Как подготовиться к экзаменам в 9 классе по обществознанию

Как подготовиться к экзаменам в 9 классе по обществознанию

Содержание

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору. Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?

«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты. По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку». Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение. Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах. Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21 Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.
Задание № 22 Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.
Задания № 23, № 24 Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.
Задание № 25 Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка.

Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?

Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.

Задание № 26 Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задания № 27, № 28 Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание № 29 Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.
Задания № 30, № 31 В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что…». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.

Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «…потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

Какая структура тестовых заданий по обществознанию?

Экзаменационный билет по обществознанию включает в себя 31 задание, где 20 первых имеют стандартный уровень сложности и предполагают выбор одного из 4-х вариантов ответа, 5 тестов среднего уровня сложности, где учащиеся должны установить взаимосвязь между определенными терминами либо кратко ответить на вопросы самостоятельно. Последние шесть заданий наиболее сложные. Для их выполнения выпускники должны дать развернутые ответы на ряд поставленных вопросов и провести анализ приведенных явлений.

Как готовится к тестам самостоятельно?

Учащиеся могут готовиться к тестам путем повторения материала из учебников либо с помощью специальных пособий, предназначенных для подготовки к экзаменам. Чтобы проверить уровень своих знаний на текущем этапе, выпускники могут пройти пробное тестирование по обществознанию на сайте онлайн. Их преимущество состоит в том, что они совершенно бесплатны, а для их прохождения не надо регистрироваться. На сайте постоянно появляются новые тесты, структура и сложность которых идентична реальным экзаменационным заданиям.

С помощью демонстрационных тестов учащиеся могут проводить периодический мониторинг своих знаний, выявлять существующие пробелы в обучении и намечать для себя направление дальнейшей подготовки. Преимущество таких сайтов состоит в предложении учащимся материалов для подготовки, наиболее актуальных за текущий год.

Готовимся с репетитором

Зачастую выпускнику при подготовке к экзамену тяжело систематизировать большой объем материала, выявить нужное и отсеять лишнее. К тому же большинству тяжело себя заставить помимо выполнения школьных домашних заданий еще заниматься дополнительно без какого-либо контроля со стороны.

Поэтому более эффективным вариантом может стать подготовка к ГИА (ОГЭ) по обществознанию с репетитором.

Подготовка к экзамену по обществознанию с преподавателем в группах

План подготовки к ГИА (ОГЭ) по обществознанию с преподавателем в группах делится на три этапа.

На первом этапе устраняются пробелы в знаниях теории обществознания, и подготавливается база для выполнения тестовых заданий первого уровня. С этой целью в первую неделю обучения ученики проходят тест, включающий в себя информацию, которую они получили в 5-9-м классе. Ученики ознакомлены с целью проведения этого мероприятия, что дает возможность правильного планирования работы на ближайшее время и выявления наиболее проблемных тем.

Тех, кто не смог пройти тесты на достаточно высоком уровне, приглашают на дополнительные занятия, предполагающие повторение теоретической базы и решения заданий с детальным разъяснением педагога. Также ученикам предлагается эффективный план для самостоятельной подготовки к ГИА (ОГЭ) в свободное от занятий с репетитором время.

Обучение начинается с выделения тем, входящих в структуру экзаменационных заданий. Далее подбираются материалы, дающие выпускникам возможность последовательного повторения курса обществознания. Подготовка к экзаменам не начинается сразу с прохождения тестовых заданий экзамена, поскольку материал в них не соответствует структуре и программе школьного курса. К этому учеников приводят после того, как они достаточно владеют теоретической базой.

  1. Однако прежде, чем начать непосредственную подготовку, репетитор детально знакомит учеников с условиями проведения ГИО, что дает им возможность понять, как организована экзаменационная работа и какие критерии ее оценки.
  2. На втором подготовительном этапе учащимся предлагается решить задания первого уровня, которые будут встречаться на экзамене. Ученикам выдаются индивидуальные тесты, составленные лично педагогом или с помощью специальной программы. После их выполнения педагог подробно разбирает и объясняет ошибки, которые учащиеся допустили в ответах.
  3. На третьем этапе осуществляется заключительная подготовка. После успешного закрепления материала, необходимого для прохождения первой части экзаменационной работы, проводится изучение информации для выполнения тестовых заданий 2-го и 3-го уровня.

Тематическая подготовка с репетитором индивидуально

Для подготовки с нуля лучше всего подойдут индивидуальные занятия с репетитором. Их преимущество состоит в возможности преподавателя направить все свое внимание на одного учащегося, выявить существующие у него пробелы в знаниях и разработать стратегию обучения с учетом его индивидуальных особенностей. Методика подготовки к ГИА с преподавателем на частных уроках предполагает решение заданий разного уровня сложности и глубокое погружение в тему.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся

Основные проблемы, с которыми школьники могут столкнуться с выбором способа подготовки к экзаменам по обществознанию, математике или другим предметам, состоят в том, что стоимость занятий с репетитором может быть достаточно высока, однако он при этом не несет ответственности за успешную сдачу экзамена своего подопечного. У педагога, преподающего предмет в школе, есть интерес в том, чтобы его ученики выполнили на высокий бал экзаменационную работу, но зачастую он не способен предоставить весь необходимый объем знаний в рамках школьной программы.

Специалисты центров подготовки к экзаменам при ВУЗах заинтересованы, как правило, только в получении коммерческой прибыли. Обучение с помощью пособиям по обществознанию может быть неэффективным, поскольку материал в них зачастую подается сложным для восприятия языком, при этом информация может быть устаревшей.

Прохождение специализированных курсов

Элективные курсы

Элективный курс подготовки к ГИА по обществознанию направлен на закрепление знаний, полученных в общеобразовательной школе и их систематизацию.

Основные задачи курса состоят в:

  • формированию у учеников интереса к предмету;
  • кратком повторении предмета;
  • знакомстве со структурой экзаменационных заданий и требованиями, предъявляемыми к их выполнению;
  • помощи в решении заданий экзаменационной работы;
  • развитии способностей к выполнению заданий высокого уровня сложности;
  • формировании навыков работы с инструкциями, которые регламентируют проведение ГИА в целом, эффективного распределения времени на все задания, правильного оформления решений с написанием развернутых ответов;
  • психологической подготовки выпускников к экзамену;
  • развитии у учащихся способности решать проблемные, логические и творческие задачи, которые отражают проблемы текущего времени.

В программу курса включены 3 части:

  • изучение теории и повторение школьного материала;
  • ознакомление с методикой выполнения заданий всех уровней сложности;
  • прохождение тестового практикума.

Дистанционная подготовка к ГИА

Наиболее эффективным методом подготовки к экзаменам по обществознанию, биологии или математике считаются занятия с репетиторами онлайн. Основное преимущество этого метода заключается в возможности обучения с лучшими педагогами различных ВУЗов России, не покидая пределы своего дома. Для родителей учеников это несомненный плюс, поскольку им не нужно давать ребенку деньги на проезд, при этом они могут контролировать процесс его обучения. Участнику курсов не нужно никуда ехать с целью задать преподавателю важный вопрос и прояснить для себя сложные и непонятные моменты – он может это сделать, сидя в кресле за своим компьютером.

На сайте есть возможность подобрать преподавателя по любому предмету нужного уровня квалификации, отвечающего всем необходимым требованиям. Это можно осуществить путем изучения анкет разных кандидатур и выбора среди них лучшей. При всех неоспоримых достоинствах такого вида обучения стоимость онлайн-курсов по обществознанию, математике, иностранному языку или биологии значительно ниже, чем подготовка к ГИА по обществознанию с репетитором, предусматривающая классический формат обучения.

Использование интерактивных методов преподавателями специализированных курсов – еще одно их важное преимущество, позволяющее повысить заинтересованность школьника к урокам и надежно закрепить в их голове всю необходимую информацию.

Специализированные курсы Фоксфорд и Lancman school

Специализированными курсами для подготовки к ГИА по обществознанию, математике и другим предметам, способными дать максимально действенный результат считаются Фоксфорд и Lancman school.

Их основные преимущества заключаются в:

  • проведении занятия с преподавателями, имеющими огромный опыт подготовки учеников к успешной сдачи экзаменов;
  • использованию интерактивных учебников;
  • небольшом количестве учащихся в группе, что дает возможность педагогу уделять достаточно времени каждому ученику;
  • нацеленности в обучении на достижение высоких результатов;
  • постоянном закреплении пройденного материала путем выдачи заданий для подготовки после урока;
  • удобстве и комфорте проведения занятий (изучать предмет, находясь в уютной домашней обстановке, приятнее, чем сидя за жестким стулом школьной парты);
  • регулярном мониторинге знаний учеников, дающем возможность выявить и устранить пробелы в знаниях;
  • формирования расписания занятий, исходя из предпочтений участников курсов.

Используя интерактивные методы, репетитор пробудит в вашем ребенке неподдельный интерес к предмету «человек и общество», благодаря чему полученные знания надолго останутся в его голове. Еще одно преимущество такого метода обучения состоит в том, что у родителей есть возможность контролировать процесс подготовки ребенка к ГИА и помогать ему в правильном распределении своего времени.

Учащиеся могут не только приобрести отличные знания по предмету, которые дадут возможность сдать экзамены на высший бал, но и продолжить облучение с целью углубленного изучения биологии.

В случае отсутствия времени на подбор репетитора по биологии путем изучения всех анкет, напишите нам, и мы подберем вам педагога, соответствующего вашим требованиям.

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию

Экзамен состоит из 24 заданий: 17 с кратким ответом и семь с развёрнутым. На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).

Как готовиться и на что обращать внимание

Обществознание — самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех. Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что это лёгкий предмет, да и в школе по нему у вас всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно. Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя — нужно оперировать специальными терминами. Наконец, обществознание — это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало — нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.

Теорию можно поделить на пять основных тем:

— Человек и общество. Духовная культура

— Экономика

— Социальная сфера

— Сфера политики и социального управления

— Право

Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, придётся их учить. Поможет в этом сборник П. А. Баранова — там есть вся необходимая для экзамена теория.

Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты. А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена. Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».

За что снимут баллы?

Всего за экзамен можно получить 35 первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:

— 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях 

— 1 балл за искажение смысла в заданиях

Как подготовиться

Слово обществознание на фоне других слов

Особенность подготовки к ОГЭ по обществознанию в том, что для сдачи экзамена недостаточно просто проштудировать школьные учебники. Необходимо еще и обладать определенными жизненными навыками, социальным опытом и способностью к самостоятельным рассуждениям. К сожалению, многие ученики в возрасте 14-15 лет не интересуются общественной жизнью, политикой, правовыми вопросами и нередко видят внешний мир через экран своего смартфона. Это создает дополнительные трудности на испытании.

Немалое значение имеет систематичность занятий и добросовестность ученика. Несмотря на то, что обязательные предметы ОГЭ забирают больше времени, нужно выкраивать хотя бы по паре часов 1-2 раза в неделю, чтобы подтянуть обществознание. Если школьный учитель не дает необходимой подготовки, можно записаться на курсы или пригласить репетитора, который поможет определиться с приоритетами и выстроить траекторию занятий.

Самостоятельно готовиться к ОГЭ по обществознанию помогут советы педагогов:

  • Если предмет дается ученику легко, начинать целенаправленную подготовку можно и за 2-3 месяца до экзамена. В остальных случаях лучше выделить на это больше времени;
  • Теоретическую часть можно повторять по учебникам и справочникам, просматривать ролики в YouTube, видеоуроки.
  • Каждую пройденную тему необходимо закреплять выполнением упражнений. При этом желательно брать максимально сложные вопросы, после которых задания ОГЭ не доставят особых проблем.
  • При решении тестов опираться на свою память, не упрощать себе задачу, списывая или подглядывая.
  • Обратить внимание на терминологию и отработать стандартные шаблоны для формулирования ответов.

Практика показывает, что из-за небольшого жизненного опыта тяжелее всего девятиклассникам даются вопросы, касающиеся права, политики и экономики. В то же время, задания касающиеся взаимоотношений человека и общества, социальных конфликтов, а также семьи не вызывают особых затруднений.

Демоверсия

Демоверсия ОГЭ по обществознанию доступна на сайте ФИПИ с конца осени. Этот документ содержит в себе описание того, как будет проходить экзамен, какого типа вопросы включены в контрольно-измерительные материалы, и как на них отвечать. Ученик получает возможность поработать с экзаменационным бланком, что придает уверенности на реальном испытании.

Также при помощи демонстрационного варианта можно выявить пробелы в знаниях. Для этого школьнику нужно попытаться выполнить все предложенные задания за лимитированное время, после чего сверить полученные результаты с ответами, содержащимися в демоверсии. На темы, которые вызвали затруднения, стоит обратить особое внимание при подготовке.

Кодификатор

Кроме демоверсии, на сайте ФИПИ обязательно нужно скачать кодификатор. Без него подготовка к экзамену будет напоминать русскую рулетку: можно проштудировать тему, которой на ОГЭ не будет, но при этом не обратить должного внимания на важный раздел. Чтобы знать наверняка, какие требования предъявляются к учащимся, необходимо брать информацию только из кодификатора, который состоит из двух разделов.

Первая часть описывает основные проверяемые на экзамене знания и умения девятиклассника, которыми он должен обладать после освоения школьной программы. Назовем некоторые из них:

  • знание сущности и основных сфер жизни общества, социальных свойств человека и социальных норм, регулирующих отношения в обществе;
  • умение выделять существенные признаки социальных объектов, сравнивать их, выявлять различия и общие черты, объяснять взаимосвязи между ними;
  • способность оценивать поведение человека, приводить примеры социальных отношений, а также ситуаций из разных сфер жизни, регулируемых социальными нормами;
  • навык поиска необходимой информации в разных источниках и решения практических задач на основе изученного материала.

Вторая часть более конкретна и содержит перечень тем, которые будут проверяться на ОГЭ. Все они разбиты на шесть разделов:

  • Человек и общество (природа и деятельность человека, сферы общественной жизни, общение, межличностные отношения, конфликты).
  • Сфера духовной культуры (наука, образование, религия, свобода совести, гуманизм, мораль).
  • Экономика (экономические системы, ресурсы, собственность, рыночные механизмы, предпринимательство, деньги).
  • Социальная сфера (семья, социальные нормы и ценности, здоровый образ жизни, межнациональные отношения).
  • Политика и социальное управление (формы государства, политический режим, разделение властей, выборы, гражданское общество).
  • Право (правоотношения и правонарушения, конституция и устройство РФ, органы власти, права и свободы граждан, виды ответственности).

Как видим, экзамен по обществознанию носит комплексный характер и объединяет самые разные компоненты. Поэтому мало будет просто прочитать учебники, необходимо также развивать свой кругозор и формировать собственную систему взглядов на мир.

Ресурсы для подготовки

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию публикуются в разном виде. Сначала нужно внимательно изучить информацию из официальных источников. Речь идет, в первую очередь, о кодификаторе, спецификации и демоверсии экзамена. Самые полные и актуальные документы оперативно размещают на порталах Федерального института педагогических измерений и «ГИА9». Не стоит рисковать и пользоваться данными с непроверенных сайтов.

Что касается учебников, то лучше всего брать пособия, выпущенные непосредственно в год проведения экзамена. Однако для отработки заданий по темам можно использовать и тесты прошлых лет. Педагоги рекомендуют опираться на следующие издания:

  • П.А. Баранов «Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ»;
  • Л.Н. Боголюбов «Обществознание» (учебники для 8 и 9 класса);
  • О.В. Кишенкова «ОГЭ-2020. Обществознание. Сборник заданий»;
  • С.А. Маркин «Обществознание. ОГЭ. Полный справочник школьника»;
  • С.М. Гришкевич «Наглядный справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Обществознание».

Кроме учебников, необходимо внимательно изучить Конституцию РФ. На экзамене обязательно будут вопросы, связанные с закрепленными в ней нормами. Кроме того, именно из этого источника можно получить самую полную информацию о полномочиях различных государственных органов страны.

Интернет также может стать отличным инструментом для подготовки школьников к ОГЭ. Существует множество сайтов, предлагающих необходимые материалы. Главное, чтобы тесты соответствовали требованиям, утвержденным для экзамена в текущем году, поскольку в нормативную базу регулярно вносятся изменения. Среди наиболее надежных интернет-ресурсов, заботящихся о своей репутации, можно отметить «ЯндексРепетитор» и «Сдам ГИА». Здесь ученикам предлагают огромное количество тренировочных заданий с возможностью самостоятельно сформировать для себя вариант теста.

Как сдать

На сдачу ОГЭ по обществознанию выделяют 180 минут (3 часа). Контрольно-измерительные материалы включают 24 задания, из которых 17 – с кратким ответом, а еще 7 – с развернутым. В процессе испытания учащийся может пользоваться только ручкой и черновиком.

Краткие ответы заносятся в бланк №1. Это может быть цифра, указывающая на номер правильного варианта (№2–5, 7–11, 13, 14, 16–18), последовательность цифр (№15, 19), слова или словосочетания (№20). Каждый символ записывается яркими черными чернилами в отдельную клеточку, запятые или иные дополнительные знаки не допускаются. Эти требования введены для облегчения проверки при помощи автоматизированной системы.

Ответы на задания второй части школьники должны сформулировать самостоятельно и записать в бланк №2. Их оценивание проводится экспертами по утвержденным критериям.

Задания КИМ охватывают все разделы пройденного учащимися курса, по каждому из них предусмотрено по 2-3 вопроса. Более сложные требуют понимания сущности и характерных признаков общества, умения искать нужную информацию в графиках и таблицах, сравнивать различные процессы и явления. Вопросы №21-24 представляют собой комплексное задание по предложенному тексту. Оно состоит в поиске нужных сведений, составлении на их основе плана, анализе полученных данных и соотнесении их с собственными знаниями.

С 2020 года была изменена логика построения экзамена по обществознанию за 9 класс. За основу теперь взят деятельностный подход, требующий от ученика не только знания школьной программы, но и сформированности разных социальных умений. Количество заданий с выбором варианта ответа было уменьшено. Вопросы, требующие расширенного ответа, дополнены проверкой способности школьника раскрывать сущность общественных отношений и анализировать статистическую информацию.

Общая информация об экзамене


ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения  данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.