Как подготовится к устному экзамену по физике

Как подготовится к устному экзамену по физике

Единый Государственный Экзамен

Назначение демонстрационного вар-та заданий егэ заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре КИМ, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.
Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вар-т, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ предлогаю произвести разбор решений прототипов реальных заданий из вар-тов егэ.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (10-11) (баз., углубл.)

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (7-9)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Разбираем задания ЕГЭ по физике (Вариант С) с учителем.

Лебедева Алевтина Сергеевна, учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня, это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. В работе 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Данный вариант полностью соответствует демонстрационному варианту ЕГЭ 2017 года, задания взяты из открытого банка заданий ЕГЭ.

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени t . Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с.


Решение. Путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с проще всего определить как площадь трапеции, основаниями которой являются интервалы времени (30 – 0) = 30 c и (30 – 10) = 20 с, а высотой является скорость v = 10 м/с, т.е.

S = (30 + 20) с 10 м/с = 250 м.
2

Ответ. 250 м.

Груз массой 100 кг поднимают вертикально вверх с помощью троса. На рисунке приведена зависимость проекции скорости V груза на ось, направленную вверх, от времени t . Определите модуль силы натяжения троса в течение подъема.



Решение. По графику зависимости проекции скорости v груза на ось, направленную вертикально вверх, от времени t , можно определить проекцию ускорения груза

a = v = (8 – 2) м/с = 2 м/с 2 .
t 3 с

На груз действуют: сила тяжести , направленная вертикально вниз и сила натяжения троса , направленная вдоль троса вертикально вверх смотри рис. 2. Запишем основное уравнение динамики. Воспользуемся вторым законом Ньютона. Геометрическая сумма сил действующих на тело равна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение.

+ = (1)

Запишем уравнение для проекции векторов в системе отсчета, связанной с землей, ось OY направим вверх. Проекция силы натяжения положительная, так как направление силы совпадает с направлением оси OY, проекция силы тяжести отрицательная, так как вектор силы противоположно направлен оси OY, проекция вектора ускорения тоже положительная, так тело движется с ускорением вверх. Имеем

T mg = ma (2);

из формулы (2) модуль силы натяжения

Т = m (g + a ) = 100 кг (10 + 2) м/с 2 = 1200 Н.

Ответ . 1200 Н.

Тело тащат по шероховатой горизонтальной поверхности с постоянной скоростью модуль которой равен 1, 5 м/с, прикладывая к нему силу так, как показано на рисунке (1). При этом модуль действующей на тело силы трения скольжения равен 16 Н. Чему равна мощность, развиваемая силой F ?



Решение. Представим себе физический процесс, заданный в условии задачи и сделаем схематический чертеж с указанием всех сил, действующих на тело (рис.2). Запишем основное уравнение динамики.

Тр + + = (1)

Выбрав систему отсчета, связанную с неподвижной поверхностью, запишем уравнения для проекции векторов на выбранные координатные оси. По условию задачи тело движется равномерно, так как его скорость постоянна и равна 1,5 м/с. Это значит, ускорение тела равно нулю. По горизонтали на тело действуют две силы: сила трения скольжения тр. и сила , с которой тело тащат. Проекция силы трения отрицательная, так как вектор силы не совпадает с направлением оси Х . Проекция силы F положительная. Напоминаем, для нахождения проекции опускаем перпендикуляр из начала и конца вектора на выбранную ось. С учетом этого имеем: F cosα – F тр = 0; (1) выразим проекцию силы F , это F cosα = F тр = 16 Н; (2) тогда мощность, развиваемая силой , будет равна N = F cosα V (3) Сделаем замену, учитывая уравнение (2), и подставим соответствующие данные в уравнение (3):

N = 16 Н · 1,5 м/с = 24 Вт.

Ответ. 24 Вт.

Груз, закрепленный на легкой пружине жесткостью 200 Н/м, совершает вертикальные колебания. На рисунке представлен график зависимости смещения x груза от времени t . Определите, чему равна масса груза. Ответ округлите до целого числа.


Решение. Груз на пружине совершает вертикальные колебания. По графику зависимости смещения груза х от времени t , определим период колебаний груза. Период колебаний равен Т = 4 с; из формулы Т = 2π выразим массу m груза.


= T ; m = T 2 ; m = k T 2 ; m = 200 H/м (4 с) 2 = 81,14 кг ≈ 81 кг.
k 4π 2 4π 2 39,438

Ответ: 81 кг.

На рисунке показана система из двух легких блоков и невесомого троса, с помощью которого можно удерживать в равновесии или поднимать груз массой 10 кг. Трение пренебрежимо мало. На основании анализа приведенного рисунка выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.


  1. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 100 Н.
  2. Изображенная на рисунке система блоков не дает выигрыша в силе.
  3. h , нужно вытянуть участок веревки длиной 3h .
  4. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h h .

Решение. В данной задаче необходимо вспомнить простые механизмы, а именно блоки: подвижный и неподвижный блок. Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, при этом участок веревки нужно вытянуть в два раза длиннее, а неподвижный блок используют для перенаправления силы. В работе простые механизмы выигрыша не дают. После анализа задачи сразу выбираем нужные утверждения:

  1. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h , нужно вытянуть участок веревки длиной 2h .
  2. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 50 Н.

Ответ. 45.

В сосуд с водой полностью погружен алюминиевый груз, закрепленный на невесомой и нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?

  1. Увеличивается;
  2. Уменьшается;
  3. Не изменяется.


Решение. Анализируем условие задачи и выделяем те параметры, которые не меняются в ходе исследования: это масса тела и жидкость, в которую погружают тело на нити. После этого лучше выполнить схематический рисунок и указать действующие на груз силы: сила натяжения нити F упр, направленная вдоль нити вверх; сила тяжести , направленная вертикально вниз; архимедова сила a , действующая со стороны жидкости на погруженное тело и направленная вверх. По условию задачи масса грузов одинакова, следовательно, модуль действующей на груз силы тяжести не меняется. Так как плотность грузов разная, то объем тоже будет разный

Плотность железа 7800 кг/м 3 , а алюминиевого груза 2700 кг/м 3 . Следовательно, V ж V a . Тело в равновесии, равнодействующая всех сил, действующих на тело равна нулю. Направим координатную ось OY вверх. Основное уравнение динамики с учетом проекции сил запишем в виде F упр + F a mg = 0; (1) Выразим силу натяжения F упр = mg F a (2); архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела F a = ρgV п.ч.т. (3); Плотность жидкости не меняется, а объем тела из железа меньше V ж V a , поэтому архимедова сила, действующая на железный груз будет меньше. Делаем вывод о модуле силы натяжения нити, работая с уравнение (2), он возрастет.

Ответ. 13.

Брусок массой m соскальзывает с закрепленной шероховатой наклонной плоскости с углом α при основании. Модуль ускорения бруска равен a , модуль скорости бруска возрастает. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, при помощи которых их можно вычислить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость

3) mg cosα

Решение. Данная задача требует применение законов Ньютона. Рекомендуем сделать схематический чертеж; указать все кинематические характеристики движения. Если возможно, изобразить вектор ускорения и векторы всех сил, приложенных к движущемуся телу; помнить, что силы, действующие на тело, – результат взаимодействия с другими телами. Затем записать основное уравнение динамики. Выбрать систему отсчета и записать полученное уравнение для проекции векторов сил и ускорений;

Следуя предложенному алгоритму, сделаем схематический чертеж (рис. 1). На рисунке изображены силы, приложенные к центру тяжести бруска, и координатные оси системы отсчета, связанной с поверхностью наклонной плоскости. Так как все силы постоянны, то движение бруска будет равнопеременным с увеличивающейся скоростью, т.е. вектор ускорения направлен в сторону движения. Выберем направление осей как указано на рисунке. Запишем проекции сил, на выбранные оси.


Запишем основное уравнение динамики:

Тр + = (1)

Запишем данное уравнение (1) для проекции сил и ускорения.

На ось OY: проекция силы реакции опоры положительная, так как вектор совпадает с направлением оси OY N y = N ; проекция силы трения равна нулю так как вектор перпендикулярен оси; проекция силы тяжести будет отрицательная и равная mg y = mg cosα ; проекция вектора ускорения a y = 0, так как вектор ускорения перпендикулярен оси. Имеем N mg cosα = 0 (2) из уравнения выразим силу реакции действующей на брусок, со стороны наклонной плоскости. N = mg cosα (3). Запишем проекции на ось OX.

На ось OX: проекция силы N равна нулю, так как вектор перпендикулярен оси ОХ; Проекция силы трения отрицательная (вектор направлен в противоположную сторону относительно выбранной оси); проекция силы тяжести положительная и равна mg x = mg sinα (4) из прямоугольного треугольника. Проекция ускорения положительная a x = a ; Тогда уравнение (1) запишем с учетом проекции mg sinα – F тр = ma (5); F тр = m (g sinα – a ) (6); Помним, что сила трения пропорциональна силе нормального давления N .

По определению F тр = μN (7), выразим коэффициент трения бруска о наклонную плоскость.

μ = F тр = m (g sinα – a ) = tgα – a (8).
N mg cosα g cosα

Выбираем соответствующие позиции для каждой буквы.

Ответ. A – 3; Б – 2.

Задание 8. Газообразный кислород находится в сосуде объемом 33,2 литра. Давление газа 150 кПа, его температура 127° С. Определите массу газа в этом сосуде. Ответ выразите в граммах и округлите до целого числа.

Решение. Важно обратить внимание на перевод единиц в систему СИ. Температуру переводим в Кельвины T = t °С + 273, объем V = 33,2 л = 33,2 · 10 –3 м 3 ; Давление переводим P = 150 кПа = 150 000 Па. Используя уравнение состояния идеального газа

выразим массу газа.

Обязательно обращаем внимание, в каких единица просят записать ответ. Это очень важно.

Ответ. 48 г.

Задание 9. Идеальный одноатомный газ в количестве 0,025 моль адиабатически расширился. При этом его температура понизилась с +103°С до +23°С. Какую работу совершил газ? Ответ выразите в Джоулях и округлите до целого числа.

Решение. Во-первых, газ одноатомный число степеней свободы i = 3, во-вторых, газ расширяется адиабатически – это значит без теплообмена Q = 0. Газ совершает работу за счет уменьшения внутренней энергии. С учетом этого, первый закон термодинамики запишем в виде 0 = ∆U + A г; (1) выразим работу газа A г = –∆U (2); Изменение внутренней энергии для одноатомного газа запишем как

Ответ. 25 Дж.

Относительная влажность порции воздуха при некоторой температуре равна 10 %. Во сколько раз следует изменить давление этой порции воздуха для того, чтобы при неизменной температуре его относительная влажность увеличилась на 25 %?

Решение. Вопросы, связанные с насыщенным паром и влажностью воздуха, чаще всего вызывают затруднения у школьников. Воспользуемся формулой для расчета относительной влажности воздуха

По условию задачи температура не изменяется, значит, давление насыщенного пара остается тем же. Запишем формулу (1) для двух состояний воздуха.

φ 1 = 10 % ; φ 2 = 35 %

Выразим давления воздуха из формул (2), (3) и найдем отношение давлений.

P 2 = φ 2 = 35 = 3,5
P 1 φ 1 10

Ответ. Давление следует увеличить в 3,5 раза.

Горячее вещество в жидком состоянии медленно охлаждалось в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных измерений и укажите их номера.

  1. Температура плавления вещества в данных условиях равна 232°С.
  2. Через 20 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  3. Теплоемкость вещества в жидком и твердом состоянии одинакова.
  4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  5. Процесс кристаллизации вещества занял более 25 минут.

Решение. Так как вещество охлаждалось, то его внутренняя энергия уменьшалась. Результаты измерения температуры, позволяют определить температуру, при которой вещество начинает кристаллизоваться. Пока вещество переходит из жидкого состояния в твердое, температура не меняется. Зная, что температура плавления и температура кристаллизации одинаковы, выбираем утверждение:

1. Tемпература плавления вещества в данных условиях равна 232°С.

Второе верное утверждение это:

4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии. Так как температура в этот момент времени, уже ниже температуры кристаллизации.

Ответ. 14.

В изолированной системе тело А имеет температуру +40°С, а тело Б температуру +65°С. Эти тела привели в тепловой контакт друг с другом. Через некоторое время наступило тепловое равновесие. Как в результате изменилась температура тела Б и суммарная внутренняя энергия тела А и Б?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Если в изолированной системе тел не происходит никаких превращений энергии кроме теплообмена, то количество теплоты, отданное телами, внутренняя энергия которых уменьшается, равно количеству теплоты, полученному телами, внутренняя энергия которых увеличивается. (По закону сохранения энергии.) При этом суммарная внутренняя энергия системы не меняется. Задачи такого типа решаются на основании уравнения теплового баланса.

U = ∑ n U i = 0 (1);
i = 1

где ∆U – изменение внутренней энергии.

В нашем случае в результате теплообмена внутренняя энергия тела Б уменьшается, а значит уменьшается температура этого тела. Внутренняя энергия тела А увеличивается, так как тело получило количество теплоты от тела Б, то температура его увеличится. Суммарная внутренняя энергия тел А и Б не изменяется.

Ответ. 23.

Протон p , влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля, как показано на рисунке. Куда направлена действующая на протон сила Лоренца относительно рисунка (вверх, к наблюдателю, от наблюдателя, вниз, влево, вправо)


Решение. На заряженную частицу магнитное поле действует с силой Лоренца. Для того чтобы определить направление этой силы, важно помнить мнемоническое правило левой руки, не забывать учитывать заряд частицы. Четыре пальца левой руки направляем по вектору скорости, для положительно заряженной частицы, вектор должен перпендикулярно входить в ладонь, большой палец отставленный на 90° показывает направление действующей на частицу силы Лоренца. В результате имеем, что вектор силы Лоренца направлен от наблюдателя относительно рисунка.

Ответ. от наблюдателя.

Модуль напряженности электрического поля в плоском воздушном конденсаторе емкостью 50 мкФ равен 200 В/м. Расстояние между пластинами конденсатора 2 мм. Чему равен заряд конденсатора? Ответ запишите в мкКл.

Решение. Переведем все единицы измерения в систему СИ. Емкость С = 50 мкФ = 50 · 10 –6 Ф, расстояние между пластинами d = 2 · 10 –3 м. В задаче говорится о плоском воздушном конденсаторе – устройстве для накопления электрического заряда и энергии электрического поля. Из формулы электрической емкости

где d – расстояние между пластинами.

Выразим напряжение U = E · d (4); Подставим (4) в (2) и рассчитаем заряд конденсатора.

q = C · Ed = 50 · 10 –6 · 200 · 0,002 = 20 мкКл

Обращаем внимание, в каких единицах нужно записать ответ. Получили в кулонах, а представляем в мкКл.

Ответ. 20 мкКл.


Ученик провел опыт по преломлению света, представленный на фотографии. Как изменяется при увеличении угла падения угол преломления света, распространяющегося в стекле, и показатель преломления стекла?

  1. Увеличивается
  2. Уменьшается
  3. Не изменяется
  4. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждого ответа. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. В задачах такого плана вспоминаем, что такое преломление. Это изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую. Вызвано оно тем, что скорости распространения волн в этих средах различны. Разобравшись из какой среды в какую свет распространяется, запишем закона преломления в виде

где n 2 – абсолютный показатель преломления стекла, среда куда идет свет; n 1 – абсолютный показатель преломления первой среды, откуда свет идет. Для воздуха n 1 = 1. α – угол падения луча на поверхность стеклянного полуцилиндра, β – угол преломления луча в стекле. Причем, угол преломления будет меньше угла падения, так как стекло оптически более плотная среда – среда с большим показателем преломления. Скорость распространения света в стекле меньше. Обращаем внимание, что углы измеряем от перпендикуляра, восстановленного в точке падения луча. Если увеличивать угол падения, то и угол преломления будет расти. Показатель преломления стекла от этого меняться не будет.

Ответ.

Медная перемычка в момент времени t 0 = 0 начинает двигаться со скоростью 2 м/с по параллельным горизонтальным проводящим рельсам, к концам которых подсоединен резистор сопротивлением 10 Ом. Вся система находится в вертикальном однородном магнитном поле. Сопротивление перемычки и рельсов пренебрежимо мало, перемычка все время расположена перпендикулярно рельсам. Поток Ф вектора магнитной индукции через контур, образованный перемычкой, рельсами и резистором, изменяется с течением времени t так, как показано на графике.


Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.

  1. К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб.
  2. Индукционный ток в перемычке в интервале от t = 0,1 с t = 0,3 с максимален.
  3. Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре, равен 10 мВ.
  4. Сила индукционного тока, текущего в перемычке, равна 64 мА.
  5. Для поддержания движения перемычки к ней прикладывают силу, проекция которой на направление рельсов равна 0,2 Н.

Решение. По графику зависимости потока вектора магнитной индукции через контур от времени определим участки, где поток Ф меняется, и где изменение потока равно нулю. Это позволит нам определить интервалы времени, в которые в контуре будет возникать индукционный ток. Верное утверждение:

1) К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб ∆Ф = (1 – 0) · 10 –3 Вб; Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре определим используя закон ЭМИ

Ответ. 13.


По графику зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой равна 1 мГн, определите модуль ЭДС самоиндукции в интервале времени от 5 до 10 с. Ответ запишите в мкВ.

Решение. Переведем все величины в систему СИ, т.е. индуктивность 1 мГн переведем в Гн, получим 10 –3 Гн. Силу тока, показанной на рисунке в мА также будем переводить в А путем умножения на величину 10 –3 .

Формула ЭДС самоиндукции имеет вид

при этом интервал времени дан по условию задачи

t = 10 c – 5 c = 5 c

секунд и по графику определяем интервал изменения тока за это время:

I = 30 · 10 –3 – 20 · 10 –3 = 10 · 10 –3 = 10 –2 A.

Подставляем числовые значения в формулу (2), получаем

| Ɛ | = 2 ·10 –6 В, или 2 мкВ.

Ответ. 2.

Две прозрачные плоскопараллельные пластинки плотно прижаты друг к другу. Из воздуха на поверхность первой пластинки падает луч света (см. рисунок). Известно, что показатель преломления верхней пластинки равен n 2 = 1,77. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Решение. Для решения задач о преломлении света на границе раздела двух сред, в частности задач на прохождение света через плоскопараллельные пластинки можно рекомендовать следующий порядок решения: сделать чертеж с указанием хода лучей, идущих из одной среды в другую; в точке падения луча на границе раздела двух сред провести нормаль к поверхности, отметить углы падения и преломления. Особо обратить внимание на оптическую плотность рассматриваемых сред и помнить, что при переходе луча света из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду угол преломления будет меньше угла падения. На рисунке дан угол между падающим лучом и поверхностью, а нам нужен угол падения. Помним, что углы определяются от перпендикуляра, восстановленного в точке падения. Определяем, что угол падения луча на поверхность 90° – 40° = 50°, показатель преломления n 2 = 1,77; n 1 = 1 (воздух).

Запишем закон преломления

sinβ = sin50 = 0,4327 ≈ 0,433
1,77

Построим примерный ход луча через пластинки. Используем формулу (1) для границы 2–3 и 3–1. В ответе получаем

А) Синус угла падения луча на границу 2–3 между пластинками – это 2) ≈ 0,433;

Б) Угол преломления луча при переходе границы 3–1 (в радианах) – это 4) ≈ 0,873.

Ответ . 24.

Определите, сколько α – частиц и сколько протонов получается в результате реакции термоядерного синтеза

+ → x + y ;

Решение. При всех ядерных реакциях соблюдаются законы сохранения электрического заряда и числа нуклонов. Обозначим через x – количество альфа частиц, y– количество протонов. Составим уравнения

+ → x + y;

решая систему имеем, что x = 1; y = 2

Ответ. 1 – α -частица; 2 – протона.

Модуль импульса первого фотона равен 1,32 · 10 –28 кг·м/с, что на 9,48 · 10 –28 кг·м/с меньше, чем модуль импульса второго фотона. Найдите отношение энергии E 2 /E 1 второго и первого фотонов. Ответ округлите до десятых долей.

Решение. Импульс второго фотона больше импульса первого фотона по условию значит можно представить p 2 = p 1 + Δp (1). Энергию фотона можно выразить через импульс фотона, используя следующие уравнения. Это E = mc 2 (1) и p = mc (2), тогда

E = pc (3),

где E – энергия фотона, p – импульс фотона, m – масса фотона, c = 3 · 10 8 м/с – скорость света. С учетом формулы (3) имеем:

E 2 = p 2 = 8,18;
E 1 p 1

Ответ округляем до десятых и получаем 8,2.

Ответ. 8,2.

Ядро атома претерпело радиоактивный позитронный β – распад. Как в результате этого изменялись электрический заряд ядра и количество нейтронов в нем?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Позитронный β – распад в атомном ядре происходит при превращений протона в нейтрон с испусканием позитрона. В результате этого число нейтронов в ядре увеличивается на единицу, электрический заряд уменьшается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

Ответ. 21.

В лаборатории было проведено пять экспериментов по наблюдению дифракции с помощью различных дифракционных решеток. Каждая из решеток освещалась параллельными пучками монохроматического света с определенной длиной волны. Свет во всех случаях падал перпендикулярно решетке. В двух из этих экспериментов наблюдалось одинаковое количество главных дифракционных максимумов. Укажите сначала номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом.

Решение. Дифракцией света называется явление светового пучка в область геометрической тени. Дифракцию можно наблюдать в том случае, когда на пути световой волны встречаются непрозрачные участки или отверстия в больших по размерам и непрозрачных для света преградах, причем размеры этих участков или отверстий соизмеримы с длиной волны. Одним из важнейших дифракционных устройств является дифракционная решетка. Угловые направления на максимумы дифракционной картины определяются уравнением

d sinφ = k λ (1),

где d – период дифракционной решетки, φ – угол между нормалью к решетке и направлением на один из максимумов дифракционной картины, λ – длина световой волны, k – целое число, называемое порядком дифракционного максимума. Выразим из уравнения (1)

Подбирая пары согласно условию эксперимента, выбираем сначала 4 где использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом – это 2.

Ответ. 42.

По проволочному резистору течет ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения, и пропустили через него вдвое меньший ток. Как изменятся при этом напряжение на резисторе и его сопротивление?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличится;
  2. Уменьшится;
  3. Не изменится.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Важно помнить от каких величин зависит сопротивление проводника. Формула для расчета сопротивления имеет вид

закона Ома для участка цепи, из формулы (2), выразим напряжение

U = I R (3).

По условию задачи второй резистор изготовлен из проволоки того же материала, той же длины, но разной площади поперечного сечения. Площадь в два раза меньшая. Подставляя в (1) получим, что сопротивление увеличивается в 2 раза, а сила тока уменьшается в 2 раза, следовательно, напряжение не изменяется.

Ответ. 13.

Период колебаний математического маятника на поверхности Земли в 1, 2 раза больше периода его колебаний на некоторой планете. Чему равен модуль ускорения свободного падения на этой планете? Влияние атмосферы в обоих случаях пренебрежимо мало.

Решение. Математический маятник – это система, состоящая из нити, размеры которой много больше размеров шарика и самого шарика. Трудность может возникнуть если забыта формула Томсона для периода колебаний математического маятника.

T = 2π (1);

l – длина математического маятника; g – ускорение свободного падения.

По условию

Выразим из (3) g п = 14,4 м/с 2 . Надо отметить, что ускорение свободного падения зависит от массы планеты и радиуса

Ответ. 14,4 м/с 2 .

Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому течет ток 3 А, расположен в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл под углом 30° к вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?

Решение. Если в магнитное поле, поместить проводник с током, то поле на проводник с током будет действовать с силой Ампера. Запишем формулу модуля силы Ампера

F А = I LB sinα ;

F А = 0,6 Н

Ответ. F А = 0,6 Н.

Энергия магнитного поля, запасенная в катушке при пропускании через нее постоянного тока, равна 120 Дж. Во сколько раз нужно увеличить силу тока, протекающего через обмотку катушки, для того, чтобы запасенная в ней энергия магнитного поля увеличилась на 5760 Дж.

Решение. Энергия магнитного поля катушки рассчитывается по формуле

По условию W 1 = 120 Дж, тогда W 2 = 120 + 5760 = 5880 Дж.

I 1 2 = 2W 1 ; I 2 2 = 2W 2 ;
L L

Тогда отношение токов

I 2 2 = 49; I 2 = 7
I 1 2 I 1

Ответ. Силу тока нужно увеличить в 7 раз. В бланк ответов Вы вносите только цифру 7.

Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединенных, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано на верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности вы использовали при объяснении.


Решение. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса магнита и расходятся. При приближении магнита магнитный поток через виток провода увеличивается. В соответствии с правило Ленца магнитное поле, создаваемое индукционным током витка, должно быть направлено вправо. По правилу буравчика ток должен идти по часовой стрелке (если смотреть слева). В этом направлении пропускает диод, стоящий в цепи второй лампы. Значит, загорится вторая лампа.

Ответ. Загорится вторая лампа.

Алюминиевая спица длиной L = 25 см и площадью поперечного сечения S = 0,1 см 2 подвешена на нити за верхний конец. Нижний конец опирается на горизонтальное дно сосуда, в который налита вода. Длина погруженной в воду части спицы l = 10 см. Найти силу F , с которой спица давит на дно сосуда, если известно, что нить расположена вертикально. Плотность алюминия ρ а = 2,7 г/см 3 , плотность воды ρ в = 1,0 г/см 3 . Ускорение свободного падения g = 10 м/с 2

Решение. Выполним поясняющий рисунок.


– Сила натяжения нити;

– Сила реакции дна сосуда;

a – архимедова сила, действующая только на погруженную часть тела, и приложенная к центру погруженной части спицы;

– сила тяжести, действующая на спицу со стороны Земли и приложена к центу всей спицы.

По определению масса спицы m и модуль архимедовой силы выражаются следующим образом: m = SL ρ a (1);

F a = Sl ρ в g (2)

Рассмотрим моменты сил относительно точки подвеса спицы.

М (Т ) = 0 – момент силы натяжения; (3)

М (N) = NL cosα – момент силы реакции опоры; (4)

С учетом знаков моментов запишем уравнение

NL cosα + Sl ρ в g (L l ) cosα = SL ρ a g L cosα (7)
2 2

учитывая, что по третьему закону Ньютона сила реакции дна сосуда равна силе F д с которой спица давит на дно сосуда запишем N = F д и из уравнения (7) выразим эту силу:

F д = [ 1 L ρ a – (1 – l )l ρ в ]Sg (8).
2 2L

Подставим числовые данные и получим, что

F д = 0,025 Н.

Ответ. F д = 0,025 Н.

Баллон, содержащий m 1 = 1 кг азота, при испытании на прочность взорвался при температуре t 1 = 327°С. Какую массу водорода m 2 можно было бы хранить в таком баллоне при температуре t 2 = 27°С, имея пятикратный запас прочности? Молярная масса азота M 1 = 28 г/моль, водорода M 2 = 2 г/моль.

Решение. Запишем уравнение состояния идеального газа Менделеева – Клапейрона для азота

где V – объем баллона, T 1 = t 1 + 273°C. По условию водород можно хранить при давлении p 2 = p 1 /5; (3) Учитывая, что

можем выразить массу водорода работая сразу с уравнениями (2), (3), (4). Конечная формула имеет вид:

m 2 = m 1 M 2 T 1 (5).
5 M 1 T 2

После подстановки числовых данных m 2 = 28 г.

Ответ. m 2 = 28 г.

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности I m = 5 мА, а амплитуда напряжения на конденсаторе U m = 2,0 В. В момент времени t напряжение на конденсаторе равно 1,2 В. Найдите силу тока в катушке в этот момент.

Решение. В идеальном колебательном контуре сохраняется энергия колебаний. Для момента времени t закон сохранения энергий имеет вид

C U 2 + L I 2 = L I m 2 (1)
2 2 2

Для амплитудных (максимальных) значений запишем

а из уравнения (2) выразим

Подставим (4) в (3). В результате получим:

I = I m (5)

Таким образом, сила тока в катушке в момент времени t равна

I = 4,0 мА.

Ответ. I = 4,0 мА.

На дне водоема глубиной 2 м лежит зеркало. Луч света, пройдя через воду, отражается от зеркала и выходит из воды. Показатель преломления воды равен 1,33. Найдите расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды, если угол падения луча равен 30°

Решение. Сделаем поясняющий рисунок


α – угол падения луча;

β – угол преломления луча в воде;

АС – расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды.

По закону преломления света

Рассмотрим прямоугольный ΔАDВ. В нем АD = h , тогда DВ = АD

tgβ = h tgβ = h sinα = h sinβ = h sinα (4)
cosβ

Получаем следующее выражение:

Подставим числовые значения в полученную формулу (5)

Ответ. 1,63 м.

В рамках подготовки к ЕГЭ предлагаем вам ознакомиться с рабочей программой по физике для 7–9 класса к линии УМК Перышкина А. В. и рабочей программой углубленного уровня для 10-11 классов к УМК Мякишева Г.Я. Программы доступны для просмотра и бесплатного скачивания всем зарегистрированным пользователям.

Если вы собираетесь поступать на технические специальности, то физика является для вас одним из основных предметов. Эта дисциплина далеко не всем даётся на ура, поэтому придётся потренироваться, чтобы хорошо справиться со всеми заданиями. Мы расскажем вам, как подготовиться к ЕГЭ по физике, если у вас в распоряжении ограниченное количество времени, а результат хочется получить максимально возможный.

Структура и особенности ЕГЭ по физике

В 2018-м году ЕГЭ по физике состоит из 2-х частей:

  1. 24 задания, в которых вам нужно дать краткий ответ без решения. Это может быть целое число, дробь, либо же последовательность чисел. Сами задачи различного уровня сложности. Есть простые, например: максимальная высота, на которую поднимается тело массой 1 кг, составляет 20 метров. Найти кинетическую энергию в момент сразу же после броска. Решение не подразумевает большого количества действий. Но есть и такие задания, где придётся поломать голову.
  2. Задания, которые нужно решить с подробным объяснением (записью условия, ходом решения и конечным ответом). Здесь все задачи достаточно высокого уровня. Например: баллон, содержащий m1 = 1 кг азота, при испытании на прочность взорвался при температуре t1 = 327°С. Какую массу водорода m2 можно было бы хранить в таком баллоне при температуре t2 = 27°С, имея пятикратный запас прочности? Молярная масса азота M1 = 28 г/моль, водорода M2 = 2 г/моль.

В сравнении с прошлым годом количество заданий увеличилось на одно (в первой части добавили задачу на знание основ астрофизики). Всего 32 задание, которые вам нужно решить в течение 235 минут.

В этом году у школьников задач поприбавится

Так как физика является предметом на выбор, ЕГЭ по этому предмету обычно целенаправленно сдают те, кто собирается идти на технические специальности, а значит, выпускник знает, как минимум, основы. Уже исходя из этих знаний можно набрать не только минимальный балл, но и куда выше. Главное, чтобы вы готовились к ЕГЭ по физике правильно.

Мы предлагаем ознакомиться с нашими советами по подготовки к ЕГЭ, в зависимости от того, сколько времени у вас есть на то, чтобы выучить материал и прорешать задачи. Ведь кто-то начинает готовиться за год до сдачи экзамена, кто-то за несколько месяцев, ну а кто-то вспоминает о ЕГЭ по физике лишь за неделю до сдачи! Мы расскажем, как подготовиться в сжатые сроки, но максимально эффективно.

Как самостоятельно подготовиться за несколько месяцев до дня X

Если у вас есть 2–3 месяца на подготовку к ЕГЭ, то можно начать с теории, так как у вас будет время на её прочтение и усвоение. Разделите теорию на 5 основных частей:

  1. Механика;
  2. Термодинамика и молекулярная физика;
  3. Магнетизм;
  4. Оптика;
  5. Электростатика и постоянный ток.

Прорабатывайте каждую из этих тем отдельно, выучите все формулы, сначала основные, а потом и специфические в каждом из этих разделов. Также нужно знать на память все величины, их соответствие тем или иным показателям. Это даст вам теоретическую основу для того, чтобы решать как задания первой части, так и задачи из части №2.

После того как вы научитесь решать простые задачи и тесты, переходите к более сложным заданиям

После того, как вы поработаете с теорией в данных разделах, приступайте к решению простых задач, которые рассчитаны всего на пару действий, чтобы использовать формулы на практике. Также после чёткого знания формул решайте тесты, старайтесь прорешать их максимальное количество, чтобы не только подкрепить свои теоретические знания, но и понять все особенности заданий, научиться правильно понимать вопросы, применять те или иные формулы и законы.

После того как вы научитесь решать простые задачи и тесты, переходите к более сложным заданиям, старайтесь строить решение максимально грамотно, используя рациональные пути. Решайте как можно больше заданий из второй части, что поможет понять их специфику. Часто бывает, что задания в ЕГЭ практически повторяют прошлогодние, нужно лишь найти несколько иные значения или выполнить обратные действия, поэтому обязательно просмотрите ЕГЭ за прошлые года.

За день же до сдачи ЕГЭ лучше отказаться от решения задач и повторения и просто отдохнуть.

Начало подготовки за месяц до теста

Если ваше время ограничивается 30-ю днями, то вам следует выполнить следующие действия для успешной и быстрой подготовки к ЕГЭ:

  • Из вышеуказанных разделов вы должны сделать сводную таблицу с основными формулами, выучить их на зубок.
  • Просмотрите типичные задания. Если среди них есть те, которые вы хорошо решаете, от отработки подобных заданий можно отказаться, уделив время «проблемным» темам. Именно на них и сделайте акцент в теории.
  • Заучите основные величины и их значения, порядок перевода одной величины в другую.
  • Постарайтесь решать как можно больше тестов, что поможет вам понять смысл заданий, уяснить их логику.
  • Постоянно освежайте в голове знание основных формул, это поможет вам набрать неплохие баллы в тестировании, даже если вы не помните сложных формул и законов.
  • Если вы хотите замахнуться на достаточно высокие результаты, то обязательно ознакомьтесь с прошлыми ЕГЭ. В особенности, сделайте упор на часть 2, ведь логика заданий может повторяться, а, зная ход решения, вы обязательно придёте к правильному результату! Едва ли вы сможете научиться выстраивать логику решения подобных задач самостоятельно, поэтому желательно уметь найти общее между задачами предыдущих годов и текущим заданием.

Если готовиться по такому плану, то вы сможете набрать не только минимальные баллы, но и куда выше, всё зависит от ваших знаний в данной дисциплине, базы, которая была у вас ещё до начала подготовки.

Пара быстрых недель на заучивание

Если же вы вспомнили про сдачу физики за пару недель до начала тестирования, то всё равно есть надежда набрать неплохие баллы, если у вас есть определённые знания, а также преодолеть минимальный барьер, если в физике вы полный 0. Для эффективной подготовки следует придерживать такого плана работы:

  • Выпишите основные формулы, постарайтесь запомнить их. Желательно хорошо изучить хотя бы пару тем из основной пятёрки. Но основные формулы вы должны знать в каждом из разделов!

Подготовиться к ЕГЭ по физике за пару недель с нуля нереально, поэтому не уповайте на удачу, а зубрите с начала года

  • Поработайте с ЕГЭ прошлых годов, разберитесь с логикой заданий, а также типичными вопросами.
  • Попробуйте скооперироваться одноклассниками, друзьями. При решении задач вы можете хорошо знать одну тему, а они другие, если вы просто расскажете друг другу ход решения, то получится быстрый и эффективный обмен знаниями!
  • Если вы хотите решить какие-либо задания из второй части, то вам лучше попробовать изучить прошлогодние ЕГЭ, как мы описывали при подготовке к тестированию за месяц.

При ответственном выполнении всех этих пунктов вы можете быть уверены в получении минимально допустимого балла! Как правило, на большее люди, начавшие подготовку за неделю, и не рассчитывают.

Тайм-менеджмент

Как мы уже сказали, у вас на выполнение заданий есть 235 минут или почти 4 часа. Для того, чтобы использовать это время максимально рационально, сначала выполните все простые задания, те, в которых вы меньше всего сомневаетесь из первой части. Если вы хорошо «дружите» с физикой, то у вас останется лишь несколько нерешённых заданий из данной части. Для тех же, кто начал подготовку с нуля, именно на первой части и стоит сделать максимальный акцент, чтобы набрать необходимые баллы.

Правильное распределение своих сил и времени на экзамене - залог успеха

Вторая же часть требует больших затрат времени, благо, с ним у вас проблем нет. Внимательно читайте задания, после чего выполняйте сначала те, в которых разбираетесь лучше всего. После этого переходите к решению тех заданий из частей 1 и 2, в которых вы сомневаетесь. Если у вас не так много знаний в физике, вторую часть также стоит, как минимум, прочитать. Вполне возможно, что логика решения задач будет вам знакома, вы сможете решить 1–2 задания правильно, исходя из опыта, приобретённого при просмотре прошлогодних ЕГЭ.

Благодаря тому, что времени много, спешить вам не придётся. Внимательно вчитывайтесь в задания, вникайте в суть задачи, только после этого решайте её.

Так вы сможете неплохо подготовиться к ЕГЭ по одной из сложнейших дисциплин, даже если начинаете свою подготовку, когда тестирование уже буквально «на носу».

Физика - достаточно сложный предмет, поэтому подготовка к ЕГЭ по физике 2019 займет достаточное количество времени. Кроме теоретических знаний комиссия будет проверять умение читать графики схемы, решать задачи.

Рассмотрим структуру экзаменационной работы

Она состоит из 32 заданий, распределенных по двум блокам. Для понимания более удобно расположить всю информацию в таблице.

Вся теория ЕГЭ по физике по разделам

  • Механика. Это очень большой, но относительно простой раздел, изучающий движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними, включающий в себя динамику и кинематику, законы сохранения в механике, статику, колебания и волны механической природы.
  • Физика молекулярная. В этой теме особое внимание уделяется термодинамике и молекулярно-кинетической теории.
  • Квантовая физика и составные части астрофизики. Это наиболее сложные разделы, которые вызывают трудности как во время изучения, так и во время испытаний. Но и, пожалуй, один из самых интересных разделов. Здесь проверяются знания по таким темам как физика атома и атомного ядра, корпускулярно-волновой дуализм, астрофизика.
  • Электродинамика и спецтеория относительности. Здесь не обойтись без изучения оптики, основ СТО, нужно знать, как действует электрическое и магнитное поле, что такое постоянный ток, каковы принципы электромагнитной индукции, как возникают электромагнитные колебания и волны.

Да, информации много, объем очень приличный. Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по физике, нужно очень хорошо владеть всем школьным курсом по предмету, а изучается он целых пять лет. Потому за несколько недель или даже за месяц подготовиться к этому экзамену не удастся. Начинать нужно уже сейчас, чтобы во время испытаний чувствовать себя спокойно.

К сожалению, предмет физика вызывает трудности у очень многих выпускников, особенно у тех, кто выбрал его в качестве профилирующего предметы для поступления в вуз. Эффективное изучение этой дисциплины не имеет ничего общего с зазубриванием правил, формул и алгоритмов. Кроме того, усвоить физические идеи и почитать как можно больше теории недостаточно, нужно хорошо владеть математической техникой. Зачастую неважная математическая подготовка не дает школьнику хорошо сдать физику.

Как же готовиться?

Всё очень просто: выбирайте теоретический раздел, внимательно читайте его, изучайте, стараясь понять все физические понятия, принципы, постулаты. После этого подкрепляйте подготовку решением практических задач по выбранной теме. Используйте онлайн тесты для проверки своих знаний, это позволит сразу понять, где вы делаете ошибки и привыкнуть к тому, что на решение задачи даётся определенное время. Желаем вам удачи!

Привет школьникам! Итак, как подготовиться к ЕГЭ по физике? Для начала стоит выработать свой план подготовки и создать общую схему для подготовки по физике, которая сможет помочь вам написать определенный план и, после этого, уже начать готовиться к экзамену. Также вам понадобятся книги и формулы по физике и, вероятно, репетитор , который все расскажет и покажет.

Стоит начинать подготовку к ЕГЭ как можно раньше — потребуется два года для подготовки, то есть десятый и одиннадцатый класс (11 класс) – лучшее время для проведения качественного обучения. За несколько месяцев также можно суметь подготовиться к ЕГЭ по физике до какого-то уровня. Однако, если вы начнете свою подготовку за пару месяцев до начала экзамена по физике – стоит рассчитывать только на 40 баллов.

Особенно это актуально для более сложного экзамена, который будет проводиться в 2018 и 2019 годах. Однако, рекомендуется не готовиться к экзамену по физике с нуля самому, ведь заниматься решением задач по физике – это значит проявлять высшее мастерство. Кроме того – это можно сказать, настоящее искусство, выучить которое можно лишь под влиянием опытного профессионала.

Стоит учитывать то, что современная физика практически невозможна для освоения, без знания основных направлений школьной математики. В том случае, если у вас имеются пробелы в математической подготовке к экзаменам – вы должны начать заниматься и как можно скорее их устранить. Но как понять, имеются ли в вашем арсенале данные пробелы и каким образом их стоит восполнить? Это достаточно просто понять — в том случае, если вы не в состоянии самостоятельно разложить математический вектор по составляющим или выразить какую-либо величину полученную из математической формулы, либо вы не можете правильно решать уравнения – следовательно, в начале стоит заняться школьной математикой.

Также для успешной сдачи экзамена по физике вы должны уметь быстро и правильно считать в голове. Разговор идет как об умениях проводить устный счет, так и об умении использовать стандартный калькулятор. Поскольку решение множества задач ЕГЭ по дисциплине «физика» оканчивается выводом целого численного решения.

Таким образом, на экзамене вам требуется непрограммируемый стандартный калькулятор с возможностью высчитывать синусы и проводить вычисления логарифмов. Отсюда следует сделать вывод, что обычный офисный калькулятор для решений с 4 действиями – не нужен.

Лучше приобретите для себя на экзамен большой непрограммируемый калькулятор и научитесь им пользоваться на уровне автомата

Книги для подготовки

Они пригодятся вам для подготовки к экзамену. Такие книги содержат в себе множество заданий различного уровня сложности из различных областей механики, молекулярной физики, а также из сферы электродинамики и прочих областей школьной физики. Обычно книги делают в виде задачника или учебника. Если это тестовые задания по физике — то вы можете найти 3 части готового теста. Первая часть — задания с кратким ответом, далее идет вторая часть с более сложными задачами, которая подразумевает еще более длинное и развернутое обоснование ответа. Также данная часть имеет в себе задания на понимание различных законов и умение объяснять физические явления.

Еще в книгах идут трудные задания, которые требуют пояснений и анализа процессов из области физики и явлений, но могут встречаться задания и требования решить трудные задачи с многочисленными числовыми расчетами. Многие задания требуют от ученика проведения вычислений на бумаге.

На сам экзамен по физике вы можете захватить с собой линейку и небольшой непрограммируемый калькулятор, с вычислением тригонометрических функций.

Формулы для подготовки

Их несколько сотен и многие из них стоит выучить на зубок. Для того, чтобы знать формулы — необходимо посещать специализированные сайты и готовиться к будущему экзамену в том числе и на этих сайтах. Можно учить формулы по системе вместе с решением задач, а можно заниматься этим по отдельности. В любом случае, делать выбор только вам.

Также подойдут видеоуроки, направленные на знание формул.

Курсы подготовки к ЕГЭ по физике

В интернете существует огромное количество курсов, которые направлены на проведение подготовки к экзамену по физике с нуля. Рекомендуемые авторы из литературы: Яковлев, Громцева и Демидова.

Стандартные курсы по физике включают в себя:

  • Индивидуальную работу с учеником и анализ его знаний. Реальные курсы в аудитории, они могут проходить так же и в составе малой группы (5-6 человек).
  • Самая оптимальная программа для подготовки — с нуля до 80 и более баллов.
  • Занятия по физике должны проводиться в среднем 2 часа в неделю.

Только таким образом вы сможете лучше всего понять пятилетний школьный курс по физики и придти на ЕГЭ на максимуме своих возможностей.

Также курсы должны иметь в себе постоянные рабочие тренинги и методические экзамены. Данные мероприятия способны лучше всего закреплять уже пройденный материал.

Первая, вторая и третья части

Весь экзамен можно условно разделить на три части. Первая — простые задания, основанные на школьной программе. Номера с 1 по 7 — механика. Для их выполнения нужно знать основные законы и формулы (движение, всемирное тяготение, колебания), особых сложностей возникнуть не должно. Задания 8-12 связаны с термодинамикой. Школьники часто ошибаются в них, но на самом деле ничего сложного нет. Выучите уравнение Менделеева-Клапейрона и особенности разных процессов — изобарного, изохорного, изотермического, адиабатного. В номерах с 13 до 24 проверяются знания по электродинамике, квантовой и ядерной физике. Они тоже завязаны на школьной программе, выучите теорию и проблем не будет. Однако для получения 100 баллов первой части ЕГЭ по физике недостаточно. 

Вторая часть ЕГЭ по физике — три задачи повышенного уровня сложности. Тут может попасться любой раздел: механика, термодинамика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. Для решения нужно нарисовать рисунок, указать действие сил, порассуждать над происходящими процессами. В целом, при небольшой подготовке справиться с номерами можно. В третий блок выделяются задачи высокого уровня сложности. Они встречаются не в школьных учебниках, а в олимпиадах. Они базируются на программе профильного уровня, требуют долгого обдумывания и решения. Оставляйте их напоследок и не бросайте через две минуты, если что-то не получилось. Возможно, путем долгих рассуждений вы найдете верный путь. 

Советы

А теперь посмотрите несколько советов для ЕГЭ по физике. 

1. Ориентируйтесь в законах

Несмотря на то, что задачи на экзамене типовые, создатели КИМов могут подкинуть сюрпризы. Мы советуем не заучивать алгоритмы решения, а понимать их. Выучите основные законы, разберитесь в особенностях протекающих процессов, и тогда нетипичная задача не застанет вас врасплох. 

2. Выучите все формулы 

Большую часть экзамена составляют задачи, а без знания формул их не решить. Используйте любой удобный вам способ: зубрежка, мнемоническая техника, многократное решение похожих заданий. А вот шпаргалки с формулами по заданиям на ЕГЭ по физике брать не советуем. Если вас поймают — пересдача на следующий год. Конечно, вы можете написать себе шпоры (ведь во время механического письма информация запоминается лучше), но потом оставьте их дома. 

3. Побольше тренируйтесь

Как сдать ЕГЭ по физике на 100? Практика, практика и еще раз практика! Конечно, очень важно выучить основные законы и формулы, но останавливаться на этом нельзя. Начните с простых заданий из школьных задачников, затем переходите на типовые номера с ФИПИ. Последний этап — задачи повышенного уровня сложности, которые можно найти в специальных сборниках или олимпиадах прошлых лет. Практикуйтесь регулярно — и высокие баллы вам обеспечены. 

4. Начните подготовку заранее

Физика состоит из нескольких разделов, в каждом из которых очень много материала. Выучить все за пару месяцев практически невозможно. А даже если получится, вы будете безумно уставать и к моменту ЕГЭ останетесь без сил. Лучший способ сдать ЕГЭ по физике на 100 баллов — начать подготовку заранее, в 10 классе или начале 11. Так вы сможете распределить работу и спокойно учиться, оставляя время на отдых и личную жизнь.

5. Участвуйте в олимпиадах по физике

Олимпиады — отличный способ подготовиться к ЕГЭ. Задачи на них сложные, требуют не только знания формул, но и логики. Они прекрасно развивают образное мышление. Справившись с заданиями олимпиады, вы без труда решите номера высокого уровня сложности на итоговой аттестации. Еще один приятный бонус — призовое место даст автоматические 100 баллов по предмету или позволит поступить в вуз вне конкурса. 

6. Держитесь единомышленников

Учиться вместе всегда веселее. Ищите единомышленников в школе, на курсах и даже в специальных группах в социальных сетях. Вы можете вместе разбирать варианты, решать сложные задания или объяснять друг другу некоторые темы. А еще единомышленники будут опорой и поддержкой, помогут психологически подготовиться к экзамену, что тоже очень важно. Кто знает, возможно, вы не только сдадите ЕГЭ по физике на 100, но и найдете верных друзей на всю жизнь. 

7. Распределяйте время правильно

Как мы уже говорили, материал по физике внушительный. Но если распланировать подготовку, проблем не возникнет. В первую очередь оцените свои силы: сколько времени на занятия у вас есть, как быстро вы усваиваете материал. Большую часть года нужно посвятить механике и электродинамике — эти темы самые объемные, а еще большинство заданий ЕГЭ связано именно с ними. После этого займитесь молекулярной физикой, термодинамикой и оптикой — в них есть сложные моменты, но в целом, достаточно общего понимания и знания формул. С ядерной и квантовой физикой проще всего, нужно лишь выучить алгоритм решения. 

8. Начните экспресс-подготовку

Экзамены уже на носу, а вы почти не готовы? Это плохо, но не критично. При грамотном подходе и усердной работе даже в таком случае можно набрать 100 баллов на ЕГЭ по физике. План действий: 

  1. Начните изучать школьные разделы физики. В каждом из них разберитесь с основными процессами и явлениями.
  2. Составьте таблицу с главными формулами и единицами измерения. Регулярно повторяйте ее, чтобы запомнить к экзамену. Не забудьте разобрать принципы перевода одних величин в другие.
  3. Найдите сборники с задачами разного уровня сложности и решайте их ежедневно. 
  4. Разберите задания из экзаменов прошлых лет. Так вы поймете, какие типы задач встречаются и будете примерно знать, чего ожидать.

Типичные ошибки

ошибки в егэ по физикеА теперь мы разберем ошибки в ЕГЭ по физике, которые часто допускают школьники.

1. Необоснованное игнорирование записей расчетов

Многие ребята во всем полагаются на устный счет — и зря. Итоговый экзамен — это ситуация, в которой лучше перестраховаться. Даже если задача простая и решается в одно действие, выпишите рабочую формулу, впишите в нее числа, укажите единицы измерения. Так вы убережете себя от ошибки. Кроме того, не брезгуйте включать калькулятор, даже если пример очень простой. Вы потратите лишнюю минуту, зато получите 100 баллов на ЕГЭ по физике. 

2. Неумение пользоваться калькулятором

Как ни странно, многие школьники не умеют пользоваться простым непрограммируемым калькулятором (только такие можно приносить на ЕГЭ). Они привыкли к экрану смартфона, в школе и дома производят вычисления только на нем. На экзамене таких ребят ждет неприятный сюрприз: они не понимают, как работают те или иные кнопки, не знают алгоритмов сложных вычислений, да и в целом работают дольше. На время 11 класса мы советуем вам забыть про телефон и все считать на обычном калькуляторе. Со временем он станет не пыточным инструментом, а надежным помощником. 

3. Непонимание масштабов полученных ответов

Не стоит бездумно списывать ответ с калькулятора. Включите образное мышление: а вписывается ли результат в ситуацию, описываемую в задаче. Если вас просят указать затраченное расстояние, то ответ не может быть отрицательным. А если вы считаете диаметр капилляра, то число вроде 100 м должно озадачить. А еще многие забывают переводить число в нужные единицы измерения — внимательно читайте, что просят в задании.

4. Ошибки в алгебраических преобразованиях простейших формул

Какие формулы на ЕГЭ по физике чаще всего становятся причиной ошибок? Как ни странно, самые простые. Скорость, ускорение, плотность, электроемкость, закон Ома… Основные выражения школьники знают назубок. А когда надо преобразовать их (например, выразить массу через плотность и объем), начинаются ошибки. Что делать? Пишите на бумаге каждый свой шаг и постоянно перепроверяйте себя.

5. Ограниченное использование справочных материалов

Справочные материалы по физике — таблицы с различными величинами, например, плотностями, удельными теплоемкостями, константами. В них вы найдете числа, которые нужно подставить в формулу. Но в таблицах есть еще один важный момент — единицы измерения и размерности. Они помогут воссоздать формулу (например, секунда в единице измерения говорит о том, что в изначальном выражении было время). А еще можно сопоставить масштабы полученного ответа и имеющихся констант и прикинуть, правильно ли вы сделали задание. Возможно, вы убережете себя от ошибки и наберете желанные 100 баллов за ЕГЭ по физике.  

6. Отсутствие выработанной тактики поведения на экзамене

Время экзамена ограничено — всего 3 часа 55 минут. За них вам нужно выполнить все задания, проверить их и переписать в бланк ответов. Лучше всего создать алгоритм решения: поделите КИМ на блоки, в конце каждого из которых проводите проверку. Или решайте сначала все задания по одной теме — как вам удобно. Чтобы привыкнуть ко временным ограничениям, проводите собственные пробники. Ставьте таймер и проверяйте, укладываетесь ли вы в срок. 

7. Смотрите на задачу глазами ее автора

Очень важный навык, который поможет сдать ЕГЭ по физике на 100 — умение смотреть на КИМ глазами не ученика, а его составителя. Подумайте, какие знания он хотел проверить конкретной задачей, что хочет от вас услышать. Какую ошибку могут совершить те, кто невнимателен или плохо знает тему? Изучите задачу с этой позиции, и вы скорее всего выполните ее правильно. 

Предметы ЕГЭ

Как выучить физику с нуля

Следуя этим советам, вы сможете устранить пробелы и действительно систематизировать знания.

Будьте последовательны

Не стоит «перепрыгивать» с электростатики на динамику, а потом на ядерные реакции и термодинамику. Изучение физики в школе начинается с классической механики. Точнее с ее первого раздела – кинематики. Вот и начинайте изучать и повторять все заново и по порядку, раздел за разделом.

Программу подготовки к ЕГЭ целесообразно разделить на пять больших тем:

  1. Механика.
  2. Термодинамика и МКТ.
  3. Электростатика и постоянный ток.
  4. Электромагнетизм.
  5. Оптика и квантовая физика.

Ведите конспект

Просто читать учебник – не достаточно. Возьмите за правило вести краткий конспект. Например, можно разделить лист на две части: слева записывать какой-то закон в виде формулы, а справа давать краткое пояснения словами.

Вот, как может выглядеть ваш конспект:
 

Сначала теория, потом практика

Приступайте к решению задач, сначала изучив теорию. Сначала разберитесь со всеми формулами и законами из конкретного раздела, а потом уже учитесь применять их на практике. Процесс решения задач по физике можно систематизировать. Раньше мы уже специально написали памятку по решению физических задач.

Решайте как можно больше задач

Чтобы хорошо понимать физику и ориентироваться в ней, нужно решать как можно больше разных задач. Установите себе планку – минимум 10 задач в день, и не отступайте от нее. Кстати, вот разбор нескольких типичных задач по ядерной физике.

Не используйте телефон вместо калькулятора. Для нормального решения задач вам понадобится инженерный калькулятор, с функциями вычисления синуса, косинуса, возведения в степень и т.д.

Несколько сборников, которые помогут подготовиться:

  • Черноуцан А.И., «Физика. Задачи с ответами и решениями»;
  • Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., «1001 задача по физике с решениями»;
  • Официальный сайт ЕГЭ с демоверсиями экзамена.

Больше всего баллов можно получить за последние задачи экзамена. Их решение расписывается подробно и проверяется экспертом. Даже если решить задачу не получается, сделайте рисунок и распишите ход решения частично. Так можно получить за задачу хотя бы неполное количество баллов.

Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Не забывайте о математике

Знание математики на ЕГЭ по физике просто необходимо для проведения вычислений. Чтобы не было мучительно больно за неверно решенную задачу из-за ошибки в вычислениях, учите основные математические правила. Понадобиться знание тригонометрии, умение дифференцировать и брать интегралы.