Как подготовиться к устному экзамену в вузе

Как подготовиться к устному экзамену в вузе

Итак, как же подготовиться к устному экзамену?

Список вопросов формируется по темам, которые вы уже прошли. Соответственно, информация уже пройдена вами и в теории вам нужно только все повторить. Если информация категорически не отложилась в вашей памяти, следует начать подготовку как можно быстрее.

Лучше делать это письменно, так вы запомните больше информации и заодно сформируете готовые шпаргалки.

Если вам важно сделать все быстро и правильно, а тратить время вы не хотите, обратитесь к специалистам на «Напишем», исполнители подготовят для вас ответы на вопросы, а также помогут сдать устный экзамен.

Все мы разные, поэтому выбирая стратегию подготовки к экзамену, главное не прогадать. Как сделать выбор? Все просто, оттолкнитесь от своих индивидуальных особенностей. Вы аудиал? Отлично, вам подойдет чтение информации вслух, а если вы кинестетик — садитесь писать по своим конспектам шпоры и к ним же составьте форму ответа.

Некоторые используют карту мыслей. Это интересный способ, который некоторые упускают из виду. С ним можно освежить знания, изучить структуру вопроса, и по итогу сформулировать ответ. Ментальные карты способствую качественно запоминать информацию, даже спустя время эти знания останутся у вас в голове.

Список вопросов перед вами, и вы не знаете, что учить первым? Лучше конечно же начать с самых трудных. На них потребуется больше времени, на этом этапе, вы все еще бодры, поэтому у вас будет больше сил на изучение. После того как со сложными вопросами решено, смело переходите к более легким, или к тем, ответы на которые вы знаете хоть немного. Не забывайте делать пометки ключевых моментов на бумагу, таким образом вы сформируете пускай и короткие, но лаконичные и по делу ответы. Эти ответы можно будет использовать в качестве шпаргалок.

Важно понимать, а не запоминать, что это значит?

В этом вопросе, уже есть ответ. Когда вы запоминаете или скорее «зазубриваете» материал, у вас нет полного плана ответа в голове, то есть вы просто заучили текст. В случае, если ваш ответ не понравится преподавателю, за ним последуют вопросы по теме, а это может еще больше «закопать» студента. Заучивание информации помогает, но не всегда. Лучше, если вы разберете вопрос со всех сторон и у вас будет понимание, о чем идет речь, и какая главная мысль этого вопроса. Найдите логическую связь, подумайте об ассоциациях. Конечно, в билетах всегда есть информация, которую нужно определенно выучить, это даты, определения и т.п. И, если вы уже логически все понимаете, их не придется усиленно зазубривать.

Методика подготовки «3-4-5»

Рассмотрим, как студент может подготовиться по данной методике, итак:

  1. День первый. Метод работающий в условиях, если вам нужно подготовиться к сдаче за несколько дней. Первый день отводят на чтение конспекта, условно это значит, что вы просто повторяете материал и вам нужно время освежить знания, условно вы можете ответить уже на тройку.
  2. День второй. Разбираетесь с теми вопросами, но включаете в свою подготовку учебники и иные источники, если нужно. Это позволяет вникнуть в суть вопроса, понять его и составить ответ. Условно вы уже знаете ответ на четверку.
  3. День третий. Ответы готовы и условно, вам нужно довести их до идеальных. Повторно разбираете, отвечаете, заполняете пробелы. Этот день заключительный, и это значит, что вы полностью подготовлены и ответить можете на 5.

Итого получаем: два дня на изучение, и один день на повторение материала.

Время, время…Его бесконечно мало, когда готовишься к экзаменам. Поэтому не нужно длительное время сидеть над одним вопросом, ограничитесь важными деталями, выучите определения, поймите суть и двигайтесь дальше.

Работа в группе

Нельзя игнорировать помощь сокурсников. Если вы знаете учащихся у которых в конспектах собрана полная информация по списку вопросом, скооперируйтесь и готовьтесь вместе. Это значительно упростит вам жизнь, обсудить вопросы можно будет в прямых дискуссиях. Если же взаимопомощь в группе не налажена, можно попросить конспекты и студентов старших курсов.

Важно придерживаться тайминга при подготовке. Определите для себя комфортное время и придерживайтесь его. Например, на подготовку одного билета вы тратите примерно 20-30 минут, следите за этим и вы без труда успеете повторить и разобрать всю информацию.

Еще несколько советов по подготовке к устному экзамену:

  • во время подготовки к экзамену, делаете перерывы, отдыхайте. Постоянное сидение и зубреж очень скоро утомят и у вас не будет сил;
  • выходите на свежий воздух, гуляйте. Это поможет немножко отвлечься и структурирует ваши мысли;
  • если работа с сокурсниками не сложилась, но дома у вас есть, брат, сестра, родители, попросите кого-то с вами позаниматься. Так в формате реального времени получите вопросы, на которые нужно будет дать ответы. В случае, если он будет не правильным, вам подскажут что не так;
  • избегайте стрессов, не нервничайте по пустякам, не переутомляйтесь физически;
  • сделайте свое рабочее место комфортным. В атмосфере покоя и домашнего уюта, вы сможете качественнее осуществить подготовку билетов;
  • шпаргалки — это неплохо, но, если вы никогда ими не пользовались, лучше на экзамене не рисковать. Велик шанс «спалиться» перед преподавателем;
  • вечерняя пробежка или просто ходьба не будет лишней, сидеть просто каждый день дома в заточении не решение вопроса;
  • будьте собраны, выйдите из всех соцсетей, на некоторое время ставьте на беззвучный мобильный, чтобы вас ничего не отвлекало.

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить.. 

Текст

Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. 
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. 
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. 
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска. 

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

  • труды по анатомии 

  • «лечебное питание» /морковка и рыбий жир/

  • военные медсёстры

  • гипсовая повязка

  • эфирный наркоз

  • атлас, по которому легко делать  операции на артерию

  • «чудесный доктор»

  • творил «чудеса»

  • не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

  • наставник

  • книги

  • современные студенты-медики

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.   

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

 поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Убедил в необходимости «лечебного питания».

Его называли «чудесным доктором»,  он творил «чудеса».

Его отличала не только  высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.   

Особое внимание в  пособии уделено  работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

  • алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

  • алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

  • интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

  • запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

  • любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

 Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

 Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

 - Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

 А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

 2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине. 

Что такое госы

Государственным называется экзамен, цель которого – проверка знаний учащегося и его готовности к выполнению профессиональных обязанностей. Он проводится исключительно по аккредитованным государством программам.

Студенты, изучавшие вынесенные на госэкзамен отдельные дисциплины или модули самостоятельно или по не аккредитованным государством программам, имеют право сдать ГИА экстерном в университете, институте, академии, которые ведут обучение по официально аккредитованным программам.

К государственной итоговой аттестации допускаются только учащиеся, полностью выполнившие общий или индивидуальный образовательный план и не имеющие академических долгов.

Виды и формы госэкзаменов

Согласно законодательству (приказ Минобрнауки РФ № 636) госэкзамены могут проводиться по одной или сразу нескольким профилирующим дисциплинам в двух формах:

  • устной;
  • письменной.

Сдача госов, как и защита ВКР, дистанционно не разрешается.

Результаты ГИА, проводившейся в устной форме, обнародуются в день экзамена, а организованной в письменном виде – на следующий рабочий день.

Как проходят гос экзамены

Госы в вузах проводятся в сроки, согласующиеся с учебным планом, по графику, предусматривающему перерывы не корче 7 дней. Начинаются итоговые испытания не позже 30 июня.Госэкзамен

В предэкзаменационный период в обязательном порядке:

  • проводятся консультации учащихся;
  • студентам выдается программа с перечнем вынесенных на госэкзамен вопросов;
  • озвучиваются рекомендации по подготовке и использованию вспомогательной литературы.

Программа госэкзамена предоставляется студентам минимум за полгода до назначенной даты и должна быть размещена на сайте вуза. Заочники получают вопросы для подготовки во время зимней сессии последнего курса обучения.

Для обеспечения максимальной прозрачности экзамена и объективности оценивания при проведении госа разрешено применение видео- и аудиозаписи. Целесообразность такой процедуры определяется руководством вуза с учетом мнения Студенческого совета.

Согласно пункту 6 приказа Минобрнауки № 636 студентам и всем привлеченным к проведению ГИА (преподавателям, ассистентам и т. д.) на экзамене запрещено иметь при себе и тем более использовать любые средства связи.

Основные этапы проведения:

  1. Независимо от формы проведения экзамена учащиеся вслепую вытягивают билет с заданиями.
  2. Подготовка к устному ответу должна длиться не меньше одного академического часа, на письменную работу положено до четырех академчасов.

Для студентов с ограниченными физическими возможностями по их заявлению длительность письменного экзамена может быть увеличена на 90 минут, а подготовки к устному – на 20.

  1. В ходе устного ответа комиссия может задавать дополнительные вопросы.

На устном госэкзамене должно присутствовать не менее двух третей от общего состава комиссии, на письменном – как минимум два члена ГЭК. Ее численность – не меньше четырех человек: двое – представители работодателей или профильные специалисты, остальные – это преподаватели, научные работники выпускающего вуза и других организаций.

Студенты, не сдавшие один госэкзамен по уважительной причине, допускаются к следующим, если они предусмотрены. В качестве веских оправданий при обязательном документальном подтверждении принимаются:Экзамен в ВУЗе

  • болезнь;
  • вызов на судебное заседание;
  • неотложные обстоятельства, потребовавшие исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • трудности, связанные с переездом к месту проведения ГИА, – отсутствие билетов, форс-мажорные погодные условия, задержки рейсов;
  • другие случаи, определенные уставом вуза.

Подготовка к гос экзаменам

Расписание государственных экзаменов вуз утверждает за месяц до их старта – и сразу начинается самое интересное: обостряется инстинкт самосохранения и студенты придумывают новаторские методики усвоения материала, массово строчат шпаргалки, дружно призывают «шару».

Чтобы получить хорошую оценку, продуктивнее придерживаться следующих несложных правил:

  • равномерно распределять нагрузку, достаточно отдыхать – переутомление отрицательно сказывается на сообразительности, памяти, способности концентрироваться;
  • пользоваться литературой, рекомендованной вузом для изучения в программе, содержащей вопросы по дисциплине, вынесенной на госэкзамен;
  • разработать собственную технику изучения материала (например, учить билеты по порядку или разбить на темы);
  • не следует бездумно заучивать ответы, информация усваивается лучше, если она осмыслена;
  • писать шпаргалки полезно, ведь процесс их кропотливого создания задействует различные виды памяти (зрительную, механическую, моторную и прочие).

Как подготовиться к ЕГЭ по истории

Для большинства школьников экзамен по истории ассоциируется исключтельно с ЕГЭ. Для того, чтобы максимально эффективно подготовиться к его прохождению, рекомендуем пройти онлайн тесты, созданные на основе демонстрационных вариантов представленых Министерством образования и науки в разделе "ЕГЭ по истории".

Далее мы раскажем, какие еще виды экзаменов бывают и какие способы наиболее эффективны к их подготовке. ЕГЭ в данном случае, не исключение!

Устный экзамен - самый распространенный

Самым распространенным типом экзамена является устный ответ на вопросы экзаменационного билета. Такой экзамен, безусловно, будет предложен абитуриентам‑историкам, а также всем, от кого ожидаются не формальные, достаточно глубокие познания в области истории: филологам, юристам, философам. Конечно, во всяком вузе существуют свои правила, поэтому необходимо уточнить форму экзамена в каждом конкретном случае. Мы же поговорим о подготовке к экзамену по истории России вообще; о подготовке к устному экзамену, а затем о специфике других форм экзаменов.

Узнав, что вам предстоит сдавать историю, первым делом позаботьтесь о том, чтобы приобрести программу по этому предмету, принятую в избранном вами вузе. Распространенное заблуждение — уверенность в том, что везде спрашивают примерно одно и то же. Это, разумеется, не означает, что каждый вуз требует знания какой-то своей истории России, однако акценты могут быть расставлены по‑разному. Так, от будущих юристов логично требовать более глубокого знания истории государственных учреждений и памятников русского права, от экономистов — эволюции хозяйства России, от журналистов — развития российской общественной мысли и периодической печати. Наконец, исторические кафедры даже в одном и том же вузе могут ожидать от абитуриентов не совсем одинаковых по содержанию знаний.

Как подобрать пособия для подготовки

После того, как программа получена, необходимо подобрать пособия для занятий. Тут возможно несколько вариантов. Весьма распространенным жанром учебной литературы являются пособия для поступающих. Скорее всего, без них не обойтись. Но опять-таки постарайтесь приобрести те книги, которые рекомендованы историками именно вашего вуза.

Как узнать, какие материалы нужны? Приобретая программу для поступающих, спросите об этом в приемной комиссии. Возможно, программа и учебник будут типовыми, но, скорее всего, вам предложат работы составителей билетов и экзаменаторов или то, на что они ориентируются. Если приемная комиссия такую информацию не предоставляет, имеет смысл поспрашивать знакомых, которые уже поступили в данный вуз. Очень полезно позаниматься, если позволяют обстоятельства, на краткосрочных подготовительных курсах, существующих почти при каждом вузе.

Почему все это так важно? Программа, рекомендованное пособие, курсы дадут представление о наиболее популярных у комиссии вопросах, принятой здесь расстановке исторических акцентов, тех или иных трактовках спорных событий и явлений. Однако, запомните: никакие пособия и курсы не дают возможности подготовиться к экзамену на “отлично”, если пытаться просто затвердить содержание “близко к тексту”.

Не пытайтесь уподобиться ученым попугаям, заучивая не понятые вами фразы. Экзаменатор быстро раскусит “фокус”, легко свернет вас с накатанного рассказа, поставит сначала вас в тупик, а потом и жалкое “удовлетворительно” в экзаменационный лист. И все это строго в пределах вступительной программы и доставшегося билета.

Все пособия для поступающих неизбежно страдают одним общим недостатком. Их авторам приходится раскрывать содержание родной истории за тысячу с лишним лет в очень сжатом объеме. Эти материалы представляют, так сказать, верхний слой знания, и, поверьте, на экзамене всегда видно, стоит ли  за ним глубина понимания и способность к анализу исторического процесса.