Как подготовится к экзамену по органической химии

Оцените объективно свои знания

Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".

Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.

Могу предложить несколько вариантов:

  • воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
  • купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
  • обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.

Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.

Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель. Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.

Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,


Типичная ситуация Прогноз
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы.
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов.
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован.
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года).
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. 80 - 90 баллов - достижимый результат.
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. Мечта о 100 баллах может стать явью.
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать.
Аналогичный вопрос для химии. Безусловно, можно.
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса.

Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!


Составьте программу занятий

Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.

Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.


Дайте себе запас времени

Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.

Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.


Периодически контролируйте себя

Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ: можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.

Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.


Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.

Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!


Равнодушных нет

Органическая химия - тот предмет, который не оставит равнодушным ни одного школьника или студента, независимо от

От древности к нашему времени

 Вопросами этой науки интересовались ещё в Древнем Египте, и интерес не только не угасал, но возрастал с каждым годом, столетием. А в наше время предмет и задачи химии – это актуальная тема, потому что без знания того, как соединяется углерод с другими компонентами, невозможно создавать и творить что-то совершенно новое и полезное человечеству.

Студенческие работы

Студенты, которые, волей или неволей, продолжают познание органической химии, начиная с первых курсов,  выполняют различные контрольные, рефераты или курсовые. И часто в этих видах контроля звучит словосочетание «предмет и задачи органической химии», что, в первую очередь, напоминает о значимости этой такой молодой  и такой старой науки.

Предмет и задачи

Итак, предметом изучения данного раздела химии является не что иное, как соединение углерода с органическими соединениями, а также все вытекающие из этого законы превращения. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что ни один ведущий химик не знает свою науку в полном объёме, и дело здесь не в том, что химики помельчали (не чета Менделееву), а в том, что эта дисциплина находится в постоянном развитии. К примеру, на сегодняшний день известно более 10 миллионов органических соединений, а к следующему году эта цифра может увеличиться на тысяч так 250. Представляете масштаб?! Поэтому химики находятся в более выгодных условиях, чем, к примеру, лингвисты. Исследования по языку гораздо сложнее проводить, потому что уже практически всё изучено, доказано по несколько раз, и процесс выполнения исследовательских работ лингвистического цикла напоминает хорошо известную пословицу: «Новое - это хорошо забытое старое». С химией же такого не наблюдается. Незачем оставаться долго на одном уровне, когда наука стремительно рвётся вперёд.

Общая химия

Разбираясь со строением атома, постарайтесь понять, что означает порядковый номер элемента. Не лишним будет также усвоить, что такое изотопы (и тогда вас перестанет мучить вопрос, почему, если относительные массы протона и нейтрона равны единице, а масса электрона пренебрежимо мала по сравнению с ними, относительные массы атомов в основном числа не целые).

Для определения электронного строения атома разберитесь, что означают термины s- p- d- и f-элементы. Найдите цветную таблицу Менделеева и пользуйтесь простыми правилами заполнения. Нарисуйте «клеточки» электронных подуровней и ведите пальцем от водорода до интересующего вас элемента, вставляя в подготовленный шаблон электроны, размышляя примерно следующим образом: «Водород — s-элемент, его единственный электрон попадает на самую нижнюю доступную s-орбиталь. Дальше идет гелий, тоже s-элемент. Его последний (второй) электрон тоже попадет на s-орбиталь рядом с электроном водорода. Дальше идут литий и бериллий, также являющиеся s-элементами. Их последние электроны также попадают на s-подуровень, но уже второй по счету (2s), поскольку ближайший к ядру 1s-подуровень уже заполнен…» И так далее до клеточки с интересующим вас элементом. Если будете делать это аккуратно, следя за изменением цвета, ни за что не ошибетесь, и к тому же вам не придется запоминать, скажем, что 4s-подуровень заполняется раньше, чем 3d-подуровень.

Очень удобно представлять данные в виде таблиц и диаграмм. Например, в неорганической химии чаще других встречаются реакци, описывающие взаимодействия очень небольшого числа различных классов веществ (металлы, неметаллы, кислотные и основные оксиды, гидроксиды, кислоты и, наконец, средние соли). Кроме того, существуют достаточно простые зависимости превращений одних родственных веществ в другие. Если вы графически изобразите генетическую связь «металл — основный оксид — гидроксид — соль» и «неметалл — кислотный оксид — кислота — соль», то очень скоро запомните эти реакции. Теперь, если нарисовать таблицу 5 на 5 и в первой строке расположить названия классов из первого ряда (металл, основный оксид, гидроксид, соль), а в первом столбце — из второго (неметалл, кислотный оксид, кислота, соль), то останется место 4 на 4 клетки, в которые вы можете вписывать образующиеся продукты (например, на пересечении строки с заголовком «основный оксид» со столбцом с заголовком «кислотный оксид» можно будет написать «соль»). А поскольку типы реакций, входящие в эту таблицу, составляют примерно две трети всех неорганических реакций, вы сэкономите много времени для изучения оставшейся трети химических превращений. Сразу предупрежу, что некоторые клеточки придется оставить пустыми, поскольку взаимодействия между определенными классами веществ являются специфическими (не подходящими для всех веществ данных классов), либо просто отсутствуют.

Со сложными ОВР (окислительно-восстановительными реакциями) гораздо труднее. Для расстановки коэффициентов в уже готовых реакциях необходимо уметь вычислять степени окисления элементов (советую выписать элементы, имеющие во всех соединениях постоянные степени окисления) и владеть методом электронного баланса. Если же вы хотите сами научится составлять сложные ОВР, придется изучить метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Для этого возьмите любой справочник по неорганической химии для ВУЗов, где есть раздел с окислительно-восстановительными переходами веществ (такой раздел есть практически в любом справочнике). Лучше, если в нем будут приведены полуреакции целиком, то есть не просто MnO4– / Mn2+, а Mn4– + 8H+ + 5e = Mn2+ + 4H2O. Прочитайте соответствующие главы учебника по методу полуреакций и перед тем, как приступить к выполнению упражнений из задачника, потренируйтесь на уже готовых полуреакциях из справочника. Выберете несколько окислителей и восстановителей и учитесь складывать полуреакции друг с другом, комбинируя как можно больше полуреакций. Обращайте внимание на среду (кислая, щелочная или нейтральная), в которой осуществляется переход, а также на значения стандартных потенциалов полуреакций (с одной стороны, конечно, можно складывать абсолютно любые полуреакции друг с другом, бумага все стерпит, но с другой стороны вы ведь готовитесь к экзамену по химии, а не по математике, так что не советую вам «скрещивать» две окислительных или две восстановительных полуреакции дабы не вводить самого себя в заблуждение). Со временем вы должны запомнить, что с чем обычно может реагировать (если будете обращать внимание на разность потенциалов, конечно), а также каковы основные переходы типичных окислителей и восстановителей. Теперь можно приступать к следующему этапу. Возьмите справочник неорганических веществ (ссылка 2 в списке литературы; если не найдете эту книгу, подойдет в принципе любой «сложный» учебник по неорганической химии с большим количеством примеров превращений), и для ОВР, проходящих в растворе (с участием ионных соединений), попробуйте самостоятельно определять окислитель, восстановитель и среду, в которой протекает реакция. Справившись с этой задачей, попробуйте, не заглядывая в справочник с готовыми полуреакциями, составлять собственные полуреакции для выбранных окислителя и восстановителя. Должно получаться то же, что и в справочнике. Наконец, складывайте полуреакции в соответствии с электронным балансом и полученные сокращенные ионные уравнения доводите до молекулярных. Опять же, у вас должно получаться то же, что и в книге. Почувствовав себя уверенно в примерах с готовыми полуреакциями и реакциями, можете приступать к упражнениям из задачников.

И последнее, на что я рекомендовал бы обратить внимание в курсе общей химии, это теория кислот и оснований по Бренстеду и Лоури. Без нее, в принципе, можно обойтись, но основные свойства аммиака тогда могут показаться чем-то непонятным, исключительным, а гидролиз солей — сложным и нелогичным. Да и в органической химии, если вам захочется вникнуть в механизмы реакций, тоже не обойтись без простых, казалось бы, понятий «кислота — донор протонов, основание — акцептор протонов».

Неорганическая химия

Если вы подробно изучили общую химию, то в этом разделе вам много запоминать не потребуется. Просто составьте на основе имеющейся у вас литературы краткие конспекты по каждой подгруппе элементов, включая в них следующую информацию:

  1. Номер подгруппы
  2. Общая формула электронного строения элементов подгруппы
  3. Краткий анализ электронной формулы, из которого делается вывод о возможных степенях окисления и валентностях в различных соединениях (не забудьте о том, что многие атомы могут переходить в возбужденные состояния)
  4. Классификация элементов (металл, неметалл, амфотерный элемент)
  5. Изменение электроотрицательности, металлических либо неметаллических свойств атомов элементов в подгруппе
  6. Характеристика простейших соединений элементов (оксиды, гидриды) и краткое описание (с примерами) их химических свойств
  7. Исходя из свойств оксидов (кислотные, основные, амфотерные) делается вывод о наличии у соответствующих элементов кислот или гидроксидов
  8. Свойства кислот (или гидроксидов) элементов
  9. Свойства солей этих кислот (или гидроксидов)
  10. Способы получения элементов
  11. Применение элементов и их наиболее важных соединений, а также нахождение элементов в природе 

Ну а как воспользоваться такими конспектами вы, думаю, и без меня догадаетесь.