Как подготовить себя к устным экзаменам

Как подготовить себя к устным экзаменам

Питание.

Во время подготовки к экзаменам следует обратить особое внимание на свое питание. Не стоит морить себя голодом, но так же следует воздержаться от тяжелой, жирной пищи, чтобы тяжесть в желудке не отвлекала от процесса обучения и запоминания материала. Кушать лучше часто, но маленькими порциями, обязательно обогатите свой рацион нужными для головного мозга продуктами. Добавьте в свой рацион больше орехов, ягод и горького шоколада, избегайте сладких газировок, крепкого чая и кофе. Также не мешайте еду перед ЕНТ - если возникнет срочная потребность в туалете, могут не выпустить. Да и кому нужна трата времени?

Настрой.

Во время подготовки настраивайте себя на хороший лад, убедите себя, что у вас все получится, все вопросы будут вам под силу. Не следует принимать какие-либо успокоительные препараты, тем самым вы рискуете ввести себя в состояние заторможенности, излишней расслабленности.

Подготовка.

Постарайтесь готовиться к экзаменам в максимально тихой, спокойной обстановке. Запоминание вопросов ЕНТ лучше тогда, когда ваш организм находится в состоянии бодрствования. Если вы жаворонок, то подготовкой лучше заниматься в первой половине дня, а если вы сова, то максимальный акцент на усвоение учебного материала сделайте в послеобеденное время.

Повторение.

Каждый раз, приступая к изучению очередной порции материала, повторяйте хотя бы один раз материал, выученный ранее.

Способы подготовки: правильный выбор.

Существует несколько способов усвояемости информации – зрительный, слуховой, звуковой, способ шпаргалки. Для некоторых достаточно один раз переписать материал и он уже откладывается в голове. Кто-то учит, повторяя про себя или вслух, а кому-то важно услышать, чтобы запомнить. Конечно же, каждый будет готовиться так, как ему удобнее запоминать ответы. Но для достижения максимального эффекта, рекомендуется совмещать несколько способов. Перед устным экзаменом будет полезно потренироваться отвечать перед зеркалом, так включается особый вид памяти – речедвигательный, и во время ответа, на экзамене, материал будет легко вспоминаться.

За день до экзаменов желательно завершить подготовку, чтобы не было «каши в голове». День перед экзаменом лучше посвятить сохранению своего боевого настроя и хорошего физического самочувствия. Не помешает провести этот день в спокойном режиме, хорошо отдохнуть, подышать свежим воздухом. Кто-то захочет повторить вопросы или пройти ЕНТ онлайн - остановитесь, выспитесь хорошо!

Сон.

Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. Последняя ночь уже ничего не решит, поэтому лучше хорошо отдохнуть! С вечера, перед экзаменом, продумай и подготовь свою одежду, чтобы утром не отвлекаться на мучительный процесс выбора наряда, подготовь необходимые принадлежности, документы. Предпочтительнее одеться скромно, опрятно, но комфортно для себя. 

Итак, как же подготовиться к устному экзамену?

Список вопросов формируется по темам, которые вы уже прошли. Соответственно, информация уже пройдена вами и в теории вам нужно только все повторить. Если информация категорически не отложилась в вашей памяти, следует начать подготовку как можно быстрее.

Лучше делать это письменно, так вы запомните больше информации и заодно сформируете готовые шпаргалки.

Если вам важно сделать все быстро и правильно, а тратить время вы не хотите, обратитесь к специалистам на «Напишем», исполнители подготовят для вас ответы на вопросы, а также помогут сдать устный экзамен.

Все мы разные, поэтому выбирая стратегию подготовки к экзамену, главное не прогадать. Как сделать выбор? Все просто, оттолкнитесь от своих индивидуальных особенностей. Вы аудиал? Отлично, вам подойдет чтение информации вслух, а если вы кинестетик — садитесь писать по своим конспектам шпоры и к ним же составьте форму ответа.

Некоторые используют карту мыслей. Это интересный способ, который некоторые упускают из виду. С ним можно освежить знания, изучить структуру вопроса, и по итогу сформулировать ответ. Ментальные карты способствую качественно запоминать информацию, даже спустя время эти знания останутся у вас в голове.

Список вопросов перед вами, и вы не знаете, что учить первым? Лучше конечно же начать с самых трудных. На них потребуется больше времени, на этом этапе, вы все еще бодры, поэтому у вас будет больше сил на изучение. После того как со сложными вопросами решено, смело переходите к более легким, или к тем, ответы на которые вы знаете хоть немного. Не забывайте делать пометки ключевых моментов на бумагу, таким образом вы сформируете пускай и короткие, но лаконичные и по делу ответы. Эти ответы можно будет использовать в качестве шпаргалок.

Важно понимать, а не запоминать, что это значит?

В этом вопросе, уже есть ответ. Когда вы запоминаете или скорее «зазубриваете» материал, у вас нет полного плана ответа в голове, то есть вы просто заучили текст. В случае, если ваш ответ не понравится преподавателю, за ним последуют вопросы по теме, а это может еще больше «закопать» студента. Заучивание информации помогает, но не всегда. Лучше, если вы разберете вопрос со всех сторон и у вас будет понимание, о чем идет речь, и какая главная мысль этого вопроса. Найдите логическую связь, подумайте об ассоциациях. Конечно, в билетах всегда есть информация, которую нужно определенно выучить, это даты, определения и т.п. И, если вы уже логически все понимаете, их не придется усиленно зазубривать.

Методика подготовки «3-4-5»

Рассмотрим, как студент может подготовиться по данной методике, итак:

  1. День первый. Метод работающий в условиях, если вам нужно подготовиться к сдаче за несколько дней. Первый день отводят на чтение конспекта, условно это значит, что вы просто повторяете материал и вам нужно время освежить знания, условно вы можете ответить уже на тройку.
  2. День второй. Разбираетесь с теми вопросами, но включаете в свою подготовку учебники и иные источники, если нужно. Это позволяет вникнуть в суть вопроса, понять его и составить ответ. Условно вы уже знаете ответ на четверку.
  3. День третий. Ответы готовы и условно, вам нужно довести их до идеальных. Повторно разбираете, отвечаете, заполняете пробелы. Этот день заключительный, и это значит, что вы полностью подготовлены и ответить можете на 5.

Итого получаем: два дня на изучение, и один день на повторение материала.

Время, время…Его бесконечно мало, когда готовишься к экзаменам. Поэтому не нужно длительное время сидеть над одним вопросом, ограничитесь важными деталями, выучите определения, поймите суть и двигайтесь дальше.

Работа в группе

Нельзя игнорировать помощь сокурсников. Если вы знаете учащихся у которых в конспектах собрана полная информация по списку вопросом, скооперируйтесь и готовьтесь вместе. Это значительно упростит вам жизнь, обсудить вопросы можно будет в прямых дискуссиях. Если же взаимопомощь в группе не налажена, можно попросить конспекты и студентов старших курсов.

Важно придерживаться тайминга при подготовке. Определите для себя комфортное время и придерживайтесь его. Например, на подготовку одного билета вы тратите примерно 20-30 минут, следите за этим и вы без труда успеете повторить и разобрать всю информацию.

Еще несколько советов по подготовке к устному экзамену:

  • во время подготовки к экзамену, делаете перерывы, отдыхайте. Постоянное сидение и зубреж очень скоро утомят и у вас не будет сил;
  • выходите на свежий воздух, гуляйте. Это поможет немножко отвлечься и структурирует ваши мысли;
  • если работа с сокурсниками не сложилась, но дома у вас есть, брат, сестра, родители, попросите кого-то с вами позаниматься. Так в формате реального времени получите вопросы, на которые нужно будет дать ответы. В случае, если он будет не правильным, вам подскажут что не так;
  • избегайте стрессов, не нервничайте по пустякам, не переутомляйтесь физически;
  • сделайте свое рабочее место комфортным. В атмосфере покоя и домашнего уюта, вы сможете качественнее осуществить подготовку билетов;
  • шпаргалки — это неплохо, но, если вы никогда ими не пользовались, лучше на экзамене не рисковать. Велик шанс «спалиться» перед преподавателем;
  • вечерняя пробежка или просто ходьба не будет лишней, сидеть просто каждый день дома в заточении не решение вопроса;
  • будьте собраны, выйдите из всех соцсетей, на некоторое время ставьте на беззвучный мобильный, чтобы вас ничего не отвлекало.

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

  • отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору
  • жесты должны быть свободными
  • говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом
  • избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.

Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.

Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.

Что делать, если сбились с мысли:

  • проговорите про себя слова "потому что", "поэтому" — они помогают найти нужные слова и мысли
  • задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)
  • перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения
  • возникла заминка — развейте последнюю мысль.

Экспресс-помощь
Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

  • Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
  • Прежде чем начать говорить, скажите про себя "два". В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
  • Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Как справиться с волнением на устном экзамене

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

  • Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают "л", "р" или "с"). Читайте слова каждый день по странице.
  • Произносите глубокий звук "ааааааааа", чтобы расслабить горло.
  • Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.
  • Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять-шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.
  • С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120-160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка "срезаете" часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.
  • Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл:
    Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано.
    Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто-то другой.
    Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем.
    Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.
    Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете "как бы", "типа", "э-э-э-э" и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость "в", на звонкую, а не трескучую "р" и чтобы "л" не была "немецкой", когда язык не достает до зубов).
Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).
Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ ("м"), активность языка ("д"), на то и другое ("бр").

Как проходят устные экзамены

Студент отвечает преподавателю на экзамене

По форме устный экзамен – это опрос по заранее известным вопросам. Обычно его сдают группами, реже всем потоком, но в аудиторию приглашают по 5–7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит на него краткий ответ (можно делать записи на черновике, их не проверяют) – на это дается 20–30 минут. В пятерке (шестерке/семерке) «пионеров» тот, кто справился с подготовкой раньше всех, первым отправляется на собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с преподавателем сразу выявляет истинную глубину знания материала. Преподаватель редко дожидается, пока студент даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает уточняющие вопросы, высказывает замечания. По реакции учащегося легко понять – списал ли он ответ, тараторит вызубренный без реального понимания предмета текст из учебника или просто что-то упустил, не посчитав нужным рассказывать о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, пусть даже немного теряясь вначале, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не надо воспринимать их как попытку «утопить». Скорее всего, преподаватель всячески старается помочь, видя перед собой сообразительного собеседника, ведь для него экзамен – рутинная обязанность, которая заставляет его нервничать из-за большого количества студентов, которые не желают ничего учить и просто пришли за оценкой в зачетку! Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто ориентируется в материале, но чего-то недопонимает. А если студент и сам (с горящими глазами!) задает уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любой преподаватель будет польщен вниманием к своему предмету и с удовольствием все объяснит – ведь «беседа профессионалов» намного интереснее «вдалбливания» знаний в бездумную голову.

Но, если при попытке «вытянуть» правильный ответ сидящее напротив создание, по имени обреченный студент, молчит, сложив дрожащие руки, профессору только и остается поставить неуд да поскорее избавиться от такого скучного визави.

Это лишь самые поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы сдача прошла на ура, нужно обдумать все составляющие успеха.

Составляющие успешной сдачи

Чтобы хорошо сдать устный экзамен, необходимо знать 3 главные составляющие — знания, умение строить конструктивный диалог и психологический комфорт студента. Бесспорно, знания — самый важный критерий. В первую очередь комиссия смотрит на умственные способности учащегося. Поэтому перед сдачей устного экзамена необходимо как следует выучить материал и подготовиться.

Однако просто быть подготовленным — недостаточно. И тут дает о себе знать вторая и третья составляющие — умение общаться, и талант скрывать волнение. Справиться с этими факторами поможет сила убеждения, вера в себя и уверенность.

Но возникает логичный вопрос: как развить эту уверенность и поверить в себя? Ведь не тушеваться на публике и грамотно подать выученный материал сложно даже талантливому оратору. Однако существует способ научиться владеть собой, главное — начать подготовку заранее. 

Уверенность — это обычный навык, присущий каждому человеку. Другой разговор, что у одних людей он очень развит, а у других — находится в зародыше. Страх перед публичными выступлениями испытывал каждый, но чтобы избавиться от него, необходимо тренировать себя.