Как подготовится к переводному экзамену по математике

Как подготовится к переводному экзамену по математике

ГИА: история появления, общее понятие и особенности

Государственная итоговая аттестация – понятие, которое появилось в России еще 20 лет назад. Изначально такая проверка знаний касалась только выпускников 9-х классов, носила экспериментальный характер и проводилась только в некоторых регионах страны.

На сегодняшний день ГИА – проверка знаний, которая касается выпускников не только 9-х, но и 11-х классов. Предусмотрено три формы Государственной аттестации:

  • ОГЭ  – для 9-классников;
  • ЕГЭ  – для 11-классников;
  • ГВЭ – для учеников 9 и 11 классов, имеющих проблемы со здоровьем (их ограниченные возможности должны быть подтверждены документально).

Процедура проведения ГИА регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ (после 2018 года – Министерство просвещения) от 25 и 26 декабря 2013года. Ее можно условно поделить на 6 шагов:

  • прибытие в пункт проведения;
  • проверка документов;
  • размещение в аудитории;
  • получение заданий и начало экзамена;
  • сдача работы (окончание экзамена);
  • выход из аудитории.

Экзамены проводят в несколько этапов. Это сделано для того, чтобы ЕГЭ и ГВЭ могли написать лица, ранее закончившие школу, решившие поступать в ВУЗы. ГИА можно сдать:

  1. Досрочно. Экзамены не могут быть проведены до 1 марта. Для учеников 9-х классов и тех, чье состояние здоровья не позволяет пройти проверку вместе со всеми  – после 20 апреля. Эти категории участников должны документально подтвердить необходимость досрочной сдачи экзаменов.
  2. В основной период. Испытания проходят все участники. Приблизительное время проведения – конец мая, начало июня.
  3. Дополнительно. Участники ОГЭ, получившие неудовлетворительные баллы по 2-м и более предметам, или не смогли в резервные сроки пересдать 1 или 2 предмета, могут воспользоваться такой возможностью и пройти испытание. Что касается 11-классников и лиц с ограниченными возможностями, то дополнительную возможность могут использовать те, кто не смог с 1 раза подтвердить знания по русскому язык или математике или не сумел пройти повторное испытание в резервный срок основного периода.

Даты проведения государственной аттестации публикуют ежегодно на сайтах Центров обработки информации.

Коротко о предметах ГИА, о возможности пересдачи и сроке действия результатов

Далее давайте разберемся, какие экзамены нужно сдавать после 9 и 11 класса. Они бывают:

  • обязательные,
  • дополнительные.

В обязательном порядке проводят проверку полученных знаний по русскому языку и математике (для 11-классников она может быть базовая или профильная). В качестве дополнительных предметов на ОГЭ можно выбрать любую школьную дисциплину. В список предметов, которые можно по желанию сдать на ЕГЭ, входят остальные дисциплины.

Требования к выпускникам, имеющим проблемы со здоровьем, несколько упрощены. Чтобы получить аттестат им достаточно подтвердить знания по русскому языку и математике.

Экзамен – это лотерея. Даже очень старательный ученик может растеряться и забыть пройденный материал. Чтобы подобные ситуации не лишили выпускников возможности поступить в ВУЗ, им дается шанс повторно подтвердить свои знания. Такая возможность предоставляется только в случае получения низкого балла по основным предметам. Дополнительные дисциплины можно пересдать только через год.

Чтобы воспользоваться правом и пройти повторно испытание, нужно подать заявление. При этом нельзя забывать о соблюдении сроков – не позднее, чем за 2 недели до экзамена или начала дополнительного периода.

После сдачи экзаменов 9-классники получают аттестат об общем основном образовании, возможность продолжать обучение в школе или поступить в техникум (училище или колледж). Документ действителен до момента получения следующего аттестата.

Что касается ЕГЭ, то полученные результаты дают право на поступление в ВУЗ. Их можно использовать в течение следующих 4-х лет.

Мы рассказали о том, в каких классах школы сдают экзамены, далее рассмотрим детально каждый из названных видов аттестации.

Аттестация после 9 класса: что надо знать об ОГЭ

ОГЭ – это аббревиатура, обозначающая основной государственный экзамен. Таким способом подводится итог, проверяются знания учеников, полученные за 9 лет обучения. Сдают они 4 предмета:

  • математику;
  • русский язык,
  • 2 дисциплины на выбор.

После этого ученик может продолжить учебу в школе или поступить в заведения, дающие среднее профессиональное образование. От результатов зависит, какие баллы будут выставлены в аттестате, но их, в отличие от ЕГЭ, не используют для приема в колледж, училище или техникум.

Допуск к основному государственному экзамену получают лица, которые:

  • выполнили учебный план без «хвостов» по дисциплинам;
  • сдали зачет по русскому языку (это часть экзамена, которая называется «итоговое устное собеседование по русскому языку»).

Одним из обязательных предметов ОГЭ является математика. Он делится на 2 части:

  1. Алгебра. За выполнение заданий в этом модуле нужно набрать более 6 баллов.
  2. Геометрия. Чтобы результат был засчитан, нужно получить хотя бы 2 балла.

Чтобы экзамен был засчитан, нужно набрать от 8 и более баллов.

Несколько отличается процедура сдачи экзамена по русскому языку. Задания разделены на 4 блока:

  • тесты, где надо выбрать ответ;
  • задания, в которых школьник пишет полный ответ самостоятельно;
  • сочинение;
  • изложение.

Контрольно-измерительные материалы и диск с аудиозаписью текста изложения находятся в запечатанном конверте. Его открывают перед началом экзамена на глазах у аудитории.

Дополнительные дисциплины выбираются из утвержденного списка. Перечень состоит из:

  • истории;
  • литературы;
  • обществознания;
  • географии;
  • иностранных языков;
  • информатики и ИКТ;
  • биологии;
  • физики;
  • химии.

9-класснику нужно выбрать из них две дисциплины.

Чтобы получить аттестат, достаточно набрать минимальное количество баллов по обязательным и дополнительным предметам.

О едином государственном экзамене (ЕГЭ)

Сдача ЕГЭ

Итоговый экзамен за курс общеобразовательной школы появился в России в 2009 году. После этого ЕГЭ стал единой формой проверки знаний выпускников. На основании полученных результатов вчерашних 11-классников зачисляют в высшие учебные заведения.

Мы уже говорили о том, что государственный экзамен подразумевает проверку знаний по двум основным и дополнительным предметам. Перечень дисциплин на выбор соответствует тому, который предлагается 9-классникам.

В случае успешной сдачи экзамена выпускник получает сертификат. Его срок действия ограничен – 4 года.

Для получения допуска к ЕГЭ надо:

  • не иметь академических задолженностей;
  • выполнить учебную программу;
  • успешно написать итоговое сочинение (его обычно проводят в декабре).

Экзамен по математике для выпускников несколько отличается от того, который сдают 9-классники. Существуют два уровня сложности:

  • базовый,
  • профильный.

Первый сдают те, кто не собирается поступать в ВУЗы, где нужна математика. Второй вариант выбирают 11-классники, которые планируют выбрать специальность, связанную с этой дисциплиной.

Выпускники должны выполнить задания из разных разделов дисциплины.

При сдаче профильного ЕГЭ делается акцент на разделы, которые потом будут более углубленно изучаться в высших учебных заведениях.

Какой бы уровень не выбрал выпускник, ему придется выполнять задания различной сложности.

Проверка знаний по русскому языку немного отличается от ОГЭ. Работа делится на две части. В первой выполняются тесты (в качестве ответов предоставляются несколько вариантов) и задания, на которые нужно дать короткий ответ. Далее выпускник приступает к сочинению. Так проверяется умение выражать мысли, делать выводы.

Что касается дополнительных предметов, то ограничений относительно их количества не существует. Сдавать можно любые дисциплины, которые могут понадобиться для поступления в ВУЗ. Но выпускники не обязаны проходить проверку знаний по дополнительным дисциплинам. Такое решение принимают те, кто не планирует поступать в университет.

Особенности мышления в подростковом возрасте

Как отучить ребенка от истерик?

Как правило, период сдачи важных экзаменов по математике совпадает со временем, так называемого пубертатного периода – возраста полового созревания. Начинается это «золотое время» примерно с четырнадцатилетнего возраста и связано оно с полным переосмыслением подростком себя в частности и всего своего существования в целом. Это ещё один возрастной кризис на пути взросления, и он сопровождается ощущением потери себя и тотальной социальной дезориентацией.

Тот самый период в жизни, когда человек уже и не ребенок, но в то же время ещё и не взрослый. Мальчик, ещё до конца даже не юноша, но в мечтах желающий уже быть мужчиной. Девочка, в сути своей ещё совершенно девчонка, но уже начинающая испытывать борьбу мотивов и комплексы, которые доступны пониманию только женщины.

В этом возрасте происходит то самое формирование самоуважения, и своей достойной самооценки, которые станут базой для человека на протяжении всей его жизни и именно в этот период он испытывает наибольшее давление социума. Ему постоянно будут тыкать тем, что он ещё «ничего не понимает в этой жизни», у него «нос не дорос», и вообще «мал ещё». В этот период подросток сам во всем сомневается, а тут ещё такое «сопровождение» со стороны окружающих его взрослых людей.

Основными «болевыми точками» для подростка становятся:

  1. переживания по поводу своей внешности, - угри, проблемы с весом, непропорциональное развитие тела, рост, список может быть бесконечно длинным;

  2. потребность в серьезном к нему отношении и уважении к его личности;

  3. проявление сексуальных потребностей.

В этом возрасте подросток становится совершенно другим, все его приоритеты и ценности претерпевают кардинальное изменение, и его способы реакции на окружающую действительность становятся другими. Земля внезапно «ушла у него из-под ног», картинка действительности резко меняется, опоры он ни в чем больше не видит и на это все ещё ложиться необходимость сдавать экзамены.

Наличие в этот период поддержки со стороны близких ему взрослых людей (скорее всего это должны быть родители), крайне важна для подростка. Не только в деле успешной подготовки к экзамену, но и для того, чтобы экзамен не стал ещё одной психологической травмой, которая искорежит его самооценку.

В целом, надежная психологическая помощь родителей в этот период, - залог высвобождения дополнительных ресурсов мозга подростка для успешной сдачи экзаменов. Чем меньше будут заняты его мысли вышеназванными проблемами, тем больше усилий он сможет направить на успешную подготовку и сдачу экзамена.

Правильная организация физиологии процесса подготовки и «фармакологическая поддержка» организма при подготовке к экзамену

Прежде чем подойти к интеллектуальным аспектам подготовки к экзамену по математике, необходимо будет заострить внимание на вопросах тела и физиологии подростка.

Наш разум, образно выражаясь, заключен в тело и во многом эффективность обучения зависит от «химии тела». В подростковом возрасте наблюдается резкий рост уровня половых и иных гормонов. Это «цунами» может накрывать юного индивида совершенно внезапно, начисто сбивая «настройки мозга» и унося его в область чувственного абсолютно отрывая его от математики и прочих сугубо научных дисциплин обучения.

Чтобы держать процесс под контролем в этом возрасте требуется:

  1. Соблюдение режима дня – позволяет удерживать баланс сил.

  2. Занятие любыми видами спорта – снижает уровень «свободных» гормонов и выравнивает гормональный фон.

  3. Ограничение, а перед подготовкой к экзамену, полный отказ от общения с гаджетами, - нормализует эмоциональный фон, позволяет «включить» отделы головного мозга, отвечающие за обучение.

  4. Поддержка организма БАДами (биологическая активная добавка), минералами и витаминами – компенсирует недостаток энергии и предохраняет от проблем со здоровьем.

На последнем пункте следует остановиться подробней. В ХХI веке реальность сложилась таким образом, что современные продукты, в частности фрукты и овощи, в угоду прекрасному товарному виду, совершенно обеднели в плане витаминов и минералов. Повышение умственной нагрузки при подготовке к экзамену влечет за собой увеличение потребления энергии мозгом, который может забирать на себя до 20% всей энергии человека. Почерпнуть энергию из обычной пищи в достаточном количестве сейчас, увы, не реально. На помощь приходит фармакология.

Для сохранения эффективной работоспособности и поддержании организма подростка в период усиленных умственных нагрузок можно назвать три базовых БАДа очень желательных к употреблению:

  1. Мультивитамины.

  2. Витамин D3.

  3. Полиненасыщенные жирные кислоты Omega 3.

Мультивитамины необходимо подбирать исходя из возраста подростка и с учетом стран – производителей. Лучшими по критериям в отношении требований к качеству этой продукции остается США, далее идут страны Евросоюза, 50 на 50, в плане качества, и требований к нему представлена продукция Российских производителей и совсем «темной лошадкой» является продукция Китая. Цены распределены таким же образом, то, что качественнее обойдется дороже, решение остается за взрослым. Других способов поддержания на необходимом уровне баланса витаминов и минералов в организме человека на сегодняшний день нет.

витамины подросток.jpg

Витамин D3 – несмотря на название, в большей степени является не витамином, стероидным гормоном. Перечисление всех его полезных качеств займет слишком много места. Достаточно упомянуть, что в деле подготовке к экзамену он возьмет на себя поддержание в рабочем состоянии центральной нервной системы, выравнивание гормонального фона, нормализует работу сердца и сосудов.

Omega 3 – являясь незаменимой, т.е. она может быть получена только с пищей и не вырабатывается организмом. Omega 3 необходима человеку начиная с эмбрионального развития. С пищей, в силу все тех же причин наступления эры «пластиковых продуктов», человек ее недополучает.

Не утомляя читателя длинным списком полезных качеств следует упомянуть лишь о том, что наш мозг состоит на 60 % из жиров и помимо прочего Omega 3 способствует нормализации тока крови, в том числе, в структурах мозга. Это обеспечивает хорошую память и ровный эмоциональный фон.

Принципы правильной организации подготовки к сдаче экзамена по математике

Начнем рассмотрение этого вопроса с общих установок. Как вообще научиться чему угодно?

Любое знание складывается у человека при достижении определенной «критической массы» информации полученной им по предмету. Настойчиво и целенаправленно читая, слушая и заучивая формулы, результат, - в определенный момент времени произойдёт качественный «скачок» в области понимания предмета.

Сравнить это можно с собиранием картинки из пазлов. Открывая, произвольно пазлы и изначально будет, ничего непонятно, но на определенном этапе сложиться один элемент картины (допустим, появится глаз), далее, отталкиваясь от него, процесс сбора пазлов пойдет все быстрее и быстрее. Тот же принцип действует и при подготовке к сдаче экзамена. Сначала просто, всеми способами, следует изучать вопросы билетов. На каком-то моменте критическая масса информации будет достигнута и пойдет осознанное понимание математики.

Ричард Филлипс Фейнман лауреат Нобелевской премии по физике, один из «отцов» атомной бомбы и талантливый педагог сформировал три основных этапа в обучении принципиально всему. Раскрыты в его книге «Радость познания». 

  1. Изучить материал и осознать его. После того, как возникнет ощущение осознанности, попытаться объяснить, то, что понял (участие взрослого в качестве слушающего объяснение обязательно). При этом объяснять и показывать на примерах решения задач нужно стараться в максимально доступной форме, доступной даже ребенку.

  2. Если при объяснении происходит «сбой», когда объясняющий подросток пытается рассказать в доступной форме порядок решения или смысл формулы и натыкается на сложности для изложения материала, то надо зафиксировать этот момент. После чего вернуться к этому месту в учебнике и снова попытаться осознать суть этих действий, либо определения или теоремы и т.п.

  3. После того как объяснение удалось, отложить конспекты и учебники и попытаться рассказать вслух ответы на билеты дополняя свой рассказ решением соответствующих задач. Рассказывать можно без слушателя, но вслух обязательно. Без опоры на тексты, просто озвучить то, что, кажется как понятое. Связь между вербальным изложением и усвоенным сознанием очень сильна. Если рассказ не удался, значит, следует вновь вернуться к материалу для лучшего понимания вопроса.

Именно таким образом можно подготовиться к любому экзамену, и изучить любую отрасль человеческой деятельности. Химию, физику, музыку и медицину, всё, что пожелаешь.

Важные специфические особенности подготовки к экзамену по математике

Depositphotos_112123354_s-2019.jpg

  1. Участие в уроке и выполнение домашних заданий. При соблюдении этого условия не составит труда к каждому пункту билета подобрать типовые задачи из своей тетради или учебника. Наличие такого списка упростит расчет времени на подготовку при сдаче билета и распределение нагрузки.

  2. Изучая теоремы и формулы не следует, откладывать этот вопрос, чтобы не накапливать «долгов». Для лучшего запоминания и усвоения материала следует применять различные способы: схемы, графики, таблицы, карточки и т.п.

  3. Внимательно следить за работой в классе и детально записывать ход решения задач. Если смысл не уловлен, следует тоже сделать дома. Чем больше выполнено типичных примеров, тем выше вероятность усвоения алгоритма решения на «автомате».

  4. Не стоит бояться спрашивать учителя, если что-то непонятно. Заинтересованность предметом всегда найдет отклик у учителя и в выгодном свете представит самого ученика. Помимо квалифицированной консультации есть шанс получения помощи от педагога на самом экзамене.

Подготовка к экзамену с репетитором

Репетиторы не любят брать учеников накануне экзаменов. Экспресс обучение требует не только блестящего владения методиками подачи теоретического материала, но и умения втиснуть в сжатые временные рамки весь спектр типовых задач с возможными вариантами.

Как готовиться к экзамену по математике

Чтобы потом не было мучительно больно, по объявлениям репетитора лучше не искать. По-настоящему хороших преподавателей передают "из рук в руки". Если через друзей и знакомых никого не нашли, стоит поискать в том вузе, куда собираетесь поступать. Как вариант, поговорить с педагогом подготовительных курсов. Он наверняка знает, какие требования предъявляются, с какими трудностями предстоит столкнуться на экзаменах.

Сначала репетитор вас обязательно протестирует, определит уровень знаний. Именно от этого будет зависеть интенсивность занятий. Количество занятий - как правило, по два-четыре академических часа от трех раз в неделю. Этим подготовка, естественно, не ограничится. После каждого урока вам будут давать домашние задания. Они, поверьте, потребуют колоссальной усидчивости!

Опытный репетитор обязательно учитывает специфику не только вуза, но и конкретного факультета. Например, при подготовке на физфак МГУ такие темы, как интегралы, векторы, производные не затрагиваются - их нет в экзаменационных билетах.

+ Преподаватель из вашего вуза не только натаскает на определенные задачи, но и объяснит, как оформить экзаменационную работу и избежать формальных придирок и снижения оценки.

- Услуги репетиторов часто предлагают студенты и аспиранты. Их гонорары выгодно отличаются от гонораров солидных преподавателей, а соблазн сэкономить всегда велик. Действительно, молодые люди могут отлично знать математику, но… вряд ли они владеют методиками оказания "скорой помощи". А вы нуждаетесь именно в этом! Если решили искать поддержку у репетитора, помните: в вашем случае групповые занятия исключены. Нужен только персональный тренер.

Подготовительные курсы по математике

Краткосрочные подготовительные курсы существуют во многих вузах. Сроки обучения варьируются от одной недели до трех месяцев. Есть форма очная и заочная. На последней останавливаться не будем - она годится только для очень целеустремленных молодых людей с высоким уровнем самоконтроля и хорошими базовыми знаниями.

Бесплатно
Абитуриент-2006 может бесплатно подготовиться к математике на дистанционных подготовительных курсах факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ. Бесплатно, потому что пока эти курсы работают в тестовом режиме. Учебный план отсутствует - разработчики курса отмечают, что материал может быть освоен в разные сроки: от года до одной-двух недель, все зависит от вашей подготовки. Курс разбит на уроки, каждый из которых состоит из трех блоков: теоретического, для самостоятельной работы и контрольного. Пользователи могут пройти тест - правильный ли выбрали вариант ответа, станет известно сразу. Для более тщательной проверки знаний существует контрольная работа, которую оценивает преподаватель.
На дистанционных курсах ВМиК МГУ пока отсутствуют контроль виртуальной посещаемости и консультации преподавателей. Но это отчасти компенсируется подходом к решению предлагаемых задач. Вам предложат задачу, покажут несколько путей ее решения и поэтапно будут давать подсказки, которые приведут к правильному ответу. Авторы курса полагают, что такая подготовка универсальна. На его основе вы сумеете пройти конкурсное испытание по математике в любом вузе.

На двух - трехмесячных курсах придется выполнять домашние задания и писать контрольные работы. Не прогуливайте занятия. Пропустите больше трети - до итоговой контрольной не допустят и документа об окончании курсов не дадут. Одно - двухнедельный интенсив не предполагает домашних заданий, опросов и комментариев. Только задачи - в очень быстром темпе.

+ Занятия ведут преподаватели вуза (или даже факультета). Вы будете решать те задачи и теми способами, которые пользуются "любовью" в этом институте.

- Об индивидуальном подходе не может быть и речи. Курсы вряд ли помогут, если с математикой знакомы поверхностно.

Онлайн-курсы по математике

Дистанционные курсы - новая форма подготовки к экзаменам. Но пока они доступны только тем, у кого есть дома интернет. Если с самодисциплиной у вас все в порядке с самодисциплиной, смело приступайте к занятиям.

РГУ нефти и газа им.Губкина предлагает четырехмесячный курс подготовки к математике. Он состоит из двух разделов: теоретического и практического. Первый - методическое пособие, в котором перечислены все важные темы, дается теоретический материал и рекомендации к решению задач. В практическом содержатся контрольные задания. Вы их выполняете, преподаватели проверяют и выставляют оценку.

- Абитуриент лишен контакта с преподавателем, а значит, оказывается один на один с трудным материалом. Нет учебного плана, консультаций и разъяснений. Контроль виртуальной успеваемости полностью отсутствует, что, несомненно, расхолаживает.

На химическом факультете МГУ к дистанционной подготовке подошли гораздо серьезнее. Экспресс-курсы рассчитаны на 13 недель. Математика разбита на 13 тем. По каждой вы получите список учебников, рекомендованных преподавателем, электронный учебник, посвященный методам решения задач, тесты и контрольные работы.

+ По каждой работе проводятся виртуальные консультации. Правда, не более трех на каждую контрольную. Авторы курса говорят, что этого вполне достаточно для успешной подготовки в вуз.

Большое значение на курсах придают дисциплине. Контрольные должны быть выполнены в срок и отправлены на проверку. Преподаватель оценит ваш труд и вернет с комментариями. Если более трех раз подряд не сдадите вовремя работу, с курсов отчислят и деньги не вернут. Хотя по-прежнему будете иметь доступ к учебным материалам, контакты с преподавателем прекратятся.

Письменная контрольная работа в аудитории

Такая форма отчётности распространена у студентов-заочников, которым предлагается билет с несколькими практическими заданиями (обычно 4-6 штук). Тут всё просто. Берём листок бумаги и пишем задачи, которые ожидаются, например, на экзамене по высшей математике:

1) Решить задачу по аналитической геометрии;
2) Выполнить действия с матрицами;
3) Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера;
4) Вычислить предел;
5) Найти производную;
6) Исследовать функцию и построить её график.

Пункт №6 сразу получает низший приоритет – это слишком длинное задание, в котором нужно знать и уметь много чего. Пункт №1 из той же оперы: различных задач по АнГему много, и освоить всю программу (если у вас было 2,5 занятия) – нереально.

Итак, всё длинное, сложное, «ресурсоёмкое» помещаем в конец очереди.

Это вообще фундаментальное правило.

Теперь приступаем к изучению тех тем, которые осваиваются быстрее всего. Это Пункты №№3, 2, 5, и чуть больше времени уйдёт на Пункт №4. Но здесь есть ещё такой момент: некоторые задания могут оказаться трудными ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Так, например, некоторым проще даются пределы, а некоторым производные. В этом случае следует понизить приоритет «проблемной» темы. Попросту говоря,

если начинается какой-то «затык», то спокойно пропускаем задачу и переходим к следующей

В условиях ограниченного времени это непреложное тактическое правило!

Если осталось время, смотрим на задания №1 и 6, но, повторюсь, качественно их освоить нереально. Помочь здесь может время (которого нет) или предэкзаменационные занятия, где преподаватель разбирал какие-то конкретные геометрические задачи. В этом случае есть смысл уделить время именно этому типу задач.

Кто хочет быстро подготовиться по озвученным темам может воспользоваться вышеприведёнными ссылками, ну а мы продолжаем:

«Классический» экзамен с билетами

Билет такого экзамена, как правило, включает в себя первое второе и компот два теоретических вопроса и практическое задание.

Как у вас дела с практикой по предмету? Если плохо, то это плохо; в различных статьях я неоднократно подчёркивал, что практические задания – это мощная «линия обороны», которая может здОрово выручить, если вы отчаянно «плаваете» в теории. Впрочем, тут уже нет времени что-либо изменить, и поэтому мы начинаем предварительный просмотр теоретических вопросов, пусть их будет 50 штук. Но просматривать мы их будем не просто так – берём лист бумаги, расчерчиваем его на три колонки и пишем заголовки: «лёгкие вопросы», «средние», «плохие». Сделайте это прямо сейчас! Есть? Отлично!

Каждый вопрос изучается по следующей схеме:

Сначала выделяем центральное понятие, читаем его определение и сами себе отвечаем на вопрос: что это такое? Или кто. Пусть это будет, например, кошка. Ваша задача состоит в том, чтобы ПОНЯТЬ: кто такая кошка? И ни в коем случае не нужно пытаться что-то запомнить – здесь важно ОСОЗНАТЬ существенные признаки, которые однозначно определяют именно кошку. Ну вот, кстати, первое предложение из указанной по ссылке Вики-статьи мне сразу не нравится (на момент просмотра мной этой статьи):

«Кошка, или домашняя кошка (лат. Félis silvéstris cátus) – домашнее животное…» – во-первых, кошки бывают не только домашними, и, во-вторых, не все домашние животные – кошки.

Прежде всего, здесь следует сказать:
Кошка – это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных (отвечаем на вопрос КТО это такая?) и только потом говорим о том, что, как правило, это животное-«компаньон» человека.

Далее пробуем осознанно воспроизвести определение вслух. Ничего страшного, если получится неточно и «своими словами». Даже если на экзамене вы только и вспомните, что «Кошка – это животное, у которого есть усы и хвост», то преподаватель начнёт «вытягивать» из вас определение наводящими вопросами: к какому классу, семейству, отряду относится это животное.

Кстати, классу млекопитающих, семейству кошачьих и отряду хищных, скорее всего, посвящены 3 других теоретических вопроса. Вот почему очень важно просмотреть ВСЕ вопросы и разобраться в их ключевых понятиях. А ещё потому, что незнание ключевых понятий курса просто «выбешивает» преподавателей, и во многих случаях это автоматический «неуд».

После того, как мы разобрались с понятием Кошки, бегло просматриваем основные кошачьи особенности, классификации, теоремы и другие важные вещи.

Следует отметить, что в точных науках это сделать сложнее – по той причине, что здесь меньше «пространства для манёвра», а стало быть, определения, теоремы придётся ОСОЗНАВАТЬ точнее ;) Хотя, определение той же производной тоже можно дать не единственным способом и тоже своими словами.

На всё про всё тратим около 5 минут и записываем название вопроса в наш контрольный листок, например, в колонку «Лёгкие вопросы», после чего переходим к изучению следующего вопроса.

Уже через несколько часов вы будете что-то знать по каждому вопросу экзамена!

И это ценно ещё тем, что на экзамене, скорее всего, зададут дополнительные устные вопросы, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в теме.

И ещё раз подчёркиваю – никакой «зубрёжки»! А в точных науках это вообще величайший грех, и у студента, который хотя бы пытается что-то сообразить, сформулировать, вывести – гораздо больше шансов, чем у того, кто идеально, но бездумно вызубрил все лекции.

Итак, пусть в результате предварительного анализа у нас получилось 10 лёгких, 25 обычных и 15 сложных вопросов.

На следующем этапе

начинаем прорабатывать эти вопросы детальнее. Но опять же не просто так: для каждого вопроса, а ещё лучше билета с 2 вопросами составляем на отдельном листке конспект-«крокодил», в который записываем и снова осознаём основные определения и пункты того или иного вопроса. Причём, если вам что-то не понятно по «гуманитарной части», то это лучше пропустить – это лучше, чем бездумно «ляпнуть» об экзистенциализме кошачьего бытия, после чего вас «уложат на лопатки» (помним, что непонимание – грех!). Но вот в точных науках непонятные вещи в конспект включаем – есть шанс, что разберётесь в них (хотя бы частично) прямо на экзамене.

С каких билетов начать? Конечно с лёгких, которые содержат лёгкие и «средние» вопросы. Если времени совсем в обрез, то готовим «легчайшие» билеты, тут уж сколько успеете. С «плохими» билетами возиться вообще нет смысла, их бегло и в общих чертах просмОтрите перед экзаменом

Особая ценность такой подготовки состоит в том, что она выполняется собственноручно. Не нужно недооценивать механическую память – многое запомнится! И быстро вспомнится, если вам удастся хотя бы на пару минут заглянуть в заготовленный «крокодил».

Кстати, по этой причине крайне не рекомендую делать шпаргалки в Вёрде, что-то записывать на диктофон или использовать другие достижения прогресса. Только собственная голова, собственные руки и собственные ноги – чтобы смочь уйти на них с экзамена =)

Ещё одна популярная форма зачёта или экзамена – это