Как подготовиться и сдать экзамены в 9 классе

Как подготовиться и сдать экзамены в 9 классе

Что такое ОГЭ?

Что такое ОГЭ

ОГЭ – основной государственный экзамен, который обязан сдать каждый учащийся, окончивший девять классов. Сдав ОГЭ, подросток может продолжить обучение в колледже, техникуме или же остаться в школе до 11 класса. В конце 11 класса школьнику будет необходимо сдать ЕГЭ, который является аналогом ОГЭ.

Одна из главных целей ОГЭ – проверить, насколько хорошо ученик усвоил школьную программу за 9 лет.

Какие экзамены сдают на ОГЭ?

Некоторые из школьников не знают, что сдают на ОГЭ в 9 классе. Следует учесть, что сдавать нужно два обязательных экзамена и два по выбору. Обязательные экзамены регламентированы Министерством образования и на данный момент это:

  • русский язык;
  • математика.

С предметами по выбору дело обстоит интереснее. Учащимся предлагают перечень предметов, которые можно сдавать в 9 классе. На данный момент он состоит из таких предметов, как:

  • биология;
  • география;
  • история;
  • информатика;
  • литература;
  • обществознание;
  • физика;
  • химия;
  • иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).

Как мы видим, в этом списке нет таких экзаменов, как физкультура, рисование, музыка и тому подобное. Так что, те ребята, которые хотят пойти наиболее легким путем, будут огорчены.

Писать экзамены нужно самостоятельно

Стоит отметить, что в 2017 году Министерство образования выдвинуло идею ввести еще один обязательный экзамен – историю России. Будет ли эта идея воплощена в жизнь или нет, покажет только время.

Итак, мы разобрались с тем, что нужно сдавать в 9 классе и теперь можно перейти к теме баллов и оценок.

Сколько баллов необходимо получить на экзамене?

Для каждого экзамена есть свои проходные баллы, шкала пересчета и критерии оценивания. Давайте разберемся с каждым предметом.

Баллы ОГЭ

В данной таблице вы можете увидеть количество баллов, которое необходимо набрать для той или иной оценки.

Помимо этого, существуют и частные случаи оценивания работы. Рассмотрим такой предмет, как русский язык. Например, две ученицы набрали одинаковое количество баллов - 34. У первой из них стоит отметка "отлично", а у второй - "хорошо". Казалось бы, набрали одинаковое количество баллов, но отметки, полученные за экзамен, разные. Вторая ученица спешит подать на апелляцию, однако торопиться в этом деле не стоит. Для начала нужно разобраться, в каких заданиях у второй ученицы присутствуют ошибки.

Для того чтобы получить отметку "5" по русскому необходимо выполнить определенные условия: если ученик набрал менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (критерии оценивания грамотности), то ему поставят оценку "4" независимо от общего количества баллов. Грамотность оценивают по изложению и сочинению, следовательно, вторая ученица сделала ошибки в одном из этих заданий.

С аналогичными случаями можно столкнуться на экзамене по математике. Если ученик не набрал минимум два балла по модулю "Геометрия", то будет выставлена оценка "2".

В таких случаях нужно быть особо внимательными, поэтому в процессе подготовки следует изучать критерии оценивания работы.

Также во многих школах после 9 класса начинается профильное обучение. Чтобы попасть на какой-либо профиль, нужно набрать по профильным предметам определенное количество баллов. Порог устанавливает школа.

Какие экзамены самые легкие?

Ваша оценка за экзамен :)

Большинство учеников, выбирая экзамены, задаются вопросом о том, что легче сдавать в 9 классе. Со слов школьников, которые уже сдали ОГЭ, самыми легкими предметами считаются информатика, география и обществознание. Однако эти дисциплины становятся легкими только в том случае, если ученика устраивает отметка "3". В случаях, когда не нужен столь низкий балл, при подготовке придется хорошо постараться.

ОГЭ – это лотерея. Может попасться, как сложный, так и легкий вариант, поэтому надеяться на "легкие экзамены" вряд ли стоит. Для начала стоит определить, какие предметы нравятся, и тогда можно будет понять, что лучше сдавать в 9 классе.

Как выбрать экзамены?

Люби изучать свой предмет

Это самый наболевший вопрос среди всех ребят, поэтому на него обратим особое внимание.

  1. Выбирать надо те предметы, которые нравится изучать. Да, возможно, ученик не так хорош в них, но если дисциплина действительно нравится, то подготовка к экзамену по ней будет только в радость. Школьник не будете заставлять себя идти готовиться, жаловаться, как надоела эта подготовка, ведь изучение этого предмета приносит ему настоящее удовольствие. Не слушайте учителей, которые говорят, что вы не сдадите какой-либо предмет. Имея интерес и большое желание, вы сможете сдать экзамен на достойный балл.
  2. Выбирать надо предметы, которые пригодятся в будущем. Выбирая, что лучше сдавать в 9 классе, необходимо принять во внимание будущую и желаемую профессию. Если ученик очень хочет пойти учиться на филолога, то ему необходимо подтянуть литературу и английский язык, так как именно эти предметы придется сдавать в виде ЕГЭ, чтобы поступить на желаемый факультет. Возможно, сейчас они не очень интересны школьнику, но если бы он их совсем не любил, то вряд ли бы хотел стать филологом.
  3. Отдать предпочтение следует тем дисциплинам, которые школьник понимаете лучше, чем остальные. Когда подросток еще не определился с профессией, он старается выбрать то, что понимает лучше всего. Нужно решить, что легче сдавать в 9 классе, чтобы не особо грузить себя, а за летний период попытаться определиться с экзаменами на ЕГЭ и будущей специальностью. Однако процесс подготовки к экзамену не будет приносить никакого удовольствия, а это чревато тем, что будущий студент попросту начнет "зазубривать" материал, не вникая в суть.

Выбор экзамена – действительно важное решение, поэтому каждому ученику следует подойти к нему ответственно. Не суть важно, что сдают в 9 классе другие. Важно то, что выберите вы.

Как подготовиться к экзамену на "отлично"?

Сколько баллов нужно набрать на ОГЭ

Существуют несколько способов подготовки к экзаменам:

  • Репетиторы – это самый распространенный способ подготовки среди школьников. Обучение проходит на дому репетитора или в классе. Один из плюсов – это возможность заниматься прямо дома. Сколько человек приходит на занятия? Ученики занимаются либо индивидуально, либо в группе, как правило, по 4-5 человек. Периодичность занятий можно обговорить, но чаще всего – один-два раза в неделю. В зависимости от квалификации репетитора стоимость услуги от 400 до 500 рублей/час, а то и больше. Какова эффективность такой подготовки? Если помимо репетиторства школьник занимается самостоятельно, то такая подготовка может быть вполне эффективной.
  • Самоподготовка. Еще один распространенный метод подготовки, к которому прибегают ученики, не имеющие возможности заниматься с репетитором. Они занимаются у себя дома, куда-либо ездить или ходить не нужно. Школьник занимается один и частота занятий, их интенсивность зависит от его желания и наличия свободного времени. Какова эффективность такой подготовки? При самоподготовке тяжело найти действительно нужный материал среди огромного количества "воды". Однако в социальных сетях можно найти специальные группы для подготовки к экзаменам, в которых частенько выкладывают нужную информацию. Эффективность такой подготовки - 50/50. Но при упорных занятиях можно подготовиться и на все 100.
  • Подготовка онлайн. Новый вид подготовки, который появился сравнительно недавно, но уже широко распространен среди ребят. Школьники занимаются у себя дома, куда-либо ходить или ездить нет необходимости и это большой плюс. Так как занятия проходят в онлайн режиме, то собирается около 100 человек, но никто друг другу не мешает, поэтому можно считать, что в режиме онлайн учитель занимается индивидуально. Занятия проходят, как правило, 3-4 раза в неделю. Какова стоимость услуги? За месяц выходит около 1000-1500 рублей. То есть около 100-140 рублей за одно занятие. Но стоимость зависит от онлайн-школы, в которой проходит подготовку школьник. Какова эффективность подготовки? Если ребенок хорошо занимается, то эффективность может быть выше, чем при занятиях с репетитором. Учителя дают домашние задания, устраивают различные викторины, поэтому, если школьник будет их выполнять и активно участвовать в различных конкурсах, то успешно подготовится к любому предмету.

А ответы будут?!

Никогда не полагайтесь на ответы, выложенные в открытом доступе в Интернете. В 2018 году было множество случаев, когда ребенок воспользовался ими, а они были неправильные. Если вы и находите ли что-либо, то имейте в виду, что никто не предоставит материал на "5". Высокие оценки нужно получать своими знаниями.

Выбираем направление

Определяться со сдачей экзаменов необходимо уже в начале 9 класса. Чтобы правильно спланировать свою подготовку, прежде всего необходимо выбрать направление будущего обучения – техническое или гуманитарное. Что из этого легче?

Тут следует оговориться, что все зависит от наклонностей самого ученика. Кому-то с начальной школы и до самого конца обучения легче даются математика и другие точные науки, а кто-то больше склонен к изучению истории и географии, потому ответ на вопрос "какие предметы легче всего сдавать в 9 классе" для каждого будет разным. Решение принять довольно просто, если руководствоваться указанными принципами.

Потому если вы изначально замечаете склонность к изучению какой-либо науки, которая вам больше нравится или легче дается, то ответить на вопрос: "Какие предметы легче сдавать после 9 класса?" - вам будет намного легче. Помимо этого, нужно изучить специальности колледжей, которые могут включать в себя любимый вами предмет или подобное направление. Также следует ознакомиться со специальностями, которые вы можете получить в высшем учебном заведении.

Советы по выбору

какие предметы легче всего сдавать в 9 классе

Но как определить, какие предметы легче сдавать в 9 классе именно вам? Вот несколько советов, которые помогут ученику ответить на этот вопрос.

  1. Займитесь самотестированием. Пройдя тесты для профориентации, ученик уже будет иметь ориентир.
  2. Обратитесь в специальные организации, которые занимаются профориентацией учащихся. Специалисты помогут вам более точно определить направление ваших предрасположенностей и наклонностей.
  3. Оцените масштаб задачи. Если вы мечтаете стать специалистом по IT-технологиям, то решите сами для себя – сможете ли вы целый год (а затем и все учебные годы) глубоко изучать информатику и получать другие необходимые знания.

Обратите внимание, что даже если какой-либо предмет дается вам не очень легко, но он необходим для получения профессии, которую вы выбрали, путем больших стараний и труда вы сможете овладеть им. Главное, прикладывать немало усилий, уделять время самообучению, а порой и отказывать себе в прогулках с друзьями и других способах отдыха.

Какие предметы нужно сдавать после 9-го класса? Обязательными являются два предмета – математика и русский язык, остальные же ученики выбирают по собственному желанию.

А теперь давайте разберем, по каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе по каждому направлению.

Гуманитарная направленность

какие предметы легче сдавать после 9 класса

Если ученик определил, что желает продолжать обучение в гуманитарном направлении, то одним из предметов для сдачи является обществознание. Нельзя сказать, что этот предмет сдать очень легко. Однако если вы имеете положительные оценки и регулярно готовите домашние задания по данному предмету, то сдать его на хорошие баллы будет нетрудно. Учитывая самостоятельную подготовку по обществознанию, вы сможете достичь достаточно высоких результатов.

Какие предметы нужно сдавать после 9 класса гуманитарию? Их может быть несколько.

  • История.
  • География.
  • Литература.

Эти предметы нельзя назвать легкими, однако, они чаще всего встречаются в списке необходимых для поступления в колледж.

В отдельную группу следует выделить биологию и химию. Эти предметы можно назвать сложными для сдачи, но их сложность объясняется непростой специализацией. Биологию сдают даже будущие психологи, а оба предмета необходимы для поступления в медицинский колледж.

Техническая направленность

Какие экзамены по выбору лучше сдавать в 9 классе, желающим иметь техническую специальность? Конечно же, первой в этом списке является физика. Назвать этот предмет простым вряд ли можно, однако, сдать экзамен на хороший балл вполне реально, если заниматься регулярной подготовкой.

по каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе

Следующим предметом можно назвать информатику. Она необходима для тех, кто желает стать программистом и иметь профессию, связанную с информационными технологиями. Данный предмет, как и физику, легким назвать нельзя, но для ученика, который неплохо ладит с компьютерной техникой одним из ответов на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" - будет информатика.

Также не следует забывать про один из обязательных предметов – математику. Он необходим в 99 % случаев для поступления в технический колледж. Поскольку этот предмет является обязательным для сдачи ГИА, то подготавливать к нему необходимо также тщательно, как и к остальным выбранным предметам.

Советы по подготовке

какие предметы по выбору лучше сдавать в 9 классе

После того как ученик ответил на вопрос: "Какие предметы легче всего сдавать в 9 классе?" - следует составить план подготовки к экзаменам. Что нужно сделать?

  1. Для начала следует составить расписание (причем желательно письменное – это поможет точнее следовать составленному плану), в котором вы выделите время для занятий. Чем больше предметов планирует сдавать ученик, тем больше времени придется уделять самоподготовке – учитывайте это. Для того чтобы хорошо сдать экзамены, необходимо уделять каждому предмету как минимум 4 часа в неделю.
  2. Если есть возможность, занимайтесь дополнительно с репетиторами – это поможет не только сократить время для самоподготовки, но и даст больший результат, поскольку занятия со специалистом всегда лучше, чем самостоятельные. Кроме того, для самоподготовки необходима немалая сила воли, из-за чего не исключено, что ее результаты будут порой на достаточно слабом уровне. Этого не произойдет при занятии с репетитором.
  3. Используйте кодификаторы при работе. Кодификатор, проще говоря, это документ, в котором отображен принцип составления КИМов, а также в него включены все темы, используемые для составления тестов по ГИА. Это говорит о том, что вы сможете изначально знать все темы по вашему предмету, вопросы и задания по которым могут встречаться в тестах.

какие предметы нужно сдавать после 9 го класса

Не следует забывать о перерывах

Ну и конечно же, не забывайте про отдых, которому тоже нужно уделять время.

Выделяйте дни, когда вы не будете заниматься. К примеру, это может быть 1-2 дня в неделю. Кроме того, организму необходим ежедневный отдых, а лучше всего - час прогулки на свежем воздухе.

Порой бывают такие моменты, когда кажется, что силы иссякли, а изучаемый предмет осточертел до ужаса. Позвольте себе неделю отдыха без занятий, но не частите с такими перерывами.

Какие экзамены нужно сдавать выпускникам девятого класса?

Не зависимо от того, кем вы хотите стать в будущем, химиком или юристом, менеджером или инженером предприятия нефтехимического профиля, вам (если вы проживаете в Республике Беларусь) предстоит написать диктанты по русскому и белорусскому языкам, а также решить десять заданий по математике (пять по алгебре и пять по геометрии). Но не стоит пугаться, подчеркивает эксперт, ведь экзамены очень похожи на контрольные работы, которые вы писали уже много раз. Но важно помнить, что результат сдачи экзамена намного важнее: от них зависит, какой будет окончательная оценка в аттестате. Поэтому давайте рассмотрим каждый из них по порядку.

Прокачать свое знания по данному предмету можно и в интернете – на таких сервисах, как SEDU.ME, где в принципе работают репетиторы со всего мира и продают свое компетентное время по любой тематике, а языковая практика с носителями языка там и вовсе является бесплатной опцией, доступной каждому пользователю бесплатно после регистрации.

Экзамен первый: русский язык

Чтобы быть готовым к этому экзамену, нужно повторить основные правила языка. Как уже упоминалось выше, по русскому языку нужно будет написать диктант. Поэтому советуем заранее тренироваться писать их. Все тексты диктантов будут взяты из сборника, изданного «Национальным институтом образования». Как тренироваться дома? Попросите кого-нибудь из своих домашних, например, маму, диктовать вам тексты, а затем проверьте и исправьте все что вы написали неправильно. Изучите правила русского языка, в которых вы «плаваете».

Экзамен второй: белорусский язык

Суть подготовки к этому экзамену похожа на предыдущий. Вам также стоит повторить или выучить правила правописания и пунктуации, а также тренироваться писать под диктовку дома. Еще один совет: в повседневной жизни большая часть учеников разговаривает по-русски, поэтому старайтесь больше говорить на белорусском. Делайте это, хотя бы, несколько часов в день и ежедневно проверяйте значения незнакомых слов в словаре. Запомнить слова помогает чтение, поэтому старайтесь больше читать. Ученики часто совершают ошибки в тех словах, которые слышат первый раз и не понимают их значение. Эти советы помогут вам ясно понимать о чем говорится в тексте диктанта, и вы сможете правильно его написать.

Каждый этих двух экзаменов будет длиться один час. Для того, чтобы никто не мог списать, ученикам запрещают брать с собой телефон. Исправлять ошибки корректором тоже нельзя.

Вот вам один лайфхак:

Можете проверять правильно ли написан диктант по одному слову, начиная с конца текста. В этом случает больше вероятности, что вы заметите ошибку.

Как подготовиться

Математические формулы написаны на черной доске мелом

Быстро подготовиться к ОГЭ по математике могут только отличники, которым достаточно лишь повторить пройденные темы и понять, как правильно заполнять бланки ответов. Остальным лучше заняться этим как минимум за несколько месяцев до экзамена – тогда не придётся «глотать» материал в экстренном порядке. Важно также научиться работать с контрольно-измерительной и справочной информацией, потренировать свою психологическую устойчивость.

Демоверсия

«Набить руку» и не растеряться во время прохождения испытания помогают демонстрационные варианты. Благодаря им, можно устроить себе в домашних условиях репетицию, приближенную к реальному экзамену. Задачи, предложенные в демоверсии, близки к тем, которые будут определены для сдачи ОГЭ.

Выполняя предложенные задания, нужно стараться уложиться в установленное время. В демоверсиях содержатся не только вопросы, но и ответы: к части 1 – краткие, к части 2 – развёрнутые. Однако подглядывать в них заранее не стоит – это сведёт к нулю весь смысл подготовки. Лучше свериться с ответами после прохождения теста и проанализировать ошибки.

Кодификатор

Содержание и структуру КИМ по математике можно отыскать в кодификаторе, состоящем из двух частей:

  • В первой содержится перечень требований, по которым проверяется освоение учеником школьной программы по предмету. Например, способность решать квадратные и линейные неравенства, определять координаты точки плоскости и др.
  • Во второй указаны элементы содержания, которые проверяются на ОГЭ. К примеру, умение делить с остатком, разбираться в функциях и особенностях геометрических фигур и т.д.

Кодификатор – полезный инструмент. В нём можно просмотреть, какие темы будут проверяться на экзамене, и при подготовке обратить особое внимание на те, которые вызывают наибольшие затруднения.

Ресурсы для подготовки

Готовиться к ОГЭ можно разными способами. Некоторые школьники предпочитают записаться на курсы и работать в группе сверстников, другие прорабатывают проблемные вопросы при помощи репетитора. Однако большая часть учеников повторяет пройденные темы в домашних условиях. В помощь им есть целый ряд интернет-ресурсов.

К примеру, на портале Федерального института педагогических измерений и сайте «ГИА9» содержится вся необходимая официальная информация, методические рекомендации по самостоятельной подготовке к сдаче ОГЭ по разным предметам, видеоконсультации. Здесь же можно скачать и распечатать демонстрационные варианты заданий.

При помощи веб-сайта «Сдам ГИА» и сервиса «ЯндексРепетитор» можно в режиме онлайн выполнить множество упражнений по каждой из изученных тем, проверить уровень своих знаний и отследить динамику роста.

Перечисленные ресурсы могут помочь сдать математику на положительную оценку, даже если ничего не знаешь. Главное – проявить упорство и начать готовиться заранее.

Как сдать

Согласно утвержденной спецификации, экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • в первой – 20 заданий в виде теста;
  • во второй – всего 6, но требующих развернутого ответа.

На все выделяется 235 минут времени, т.е. 3 часа 55 минут. Пользоваться школьник может только линейкой и выданными ему справочными материалами.

Задачи под номерами 16-20 и 24-26 посвящены геометрии (за них можно получить максимум 12 баллов), остальные – алгебре (20 баллов).

Ответы на задания первой части – это цифры или их последовательность, которые нужно вписать в бланк № 1. Если ответ состоит из нескольких цифр, то каждая вписывается в отдельную клеточку. Запятые, пробелы и иные символы не допускаются.

Решения и ответы на задачи второй части указывают на бланке ответов № 2. Если необходимо заменить ошибочный ответ, можно воспользоваться полем замены.

На экзамене специалисты рекомендуют действовать по следующему алгоритму:

  • сначала выполнить более простые задания первой части, после чего переходить ко второй;
  • при возникновении проблемы с решением задачи, не зацикливаться на ней, а перейти к следующему упражнению;
  • если останется время, вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.

Чтобы не рассеивать внимание, ответы лучше сначала записывать в тексте работы. Незадолго до завершения экзамена внимательно переписать их в бланки. Об этом напоминают организаторы за 30 и за 5 минут до окончания выделенного времени.

Оценивание

Ребятам, которые хотят сдать ОГЭ по математике на 4 или 5, полезно понять систему оценивания:

  • За каждое правильно выполненное задание первой части ученик получает 1 балл.
  • Вторая часть сложнее, поэтому за получение верного ответа при правильном ходе решения дают 2 балла, если есть неточности или неполные объяснения – 1 балл.

Далее все суммируется и переводится в оценку по стандартной шкале:

Баллы Оценка
22-32 5
15-21 4
8-14 3
0-7 2

Таким образом, для прохождения минимального экзаменационного порога необходимо набрать 8 баллов, из них минимум 2 за выполнение задач по геометрии. Этого достаточно, чтобы получить тройку.

Чтобы заработать четверку, следует набрать от 15 до 21 балла, для пятерки потребуется уже 22-32 балла. При этом сохраняется условие, что не меньше 2 пунктов должно быть за задания модуля «Геометрия».

На проверку работ экспертам выделяется максимум 10 рабочих дней. При неудовлетворительном результате школьник может пройти испытание еще раз в резервные сроки.

Cambridge exam centres

Эти центры сотрудничают непосредственно с Кембриджским университетов и получили лицензию на подготовку и проведение экзаменов. Здесь у вас будет группа студентов, которые готовятся для сдачи того же теста, что и вы. Преподаватель знаком со всеми особенностями проведения экзаменов. Вероятнее всего и сам сдавал подобный экзамен. Учебные пособия, по которым вы учитесь, содержат задания из прошлых лет. То есть всё ориентировано на проработку именно того материала и в том формате, как будет на реальном экзамене.

Репетитор

Если вы остановитесь на этом варианте, то обязательно ищите такого учителя, который имеет опыт подготовки студентов именно к вашему экзамену. Он не должен знать, что будет на экзамене по наслышке. Репетитор должен заниматься с вами именно в том формате, как вас будут спрашивать на экзамене. Это, как минимум, добавит вам уверенности в день теста. Точно не нужно какой-то спонтанности и нервотрёпки. 

Я бы посоветовала обратиться к репетитору, если вы чувствуете, что в каком-то компоненте вы явно хромаете и занятий в спец центре вам недостаточно для устранения этих сложностей. Например, вы не можете говорить в соответствии с требуемым уровнем. Грамотный репетитор должен вас разговорить и натренировать тому, что делать, если вы не знаете, что сказать. Это опять же навык. Нужно специально нарабатывать.  

Обычная языковая школа

Здесь я подразумеваю не специализированные Кембриджские курсы, а просто школу, где вы можете изучить общий английский язык. Здесь не предусмотрена специальная подготовка к сдаче Cambridge tests. Да, безусловно, есть люди, которые пройдя курс обучения английскому в таком заведении, потом сдают Кембриджский экзамен и даже получают неплохие результаты (у нас самих были такие случаи и не однократно). Но если вам действительно важно более-менее гарантированно подготовиться к экзамену и получить определённые баллы, я бы посоветовала не рисковать, а выбрать всё же специализированный центр.

Как подготовиться

Династия Романовых - правители России в разные исторические эпохи

Подготовку к ОГЭ по истории желательно начинать как можно раньше, поскольку придется проштудировать множество объемных тем, начиная с 6 класса. Немало учеников, попробовав свои силы на пробном варианте, меняют решение и записываются на менее сложные и трудоемкие дисциплины. Самостоятельно подготовиться на высокий балл очень непросто, поэтому многие ребята предпочитают дополнительно работать с репетиторами или посещать курсы.

Наибольшие затруднения на экзамене вызывают задания, посвященные событиям XIX века, где часто приходится находить неочевидные причинно-следственные связи. Сложными оказываются вопросы по географическим экспедициям, требующие умения ориентироваться в картах. Также непросто запомнить материал по истории русской культуры: от учащегося требуется запомнить большое количество художников, архитекторов, время создания и внешний вид их творений.

Если учесть опыт девятиклассников, уже прошедших испытание, а также советы экспертов, то план подготовки к ОГЭ по истории вкратце выглядит так:

  • Выделить больше времени на изучение поздних периодов, которые проходят в 9 классе, а затем повторить их незадолго до экзамена.
  • Параллельно, приблизительно за полгода до испытания, а то и раньше, начинать освежать в памяти материал, пройденный в 6–8 классах. Хорошо зарекомендовал себя способ пересказа вслух кому-то из родных или друзей, причем желательно рассказ структурировать и наполнять фактами.
  • Особое внимание следует уделить запоминанию большого количества дат. Здесь каждый может выбрать для себя наиболее подходящий способ: одни просто заучивают годы, другие увязывают их с несколькими событиями, проводят параллели и выстраивают ассоциативные ряды, третьи предпочитают составлять таблицы для структурирования материала.
  • По наиболее важным историческим личностям можно составлять отдельные конспекты, в которые заносятся факты биографии, политические и идейные взгляды, связь с другими деятелями и оценку современников.
  • Не зацикливаться только на учебниках. Неплохо помогает просмотр тематических лекций и подкастов, исторических фильмов. Для визуализации информации можно рисовать схемы, карточки с датами, важные иллюстрации и размещать их дома на видных местах, чтобы они постоянно попадались на глаза.
  • После более или менее уверенного освоения теории можно переходить к тестам. Сначала стоит разобрать задания по отдельным темам, а затем уже переключиться на комплексные варианты, включающие вопросы из разных разделов.

Чем позже школьник начнет готовиться к экзамену, тем более серьезная ежедневная нагрузка его ожидает. Придется одновременно изучать события разных исторических периодов и выполнять тесты. Это неизбежно приведет к «каше» в голове, и рассчитывать на высокую оценку будет трудно.

Демоверсия

Первую оценку уровня своих знаний помогает сделать демонстрационная версия экзамена. Она сразу высветит все пробелы и выявит темы, которым необходимо уделить дополнительное время в процессе подготовки. На все вопросы в демоверсии указаны правильные ответы, однако заглядывать в них лучше после завершения теста.

Кроме непосредственно тренировки, демоверсия знакомит учащегося с типами ответов на вопросы (краткие или полные). Опираясь на нее, можно продумать стратегию подготовки к заданиям, которые требуют составления развернутого ответа и умения работать с картами, таблицами, схемами и иллюстрациями. Здесь же есть критерии оценивания работ и сведения о выставлении первичных баллов.

Кодификатор

Еще один важный для девятиклассника документ – кодификатор. Он помогает понять, что именно будет проверяться на экзамене. Кодификатор состоит из двух разделов и опирается на ФГОС ООО и Федеральный компонент госстандарта основного общего образования.

Первая часть посвящена умениям и знаниям, которыми должен обладать ученик после освоения школьной программы за 6–9 классы. Среди основных требований можно отметить:

  • знание основных этапов, дат и событий истории России, имен выдающихся деятелей, достижений культуры, а также видов исторических источников;
  • умение определять последовательность событий и соотносить даты, исторические процессы и факты, рассказывать об исторических событиях, используя разные источники информации, пользоваться картами, писать творческие работы и составлять планы;
  • способность определять причины и следствия событий, находить существенные черты исторических процессов, объяснять смысл терминов и понятий, формировать собственное обоснованное мнение и отношение к историческим личностям;
  • обладать навыком использования полученных знаний в повседневной жизни, при общении с представителями иных национальностей и религий, понимать исторически сформировавшиеся норм социального поведения.

Во второй части перечислены все темы, которые будут проверяться в процессе испытания. Они скомпонованы в два основных раздела: «Древность и Средневековье» (от Древней Руси до Российского государства) и «Новое время» (период с конца XVII до начала XX века).

При повторении теории стоит обязательно ориентироваться на кодификатор, чтобы не пропустить какой-либо важный момент.

Ресурсы для подготовки

Для качественной подготовки к ОГЭ по истории в 9 классе приходится использовать много источников информации. Однако доверять нужно только проверенным учебным пособиям и интернет-ресурсам, над созданием которых работали профессионалы, имеющие непосредственное отношение к формированию заданий и проверке экзаменационных работ.

Основные сведения о темах для повторения, порядке и условиях проведения экзамена, системе оценивания следует брать только на официальных сайтах. В этом случае не возникнет никаких недоразумений по поводу того, что информация может оказаться устаревшей, искаженной или неполной. Такими ресурсами являются порталы «ГИА9» и ФИПИ.

Что касается печатных изданий, то эксперты советуют использовать такую литературу:

  • А.С. Орлов «История России»;
  • О.В. Волобуев «Всеобщая история»;
  • И.Н. Крамаров «ЕГЭ и ОГЭ. История. Большой справочник»;
  • «ОГЭ 2020. История. 30 тренировочных вариантов» под редакцией Р.В. Пазина;
  • «История. ОГЭ 2020. Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.А. Артасова.

Лучшими сайтами для самостоятельной подготовки традиционно считаются «Сдам ГИА» и «ЯндексРепетитор». На первом из них по каждому экзаменационному вопросу можно найти от 30 до 40 упражнений для тренировки, а также есть возможность выполнить полную версию экзамена. Система проверит работы, укажет на ошибки и выставит оценки по стобалльной или пятибалльной шкале. Второй сайт также дает возможность проверить себя в обстановке, приближенной к реальному испытанию.

Как сдать

Структура ОГЭ по истории в 2020 году претерпела существенные изменения: общее количество заданий уменьшилось с 35 до 21, вопросов по событиям после 1914 года нет, зато добавились задачи по истории других стран. При этом время на выполнение работы осталось прежним – 3 часа (180 минут), что дало возможность ученикам более тщательно обдумывать ответы.

Экзамен состоит из двух частей. В первой содержится 14 заданий, предполагающих краткий ответ, который вписывается в бланк ответов №1. Каждая буква или цифра пишется в отдельной клеточке без пробелов, запятых и иных символов. Здесь важно обратить внимание, что числа, следующие за тронными именами монархов, пишутся только прописью – например «АлександрТретий» (тоже без пробела).

Во второй части – 7 задач с развернутыми ответами, которые разборчиво и четко излагаются на бланке №2. По характеру контролируемых умений учащегося они распределены так:

  • №15–27 – проверка умения анализировать исторический источник;
  • №18 – нахождение причинно-следственных связей;
  • №19 – изучение текста, поиск в нем ошибок и их исправление;
  • №20 – сравнение исторических явлений и событий;
  • №21 – анализ ситуации, связанной с деятельностью определенной исторической личности.

На испытании не допускается использование каких-либо вспомогательных материалов, за исключением черновика и ручки. Ученик вынужден опираться исключительно на собственные знания, что довольно сложно и ответственно. С другой стороны, успешно сдав экзамен, он получит бесценный опыт для подготовки к ЕГЭ по истории.

Как подготовиться

Ученица сидит за столом, на котором расположен амперметр-вольтметр и другие приборы

У каждого ученика свое представление о подготовке к ОГЭ по физике. Те, кто неплохо разбирается в дисциплине, могут ограничиться посещением школьных факультативов и отработкой вариантов дома. Менее уверенные в себе ученики предпочитают обращаться к репетиторам или записываться на курсы. Это помогает им взглянуть на предмет под несколько иным углом, восполнить пробелы в знаниях и получить дополнительную психологическую поддержку, которой зачастую недостает в школе.

ОГЭ по физике отличается тем, что от ученика требуется не только владение теоретическим материалом, но и умение решать разнообразные задачи. Поэтому претенденты на высокие оценки обычно начинают подготовку еще в начале учебного года или хотя бы в январе-феврале.

Специалисты предлагают использовать такой алгоритм подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе:

  • сначала нужно повторить все ранее пройденные темы, запоминая формулы;
  • затем можно переходить к решению задач из тематических сборников (при этом важно не только выйти на правильный ответ, но и понять механизм решения);
  • после этого (за 2-3 месяца до испытания) можно начинать решать прошлогодние варианты ОГЭ или демонстрационные варианты, размещенные на сайте ФИПИ.

Если выбрать правильную траекторию подготовки и рационально распределить свое время, есть все шансы получить высокую оценку, не сидя целыми днями над учебниками. Несколько часов в неделю на протяжении учебного года дадут гораздо более глубокие знания, чем попытка охватить весь объем учебного материала за месяц до экзамена.

Демоверсия

При подготовке к ОГЭ по физике демоверсия играет немаловажную роль. С ее помощью школьник может отрепетировать сдачу экзамена в формате, максимально приближенном к «боевому», разобраться, какие задания вызывают наибольшие сложности, и сконцентрировать свои усилия на их проработке.

В демонстрационных вариантах, помимо заданий, содержатся справочные материалы – основные константы, таблицы плотности, теплоёмкости, удельного сопротивления металлов, температур плавления и кипения.

Кодификатор

Ещё один документ обязательный к изучению – кодификатор ОГЭ по физике. Он содержит исчерпывающий перечень требований к знаниям школьника:

  • Владение понятийным аппаратом. Это знание смысла основных терминов (магнитное и электрическое поле, взаимодействие, вещество) и физических величин (масса, теплоемкость, электрическое напряжение). Сюда же относится понимание наиболее важных физических законов (Ньютона, Архимеда, Паскаля, всемирного тяготения) и способность объяснять физические явления (конвекция, диффузия, электромагнитная индукция).
  • Владение основами методов научного познания и эксперимента. Речь идет о способности сформулировать цель опыта и сделать правильные выводы на основе анализа результатов, составлять графики и таблицы. Также важно уметь конструировать экспериментальные установки и пользоваться приборами и измерительными инструментами.
  • Навык решения задач разного уровня сложности и содержания.
  • Понимание физических текстов.
  • Способность применять полученные знания в повседневной жизни.

Во второй части кодификатора перечислены темы, которые будут проверяться на экзамене: механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления. Также упоминаются формулы и термины, которые необходимо знать школьнику.

Специалисты отмечают, что трудности на экзамене обычно вызывают задания, связанные с электрическими явлениями, оптикой, волнами, звуками, квантовыми явлениями – их во многих школах рассматривают бегло. А вот темы кинематики и механики прорабатываются более детально и даются девятиклассникам гораздо легче.

Ресурсы для подготовки

Материалы для подготовки к ОГЭ по физике можно найти в интернете. Кодификатор, спецификацию и демонстрационный вариант лучше всего скачать с официальных ресурсов: сайта «ГИА9» и портала Федерального института педагогических измерений. Здесь размещают только актуальные данные, касающиеся итоговой аттестации. Также учителя, школьники и их родители могут найти на сайтах полезные советы по организации подготовки учащихся к экзамену – в том числе, относительно режима учебы и отдыха, питания и психологической поддержки.

Для наработки навыка выполнения заданий не обойтись и без учебников. Наиболее известным является «Сборник задач по физике 7-9 класс» В.И. Лукашика – его рекомендует большинство специалистов. Кроме того, будут полезными такие пособия:

  • Н.И. Зорин «ОГЭ. Физика. Решение задач»;
  • Н.С. Пурышева, Е.Э. Ратбиль «ОГЭ. Физика»;
  • Н.К. Ханнанов «Сборник задач по физике. 7-9 классы».

Множество тренировочных упражнений доступно и в интернете. Главное – подобрать хороший сайт с качественными заданиями, составленными профессионалами, не понаслышке знакомыми с ГИА. Среди таких ресурсов стоит обратить внимание на «Сдам ГИА» и «ЯндексРепетитор». По каждой предусмотренной кодификатором теме школьникам здесь предлагают от 27 до 84 упражнений. Есть варианты по анализу схем и графиков, выполнению экспериментов и расчетных задач. В сети также можно найти сайты, на которых просто перечислены формулы для сдачи ОГЭ по физике, однако этой информации для успешного прохождения испытания будет явно недостаточно.

Как сдать

На сдачу ОГЭ по физике выделяется 180 минут (3 часа), за которые необходимо выполнить 25 заданий. Ученику разрешается использовать только непрограммируемый калькулятор и линейку.

Ответ может быть кратким или развернутым, в зависимости от упражнения. Краткие вносятся в бланк ответов №1, а развернутые – в бланк ответов № 2. Задачи 21-22 требуют обоснования полученного результата, а упражнения под номерами 23–25 предполагают запись условия, использованных формул, а также расчеты и математические преобразования. На каждое задание с кратким ответом рекомендуют тратить не более 3–5 минут, а на задачи с развернутым ответом – 10–20 минут.

Тип задания Число заданий Максимальный первичный балл Процент от общего первичного балла Дополнительная информация
Краткий ответ (одна цифра) 4 4 9 Задания 2, 15, 19 и 20, в которых выбирают номер правильного ответа
Краткий ответ (число) 6 6 14 Упражнения с 5 по 10 (целое число или конечная десятичная дробь)
Краткий ответ (набор цифр) 9 17 40 Задачи 1, 2, 4, 11–14, 16 и 18. Вписывать в бланк без запятых, пробелов и иных символов
Развернутый ответ 6 16 37 Задания 17 и 21–25
Итого 25 43 100

Задание №17 – это эксперимент, во время которого выясняется умение школьника производить измерения (силы Архимеда, плотности, силы трения и др.), представлять полученные результаты в виде графиков, рисунков и таблиц, делать выводы и экспериментальным путем проверять физические законы. Для выполнения задачи ученику предоставят один из 5 комплектов оборудования.

Что касается распределения по темам, то больше всего заданий в ОГЭ посвящено механическим явлениям – от 9 до 14. Немного меньше тепловым (4–10) и электромагнитным (7–14). Доля квантовых невелика – всего 1–4 задачи.

Ответы лучше сначала записывать прямо в тексте работы, а затем уже переносить в бланки. При этом нужно быть внимательным и тщательно перепроверять соответствие номера задания и ответа, поскольку в спешке в таком количестве цифр можно допустить механическую ошибку. Все данные необходимо вписывать разборчиво,  гелевой ручкой с черными чернилами.

Как подготовиться

Колбы химические с растворами на фоне доски с формулами

Подготовка к ОГЭ по химии – непростая задача. Наскоком этот предмет взять трудно, нужна системная предварительная работа. Простое зазубривание вряд ли поможет, необходимо понимать суть процессов. Обычно репетиторы гарантируют четверку тем девятиклассникам, которые начинают готовиться за 4-5 месяцев до экзамена. Чтобы претендовать на высшую оценку, нужно целенаправленно заниматься весь учебный год.

Большую часть проверяемых на экзамене тем проходят в 9 классе. Это положительный момент – знания не успевают забыться, и их можно быстро актуализировать, просто перечитав нужный параграф учебника. Готовиться к ОГЭ по химии можно по следующему алгоритму:

  • Повторить теорию, начиная с самых азов: строение молекул и атомов, классы веществ и связи между ними, степени окисления и т.д. Полезно просматривать тематические вебинары и лекции, которые можно найти в интернете. Это поможет глубже разобраться в сложных вопросах.
  • Завести специальную тетрадь и постепенно, по мере изучения тем, систематизировать информацию в виде схем и таблиц. Формулы для расчёта величин, химические константы (число Авогадро, молярный объем газа при нормальных условиях и т.д.) лучше вынести в отдельный блок.
  • Закреплять пройденное на практике путем выполнения заданий из сборников. Для этого также важно отточить математические навыки, поскольку решение химических задач напрямую связано с расчетами.

Для выполнения некоторых заданий нужно обладать широким кругозором, поэтому стоит время от времени читать дополнительные статьи в интернете. При этом важно обращать внимание, из какого источника черпал информацию автор. Лучше опираться на уважаемые научные журналы с высоким уровнем цитирования.

Демоверсия

Отличный способ подготовиться к итоговой аттестации – воспользоваться демоверсией контрольно-измерительных материалов. Она содержит инструкцию по выполнению экзаменационной работы и даёт представление о том, сколько и каких заданий будет на ОГЭ по химии. В КИМ реального испытания включаются схожие упражнения. Работая с демонстрационным вариантом, можно довести навык их решения до автоматизма.

Кодификатор

Ежегодно для экзамена по каждому предмету утверждаются кодификаторы. Они нужны для того, чтобы учащиеся могли точно знать, по каким темам будут задания. Кодификатор ОГЭ по химии для 9 класса – это две таблицы, в которых систематизированы все требования к знаниям школьников. От девятиклассников, в частности, требуется:

  • знание химической символики (уравнений, формул), основных понятий (анион, катион, восстановление, окисление и др.) и химических законов;
  • умение разбираться в химических элементах, объяснять смысл их атомных номеров, строение и свойства, характеризовать по положению в таблице Менделеева;
  • способность классифицировать вещества, исходя из их формул, определять виды связи в соединениях, а также типы химических реакций, составлять формулы неорганических соединений и схемы строения атомов;
  • понимание механизма проведения опытов, способов вычисления массовой доли, объема, количества и массы вещества, принимающего участие в реакции;
  • умение пользоваться оборудованием и химической посудой, применять полученные знания на практике.

Все требования привязаны к Федеральному компоненту госстандарта основного общего образования.

Задания ОГЭ по химии относятся исключительно к разделу неорганики. Об органических веществах в 9 классе даются лишь первоначальные представления, поэтому проверка по этим темам не проводится.

Ресурсы для подготовки

Каждый школьник сам определяет, как ему удобнее готовиться к ОГЭ по химии. Некоторым больше подходит индивидуальная работа. Другие предпочитают подготовительные курсы и групповые занятия, где поддерживается постоянная связь с преподавателем, коллективная динамика и чувство здоровой конкуренции. Но в каком бы формате не проходила подготовка, без методических пособий не обойтись. Среди них можно выделить:

  • «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А.С. Корощенко;
  • Ю.Н. Медведев, Г.Н. Молчанова, А.С. Корощенко «ОГЭ 2020. Химия. Типовые варианты экзаменационных заданий» (на 30 или 32 варианта);
  • Г.Ю. Добротин «Химия. ОГЭ 2020» (на 10 или 30 вариантов);
  • О.С. Габриелян, Т.Е. Деглина «Химия. Трудные задания ОГЭ. Химический эксперимент».

Тем, кто больше любит работать с компьютером, можно порекомендовать проверенные интернет-ресурсы с качественно составленными тренировочными вариантами ОГЭ. В первую очередь, речь идет о сайтах «Сдам ГИА» и «ЯндексРепетитор». Они дают возможность подбирать упражнения по нужным темам и типам, а также формировать собственные варианты экзамена для тренировки.

Не стоит обходить вниманием и официальные ресурсы. Нередко школьники начинают готовиться по материалам ОГЭ, размещенным на малоизвестных частных сайтах, а через некоторое время узнают, что этот вариант уже устарел и не учитывает новых требований. Поэтому такие кодификатор, спецификацию и демоверсию однозначно следует скачивать с порталов Федерального института педагогических измерений и «ГИА9». Там содержится только самая достоверная и проверенная информация в форме текстовых материалов, а также проводятся видеоконсультации.

Как сдать

С 2020 года экзамен состоит из 24 упражнений, разделенных на две части. В первой 19 задач с кратким ответом. Во второй 5 заданий: на 3 из них нужно дать развернутый ответ, а еще 2 представляют собой лабораторную работу. Возможность выбрать вариант ОГЭ с экспериментом или без него, как это было раньше, теперь отсутствует.

Общее время, отведенное на испытание – 3 часа (180 минут). Школьникам разрешается пользоваться дополнительным оборудованием и материалами:

  • Периодическая таблица химических элементов Л.И. Менделеева;
  • электрохимический ряд напряжения металлов;
  • таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде;
  • непрограммируемый калькулятор.

Ответы на задания 1–19 даются в виде цифр или их последовательности на бланке ответов №1. Каждая символ вносится в отдельную клеточку. Развернутые ответы второй части записываются в бланке ответов №2.

Порядок прохождения экзамена следующий. Сначала необходимо выполнить задания с 1 по 23, и только после этого экзаменуемый допускается к выполнению эксперимента. Он проводится в лаборатории под наблюдением экспертов. С начала испытания до этого момента должно пройти не меньше 30 минут. В комплект лабораторного оборудования входят:

  • три пробирки;
  • штатив;
  • ложечка или шпатель для набора сыпучих веществ;
  • шесть склянок для реактивов;
  • лоток раздаточный.

Специалисты рекомендуют тщательно подготовиться к эксперименту. В демоверсии приведена подробная инструкция по его выполнению: как переливать жидкости, пересыпать порошок, перемешивать реактивы, определять запах вещества, нагревать пробирку на спиртовке, закрывать емкости и т.д.

После завершения каждой реакции свои наблюдения необходимо записывать в черновик и сверять признаки с ответом на задание 23. Особое внимание следует обратить на соблюдение норм техники безопасности, а при ухудшении самочувствия немедленно сообщить об этом эксперту, который контролирует процесс.

Как подготовиться

Географическая карта мира

Для тех, кто добросовестно занимался на протяжении предыдущих лет, подготовка к ОГЭ по географии не составит особого труда. Некоторым вполне достаточно в апреле-мае повторить пройденные темы и попрактиковаться в выполнении заданий. Школьникам, которые не особо напрягались на занятиях и хотят получить хотя бы тройку, придется поработать 3-5 месяцев.

Подготовиться к экзамену можно самостоятельно, но для уверенности стоит взять несколько консультаций у преподавателя. Он подскажет, на какие вопросы нужно обратить особое внимание и как правильно пользоваться дополнительными материалами. Поскольку география изучается с 5 по 9 классы, придется проштудировать учебники за все эти годы. Такой объем материала сложно запомнить за несколько дней, поэтому опытные люди рекомендуют действовать по такой схеме:

  • по каждой теме изучить теорию по учебнику и просмотреть видеоуроки в интернете;
  • выполнить практические задания;
  • проанализировать допущенные ошибки;
  • еще раз просмотреть материал, обращая внимание на выявленные пробелы, после чего переходить к следующей теме.

Анализ, проведенный Рособрнадзором, показал, что нередко учащиеся допускают ошибки в самых простых вопросах: например, не могут соотнести страну и ее столицу. Очень важно при подготовке сформировать у себя понимание природных явлений и процессов, основных геоэкологических проблем, освоить терминологию физической и экономической географии.

По большому счету, вопросы ОГЭ по географии составляются по шаблону, поэтому для прохождения итоговой аттестации достаточно владения учебным материалом на среднем уровне и умения пользоваться картами. Чтобы облегчить себе задачу, важно правильно подобрать атласы и научиться работать с ним. При этом следует обратить внимание на их подробность и актуальность. Специалисты рекомендуют приобретать печатную продукцию издательства «Дрофа» или Омской картографической фабрики, одобренную Министерством просвещения. Атласами разрешается пользоваться на экзамене.

При подготовке к ОГЭ нужно запоминать карты визуально, а также учиться работать с легендами и пользоваться указанной на них информацией. Для закрепления материала полезно по памяти наносить основные объекты на контурные карты или складывать специальные пазлы.

Демоверсия

Чтобы объективно оценить свой уровень знаний, можно воспользоваться официальным демонстрационным вариантом экзамена. Его обычно размещают на сайте ФИПИ в конце осени. В этом документе кратко описывается процесс сдачи ОГЭ, принцип записи полученных ответов, а также типовые задания для тренировки. Девятиклассник может попробовать выполнить все упражнения за отведенное время, а затем проверить свои ответы. Это зачастую рассеивает иллюзии и дает понимание того, насколько серьезно придется готовиться к испытанию.

Эксперты рекомендуют обратить внимание на отработку заданий по определению координат географических объектов. Для получения более точного результата нужно пользоваться линейкой и картой большого масштаба. Также стоит поработать с задачами, предполагающими развернутый ответ. Многие ученики боятся их и считают слишком сложными, хотя там затрагивается всего несколько тем, которые легко подтянуть.

Кодификатор

Еще один важный инструмент, без которого не обойтись школьнику, желающему получить хорошую оценку – кодификатор. Этот документ опирается на Федеральный компонент госстандарта основного общего образования и сформирован в виде двух таблиц. Первая содержит информацию о том, какими знаниями и навыками должен обладать девятиклассник, сдающий ОГЭ по географии:

  • знать основные термины и понятия, важнейшие географические открытия;
  • понимать различие между планами, глобусами и картами по масштабу, содержанию, способам изображения;
  • разбираться в географических особенностях природы океанов и материков, поясности и зональности;
  • владеть информацией об административно-территориальном устройстве РФ, специфике ее населения, природы, отраслей хозяйства, геоэкологических проблемах;
  • уметь определять на карте, плане или местности координаты, расстояния и местоположение объектов, выделять, описывать и объяснять признаки географических явлений и объектов;
  • иметь навык поиска нужной информации в различных источниках, ее анализа и использования в повседневной жизни.

Во второй таблице собраны темы, знание которых будет проверяться в процессе испытания. Все они систематизированы по основным направлениям:

  • Источники географической информации: путешествия, открытия, планы, модели, карты.
  • Природа планеты и человек. Содержит темы о строении Земли, полезных ископаемых, Мировом океане, атмосфере и биосфере, разнообразии животного и растительного мира, географической оболочке планеты (зональность, поясность, ритмичность и цикличность процессов).
  • Океаны и материки, страны и народы. Необходимо знать о соотношении океана и суши, их происхождении, природных ресурсах. Также здесь перечислены темы, посвященные странам, населению Земли, этносам и расам.
  • Геоэкология и природопользование: влияние человека на природу, стихийные явления.
  • География России. Это большой раздел, посвященный широкому спектру вопросов: от географического положения страны, часовых поясов и границ до типов климата, ресурсов, состава населения и основных отраслей народного хозяйства.

Чтобы качественно подготовиться к экзамену, темы для повторения необходимо брать именно из кодификатора. В противном случае есть риск пропустить какой-то важный аспект и допустить ошибку.

Ресурсы для подготовки

Базовый материал для подготовки к ОГЭ по географии необходимо брать на официальном сайте Федерального института педагогических измерений и портале «ГИА9». Там размещен кодификатор, спецификация, демонстрационный вариант экзамена, задания прошлых лет. Также здесь можно найти дополнительные инструкции по разным вопросам: как готовиться к испытанию самостоятельно в домашних условиях, чем могут помочь школьникам родители, каковы особенности сдачи ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья, как подать апелляцию и т.д.

Для повторения теории лучше пользоваться проверенными пособиями, в составлении которых принимали участие эксперты, много лет проверяющие экзаменационные работы. В хороших изданиях информация составлена на основе федеральных стандартов, в них включена справочная информация и примеры упражнений. Среди таких учебников можно отметить:

  • М.С. Куклис, В.П. Гаранин «Наглядный справочник по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ»;
  • Ю.А. Соловьева, А.Б. Эртель «ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ»;
  • О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева «ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену».

Много полезной информации можно найти в интернете. Например, на сайте «Сдам ГИА» есть огромное количество задач, систематизированных по темам. Задания периодически обновляются, каждый вопрос сопровождается верным ответом и развернутыми пояснениями. Ресурс «ЯндексРепетитор» содержит тренировочные варианты для подготовки к экзамену и секундомер, который позволяет проверить свои знания. Есть также другие сайты и ряд групп во «ВКонтакте» (например «Вебинариум»).

Как сдать

ОГЭ по географии в 9 классе длится всего 150 минут (два с половиной часа). За это время необходимо выполнить 30 заданий, из которых 27 предполагают краткий ответ. По разделам географической науки они распределены так:

  • география России – 13 вопросов;
  • источники географической информации – 7;
  • природа Земли и человек – 6;
  • геоэкология и природопользование – 2;
  • страны и народы, океаны и материки – 2.

Школьнику разрешают использовать во время экзамена географические атласы разных издательств за 7-9 классы, непрограммируемый калькулятор и линейку. Что касается дополнительных материалов, то здесь иногда могут возникать недоразумения с организаторами, которые пытаются запретить пользоваться слишком полными атласами. Нормативно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому  учащемуся нужно отстаивать свои права.