Как подготовиться к вступительным экзаменам в архитектурный вуз

Как подготовиться к вступительным экзаменам в архитектурный вуз

Содержание

Какие экзамены сдают в МАрхИ

Знаменитый московский институт — бесспорный лидер в сфере профессиональной подготовки архитекторов, ВУЗ с давней и богатой историей. Образовательный совет ЮНЕСКО единогласно признал валидацию программ «бакалавр архитектуры», «магистр архитектуры» и «магистр градостроительства» и аккредитовал их качество на международном уровне.

Архитектор — востребованная и перспективная профессия. По оценкам специалистов, число архитекторов на единицу населения в России в разы ниже, чем в странах Европы, и потребность в квалифицированных кадрах в стране высока.

Архитектор должен обладать как основательной инженерно-технической, так и гуманитарно-художественной базой. Именно поэтому программы высшего образования для архитекторов на год длиннее стандартного бакалавриата и магистратуры: бакалаврам архитектуры предстоит учиться пять лет, а степень магистра архитектуры или магистра градостроительства можно получить после семи лет обучения.

Абитуриенты, поступающие на архитектора, сдают вступительные экзамены по математике, русскому языку, черчению, академическому рисунку. Все испытания требуют значительных усилий и высокого уровня знаний, но традиционно именно художественный экзамен заставляет абитуриентов и их родителей волноваться вдвойне.

Во-первых, он проходит в течение двух дней, причем этапы длятся четыре и шесть часов. Во-вторых, критерии оценивания зачастую не вполне ясны родителям, не имеющим художественного образования, из-за чего, как это часто бывает в вопросах творчества, возникают опасения, что оценки носят высокую долю субъективности.

Рисуем гипсовую розетку

Сразу развеем эти опасения: субъективность при оценке художественных работ поступающих не выше, чем при выставлении оценок по другим предметам.

Эксперты из приемной комиссии руководствуются строгими критериями, которые опубликованы на сайте института и открыты для ознакомления.

Если абитуриент в течение достаточного времени целенаправленно и ответственно занимается с опытным преподавателем, который хорошо знаком с вступительными требованиями, ему будет ясно, как справиться с заданиями на достаточном для поступления уровне.

Помните: художественные вступительные испытания института объективно сложны. Абитуриенты должны показать себя с самой лучшей стороны: продемонстрировать не только высокий уровень владения техникой рисунка, глубокое знание и понимание теории, верную логику ведения работы, но и бережное и внимательное отношение к деталям и нюансам на каждом этапе. Без регулярных занятий с опытным педагогом, отлично знающим вступительные требования творческих институтов, продемонстрировать достаточные знания при поступлении практически невозможно.

Особенности подготовки к поступлению в институт на архитектора

Далеко не каждый ученик средних классов способен определиться с будущей профессией, чтобы сознательно поступить в художественную школу и начать готовиться постепенно и планомерно. Именно поэтому многие старшеклассники, которые выбирают профессию архитектора, сталкиваются с необходимостью в короткие сроки подтянуть навыки рисунка от руки или даже осваивать его с нуля.

Для тех, кто планирует поступать на архитектора, в зависимости от стартового уровня и возраста ученика, существуют несколько путей:
• Поступление и обучение в базовой школе при вузе с хорошей репутацией (например, школа № 2054 при Московском архитектурном институте).
• Подготовительные курсы при выбранном институте.
• Посещение художественных курсов или индивидуальных занятий с педагогом, хорошо знакомым с вступительными требованиями и правилами института, в который планирует поступать ученик.

Все перечисленные пути позволят подготовиться качественно и основательно, однако первые два варианта требуют определенного художественного уровня и не подойдут ребятам, которые начинают с нуля.

Поступление в школу № 2054 — также задача сложная и конкурентная, к которой необходимо готовиться заранее.

Получается, что все пути ведут на курсы, которые принимают ребят с любым начальным уровнем, — даже с нуля.

Занятия на курсах с опытным преподавателем станут прочной базой, которая обеспечит дальнейшее устойчивое развитие ученика и на которой будет построено также и его дальнейшее обучение в институте.

Абитуриенты на занятии

Как выбрать художественные курсы для абитуриентов творческих институтов

Выбирая преподавателя для подготовки к вступительным испытаниям, не стоит отталкиваться от цены и стремиться подобрать максимально дешевый вариант.

Важно помнить, что качественный образовательный курс не должен и может стоить дешево, ведь за ним стоит многолетний педагогический опыт, огромный объем практики, понимание психологических особенностей учеников, умение понятно объяснять сложные для восприятия вещи и найти к каждому пришедшему на занятия индивидуальный подход.

Советы по выбору художественных курсов:
• Узнайте, кто преподает на курсах, посмотрите работы преподавателя.
• В первую очередь ориентируйтесь на качество и результат. Выясните, достигли ли ученики, посещавшие курсы, поставленных целей, стабильны ли результаты, которые демонстрируют обучающиеся. Преподаватель всегда с гордостью расскажет об успехах своих учеников.
• Изучите цены, сравните несколько предложений курсов и индивидуальных занятий. Помните, что слишком низкая цена — серьезный повод задуматься о качестве.
• Если вы не имеете серьезного опыта рисования или художественного образования, постарайтесь проконсультироваться с профессионалом, мнению которого доверяете.

Курсы, 90 % учеников которых успешно сдают экзамены и поступают

К.Э. Арутюнова в течение 20 лет готовит учеников к поступлению в ведущие творческие школы, колледжи и институты столицы. На основе многолетней педагогической практики, в соответствии с вступительными требованиями и с учетом разного стартового уровня учеников, педагогом разработан специализированный авторский курс для поступающих.

Преподаватели курса готовят абитуриентов по следующим направлениям:
1) В государственные институты со специальностями по архитектуре: Московский архитектурный институт, ГУЗ, МИГАиК, МГСУ.
2) В государственные колледжи с программами по архитектуре.
3) В школу № 2054 (бывший «полтинник») и другие школы с углубленным изучением архитектуры.
90% учеников, которые занимаются на курсе К.Э. Арутюновой, успешно сдают рисунок и поступают в ведущие творческие учебные заведения столицы.

Как устроен авторский курс К.Э. Арутюновой

Авторский курс К.Э. Арутюновой создан для школьников 9-11 классов — как имеющих художественную базу, так и начинающих с нуля. Важной особенностью и преимуществом курса является то, что в ходе общих уроков преподаватель в обязательном порядке уделяет время каждому абитуриенту индивидуально.

Время, необходимое, чтобы подготовиться к поступлению, зависит от того, когда и с каким исходным уровнем знаний и навыков ученик приступает к занятиям.

Ученикам, занимавшимся ранее, достаточно годового курса, а тем же, кто начинает с нуля, потребуется не меньше двух лет занятий.

Конечно, мы рекомендуем запланировать начало занятий как можно раньше: это позволит предотвратить многие стрессовые ситуации, которых и так хватает старшекласснику. Каждому абитуриенту на занятиях преподаватель уделяет внимание индивидуально, а значит, чем раньше ученик начнет заниматься, тем больше навыков и уверенности в своих силах приобретет.

Занятия рисованием с нуля

Для того чтобы качественно подготовиться к поступлению в художественный ВУЗ с нуля, необходимо заниматься не менее 2-3 раз в неделю по 4 часа в течение двух лет. Однако зачастую ребятам требуется подготовиться к поступлению гораздо быстрее.
На этот случай для абитуриентов предусмотрена специальная программа: в дополнение к общему курсу ученик получит оптимальный именно в его ситуации объем индивидуальных занятий с преподавателем.

Исходя из начального уровня и темпа работы обучающегося с нуля, его еженедельная учебная нагрузка будет увеличена — ровно на столько часов индивидуальных занятий, сколько ему необходимо, чтобы получить отличный результат.

Таким образом, абитуриент сможет подготовиться к поступлению даже за шесть месяцев, чтобы как можно быстрее догнать выпускников художественных школ, уже имеющих навыки в рисунке, живописи и композиции.

Результаты занятий на курсе

Благодаря занятиям на курсе учащиеся уверенно овладеют приемами академического рисунка и многократно отработают темы, с которыми чаще всего сталкиваются во время экзаменов абитуриенты. Ребята прочно усвоят теоретическую базу и получат тот объем практики, с которым поступающий имеет шансы получить наивысший балл.

Планомерная работа над техникой и композицией, последовательное изучение и освоение художественных норм и правил, возможность увеличить интенсивность занятий и получить личную консультацию по наиболее сложным темам — все это является залогом качественной успешной учебы без стрессов и разочарований.

Отработка заданий экзаменов прошлых лет

На занятиях по рисунку особое внимание ребята уделяют отработке заданий, которые в прошлые годы выполняли во время экзаменов абитуриенты, поступающие в московские институты на архитектора.

Отработка экзаменационных заданий прошлых лет является важной частью авторского курса К.Э. Арутюновой.

Это наилучший путь осознать и прочно усвоить требования, которые предъявляют к работам поступающих эксперты приемной комиссии, и отточить порядок ведения работы и технику исполнения.

Зачем нужны вступительные экзамены, если есть ЕГЭ?

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) проводятся для проверки и выявления:


  • знаний по профильному предмету;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи, находить взаимосвязь между предметами и явлениями;
  • творческих способностей;
  • культурного уровня, умения ориентироваться в актуальных вопросах искусства, культуры и спорта;
  • уровня физической подготовки;
  • мотивации при выборе профессии.

Цели различаются в зависимости от выбранного факультета.

Специальности, для которых проводятся ДВИ

Творческие, профессиональные и другие вступительные экзамены могут проводиться для направлений подготовки, связанных с:


  • медицинскими специальностями (стоматология, лечебное дело, педиатрия);
  • педагогическим и специальным образованием;
  • физической культурой и спортом;
  • филологией;
  • искусством и культурой (литературное творчество, изящные искусства и др.);
  • дизайном и архитектурой;
  • музыкальным образованием (искусство эстрады, дирижёрство и др.);
  • театральной, актёрской, продюсерской деятельностью (киноведение, сценография и т. д.);
  • другими творческими специальностями.

В первую очередь ознакомьтесь с информацией на сайте выбранного вуза: правила поступления обязательно содержат информацию о проведении ДВИ.

Список документов для поступления

Перечень бумаг для направлений подготовки с ДВИ стандартный. Необходимые документы для поступления:


  • личное заявление абитуриента;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • копия или оригинал документа о среднем общем/специальном образовании;
  • сертификат ЕГЭ;
  • фото 3x4 (минимум 2 штуки, матовые).

Дополнительно представляются документы, дающие право на льготное поступление или дополнительные баллы (аттестат с отличием, дипломы, грамоты).

Сроки подачи документов и проведения испытаний

Сроки подачи документов на специальности, предполагающие дополнительные испытания:


  • до 7 июля при проведении вузом творческих и профессиональных экзаменов;
  • до 10 июля – иных испытаний.

Сроки проведения ДВИ: с 8 по 26 июля 2019 года. Расписание испытаний устанавливается учебным заведением самостоятельно.

Отсутствие на экзамене – основание для выбывания из конкурса. Если абитуриент пропустил испытание по причине болезни или другой уважительной и подтверждённой причине, он имеет право сдать его в резервный день.

В каком формате проводятся вступительные экзамены?

Количество дополнительных вступительных испытаний устанавливается вузом. Экзамены оцениваются по 100-балльной шкале. Поступление 2019 на основе ДВИ может включать:


  • творческое задание: например, сделать рисунок или чертёж, написать сочинение;
  • профессиональное испытание: например, предложить проект мероприятия;
  • сдача нормативов: например, бег, подтягивание;
  • устное собеседование.

Часть экзаменов проводится письменно, часть – устно. Правила и формат проведения в каждом вузе различны.

Что такое вступительные испытания в вуз

Вступительные испытания в вузы – это дополнительные экзамены, которые проводятся при поступлении на обучение профессиям, для успешного освоения которых необходимы творческие способности или особые физические и психологические качества.

Такие испытания проходят:

  • по экзаменационным билетам устно или письменно;
  • в формате собеседования с представителями приемной комиссии;
  • в виде тестов, сочинения, творческой работы.

Программа дополнительных испытаний формируется институтами самостоятельно на основе государственных стандартов.

Зачем нужны вступительные экзамены в вузах

Согласно законодательству вузы должны принимать студентов на учебу по результатам государственных экзаменов, но в отдельных случаях институты иПринятие студентов университеты имеют право назначать дополнительные испытания. Список учебных заведений, наделенных особыми полномочиями проводить добавочные проверки знаний и навыков, ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РФ.

Дополнительные экзамены в университетах необходимы, чтобы выбрать из большого количества абитуриентов, успешно сдавших ЕГЭ, самых способных, талантливых и максимально подходящих для будущей работы по избранной специальности. Зачастую их проводят учебные заведения, в которых большой конкурс на поступление, например, МГУ и МГИМО, а также военные училища, университеты и академии творческой направленности – художественные, театральные, музыкальные.

Вступительные испытания по отдельным предметам общеобразовательной программы не сложнее ЕГЭ, они не носят характера олимпиадных заданий и составляются на основе школьного курса дисциплины.

Как проходят вступительные экзамены в вуз

Форма вступительных испытаний определяется руководством института: это может быть проверка уровня физической подготовленности или глубины знаний профильных дисциплин, психологическое тестирование, конкурс творческих работ. Один экзамен обычно оценивается в сто баллов.

Результаты вступительных испытаний суммируются с отметками, полученными выпускниками школ на ЕГЭ.

Процесс проведения дополнительных экзаменов обязательно оформляется в виде протокола, где фиксируются вопросы и комментарии преподавателей. В некоторых учебных заведениях льготники могут освобождаться от экзаменов, но большая часть вузов не делает исключений даже для абитуриентов особых категорий.

Вступительные экзамены могут проводиться и с использованием дистанционных технологий. Такой способ практикуется ведущими вузами РФ, например ВШЭ, для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.

Как подготовиться

Репетиторы по профилирующим предметам далеко не всегда лучший вариант. Каждый вуз, принимающий на учебу по результатам ЕГЭ и дополнительныхАбитуриенты испытаний, предварительно проводит специальные подготовительные курсы по основным дисциплинам. Как правило, они начинаются осенью и продолжаются до вступительных экзаменов.

На занятиях будущие абитуриенты получают знания и умения, отвечающие требованиям конкретной образовательной организации, знакомятся с преподавателями, потенциальными сокурсниками, правилами сдачи экзаменов, особенностями учебного процесса и прочими тонкостями вузовской жизни. Поэтому готовиться к поступлению лучше именно в институте или университете, выбранном для получения образования после школы. Кроме того, иногда вузы начисляют бонусные баллы абитуриентам, посещавшим занятия этих специальных программ.

Подготовительные курсы не только дают знания, необходимые для поступления, но и позволяют оценить правильность выбора профессии.

Курсы бывают краткосрочными (от нескольких недель до пары месяцев) и основными (около полугода). Первый вариант менее предпочтителен и предназначен для тех, кто опоздал с записью на базовые программы. Но и экспресс-подготовка будет весьма полезной.

Почему стандартное предложение «для всех» не сработает

Все ученики, которые приходят ко мне, находятся в изначально разных условиях: имеют разные способности, работоспособность, разное время на подготовку, и разные ВУЗы в качестве цели поступления. Кто–то уже изучал основы одного или нескольких предметов (Академический Рисунок, Композиция, Черчение), кто–то приходит ко мне «с нуля». Кто–то учится в 9–м, кто–то в 11–м классе, кто–то уже окончил школу, а всё свободное время посвящает подготовке к вступительным экзаменам. Поэтому для каждого поступившего на обучение программа занятий будет составляться индивидуально — благо моя система позволяет легко подстроиться под любой запрос.

Но, несмотря на различие первоначальных условий, можно выделить общие моменты в этапах подготовки абитуриентов у меня (подчёркиваю это, так как у других преподавателей подход будет другим). Их я и хочу осветить в данной статье, основываясь на необходимом конечном объёме выполненных работ, а также дать рекомендации отдельным группам ребят. Ибо не только ученики, но и я сама замотивирована научить человека рисовать и чертить так быстро, как это возможно при имеющихся у него обстоятельствах, а дальше развивать эти навыки, поддерживая мотивацию в ребёнке заниматься тем делом, которое он выбрал. Ведь Архитектура — это намного больше, чем умение нарисовать голову Цезаря или разложить аксонометрию на проекции.

Объём работ по каждому предмету

Итак, как правило, есть три отдельные творческие дисциплины, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах в архитектурный ВУЗ: Академический Рисунок, Композиция и Черчение. Длительность подготовки по каждой из них и количество необходимых усилий для их изучения — очень разные по своей специфике и интенсивности, — и зависят от сложности экзаменационного задания и способностей ученика. После того как принято решение поступать в архитектурный ВУЗ, на основе оценки уровня вашей подготовки на данный момент, индивидуально для вас мы подбираем оптимальную программу, чтобы вы спокойно всё успели, и при этом не переплачивали за лишние занятия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом подготовки в МАрхИ (но география архитектурных ВУЗов, в которые я готовлю, на самом деле, очень широка). Экзамены в данный институт считаются высшим уровнем сложности по сравнению с другими учебными заведениями, поэтому в зависимости от цели поступления, делайте некоторые послабления в нижеследующих примерах.

Больше всего практики нужно по предмету Черчение. Тут надо не просто знать теорию. Например, чтобы претендовать на бюджет в МАрхИ, надо по–хорошему отработать около 60 сложных чертежей («давние» задания из сборника подготовительных курсов не считаются). Если собираетесь для подстраховки поступать в другие ВУЗы, то добавляйте еще 20–ку чертежей сверху, чтобы хотя бы на небольшом количестве работ разобраться с отличиями их экзаменов по этому предмету.

По рисунку головы в результате обучения нужно получить около 40–ка законченных голов (стандартная четверка, плюс Дорифор, Диадумен, Апоксиомен — с разных ракурсов). Если хочется попробовать разные интересные работы, техники и материалы, сложные головы — то всё это планируется вами «сверху».

По Композиции в идеале нужно выполнить около 15 законченных работ. Учтите, что до того, как полностью нарисовать композицию, её надо «собрать» из множества отдельных заданий — отработки построений, набросков, врезок, тона. Всё это будет подготовительным этапом, и занимает достаточно большое количество времени.

Посчитайте, какой срок у вас отведен на подготовку и делите на объём работ. Например, для 11–классников «с нуля», в начале учебного года примерно получается:

  • по 1 голове в неделю;
  • изучение лекций по Черчению — от 2 недель до 2 месяцев, и далее по 2–3 чертежа в неделю;
  • лейтмотивом — композиция: месяц–два на подготовительные задания, и далее по одной работе раз в две недели.

Учтите, что поначалу один чертеж может занимать не 4 часа, как на экзамене, а все 20 часов. И голову вы не сможете нарисовать за 6 часов, а будете её «мучить» по несколько дней. По мере отработки заданий конструктора, из которых собирается работа, вы будете ускорять этот показатель. Это всё выполнимо, но это надо ЗАПЛАНИРОВАТЬ (учитывая подготовку к ЕГЭ, пробники, выпускные) и выполнять. Работа, кстати в классе у меня, почти не считается… Это объём «на дом».

Не гонимся за быстрыми результатами, если есть время

Разумеется, среди моих ребят есть отдельные примеры экспресс–подготовки, я с удовольствием делюсь ими на своих страницах. Например, в 2018 году у меня была девочка Софья, которая за 10 недель практически «с нуля» освоила программу вступительных экзаменов МАрхИ (но за эти 10 недель она не поднимала головы, фактически отдала себя в жертву подготовке и пахала без устали, одних только чертежей за это время было сделано около 60–ти штук). Или были неоднократные случаи, когда, например, абитуриенты готовились за месяц к Композиции на бюджет — им было достаточно 1–3 нарисованных по всем правилам работ «от» и «до» (для такого рывка просто необходимо отлично развитое пространственное воображение). Или когда Черчение сдавали на баллы бюджета по лекциям в связке всего с парой месяцев практики по абонементу. В 2019–м у меня был мальчик, который только по первому блоку лекций начал сам чертить сложнейшие мархишные чертежи, и обошёлся только разовыми проверками вообще без вопросов, а соответственно, и без абонементов (такие «самородки» до этого мне еще не попадались). По Рисунку головы случалось такое, что после 5–10 занятий люди набирали по 70–75 баллов за голову (и это вопрос даже не изначального уровня — ребята также приходили после художественных школ, это вопрос способностей и концентрации на занятиях)! Но нужно понимать, всё это — отдельные случаи выдающихся способностей, удивительной работоспособности и общей собранности. Не нужно на них равняться как на норму и оставлять подготовку на последний момент: у единиц получится, но большинство столкнется с разочарованием, которого можно избежать, если начать обучение вовремя.

Важно понять, что истории, которые я выкладываю — они для мотивации, для того, чтобы показать, какие результаты возможны. Для того чтобы любой человек, если у него есть желание поступать именно в архитектурный институт, поверил в свои силы и попробовал это сделать. Вопреки ярлыкам, слухам и обстоятельствам. А не для того, чтобы вы отложили свою подготовку в долгий ящик и подумали, что всё решит только выбор хорошего преподавателя.

Особенности работы по каждой дисциплине

Черчение

В абсолютном большинстве случаев я рекомендую начинать именно с него. Тактику подготовки к этому предмету описываю ниже.

Если Черчение у вас на нулевом уровне, или есть существенные пробелы в базовых знаниях, то обязательно приступаете к изучению этого предмета с моих теоретических лекций. Они специально придуманы, чтобы сэкономить вам как минимум полгода занятий. Без них бессмысленно приступать к абонементу. Так же есть отдельная «промежуточная» категория абитуриентов, — тех, кто уже раньше занимался на всевозможных курсах при институтах или с местными преподавателями. Такие ученики хотят проскочить теорию, и я их прекрасно понимаю. Но по моей статистике, только примерно у 30–40% учеников, уже начинавших учиться где–то Черчению, нет серьёзных проблем с основами. Поэтому сначала смотрим работы, чтобы понять, есть ли у ученика пробелы, и какие именно. Если их немного, то можно начинать с «абонемента», а «дыры» латать с помощью поштучных лекций. Если я советую сначала взять лекции — значит, без них действительно не обойтись. Поймите: если вы готовились на курсах, где нет личной заинтересованности преподавателя в вашем результате, или с преподавателем у себя в городе, который сам не знаком с требованиями столичных ВУЗов, то с большой долей вероятности — вы учились не тому, что необходимо. А без теории, без объяснённых в ней азов, время на вашу подготовку увеличится в разы. И в результате вы будете полгода, а то и больше, переплачивать за абонементы, отлавливая «хвосты» — так что ваша экономия обернётся еще большей потерей времени и средств.

Если вы уже сдавали экзамены, то надо также смотреть индивидуально: на каком уровне вы находитесь на самом деле. Например, один «свежий» абитуриент недавно мне рассказал, что на его курсах они к экзамену в МАрхИ разобрали задания только до 2003 года. Но ведь после этого прошло уже 15 лет, а это по 4 варианта на каждый год! А ведь в МАрхИ сохраняется постоянная тенденция на серьёзное усложнение заданий. И подготовка туда далеко не заканчивается с вычерчиванием заданий из сборника подготовительных курсов, как многие ошибочно полагают. Вот так вот в итоге и получается, что зачастую человек идёт на экзамен, но к экзамену он не готов. У меня регулярно появляются такие второгодники, которым реально не рассказали, что будет на экзамене. Хотя надо отметить, что большинство таких ребят при подготовке у меня, идут все–таки сразу на абонемент или даже разовую проверку, проскакивая теорию.

Академический рисунок

Следующий предмет, который вы будете изучать параллельно с Черчением — это Рисунок. Занятия по нему я провожу очно. Количество занятий по Рисунку головы сильно зависит от способностей ученика. Обычно, для москвичей достаточно одного урока в неделю, а иногородние ребята чаще всего приезжают ко мне на интенсивы (экспресс–курсы): занятия, идущие друг за другом в дни школьных каникул. Об интенсивах можно подробнее прочитать в соответствующем разделе.

Самая безопасная тактика для иногородних, вне зависимости от класса школы — это приехать на интенсив как можно раньше. Особенно если вы в 11–м классе, то всеми силами стараться не откладывать приезд до весны, вдохновившись чужими историями. Почему? Потому что, приехав на курсы заранее, летом или осенью, вы сразу сможете оценить время на подготовку по Рисунку, определить количество приездов и занятий в течение всего года, необходимых конкретно вам. Кроме того, так у вас будет больше времени в начале года на корректировки изначального уровня, на отработку теории, а дальше останется набирать скорость и, как следствие, качество работ. И самое главное — не придётся совмещать подготовку к вступительным экзаменам с усиленной подготовкой к ЕГЭ во втором полугодии. Поверьте, даже при большом таланте и возможностях, освоить предмет за 15–25 занятий так, чтобы конкурировать на экзамене с теми, кто готовился 2–3 года (а так готовится большинство ваших конкурентов), крайне сложно, и нагонять необходимый уровень придётся в очень уж усиленном темпе. Именно поэтому лучше приезжать заранее и готовиться постепенно, без спешки и нервов.

На самом деле, даже если вы учитесь в 9–10–м классе, то для вас тоже будет более правильной тактикой приехать как можно раньше. Потому что чем больше вы успеете сделать сейчас, тем меньше времени на подготовку нужно будет в 11–м классе, и вы сможете сконцентрироваться в последний учебный год на ЕГЭ (а это крайне важно!), пробниках, выпускных и т.п. Помните, что хорошие баллы ЕГЭ также увеличивают шансы на поступление в архитектурный ВУЗ.

Рисунок — это такой предмет, в котором можно развиваться бесконечно. У меня вы не сможете «переготовиться» или набрать «лишних» часов занятий. Ведь мы в своем уме, и не будем рисовать 2–3 года подряд по кругу всего 4 головы. Если вдруг вы оказались готовы к этому экзамену уже в 10–м классе, то у вас либо сокращается количество занятий по этому предмету (при сохранении достаточного количества работы дома), и освобождаются время и средства для других дисциплин, либо, по желанию, повышается сложность заданий — для того, чтобы подняться на уровень выше конкурентов.

Композиция

Композиция идёт обычно дополнением к Рисунку и Черчению, и её освоение можно начать попозже. Потому что она, при должном усердии, довольно быстро осваивается. Но откладывать её в долгий ящик не стоит. Тем более это крайне интересный предмет и, по моему мнению, самый важный в нашей профессии. Примерно 70% учеников могут выполнять несложные задания по Композиции по теоретическому видео без ошибок. Ещё часть учеников выполняют задания с малым количеством ошибок, и есть только маленький процент людей, которым предмет даётся сложно, они длительное время разбираются, медленно идут по программе и долго консультируются по каждому заданию. Иногда даже приходится потратить на это несколько очных занятий (я действительно пытаюсь избегать такой ситуации всеми силами — освоение азов очно — это действительно долго, дорого и неэффективно по сравнению с занятиями онлайн). Заблаговременно предугадать, как пойдёт Композиция у конкретного ученика, физически невозможно (например, человек может отлично чертить, но совершенно не понимать Композицию), каждый случай индивидуален, и выяснить, в какой процент вы попадаете, лучше заранее.

Композицию своим ученикам я советую начать изучать хотя бы до декабря 11–го класса. Всё чаще на экзаменах (в первую очередь МАрхИ) баллы за Рисунок «притягивают» к баллам за Композицию. А как показала практика, если оставить изучение этой дисциплины на самый конец, ребята часто расслабляются, не уделяют данному предмету должного внимания. Представьте: вы не доработали по одному предмету, а оценку ниже получаете за два!

По моей прошлогодней статистике, среднее время освоения Композиции при параллельной учёбе в школе, составляло 5 месяцев, а у тех ребят, у кого было больше времени на подготовку (например, окончивших школу), — 3 месяца. Конечно, были случаи подготовки и за более короткие сроки, в том числе у меня же на Марафоне, но мы говорим о том, как облегчить себе жизнь и найти баланс, а, к сожалению, мало кто схватывает «на лету» — большинству нужна практика.

В этом году я видоизменила свой дистанционный курс по Композиции, намного его улучшив и по качеству видеозаписи и по структуре. Надеюсь, теперь ребята смогут показать более высокий по сравнению с предыдущими годами средний результат. Курс подходит в том числе для учеников с нулевым уровнем, так что вы смело можете заниматься по нему ещё до очных занятий по Рисунку. Подробнее о курсе можно почитать в разделе «Композиция».

Даже если очень тяжело совмещать с подготовкой по всем остальным дисциплинам, я советую не откладывать покупку курса по Композиции. Его срок действия ограничен только вступительными испытаниями. Выделяйте в перерывах 20 минут в день на изучение и отработку заданий — и вы уже к концу учебного года сможете справляться со сложнейшими заданиями. Позвольте себе в полной мере насладиться возможностями этой дисциплины!

Почему стандартное предложение «для всех» не сработает

Все ученики, которые приходят ко мне, находятся в изначально разных условиях: имеют разные способности, работоспособность, разное время на подготовку, и разные ВУЗы в качестве цели поступления. Кто–то уже изучал основы одного или нескольких предметов (Академический Рисунок, Композиция, Черчение), кто–то приходит ко мне «с нуля». Кто–то учится в 9–м, кто–то в 11–м классе, кто–то уже окончил школу, а всё свободное время посвящает подготовке к вступительным экзаменам. Поэтому для каждого поступившего на обучение программа занятий будет составляться индивидуально — благо моя система позволяет легко подстроиться под любой запрос.

Но, несмотря на различие первоначальных условий, можно выделить общие моменты в этапах подготовки абитуриентов у меня (подчёркиваю это, так как у других преподавателей подход будет другим). Их я и хочу осветить в данной статье, основываясь на необходимом конечном объёме выполненных работ, а также дать рекомендации отдельным группам ребят. Ибо не только ученики, но и я сама замотивирована научить человека рисовать и чертить так быстро, как это возможно при имеющихся у него обстоятельствах, а дальше развивать эти навыки, поддерживая мотивацию в ребёнке заниматься тем делом, которое он выбрал. Ведь Архитектура — это намного больше, чем умение нарисовать голову Цезаря или разложить аксонометрию на проекции.

Объём работ по каждому предмету

Итак, как правило, есть три отдельные творческие дисциплины, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах в архитектурный ВУЗ: Академический Рисунок, Композиция и Черчение. Длительность подготовки по каждой из них и количество необходимых усилий для их изучения — очень разные по своей специфике и интенсивности, — и зависят от сложности экзаменационного задания и способностей ученика. После того как принято решение поступать в архитектурный ВУЗ, на основе оценки уровня вашей подготовки на данный момент, индивидуально для вас мы подбираем оптимальную программу, чтобы вы спокойно всё успели, и при этом не переплачивали за лишние занятия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом подготовки в МАрхИ (но география архитектурных ВУЗов, в которые я готовлю, на самом деле, очень широка). Экзамены в данный институт считаются высшим уровнем сложности по сравнению с другими учебными заведениями, поэтому в зависимости от цели поступления, делайте некоторые послабления в нижеследующих примерах.

Больше всего практики нужно по предмету Черчение. Тут надо не просто знать теорию. Например, чтобы претендовать на бюджет в МАрхИ, надо по–хорошему отработать около 60 сложных чертежей («давние» задания из сборника подготовительных курсов не считаются). Если собираетесь для подстраховки поступать в другие ВУЗы, то добавляйте еще 20–ку чертежей сверху, чтобы хотя бы на небольшом количестве работ разобраться с отличиями их экзаменов по этому предмету.

По рисунку головы в результате обучения нужно получить около 40–ка законченных голов (стандартная четверка, плюс Дорифор, Диадумен, Апоксиомен — с разных ракурсов). Если хочется попробовать разные интересные работы, техники и материалы, сложные головы — то всё это планируется вами «сверху».

По Композиции в идеале нужно выполнить около 15 законченных работ. Учтите, что до того, как полностью нарисовать композицию, её надо «собрать» из множества отдельных заданий — отработки построений, набросков, врезок, тона. Всё это будет подготовительным этапом, и занимает достаточно большое количество времени.

Посчитайте, какой срок у вас отведен на подготовку и делите на объём работ. Например, для 11–классников «с нуля», в начале учебного года примерно получается:

  • по 1 голове в неделю;
  • изучение лекций по Черчению — от 2 недель до 2 месяцев, и далее по 2–3 чертежа в неделю;
  • лейтмотивом — композиция: месяц–два на подготовительные задания, и далее по одной работе раз в две недели.

Учтите, что поначалу один чертеж может занимать не 4 часа, как на экзамене, а все 20 часов. И голову вы не сможете нарисовать за 6 часов, а будете её «мучить» по несколько дней. По мере отработки заданий конструктора, из которых собирается работа, вы будете ускорять этот показатель. Это всё выполнимо, но это надо ЗАПЛАНИРОВАТЬ (учитывая подготовку к ЕГЭ, пробники, выпускные) и выполнять. Работа, кстати в классе у меня, почти не считается… Это объём «на дом».

Не гонимся за быстрыми результатами, если есть время

Разумеется, среди моих ребят есть отдельные примеры экспресс–подготовки, я с удовольствием делюсь ими на своих страницах. Например, в 2018 году у меня была девочка Софья, которая за 10 недель практически «с нуля» освоила программу вступительных экзаменов МАрхИ (но за эти 10 недель она не поднимала головы, фактически отдала себя в жертву подготовке и пахала без устали, одних только чертежей за это время было сделано около 60–ти штук). Или были неоднократные случаи, когда, например, абитуриенты готовились за месяц к Композиции на бюджет — им было достаточно 1–3 нарисованных по всем правилам работ «от» и «до» (для такого рывка просто необходимо отлично развитое пространственное воображение). Или когда Черчение сдавали на баллы бюджета по лекциям в связке всего с парой месяцев практики по абонементу. В 2019–м у меня был мальчик, который только по первому блоку лекций начал сам чертить сложнейшие мархишные чертежи, и обошёлся только разовыми проверками вообще без вопросов, а соответственно, и без абонементов (такие «самородки» до этого мне еще не попадались). По Рисунку головы случалось такое, что после 5–10 занятий люди набирали по 70–75 баллов за голову (и это вопрос даже не изначального уровня — ребята также приходили после художественных школ, это вопрос способностей и концентрации на занятиях)! Но нужно понимать, всё это — отдельные случаи выдающихся способностей, удивительной работоспособности и общей собранности. Не нужно на них равняться как на норму и оставлять подготовку на последний момент: у единиц получится, но большинство столкнется с разочарованием, которого можно избежать, если начать обучение вовремя.

Важно понять, что истории, которые я выкладываю — они для мотивации, для того, чтобы показать, какие результаты возможны. Для того чтобы любой человек, если у него есть желание поступать именно в архитектурный институт, поверил в свои силы и попробовал это сделать. Вопреки ярлыкам, слухам и обстоятельствам. А не для того, чтобы вы отложили свою подготовку в долгий ящик и подумали, что всё решит только выбор хорошего преподавателя.

Особенности работы по каждой дисциплине

Черчение

В абсолютном большинстве случаев я рекомендую начинать именно с него. Тактику подготовки к этому предмету описываю ниже.

Если Черчение у вас на нулевом уровне, или есть существенные пробелы в базовых знаниях, то обязательно приступаете к изучению этого предмета с моих теоретических лекций. Они специально придуманы, чтобы сэкономить вам как минимум полгода занятий. Без них бессмысленно приступать к абонементу. Так же есть отдельная «промежуточная» категория абитуриентов, — тех, кто уже раньше занимался на всевозможных курсах при институтах или с местными преподавателями. Такие ученики хотят проскочить теорию, и я их прекрасно понимаю. Но по моей статистике, только примерно у 30–40% учеников, уже начинавших учиться где–то Черчению, нет серьёзных проблем с основами. Поэтому сначала смотрим работы, чтобы понять, есть ли у ученика пробелы, и какие именно. Если их немного, то можно начинать с «абонемента», а «дыры» латать с помощью поштучных лекций. Если я советую сначала взять лекции — значит, без них действительно не обойтись. Поймите: если вы готовились на курсах, где нет личной заинтересованности преподавателя в вашем результате, или с преподавателем у себя в городе, который сам не знаком с требованиями столичных ВУЗов, то с большой долей вероятности — вы учились не тому, что необходимо. А без теории, без объяснённых в ней азов, время на вашу подготовку увеличится в разы. И в результате вы будете полгода, а то и больше, переплачивать за абонементы, отлавливая «хвосты» — так что ваша экономия обернётся еще большей потерей времени и средств.

Если вы уже сдавали экзамены, то надо также смотреть индивидуально: на каком уровне вы находитесь на самом деле. Например, один «свежий» абитуриент недавно мне рассказал, что на его курсах они к экзамену в МАрхИ разобрали задания только до 2003 года. Но ведь после этого прошло уже 15 лет, а это по 4 варианта на каждый год! А ведь в МАрхИ сохраняется постоянная тенденция на серьёзное усложнение заданий. И подготовка туда далеко не заканчивается с вычерчиванием заданий из сборника подготовительных курсов, как многие ошибочно полагают. Вот так вот в итоге и получается, что зачастую человек идёт на экзамен, но к экзамену он не готов. У меня регулярно появляются такие второгодники, которым реально не рассказали, что будет на экзамене. Хотя надо отметить, что большинство таких ребят при подготовке у меня, идут все–таки сразу на абонемент или даже разовую проверку, проскакивая теорию.

Академический рисунок

Следующий предмет, который вы будете изучать параллельно с Черчением — это Рисунок. Занятия по нему я провожу очно. Количество занятий по Рисунку головы сильно зависит от способностей ученика. Обычно, для москвичей достаточно одного урока в неделю, а иногородние ребята чаще всего приезжают ко мне на интенсивы (экспресс–курсы): занятия, идущие друг за другом в дни школьных каникул. Об интенсивах можно подробнее прочитать в соответствующем разделе.

Самая безопасная тактика для иногородних, вне зависимости от класса школы — это приехать на интенсив как можно раньше. Особенно если вы в 11–м классе, то всеми силами стараться не откладывать приезд до весны, вдохновившись чужими историями. Почему? Потому что, приехав на курсы заранее, летом или осенью, вы сразу сможете оценить время на подготовку по Рисунку, определить количество приездов и занятий в течение всего года, необходимых конкретно вам. Кроме того, так у вас будет больше времени в начале года на корректировки изначального уровня, на отработку теории, а дальше останется набирать скорость и, как следствие, качество работ. И самое главное — не придётся совмещать подготовку к вступительным экзаменам с усиленной подготовкой к ЕГЭ во втором полугодии. Поверьте, даже при большом таланте и возможностях, освоить предмет за 15–25 занятий так, чтобы конкурировать на экзамене с теми, кто готовился 2–3 года (а так готовится большинство ваших конкурентов), крайне сложно, и нагонять необходимый уровень придётся в очень уж усиленном темпе. Именно поэтому лучше приезжать заранее и готовиться постепенно, без спешки и нервов.

На самом деле, даже если вы учитесь в 9–10–м классе, то для вас тоже будет более правильной тактикой приехать как можно раньше. Потому что чем больше вы успеете сделать сейчас, тем меньше времени на подготовку нужно будет в 11–м классе, и вы сможете сконцентрироваться в последний учебный год на ЕГЭ (а это крайне важно!), пробниках, выпускных и т.п. Помните, что хорошие баллы ЕГЭ также увеличивают шансы на поступление в архитектурный ВУЗ.

Рисунок — это такой предмет, в котором можно развиваться бесконечно. У меня вы не сможете «переготовиться» или набрать «лишних» часов занятий. Ведь мы в своем уме, и не будем рисовать 2–3 года подряд по кругу всего 4 головы. Если вдруг вы оказались готовы к этому экзамену уже в 10–м классе, то у вас либо сокращается количество занятий по этому предмету (при сохранении достаточного количества работы дома), и освобождаются время и средства для других дисциплин, либо, по желанию, повышается сложность заданий — для того, чтобы подняться на уровень выше конкурентов.

Композиция

Композиция идёт обычно дополнением к Рисунку и Черчению, и её освоение можно начать попозже. Потому что она, при должном усердии, довольно быстро осваивается. Но откладывать её в долгий ящик не стоит. Тем более это крайне интересный предмет и, по моему мнению, самый важный в нашей профессии. Примерно 70% учеников могут выполнять несложные задания по Композиции по теоретическому видео без ошибок. Ещё часть учеников выполняют задания с малым количеством ошибок, и есть только маленький процент людей, которым предмет даётся сложно, они длительное время разбираются, медленно идут по программе и долго консультируются по каждому заданию. Иногда даже приходится потратить на это несколько очных занятий (я действительно пытаюсь избегать такой ситуации всеми силами — освоение азов очно — это действительно долго, дорого и неэффективно по сравнению с занятиями онлайн). Заблаговременно предугадать, как пойдёт Композиция у конкретного ученика, физически невозможно (например, человек может отлично чертить, но совершенно не понимать Композицию), каждый случай индивидуален, и выяснить, в какой процент вы попадаете, лучше заранее.

Композицию своим ученикам я советую начать изучать хотя бы до декабря 11–го класса. Всё чаще на экзаменах (в первую очередь МАрхИ) баллы за Рисунок «притягивают» к баллам за Композицию. А как показала практика, если оставить изучение этой дисциплины на самый конец, ребята часто расслабляются, не уделяют данному предмету должного внимания. Представьте: вы не доработали по одному предмету, а оценку ниже получаете за два!

По моей прошлогодней статистике, среднее время освоения Композиции при параллельной учёбе в школе, составляло 5 месяцев, а у тех ребят, у кого было больше времени на подготовку (например, окончивших школу), — 3 месяца. Конечно, были случаи подготовки и за более короткие сроки, в том числе у меня же на Марафоне, но мы говорим о том, как облегчить себе жизнь и найти баланс, а, к сожалению, мало кто схватывает «на лету» — большинству нужна практика.

В этом году я видоизменила свой дистанционный курс по Композиции, намного его улучшив и по качеству видеозаписи и по структуре. Надеюсь, теперь ребята смогут показать более высокий по сравнению с предыдущими годами средний результат. Курс подходит в том числе для учеников с нулевым уровнем, так что вы смело можете заниматься по нему ещё до очных занятий по Рисунку. Подробнее о курсе можно почитать в разделе «Композиция».

Даже если очень тяжело совмещать с подготовкой по всем остальным дисциплинам, я советую не откладывать покупку курса по Композиции. Его срок действия ограничен только вступительными испытаниями. Выделяйте в перерывах 20 минут в день на изучение и отработку заданий — и вы уже к концу учебного года сможете справляться со сложнейшими заданиями. Позвольте себе в полной мере насладиться возможностями этой дисциплины!

Почему стоит выбрать профессию архитектора

Школьник, желающий стать архитектором, точно знает причины, по которым данная профессия считается актуальной:

  • Получение всеобщего уважения и популярности. Даже те, кто до конца не знает, чем занимаются архитекторы, все равно считают таких специалистов высоконравственными и ответственными людьми.
  • Работа архитектора связана с технологическим прогрессом. Строительные технологии видоизменяются, поэтому архитекторам недостаточно знать минимум информации. Им необходимо постоянно повышать свои знания, развиваться и не стоять на месте.
  • Вы вправе работать, исходя из своей творческой натуры. Архитекторы самовыражаются в тех объектах, которые спроектировали или обставили.
  • Ты сам себе начальник. Заниматься профессией можно вне архитектурного бюро, работая сам на себя.
  • Вы видите результат своей работы.
  • Карьера наиболее продолжительна, а профессия всегда востребована.

Это лишь малый перечень того, почему стоит поступать в строительный ВУЗ.

Что должен знать архитектор

Что касается необходимых профессиональных знаний, необходимо знать:

  • Системами автоматизированного проектирования
  • Проектирование строений различного назначения и масштаба
  • Расчеты на всех этапах проектирования
  • Смежные науки: экологии, геодезии и картографии
  • Обладать эстетическим вкусом и художественным восприятием
  • Строительные нормы и правила

Уметь работать с необходимой документацией и т.д. Специалисты должны быть политически и диалектически образованными. А именно, понимать социальную сущность, быть проинформированным о философии эпохи, в которой он творит. Кроме того, он должен быстро реагировать на сменяющуюся обстановку в стране.

Архитектор – это человек, которые знает природу и ее законы. Ведь в профессию включается эстетическое представление о сущности мира и придача ему осязаемого характера. Зная законы физики, специалист способен построить новое здание, которое не рухнет от первого возложенного кирпича. Помимо приземленных знаний, будущий архитектор обязательно знает и постигает гармонию и систему пропорций, а также обладает архитектурным слухом.

современная архитектура

Поступление в вуз: ЕГЭ и внутренний конкурс

Чтобы поступить на архитектора, который специализируется на дизайне интерьера или ландшафтов, то потребуется сдавать:

  • иностранный язык (по выбору);
  • литература;
  • история;
  • участие в творческом конкурсе.

Чтобы поступить на специальность иного профиля (например, на реставратора), то потребуется сдать:

  • математику;
  • иностранный язык;
  • информатику или историю;
  • участвовать в творческом конкурсе.

Кроме того, школьники должны знать, что поступить на факультет можно не только по окончанию 11 класса, но и после 9 класса.

Как проходят вступительные экзамены в ВУЗ

Испытания могут проходить по специальным экзаменационным билетам, в устной или письменной форме, в виде собеседования, на котором присутствуют представители приемной комиссии, иногда устраиваются тесты или выполняется творческое задание. Форма таких испытаний устанавливается руководством самой учебной организацией.

Результаты экзаменов будут суммироваться с баллами ЕГЭ. Максимальное количество баллов, которые можно получить за дополнительные испытания – 100.

Процесс обязательно сопровождается оформлением официального протокола, в котором указываются точные вопросы преподавателей и ответы абитуриентов. Иногда молодые люди из льготных категорий могут освобождаться от вступительных экзаменов, однако большинство перспективных вузов не делает для льготников исключений.

Иногда экзамены проводятся с применением дистанционных методик. Такой способ особенно актуален для поступающих с ограниченными возможностями здоровья (возможность предусмотрена во многих крупных учебных заведениях, например, во ВШЭ).

дистанционное обучение

Специальности и направления обучения со вступительными экзаменами

В соответствии с законодательством об образовательной деятельности, некоторые крупные вузы вправе устанавливать дополнительные испытания для своих абитуриентов. В частности, к ним относится МГУ и СПбГУ, а также МГИМО. Это касается в основном специальностей творческого характера, к которым относится следующее:

  1. Актерское мастерство.
  2. Искусство живописи.
  3. Журналистика.
  4. Искусство скульптуры.
  5. Различные направления дизайна.
  6. Хореография.
  7. Архитектура.

Кроме того, дополнительные испытания по физической подготовке проводятся в большинство военных вузов – будущим специалистам потребуется продемонстрировать свою выносливость и готовность к более серьезным нагрузкам, которые ожидают их во время обучения.

Это лишь примерный перечень специальностей, полные устанавливаются приказом от Министерства образования. Перечень испытаний публикуется на официальном сайте учебного заведения еще в начале учебного года, поэтому у молодых людей будет достаточно времени на качественную подготовку.

Иногда испытания проводятся сразу в несколько туров и сочетают в себе устное выступление, письменную работу, а также творческий экзамен, точное содержание и характер зависят от специальности.

испытания