Как подготавливаться к экзамену по обществознанию

Как подготавливаться к экзамену по обществознанию

С чего начать подготовку к егэ по обществознанию: что мешает набрать высокие баллы

Начать подготовку к обществознанию с нуля непросто. Велика вероятность уйти не туда и наделать ошибок, которые убьют все ваши старания и потуги. Сольют их и уведут не туда.

Изучать только лишь теорию по справочнику или учебнику — первая и самая главная ошибка, которую можно допустить. Давайте разберемся почему и как устроен ЕГЭ по обществознанию. Статья большая, но ее прочтение того стоит. Так что удели ей 15 минут своего времени и перестань готовиться бездумно, просто сливая свое время в трубу.

Для начала нужно разобраться с сутью проблемы, почему именно этот, вроде бы простой предмет, по стране сдают просто ужасно.

Часть первая. Секрет низких баллов ЕГЭ по обществознанию

Из года в год экзамен по обществознанию убивает надежду сотен тысяч выпускников на успешное поступление.

При всей кажущейся простоте этого предмета, каким его подают тебе учителя — сдают его из рук вон плохо. А все их советы до похожи на способы решения проблем кота Сэлема.

Что же мешает набрать высокие баллы?

  1. Подготовка начинается с мыслей: «Да там про жизнь, как-нибудь сдам». Эту же мысль поддерживает львиная часть учителей до первого пробника, который, в лучшем случае, проходит после нового года. Там уже становится понятно, что экзамен ничерта не про жизнь и дальше начинается горе-подготовка.

    После попытки загуглить решение проблемы человек приходит к справочнику Баранова или репетитору, который дает так же перепечатанный (в лучшем случае) материал с этого справочника. Вы получаете установку: якобы материал из него надо выучить и все будет хорошо. Но нет — не прокатывает. Именно так рождается средний по стране результат в 53 балла.

  2. Процесс обучения обществознанию в школе ужасен. Открыв учебник, непонятно, зачем существует предмет, как изучать материал из него и как применять. А многообразие лишних фактов и терминов, расписанных, вроде бы для пятиклассника обычной школы, заумным языком — вводит в ужас. …

    Это отбивает заинтересованность ученика к событиям, происходящим в мире; боязни философии как науки и тотальной правовой безграмотности. Приводит к боязни экономики, взаимодействия с госструктрами. Так же это отбивает любовь к чтению НЕхудожественной литературы, полному незнанию биографий великих людей.

    Без грамотного преподавателя или долгой и основательной подготовки самостоятельно, попутно набивая шишки, разобраться в многообразии текста «ни о чем» просто невозможно — это просто «вода». Понимания это чтение учебника или просмотр видеоурока не дает.

    Откройте любой учебник по обществознанию, прочитайте главу из него и попробуйте решить тест ЕГЭ по теме. У вас это плохо получится лишь потому, что в школах, большинстве курсов подготовки даже не объясняют, что такое аспект, смысловое ядро. Оставляя это за кадром в обучении — ученик с отвращением смотрит на предмет, забивает и в итоге он здесь. И он не один, таких сотни тысяч по всей стране.

  1. Онлайн-курсы на YouTube-каналах, группах ВКонтакте и паблики в Instagram, на которые ты уже точно подписался, подойдут только для повторения или закрепления материала. Если ты готовишься с НУЛЯ — просто утонешь в информации, она поглотит тебя. Вебинары, паблики с конспектами и ролики с объяснением тем просто пересказывают учебник, возможно даже более простым языком, чем в книжке. Но есть одно но: они не учат применять знания, пользоваться ими и поэтому, если ты не имеешь в запасе двух-трех лет для набивания шишек — приведут к низким результатам при подготовке за год. В итоге, ученики, отказываются от идеи сдачи экзамена или получают крайне низкий результат на экзамене.

Проверь мои слова сам

Ведь главное — это не прочитать и кивнуть головой, а получить свой личный опыт, который ценнее сотни прочитанных книг.

Перед тобой первый видеоурок в выдаче YouTube по запросу «Политический процесс и участие. Обществознание. ЕГЭ»

Твое первое задание следующее. Посмотри видео, а потом попробуй выполнить тест на РЕШУЕГЭ по этой теме. Уверен, результат тебя обескуражит, если ты новичок и с обществознанием на «Вы».

Начать тест

Ну что, как результаты? Пройди опрос и расскажи нам о своих успехах.

Пройти опрос

Справился с задачей?

В следующей части мы поговорим о том, какие шаги понадобится пройти, чтобы изучать материал правильно, без зубрежки и с результатом.

Продолжить подготовку

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информациюКак подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информациюКак подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/ege-novishok/s-chego-nachat-podgotovku-k-ege-po-obshhestvoznaniyu-poshagovaya-instruktsiya.html

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию

За несколько недель до ЕГЭ школьники вспоминают, что пора готовиться. Те же, кто посещает курсы по подготовке к ЕГЭ, усиленно занимаются почти год. При выборе предметов для сдачи экзаменов учащиеся отмечают обществознание, считая его легким предметом, но подготовка к ЕГЭ по обществознанию требует хорошей ориентации по 6 или 7 смежным предметам, о чем никто не задумывается.

Как правильно подготовиться к обществознанию

Для подготовки к аттестации по предметам, нужно ежедневно учиться.

При этом специалисты рекомендуют разработать систему подготовки как минимум за год, чтобы на майские праздники, когда родители отдыхают, а ребенок неожиданно вспоминает, что скоро экзамены, а в голове «сквозняк», неприятная ситуация не возникла. Хватаясь за все предметы сразу, нужного результата добиться за короткий срок невозможно, даже если учиться придется по 20 часов в сутки.

В обществознание входят такие предметы, как:

  • культурология;
  • политология;
  • правоведение;
  • социология;
  • философия;
  • экономика.

Каждый из перечисленных предметов изучался школьником в разные года обучения, поэтому бывает, что сразу материал вспомнить тяжело. Подготовка к ЕГЭ должна проходить сознательно и сосредоточенно.

Чтобы упростить задачу и запомнить весь багаж требуемых знаний, рекомендуется разделить количество страниц в полном справочнике по подготовке к аттестации на число дней, которые остались до экзамена.

Например, в книге 500 страниц, а до ЕГЭ осталось 250 дней. Простое математическое вычисление показывает, что в день ученик должен штудировать по 2 страницы печатного подготовительного материала.

Чтобы не заучивать все 7 предметов, нужно начинать подготовку постепенно и повторять вначале сложное, например, экономику.

После этой дисциплины специалисты рекомендуют приступать к праву, потому что предмет написан сухим языком и требует от школьника большой концентрации внимания для запоминания терминов и формулировок.

Изучение Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов по ФИПИ облегчат процесс сдачи ЕГЭ.

Заканчивать подготовку можно оставшимися предметами из списка. Например, философия или социология весной запоминаются легко и быстро. К тому же эти дисциплины не требуют сильной концентрации и копания в терминах.

Специалисты рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда ученик будет записывать все формулировки, выражения и понятия. Туда же можно параллельно заносить и вопросы, которые при случае зададутся учителю или репетитору. Не нужно бояться спрашивать, потому что вопросы — это нормальная реакция человека на изучение чего-то нового или в облегчении понимания предмета.

Если при прочтении параграфа покажется, что материал понятен почти, то тут лучше остановиться и повторить прочитанное несколько раз. Специалисты считают, что недопонимание темы повлечет за собой возможный провал на ЕГЭ.

Те, кто не считает нужным ознакомиться с материалом, выложенным на сайте ФИПИ, совершают ошибку. Организация в большинстве случаев составляет тесты по материалам прошлого года. Кроме этого, стоит ознакомиться с видеоматериалами образца и порешать их.

Облегчит подготовку и закрепление знаний участие в школьных олимпиадах. Несмотря на неуверенность в собственных силах, навыки, полученные в таких видах мозговых соревнований, окажут положительный эффект при написании ЕГЭ.

Выбор эссе должен основываться на знаниях и предпочтениях ученика. Подбирая термин древнегреческого философа, нужно понимать, что вряд ли он имел в виду современное значение слова. К дате аттестации у ученика должно быть проработано 20-25 вариантов эссе.

Готовясь, нужно выполнять все тесты последовательно, не перескакивая. Так материал лучше усвоится, и сработает психологический фактор, когда, получив билет, кандидат не начнет волноваться, а будет спокоен и рассудителен.

Специалисты отмечают, что поход к репетитору для подготовки тем обществознания, посещение курсов в обучающих организациях или поход на дополнительные занятия к школьному преподавателю, облегчат подготовку к ответственному моменту. Кроме этого, нужно внимательно прочитать требования и инструкцию по проведению и сдаче экзамена.

Какие темы охватывают задания?

Темы по ЕГЭ предмета «Обществознание» включают в себя вопросы по 6 или 7 школьным дисциплинам, изучаемым в классах средней и старшей школы. При прохождении экзамена нужно уметь анализировать, рассуждать, выбирать, пояснять и высказывать в письменной форме собственное мнение. Кроме этого, кандидат должен обладать понятным слогом и литературно изъясняться.

Тесты по предмету включают в себя 2 части. В первой есть 20 заданий, максимальный балл за правильное и своевременное выполнение которых составляет 35. Второй раздел состоит из 9 тестов, где можно набрать 30 баллов.

Ответы на первую часть считаются базовым уровнем знаний. Они включают в себя вопросы по культуре, истории, социологии, праву или философии. Кроме этого, есть задание по экономике, где учащийся должен проанализировать график по таким темам, как:

  • закон спроса и предложения;
  • здержки производства;
  • кономические циклы.

Могут присутствовать диаграммы со статистическими показателями. В таких тестах тоже нужно проанализировать вопрос и выбрать ответ.

Задания с 21 по 29 составляют тесты второй части. Тут школьнику придется отвечать на вопросы, давать определения терминам и составлять с ними предложения, приводить примеры функций или критериев.

В задании № 28 ученику придется составлять план, тезисы которого не должны иметь фактических ошибок и полностью раскрывать тему.

Последней и самой волнующей частью проверки знаний по обществознанию является эссе, которое записывают в задание № 29.

Какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение?

Специалисты отмечают, что за годы проверок аттестационных работ пришли к выводу, что кандидаты в большинстве своем плохо ориентируются в правовой и экономической части. Половина ошибок приходится на темы:

  • «органы государственной власти»;
  • издержки производства»;
  • юридическая ответственность».

Во второй части тестов вызывает сложность эссе по обществознанию, которое ЕГЭ включает в себя всегда. Происходит это потому, что учащиеся предпочитают заучивать уже готовые варианты, массово предлагаемые в интернете. Такой подход не указывает на то, что кандидат понял тему, о которой пишет. Кроме этого, проверяющие умеют отличать собственные мысли школьника от заученных и отточенных.

Анализ выполнения заданий части 2

Тренируясь выполнять экзаменационные тесты, нужно обратить внимание на ряд рекомендаций, которые дают специалисты при рассмотрении работ. Ошибки допускаются в:

  • структурировании;
  • выражении мыслей;
  • актуальности данных;
  • языке написания;
  • оформлении.

При составлении планов или написании эссе нужно излагать мысли структурированно и последовательно. Пункты плана не должны «скакать» в понятиях. Писать о том, что спрашивают, нужно собственными словами и терминами, которые запомнились при подготовке, а не пользоваться бездумной зубрежкой.

Ошибки допускаются в актуальности данных, если ученик не заглядывал в новые буклеты по подготовке и не заходил на сайт ФИПИ. Чем меньше в задании заумных выражений и формулировок, тем больше вероятность одобрения работы комиссией и получения высокого балла за всю работу.

Правильное оформление 2 части ЕГЭ по обществознанию

Вторая часть тестов по обществознанию считается заданиями повышенной сложности. Тут нужно постараться не допускать ошибки и правильно оформить работу. Все 9 пунктов требуют от ученика ответов в развернутом виде.

Например, в задании № 21 выделяют явную информацию, а № 22 — применяют текст в заданном критерии.

В задании № 23 нужно характеризовать, объяснить или конкретизировать понятие, № 24 ЕГЭ «Обществознание» 2 часть — аргументировать или формулировать суждения по тексту.

Задание № 25 потребует разбираться в теме и давать определения, а № 26 — приводить примеры. № 27 — это решение задач одной из социальных проблем, а № 28 — требует составить план. Чтобы правильно оформить эссе в последнем задании, нужно связать воедино смысл, теорию, рассуждения и выводы.

Подготовка на курсах или с репетитором поможет учащемуся пройти испытание ЕГЭ. Чем раньше школьник начнет готовиться, тем выше вероятность набора 65 баллов по предмету.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

Источник: https://unikum.rudn.ru/blog/kak-podgotovitsya-k-sdache-ege-po-obshchestvoznaniyu

8 правил для подготовки к ЕГЭ

Уже совсем скоро выпускникам школ предстоит сдача ЕГЭ. Именно сейчас необходимо мобилизовать все свои силы и настроиться на высокий балл. Несмотря на то, что в сети интернет дается очень много информации на этот счет, преподаватели советуют не оставлять подготовку на последнюю неделю, а тем более, перед самими экзаменами. Если придерживаться всего 8-и правил, то выпускник сможет с легкостью преодолеть этот трудный период в своей жизни.

1. Ставим цель

Очень важно для выпускника школы определиться с выбором его будущей профессии. В этом и заключается основная цель, для достижения которой нужно поступить в вуз и получить диплом. 

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

Но без ЕГЭ никак не обойтись. Преподаватель русского языка и литературы Ольга Жовтонога говорит, что готовиться лучше всего начинать после 9 класса.

С мнением коллеги полностью согласна Ирина Корягина — учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ по обществознанию. По ее мнению начинать готовиться к экзамену надо в 10-м классе. За полгода до ЕГЭ нужно заняться выполнением отдельных заданий повышенной сложности, и при этом не следует затрагивать содержание курса. Такой способ подготовки в идеале подходит одаренным школьникам.

2. Оцениваем силы

Ольга Жовтонога считает, что когда есть цель, и нет сомнений, значит, настало время оценивать свои силы.

Начинать подготовку необходимо с тех предметов и тем, к которым у ученика присутствует неуверенность. Но бывают ситуации, когда обращение к репетитору просто необходимо.

Например, недостаточный уровень знаний, полученных на уроках, либо нужно повысить баллы до 90-100, которые нужны для поступления.

Обращаться к репетитору при выборе определенного предмета советует Ирина Корягина. 

Современная школьная программа не дает возможности достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ по другим предметам, кроме математики и русского языка.

3. Отбросить лишнее, но не в ущерб остальным предметам

Конечно же, следует все внимание сконцентрировать на предметах, выбранных для сдачи экзамена. Но опытные преподаватели напоминают, что не следует забывать и об остальных уроках, которые входят в школьную программу. Учиться нужно обязательно! Ирина Корягина предупреждает, что никто не может знать, какие знания понадобятся в жизни. Самое главное делать все по уму. 

Если, например, школьник выбрал гуманитарную специальность, то ему уж точно не нужно тратить чересчур много времени на подготовку к завтрашнему уроку по биологии. 

4. Правильно создаем рабочее место

В привычном понимании рабочее место школьника должно представлять собой стол, заваленный многочисленными учебниками и мобильный телефон рядом на случай, вдруг кто-то позвонит.

Но очень важно, чтобы ничто не отвлекало ученика, тогда подготовительный процесс значительно повысится и будет эффективным.

Василина Юрченкова, преподаватель русского языка, советует убрать все постороннее и в частности мобильные телефоны, исключить телевизор, общение с членами семьи и друзьями. Это поможет школьнику сосредоточиться на изучении материала.

В идеале на столе должен быть компьютер, помогающий в учебе. Но иногда общение в интернете у ученика занимает больше времени, чем надо, поэтому родители должны проверять, как выполняет задания их ребенок.

5. Правильное распределение времени

Перед тем как приступить к подготовке к ЕГЭ, необходимо уточнить дату экзамена по каждому предмету — это поможет распределить правильно время на подготовку, советует Василина Юрченкова.

Умение рационально планировать время может стать приятным бонусом при подготовке к экзаменам. Кроме этого, в качестве помощника послужит таймер, по которому можно будет засекать время выполнения определенного задания.

А тренироваться можно на экзаменационных вопросах прошлых периодов.

6. Готовимся по составленному плану

Успешной будет подготовка к ЕГЭ только в том случае, когда составлен рациональный план для ее реализации. Например, целесообразно ежедневно решать по три теста, которые размещены на тренировочных сайтах. После чего потребуется проверка работы и разборка ошибок (если таковые присутствуют). Василина Юрченкова остерегает:

«ни в коем случае не следует выполнять задания на удачу. Игра в интуицию — не лучший способ сдать экзамен.» Лучше всего при незнании ответа обращаться к правилам и так можно будет постепенно выучить и полностью усвоить проблемные темы. Такой принцип всегда срабатывает, так как в ЕГЭ присутствуют однотипные задания.  

7. Время отдыха — обязательно

Василина Юрчекова убеждена, что интенсивная подготовка должна сопровождаться отдыхом для мозга. Для этого необходимо выделить день, на протяжении которого восстановятся силы, чтобы утром следующего дня вновь приступить к занятиям. 

«Отдых каждый выбирает на свое усмотрение, но не следует оставаться надолго в социальных сетях, так как это снизит желаемый эффект. Лучше всего прогулки на свежем воздухе, а также физические нагрузки. Ольга Жовтонога считает, что хорошего результата можно добиться только в том случае, если занятия будут регулярными, а силы распределены равномерно — для учебы и отдыха.»

8. Не стоит нервничать

Это совет, который в большей мере относится к родителям, так как именно они являются паникерами и зачастую не создают нужной психологической поддержки своему ребенку. А постоянное напоминание о том, что какой важный и трудный шаг его ждет, в большинстве случаев лишний.

Целеустремленный  17-летний выпускник, который собирается поступить в вуз, скорее всего сам все понимает. Поэтому  не стоит «подливать масла в огонь», а придите на помощь своему выпускнику пониманием, добрым словом и напутствием. Дайте ему поверить в свои силы и в то, что у него все получится, если он вовремя приступит к подготовке.

Василина Юрченкова успокаивает родителей и учеников, говорит: 

бояться ЕГЭ не надо, так как это не самый сложный жизненный экзамен, хоть и очень важный. Советов много, главное, чтобы школьник сам знал, что он хочет и что нужно сделать для достижения своей цели. Тогда и на подготовку к ЕГЭ он сможет посмотреть с положительной стороны и разработает правильную стратегию. Помощниками ему в этом также станут преподаватели и родители.

Источник: https://upstudy.ru/baza-znaniy/8_pravil_dlya_podgotovki_k_ege/

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Предмет Обществознание был и остаётся самым востребованным при сдаче экзаменов. Однако его не так просто сдать, как кажется на первый взгляд.

Обществознание сочетает в себе курсы философии, экономики, правоведения, социологии и других. Для успешной сдачи экзамена необходимо логическое мышление.

Что  делать, если занятия с репетитором невозможны? В этой статье мы разберемся, как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля самостоятельно.

Не стоит слепо полагаться на мнения, что подготовиться к экзамену по Обществознанию без помощи репетитора невозможно. Это доказывают выпускники прошлых лет, которые целенаправленно готовились к Единому Государственному Экзамену.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

План подготовки

1) Изучите структуру и специфику заданий ЕГЭ по Обществознанию прошлых лет.

Задания в КИМ разных годов могут повторяться;
2) Запомнить всю информацию о прохождении экзамена (продолжительность ЕГЭ 235 минут, минимальное количество баллов 42);
3) Выучите максимум теории.

Теоретический материал принято разделять на 8 больших частей: Общество, Человек, Познание, Социальная сфера, Культура, Экономика, Право, Политика;

4) Разобрать максимум заданий.

КИМ (Контрольно-измерительный материал) ЕГЭ по Обществознанию состоит из трёх частей. Остановимся на каждой подробнее.

Первая часть

Состоит из 20 тестовых упражнений. Ответом на задания является цифра или несколько цифр, слово или фраза. Для успешного выполнения этих заданий необходимо знать основную теоретическую часть.

В этих же заданиях проверяется умение анализировать информацию в форме различных диаграмм и таблиц. Не забывайте, в некоторых заданиях ответов может быть несколько.

Записывать их необходимо по возрастанию.

Вторая часть

Состоит из 9 заданий повышенной сложности. Решением является развернутый ответ. В этих заданиях проверяется умение анализировать текст, находить его главный смысл. Одно из заданий проверяет умение составлять сложные планы развернутого ответа.

Третья часть

Третья часть представляет собой эссе. В КИМ даётся на выбор 5 тем, представляющие короткие высказывания известных людей. Каждая тема условно отнесена к одной из обществоведческих наук: философия, культура, общество, социальные отношения.

Это задание направлено на проверку множества навыков, начиная от умения раскрыть суждение и заканчивая знанием теоретической основы. Безусловно, является одним из самых сложных заданий и требует длительной подготовки. Не стоит бояться эссе.

Советы по подготовке

  1. Найдите пробелы в знаниях с помощью решения нескольких вариантов.
  2. Наизусть выучите основные термины.
  3. Соберите как можно больше учебных пособий: школьные учебники, краткие словари и т.д.
  4. Научитесь распределять время для выполнения заданий.
  5. Доведите до автоматизма решение заданий первой части.
  6. Внимательно читайте текст задания. Большинство ошибок допускается при быстром невнимательном чтении.
  7. В третьей части постарайтесь показать все свои знания. Четко аргументируйте правильность своей точки зрения.

А также готовьтесь заранее! Выучить всё в последний день или даже последний месяц вам вряд ли удастся. Надейтесь и опирайтесь только на свои силы, знания и умения. Крайне мал шанс, что удастся что-то списать на экзамене.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по Обществознанию может дать отличные результаты только в том случае, если вы будете должным образом готовиться.

Источник: https://uroknadom.ru/blog/samostoyatelnaya-podgotovka-k-ege-po-obshchestvoznaniyu/

Егэ по обществознанию: как готовиться самостоятельно

Обществознание стабильно лидирует среди предметов, которые российские школьники выбирают для сдачи ЕГЭ. Однако учебный курс по нему никак нельзя назвать лёгким. Ведь он включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, социальной психологии и философии. Учитель обществознания Роман Мосин рассказывает об особенностях экзамена и даёт рекомендации по подготовке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. И курс этот, безусловно, перегружен информацией, поэтому важно понимать, к чему именно нужно готовиться и какая литература может помочь.

Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий — разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор — в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
  • задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • задание на определение терминов и понятий.

Часть 1

Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения. Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.

Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.

Часть 2

Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.

Эссе

Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.

Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок).

Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Это задание проверяет широкий комплекс умений — раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

10 важных рекомендаций

  1. Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
  2. Учите основные термины, понятия и определения.
  3. Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
  4. Правильно распределите время на выполнение заданий.
  5. Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
  6. Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
  7. Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
  8. В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
  9. В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
  10. Начинайте подготовку заранее.

    Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать — как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.

Литература в помощь

Ни одно из пособий полностью не освещает все вопросы курса, каждый автор трактует предмет с позиции своей науки. Поэтому в идеале нужно прочитать всю литературу из списка. Тогда вы с лёгкостью сможете претендовать на высший балл.

  1. Обществознание: Учебное пособие, Арбузкин А.М., 4-е изд., перераб. и доп. 2011.
  2. Обществознание: Учебное пособие, Глазунов М.Н. под ред. Марченко М.Н., 2-е изд., перераб. и доп. 2011.
  3. Обществознание: Учебное пособие, под ред. Петрунина Ю.Ю., 7-е изд. 2011.
  4. Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007.
  5. Обществознание, Учебник, Курбатов В.И., 2006.
  6. Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006.
  7. Конституция РФ 1993 г.
  8. Гражданский кодекс РФ 1996 г.
  9. Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016.
  10. Экономика: Базовый курс, Липсиц И.В. 2011.
  11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, 2009.
  • 5 способов избежать стресса перед ЕГЭ
  • Как заставить подростка соблюдать ваши правила
  • 10 способов не забывать выученное перед экзаменами и в жизни

Источник: https://mel.fm/yege/7168239-ege_obshestvo

Методические приемы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

  • Из опыта работы
  • Юрьевой Любовь Валентиновны учителя истории, обществознания МАОУ Партизанская СОШ Абатский район, Тюменская область
  • Методические приемы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

 Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, экзамен позволяет выявить характер и степень усвоения каждым учеником определенного комплекса знаний по различным аспектам общественной жизни, а также уровень овладения комплексом общеучебных и предметных умений. Каждый ученик должен осознавать, что успешно сданный Единый Государственный Экзамен является залогом успешного и интересного будущего.Начиная с 2002-2003 учебного года, учащиеся и учителя нашей школы вовлечены в эксперимент по прохождению итоговой аттестации за курс средней школы в форме ЕГЭ. В течение всего этого времени одним из предметов, который пользуется наибольшей популярностью наших учеников, является обществознание. Для более эффективной подготовки к итоговой аттестации необходимо углубленное изучение содержательных линий ЕГЭ. В настоящее время остро стоит вопрос о создании методов и приемов подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Как известно, система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. На каждой ступени учитывая возрастные и психологические особенности детей я применяю различные методы и формы работы.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире.

А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично.

Подготовку к государственной (итоговой) аттестации можно разбить на 3 этапа.

Первый этап – это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы. Для этого с учащимися 10 классе на первой неделе сентября провожу безоценочный диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы.

Цель проведения обязательно сообщается ученикам, что помогает правильно спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее западающие темы, что в дальнейшем упрощает планирование работы учителя.

Учащиеся, которые не смогли справиться со своими заданиями, приглашаются на консультации во внеурочное время, где повторяется теоретическая база и решаются задания по этим темам.

Приступая к изучению обществознания в 10-м классе, учитель не только сверяется с избранной программой курса, но и обязательно ориентируется на Кодификатор ( в рабочей программе, КТП, есть графа «соответствие содержанию КИМов).

Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.Начиню с анализа структуры экзаменационной работы и выделяю те темы, которые в нее включены.

Затем подбираю учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить курс обществознание. Я считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с целями экзамена, т.е.

вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьного обществознания. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Перед непосредственной подготовкой к экзамену я подробно знакомлю учащихся с процедурой проведения государственной (итоговой) аттестации. Они должны усвоить не только организационные особенности тестирования, но и особенности содержания и оценивания экзаменационной работы.

Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы.

Каждый ученик получает индивидуальный текст, составленный самостоятельно учителем или применяю готовые программ- тренажеры (одной из таких программ, используемых мной в процессе обучения и подготовки к итоговой аттестации, является программа «Сдаем Единый экзамен», разработанная ЗАО «1С» и включающая в себя нормативные документы по ЕГЭ, а также контрольно-измерительные материалы по многим школьным предметам, в том числе и по обществознанию) содержащие набор заданий, которые предусмотрены требованиями к обязательным результатам обучения. Решения подробно разбираю и комментирую. Если какое-то задание не вошло в комплект тренажеров то оно разбирается особенно тщательно, и я готовлю типичные примеры для более основательного усвоения.Третий этап – завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй и третьей части тренировочных экзаменационных работ.Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. Работа с текстом на уроках обществознания, особенно в старшей школе, – является одним из основных видов моей работы. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа подбираю как из учебной, так и из художественной литературы. Кроме того, использую тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники.

  1. ЕГЭ по обществознанию включает в себя задание
  2. С2- задание сложное с одним определяющим элементом, требует свое пояснение или пример, если в ответе ребенок не дает пояснения – получите «0» баллов;
  3. С3,С4 – задания высокого уровня сложности.

С5, в 2014 г. претерпело изменение: необходимо объяснить смысл понятия и составить не просто два предложения с данным понятием, а нам дается конкретное задание, т.е. появляется определяющий элемент., если не раскрыт смысл понятия, задание становится нулевым.

С8 – развернутый план по теме. Обязательное наличие не менее трех пунктов из которых два или более детализированы в подпунктах.

Сложное задание, наличие обязательных подпунктов, не должно быть теоретических ошибок. Если план простой ставится 1 балл, если недостаток структуры — 2 балла, макс. 3 балла. Т.е. изменены критерии, усложнено задание.

Задание будет выполнено при условии понимания темы и наличии знаний по содержанию темы.

С9 — которое требует от выпускников написание эссе. Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу. Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам. Тем не менее, написание эссе вызывает наибольшие трудности у учащихся.

Готовить детей к эссе можно так. После прохождения темы учащимся предлагаю дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания подбираю так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превращается в интересный способ закрепления материала.

Следующий урок начинаю с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Я, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбираю выступления и оцениваю их, к разбору эссе можно привлекать и учащихся. Критерий оценки должны примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Учить школьников писанию эссе необходимо начиная уже с 5 класса.

Особую помощь в подготовке к его написанию оказывает работа с документами на уроках.В 11 классе в начале каждого занятия провожу работу с терминами, расширяющую словарный запас учеников путём введения широко используемых в настоящее время слов иноязычного происхождения, а также обществоведческих терминов. Порой ученики их просто заучивают, не всегда понимая смысл.

Поэтому в заданиях по обществознанию требую не только передать смысл того или иного понятия, но ещё и составить с ним предложения.

В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет ресурсами. Это, прежде всего, веб сайты для подготовки к ЕГЭ (http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы ( http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие).

В подготовке к ЕГЭ помогает Предметный курс по обществознанию, ВШТ, проводимые один раз в месяц с последующим анализом, отработкой пробелов в знаниях. По результатам ВШТ вношу сведения в карту успешности индивидуально на каждого обучающегося. Исходя из которой хорошо можно проследить по каким заданиям с ребенком необходима индивидуальная работа.

В 10-11 классе каждый ученик заводит отдельную тетрадь, где отмечает материал, которые повторяли, фиксирует ошибки, которые допустил, словом, записывает все «удачи и поражения». В конце учебного года ученик видит свой рост или проблему, над которой следует еще работать.

Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикуется во время ежеурочной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов обществознания.

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе).

Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки . ЕГЭ по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен.

Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание учителя помочь своим ученикам. Я убедилась в том, что работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-priiemy-podghotovki-k-iege-po-obs.html

Требования

Литература для подготовки к ЕГЭ

Основой для организации подготовки к ЕГЭ по обществознанию должны служить материалы ФИПИ. Обычно выпускники обращают внимание на четыре источника:

  • демоверсию КИМ – дает представление о структуре экзамена и критериях оценивания;
  • спецификацию – поясняет принципы построения заданий и отбора материала для них;
  • кодификатор – содержит перечень тем, проверяемых на ЕГЭ, и тех умений, которые надо применить при выполнении работы;
  • открытый банк заданий – в нем собраны вопросы для самостоятельного повторения теории по обществознанию.

Следует дополнить этот список двумя поистине бесценными документами – методическими рекомендациями для учителей и для экспертов предметных комиссий, которые проверяют задания с развернутым ответом. Скачать оба файла можно тоже на сайте ФИПИ, в разделах «Аналитические и методические материалы» и «Для предметных комиссий субъектов РФ» соответственно.

Конечно, формально они не рассчитаны на учащихся, но изучить их очень полезно: в первом документе подробно разобраны работы прошлого года и перечислены все ошибки, а во втором – разъяснены критерии оценивания, а также приведены примеры реальных развернутых ответов и эссе и перечислены все их плюсы и минусы.

Для тех, кому лень углубляться в изучение «первоисточников», ФИПИ подготовил краткий обзор заданий, вызвавших наибольшие трудности во время последнего экзамена по обществознанию. Из него следует, что чаще всего выпускники ошибаются, отвечая на вопросы правового блока, а в других разделах:

  • на базовом уровне по темам о налогах и юридической ответственности;
  • на заданиях повышенной сложности – о финансовых и избирательных системах;
  • на уровне высокой сложности – о юридических лицах, конституционном строе, политических процессах и системе, об истине и ее критериях.

Соответственно, именно на эти разделы курса обществознания надо обращать особое внимание при подготовке к ЕГЭ.

После ознакомления с методическими рекомендациями стоит посмотреть видеоконсультацию разработчиков КИМ в разделе «Для выпускников».

Учебники, справочная литература

Основой подготовки к ЕГЭ служат, конечно, школьные учебники. Кроме них, учителя рекомендуют следующие пособия:

  • А. В. Клименко, В. В. Румынина. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.
  • П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену.
  • Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П. А.
  • Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. 11 класс. Учебник для профильного и базового уровней. Он хорош тем, что в конце каждого параграфа есть тексты для анализа. Выполнение заданий по ним поможет натренировать навык обществоведческого разбора отрывка, предложенного в 21-м задании. Плюс к этому каждую главу завершают упражнения в формате ЕГЭ по темам раздела.

Выбирая сборник тестов для тренировки, лучше предпочесть такой, где имеется гриф «ФИПИ – школе». Это признак того, что его составители – разработчики КИМ.

Подготовка к заданиям разных видов

18 заданий первой части экзаменационного теста требуют краткого ответа в виде последовательности цифр, отвечая еще на два (1-й и 2-й вопросы) надо вписать в поле бланка слово или словосочетание. Все задания направлены на проверку знания теории по обществознанию.

Подготовиться к ним довольно просто даже с нуля: для начала надо скопировать из кодификатора таблицу с перечнем тем, по методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ отметить в ней самые трудные (то есть те, в которых выпускники допускают больше всего ошибок) – и регулярно и последовательно штудировать теорию.

Быстро набить руку на выполнении стандартных заданий помогут онлайновые тренажеры, например, «Яндекс.Репетитор». В сервисе вопросы распределены по разделам и сформулированы так же, как на настоящем экзамене по обществознанию, составляют их эксперты ЕГЭ, в том числе авторы закрытой базы «СтатГрада».

Вторая часть

Намного сложнее подготовка ко второй части, куда входят 8 заданий с развернутым ответом и мини-сочинение. Четыре из них – с 21 по 24 – построены на анализе предложенного текста.

  • 21: нужно просто извлечь информацию;
  • 22: надо дополнить ответ собственными пояснениями;
  • 23: необходимо привести свои примеры, подтверждающие мнение автора;
  • 24: требуется написать связное высказывание, аргументировав личное мнение.

Для выполнения этих заданий понадобится одно из так называемых метапредметных умений – функциональное чтение. Поэтому, готовясь к ЕГЭ по обществознанию, следует приучиться читать тексты общественно-политической и экономической тематики в СМИ, желательно в печатном виде и с карандашом.

Задания с 25 по 28 предполагают, что у выпускника есть не только глубокие знания теории, но и достаточный социальный опыт, чтобы:

  • в задании 25 в трех предложениях объяснить указанное обществоведческое понятие (например, «юридическая ответственность») и составить два предложения, которые раскроют разные аспекты этого понятия;
  • в задании 26 показать понимание сути и функций различных общественных институтов;
  • в 27 решить предложенную задачу, установив связи социальных процессов и показав их на примерах.

Выполнить на отлично эти задания можно лишь в том случае, если знания выходят за рамки школьных учебников: нужно следить за дискуссиями в обществе на актуальные темы. Тут не надо изобретать велосипед – достаточно грамотно использовать соцсети, подписавшись на несколько тематических групп. Этим, кстати, можно убить двух зайцев сразу, ведь формат комментария позволяет отточить умение кратко формулировать свое мнение и доказывать его.

Задание 28 на первый взгляд кажется очень легким: вызубри готовые планы – и всё. На самом деле сложный план удастся только при отличном владении темой. Поэтому стоит подготовку к первой части КИМ ЕГЭ проводить, составляя планы по каждому пункту из таблицы кодификатора.

Мини-сочинение (задание 29)

Эссе по обществознанию пишется на основе одной из четырех цитат. Ее надо понять в соответствии с позицией автора, проанализировать проблему и убедительно объяснить собственную точку зрения. Требования к аргументам приведены в инструкции к заданию 29.

Требования к аргументам - инструкция к заданию 29

Очевидно: чтобы запастись аргументам для сочинения ЕГЭ, надо читать книжки, смотреть фильмы, не прогуливать уроки истории и литературы, интересоваться жизнью общества и тем, что пишут и говорят в СМИ. Высказывая свое мнение, надо придерживаться композиции сочинения-рассуждения: тезис и вывод должны быть сформулированы четко. Сделано только одно послабление: не учитываются ошибки по русскому языку.

Законы

Особое внимание надо уделить изучению нормативно-правовых актов. Их список содержится в приложении № 2 спецификации КИМов ЕГЭ по обществознанию. Чтобы правильно ответить на вопросы из всех пяти разделов, от выпускника требуется знать:

  1. Конституцию РФ.
  2. Гражданский, трудовой, уголовный, налоговый, семейный кодексы.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Кодекс административного судопроизводства.
  5. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  6. Уголовно-процессуальный кодекс.
  7. Гражданский процессуальный кодекс.
  8. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конечно, все эти законы не надо выучить не от корки до корки: в спецификации указано, с какими именно статьями, главами и параграфами надо ознакомиться особенно внимательно – остальное можно почитать для общего развития.

Список нормативно-правовых актов