресса. Только собственная голова, собственные руки и собственные ноги – чтобы смочь уйти на них с экзамена =)

Ещё одна популярная форма зачёта или экзамена – это

Готовимся к бессонной ночи: что может пригодиться

Когда время подготовки ограничено, нужно позаботиться обо всем необходимом заранее. Рекомендуется:

  1. завершить все домашние дела;
  2. пообщаться с родственниками и друзьями, чтобы они позже не отвлекали от занятий;
  3. подготовить одежду на утро.

Ночь – не время для бодрствования. Провести ее над учебниками будет сложно. Чтобы немного упростить ситуацию, следует заранее заварить кофе или крепкий чай. Можно купить энергетический напиток. Он поможет некоторое время чувствовать себя бодро.

Не стоит запасаться бутербродами или другой тяжелой пищей. Уверены, что захочется перекусить? Подготовьте черный шоколад и орешки. Они стимулируют мозговую деятельность и утоляют голод.

Как быстро подготовиться к экзамену