Как повысить активность мозга человека перед экзаменом

Как повысить активность мозга человека перед экзаменом

Причины нарушения кровообращения головного мозга

Головной мозг – основной орган центральной нервной системы, он состоит из нейронов, объединенных синаптическими связями. Взаимодействуя между собой, нейроны образуют цепочки электрических импульсов, регулирующих деятельность организма1.

595-01-min.jpg

Функционирование мозга требует больших объемов энергии, которые он получает через кровоток. Поступление крови в мозг осуществляется по четырем артериям – двум сонным и двум позвоночным, отток – по двум яремным венам. При среднем весе 2% от общей массы тела мозг в состоянии покоя потребляет 15% всей циркулирующий в организме крови, 20-25% кислорода, получаемого при дыхании, и до 50% всех запасов глюкозы, поступающих в кровь из печени2.

Кровоснабжение мозга и кровообращение внутри органа играют решающую роль в его функционировании, так как без обеспечения и распределения энергии, кислорода, витаминов и аминокислот, поступающих по кровотоку, нейроны не могут расти и делиться. 85% всех патологий, связанных с работой мозга, приходится на нарушение кровообращения3. Улучшать кровообращение головного мозга необходимо при любых патологиях и состояниях, которые могут приводить к сужению сосудов или нарушению циркуляции крови внутри органа.

Патологические причины сужения сосудов и их следствия:

– Артериальная гипертензия. В ответ на повышенное артериальное давление стенки сосудов спазмируются, с внутренней стороны сосудов происходит нарост дополнительных слоев. Утолщение ухудшает кровоток4,5,6.

 –  Гиперхолестеринемия. Нарушение липидного обмена в сторону повышения липопротеидов низкой плотности («плохой холестерин») приводит к образованию на стенках сосудов атеросклеротических бляшек. Бляшки полностью или частично перекрывают сосуд, нарушая кровообращение, в том числе – в мозге7.

 –  Тромбообразование. Формирование тромба (сгусток свернувшейся крови) может иметь различный генез, как правило, это повреждения и трещины в стенках сосудов. Тромбы приводят к закупорке сосудов и повышают вязкость крови, нарушая кровообращение мозга8,9.

–  Сахарный диабет. При повышенном уровне глюкозы в крови стимулируется утолщение сосудистых стенок, что приводит к нарушению естественного тока крови, нарушается кровоснабжение мозга10,11.

–  Остеохондроз межпозвоночных дисков. Позвоночная артерия – это один из основных сосудов, по которому кровь поступает в мозг. При патологии хрящевой ткани межпозвоночные диски сдавливают эту артерию, нарушая кровоснабжение головного мозга12,13.

–  Нейроциркуляторная дистония. Это целый комплекс расстройств сердечнососудистой системы, который может приводить к нарушениям кровоснабжения и кровообращения в различных органах, включая мозг14,15.

595-03-min.jpg

К нарушению кровообращения головного мозга могут приводить черепно-мозговые травмы, включая сотрясения и ушибы, а также травматические повреждения позвоночника, сопровождающиеся нарушением кровотока.

Нейроциркуляторная дистония в контексте нарушения кровообращения мозга рассматривается отдельно. Трудность в том, что это заболевание часто не имеет острой фазы, а его основные симптомы без целевой диагностики могут быть объяснены рядом типовых патологий вроде синдрома хронической усталости16. Иными словами, многие попросту не знают, что у них несть это заболевание (иногда в медицинской литературе его называют синдромом).

Симптомы нейроциркуляторной дистонии – нервозность, повышенная утомляемость, нарушения сна, слабость, нарушения когнитивных функций, в дальнейшем – сердцебиение, кардиалгия, отдышка, нарушения АД. В перспективе приводит к аритмии, тахикардии, хронической сосудистой недостаточности. Все эти симптомы объясняются в том числе нарушением кровообращения в головном мозге17.

Причины развития нейроциркуляторной дистонии18:

– генетическая предрасположенность;

– психоэмоциональное перенапряжение;

– недостаток сна (несоответствие циркадным ритмам);

– недостаток физической активности;

– несбалансированное питание, ожирение;

– злоупотребление алкоголем, курение.

То есть образ жизни напрямую влияет на развитие нейроциркуляторной дистонии, которая приводит к хроническим нарушениям кровообращения головного мозга. В условиях недостатка кислорода и питательных веществ скорость образования нейронов снижается, нарушаются связи между управляющими отделами, а также передача и торможение нервных импульсов внутри центральной нервной системы.

595-05-min.jpg

В результате, ухудшается память, концентрация, реакция и координация движений, наблюдается постоянная усталость и сонливость, работоспособность падает до 50%19. Такое состояние может привести к массовой гибели клеток головного мозга и возникновению локальных очагов некроза. Вот почему улучшать кровообращение мозга жизненно важно, как это сделать – разберем по пунктам.

Улучшаем кровообращение мозга – достаточный и полноценный сон

Согласно исследованиям, длительность полноценного сна составляет 7-8 часов в сутки20. Сон должен быть регулярным – то есть рекомендуется засыпать и просыпаться приблизительно в одно и то же время. Спать необходимо в абсолютной темноте и тишине, так мозг сможет полноценно проанализировать и систематизировать информацию, полученную в течение дня, а также обновить нейрохимические механизмы, ответственные за долговременную память21.

Исследования показывают, что достаточный сон нормализует кровообращение в головном мозге, обеспечивая адекватное суточное потребление клетками мозга кислорода и питательных веществ. Недостаток сна – напротив, ухудшает кровоснабжение мозга и кровообращение, приводит к гибели нейронов и обширным повреждениям центральной нервной системы (в том числе – нарушаются функции гематоэнцефалического барьера, защищающего мозг от инфекций и токсинов, которые могут попасть в него через кровь)22,23. Поэтому, чтобы улучшить кровообращение мозга, необходимо сначала нормализовать сон, без этой меры остальные методы будут менее эффективны.

Улучшаем кровообращение мозга – диета и питьевой режим

Диета для улучшения кровообращения мозга подбирается, исходя из особенностей метаболизма и состояния конкретного человека. Перед корректировкой рациона рекомендуется провести следующие исследования: суточный мониторинг АД, анализы крови на глюкозу и холестерин, сделать коагулограмму. Исходя из результатов исследований, необходимо скорректировать количество в рационе соли, сахара, животного жира и других продуктов24,25,26.

Рекомендации по диете для улучшения кровообращения мозга:

– Употребление соленых, копченых и консервированных продуктов обычно ограничивают при наличии артериальной гипертонии, исходя из рекомендации – не более 4,5 гр соли в сутки.

– Ограничения по количеству животного жира (жирное мясо, сало, молоко, сливочное масло) определяются наличием гиперхолестеринемии, которая устанавливает верхний предел – 1 гр жира на 1 кг веса.

– Количество моносахаридов и дисахаридов (глюкоза, сахароза и продукты с их высоким содержанием) ограничиваются при повышенной глюкозе в крови. В этом случае предпочтение отдается полисахаридам, которые содержатся, например, в кашах и макаронах твердых сортов.

– Так как витамин К активно стимулирует свертываемость крови, при повышении этого показателя рекомендуется ограничить все продукты с высоким содержанием витамина К (белокочанная капуста, брокколи, шпинат, листовой салат, соя, яйца, молочные продукты, зеленый чай).

Исследования показывают27, что продукты с высоким содержанием натрия снижают показатель центрального перфузионного давления, которое отражает уровень кровоснабжения головного мозга. В связи с этим вне патологий рекомендуется избегать чрезмерного употребления продуктов с большим содержанием натрия – соль, сельдь, икра, практически все сыры, говяжьи почки, брынза, сухие сливки, яичный порошок.

Продукты для улучшения кровообращения мозга:

– аминокислоты животного и растительного происхождения (мясо, бобовые);

– морепродукты (мидии, креветки) и морская рыба (скумбрия);

– овощи и фрукты с высоким содержанием витамина С и группы В;

– каши, орехи, ягоды и цитрусовые (богатые биофлавоноидами).

Питьевой режим – отдельный пункт в программе улучшения кровообращения головного мозга. Исследования показывают, что достаточное потребление воды (2,5 литра в день в отсутствие дополнительных указаний, обусловленных патологиями) – это профилактика тромбообразования. Однако при патологиях все равно необходимо употреблять прописанные врачом антиагреганты или антикоагулянты.

Также утоление жажды необходимо для развития нейронных популяций28,29. Новейшие исследования показывают, что молекулярный водород в питьевой воде защищает мозг от нейродегенеративных изменений различного генеза, в том числе – вызванных черепно-мозговой травмой30. Поэтому для улучшения кровоснабжения мозга необходимо пить достаточно воды, при этом питьевой режим доложен быть регулярным – рекомендованные 2,5 литра необходимо равномерно распределить по всему периоду бодрствования.

Обратите внимание, что 2,5 литра – усредненный показатель. Согласно исследованиям, женщинам в среднем необходимо пить воды меньше, чем мужчинам (2,2 литра и 3 литра в стуки соответственно)31. Также рекомендованное суточное количество воды определяется весом, возрастом и образом жизни32. Ниже приведена таблица рекомендованного суточного потребления воды.

Улучшаем кровообращение мозга – физическая активность и упражнения

Гиподинамия (недостаток физической активности) может быть обусловлена множеством факторов – от сидячей работы до элементарной лени. Она имеет ряд негативных последствий, включая проблемы с сердечнососудистой и дыхательной системой, костями33,34.

В контексте кровообращения головного мозга недостаток физической активности – это повышенный риск тромбообразования35 и ухудшение проводящей способности серого вещества (главный компонент центральной нервной системы)36. Поэтому всем, кто ведет малоподвижный образ жизни, рекомендуются регулярные прогулки, ежевечерний бег, занятия скандинавской ходьбой или тренировки в зале.

Исследования показывают, что регулярные физические тренировки благотворно сказываются на кровоснабжении всего организма, включая головной мозг37,38. Существует специальные комплексы упражнений для улучшения кровообращения мозга, также есть специализированные программы, реализуемые при наличии определенных патологий.

Комплекс упражнений для улучшения кровообращения мозга:

– Занять сидячее положение, глядя ровно перед собой повернуть голову на 45 градусов в одну сторону, затем в другую.

– Медленно выполнить вращательное движение головой по кругу сначала вправо, затем влево.

– Откинуть голову вверх так, чтобы подбородок смотрел в потолок. Затем опустить голову на грудь и коснуться подбородком груди.

– Выполнить наклоны вправо и влево к плечам так, чтобы ухо касалось плеча. Плечи при этом неподвижны.

– Глядя прямо перед собой, вытянуть голову максимально вперед, вернуть в исходное положение и оттянуть максимально назад.

Весь комплекс выполняется максимально медленно и осторожно. Цель упражнений для улучшения кровообращения мозга – расслабить мышцы, сдавливающие сосуды, и нормализовать кровоток. Каждое из движений выполняется по 10-15 раз, при сидячей работе комплекс рекомендуется выполнять 2-3 раза в течение дня через приблизительно равные промежутки времени.

595-12-min.jpg

Упражнения для улучшения кровообращения мозга при шейном остеохондрозе включают повороты шеи, боковые сгибания, ротацию, ретракции, растяжение трапециевидной мышцы. Ниже на рисунке показан пример такого комплекса.

468864684.N8sTp-min.jpg

Существует множество специализированных комплексов медицинской гимнастики для улучшения кровообращения мозга при остеохондрозе различных суставов39,40. Недопустимо выполнять эти упражнения самостоятельно, они выполняются только под присмотром специалиста, либо по прямому назначению и после консультации врача.

Улучшаем кровообращение головного мозга – биоактивные добавки

Большинство биологически активных добавок для улучшения кровообращения мозга – это ноотропы, механизм действия которых связан со стимулированием кровотока. Один из популярных ноотропов с таким механизмом действия – глицин. Это алифатическая аминокислота, выполняющая функции нейромедиатора, оказывает «тормозящее» действие на нейроны, что дает мягкий успокоительный эффект.

Глицин понижает выделение ГАМК и глутаминовой кислоты, стимулирует кровообращение головного мозга. Целевые эффекты – снимает раздражительность и агрессивность, устраняет синдром хронической усталости, улучшает работу мозга, стимулируя когнитивные функции (память, реакция, внимание).

Среди ноотропов есть не только аминокислоты, но и экстракты, например – экстракт гинкго билоба. Он содержит 24% флавоноидов, витамины, минералы и другие биоактивные вещества. Оказывает сосудорасширяющее действие, улучшает поступление крови к головному мозгу и кровоток внутри органа. Также стабилизирует АД и уровень холестерина, улучшает микроциркуляцию. Помогает устранить нейроциркуляторную дистонию и синдром хронической усталости, обусловленный психоэмоциональным перенапряжением.

Улучшить кровообращение мозга, устранить тревожность и нормализовать сон помогут комплексные добавки, например «Здоровый сон». Эта добавка включает в себя глицин, гамма-аминомасляную кислоту, триптофан, мелатонин и 4 экстракта – мелиссы, пассифлоры, валерианы и ромашки. Преимущество добавки в том, что она не только стимулирует кровообращение головного мозга и улучшает когнитивные функции, но также стабилизирует цикл сон/бодрствование, помогая высыпаться.

Улучшаем кровообращение головного мозга – витамины

Среди витаминов для улучшения кровообращения мозга можно выделить Витамин В5 (пантотеновая кислота), который необходим для функционирования нервных волокон, деления клеток эпителия и формирования внутренней стенки сосудов. Витамин В6 (пиридоксин) участвует в работе нервной системы, необходим для формирования ряда нейромедиаторов, снижает уровень липидов в крови. Витамин В8 (инозитол) входит в состав защитной мембраны мозговых клеток, стабилизирует липидный обмен, нормализует настроение.

Витамин С (аскорбиновая кислота) нормализует свертываемость крови, стабилизируя кровоток, стабилизирует проницаемость капилляров, является антиоксидантом. Также для улучшения кровообращения мозга полезны комплексы с минералами – фосфором, магнием, селеном и цинком. Все эти минералы необходимы для поддержания жизнедеятельности клеток головного мозга. Примеры таких комплексов – Магний + Витамин В6, Цинк + Витамин В6, Мультивитаминный комплекс 360.

Как подготовиться к сдаче экзамена


Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно темы и разделы будут пройдены.
  • Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно.
  • Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3-4 часа.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. п. ). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.)
  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  •  Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными вопросами, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи!

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимально комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".


Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т.д.)! Именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать их сильные и слабые стороны, понять им свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его),     развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин стресса перед экзаменами – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням.

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!


От чего зависит правильная работа мозга

Оптимальная работа мозга и его здоровье зависит от здоровья организма в целом. Многие люди занимаются фитнесом, своим телом, пытаются в чем-то преуспеть, освоить новые навыки, умения, получить новые знания, не задумываясь о том, что ресурсы мозга тоже ограничены, и о нем тоже надо заботиться. 

У знаменитого писателя Айзека Азимова (он был еще и популяризатором науки) есть интересная книга – «Мозг человека». Большая часть этой книги посвящена тому, как работают гормоны и протекают различные химические и биохимические процессы в кишечнике. Это очень важно, потому что эта тема актуальна последнее время – о том, как связан наш мозг и микробиом кишечника между собой. Здоровый кишечник – здоровый мозг, как бы странно это не звучало. 

Например, большое количество «быстрых» углеводов (т.е. сахара) приводит сначала к всплеску энергии, повышению активности, а дальше происходит резкий спад и человек становится вялым и плохо соображающим. Мало того, в кишечнике вырабатываются те вещества, с помощью которых мозг работает. Это нейромедиаторы. 

А как же быть с утверждением, что мозгу необходимо сладкое? Совсем отказаться от углеводов нельзя. Мозгу необходимы два элемента – глюкоза и кислород. Без них он долго «прожить» не сможет. Гипоксия (отсутствие кислорода) и гипогликемия (резкое падение сахара) приводят к смерти мозга. Глюкоза содержится не только в сахаре, но и во многих других продуктах. Принято разделять быстрые и медленные углеводы. Употребление быстрых углеводов оправдано только тогда, когда у человека повышенная физическая активность. Если такой активности нет, то мозгу всплеск энергии, полученной через быстрые углеводы, вреден. Ему необходима равномерная, постепенно поступающая энергия. 

Что еще можно добавить? Полноценный сон, чтение, поменьше стрессовых ситуаций. Достаточно простые правила, о которых знают практически все. Но как же сложно соблюдать их в обычной жизни!