Как подготовить детей к экзамену советы

Как подготовить детей к экзамену советы

Распространённые ошибки родителей

В стремлении помочь ребёнку пережить волнительный период подготовки к экзаменам многие родители совершают целый ряд ошибок. Конечно же, они этого не осознают, ведь взрослые преследуют благую цель — стимулировать своё чадо учиться как можно лучше. Однако некоторые манёвры не только не срабатывают, но и приносят вред, добавляют ученику новых переживаний, снижают самооценку, вызывают чувство вины и пр. Рассмотрим типичные способы мнимой психологической помощи:

  1. Создание полной зависимости ребёнка от взрослого, гиперопека. Мама уже взрослого ученика сидит рядом с ним, «локоть к локтю», следит буквально за каждым движением руки. Так вести себя не нужно даже в начальной школе (ребёнок потом и на уроке ждёт, что учитель должен сам открыть ему учебник и показать пальцем, где читать ответ), не то что в более старшем возрасте.
  2. Тотальный контроль. Родитель хотя и не находится всё время рядом, но постоянно контролирует сына или дочь («Почему ты ещё не начал читать?», «Сколько материала ты повторил сегодня за день?» «Почему отвлекаешься от подготовки и занимаешься ерундой»?). Естественно, такие вопросы вызывают у школьника только протест, раздражение.

    Отец стоит с ремнём возле сына, который готовит уроки, мать хватается за грудь

    Тотальный контроль при подготовке к экзаменам вызывает только протест и раздражение ребёнка

  3. Помощь ученику предлагается в насмешливой форме. Взрослый словно делает одолжение: «Так и быть, давай я тебе всё объясню!», «Сразу надо было спросить у меня, раз сам не можешь справиться!». Таким образом, ребёнку явно дают понять, как ничтожны его собственные способности.
  4. Стимулирование соперничества со сверстниками, сравнение с другими учениками в классе, подчёркивание их настойчивости, целеустремлённости («Вот Маша готовится целыми днями, она наверняка легко поступит в университет, а ты можешь оказаться не у дел!»). В результате у школьника снижается самооценка (ведь родитель считает одноклассника более успешным). Кстати, некоторые родители любят сравнивать не с ровесниками, а со старшим братом или сестрой ребёнка.

    Мать что-то вычитывает дочери, та обиженно отворачивается

    Сравнение ребёнка с другими детьми может привести только к снижению самооценки, появлению комплексов

  5. Вспоминаются прежние промахи. «Вот в прошлый раз ты меня не послушал и получил плохую оценку!». У ребёнка создаётся впечатление, что родители помнят только негатив.
  6. Родители сами сильно волнуются и демонстрируют свои переживания ребёнку (неосознанно или нарочито), «охают» и «ахают» вместе с ним. Желая подчеркнуть важность подготовки к предстоящему экзамену, мамы часто произносят фразы типа «Я так переживаю за твой экзамен, это так важно для тебя». Естественно, ребёнок сам начинает теряет уверенность в себе, ведь даже его мама (взрослая, умная и опытная) и та волнуется. В итоге школьнику трудно сосредоточиться на материале (нередко впадает в состояние ступора), он становится агрессивным или, наоборот, апатичным.

    Женщина хватается за сердце

    Желая подчеркнуть важность предстоящего экзамена, мама или бабушка демонстрируют своё волнение перед ним, начинают«охать» и «ахать» в присутствии ребёнка

  7. Шантаж. Взрослый манипулирует личным отношением своего чада к себе, бабушке, дедушке и пр. Это высказывания наподобие «Если ты не сдашь экзамен, бабушка не переживёт, у неё и так больное сердце!», «У меня и так плохое здоровье, а я ещё переживаю из-за твоих плохих оценок!». В результате такого настроя у ребёнка возникает чувство вины, хотя на самом деле он не виноват в болезнях своих близких.
  8. Перекладывание на сына или дочь своих несбывшихся ожиданий. Например, папа сокрушается, что сам в юности хотел стать программистом, но из-за плохого аттестата не смог поступить в институт, зато есть надежда, что у сына это получится. Естественно, тот понимает, что если получит не очень высокие оценки, то разочарует родителя (опять-таки заранее возникает чувство вины, которое мешает сосредоточиться на занятиях).
  9. Запугивание. Взрослые заверяют школьника, что если он не сдаст экзамен, то может забыть о компьютере, встречах с друзьями, занятиях спортом и пр. Сына или дочь также пугают домашними обязанностями («Получишь тройку, будешь всё лето мыть полы дома!»). Конечно же, рисование таких мрачных перспектив вызывает только протест, но не рвение к учёбе. Школьник и так боится экзамена, а на него накладывается ещё и страх наказания.

    Отец что-то говорит сыну, тот на него испуганно смотрит

    Нельзя сулить ребёнку наказание за возможную плохую оценку — страх перед экзаменом станет ещё более сильным

  10. Обещание подарков, поощрений. Не стоит обещать ребёнку купить дорогую вещь, если он сдаст экзамен на желаемую оценку. Это создаёт впечатление, что учёба нужна не школьнику, а его родителям. Гораздо правильнее заверить, что когда кончится эта нелёгкая пора, можно всей семьёй отправится на шашлыки и отметить это.

    Подарки в красивых коробках

    Не нужно обещать ребёнку подарков за хорошие оценки на экзаменах — он должен понимать, что учёба нужна ему самому, а не родителям

Про кофе, успокоительные и ноотропы — почему это не детские средства

Другая псевдопомощь заключается в неправильной организации режима дня, питания и пр. Так, зачастую родители в период подготовки к экзаменам исключают из жизни ребёнка не только телевизор, компьютер, планшет, но и прогулки, занятия спортом, хобби, полностью освобождают чадо от работы по дому. Взрослые не понимают, что школьнику для нормальной работы мозга просто необходима смена деятельности, равно как и свежий воздух.

Ещё одна ошибка — ученику разрешают пить много кофе. Конечно, этот напиток быстро стимулирует активность ЦНС, снижает сонливость, но если его употреблять в «лошадиных» дозах, то нервные клетки после возбуждения отвечают таким же сильным торможением.

Мужчина держит в руках огромную кружку кофе

Не нужно разрешать школьнику пить много кофе — это рискованный экперимент над нервной системой и сердцем

Некоторые же родители поступают иначе — предлагают ребёнку успокоительные препараты, чтобы снизить волнение перед экзаменом (таблетки, настойки, сиропы). Конечно, эти средства на какое-то время снимут тревогу, но одновременно и снизят умственную работоспособность. В результате ученик плохо воспринимает информацию, его клонит в сон.

Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребёнку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить своё состояние сменой видов деятельности.

Аналогично не нужно покупать сыну или дочери ноотропы — средства для улучшения памяти, внимания (даже если их рекламируют по телевизору). Эти препараты предназначены главным образом для пожилых людей, уже имеющих определённые проблемы.