Как подготовить и себя и своего ребенка к будущим экзаменам

Как подготовить и себя и своего ребенка к будущим экзаменам

1. Помогите ребенку сформулировать свои цели на год

Очень важно, чтобы это были именно его цели, а не навязанные учителями и родителями требования. В числе целей, скорее всего, окажется выбор будущего учебного заведения и оценка на экзамене. Спросите, что, по мнению сына или дочери, будет считаться задачей минимум, а что — успехом и триумфом. Определите приоритеты: на какие предметы и занятия важно бросить максимум сил, а где можно спокойно пережить «тройку» (если в вашем случае средний балл аттестата не играет роли). Пусть путеводной звездой будут не родительские амбиции, а реальные желания и потребности выпускника.

2. Вместе составьте план движения к цели

Скорее всего, первым этапом вашего плана будет сбор информации. Какие вопросы бывают на экзаменах по литературе? Сколько баллов нужно получить по физике, чтобы поступить на инженерный факультет? Какие публикации необходимо иметь, чтобы попасть на журналистику? Как проходит творческий конкурс в художественном училище? Чем раньше у вашего ребенка будут ответы на подобные вопросы, тем спокойнее ему будет. И, главное, станет понятно, чего именно пока не хватает для достижения результата.

Имея в запасе целый год, можно решить практически любую проблему: найти подходящего для вашей цели репетитора, развить навык, сделать первые шаги в профессиональном мире (это могут быть публикации, участие в творческих выставках, учебно-научных конференциях, олимпиадах и т. д.) Главное, заранее вместе составить календарный план, в котором будет обозначены важные вехи подготовки. К примеру, не позднее какого числа ребенок определится с предметами, которые будет сдавать (лучше, если это произойдет намного раньше нормативного срока); когда приступит к занятиям на курсах; отправит заметку в районную газету и т. д. Календарный план не только организует, но и успокаивает: если я движусь по графику, значит, всё в порядке. Если отстал, то вижу, насколько, и могу спланировать, как догнать.

Распределите, какие задачи подросток решает сам, а какие — мама и папа. Допустим, ребенок ищет информацию о дне открытых дверей в вузе и читает дополнительную литературу по предметам, а родители подбирают и оплачивают репетитора. Договоритесь, что за соблюдение плана подготовки отвечает выпускник. Спросите, нужна ли ему помощь в виде дополнительного контроля в определенных точках, и не превышайте данные вам полномочия.

3. Научите ребенка заниматься регулярно

Значительный объем подготовки к экзаменам требует методичной, постоянной работы. Посоветуйте ребенку определить временные рамки, которые он будет посвящать занятиям. Допустим, договоритесь, что в течение года ваш старшеклассник три раза в неделю по 40 минут занимается английским самостоятельно (с учебником, интерактивным приложением или по видеоурокам) и еще два раза в неделю по полтора часа с репетитором. Или изучите сборник заданий по математике и определите, сколько примеров из каждого уровня сложности нужно решать за неделю.

Четкая система занятий поможет не только не отставать, но и не перегружать себя. Если ребенок видит, что уже выполнил свою дневную норму, то может смело и с удовольствием отдыхать. Размеренный ритм позволит сберечь силы до самой финишной прямой и избежать аврала в последние недели.

4. Внедрите систему вознаграждений

Все мы знаем про пользу регулярных занятий, и всё же склонны до последнего откладывать важные дела: не хочется, трудно, не сейчас… Детям в этом отношении еще сложнее. Поэтому так важно найти хорошие стимулы для ритмичных занятий.

После каждого блока интенсивного труда у ребенка должно быть законное право побездельничать. И само по себе оно уже награда. Можно договориться, что в случае выполнения плана на неделю, ребенок получает какое-то небольшое поощрение — любимое лакомство или поход в кино. За выполнение четвертного плана — более значимый подарок. Это звучит по-детски, но, согласитесь, даже взрослым иногда удается подвигать себя на неприятные дела обещанием купить себе вкусный десерт. Безусловно, без внутренней мотивации к познанию и поступлению далеко не уедешь, но маленькие внешние подкрепления тоже не повредят.

5. Запланируйте время для отдыха и развлечений

У старшеклассника должен быть, как минимум, один «ленивый» час в день и хотя бы половинка «ленивого» дня в неделю, когда можно погулять, пообщаться с друзьями, почитать всякую ерунду в интернете или просто поваляться на диване. Выпускной класс — это не только подготовка к экзаменам, но и целый год жизни, когда можно и нужно увлекаться, мечтать, дружить и влюбляться. Для хорошего настроения и надежного контакта с взрослеющим ребенком будут полезны семейные праздники, вылазки на природу или в кафе, совместные дела по хозяйству.

6. Обеспечьте режим и полноценное питание

Автору статьи не известны методы быстрого укладывания 15-17-летних деток в постель, однако специалисты утверждают, что им требуется не менее 8–9 часов сна в сутки. Попробуйте донести эту информацию словами.

Для нормального здоровья и работы мозга нужно полноценное, регулярное (каждые два-три часа) и сбалансированное питание, однако с этим у подростков часто возникают проблемы. Когда душу рвут всевозможные переживания, в теле бушуют гормоны, а голова идет кругом от количества домашних заданий, человек внезапно теряет простые навыки, такие, как подойти к холодильнику, налить тарелку борща, разогреть и съесть. Им невмоготу сама длительность этого процесса. И они, как годовички, только что научившиеся ходить и отказывающиеся сидеть за столом, нуждаются в еде, которую можно взять в руку и съесть на ходу (или у компьютера). Поэтому в доме всегда должно быть достаточно полезных перекусов. Можно купить цельнозерновые хлебцы, накрутить роллов из бездрожжевого лаваша — с индейкой, сыром и огурцом или творогом с ягодами. Поставить на видное место тарелку с мытыми фруктами, орехами или сухофруктами. Это защитит от съедания тонн печенья, чипсов и конфет.

7. Сохраните за школьником его обязанности по дому

Интенсивная учеба — не повод освободить подростка от всех домашних дел. Он по-прежнему в состоянии заправить постель, пропылесосить свою комнату, сходить в магазин и в свободное время приготовить ужин или припасти те же быстрые перекусы для себя. Потому что мозгу нужно переключаться, а родители — не прислуга, даже во время экзаменов. Позиция взрослых: «Мы всё сделаем, ты только учись», как правило, нагнетает стресс. Экзамены начинают казаться делом жизни и смерти, если уж ради них мама и папа готовы взвалить на себя все хлопоты.

Напротив, ощущение ответственности перед семьей, благодарность близких за помощь по дому и участие в совместных делах поднимают самооценку и уверенность в себе.

8. Поощряйте физическую активность

Чтобы справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой, ребенку нужно двигаться, причем больше чем обычно. Так что плавание, танцы, любительская спортивная секция и турклуб — не помеха в подготовке к экзаменам, а верные союзники на пути к успеху. Конечно, профессиональный спорт — отдельная история, отнимающая почти все силы и время, но это уже вопрос приоритетов (см. п. 1).

Замечательно, если между занятиями старшеклассник выйдет ненадолго прогуляться с друзьями. В противном случае он просто просидит дома, уткнувшись в экран смартфона, общаясь с теми же ребятами через соцсети.

9. Не накручивайте себя

Родителям выпускников нужно привыкнуть заботиться не только о ребенке, но и о себе. От уверенной и спокойной мамы помощи и поддержки куда больше, чем от растерянной или взвинченной. Сведите до минимума общение с людьми, которые обостряют вашу тревогу по поводу экзаменов, например, заведенными родительницами одноклассников. Все эти разговоры только заставляют впустую терять энергию. Зачем они вам?

Предстоящее событие — всего лишь школьный экзамен, а не главное испытание вашей родительской успешности. И сдает его ваш ребенок, а не вы.

«Все немного одичали»

— Ковидный учебный 2020 год прошел большей частью онлайн. Многим детям понравилось дистанционное обучение (а многим родителям нет). Как детям объяснять, почему нельзя всегда учиться на дистанте? Что говорить?

— Дистант понравился детям в связи с легкостью аттестаций. Все смогли улучшить свои оценки. С другой стороны, школы разные. У некоторых школ отлично получилось на дистанте учить и получать хорошую обратную связь от детей и родителей. Не смотря на позитивный или негативный опыт дистанта, образование должно быть очным. Ребенку нужно объяснять, что школа, кроме обучения несет важную функцию социализации — это навыки работы в команде, пребывания в коллективе, когда учишься у других и учишь других, навыки самопрезентации. Без этих умений человек не сможет дальше взаимодействовать с обществом, работать в будущем не сможет.
Как показала практика, не только дети, но и взрослые немного «одичали» за время пандемии, не вылазили из пижам. У детей вообще все сложно с потребностью умываться, причесываться. Они готовы сидеть в кровати в пижаме и тащить туда еду, уроки и всё остальное.

Кроме того, среди важных функций школы есть такая как личное «живое» общение.

— Оно сейчас тоже в большей части виртуальное — личное общение.

— В ситуации, когда внеурочное общение практически все перешло в онлайн, школа остаётся единственным местом, где есть возможность видеть живых людей, с ними разговаривать. Детям приходится взаимодействовать с одноклассниками, учителями в рамках школы, выходить к доске и что-то рассказывать на публику.

Для детей, склонных к аутизации, интровертов дистант очень опасен тем, что они вообще не вылезут из своей «ракушки» , там и останутся, будут еще более замкнутые в себе и стеснительные.

— Многие дети «отстали» за учебный онлайн-год, как отмечают родители и учителя, «расслабились». И что делать с этой «расслабленностью»? Как их «напрячь» обратно? И надо ли?

— Сейчас лето, они в принципе все расслабятся. Конечно, надо начинать вспоминать о школе. В конце августа многие центры организуют смены с учебным уклоном, чтобы дети вспомнили учебные навыки, материал. Чтобы выход в школу прошёл гладко. Это касается начальной школы. Среднее и старшее звено уже более осознанно учатся, целенаправленно. Многие занимаются летом с репетиторами. Для начальной школы важно с середины августа вспоминать школьный материал.

Будь готов! Психологически

— Недавно видела спор в интернете: должны ли дети уметь читать, писать, знать цифры, когда приходят в школу?

— Это требования большинства школ. Это наша действительность. С точки зрения развития ребенка, он не должен этого уметь. С точки зрения требований школ, приходится. При нормальном развитии ребенок может это уметь. Или в норме обучиться в течение первого года. Что здесь важно понимать — читать, писать, считать, знать цвета и названия морских гадов — это знания и навыки. То, насколько быстро ребенок будет приобретать эти знания и навыки, зависит от его психологической готовности к школе. Если ребенок готов обучаться, если ему интересно, навыки он приобретет очень быстро.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

— Это готовность ребенка учиться, получать и осваивать новые знания, навыки, умения, в группе сверстников. Психологическая готовность к школе включается себя ряд компонентов : развитость эмоционально-волевой сферы — умение контролировать эмоции, поведение. Это общий кругозор, самостоятельность мышления, внятная речь. Это наличие мотивационных факторов: «я хочу учиться», «мне интересно учиться», «хочу знать что-то новое». Умение общаться со сверстниками, умение общаться со взрослыми, чувствовать разницу, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми. Движущая сила не только «я хочу» в ребенке, а еще и «надо»: я не очень хочу, но надо. Умение удержать себя в этом состоянии, умение удержать внимание в течение урока, — всё вместе это и является психологической готовностью к школе.

— Как понять, что ребенок готов?

— Общаться с ним. Знает ли он, как себя вести в разных случаях, умеет ли он сдерживать свои импульсы, любознателен ли он, интересуется ли чем-то, доводит ли свою деятельность до конца. Легко или нет вступает в контакт со сверстниками. Более точно и детально сказать о нюансах готовности каждого ребенка, может психолог, специалист.

— Может ли быть, что родителям кажется, что ребенок готов к школе, а на самом деле нет?

— Конечно, потому что для родителей каждый ребенок прекрасен, уникален, волшебен и самый умный. Это абсолютно правильно. Так и должно быть. Поэтому здесь необходимо мнение воспитателей, педагогов, с которыми ребенок занимается. Они смогут определить, насколько ребенок заинтересован в учебной деятельности? Насколько адекватна его самооценка? Умеет ли он принимать критику, делать из неё выводы?

В школе ребенок может встретиться с не самыми прекрасными оценками своей деятельности со стороны сверстников, со стороны учителей. Ребенок должен уметь это правильно переживать.

— В принципе, мне кажется, школа заточена на то, чтобы указывать на ошибки, а не на то, чтобы указывать на какие-то достоинства.

— Школа сейчас — высококонкурентная среда. Как правило, она больше направлена на выполнение требований. Школа — это большой невроз для всех.

— Да, поэтому, наверное, не только для первоклассников важна психологическая готовность, но и для остальных учеников.
— Для тех, кто учится в выпускных классах важнее всего не психологическая готовность к школе, потому что она у них сформировалась. Важнее психологическая готовность к экзаменам, стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, уверенность в своих силах. Это важно, начиная со среднего звена, ближе к старшему — 7–8 класс и далее. Наибольшей стресс у подростков вызывают экзамены, аттестации.

Если мы говорим про первоклассников, в первую очередь, психологическая готовность к школе исходит из готовности родителей. Начальная школа — это процесс привития любви к знаниям. Ребенок должен не столько какие-то конкретные знания получить, сколько полюбить учиться, научиться учиться.

В начальной школе огромное место занимает сам процесс, поэтому в первых классах практически не ставят оценки, потому что основная задача — обучение процессу обучения. Тем не менее важно — воспитывать в детях амбициозность и честолюбие, важно хвалить детей за их результаты, важно анализировать результаты ребенка, оценки, что получилось, в чем ты был молодец, какие твои знания, навыки, умения тебе помогли достичь успеха или наоборот, какая помощь тебе нужна, сего тебе не хватало и можно преодолеть неудачу. Надо научить ребенка анализировать свои результаты. И помнить, что негативный опыт порой полезнее позитивного, так как именно он заставляет нас развиваться

В среднем и старшем звене обучение уже целенаправленное, а мотивация к нему заложена (должна быть заложена) в начальной школе. От начальной школы в принципе зависят дальнейшие успехи в обучении. Плюс — насколько в семье благоприятна атмосфера, связанная с учебой.

Но всегда надо помнить и понимать, что учеба — это не все в жизни ребенка, это часть жизни, и относиться надо к ней, как к части жизни, не ставить на неё слишком много.

Любить ребенка надо потому, что вы его любите, а не потому, что он носит вам хорошие оценки.

Любить и разговаривать

— Как помочь ребенку сформировать психологическую готовность к школе?

— Этим занимаются психологи, специалисты, которые владеют знаниями, техниками и методиками, необходимыми для формирования нужных навыков. Для каждого ребенка приемы и механизмы будут свои. Специалисты помогут научиться справляться со стрессом, легче и быстрее адаптироваться к школе. Надо доверить дело профессионалам. Это школьные психологи, психологи в садике, психологи в центрах.

— Мне кажется, это об идеальном обществе или об идеальной школе, потому что школьные психологи максимум что могут — протестировать детей на наличие наркотиков и буллинга в классе.
— Их учили адаптировать детей. Если родитель обращается к ним за помощью, они должны ее оказать. Не у всех есть возможность сходить к частным психологам. Вопрос в том, что кому-то везет, и в их школе хороший психолог, а у кого-то их нет вообще в школе. Но это к вопросу о системе школьных психологов, большая тема, серьезная проблема.

— Как понять по своему ребенку, что стоит обратиться к школьному психологу за помощью?
— Если мы говорим про начальную школу, это любые проявления невроза у ребенка. Плохой сон, плохой аппетит, чесотка, повышенная тревожность, отказ идти в школу, — это все поводы обращаться к психологам, не затягивая. Если мы говорим о подростках, тут причин и поводов гораздо больше. Основное — отказ идти в школу. Тотальная неуспешность ребенка, плохие оценки — тоже повод обращения к психологу. Именно в школе диагностируется большое количество таких расстройств, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, которые мешают процессу обучения.

— Это распространенные явления?

— Да. Сейчас дети должны перерабатывать очень большие объемы информации, возникают проблемы, связанные с этим. Еще один бич — это задержка речи в детстве. Как правило, это влечёт за собой сложности с чтением, письмом. Нельзя относиться к этому так: «заговорил, и славненько». Письменная речь — это верхушка формирования речи, речь закончила свое формирование, когда ребенок начал хорошо и грамотно писать.

Если есть подобные проблемы, нужно бежать к специалистам, чтобы клеймо тотального неуспеха не закрепилось за ребенком.

— Например, он не справляется с математикой, не дано ему, — всё, клеймо получено. А у ребенка, на самом деле, проблемы более серьезные, чем просто не справляется?

— Да. Это может быть гораздо более глубокими проблемами, связанными с развитием мозга, ребенок вообще в этом не виноват, хоть что вы делайте.

— А как понять, что это проблема именно такого характера?
— Родитель может заметить, что на протяжении длительного периода у ребенка возникают ошибки одного и того же характера. Однотипность ошибок — что бы вы ни делали, как бы вы с ребенком ни занимались, ни объясняли ему, ошибки так или иначе повторяются — это повод идти к специалисту.

— Вообще родители сами могут попробовать психологические приемы применять к детям, помогать им подготовиться к школе, экзаменам в психологическом плане, или велик риск навредить?
— Родители могут только разговаривать со своим ребенком. Основная опция родителя — это любить, создавать безопасную среду для изучения и познания мира, и разговаривать, разговаривать, разговаривать…

Основа любой учебной деятельности, развитие мышления — развитая речь, умение делать выводы, искать ответы на свои многочисленные «почему», которые возникают в детстве, экспериментировать, смотреть, что получилось, анализировать. Это то, что родители могут и должны делать. Играть с ребенком. Игры — репетиция взрослой жизни. Игры по правилам — один из больших инструментов формирования навыков саморегуляции: ты ходишь, теперь я хожу. Родители могут и должны читать детям вслух.

— А это как поможет?
— Во-первых, это прививает любовь к чтению. Во-вторых, прочитав вместе, вы вместе это обсуждаете, у ребенка появляется начитанность, расширяется кругозор. Он это время проводит с вами, с семьей. На спокойном эмоциональном фоне формируется правильное отношение к получению новых знаний, информации.

— Чем может обернуться, если игнорировать психологическую неготовность, а также другие психологические проблемы и трудности?

— Неуспешностью ребенка в школе. И не только в плане оценок. Если ребенок психологически, в плане поведения и отношения не готов к школе, отвлекает учителя, учитель так или иначе начинает транслировать, что с этим ребенком что-то не так, это поддерживают дети.

Ребенок получает вербально и невербально информацию от других, что с ним что-то не так, у него начинаются проблемы, он считает, что он плохой. Его нервная система не справляется, он начинает напрягаться еще сильнее, в связи с этим начинает еще больше дурить, чудить, не соответствовать. Он кажется неудобным для школы, и он это чувствует, так можно сформировать позицию изгоя, хулигана, «белой вороны» и так далее.

— Разные реакции, выходки — это реакция нервной системы на то, что она не справляется?
— Как правило, так проявляется импульсивность ребенка. По тем или иным причинам он был не обучен, не организован, не дозрел, не научился контролировать себя. Может, в связи с тотальной избалованностью в семье, вседозволенностью, может в связи с незрелостью нервной системы. В итоге он не может промолчать на уроке, не может сосредоточиться, в связи с этим получает кучу замечаний, опять начинает думать, что он плохой, падает самооценка, которую очень сложно — порой невозможно — вернуть. Особенно, если процесс затягивается годами.

— Есть ли какие-то лайфхаки, простые действия, которые могут помочь в адаптации и снижении психологической нагрузки?

— Во-первых, меньше личной — родительской — тревожности, больше личного спокойствия, больше поддержки ребенка во всем, что с ним происходит. Это все новое для него, интересное, разное. Нужно поддерживать ребенка в его хороших эмоциях, в его негативных эмоциях. Помогать ему с ними справляться, помогать проживать.

— Я видела, на занятиях вы используете разные шарики, непонятные рюкзаки, дети то катаются по ковру, то какую-то цепочку плетут…
— Двигательная кора мозга играет огромную роль в психологическом развитии человека. Любое движение помогает перезагрузиться, снять напряжение. Вы можете пойти погулять с ребенком, поплавать с ним в бассейне, покататься на велосипеде, на лыжах, позаниматься любым видом деятельности: порисовать, полепить. У ребенка должно быть хобби. Когда ему плохо, можно предложить позаниматься любимым делом. Это в принципе помогает всем, и взрослым тоже.

— Такой вопрос. Если дети не хотят разговаривать? Подростки чаще всего разговаривать не хотят.
— Если в семье принято разговаривать, то они будут разговаривать. Если родители делятся тем, как прошел у них день, какие у них были чувства и эмоции, хорошие и плохие, то и дети научатся готовить о себе и о своем дне. Эта привычка — говорить — также формируется, как и все остальные. Если так принято с детства, то у ребенка возникнет потребность в этом, и он будет с вами разговаривать. Но если вы ничего не говорите о себе ребенку, только ведете допрос с пристрастием, как у него день прошел, то с большой долей вероятности он начнет отвечать: «Нормально», и на этом все закончится. Мы учим детей личным примером, в том числе и говорить. Начинать надо это делать сразу, когда дети еще маленькие.

— Мне кажется, многие просто не представляют, как рассказывать маленьким детям о том, как у взрослого день прошел на работе. Как это делать?

— Простыми словами: «У меня сегодня на работе было интересно / я была молодец / у меня была ошибка. Я ошиблась, но потом исправила. Я очень устала, у меня был сложный день». Не обязательно вдаваться в детали, подробности. Вы эмоционально описывайте свое состояние по итогу вашего дня: «Сегодня было интересно / сегодня было скучно. А как у тебя? Что было у тебя интересного? А что было у тебя скучного?» И в более взрослом возрасте ребенок будет сам понимать: «Сегодня была такая тоска. Предметы были неинтересные. Мы проходили в школе то, что я уже знаю / Сегодня вообще плохой день, я поссорился с другом / подругой, поэтому я буду сидеть в своей комнате страдать, а вы меня не трогайте». В этот момент уважайте ребенка, не трогайте его. Объясните, что, если он захочет с вами поговорить, вы рядом.

Почему они так волнуются?

  • Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
  • Сомневаются в собственных способностях: умении мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
  • Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.
  • Боятся незнакомой ситуации.
  • Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может влиять на состояние вашего ребёнка. Чем вы можете помочь ребёнку?

1. Собрать информацию о процессе проведения экзамена.

2. Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:

  • откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку;
  • если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать.

3. Участвовать в подготовке к экзамену:

  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  • Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок", то подготовка проводится днём, если "сова" – вечером.
  • Проведите репетицию экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
  • Организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзамену).
  • Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.
  • Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.