Как подать апелляцию по экзамену в школе

Как подать апелляцию по экзамену в школе

Что такое ОГЭ?

Что такое ОГЭ

ОГЭ – основной государственный экзамен, который обязан сдать каждый учащийся, окончивший девять классов. Сдав ОГЭ, подросток может продолжить обучение в колледже, техникуме или же остаться в школе до 11 класса. В конце 11 класса школьнику будет необходимо сдать ЕГЭ, который является аналогом ОГЭ.

Одна из главных целей ОГЭ – проверить, насколько хорошо ученик усвоил школьную программу за 9 лет.

Какие экзамены сдают на ОГЭ?

Некоторые из школьников не знают, что сдают на ОГЭ в 9 классе. Следует учесть, что сдавать нужно два обязательных экзамена и два по выбору. Обязательные экзамены регламентированы Министерством образования и на данный момент это:

  • русский язык;
  • математика.

С предметами по выбору дело обстоит интереснее. Учащимся предлагают перечень предметов, которые можно сдавать в 9 классе. На данный момент он состоит из таких предметов, как:

  • биология;
  • география;
  • история;
  • информатика;
  • литература;
  • обществознание;
  • физика;
  • химия;
  • иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).

Как мы видим, в этом списке нет таких экзаменов, как физкультура, рисование, музыка и тому подобное. Так что, те ребята, которые хотят пойти наиболее легким путем, будут огорчены.

Писать экзамены нужно самостоятельно

Стоит отметить, что в 2017 году Министерство образования выдвинуло идею ввести еще один обязательный экзамен – историю России. Будет ли эта идея воплощена в жизнь или нет, покажет только время.

Итак, мы разобрались с тем, что нужно сдавать в 9 классе и теперь можно перейти к теме баллов и оценок.

Сколько баллов необходимо получить на экзамене?

Для каждого экзамена есть свои проходные баллы, шкала пересчета и критерии оценивания. Давайте разберемся с каждым предметом.

Баллы ОГЭ

В данной таблице вы можете увидеть количество баллов, которое необходимо набрать для той или иной оценки.

Помимо этого, существуют и частные случаи оценивания работы. Рассмотрим такой предмет, как русский язык. Например, две ученицы набрали одинаковое количество баллов - 34. У первой из них стоит отметка "отлично", а у второй - "хорошо". Казалось бы, набрали одинаковое количество баллов, но отметки, полученные за экзамен, разные. Вторая ученица спешит подать на апелляцию, однако торопиться в этом деле не стоит. Для начала нужно разобраться, в каких заданиях у второй ученицы присутствуют ошибки.

Для того чтобы получить отметку "5" по русскому необходимо выполнить определенные условия: если ученик набрал менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (критерии оценивания грамотности), то ему поставят оценку "4" независимо от общего количества баллов. Грамотность оценивают по изложению и сочинению, следовательно, вторая ученица сделала ошибки в одном из этих заданий.

С аналогичными случаями можно столкнуться на экзамене по математике. Если ученик не набрал минимум два балла по модулю "Геометрия", то будет выставлена оценка "2".

В таких случаях нужно быть особо внимательными, поэтому в процессе подготовки следует изучать критерии оценивания работы.

Также во многих школах после 9 класса начинается профильное обучение. Чтобы попасть на какой-либо профиль, нужно набрать по профильным предметам определенное количество баллов. Порог устанавливает школа.

Какие экзамены самые легкие?

Ваша оценка за экзамен :)

Большинство учеников, выбирая экзамены, задаются вопросом о том, что легче сдавать в 9 классе. Со слов школьников, которые уже сдали ОГЭ, самыми легкими предметами считаются информатика, география и обществознание. Однако эти дисциплины становятся легкими только в том случае, если ученика устраивает отметка "3". В случаях, когда не нужен столь низкий балл, при подготовке придется хорошо постараться.

ОГЭ – это лотерея. Может попасться, как сложный, так и легкий вариант, поэтому надеяться на "легкие экзамены" вряд ли стоит. Для начала стоит определить, какие предметы нравятся, и тогда можно будет понять, что лучше сдавать в 9 классе.

Как выбрать экзамены?

Люби изучать свой предмет

Это самый наболевший вопрос среди всех ребят, поэтому на него обратим особое внимание.

  1. Выбирать надо те предметы, которые нравится изучать. Да, возможно, ученик не так хорош в них, но если дисциплина действительно нравится, то подготовка к экзамену по ней будет только в радость. Школьник не будете заставлять себя идти готовиться, жаловаться, как надоела эта подготовка, ведь изучение этого предмета приносит ему настоящее удовольствие. Не слушайте учителей, которые говорят, что вы не сдадите какой-либо предмет. Имея интерес и большое желание, вы сможете сдать экзамен на достойный балл.
  2. Выбирать надо предметы, которые пригодятся в будущем. Выбирая, что лучше сдавать в 9 классе, необходимо принять во внимание будущую и желаемую профессию. Если ученик очень хочет пойти учиться на филолога, то ему необходимо подтянуть литературу и английский язык, так как именно эти предметы придется сдавать в виде ЕГЭ, чтобы поступить на желаемый факультет. Возможно, сейчас они не очень интересны школьнику, но если бы он их совсем не любил, то вряд ли бы хотел стать филологом.
  3. Отдать предпочтение следует тем дисциплинам, которые школьник понимаете лучше, чем остальные. Когда подросток еще не определился с профессией, он старается выбрать то, что понимает лучше всего. Нужно решить, что легче сдавать в 9 классе, чтобы не особо грузить себя, а за летний период попытаться определиться с экзаменами на ЕГЭ и будущей специальностью. Однако процесс подготовки к экзамену не будет приносить никакого удовольствия, а это чревато тем, что будущий студент попросту начнет "зазубривать" материал, не вникая в суть.

Выбор экзамена – действительно важное решение, поэтому каждому ученику следует подойти к нему ответственно. Не суть важно, что сдают в 9 классе другие. Важно то, что выберите вы.

Как подготовиться к экзамену на "отлично"?

Сколько баллов нужно набрать на ОГЭ

Существуют несколько способов подготовки к экзаменам:

  • Репетиторы – это самый распространенный способ подготовки среди школьников. Обучение проходит на дому репетитора или в классе. Один из плюсов – это возможность заниматься прямо дома. Сколько человек приходит на занятия? Ученики занимаются либо индивидуально, либо в группе, как правило, по 4-5 человек. Периодичность занятий можно обговорить, но чаще всего – один-два раза в неделю. В зависимости от квалификации репетитора стоимость услуги от 400 до 500 рублей/час, а то и больше. Какова эффективность такой подготовки? Если помимо репетиторства школьник занимается самостоятельно, то такая подготовка может быть вполне эффективной.
  • Самоподготовка. Еще один распространенный метод подготовки, к которому прибегают ученики, не имеющие возможности заниматься с репетитором. Они занимаются у себя дома, куда-либо ездить или ходить не нужно. Школьник занимается один и частота занятий, их интенсивность зависит от его желания и наличия свободного времени. Какова эффективность такой подготовки? При самоподготовке тяжело найти действительно нужный материал среди огромного количества "воды". Однако в социальных сетях можно найти специальные группы для подготовки к экзаменам, в которых частенько выкладывают нужную информацию. Эффективность такой подготовки - 50/50. Но при упорных занятиях можно подготовиться и на все 100.
  • Подготовка онлайн. Новый вид подготовки, который появился сравнительно недавно, но уже широко распространен среди ребят. Школьники занимаются у себя дома, куда-либо ходить или ездить нет необходимости и это большой плюс. Так как занятия проходят в онлайн режиме, то собирается около 100 человек, но никто друг другу не мешает, поэтому можно считать, что в режиме онлайн учитель занимается индивидуально. Занятия проходят, как правило, 3-4 раза в неделю. Какова стоимость услуги? За месяц выходит около 1000-1500 рублей. То есть около 100-140 рублей за одно занятие. Но стоимость зависит от онлайн-школы, в которой проходит подготовку школьник. Какова эффективность подготовки? Если ребенок хорошо занимается, то эффективность может быть выше, чем при занятиях с репетитором. Учителя дают домашние задания, устраивают различные викторины, поэтому, если школьник будет их выполнять и активно участвовать в различных конкурсах, то успешно подготовится к любому предмету.

А ответы будут?!

Никогда не полагайтесь на ответы, выложенные в открытом доступе в Интернете. В 2018 году было множество случаев, когда ребенок воспользовался ими, а они были неправильные. Если вы и находите ли что-либо, то имейте в виду, что никто не предоставит материал на "5". Высокие оценки нужно получать своими знаниями.

Не только учебники

Здесь вам помогут не только учебники для вузов, специальные энциклопедии, но и  подшивки журналов “Вопросы истории” и “Отечественная история” за последние годы (их вы найдете в библиотеке). Если, отвечая на экзамене, вы с пониманием и к месту сошлетесь на ту или иную статью, будьте уверены, что экзаменатор это оценит в прямом и переносном смысле. Правда, следует избегать прямых утверждений, что в такой-то статье содержится высшая истина: вдруг ваш экзаменатор придерживается иной точки зрения. Последнее относится и к абитуриентам–“не историкам”. Если вы знаете о существовании спорной проблемы и разных точек зрения, постарайтесь указать их, но утверждайте, что одна из них предпочтительна только в том случае, если уверены, что так принято в данном вузе. В противном случае вы рискуете вызвать раздражение экзаменатора, ибо не всякий специалист готов подняться над научными разногласиями.

Спланируйте свою работу

Очень важно правильно спланировать свою работу. Постарайтесь узнать список экзаменационных вопросов прошлых лет (источники те же, кроме непосредственно приемной комиссии, хотя иногда такая информация предоставляется). Если это невозможно, составьте свой список, руководствуясь темами программы и пособия для поступающих. Приступите к составлению тезисного плана по каждому вопросу, — так материал запомнится быстрее. В каждой теме выделите ключевые проблемы, вокруг которых постройте свой ответ. Позаботьтесь о том, чтобы избежать хаотичного, сумбурного изложения, следите за логикой материала. Учтите, что ответ на один вопрос должен звучать не более 5–7 минут.

Многие затрудняются в запоминании исторических дат. Обычно это происходит потому, что они пытаются заучивать их механически, не разбираясь в сущности того, к чему они относятся. Не идите по этому пути. Определите ключевые даты в каждой теме, выделите их в своих планах и, постепенно повторяя, вы легко сможете их запомнить. Знание дат не самоцель, но условие грамотного анализа исторического процесса.

Готовясь к экзамену, не забудьте про исторические карты. Как правило, ими можно пользоваться во время ответа, хотя в каждом конкретном случае это необходимо уточнить. Если это так, то у вас есть законная подсказка. Хорошо изучите школьные атласы по истории России, выясните, что можно почерпнуть из них для ответа по каждой теме, пометьте это в своих планах. Иногда это очень помогает на экзамене. На случай, если программы для поступающих и атласов не окажется в аудитории, принесите их с собой. Учтите, что их в этом случае наверняка проверят на содержание посторонних записей.

Психологическая подготовка важна не менее теоретической

Накануне экзамена постарайтесь выспаться, — со свежей головой сдавать экзамен легче. На устный экзамен можно приходить в разное время, но лучше всего отвечать шестым–двенадцатым по счету. Дайте возможность экзаменаторам слегка “выпустить пар” и войти в колею, но не ходите сдавать тогда, когда они уже очень устали и торопятся побыстрее завершить экзамен. Впрочем, не пугайтесь, если пришлось отвечать первым или последним, ведь главное — это ваши знания!

Взяв билет и прочитав вопрос, не выражайте бурно свои эмоции, поскольку чрезмерная радость провоцирует желание спросить вас подробнее, а явное огорчение создает предчувствие заведомо провального ответа. Помните, что у вас есть право попросить разъяснений, если это необходимо. Садитесь и спокойно готовьтесь.

Вспомните свои планы ответов. Если необходимо, перекомпонуйте их, сообразуясь с содержанием билета. Воспроизведите план ответа по каждому вопросу на листе подготовки, который выдадут вам экзаменаторы. В случае несогласия с оценкой, полученной на экзамене, эти записи станут основным аргументом при апелляции. Но вряд ли вы успеете записать ответ дословно, так что постарайтесь вновь создать уже в аудитории емкий тезисный план с необходимыми датами, смело идите отвечать.

Не начинайте свой ответ с откровения, что вы ничего не знаете. Если это так, то непонятно, для чего отнимать у людей время, а если не так, то вы выбрали неподходящие место и время пококетничать. Отвечайте спокойно, так же воспринимайте и дополнительные вопросы, причем не стесняйтесь попросить времени чуть-чуть подумать или вспомнить. Не забудьте, что спрашивать вас должны двое экзаменаторов и если один из них по каким-то причинам вышел, то вы можете попросить подождать его возвращения.

Если создалось ощущение предвзятого или несправедливого отношения к вам, не паникуйте. Требуйте занесения всех дополнительных вопросов, а также фактов прерывания вашего ответа в протокол, после чего смело идите к ответственному секретарю приемной комиссии и узнавайте как подать апелляцию. Обычно ее можно подать либо до того, как вы покинули здание вуза, либо в течение определенного срока после окончания экзамена.

А если надо написать историческое сочинение?

Теперь о других типах вступительного экзамена по истории. В некоторых случаях может быть предложено историческое сочинение на определенную тему. Сама ее формулировка содержит постановку некоторой проблемы, зачастую дискуссионной. Методика подготовки к такому экзамену мало отличается от описанной выше. Однако более пристальное внимание следует уделить изучению источников и исторической литературы. Знание же терминологии потребуется и вовсе безукоризненное.

Выбрав тему на экзамене, в нескольких фразах определите суть затронутой проблемы, чтобы показать, что вы ее уловили. Затем определите важнейшие факты и источники, на которые можно опереться при изучении данной темы. Расскажите об истории ее исследования, различных точках зрения. Учитывая, что данная форма экзамена разработана слабо, обязательно заранее поинтересуйтесь на консультации перед экзаменом, что именно от вас ожидают.

Как подавать апелляцию по ОГЭ

По закону апелляция на ОГЭ предусмотрена в целях защиты интересов участников итоговой аттестации. Рассмотрением объективности оценивания работ и решением споров занимаются специальные конфликтные комиссии (КК).

Участники ГИА должны быть ознакомлены с порядком, сроками, правилами подачи и рассмотрения апелляций не позднее чем за 14 дней до старта ГИА.

При несогласии с результатами

Подавать апелляцию по ОГЭВ случае, когда школьник уверен, что при оценивании его работы произошла ошибка, следует подать апелляцию. Сделать это необходимо в течение двух рабочих дней после оглашения результатов.

Процедура включает несколько обязательных моментов. Несогласный ученик должен:

  • получить у представителя конфликтной комиссии или директора своего учебного учреждения специальный бланк или в произвольной форме составить заявление в двух экземплярах;
  • оба передать представителю ГЭК или КК, который должен подписать их;
  • отдать один экземпляр на рассмотрение конфликтной комиссии, второй – оставить у себя.

Не принимаются заявления с претензиями о содержании и структуре КИМ. Другие основания для отказа в принятии апелляции на ОГЭ: нарушение правил ГИА со стороны самого участника или ошибки, допущенные им при заполнении бланков.

При подаче заявления могут присутствовать родители или законные представители ученика, а также общественные наблюдатели. Участника ГИА извещают о месте и времени рассмотрения его апелляции.

Изучение изложенных в апелляции по ОГЭ фактов поручается только не принимавшим в проведении экзамена и проверке проблемной работы лицам. В случае выявления ошибок, допущенных при обработке или оценивании ЭМ, комиссия удовлетворяет прошение учащегося и передает соответствующую информацию в РЦОИ для пересчета баллов. Если нарушения не были обнаружены, оценка остается без изменений.

Черновики, которые учащиеся сдают вместе с экзаменационными работами, не принимаются во внимание при пересмотре результатов ОГЭ.

Чтобы рассмотреть апелляцию о несогласии с полученными баллами, комиссия запросит в РЦОИ (Региональном центре обработки информации):

  • Запрашиваемые документыскан-копии письменной экзаменационной работы;
  • записи устных ответов;
  • ЭМ, заполнявшиеся учащимся;
  • копии протоколов проверки.

Если ученик присутствует при рассмотрении апелляции, его обязаны ознакомить со всеми имеющимися в распоряжении комиссии документами.

Если эксперты, привлеченные к пересмотру результатов, не приходят к единому мнению о корректности оценивания, то направляется запрос в комиссию по составлению КИМ с просьбой разъяснить содержание заданий и уточнить критерии выставления баллов за них.

Скачать образец заявления

О нарушении порядка проведения экзамена

Если возникли жалобы на процедуру проведения аттестации, то подается апелляция на экзамене, сразу после сдачи бланков с ответами, до выхода из ППЭ.

Для проверки информации, изложенной в заявлении, создается комиссия, в которую входят не присутствовавшие в аудитории, в которой проводился ОГЭ:

  • Апелляция ОГЭэксперты-организаторы;
  • технические специалисты по работе с ПО;
  • инструкторы;
  • сотрудники, обеспечивающие проведение лабораторных работ.

Также в конфликтную комиссию могут быть включены общественные наблюдатели; медицинские работники; лица, обеспечивавшие охрану порядка, и ассистенты, оказывавшие техническую помощь учащимся с ОВЗ.

По результатам проверки составляется заключение, которое вместе с апелляционным заявлением в тот же день передается в КК.

После изучения пакета предоставленных документов члены конфликтной комиссии должны отклонить или удовлетворить апелляцию. В случае вынесения положительного для школьника решения, результаты экзамена аннулируются, а учащийся направляется на пересдачу в рамках расписания ГИА.

Скачать бланк заявления