Как подготовится к экзамену по рисованию

Почему стандартное предложение «для всех» не сработает

Все ученики, которые приходят ко мне, находятся в изначально разных условиях: имеют разные способности, работоспособность, разное время на подготовку, и разные ВУЗы в качестве цели поступления. Кто–то уже изучал основы одного или нескольких предметов (Академический Рисунок, Композиция, Черчение), кто–то приходит ко мне «с нуля». Кто–то учится в 9–м, кто–то в 11–м классе, кто–то уже окончил школу, а всё свободное время посвящает подготовке к вступительным экзаменам. Поэтому для каждого поступившего на обучение программа занятий будет составляться индивидуально — благо моя система позволяет легко подстроиться под любой запрос.

Но, несмотря на различие первоначальных условий, можно выделить общие моменты в этапах подготовки абитуриентов у меня (подчёркиваю это, так как у других преподавателей подход будет другим). Их я и хочу осветить в данной статье, основываясь на необходимом конечном объёме выполненных работ, а также дать рекомендации отдельным группам ребят. Ибо не только ученики, но и я сама замотивирована научить человека рисовать и чертить так быстро, как это возможно при имеющихся у него обстоятельствах, а дальше развивать эти навыки, поддерживая мотивацию в ребёнке заниматься тем делом, которое он выбрал. Ведь Архитектура — это намного больше, чем умение нарисовать голову Цезаря или разложить аксонометрию на проекции.

Объём работ по каждому предмету

Итак, как правило, есть три отдельные творческие дисциплины, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах в архитектурный ВУЗ: Академический Рисунок, Композиция и Черчение. Длительность подготовки по каждой из них и количество необходимых усилий для их изучения — очень разные по своей специфике и интенсивности, — и зависят от сложности экзаменационного задания и способностей ученика. После того как принято решение поступать в архитектурный ВУЗ, на основе оценки уровня вашей подготовки на данный момент, индивидуально для вас мы подбираем оптимальную программу, чтобы вы спокойно всё успели, и при этом не переплачивали за лишние занятия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом подготовки в МАрхИ (но география архитектурных ВУЗов, в которые я готовлю, на самом деле, очень широка). Экзамены в данный институт считаются высшим уровнем сложности по сравнению с другими учебными заведениями, поэтому в зависимости от цели поступления, делайте некоторые послабления в нижеследующих примерах.

Больше всего практики нужно по предмету Черчение. Тут надо не просто знать теорию. Например, чтобы претендовать на бюджет в МАрхИ, надо по–хорошему отработать около 60 сложных чертежей («давние» задания из сборника подготовительных курсов не считаются). Если собираетесь для подстраховки поступать в другие ВУЗы, то добавляйте еще 20–ку чертежей сверху, чтобы хотя бы на небольшом количестве работ разобраться с отличиями их экзаменов по этому предмету.

По рисунку головы в результате обучения нужно получить около 40–ка законченных голов (стандартная четверка, плюс Дорифор, Диадумен, Апоксиомен — с разных ракурсов). Если хочется попробовать разные интересные работы, техники и материалы, сложные головы — то всё это планируется вами «сверху».

По Композиции в идеале нужно выполнить около 15 законченных работ. Учтите, что до того, как полностью нарисовать композицию, её надо «собрать» из множества отдельных заданий — отработки построений, набросков, врезок, тона. Всё это будет подготовительным этапом, и занимает достаточно большое количество времени.

Посчитайте, какой срок у вас отведен на подготовку и делите на объём работ. Например, для 11–классников «с нуля», в начале учебного года примерно получается:

  • по 1 голове в неделю;
  • изучение лекций по Черчению — от 2 недель до 2 месяцев, и далее по 2–3 чертежа в неделю;
  • лейтмотивом — композиция: месяц–два на подготовительные задания, и далее по одной работе раз в две недели.

Учтите, что поначалу один чертеж может занимать не 4 часа, как на экзамене, а все 20 часов. И голову вы не сможете нарисовать за 6 часов, а будете её «мучить» по несколько дней. По мере отработки заданий конструктора, из которых собирается работа, вы будете ускорять этот показатель. Это всё выполнимо, но это надо ЗАПЛАНИРОВАТЬ (учитывая подготовку к ЕГЭ, пробники, выпускные) и выполнять. Работа, кстати в классе у меня, почти не считается… Это объём «на дом».

Не гонимся за быстрыми результатами, если есть время

Разумеется, среди моих ребят есть отдельные примеры экспресс–подготовки, я с удовольствием делюсь ими на своих страницах. Например, в 2018 году у меня была девочка Софья, которая за 10 недель практически «с нуля» освоила программу вступительных экзаменов МАрхИ (но за эти 10 недель она не поднимала головы, фактически отдала себя в жертву подготовке и пахала без устали, одних только чертежей за это время было сделано около 60–ти штук). Или были неоднократные случаи, когда, например, абитуриенты готовились за месяц к Композиции на бюджет — им было достаточно 1–3 нарисованных по всем правилам работ «от» и «до» (для такого рывка просто необходимо отлично развитое пространственное воображение). Или когда Черчение сдавали на баллы бюджета по лекциям в связке всего с парой месяцев практики по абонементу. В 2019–м у меня был мальчик, который только по первому блоку лекций начал сам чертить сложнейшие мархишные чертежи, и обошёлся только разовыми проверками вообще без вопросов, а соответственно, и без абонементов (такие «самородки» до этого мне еще не попадались). По Рисунку головы случалось такое, что после 5–10 занятий люди набирали по 70–75 баллов за голову (и это вопрос даже не изначального уровня — ребята также приходили после художественных школ, это вопрос способностей и концентрации на занятиях)! Но нужно понимать, всё это — отдельные случаи выдающихся способностей, удивительной работоспособности и общей собранности. Не нужно на них равняться как на норму и оставлять подготовку на последний момент: у единиц получится, но большинство столкнется с разочарованием, которого можно избежать, если начать обучение вовремя.

Важно понять, что истории, которые я выкладываю — они для мотивации, для того, чтобы показать, какие результаты возможны. Для того чтобы любой человек, если у него есть желание поступать именно в архитектурный институт, поверил в свои силы и попробовал это сделать. Вопреки ярлыкам, слухам и обстоятельствам. А не для того, чтобы вы отложили свою подготовку в долгий ящик и подумали, что всё решит только выбор хорошего преподавателя.

Особенности работы по каждой дисциплине

Черчение

В абсолютном большинстве случаев я рекомендую начинать именно с него. Тактику подготовки к этому предмету описываю ниже.

Если Черчение у вас на нулевом уровне, или есть существенные пробелы в базовых знаниях, то обязательно приступаете к изучению этого предмета с моих теоретических лекций. Они специально придуманы, чтобы сэкономить вам как минимум полгода занятий. Без них бессмысленно приступать к абонементу. Так же есть отдельная «промежуточная» категория абитуриентов, — тех, кто уже раньше занимался на всевозможных курсах при институтах или с местными преподавателями. Такие ученики хотят проскочить теорию, и я их прекрасно понимаю. Но по моей статистике, только примерно у 30–40% учеников, уже начинавших учиться где–то Черчению, нет серьёзных проблем с основами. Поэтому сначала смотрим работы, чтобы понять, есть ли у ученика пробелы, и какие именно. Если их немного, то можно начинать с «абонемента», а «дыры» латать с помощью поштучных лекций. Если я советую сначала взять лекции — значит, без них действительно не обойтись. Поймите: если вы готовились на курсах, где нет личной заинтересованности преподавателя в вашем результате, или с преподавателем у себя в городе, который сам не знаком с требованиями столичных ВУЗов, то с большой долей вероятности — вы учились не тому, что необходимо. А без теории, без объяснённых в ней азов, время на вашу подготовку увеличится в разы. И в результате вы будете полгода, а то и больше, переплачивать за абонементы, отлавливая «хвосты» — так что ваша экономия обернётся еще большей потерей времени и средств.

Если вы уже сдавали экзамены, то надо также смотреть индивидуально: на каком уровне вы находитесь на самом деле. Например, один «свежий» абитуриент недавно мне рассказал, что на его курсах они к экзамену в МАрхИ разобрали задания только до 2003 года. Но ведь после этого прошло уже 15 лет, а это по 4 варианта на каждый год! А ведь в МАрхИ сохраняется постоянная тенденция на серьёзное усложнение заданий. И подготовка туда далеко не заканчивается с вычерчиванием заданий из сборника подготовительных курсов, как многие ошибочно полагают. Вот так вот в итоге и получается, что зачастую человек идёт на экзамен, но к экзамену он не готов. У меня регулярно появляются такие второгодники, которым реально не рассказали, что будет на экзамене. Хотя надо отметить, что большинство таких ребят при подготовке у меня, идут все–таки сразу на абонемент или даже разовую проверку, проскакивая теорию.

Академический рисунок

Следующий предмет, который вы будете изучать параллельно с Черчением — это Рисунок. Занятия по нему я провожу очно. Количество занятий по Рисунку головы сильно зависит от способностей ученика. Обычно, для москвичей достаточно одного урока в неделю, а иногородние ребята чаще всего приезжают ко мне на интенсивы (экспресс–курсы): занятия, идущие друг за другом в дни школьных каникул. Об интенсивах можно подробнее прочитать в соответствующем разделе.

Самая безопасная тактика для иногородних, вне зависимости от класса школы — это приехать на интенсив как можно раньше. Особенно если вы в 11–м классе, то всеми силами стараться не откладывать приезд до весны, вдохновившись чужими историями. Почему? Потому что, приехав на курсы заранее, летом или осенью, вы сразу сможете оценить время на подготовку по Рисунку, определить количество приездов и занятий в течение всего года, необходимых конкретно вам. Кроме того, так у вас будет больше времени в начале года на корректировки изначального уровня, на отработку теории, а дальше останется набирать скорость и, как следствие, качество работ. И самое главное — не придётся совмещать подготовку к вступительным экзаменам с усиленной подготовкой к ЕГЭ во втором полугодии. Поверьте, даже при большом таланте и возможностях, освоить предмет за 15–25 занятий так, чтобы конкурировать на экзамене с теми, кто готовился 2–3 года (а так готовится большинство ваших конкурентов), крайне сложно, и нагонять необходимый уровень придётся в очень уж усиленном темпе. Именно поэтому лучше приезжать заранее и готовиться постепенно, без спешки и нервов.

На самом деле, даже если вы учитесь в 9–10–м классе, то для вас тоже будет более правильной тактикой приехать как можно раньше. Потому что чем больше вы успеете сделать сейчас, тем меньше времени на подготовку нужно будет в 11–м классе, и вы сможете сконцентрироваться в последний учебный год на ЕГЭ (а это крайне важно!), пробниках, выпускных и т.п. Помните, что хорошие баллы ЕГЭ также увеличивают шансы на поступление в архитектурный ВУЗ.

Рисунок — это такой предмет, в котором можно развиваться бесконечно. У меня вы не сможете «переготовиться» или набрать «лишних» часов занятий. Ведь мы в своем уме, и не будем рисовать 2–3 года подряд по кругу всего 4 головы. Если вдруг вы оказались готовы к этому экзамену уже в 10–м классе, то у вас либо сокращается количество занятий по этому предмету (при сохранении достаточного количества работы дома), и освобождаются время и средства для других дисциплин, либо, по желанию, повышается сложность заданий — для того, чтобы подняться на уровень выше конкурентов.

Композиция

Композиция идёт обычно дополнением к Рисунку и Черчению, и её освоение можно начать попозже. Потому что она, при должном усердии, довольно быстро осваивается. Но откладывать её в долгий ящик не стоит. Тем более это крайне интересный предмет и, по моему мнению, самый важный в нашей профессии. Примерно 70% учеников могут выполнять несложные задания по Композиции по теоретическому видео без ошибок. Ещё часть учеников выполняют задания с малым количеством ошибок, и есть только маленький процент людей, которым предмет даётся сложно, они длительное время разбираются, медленно идут по программе и долго консультируются по каждому заданию. Иногда даже приходится потратить на это несколько очных занятий (я действительно пытаюсь избегать такой ситуации всеми силами — освоение азов очно — это действительно долго, дорого и неэффективно по сравнению с занятиями онлайн). Заблаговременно предугадать, как пойдёт Композиция у конкретного ученика, физически невозможно (например, человек может отлично чертить, но совершенно не понимать Композицию), каждый случай индивидуален, и выяснить, в какой процент вы попадаете, лучше заранее.

Композицию своим ученикам я советую начать изучать хотя бы до декабря 11–го класса. Всё чаще на экзаменах (в первую очередь МАрхИ) баллы за Рисунок «притягивают» к баллам за Композицию. А как показала практика, если оставить изучение этой дисциплины на самый конец, ребята часто расслабляются, не уделяют данному предмету должного внимания. Представьте: вы не доработали по одному предмету, а оценку ниже получаете за два!

По моей прошлогодней статистике, среднее время освоения Композиции при параллельной учёбе в школе, составляло 5 месяцев, а у тех ребят, у кого было больше времени на подготовку (например, окончивших школу), — 3 месяца. Конечно, были случаи подготовки и за более короткие сроки, в том числе у меня же на Марафоне, но мы говорим о том, как облегчить себе жизнь и найти баланс, а, к сожалению, мало кто схватывает «на лету» — большинству нужна практика.

В этом году я видоизменила свой дистанционный курс по Композиции, намного его улучшив и по качеству видеозаписи и по структуре. Надеюсь, теперь ребята смогут показать более высокий по сравнению с предыдущими годами средний результат. Курс подходит в том числе для учеников с нулевым уровнем, так что вы смело можете заниматься по нему ещё до очных занятий по Рисунку. Подробнее о курсе можно почитать в разделе «Композиция».

Даже если очень тяжело совмещать с подготовкой по всем остальным дисциплинам, я советую не откладывать покупку курса по Композиции. Его срок действия ограничен только вступительными испытаниями. Выделяйте в перерывах 20 минут в день на изучение и отработку заданий — и вы уже к концу учебного года сможете справляться со сложнейшими заданиями. Позвольте себе в полной мере насладиться возможностями этой дисциплины!