Как побороть страх вождения автомобиля новичку женщине на экзамен

Как побороть страх вождения автомобиля новичку женщине на экзамен

Содержание

Причины возникновения страха водить машину

Если рассматривать страх как понятие, то эта базовая эмоция несет в себе очень важную функцию. Она сигнализирует об опасности и запускает механизм цепной реакции самосохранения: мозг, получив тревожный сигнал, активизирует выработку надпочечниками гормонов стресса - адреналина и норадреналина, которые и «встряхивают» весь организм.

Далее происходит внешнее реагирование на ситуацию, которое может проявляться по-разному: кто-то поспешно ретируется, кто-то замирает, кто-то начинает паниковать, а кто-то подавляет свой страх и действует дальше. Конечно, если это страх водить машину, то любой из перечисленных методов реакции может привести к фатальному исходу, но предпочтительным все же считаются активные действия.

Рассматривая возможные причины возникновения страха перед вождением, будет совершенно естественным предположить, что больше поводов бояться автомобиля будет у новичков.

Во-первых, они еще не имеют соответствующих знаний и опыта по сравнению с бывалыми водителями. Поэтому реакция на разнообразные дорожные ситуации у них будет не всегда быстрой и правильной.

Во-вторых, в начале своей водительской карьеры на новичка обрушивается огромное количество новой информации при минимуме времени на принятие решения. То есть там, где начинающий водитель еще думает, его опытный «коллега» делает на уровне рефлексов.

Таким образом, почва для возникновения боязни вождения у новичка благодатная. Однако опыт показывает, что и водители с многолетним стажем также могут испытывать страх перед своим уже знакомым железным другом. Чаще всего - после определенного негативного происшествия (аварии).

Основными предрасполагающими факторами для развития страха вождения являются:

  • Собственный неудачный опыт вождения;
  • Негативный опыт других, услышанный от родных, близких, знакомых или увиденный в реальности, в СМИ;
  • Некорректное поведение инструктора по вождению;
  • Сильная привязка к материальным ценностям;
  • Чрезмерное чувство ответственности к своей жизни и жизни других.

Важно! Страху вождения, как и многим другим фобиям, чаще всего подвержены мнительные, неуверенные в себе, склонные к тревожности люди. Поэтому он не всегда имеет рациональное объяснение и реальную «почву».

Разновидности страха вождения автомобиля

В действительности страх ездить на машине - только «верхушка айсберга». Внутри него прячутся истинные переживания, которые мешают человеку найти общий язык с автомобилем. Исходя из этого, выделяют несколько основных видов страхов, которые и формируют чувство боязни управлять машиной.

Страх попасть в аварийную ситуацию

Страх дорожно-транспортного происшествия - лидер списка фобий, которые не позволяют человеку сполна насладиться всеми преимуществами вождения автомобиля. При этом одни переживают, как бы не покалечиться или не лишиться жизни самому, другие опасаются за жизнь своих пассажиров или пешеходов. Есть категория людей (в основном женская), которые панически боятся сбить на дороге животное.

Подпитывать природное чувство страха умереть могут яркие картинки, которые рисует бурное воображение мнительных людей. Подкидывают масла в огонь и зрелищные ролики в интернете, сюжеты в новостях и телепередачах, статьи в газетах, эмоциональные рассказы других. Конечно, не может не сказаться и собственная травма - увиденная или пережитая авария, смерть или увечье близкого человека в результате ДТП.

Примечательно, что боязнь аварии является не только самой распространенной причиной страха вождения, но и самой сильной - полностью преодолеть страх смерти не могут даже самые опытные водители. Не говоря уже о начинающих автолюбителях и тех, кто только планирует ими стать. Поэтому часть из них даже не пытается найти способ, как перебороть страх водить машину, оставаясь в пассивной роли пассажира.

Страх материального ущерба

Боязнь потерять имущество - еще один из распространенных факторов, которые мешают человеку спокойно чувствовать себя за рулем машины. Сам по себе автомобиль - вещь не дешевая, траты на которую не ограничиваются только покупкой. Эксплуатация транспортного средства также требует немалых материальных затрат, не говоря уже о капитальных ремонтах. Тем более после аварий, да еще и не своего автомобиля, если виновником ДТП окажетесь вы.

Такие ситуативные комбинации в мозге практичного человека могут вырисовывать значительные суммы возможного ущерба, из-за чего он так и не решается овладеть навыками вождения. Есть другой вариант интерпретации боязни материальных потерь, связанных с вождением авто, когда повышенное чувство ответственности не позволяет садиться за руль чужого авто.

В принципе страх материального ущерба и страх смерти можно назвать двумя сторонами одной медали, поскольку они имеют одно общее понятие - потеря, убытки. Поэтому они в той или иной степени присущи всем автолюбителям.

Страх утраты контроля

Немало людей не решается управлять автомобилем из-за страха не справиться с ним в какой-то определенной ситуации. Кто-то боится заглохнуть на перекрестке или оживленной трассе, кого-то пугают встречный транспорт и пешеходы, переходящие дорогу.

Есть люди, которые боятся растеряться в автомобильном потоке или не справиться с управлением во время непогоды (ливня, снегопада, гололеда). Многих отталкивает от самостоятельного вождения перспектива внезапной поломки авто.

При этом одних пугает собственная беспомощность, а других - нежелание выглядеть глупо или нелепо в глазах других (попутчиков, водителей других авто, пешеходов и т.д.). В последнем случае бояться чьего-то осуждения или насмешки действительно глупо, поскольку водителями не рождаются - ими становятся. Абсолютно все когда-то были новичками в вождении и совершали ошибки.

Чаще всего в основе такой боязни лежит отсутствие навыков вождения и чувства габаритов автомобиля, а также достаточных знаний о его устройстве. Поэтому самым лучшим способом побороть страх водить машину в этом случае будет практика и время.

Боязнь автомобиля как такового

Есть люди, которые боятся машину в принципе, отождествляя ее с живым агрессивным существом. Они наделяют железного зверя неуправляемым характером, подчинить который человеку не под силу. И именно страх перед этим неуправляемым «чудовищем» делает невозможным содружество человека и авто априори. По мнению людей с таким убеждением, в отношениях «человек-машина» главным является автомобиль.

Такая фобия относится к иррациональным, поскольку все мы знаем, что авто - это механизм, который создан человеком и им же управляется. Хотя большинство владельцев не отрицает тот факт, что их авто имеют свой характер. Но, скорее, капризный, чем агрессивный.

Важно! Очень редко препятствием для спокойного вождения автомобилем выступает только один из вышеперечисленных видов страха. Чаще они идут в комплексе, разбиваясь по значимости.

Способы преодоления страха вождения

Практика показывает, что опытному водителю преодолеть возникнувшие «по поводу» страхи гораздо легче, чем новичку, у которого эти страхи, по большому счету, только «в проекте». Но есть несколько проверенных способов, как свести эти переживания до минимума и найти взаимопонимание со своим авто.

Самые эффективные методы, как избавиться от страха водить машину:

  1. Определенность целей . Прежде чем вступать в борьбу со своим страхом за право свободного вождения, разберитесь со своей мотивацией. Если вы хотите водить машину только потому, что этого хотят или требуют другие (родители, супруг или супруга, близкий человек, работодатель), или просто из желания быть не хуже других, задумайтесь над необходимостью таких мероприятий. В действительности вы либо еще не готовы для управления авто, либо вам это вообще не нужно. Если же ваши цели имеют четкую конкретику (получить хорошую работу, имея права, расширить сферу путешествий, получить независимость и комфортность перемещения и т.д.), шансов перебороть свою фобию и осуществить задуманное гораздо больше.
  2. Практика, практика и еще раз практика . Вождение - это навык, который вырабатывается со временем. Помните, что еще не родился тот человек, который смог бы сразу освоить все тонкости вождения до автоматизма и одновременно контролировать ситуацию на дороге, дорожные знаки, приборы, переключение скоростей и действия педалями. Все это осваивается постепенно, шаг за шагом. Таким образом, чем больше времени вы потратите на освоение этих навыков, тем быстрее почувствуете уверенность за рулем. А значит, у вашего страха будет меньше пищи для роста. Главный совет - будьте настойчивыми и последовательными. Начинайте с автодрома, затем переходите на пригородные трассы. После того как вы почувствуете в себе уверенность расширять ареалы своих возможностей, выезжайте на освоение вечерних малооживленных городских дорог. И только после этого можно пробовать нырять в дневную суету городских автомобильных потоков.
  3. Теоретическая подготовка . Чтобы не растеряться посреди дороги из-за поломки авто, учите его строение и основные возможные неполадки. Знание механики автомобиля - верный способ стать увереннее в обращении с ним. Если вы будете знать и понимать, что и как происходит после того или иного вашего движения или манипуляции, то и поводов нервничать у вас будет намного меньше. Конечно, знания автомеханика дано освоить не всем, но вот самые часто встречающиеся ситуации запомнить можно. Не забывайте правило: «Осведомлен - значит, вооружен». Поэтому изучите самые распространенные для новичков проблемы: трогание с места, торможение, соблюдение дистанции, рядности, ощущение габаритов авто, движение в потоке с другой скоростью и т.п. Не игнорируйте необходимость знания правил дорожного движения. Постарайтесь не просто запомнить их механически, а понять логику этих инструкций. Несмотря на то, что многие уверяют в их бесполезности в условиях городских джунглей, эти правила спасли многие жизни и спасут не меньше. Не ленитесь изучать и запоминать маршруты - это придаст вам большей уверенности на дороге.
  4. Помощь опытного водителя . Если вы хотите подружиться со своим автомобилем, но все еще чувствуете в себе неуверенность во время вождения, не стесняйтесь привлекать к поездкам более опытного в этом деле человека. Во-первых, он сможет подсказать правильное решение в трудной для вас ситуации. Во-вторых, даже ощущение того, что вы в авто не одни - уже придает уверенности. Только выбирайте на роль штурмана человека, который не только имеет опыт вождения, но и отличается спокойным, терпеливым характером. Поскольку известны случаи, когда нервный взрывной «инструктор» надолго отбивал желание садиться за руль.
  5. Дополнительные курсы вождения . Если в вашем окружении нет надежного опытного «второго» водителя или вы настроены именно на профессиональную помощь - запишитесь на курсы экстремального или контраварийного вождения. Можно также просто договориться с инструктором о дополнительных уроках вождения. Чем больше нюансов поведения за рулем в нестандартных ситуациях вы будете знать, тем меньше будет поводов для волнений.
  6. «Маркировка» . Для тех, кто только осваивает навыки вождения, есть специальный знак «Начинающий водитель». Для неуверенных в себе девушек-водителей есть знак «Туфелька». Установите такой знак в своем авто - и остальные водители будут более внимательными и терпеливыми по отношению к вам.

Как избавиться от страха водить машину - смотрите на видео:

Автомобильных страхов не много , и от каждого из них существует противоядие:

  1. Боюсь ездить в машине как пассажир. Особенно на переднем сидении.
    Типичный страх человека, который привык все контролировать. Кстати, присущ многим летчикам, которые ненавидят летать как пассажиры на самолетах, а также не любят аттракционы наподобие чертового колеса или американских горок. Как раз в этом случае за рулем тебе будет намного спокойнее, чем в кресле пассажира.
  2. Боюсь встречного транспорта. Мне все время кажется, что мы не разъедимся.
    Это потому, что ты еще не чувствуешь габаритов автомобиля, как свои собственные. Немного опыта — и ты избавишься от этого страха, который свойственный всем начинающим автомобилистам без исключения. А пока можешь немного подтормаживать, если на двурядной дороге тебе навстречу несется огромный грузовик. Только не забывай при этом посматривать в зеркало заднего вида.
  3. Боюсь, что сделаю что-то не так, и автомобиль выйдет из-под контроля.
    Для борьбы с этим страхом есть одно проверенное средство: изучать механическую часть авто. Звучит скучно, но если четко знать, что происходит внутри машины, когда ты выжимаешь сцепление или давишь педаль тормоза, то страх проходит естественным образом. Но если машина кажется тебе каким-то черным ящиком с таинственными и непостижимыми процессами, которые происходят внутри, открывай инструкцию к своему «скакуну».
  4. Боюсь, кого-то сбить или попасть в серьезное ДТП.
    Записывайся на курсы контраварийного вождения. Как говорят руководители курсов: «В автошколах учат вождению, а мы учим управлению автомобилем». А вообще-то этот страх проходит приблизительно после первых пяти тысяч наезженных километров. Ты осознаешь, что в состоянии контролировать свою машину и предусматривать действия других участников движения.
  5. Боюсь, что остальные водители ненавидят меня, глядя, как я пропускаю все машины на перекрестке или пристраиваюсь в «хвост» трактору, поскольку не знаю, как его обогнать.
    Эмоции других водителей — их личное дело. Если ты не нарушаешь правила дорожного движения, ты имеешь полное право ездить настолько осторожно, насколько тебе подсказывает твой инстинкт самосохранения.

Парное катание

В те счастливые дни, когда ты еще не боялась водить и свободно рулила на второй передаче по родному двору, рядом с тобой сидел кто-то опытный и надежный: папа, инструктор, муж или просто приятель. Ас, который знает о машинах все. И наивно считает, что может передать свои сакральные знания другим. Не может. То есть он, конечно, расскажет тебе, как начинать движение и подтормаживать. И укажет на типичные ошибки. И дернет за ручник, в случае чего. Но он также будет контролировать за тебя ситуацию на дороге. А ты будешь контролировать его и свои действия. Но никак не дорогу. На дорогу тебя просто не останется. Если ты, конечно, не Александр Македонский, который, по слухам, мог руководить сразу пятью полками, причем всеми одновременно и независимо друг от друга.

Начинать ездить без «второго пилота» нельзя. Главное, чтобы он не стал первым. Иначе ты будешь останавливаться не на знак «stop», а на крик инструктора: «Куда ты прешь, ты что, знак не видишь?! « Очень быстро выработается условный рефлекс: делать то, что скажет инструктор, вместо того, чтобы принимать решение самой. А главным заданием будет не столько безопасное движение из пункта «А» в пункт «Б», сколько желание угодить тому, кто сидит с правой стороны.

В этом делу независимый инструктор с большим опытом учебы вождения значительно лучше родного человека с большим опытом просто вождения.

Вы получили права, однако радость омрачена страхом вождения автомобиля. Что делать, если я боюсь водить машину? Как преодолеть психологический барьер, чтобы уверенно чувствовать себя за рулем в любую погоду, ездить по городу в час пик? Эти фразы произнесли до вас миллионы женщин. Сегодня они наслаждаются скоростью, не представляют себя на заднем сиденье.

Если вы получили права, значит, есть мотивация. В 99% желание управлять авто дамы формулируют фразой: «Хочу ездить за рулем одна, не зависеть от расписания общественного транспорта, настроения мужа, всегда и везде успевать». Когда есть намерение, осталось сделать несколько шагов.

С чего начать

Вспомните ситуации, когда было страшно. Боялись идти на первое свидание, сдавать экзамены, ночью одна ходить по городу, но понимали, что вместо вас этого никто не сделает. У каждого есть масса примеров преодоления себя. Получая положительные результаты, испытывали гордость. Сравните полярные чувства, сопоставьте предпринятые шаги. Вождение — рядовое явление, требующее сноровки. Техника, опыт приходят с опытом. Для этого необходимо:

  • сесть в машину;
  • вставить ключ;
  • нажать на газ;
  • несколько дней поездить по пустынным дорогам.

За это время вы не только почувствуете машину, но и наработаете навыки. Дрожание рук, испарина – нормальная психическая реакция на стрессовую ситуацию. Это активизирует инстинкт самосохранения, сфокусирует внимание на дороге. Степень напряжения зависит оттого, как долго раскручиваете фобию.

Расположитесь в водительском кресле, закройте глаза.

  1. Положите одну руку на грудь, вторую на живот. Выполните серию глубоких вздохов-выдохов.
  2. Втягивайте брюшные мышцы и грудную клетку на вдохе, резко выдыхайте, сильно выпячивая живот.
  3. С каждым последующим разом наращивайте темп. Дыхания автоматически перестроится на частый неглубокий ритм, но, чтобы успокоиться, упражнение нужно делать не меньше 2 минут.

Визуализируете конечный результат — создайте новую реальность, где нет места страхам.

  1. Закройте глаза.
  2. Посмотрите на себя со стороны: как держитесь за рулем, переключаете скорости в машине, реагируете на дорожные знаки.
  3. Подумайте о том, что нужно подкорректировать.
  4. Замените негативные моменты положительными.
  5. Внутри себя детально пропишите новый сценарий.
  6. Прислушайтесь к новым ощущениям.

Неважно, в какое время года получили права, но учиться ездить на машине нужно по сухому асфальту с хорошей видимостью дороги. Многие ошибки, допущенные летом, не прощаются на скользкой трассе.

Чтобы не бояться водить, запомните: если сели в водительское кресло, ездить на машине нужно 2 недели без перерыва даже в 1 день! Пусть это будет короткий маршрут, но вам важно привыкнуть к состоянию. Уже после 3 самостоятельных поездок управлять реакций, рулем станет проще. Через 21 день навыки закрепятся в подсознании. Достаточно 2-3 месяцев, чтобы психика адаптировалась к новым условиям, движения дошли до автоматизма.

Когда транспорт является вашей собственностью, оправданий по поводу разбитой фары, зеркала, поломок удастся избежать. Обвинения со стороны мужа сформируют психологический блок. К страху вождения присовокупится чувство ответственности, усиливающее мышечное напряжение. Чтобы избежать подобных проблемы, заранее обозначьте права на авто, простите себя за ошибки. Лучший вариант на начальном этапе — «тренажер» с механической коробкой, дающей представление о принципе движения.

Преодолеваем страхи

Если освоили азы вождения, но боитесь ездить по городу, сосредоточьтесь на том, что смущает. Боитесь не справиться с управлением? Выезжайте вечером или рано утром, в выходные. На первых порах ездить за рулем спокойнее, когда рядом в кресле сидит опытный водитель в лице мужа, но, чтобы избежать раздражительных комментариев вроде «как же ты права получила», лучше оплатить несколько уроков инструктору. Однако если рядом постоянно кто-то будет, пассивное вождение не научит находить решения в сложных ситуациях.

Для начала освойте один маршрут — на работу. Затем сравните количество минут, затраченных при поездке на городском транспорте, сопоставьте разницу. Отметьте реальную экономию времени, а это уже стимул покорять городские трассы.

Следующая схема – дом – магазин – сад или школа. Уясните пути подъезда к зданию, повороты, расположение парковки, запомните дорожные знаки.

Еще один страх – пешеходофобия, однако боязнь наехать на человека имеет много плюсов:

  • не позволит расслабиться за рулем;
  • превысить скорость;
  • научит маневренности.

Отработайте рефлекс торможения при подъезде к «зебре». Каждый раз, не доезжая перехода, сбавляйте скорость. Наличие, отсутствие пешеходов не имеет значение. Закрепите привычку в течение 2 недель. При возникающей опасности нога отреагирует автоматически.

Один из актуальных вопросов автомобильных форумов: «Получила права, хочу ездить сама, но боюсь создать на дороге аварийную ситуацию». Застрахуйте машину. Успокойте себя тем, что авто технически исправно, оснащено средствами безопасности домкратом, запасным колесом, огнетушителем, аптечкой. Блокиратор руля, сигнализация защитят от угона. В случае форс-мажора на просьбу о помощи откликнется опытный водитель. Вступите в клуб «Автомеханик», тогда по звонку приедет специалист, починит машину.

Вливаемся в городское движение

Не обращайте внимания на ироничные замечания со стороны других водителей. Когда они только получили права, опыта у них было не больше вашего. Также глохла, дергалась машина, блокировались двери, сыпались насмешки. При интенсивном движении новичку сложно перестроиться в нужный ряд. Включите поворот, сбавьте скорость, через окно попросите вас пропустить. Мужчины снисходительно относятся к даме за рулем. Не стесняйтесь того, что вы дилетант, спрашивайте других, это подкупает. Они помогут сориентироваться на дороге, решить техническую проблему.

Если взбудоражены, расстроены, движение не продолжайся. Сначала попробуйте успокоить себя вслух: «Я все делаю правильно». Избегайте фраз «Я не боюсь» или «Я не нервничаю». Они воспринимаются наоборот — частичку «не» подсознание не воспринимает. Остановитесь у обочины, воспользуйтесь техникой дыхания, изложенной выше. При форс-мажорной ситуации включите аварийку, заблокируйтесь изнутри, позвоните мужу (другу), попросите совета.

Человек, понимающий причину страха, находит способ его преодолеть. Иногда фобия трансформируется в навязчивую форму, перечисленные рекомендации вызывают только раздражение. Обычно под ним скрываются негативные эмоции, связанные с инстинктом самосохранения. Для их осознания лучше обратиться к психологу.

В наш век высоких технологий и скоростей уже очень трудно себе представить комфортную жизнь без наличия в семье хотя бы одного автомобиля. Гигантские пробки в мегаполисах подтверждают, что сегодня это самое востребованное и популярное средство передвижения. Многочисленные социальные опросы показывают неуклонное желание граждан обладать личным транспортным средством. Но в таком потоке как преодолеть страх вождения автомобиля?

Безопасность - превыше всего

Одного желания купить автомобиль мало. Для безопасной и продуктивной езды в современных дорожных условиях необходимо иметь хороший опыт вождения. От этого очень часто зависит не только жизнь самого автолюбителя, но и пешеходов - таких же участников дорожного движения, как и водители со своими авто.

Довольно часто люди, желающие приобрести автомобиль, сталкиваются с неожиданным препятствием... Это — боязнь вождения автомобиля. Подобное неприятное ощущение возникает по ряду причин, на которых хотелось бы акцентировать внимание в этой статье. Так же, с учетом мнения экспертов в этой области, попробуем разобраться, как победить страх вождения автомобиля.

Типичные боягузы

Популярная психология давно изучила и описала типичные ситуации, связанные со страхом пребывания за рулем. Оказывается, можно найти ответ на главный вопрос, как преодолеть страх перед вождением и боязнь дороги, порывшись в себе.

Условно разделим «боящихся» и их основные страхи и опасения за рулем на два вида. К первому относятся новички, которые только планируют сесть за руль, либо имеют крайне маленький опыт вождения, ограниченный курсами. Ко второму типу отнесем как раз опытных водителей, попадавших в ДТП или другие стрессовые ситуации на дорогах.

Волков бояться - в лес не ходить

Итак, обе группы этих людей объединяет именно страх вождения автомобиля. Нужно отметить, что всякого рода опасения отнюдь не влияют на их желание сидеть за рулем. Все равно в большинстве своем они садятся за руль. Однако длительный стресс боязни вождения может очень печально отразиться на общем психологическом состоянии таких водителей.

Из чего состоят страхи новичков? В основной своей массе они не могут знать реальных опасностей, которые таит в себе дорога. Поэтому их боязнь ничем не мотивирована. Скорее, это неуверенность в своих силах при управлении сложным агрегатом минимум в тонну весом. Она приходит из-за незнания некоторых азов вождения, на которые очень часто не обращают внимания в подготовительных школах.

Начинающим водителям

По мнению экспертов, первое, на что нужно обратить внимание новичков - умение полностью концентрироваться на дорожной обстановке. То есть все действия, которые вы производите в салоне, заставляя автомобиль двигаться, должны выполняться автоматически. Движения рук и ног необходимо четко отработать, чтобы не подключать дополнительное визуальное внимание. Проще всего этого добиться в автомобилях, оснащённых автоматическими коробками передач. Обучение вождению в такой машине позволяет водителю научиться контролировать дорожное пространство, не отвлекаясь на замысловатые комбинации, которые нужно выполнить для переключения скоростей (как это происходит в машинах с механической коробкой передач).

Ещё одна проблема всех начинающих, которая вызывает страх вождения автомобиля, - попытка контролировать все приборы на панели управления. На начальных этапах обучения это абсолютно не нужно, да и на более серьёзном уровне такой контроль необходим лишь частично.

Современные производители автомобилей, находясь в условиях жесткой конкуренции друг с другом и борясь за потенциального покупателя, прикладывают немало сил, чтобы чем-то отличиться в более выгодную сторону. Одной из таких активных конкурентных ниш является обустройство и оформление приборной панели. Чего только не придумывают дизайнеры, чтобы сделать внутреннюю эргономику авто более дружественной. Современная приборная панель переливается разноцветными огнями, графическими изображениями, столбцами нужной и ненужной водителю информации, которая выводится на дисплей бортового компьютера. Все это, безусловно, отвлекает новичка от главного - текущей дорожной ситуации.

В этом случае нужно помнить, что, находясь в учебной машине, вы по умолчанию не можете тронуться в путь с пустым баком или неисправным генератором. Да и скорость вам никогда не даст превысить инструктор, сидящий рядом. Поэтому, как бы вас не отвлекала приборная панель, примите совет бывалых - концентрируйтесь на дороге.

Размер имеет значение

Немаловажным фактором, который вызывает чувство неуверенности в управлении автомобиля, оказывается неправильное восприятие истинных габаритов вашего стального друга. Иными словами, водитель точно не знает, повернете ли авто в узкий поворот, проедет ли между двумя деревьями и т. п. С опытом это ощущение быстро проходит. Тут все дело в элементарной практике вождения. Чем больше вы будете времени проводить за рулем, тем скорее научитесь оценивать расстояния и размеры препятствий. И тогда вопрос, как преодолеть страх вождения автомобиля, останется в прошлом.

Ну и, конечно, чувство страха внушает возможное ДТП. Здесь, как ни банально это звучит, просто необходимо помнить правила дорожного движения и знать разрешающие и запрещающие знаки, а также строго соблюдать положенный скоростной режим. Если принять и понять все описанные ситуации, никакой боязни вождения вы испытывать не будете.

Что делать после аварии

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП, спросите вы?

Здесь однозначных и чётких советов, наверное, нет. Да и мнения людей, которые занимаются психологическими проблемами такого типа, довольно разные. Ведь подобный страх гораздо серьёзней, чем неопытность. Человек прочувствовал реальную угрозу своей безопасности, и последствия пережитого могут остаться в памяти навсегда.

Первое, что нужно рассмотреть, если страх перед вождением приобретён в результате ДТП, это возможность полного или хотя бы частичного отказа от использования автомобиля на некоторое время. Нужно прийти в себя, понять и осознать причины того, что произошло. Лучше всего обратиться за помощью к опытному врачу-психологу.

Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно выйти из этой ситуации, то просто на время станьте пешеходом. Анализируйте свои действия, находясь, как говорится, по другую сторону баррикад. Со временем приходит осознание собственной ошибки и опять тянет за руль.

Есть и альтернативные советы экспертов: провести «работу над ошибками» и продолжать ездить в усиленном объеме, преодолевая появившиеся комплексы. Это своего рода шоковая терапия, которая помогла довольно многим.

Затратно, но эффективно

Принципиально другая, но очень действенная методика под названием «Как преодолеть страх вождения автомобиля» заключается в смене машины, с которой связаны неприятные воспоминания. Очень часто продают «неудачницу» для того, чтобы сесть за руль новой. Этот способ требует финансовых вложений, но, тем не менее, он позволяет избавиться от полученного стресса.

На свете нет абсолютно безопасных автомобилей. Зато есть острожные и опытные водители, которые проездили большую часть жизни без всяких неприятных впечатлений - чего и вам желаем.

Статья о том, как побороть в себе страх вождения автомобиля, психологические приемы для преодоления фобии, рекомендации психологов и специалистов. В конце статьи - интересное видео!

Содержание статьи:

Эта неприятная проблема может стать камнем преткновения не только для начинающих водителей, но и для тех, кто уже водит машину не один год, а значит имеет за плечами внушительный стаж. Ведь причиной возникновения страха вождения автомобиля становится не только отсутствие практического опыта, но и участие в аварии. И в том, и в другом случае становится сложно заставить себя сесть в автомобиль и спокойно поехать по оживлённым городским улицам.

Бытующее мнение, что эта проблема в основном возникает у представительниц слабого пола, не имеет под собой основания. Мужчины также могут быть подвержены этой боязни, с которой порой приходится бороться на протяжении нескольких лет. В таких случаях даже самая незначительная поездка может стать «каторгой». И тут складывается такая ситуация, что и признаться вроде неудобно, но ничего сделать с собой не получается.

Почему возникает проблема боязни управления автомобилем

Поводов для появления боязни может быть много, а потому рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего.

Самым удивительным является то, что, по мнению специалистов, часто причиной страха могут быть родственники, сотрудники или знакомые. Ведь именно от них чаще всего исходят ужасные рассказы о последствиях внезапных поломок, аварий, заносах на дороге, покрытой льдом. У некоторых людей под воздействием этих рассказов, повторяемых многократно, вырабатывается условный рефлекс – машина становится потенциальной опасностью.

И если произошло проникновение этой мысли в подкорку мозга, то для избавления от неё придётся приложить много умственных усилий и накатать большое количество километров.

Ещё одной причиной может стать обучение у неопытного инструктора. У этой причины имеется два аспекта. Первый – некачественное разъяснение пунктов Правил дорожного движения, второй – неправильная организация обучения навыкам вождения. Как первый, так и второй варианты можно назвать «минами замедленного действия», несущими в себе потенциальную опасность.

Если водитель не понял до конца значения того или иного правила, он может проехать под запрещающим знаком и попасть в аварийную ситуацию. Езда с неопытным или недобросовестным инструктором, в качестве которых очень часто выступают родственники или знакомые, сами не имеющие соответствующих навыков, также чревата негативными последствиями, поскольку такой инструктор не в состоянии дать надлежащих объяснений последовательности действий при возникновении определённых ситуаций.

Очень большое влияние на начинающего водителя могут оказывать во время движения члены семьи. Постоянно звучащие команды типа: «не гони, тормози, поворачивай, не обгоняй» и тому подобные уже через двадцать минут могут вызвать состояние ступора. Появляется дрожь в руках, сильно снижается самооценка и возникают сложности с контролем за окружающей обстановкой.

Не так страшен черт, как его малюет мозг

Первая поездка домой через весь город, да еще и в час пик была очень увлекательной и нервной как для меня, так и для товарища рядом. Но ведь все равно стартовать надо было, почему бы не в первый день получения прав?

Товарищ выполнял своего рода роль навигатора по дорожной обстановке, знакам, светофорам и т. д. Фактически управлял моими действиями, пусть и не так навязчиво и плотно, как это делал инструктор. Мне оставалось только рулить и не создавать потенциально опасных ситуаций на дороге.

Запомнился совершенно дикий кайф от езды на Hyundai Tucson после раздолбанного «Ланоса». Вот прямо настоящий «водительский оргазм» в течение часа.

А дальше были приключения, начиная с попыток тронутся с третьей передачи (и я трогался под недовольный рев двигателя) и заканчивая постоянно глохнущей на перекрестках машине. К педалям учебного автомобиля более-менее привык, а вот на Tucson пришлось снова развивать мышечную память на синхронное движение ног.

Кроме того, все время пытался тронуться без газа, что делало процесс очень неспешным. В общем, я прекрасно понимаю, почему сзади постоянно раздавались надрывные сигналы недовольных участников движения.

Чтобы не так сильно их злить, наклеил значок «Начинающего водителя». К слову, это предмет спора — стоит ли давать окружающим водителям знать, что за рулем «чайник» или нет?

Мнения друзей и знакомых разделились. Часть говорила, мол, не стоит, потому что другие водители начнут вести себя некорректно, «подрезать» и всячески показывать собственное превосходство.

Вторая часть, наоборот, заверяла, что будет меньше проблем и разумные водители просто начнут держаться от машины чуть подальше, да с пониманием относиться к заглохшей на перекрестке машине.

Как показала личная практика, желающие поглумиться над неопытным водителем существуют, но их мало. Большинство же участников дорожного движения относятся к новичку с пониманием. Ведь все такими были.

Возвращаемся к «нестрашному черту». В реальности из знаний ПДД самыми востребованными оказались:

  • правило «Помеха справа»;
  • умение преодолевать перекрестки;
  • понимание десятка основных знаков дорожного движения.

А далее уже все дело в мышечной памяти и ощущениях габаритов автомобиля, о чем поговорим далее.

С чем сталкиваются водители после ДТП

Постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – то понятие в медицине, которое объясняет, что происходит с водителем после аварии. Особенно, если она была достаточно серьёзной или у человека есть предрасположенность долго переживать события, «зацикливаться», преувеличивать масштаб происходящего.

Пример ПТСР, не связанный с вождением – «афганский синдром», который переживают бывшие участники военных действий. Или то, что переживают люди после того, как сталкиваются с ситуацией, которая появляется внезапно (ничто не предвещало), развивается интенсивно, реально угрожает жизни и здоровью и при этом полностью выходит за рамки контроля самого человека (от меня ничего не зависит). Например, террористическая атака, природный катаклизм (землетрясение), грабёж.

В результате, спустя какое-то время после того, как ситуация прекратилась, человек начинает терзаться навязчивыми мыслями о том, что произошло, его мысли и сны наполняются картинами этой ситуации, его вера в безопасность и предсказуемость мира разрушена и он совсем не чувствует в себе силы на что-то влиять. Плюс постоянная фоновая тревога – когда реальных причин нет, но подспудно везде чувствуется угроза жизни и здоровью, своей и близких.

В тяжелых случаях, когда доходит до панических атак (внезапно беспричинно накатывающий ужас, страх смерти с сильно выраженной реакцией тела – учащённым пульсом и т.п.) с ПТСР должны работать психиатры и психотерапевты, лечение включает приём седативных и некоторых других препаратов и психотерапию.

С более лёгкими формами ПТСР и просто страхами после аварии можно попробовать справиться самостоятельно.

Бессмертные пешеходы, велосипедисты-ниндзя и те, кто вовремя не включает сигнал поворота

Самые правильные пешеходы — это водители. Потому что они на своей шкуре прочувствовали, что такое переходящий в неположенном месте дорогу человек в темное время суток, когда его замечаешь лишь в 3-5 метрах перед собой.

Водители прекрасно понимают, что нельзя выходить даже на нерегулируемый пешеходный переход, сперва не взглянув по сторонам и не оценив ситуацию. Ведь у машины может и не быть технических возможностей, чтобы вовремя остановиться.

Минимальный тормозной путь движущегося со скоростью 60 км/ч легкового автомобиля на сухом асфальте составляет 20 м (это при резком торможении в идеальных условиях — с новыми шинами и отлично работающей тормозной системой). На мокром — 35 м, на укатанном снегу — 70 м.

Более того, пешеход, являясь участником движения, ОБЯЗАН оценить обстановку, прежде чем переходить дорогу. В теории он может стать виновником ДТП, что определяется экспертами по тормозному пути. На практике обычно виноватым остается водитель.

Поэтому иногда хочется жестоко наказывать граждан, которые, ПОКАЗАТЕЛЬНО НЕ ВЗГЛЯНУВ ПО СТОРОНАМ и при этом разговаривая по телефону, выходят на пешеходный переход. Дорогие мои, вы не являетесь царями и богами пешеходного перехода.

И пусть закон обычно на вашей стороне, даже если виноват пешеход, но вы ведь из мяса сделаны, а машина — из железа! И при столкновении в любом случае пострадает человек. А ведь бывают такие ситуации, что водитель среагировал вовремя, резко ударил по тормозам, да вот только сзади его долбанула другая машина, водитель которой не ожидал такого поворота.

В результате пешеход все равно сбит.

Справедливости ради, стоит отметить другую категорию моральных уродов, уже со стороны водителей. Это те, кто нарушают правила, не останавливаясь у пешеходного перехода, когда другие машины на соседних полосах движения останавливаются.

Очень опасная ситуация (и по этой причине пешеходам надо быть очень внимательными), за создание которой стоит лишать прав и ломать виновникам конечности.

Сам я стараюсь снижать скорость при подъезде к пешеходным переходам, плюс заранее смотрю по сторонам — есть ли там люди, намеревающиеся перейти дорогу.

Готов обнять и расцеловать тех велосипедистов, кто реально пользуются этими жестами. Жаль, что их единицы на сотни безграмотных ездунов.

Велосипедисты — это отдельная категория дорожного геморроя. Уж простите меня адекватные владельцы велосипедов, но как-то очень много неадекватов среди пользователей двухколесного транспорта. Причем, не став водителем, я этого особо и не замечал.

Первое — редко какой велосипедист едет ровно. Его постоянно «штормит» из стороны в сторону, переднее колесо гуляет туда-сюда, гражданина шатает от любого порыва ветра. Того и глядишь, свалится под колеса автомобиля.

Не зря мне инструктор говорил объезжать велосипедиста так, чтобы если тот упадет и прокатится, все равно не добрался до автомобиля.

Второе — для едущих рядом друг с другом велосипедистов (что запрещено правилами дорожного движения) в аду заготовлен отдельный чан. По великому закону вселенского заподла такие парочки встречаются на узкой дороге, где еле две машины разъезжаются. Приходится за ними тормозить и пропускать движущийся на встречу транспорт, после чего издалека объезжать «редисок». И не посигналишь ведь им, того и гляди свалятся с испугу под колеса.

Третье — очень часто сталкиваюсь в темное время суток с велосипедистами, на которых не то, что одежды со светоотражателями нет, там даже простейшие катафоты отсутствуют. Что уж о «мигалках» говорить. Это настоящие ниндзя на двух колесах, которых замечаешь лишь в последний момент в ярком свете фар. Вот у таких неплохо бы вообще конфисковать их велосипеды, да штрафовать жестоко за создание аварийных ситуаций.

Напоследок вспомним любителей включать сигнал поворота в последний момент или не включать его совсем. Такая проблема бывает у новичков, но буквально за месяц практики у меня работа с сигналом поворота дошла до автоматизма.

Но если ты видишь резво несущегося и дерзко обгоняющего толпу автомобилей гонщика, чуть ли не трущегося в процессе боком о соседей, который затем резко тормозит перед носом и поворачивает (без сигнала), значит у человека явно проблемы с головой. И с законом. А может быть с лампочками.

Возможно утрирую или культура водителей в городе не очень, но сталкиваюсь с нежеланием людей заранее включать сигнал поворота (за 50-100 м) практически каждый день, что печально. Ведь это банально тоже мышечная память. Заставь себя осознанно включать повороты хотя бы неделю, и потом все будет происходить автоматом.

Сопровождающий.

Если вы не уверены в своих способностях, вам нужен сопровождающий на первое время на несколько пробных выездов.

Потому что вы, скорей всего, будете паниковать и психовать. Если этим будут заниматься оба, ничего хорошего не получится.

Разумеется, это должен быть опытный водитель, который не первый год за рулём.

Теперь подумайте, кто из ваших знакомых обладает таким характером и при этом захочет вам помочь?

Если ответ: никто, тогда лучше искать среди профессионалов, которые этим зарабатывают на хлеб.

Найти инструктора по вождению можно двумя путями:

  1. через конкретную автошколу;
  2. в частном порядке по объявлению или рекомендации.

Плюсы платного инструктора:

  • Инструктор не имеет права на вас кричать, психовать, раздражаться.
  • Терпеливо объяснять чайникам как водить машину – это его работа, следовательно, скорей всего, он умеет делать это хорошо.
  • Вы получите столько уроков, сколько нужно в то время, которое удобно именно вам.

Минус:

Только один: это платная услуга, поэтому финансовые затраты неизбежны.

Как бы то ни было, это явно стоит дешевле ваших нервов, как если в качестве инструктора выступит неуравновешенный муж, брат, отец.

И дешевле ремонта машины, как если вы сразу сядете за руль самостоятельно без надлежащей подготовки.

Мне очень повезло: в качестве инструктора у меня был муж. Он очень спокойно, но твёрдо руководил всеми моими действиями на дороге в первое время. Терпеливо объяснял все нюансы дорожных ситуаций и правил. Ни разу не повысил на меня голос, что было, наверное, очень сложно.

Его помощь была просто бесценна. Только благодаря его вере в меня я захотела снова за руль и благополучно вожу машину сейчас.

Вы должны стремиться к такому же отношению к вам, чтобы не отбить у себя желание снова сесть за руль.

Но семьи у всех разные, и многим моим подругам в этом плане повезло меньше, потому что характер их мужчин я бы не назвала уравновешенным, а отношение ко второй половине – всегда любящим и деликатным.

Если вы сомневаетесь, что муж не начнёт кричать на вас за рулём и хвататься за голову, лучше не искушать судьбу.

В таких случаях правильным будет не обострять ситуации и не давать лишнего повода для раздражений, ссор и скандалов. Проще заплатить профессионалу, тем самым сохранив семейную гармонию и нервы.

Как я сдавала на права

Я получила водительские права в 18 лет по настоянию папы «на всякий случай, чтобы были».

Экзамен на ПДД сдала с первого раза, попав при этом в 10 процентов счастливчиков из нашей группы.

Как мне это удалось, до сих пор не знаю.

Теорию я, разумеется, выучила на отлично.

Элементы на автодроме были отработаны до автоматизма.

Но вот сам город с инспектором ГИБДД за спиной помню как во сне.

Пыталась улыбаться, сильно вроде бы не косячила, и как-то всё само получилось.

В те времена возможности выбора механики и автомата не было, был только первый вариант. Как же меня раздражали все эти рычаги!

Частенько глохнешь на перекрестке, не сумев поймать сцепление, катишься назад на горке при попытке тронуться с места. Брр!

Преодоление страха – первый этап

Начинать нужно прежде всего с преодоления страха перед дорогой.

После длительного перерыва многим водителям начинает казаться, что они забыли полностью основы управления автомобилем, поэтому снова сесть на место водителя и взяться за руль они решаются не сразу. Ещё хуже, если перерыв в водительском опыте был вызван аварией: испуг, вынудивший водителя отказаться от управления автомобилем, со временем может превратиться в панический страх.

Именно поэтому психологи советуют: после аварии возвращаться на дорогу в качестве водителя необходимо как можно скорее.

Преодолеть страх непросто, но всё же сделать это можно. Для этого необходимо:

  1. Осознать, что с небольшими авариями, которые не влекут за собой значительных финансовых затрат или жертв, хотя бы однажды в жизни приходится сталкиваться всем, кто управляет автомобилем. Не стоит переживать из-за того, что, вероятно, было неизбежным.
  2. Понять, что страх появляется у любого, кто пережил подобную ситуацию, поскольку это – естественная реакция организма на стресс. Нельзя позволять страху стать хозяином твоей жизни.
  3. Проанализировать ситуацию, найти тот момент, который стал причиной аварии, посоветоваться со специалистом о том, как необходимо поступать в подобных ситуациях.
  4. Потренироваться на автодроме с инструктором в выполнении того элемента, который поможет в будущем избежать подобных аварий. Довести свои умения до автоматизма, чтобы не бояться совершить такую же ошибку.
  5. Нельзя укорять себя за случившееся. Все действия водителя в момент аварии исходят из его навыков и опыта. Необходимо просто принять случившееся и убедить себя в том, что подобная ситуация больше не повторится.

Первое ДТП

Ну как ДТП, скорее неприятный казус, в ходе которого я отделался царапинами на пластике и чуть теранул бок (не до грунтовки, можно заполировать), а сосед — лишь легким испугом.

А дело было так…

В первый день, как получил права, приехал я счастливый домой и воткнул машину в самый угол дворовой парковки. Ускакал домой. Через час выхожу с супругой и детьми для поездки в ближайший магазин (надо же тренироваться), да не тут-то было!

Сосед поставил свою машину перпендикулярно моей. Расстояние приличное — пара метров была, то есть опытному водителю выехать не проблема, даже задом. Но я ведь не опытный.

В общем, разворачиваясь, сочно приложился боком Tucson к соседскому Renault Duster. Жена выскочила из машины и сразу убежала. Я дождался соседа, после чего разобрались без привлечения дополнительных инстанций. Маленькую вмятину человек выровнял в гараже сам, а краска на Duster даже не поцарапалась — крепкий оказался.

Больше столь серьезных происшествий не случалось, но пару раз я маленько таранил препятствия «кенгурятником» и фаркопом, да еще умудрился сесть днищем на бордюр. Но, опять же, без последствий.

Хотя, как сказать «без последствий»…

Добравшись до СТО и решив все сделать «как надо», пришлось поменять пару передних амортизаторов (один из них потек), пару тормозных дисков с колодками (еще два недавно менял предыдущий хозяин), все фильтры, моторное масло, сцепление, плюс провести ряд других работ.

В части проблем было явно виновато мое отсутствие водительского опыта и варварское обращение с автомобилем (включая езду в лесу по лютому бездорожью, когда заблудился), часть же из них связана с почтенным возрастом машинки (2007 года она). Ее большой плюс в относительно дешевом обслуживании. Практически полное обновление ходовой и расходников обошлось в лишь цену добротного китайского смартфона.

Собственно, с этим и связан выбор первого автомобиля, чтобы, так сказать, комфортно научиться ездить и не разориться при этом на обслуживании. Плюс формат кроссовера с клиренсом в 20 см и пластиковым обвесом по всему борту тоже способствует более-менее спокойной езде новичка.

С другой стороны, еще дешевле было бы ездить на «Жигулях» или стареньком «Ланосе», но о комфорте тогда можно вообще забыть. А СТО пришлось бы посещать намного чаще, на что нет ни лишнего времени, ни желания.

Водить способен каждый, только не каждый об этом знает

Во время прохождения практики с инструктором, несколько раз катался с другими учениками, а если точнее, то ученицами. Обычно мы забирали следующего на очереди человека в удобном для него районе города, после чего он вез меня домой.

Все три леди очень сильно переживали за рулем вплоть до классической ситуации «Бросить руль, закрыть глаза и громко кричать». Каждая говорила, что не сможет водить, но в итоге проблем нет ни у кого, насколько я знаю.

В чем подвох?

Все дело в мышечной памяти и развитии ряда возможностей мозга. Помните историю об освоении слепой печати? В вождении работают те же самые механизмы, только мозжечок запоминает движения рук, ног и головы, а не лишь пальцев.

Задница же, видимо, запоминает габариты автомобиля, потому что их ощущение сложно передать как-то по другому… Шутка :). Это тоже работа мозга.

С практикой удается набирать текст вслепую, когда мысли в голове магическим образом через пальцы преобразуются в текст на экране, и ты об этом даже не задумываешься. Аналогично и с вождением автомобиля.

Все дело в практике. Отъездишь определенное количество часов, начнешь управлять машиной автоматически, даже на ручной коробке передач.

Опытные водители говорят о покрытии 3000 км, прежде чем начнешь более-менее комфортно себя чувствовать за рулем. Судя по личной практике, так и есть.

Как преодолеть страх

Конечно, оптимальным способом будет признать проблему и отправиться за поиском профессиональной помощи: сходить на консультацию к психологу, взять пару уроков в городе под присмотром инструктора.

Но если возможности ограничены, помогать себе придётся самостоятельно.

Основные моменты:

Нельзя после произошедшего бесконечно упрекать себя в произошедшем. Даже если в аварии были виноваты вы, достаточно компенсировать ущерб для пострадавшей стороны и сделать выводы на будущее. Если же вы бесконечно выискиваете, что можно было сделать иначе и корите себя за аварию, это только усугубляет ваш страх вернуться за руль.

Без признания того, что страх существует, избавиться от него не выйдет. Страх – это нормальная базовая эмоция, которую испытывают и люди, и животные. Это не стыдно

Но чтобы действительно справиться со страхом вождения после ДТП, нельзя рассказывать окружению браваду, покрываясь втихаря холодным потом при мысли проехать по определённому маршруту, а пойти ему навстречу.

Очень важно не делать перерыв в вождении больше суток. Тут как с парашютистами: если при прыжке у них не открывается основной парашют, а только запасной, они исправляют ситуацию и снова выполняют прыжок

Только так можно перебороть страх на уровне тела и поведения – а там и психика подтянется. В противном случае, избегая опасности (поездок), мозг будет блокировать возможность реально справиться с ситуацией, преодолеть её. Вот в этом моменте как раз и вероятно развитие ПТСР.

Полдня позора и права в кармане

Учить ПДД — та еще задачка, несмотря на интерес к теме вождения и готовность вкладывать время и силы ради возможности стать действительно мобильным.

Все-таки автомобиль дает огромную свободу в передвижении и очень экономит время. Не говоря о комфорте, особенно в дождливые сезоны.

Меня хватало на 15 минут более-менее сосредоточенного изучения брошюрки с правилами дорожного движения. Обычно занимался этим вечером после теоретических занятий, пытаясь закрепить пройденную тему.

Спустя 15 минут мозг просто отказывался воспринимать мелкий шрифт текста и иконки дорожных знаков, глазки слипались и тело впадало в спячку.

Что-то в голове, конечно же, откладывалось, чему отчасти причиной был преподаватель, действительно качественно «разжёвывавший» материал, но оставался страх: «А как же я все это запомню, чтобы использовать в реальных условиях вождения?».

А еще вспоминались первые уроки вождения, когда ты сосредоточен только на дороге и своих конечностях, крутящих, баранку, дергающих рычаг коробки передач и жмущих на педали. Столько действий сразу, что мозг просто был не способен воспринимать еще и дорожные знаки.

Спустя десяток учебных вылазок в город стало проще — знаки я уже замечал, но среди всех воспринимал лишь таблички «Главная дорога» и «STOP». Остальные никаких ассоциаций в мозгу не вызывали, ибо черепушка и так была перегружена одновременными действиями, которые ей приходилось обрабатывать.

Все это добавляло волнений перед экзаменами. Реальность же оказалась чуть лучше, чем я себе ее представлял.

Сдать теорию в спокойной обстановке класса оказалось довольно просто, ведь мозг не отвлекался на вождение. Хотя одну ошибку из двух возможных все-таки допустил.

Что касается практики, мне достался легкий отрезок так называемой экзаменационной трассы. Да и попал я среди первых «личинок водителей», так что настроение у экзаменатора пока еще было хорошим. В общем, волновался до дрожи во всех конечностях, но смог собрать себя в кучу и проехать без ошибок.

Через несколько часов после успешной сдачи экзаменов получил права, сел в свою машину и поехал, чем дико удивил инструктора.

По его словам, крайне редко новички с первого дня начинают водить автомобиль. Даже при его наличии. Обычно примеряются неделю, две, месяц, катаются по двору или безлюдным местам и лишь потом с опаской выезжают в город и то во времена отсутствия там массового движения.

Я же ломанулся домой в тот самый час пик, хотя под боком был опытный товарищ для подстраховки. Он же меня и привез в сервисный центр ГАИ для получения прав.

Советы по вождению.

  • Разумеется, стоит практиковаться на своей машине, чтобы привыкнуть к ней и прочувствовать механизмы.
  • Не стесняйтесь вешать на машинку восклицательный знак, предупреждающий остальных водителей о том, что вы – новичок. Если вы растеряетесь на дороге или нечаянно кого-то подрежете, к вам, скорей всего, отнесутся снисходительно, а не со злостью.
  • Для начала лучше попробовать выезжать в выходные дни или в вечернее время, когда не так много машин.

Лучше выбирать спокойные и тихие улочки.

  • После того, как вы будете чувствовать себя чуть уверенней, нужно поездить с инструктором по тем маршрутам, по которым вы планируете ездить потом одна (работа – дом — работа, дом – магазин, дом – парикмахерская и т.д.).
  • Обязательно отработайте с инструктором навыки парковки перед домом, рядом с торговыми центрами и т.д.
  • Обязательно отработайте навык реальной заправки бензина на бензоколонке.
  • Выясните у инструктора, что нажимать в случае ливня или если запотевают стекла.
  • Первое время надевайте специальную удобную обувь на плоской подошве и с фиксированным задником.
  • Чтобы чувствовать себя уверенней на дороге, обязательно приобретите качественный видеорегистратор, например, HD Smart , который защитит от мошенников на дорогах и незаконных штрафов.

Верьте в себя и берегите себя!

С вами была Лена Жабинская, пока-пока!

Испытание верхнего уровня и чуть пониже

Когда немного осваиваешься с вождением, возникает дикое желание испытать другие машины. С одной стороны, это классный стимул стремиться к чему-то более крутому в будущем и хорошо для этого зарабатывать. С другой стороны, возможность порадоваться за тот автомобиль, которым владеешь в текущий момент.

Так, удалось покататься на Infinity FX35 с 3,5-литровым двигателем V6 и АКП — восторг, особенно от автоматической коробки передач и мощи автомобиля. Правда, жрет бензин он совершенно бессовестно.

Затем поездил на Lexus IS с турбированным бензиновым двигателем и АКП. Быстрый и резвый, хотя подвеска на фоне Tucson очень жесткая. Плюс постоянно упирался головой в потолок, да и вообще с трудом забрался за руль.

Напоследок удалось оценить крутой, пусть и не новый внедорожник Mitsubishi Pajero Sport 2006 года на 2,5-литровом «дизеле». Неубиваемая подвеска (местные «лежачие полицейские» просто не замечает), большой багажник и… на этом восторг закончился.

Неудобные сиденья (не смог под себя настроить), очень вялый разгон, тугие педали. Да все там оказалось тугое. Как говорит мой хороший друг, давший порулить машинкой: «Мицубан — это могучий трактор в форме внедорожника. Он хорош для выезда на природу и покорения дремучих мест, но не самый комфортный в городском цикле».

После Mitsubishi Pajero Sport я еще сильнее полюбил свой хоть и тоже старенький (2007 года) но практически пересобранный Tucson с мягкими педальками, удобными креслами и отзывчивой ручкой переключения передач.

Тем не менее, заболел новыми гаджетами и все чаще ловлю себя за просмотром видео о разного рода автомобилях. Более того, в мыслях уже подбираю будущего четырехколесного друга.

iPhones.ru

Продолжаем автомобильный банкет, в ходе которого опытные водители пустят скупую слезу ностальгии, а будущим покорителям баранки и автобанов будет интересно узнать, что же их ждет в процессе освоения искусства вождения.

Как не бояться водить машину после аварии

Авария — это серьезный стресс. А иногда и сверхстресс: все зависит от того, что именно случилось. Если в результате аварии пострадали вы сами, были ранены или погибли другие люди — это может причинить серьезную психологическую травму.

Справиться с этим поможет качественная психотерапия. Где и как ее можно получить — читайте дальше в статье.

Почему я боюсь водить, а другие — нет? Глубинные корни страха.

Даже среди новичков далеко не каждый спросит, как перестать бояться ездить за рулем. Далеко не всех посещает такой страх. Так почему одни люди боятся сесть за руль, а другие — нет?

Большинство страхов (в том числе и страх вождения) несут в своей основе фундаментальную, корневую эмоцию — страх смерти. Во всей полноте ее испытывают люди со зрительным вектором психики. Такие люди наделены большим эмоциональным диапазоном с рождения. Еще в детстве у них могут проявляться самые разные страхи — темноты, монстров, животных или насекомых. Позже, по мере взросления, страхи постепенно «конвертируются» в любовь и сопереживание. И уже с детства вместо того, чтобы бояться, мы жалеем и жучка, и паучка, и бездомного котенка. Зрелый человек испытывает сострадание к другим людям.

Но даже у тех, кто вроде бы перерос детские страшилки, в основе эмоциональной сферы лежит все та же корневая эмоция — страх смерти. В стрессовых ситуациях страх может захлестнуть человека.

А ведь сесть за руль — это значит взять ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь попутчиков. От тебя также косвенно зависит и жизнь других людей: пешеходов, других водителей. Это немалый стресс для носителя зрительного вектора: ведь именно для таких людей человеческая жизнь является максимальной ценностью.

В этом случае крайне важное качество — стрессоустойчивость. Если во всех сферах жизни вы ощущаете полное психологическое благополучие, то вождение — это преодолимый стресс

Проблемы начинаются в том случае, когда в эмоциональной сфере зрительника и без того есть некие проблемы, например:

Если во всех сферах жизни вы ощущаете полное психологическое благополучие, то вождение — это преодолимый стресс. Проблемы начинаются в том случае, когда в эмоциональной сфере зрительника и без того есть некие проблемы, например:

  • у вас бывают вспышки неконтролируемых эмоций;

  • вы часто испытываете перепады эмоциональных состояний, склонны к истерикам;

  • у вас есть другие страхи, помимо страха водить;

  • вам не понаслышке знакомы панические или тревожные состояния;

  • вы страдаете от эмоциональной зависимости или никак не можете адаптировать разрыв эмоциональной связи со значимым человеком (развод, расставание, смерть близкого).

Такие признаки говорят о том, что страх вождения только верхушка айсберга. А суть в том, что ваша психика в зрительном векторе фиксирована, «застряла» в состоянии страха. Причиной могли стать самые разные психотравмы, даже те, что произошли еще в детском возрасте.

Поэтому, чтобы на самом деле избавиться от негативных ощущений, нужно точно понимать, что за ними стоит.

Топографический кретинизм

С трудом запоминаю маршруты и слабо ориентируюсь даже в своем маленьком городе. Пока освоился с основными направлениями движения, а в остальных случаях использую навигатор — величайшее изобретение для автомобилистов.

Но с каждым месяцем чувствую, как в голове постепенно формируется карта города и рано или поздно я над своим «Топографическим кретинизмом» одержу победу. Благо, компактные размеры Чернигова этому способствуют, а вот как народ без навигаторов ориентируется в крупных городах — ума не приложу.

Недавно решился на самостоятельную поездку в Киев — это просто какой-то муравейник с огромными дорогами в четыре полосы, где машины несутся со скоростью 80-100 км/ч, от которых во все стороны идут сотни ответвлений, круговых развязок и так далее. Опыт получился интересный, но пару футболок в процессе я сменил. Слишком уж волновался и потел.

Убить страх за рулем авто

Расскажу свою историю преодоления страха перед вождением. Начну с того, что я закончила курсы 20 лет назад, и так случилось, что за руль не садилась ближайшие 15. Сразу после автошколы пошла в декрет, а потом еще раз. А потом и возможность купить машину улетучилась.

Сто раз говорила «ни за что». Но жизнь расставила все по своим местам, переехали жить в частный дом с нерегулярным транспортным сообщением. До ближайшей маршрутки – 30 минут ходьбы через лесок. Летом то ничего, а зимой жутковато. Пару раз походила пешочком. Вот я и вспомнила, что у меня права в шкатулочке лежат. Задумалась о покупке машины.

Начался первый этап моей борьбы со страхом. Пока изыскивала средства, да кредит оформляла, пробовала с мужем покататься. Из этой истории вынесла серьезные выводы, что лучше самой, полегонечку-потихонечку, но без нервных срывов😉.

7 шагов по преодолению страха – личный практикум

Итак, приобрела машину,  поставила себе цель через месяц доехать самостоятельно до работы.

Сначала оплатила 3 занятия с инструктором на своей машине. Он мне сказал, молодец, все умеешь, знаки помнишь. Чего бояться то? Вперед и с песней!

Одно дело в школе с инструктором, когда он страхует на специальной машине дублирующими педалями. Другое дело на моей. Он просто корректировал общий курс. И больше проверял, что выветрилось, а что осталось из моих знаний.

Инструктору легко, а мне не очень:). Потрясая руками, спрашивала мужа каждый день: ну как перебороть страх перед вождением автомобиля? Он только посмеивался. Тогда придумала свою систему.

Шаг 1

Первый раз выбрала маршрут, по которому буду тренироваться. Дорога пустынная, но асфальтированная, в глубине дачных участков. Первый раз со мной на разведку поехал муж. И я при нем попробовала. Но потом — сама, сама.

Шаг 2

Каждое утро я в 5-30 утра уже была за рулем. Этакая утренняя гимнастика для настроения. Больше никто сумасшествием не страдал, поэтому я была в гордом одиночестве. Доезжала до места, и 30 минут, можно сказать, осваивала свой собственный автомобиль.

Где что включается, как работает, как он слушается меня. Надо сказать, что через месяц я поняла, что легкого поворота руля достаточно для маневрирования, не надо делать никакие усилия. Хотя все равно ездила, вцепившись двумя руками в руль.

Кроме прямой езды – осваивала разные трюки – сдавала назад, с поворотом, без. Отмечала себе стоп-линию палочкой. Тормозила или наезжала на нее. Изучала габариты, подправляла зеркала под себя. Заставляла в них смотреть, особенно в левое боковое )).

Ездила утром, потому что машин практически не было, светло. Да и немаловажно – нервная система не расшатана рабочими моментами. На все про все  у меня уходило 40 минут – час, от силы.

Шаг 3

Перед тем как двинуться дальше дачных участков, нарисовала на бумаге себе путь до работы. Специально поехали с мужем, я на пассажирском сидении. Отметила все знаки, которые встречаются на пути. Зарисовала повороты – пометила время в пути и скорость.

Шаг 4

Через месяц, так же рано утром, но в субботу  я поехала на работу. Ночь повторяла знаки и правила дорожного движения.  Конечно, было страшно. Но, во-первых я убрала страх, что не справлюсь с машиной. Она меня за месяц прекрасно слушалась. Помню отчетливо свой опыт: руки мокрые, спина прямая, как палка, глаза, наверное, выпученные ))

Как побороть страх вождения автомобиля новичку женщине быстро

Шаг 5

Этот шаг можно уместить в 4. Или совместить. Когда я ехала на работу, то проговаривала каждый шаг вслух. Повернуть направо, светофор – красный. Осторожно, тормози. Честно признаюсь, ехала со скоростью 40 км. В час. Самое важное в конце пути – так же громко и вслух похвалить себя, а дома и наградить какой-нибудь вкусняшкой.

Доехала я до места работы практически без машин. А обратно до дома – уже появились автомобили. Но перебороть животных страх перед вождением удалось. Конечно, домой приехала с мокрой спиной, но впереди была суббота и отдых.

Ту же операцию я провела и в воскресенье утром, и даже после обеда рискнула доехать до ближайшего магазина.

Шаг 6

В понедельник  случился беспрецедентный по смелости шаг – я осмелилась на работу самостоятельно. Коллеги, наблюдая эту эпопею со мной, только подначивали: «И как тебе удалось справиться со страхом вождения?».

Поехала я совсем рано, в 6-30. Охранник только удивленно поднял глаза.

Шаг 7

Это был самый страшный день в моей жизни. Домой то надо ехать. Конечно, я посидела лишний часочек на работе, подождала, когда уменьшатся пробки, но от обратной дороги не отвертишься. Это и сыграло положительную роль в моем превращении из труса-новичка в просто новичка.

Села, завела машину, и поехала.  Дорога уже известная – целых 3 раза туда-сюда каталась J. Медленно не поедешь, встроила в поток. Пару раз не включала поворотник. Но потом поняла, что это нехорошо, но не смертельно. А потом, когда таких забывчивых видела на дороге, то очень им сочувствовала.

Как итог, приехала  сама. И произошел щелчок тумблера в голове – страх стал потихоньку улетучиваться.

Итог

Через 3 месяца – ушел панический ужас и «скрюченные на руле пальцы», а через полгода отпустило напряжение.

Конечно, мне как женщине, новичку за рулем, полностью перебороть страх удалось только через полгода. Однако первичный ужас и скованность ушла через 3 месяца.

Потом настал период эйфории – ура я за рулем! Я могу! Где-то скорость стала превышать, где чуток обгонять пободрее.

Но однажды, на волне «Я могу» — тихо-тихо вписалась в бампер впереди стоящего авто на кольце. Просто не соблюла дистанцию. Конечно, попала на бабки. И потом, еще раз: лихо сдавала назад – тиранулась о новенький такой, красивенький автомобильчик. Надо сказать, что добровольные «штрафы» меня быстро вылечили от самоуверенности на дороге.

Этот период «детских болезней» водителя бывает практически у каждого новичка. Надо отнестись философски к этим мелким неприятностям и делать выводы. Самое главное, все свои недочеты разбирайте потом тщательно, лучше обговаривая с опытными водителями, как нужно было себя повести.  Этот печальный опыт, видимо, дается для недопущения серьезных аварий.

Поэтому, через 6  месяцев, когда я прошла все стадии взлетов и падений,  напряжение, наконец, отпустило меня.

Вообще надо сказать, самоирония и юмор очень помогают избавиться от страха перед вождением машины.

3 рекомендации психолога, как преодолеть страх за рулем

А теперь расскажу психологические советы:

  1. Один из самых важных моментов в борьбе со страхом это самонастрой. Скажите себе перед первым открыванием дверцы своего автомобиля, что будете спокойно реагировать на все, чтобы не произошло. У меня, так, кстати, и получилось: в машине я спокойна к внешним сигналам (не равнодушна, а именно спокойна). Кто бы ни бибикал сзади или сбоку, или крутил пальцем у виска – применяю правило «Чужое мнение ко мне не липнет, а остается под колесами».

Объясните это вынужденное спокойствие самосохранением, что в нервном состоянии – ухудшается реакция, а это чревато серьезными последствиями. Как ни странно, именно таким внутренним шантажом мне удалось раз и навсегда  оставаться уравновешенной в любой ситуации. (Хотя по жизни, вне руля – это не всегда работает))

В период адаптации, я, активно укрепляла свой эмоциональный фон и внимание всеми возможными способами, даже на онлайн-тренажерах играла, и курсы по управлению эмоциями проходила на ресурсе Викиум.

  1. Повесьте знак ученика на стекло. По правилам, это никак не облегчает жизнь новичкам, однако чисто психологически – очень даже. Другие участники движения, видя знак «чайника», тщательнее соблюдают дистанцию и понимают, что могут быть разные сюрпризы.

Как побороть страх вождения автомобиля новичку женщине быстро

  1. Не ставить в начале своего освоения водительского опыта сложные задачи. Ну не надо щемиться в узкие промежутки между машинами задом. Поставьте машину подальше от торгового центра с забитой стоянкой и пройдитесь пешком 3 минуты. Думайте не только о своем поведении, но и о том, как может себя повести машина, если ее припарковать, например, на склоне.

Советы на размышление

Есть советы не ездить с музыкой. Я бы не стала так категорична, для кого-то музыка служит успокаивающим фактором, тогда почему нет. Хотя включила ее только месяца через 3, когда малость пообвыкла за рулем.

Также встречается совет не сажать за первое пассажирское сидение уже опытных водителей. Тоже рекомендация на «подумать». Для меня однозначно были случаи истерии моего мужа, а потом я предложила пешком добираться до дома или скотч на рот😉. Хотя скажу честно, первое время он мне сильно помог советами, главное, не кричать. Ну, уж, и Вы, договоритесь об отсутствии резких слов.

Есть мнение, что если бросить человека в воду, то он научиться плавать. Так и в этой истории: садитесь и езжайте долго и подальше. Лично я, не сторонник жестких методов. Хотя есть доля вероятности, что после вынужденного марш-броска, любой новичок, перестанет бояться садиться за руль. Мне нравится плавный  и щадящий подход. Со всякими мысленными уговорами и жизнеутверждающими аффирмациями (много примеров здесь).

(Дай Дорогу Дураку)

Есть такое правило 3Д —  Дай Дорогу Дураку. Всегда есть тот, кто очень спешит. Или тот, кто просто считает свои долгом Вас «сделать». Ну и флаг ему в руки, барабан на шею. Не надо ловиться на этот крючок: «Кто кого». На дороге это может быть смертельно опасно, не только для двух «бычков», но и для других.

На дороге, кроме Вас огромное количество участников. Вы можете отвечать за свои действия, поэтому учитесь, оттачиваете свое мастерство. Но никто не застрахован от дураков на дороге. Прежде чем выйти из машины, смотрите в зеркало, не мчится ли кто-то, соблюдайте дистанцию, не вступайте в безумные игры.

И не надо нервничать и кричать в ответ 🙂

Как побороть страх вождения автомобиля новичку женщине быстро

А как научиться позитивному мышлению и радоваться жизни каждый день, можете почитать в отдельных статьях.

Что делать, чтобы перестать бояться вождения?

Чтобы перебороть свой страх вождения автомобиля, стоит понять, чего именно вы боитесь – и поработать над этим моментом.

Чаще всего волнение у женщин-новичков вызывают довольно типичные мысли – почти все, кто впоследствии стали уверенными водителями, прошли через эти опасения.

  • Страх того, что автомобиль «не послушается»

То есть, новичкам иногда кажется, что машина может не отреагировать на какое-то действие управляющего ею человека или отреагировать не вовремя – и поэтому нужно каждое действие производить с большим приложением силы, чтоб уж наверняка…

А в результате – женщина начинает «метание» на дороге, предпринимает внезапные, преждевременные или запоздалые действия, которые сбивают других водителей… Это устраняется только одним способом – практикой. Нужно «выездиться», почувствовать конкретный автомобиль, ощутить, какое усилие для  него нужно…

  • Боязнь пропустить знак или нарушить правило

Следить за знаками, конечно, важно. Если поначалу сложновато их отслеживать, практикуйтесь там, где знаков меньше – на не очень загруженных улицах с минимумом перекрестков или вообще на трассах за городом. Потом «обкатайте» какие-то повседневные для вас маршруты, чтобы не высматривать знаки, а уже помнить, где какой.

  • Страх попасть в аварию по чужой вине

Перебегающие в неположенных местах пешеходы, неадекватные водители – все эти моменты имеют место, но панически бояться чего-то такого каждую секунду не стоит. Доведите до автоматизма навык наблюдения за зеркалом дальнего вида и сами не совершайте резких непредсказуемых действий – это минимизирует риски.

  • Опасение самой создать аварийную ситуацию

Хорошо изученные правила дорожного движения плюс хорошее «чувство автомобиля» — это залог того, что вы навряд ли попадете в аварию по собственной вине. То есть, важно действительно выучить ПДД (не лишь бы сдать на права и забыть!) и хорошо попрактиковаться в самостоятельной езде, чтобы руль и педали были «продолжениями рук и ног». Если очень боитесь – не выезжайте из гаража в плохую погоду, в сильный снег, гололед или туман.

  • Стеснение, страх осуждения от других водителей на дороге

Из-за этого абсурдного страха многие новички, а женщины особенно, даже не приклеивают букву У на свое авто. Хотя в цивилизованных странах эта отметка, что за рулем новичок, наоборот, мотивирует других водителей в потоке быть аккуратнее и не лихачить, и уж тем более – не начинать скандалить и осуждать.

К сожалению, в нашем обществе женщина-новичок – все еще какая-то стереотипная «макака с гранатой», которую «матёрые волки» не упускают случая как-то обидеть, нахамить ей… Но если такое происходит – то обычно это проблема другого человека, а не ваша. И стоит быть самой чуток наглее и пофигистичнее – это именно тот случай!

Как побороть стресс?

Опытный инструктор Роман Копылов говорит, что выработал свой метод настраивать клиентов на экзамен:

“Это клиент говорит, что идет на экзамен. Но при подготовке к экзамену я говорю, что экзамен ты сдаешь прямо сейчас - тратишь время, нервы, деньги. А в день, когда ты пойдешь в Департамент шоссейных дорог, ты пойдешь за правами”.

Он проезжает с учеником последний урок вождения прямо перед экзаменом, чтобы настроить психологически:

“Кого-то нужно успокоить, усыпить, улыбаться с ним. Кого-то надо буквально в туалет сводить. А кого-то, наоборот, нужно накрутить. Это дает хороший результат, наверное, в 70% случаев. Когда человек начинает верить в себя, а не в экзаменатора, не в погоду, не в приметы, не в инструктора, а только в себя”.