Как подготовить себя к экзамену по русскому языку

Как подготовить себя к экзамену по русскому языку

Что такое ЕГЭ?

ЕГЭ – это итоговый экзамен, который сдают все выпускники одиннадцатых классов. По сути это проверка уровня знаний, которые ученики получали все эти годы в школе. 

По правилам, чтобы получить аттестат о полном среднем образовании, выпускник должен сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому и математике. Остальные предметы относятся к профильным и сдаются по выбору выпускника. 

Результаты испытания по русскому языку влияют не только на аттестат, но и на дальнейшее поступление. В отличие от математики уровень сложности этого испытания один для всех, а баллы по этой дисциплине рассматривают практически все вузы. 

Несмотря на это, сдать экзамен под силу любому ученику.   

Особенности проведения экзамена 

ЕГЭ по русскому длится три с половиной часа (210 минут). Проводится он в школьных классах, при этом стоит помнить, что ученики будут писать работы не в «родных» школах. Такая мера нужна для того, чтобы у учителей не было соблазна подсказать правильный ответ. 

С собой на экзамен нужно будет принести паспорт и чёрную гелевую ручку. Лучше взять несколько на случай, если одна перестанет писать. 

Уже в аудиториях ученики получат черновики, конверты с экзаменационными заданиями, бланками. В отличие от ОГЭ в 9 классе на ЕГЭ запрещены все справочные материалы, даже словари. 

Вместе с учениками в классе присутствуют проверяющие. Они раздают материалы и помогают выпускникам правильно заполнить бланки. К ним всегда можно обратиться, если есть вопросы по процедуре проведения испытания или нужны дополнительные бланки или черновики. 

Проверяющие следят и за тем, чтобы никто из выпускников не списывал, ведь задача ЕГЭ – проверить знания учеников в равных условиях. Если у вас обнаружится какой-то справочный материал, даже если вы не подглядывали, вашу работу придётся аннулировать. Поэтому все шпаргалки лучше оставить дома. 

Структура экзамена

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей. Первая – тестовая, вторая – сочинение. 

В тестовой части выпускникам предлагают решить 26 заданий. 24 – базового уровня, и два – среднего уровня сложности. Все они базируются на школьной программе и проверяют базовые знания языка, умение работать с текстами, понимать прочитанное. В целом все экзаменационные задания построены по принципу от простого к сложному: 

  • № 1–3 – чтобы справиться с этими заданиями, достаточно уметь внимательно читать, понимать прочитанное, определять главную мысль. Первые вопросы основываются на одном тексте и не требуют от ученика особых навыков. Главная сложность заключается в том, что из-за спешки и волнения многие ученики невнимательно читают задания и допускают обидные ошибки, теряя баллы на самых лёгких заданиях.  
  • № 4 – нужно знать правильную постановку ударений и определить слово, в котором допущена ошибка или, наоборот, ударение поставлено верно. 
  • № 5–6 – в этих заданиях проверяются знания лексических норм. В обоих вопросах ученикам нужно найти и исправить лексическую ошибку, заменив неправильно употреблённое слово подходящим. 
  • № 7–8 – грамматические вопросы. Выпускник должен найти и исправить ошибку, а также соотнести предложения с типами допущенных грамматических ошибок. 
  • № 9–15 – вопросы по орфографии. Здесь есть задания как на вставку пропущенных букв, так и на поиск ошибок. Чтобы успешно с ними справиться, выпускник должен знать правописание корней с чередованием, приставок, суффиксов, окончаний глаголов, «не» и «ни» с частями речи, слитное и раздельное написание слов, случаи, когда пишется одна или удвоенная «н»
  • № 16–21 – задания на пунктуацию. В этих вопросах надо правильно указать все цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания в различных типах предложений. 
  • № 22–25 – анализ текста. Ученику предлагается прочитать текст и найти высказывание, соответствующее содержанию, определить тип речи (повествование, описание, рассуждение). Кроме того, ученик должен уметь находить синонимы, антонимы, омонимы и определять средства связи в предложениях. 
  • № 26 – языковые средства выразительности. Здесь нужно показать владение терминологией и умение определять различные выразительные приемы. 

В последнем задании выпускникам нужно написать сочинение по прочитанному тексту. Для этого нужно верно определить поставленную проблему, дать к ней свой комментарий, обозначить позицию автора и своё мнение, подкрепив его аргументами. Объем ответа должен быть не менее 150 слов. 

Подпишись на нашу рассылку

Вы успешно подписались на нашу рассылку

Скоро вы получите на почту электронное сообщение с подтверждением подписки

Баллы

Всего по русскому языку выпускник может набрать 59 первичных баллов. Минимальный порог для прохождения испытания – 10 первичных баллов, а вот вузы начинают принимать документы только от 16 первичных баллов. 

Все результаты переводятся в классическую стобалльную шкалу, где 59 – это 100, 10 – 24, 16 – 36. Довольно высоким результатом, позволяющим без проблем участвовать в конкурсе на бюджетные места, считается балл от 82 тестовых (50 первичных). 

В зависимости от уровня тестовых заданий за правильный ответ выставляется разное количество баллов: 

  • № 1–7, 9–15, 17–25 – 1 
  • № 16 – 2
  • № 26 – 4
  • № 8 – 5

Больше всего баллов приносит сочинение. Максимально за него можно получить 25 первичных. При этом обратите внимание, что оценивается правильная формулировка проблемы (1 балл), опора на исходный текст в комментарии (до 6 баллов), отражение авторской и своей позиций ( по 1 баллу), изложение и точность речи (по 2 балла), а также грамотность и фактологическая точность.     

План подготовки к экзамену с нуля

Русский язык на ЕГЭ – это не профильный предмет. Задания рассчитаны на абсолютно всех выпускников и базируются на школьной программе. Поэтому в плане подготовки ЕГЭ по этой дисциплине считается одним из самых легких испытаний. 

Сказывается и то, что для большинства выпускников русский язык родной. А потому справиться с необходимым минимумом заданий каждый может и без подготовки. Но, если вы хотите добиться высоких результатов, готовиться всё же придётся, и лучше начинать как минимум за год. 

Шаг 1

Сперва стоит определить общий уровень ваших знаний. Решите несколько демоверсий и пробных вариантов экзамена. Посмотрите, с какими заданиями вы справляетесь, а какие вызвали затруднения – эти темы нужно будет повторить в первую очередь.

Шаг 2 

Составьте план. Разделите все темы для повторения на те, которые хорошо усвоены, которые вызывают затруднение и которые вы не помните совсем. Лучше всего начинать двигаться от простого к сложному. 

Не забудьте периодически возвращаться к уже пройденному и повторять, чтобы к дню сдачи всё снова не забылось. 

Шаг 3 

Выберите способ работы, удобный именно вам. Некоторым ученикам не хватает мотивации заниматься самостоятельно, в этом случае стоит рассмотреть занятия с репетитором или на курсах. 

А вот самостоятельным и мотивированным выпускникам подойдут самостоятельная подготовка и занятия онлайн. Изучить теорию помогут видеоуроки и конспекты, а хорошей практикой станет регулярное решение тестов и написание сочинений. 

Чтобы научиться верно структурировать сочинение и избавиться от ошибок, показывайте свои работы неравнодушному учителю, который даст вам развёрнутый комментарий, мягко укажет на недочёты и объяснит, как их исправить. Это может быть как ваш школьный учитель, так и репетитор и преподаватель с курсов. К примеру, в «ИнтернетУроке» учителя на связи в любое время суток и всегда готовы помочь и дать совет. 

Шаг 4 

Найдите хитрости, которые помогут вам запомнить некоторые темы. К примеру, для отработки постановки ударений подойдут детские считалочки (а ещё они станут хорошим антистрессом и эмоциональной разгрузкой): 

В Яслях дети баловАлись,
воспитатели ругались:
«Не балУйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».

или

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты.
Лучше жить без тОртов,
Чем гулять без шОртов!

А выучить корни с чередованием помогут составленные вами яркие таблицы, в которых заметно выделены орфограммы. 

Шаг 5

Вдохните и выдохните. Отпустите панику. Очень многие ошибки происходят из-за волнения и спешки. Помните, что это всего лишь экзамен, а не конец света. Если вы не будете паниковать, а сможете собраться и расслабиться, задания покажутся даже легче, чем во время подготовки. 

Полезно знать

Существует масса пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лучше всего обращать внимание на те, которые обозначены официальным логотипом ФИПИ. Эти материалы написаны по всем актуальным критериям испытания.  

Обратите внимание на пособия, в которых помимо типовых задний есть справочные материалы и критерии оценивания. Так вам будет легче прорабатывать свои ошибки. 

Много полезных материалом можно найти и в интернете. К примеру, демоверсии и пробные варианты экзамена есть на сайте ФИПИ. Там же можно ознакомиться с требованиями к ответу и критериями оценивания сочинения. 

Масса полезных материалов для подготовки содержится и на различных специализированных сайтах, к примеру, в библиотеке «ИнтернетУрока» есть видеоуроки, конспекты, тесты и тренажёры по всему школьному курсу русского языка. 

Куда дальше

Результаты экзамена по русскому языку принимают многие вузы. Но наибольший вес он имеет на творческих, филологических, лингвистических, гуманитарных факультетах. Для поступления на часть из них придётся сдавать дополнительные внутренние испытания. 

Если вы успешно справились с ЕГЭ по русскому, обратите внимание на следующие профессии: 

  • журналист; 
  • дизайнер; 
  • экономист;  
  • врач; 
  • архитектор;
  • актёр;
  • учитель. 

Специальностей, для поступления на которые необходим русский язык, множество. Выбирайте, опираясь на свои интересы и желания, а также на набор экзаменов, которые вы сдаёте помимо русского языка. 

Что представляет из себя экзамен по русскому языку для иностранцев

Перед тем, как экзамен начнется, экзаменатор рассказывает тестируемым, как проводится тестирование, сообщает о правилах оформления контрольных листов и времени, отведенном на прохождение теста.

Экзамен состоит из 5 частей:

  • чтение;
  • аудио;
  • разговор;
  • письменная часть;
  • проверка лексического запаса и знания грамматических правил.

Важно! Во время прохождения тестирования нельзя использовать сотовые телефоны, ноутбуки, а также разговаривать с экзаменуемыми.

Для чего нужно тестирование

Сдавать экзамен по русскому языку нужно мигрантам, которые желают оформить:

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • постоянное место жительства;
  • патент на работу;
  • гражданский статус.

Проходить тестирование не нужно иностранцам, которые:

  • недееспособны;
  • не достигли совершеннолетнего возраста либо являются пенсионерами;
  • поступают в российский вуз, имеющий аккредитацию государства;
  • участвуют в госпрограмме «Соотечественники» либо являются родственниками участников программы «Соотечественники».

Где можно пройти подготовку

Фото 184Чтобы дать верные ответы на все вопросы теста и сдать экзамен с 1-й попытки, к тестированию нужно хорошо приготовиться. Это возможно осуществить как самостоятельно, так и при помощи преподавателей. Полный список вопросов к экзамену публикуется на веб-сайте тестового консорциума.

У всех учреждений, которые располагают аккредитацией на организацию тестирования, есть веб-порталы. На них иностранец может посмотреть образцы тестов, ознакомиться с правильными ответами.

На веб-сайтах в открытом доступе можно найти подготовительные материалы, которые не нужно оплачивать. Кроме того, мигранты могут проверить собственные познания, пройдя онлайновое тестирование.

Иностранным гражданам, которые желают перестраховаться и думают, что не смогут самостоятельно подготовиться, центры проведения экзамена предоставляют возможность прохождения курсов подготовки. Заплатив определенную сумму, мигрант может получить от преподавателей центра знания, необходимые для успешной сдачи экзамена.

Занятия включают в себя:

  1. Прослушивание и чтение небольших диалогов длительностью от одной до пяти минут.
  2. Приведение около восьми сотен русских слов, переведенных на иностранный язык. Это дает мигранту возможность запомнить слова наизусть и овладеть начальным уровнем русского языка.
  3. Анализ словосочетаний и предложений, выполнение упражнений.
  4. Проверочные работы.

На платную подготовку к тестированию желательно потратить хотя бы восемьдесят часов. Для самостоятельной подготовки рекомендуется использовать «Типовой тест по русскому языку как иностранному для приема в гражданство», изданный компанией «Златоуст».

При подготовке мигранту нужно читать инструкцию, которая приводится перед каждым упражнением. Это необходимо, так как на чтение инструкций во время реального тестирования может не хватить времени.

Что советуют эксперты

Эксперты приводят следующие рекомендации для иностранных граждан, желающих сдать экзамен по русскому языку:Фото 185

  1. Перед началом тестирования внимательно слушайте инструкцию экзаменатора.
  2. Вдумчивым образом читайте разъяснения к каждому субтесту.
  3. Если вам предоставили материал, который не соответствует проводимому экзамену либо напечатан некачественно (сложно прочитывать тексты упражнений), сразу же скажите про это тестирующему.
  4. Не мешайте остальным экзаменуемым, не формируйте провокационных ситуаций. Если вы нарушите дисциплину либо правила тестирования, результат экзамена окажется аннулирован.
  5. Если вы чего-то не понимаете либо сомневаетесь в собственных действиях, поднимите руку для привлечения внимания тестирующего.
  6. Если вы почувствовали себя нехорошо при тестировании, скажите об этом экзаменатору.
  7. Для успешной сдачи экзамена вам необходимо располагать базовыми навыками русской речи, уметь использовать предлоги и союзы, ориентироваться в простых жизненных ситуациях (разговор с продавцом, чтение табличек на дверях заведений).

Прохождение тестирования по русскому языку считается обязательным шагом для оформления РВП/ВНЖ/паспорта. Мигранты, которые уделяют время подготовке к тестированию, практически всегда успешно выполняют тесты и получают вожделенный сертификат.

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить.. 

Текст

Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. 
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. 
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. 
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска. 

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

  • труды по анатомии 

  • «лечебное питание» /морковка и рыбий жир/

  • военные медсёстры

  • гипсовая повязка

  • эфирный наркоз

  • атлас, по которому легко делать  операции на артерию

  • «чудесный доктор»

  • творил «чудеса»

  • не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

  • наставник

  • книги

  • современные студенты-медики

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.   

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

 поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Убедил в необходимости «лечебного питания».

Его называли «чудесным доктором»,  он творил «чудеса».

Его отличала не только  высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.   

Особое внимание в  пособии уделено  работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

  • алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

  • алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

  • интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

  • запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

  • любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

 Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

 Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

 - Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

 А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

 2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине.