Как перестать бояться экзаменов в музыкальной школе

Как перестать бояться экзаменов в музыкальной школе

Как не волноваться перед экзаменами? Советы опытного экзаменатора

Так все думают.

Что делать?
Брать в союзники главного врага — самого учителя. Какими бы ни были сложными ваши отношения, он всегда пойдёт к вам навстречу, если вы обратитесь к нему за помощью по поводу его предмета. Просите его давать дополнительные задания, всё, что угодно. Во-первых, вам это поможет реально помочь, учителю виднее, где у вас проблемы в знаниях. Во-вторых у вас наладится контакт, вы будете меньше нервничать на его уроках, а он — перестает придираться. Ты выровняешься и забудешь об этой проблеме вообще. Условие одно: заниматься и выполнять всё, что задаст учитель. Сами понимаете.

Проблема №5: "Я всё учил(а), знал(а), а когда вызвали отвечать — забыл(а)"
Ну что же, вы встретились с такой взрослой проблемой, как страх публичных выступлений. Волнение, мысли о том, что на тебя смотрит весь класс и преподаватель, лишают вас уверенности в себе. Голова становится пустой, ни одной мысли ни приходит на ум. Но к вечеру вы готовы рассказывать текст страницами, не сбиваясь, и оказывается — вы всё помните. Всему виной — страх публичных выступлений и неправильная подготовка.

Что делать?
Всё очень просто — вам не стоит учиться в одиночку. Разобрались в материале, выучили что-то, решили задачу — молодец. Вам нужно сразу кому-то это рассказать. Так вы поймёте, что из материала уяснили хорошо, а что не очень. Вашими помощниками станут родители и ближайшие друзья. Кстати, если они же — твои одноклассники, вы отлично поможете друг другу — слушая один и тот же материал друг от дружки, вы дополнительно запоминаете его.

Вот все и позади! Выпускники 2011-го, в том числе и я, сдали экзамены и уже наслаждаются отдыхом и летом. Прошел целый год напряженной работы, страхов, переживаний, бессонных ночей. От одного только слова «ЕГЭ» бросало в дрожь.

В последний месяц слышать его приходилось раз десять в день. Многочисленные разговоры вокруг этого экзамена пугали, нагнетали панику, порождали неуверенность в себе. Единственное желание – сдать побыстрее. Уже не важно, с каким результатом, лишь бы сдать, перейти порог. Не было времени даже купить выпускное платье. «Сейчас не до этого!» – заявляли многие, а в последние дни перед балом сломя голову искали себе наряд. Именно эти ощущения охватывали и меня. Но были одноклассники, которые особо не переживали. «Прорвемся!» или «Все мы сдадим!» – говорили они. И действительно, прорвались, весь класс получил аттестаты!

Страшнее всего идти на первый экзамен. После бессонной ночи я отправилась сдавать литературу. Оказалось, все не так ужасно. Получив экзаменационные бланки, все вздохнули с облегчением. Почти не удавалось переговариваться друг с другом, да и знакомых в аудитории не оказалось.

Как не бояться экзаменов

Надеяться пришлось только на себя. И остальные экзамены прошли «как по маслу». Единственное, что волновало, – объявление результатов. Узнали баллы спустя 10-12 дней после ЕГЭ. А по некоторым предметам – лишь только на выпускном вечере. Это как если больной придет к врачу, ему измерят температуру, но не поставят диагноз, пока не измерят ее у всех больных и не высчитают среднюю.

Кто-то, как я, доволен результатами, а кто-то сетует на себя или на всю систему образования. ЕГЭ сегодня уже является делом совершенно привычным. После сдачи всех экзаменов у меня коренным образом изменилось к нему отношение (раньше я видела в ЕГЭ только минусы). Что касается русского языка, то я считаю экзамен идеальным. По математике, по мнению многих одноклассников, необходимо заменить некоторые задания на более легкие. Какой смысл давать задания, которые не только медалисты, но порой и сами учителя решить не могут?

Один из самых значимых плюсов ЕГЭ – возможность абитуриентам из маленьких городов поступить в лучшие вузы страны. Экзамены нужно сдавать только раз – в школе, таким образом, в середине июня уже все свободны.

Противники ЕГЭ в основном говорят о необъективности результатов и невозможности оценить реальные знания учащихся по тому или иному предмету. Что касается тестовых частей, то здесь можно дать правильный ответ методом «тыка». В особенности критиковали ЕГЭ по литературе. Одноклассники в один голос заявляли, что литература – творческий предмет, а экзамен убивает творчество, мешает абитуриентам раскрыть все способности. Проверка сочинений вообще очень субъективна. Ученики, у которых нестандартное мышление, собственный взгляд на многих героев книг и их поступки, на ЕГЭ могут просто провалиться. Почти все знакомые мне филологи разделяют эту позицию. Мой учитель литературы, например, считает, что экзамен должен проходить исключительно в устной форме.

Следует также отметить, что времени почти никому не хватает. Я была свидетелем того, как девушка написала все пять заданий в черновике, но два из них не успела переписать в экзаменационные бланки. Как это обидно! А еще я не согласна с тем, что сертификат с результатами действителен всего лишь два года, затем необходимо опять сдавать экзамены.

С появлением новой итоговой аттестации выпускников появились надежды, что коррупция в стране исчезнет. Но разве в практике ЕГЭ отсутствуют мошенничество и подтасовка результатов? Стоит вспомнить историю, произошедшую в этом году в Москве, где студенты МФТИ сдавали экзамен по математике за школьников. А сколько аналогичных случаев, о которых ничего не известно?

На мой взгляд, главный минус экзамена – это стресс, которому подвергается большинство тех кто его сдает, а также родителей.

Одним словом, чего больше у ЕГЭ – плюсов или минусов, сказать сложно. Вероятно, система будет модернизироваться, и годы покажут, насколько она эффективна. Единственное напутствие, которое мне, как человеку, сдавшему экзамен, хочется дать будущим одиннадцатиклассникам – не бойтесь ЕГЭ! Не слушайте учителей, которые вас запугивают, говорят, что вы не сдадите. Сдать – реально, только нужно приложить максимум усилий.

ЕГЭ в Ставропольском крае.

Фото: Александр ЦВИГУН

Кристина ГАЗАРЯН

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если вас преследуют кошмары или вы не можете спать по ночам, волнуясь о грядущем ЕГЭ или ОГЭ, то эта инструкция поможет преодолеть вам ваши страхи!

1
Прежде всего разберитесь в себе. Почему вы чувствуете тревогу?

Как перестать бояться сложного экзамена?

Вы плохо подготовлены и боитесь плохо сдать экзамен? Быть может, виной всему шумиха, раздуваемая прессой? Возможно, вы хотите оправдать надежды родных, возложенные на вас? Или преследует чувство, что именно сейчас решается ваша судьба?
В любом случае ваш страх оправдан и не стоит себя корить за него. Ведь все нервничают перед самыми важными событиями в жизни: перед свадьбой, рождением ребенка, первым выходом на работу. Страх — помощник, помогающий осознавать важность события, которое вот-вот произойдет с вами. Вам приходилось, наверное, слышать, как люди, испугавшись, развивали невиданную скорость, пролезали в очень узкие щели, взлетали одним махом на высоту своего роста. Поэтому не стоит стремиться избавиться от страха вообще: как и все, что дано нам природой, он имеет свое назначение и полезен.
2
Накануне экзамена постарайтесь расслабиться. Хорошо отдохните: сходите на прогулку с друзьями, помедитируйте или посмотрите комедию. Возможно, вам на пользу будет разговор с родными, которые расскажут о том, как они сдавали экзамен, поделятся своими впечатлениями, опытом, советами. Если вдруг вы чувствуете, что страх парализует, и вы не можете ни о чём другом думать, то лучше поговорите с родителями. Возможно они предложат более эффективные средства для преодоления страха.
3
Игнорируйте или даже избегайте людей, которые склонны поднимать панику по поводу этих экзаменов. Жизнь есть после ЕГЭ и ОГЭ! Это доказано наукой и миллионами тех, кто их сдал! А раз так, то у вас будет бесчисленное количество возможностей изменить, исправить, улучшить свои результаты. Подумайте о том, что экзамен лишь одно из многих испытаний в вашей жизни, которые были и будут.
4
Обязательно хорошо выспитесь накануне экзамена. Постарайтесь перед ЕГЭ или ОГЭ позавтракать, но не слишком плотно. Будьте в хорошем расположение духа, настройтесь на победу!

Теги:егэ, огэ

Главная → Психология

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

В каких случаях возникает?

Сдача экзаменов и тестов не очень приятная процедура, но это является неотъемлемой частью нашей жизни. Уже в детском саду дети должны учить стихи или играть в спектаклях. Позднее начинаются различные проверки, во время которых оцениваются наши школьные или профессиональные знания. У многих людей подобные проверки вызывают страх. Похожие ощущения могут спровоцировать и ситуации, не связанные со сдачей экзамена или проверкой навыков. Например, для некоторых людей спросить в общественном месте, где находится туалет, является самым настоящим испытанием. Представители различных видов искусства, например, актеры, перед выступлением испытывают беспокойство, у многих возникает так называемая боязнь сцены.

Как проявляется?

Паническая фобия сцены проявляется по-разному. Под действием страха изменяется душевное и физическое состояние, реакции и действия человека. Страх тесно связан с чувством незащищенности и повышенной раздражительностью. Тело напрягается, затылок становится ригидным, человек плохо спит. Людям, испытывающим страх, трудно сконцентрироваться. Их мысли как будто блокируются, они ничего не замечают или просто-напросто забывают все, что выучили. Часто люди, стремясь не думать о предстоящем серьезном тесте, принимают успокаивающие лекарства, а нередко и алкоголь. Каждый человек переживает боязнь экзаменов или сцены по-своему. Кроме того, нередко люди, ожидающие тех или иных жизненных испытаний, опасаются абсолютно разных вещей. Одни боятся готовиться к экзамену, другие — самой проверки, третьи — экзаменатора. Чаще всего люди опасаются, что не сдадут экзамен, не верят в свои силы, стесняются.

Боязни сцены и экзаменов можно «научиться». Если родители испытывали сильное волнение перед экзаменами, то страх может проявиться и у ребенка, который подсознательно будет следовать их реакциям и поведению.

Причины развития фобии

Многие люди перед экзаменом или публичным выступлением испытывают страх, и это естественно. Однако иногда чувство страха настолько велико, что человек, несмотря на хорошую подготовленность, не способен ясно мыслить и действовать. Страх словно парализует человека. Как правило, человек боится не самого экзамена, а его последствий. Он беспокоится о том, как его знания и умения будут оценены экзаменатором, публикой или критиками. Страх усиливается и в тех случаях, когда преувеличиваются значение и последствия предстоящего экзамена или выступления. Перед экзаменом человек должен попытаться избавиться от мрачных мыслей и ориентироваться исключительно на хороший результат и успех. Ведь не секрет, что сегодня неспособность справиться с работой приравнивают к катастрофе. Подавить чувство страха может помочь воспоминание о самом грустном событии в жизни. Если вы подумаете, например, о последствиях страшной катастрофы, то поймете, что неудача на экзамене — это еще не конец света.

Какие эмоции способен испытывать человек? Согласно К. Зарду, существует 10 основных эмоций: радость, заинтересованность, возбуждение, удивление, грусть, злость, презрение, страх, стыд, чувство вины.

Страх перед экзаменом — как преодолеть

Большинство из них проявляются уже в грудном возрасте. Некоторые психологи рассматривают любовь как отдельное чувство, другие утверждают, что «это сочетание радости, заинтересованности и возбуждения».

Как побороть свои страхи?

  • В первую очередь необходимо научиться воспринимать страх как нормальное явление.
  • Очень хорошо подготовиться к экзамену.
  • Необходимо выяснить для себя истинную причину боязни выходить на сцену.
  • Подумать, какие аргументы могли бы помочь успокоиться.
  • Как только возникнет сильное волнение, необходимо все время думать только о хорошем.
  • Если Вы не можете побороть свою боязнь, то поговорите с друзьями или обратитесь к психологу.
  • Надо научиться воспринимать страх как явление, которое помогает совершенствоваться.

Другие статьи по теме:

Боязнь летать, авиафобия

Боязнь высоты

     ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

     Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.

     Если ты думаешь про себя: "У меня слабая память!", "Я неспособна к математике!" или "Я этот экзамен не сдам никогда!", то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать. 

 
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ? СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Начнем с утверждения, что экзамен — это попросту проверка того, что ты умеешь… С ответа самому себе на этот вопрос, очень важный вопрос, надо начинать подготовку к экзаменам.I этап.Определи для себя, что ты умеешь и чего не умеешь прежде всего для того, чтобы не повторять всего подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего "умениями "неумения".II этап.Составь план повторения Подготовку к экзаменам лучше всего начать за два месяца перед началом экзаменов. При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. Неделю перед экзаменами предназначь для просмотра планов, конспектов, которые-конечно же! — ты составлял в ходе повторения материала.III этап.Третий этап подготовки к экзаменам состоит в том, чтобы ты спокойно и решительно ничего не делал. Это значит: за день перед экзаменом, также в дни самих экзаменов не повторяй уже ничего. В этом нет необходимости, это может тебе только навредить. Твои знания должны иметь хотя бы один день времени, чтобы "уложиться " в голове.Итак, в чем же разница между ежедневной подготовкой к урокам и подготовкой к экзаменам?1. Ты должен усвоить на память большое количество материала, значительно больше, чем при подготовке уроков на каждый день.
2. По этому материалу учитель не спрашивает тебя по "горячим следам", ты должен это делать сам или с другом.
3. В целом ты не изучаешь что-то новое, а только повторяешь, вспоминаешь то, что когда-то учил.
4. Если ты чего-то не понимаешь, имеется возможность, чтобы тебе объяснили в классе.

 
 КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

     Общее правило: на экзамен надо приходить в такой "форме", в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг "спортсмена" должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:

1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3.

Социофобия: лечение, симптомы и причины возникновения

Страх, как естественная защитная реакция, сохраняет нам жизнь. Как это происходит Вы сможете легко и доступно узнать из первого бесплатного занятия на Psycholounge.net. Защитная система при помощи своих датчиков – глаз, ушей, кожи, рецепторов ротовой полости, сложного механизма измерения баланса внутри организма – следит за каждым реальным изменением, происходящим вокруг и внутри организма, и реагирует на изменения. Отметьте: реагирует на реальные изменения!

Как побороть социофобию: определяем причины

Каждое расстройство страха – это реакция охранной системы на МЫСЛЬ. При социальной фобии мысли связаны со страхом сделать что-то неправильное, смешное, несуразное. Так, одновременно со врожденной защитой, параллельно создаётся новая система защиты, во многом слабее и «заточенная» на сигнал: «Социальные контакты опасны! Избегай их!» (Если у Вас есть подозрение на наличие у Вас социальной фобии, пройдите для начала самотестирование на странице тестов, затем перейдите на бесплатное занятие и далее – на страницу «Cоциофобия лечение»).

Социофобия: как бороться со страхом?

У этой системы расстройства страха есть своя логика, которая возникает после определённого опыта, испытания сильного страха. При социальной фобии – это страх унижения. Социальная фобия в дословном переводе – это страх перед обществом, перед его негативной оценкой. Как и каждое расстройство страха, социофобия имеет свою предысторию, а это значит, что у всех, страдающих симптомами социофобии, есть нечто общее в биографии. Это чаще всего длительный процесс умаления ребёнка родителями, отказ в любви, «потому, что ты плохой мальчик/плохая девочка», психологическое насилие, буллинг или моббинг (социальная изоляция, психологическое преследование, манипуляции) в семье старшими братьями и сёстрами или одноклассниками/одногруппниками.

Такой опыт не проходит бесследно для защитной системы человека. Она начинает понимать, что любой социальный контакт несёт опасность. Эта защитная схема социофобии начинает потихоньку распространяться на все возможные социальные контакты, включая телефонные звонки, письма и e-mail. При этом возникают типичные физические следствия страха – симптомы социофобии:

    •         повышенная потливость;
    •         чувство жара или холода;
    •         внутренняя тревога;
    •         учащённое сердцебиение;
    •         покраснение кожи;
    •         озноб;
    •         дрожание рук;
    •         заикание;
    •         проблемы с памятью и многие другие.

Типичное поведение – изнурительная подготовка к социальному контакту. Уже за несколько дней до предполагаемого события человек «проигрывает» бесконечное количество раз предстоящий контакт, выбирает подходящую одежду, чтоб не было заметно, что он потеет, заучивает наизусть тексты, чтоб не забыть их содержание. Иногда страх может быть таким сильным, что вызывает даже панические атаки. После контакта страдающие социальной фобией начинают часами анализировать своё поведение после выступления, интервью, телефонного разговора, экзамена, выискивая всё новые и новые ошибки.

Чтоб не проживать этот бесконечный кошмар, страдающие социофобией люди начинают избегать социальные ситуации, а если это не удаётся, то создают целую систему так называемых вспомогательных действий, чтоб не пережить ожидаемый(!), а не реальный социальный позор. Их может быть огромное количество, более подробно Вы сможете ознакомиться с ними в программе: «Социофобия лечение» на Рsycholounge.net. Если коротко о самых основных, то это медикаменты, алкоголь, группа поддержки из друзей и подруг.

Как бороться с социофобией?

Лечение социофобии и избавление от страха требует особенного подхода. Важно знать, что сама система защиты при этом нарушении запускается почти не осознаваемыми мыслями-каруселями. Именно они рисуют жуткие картины предстоящего.

Если вначале моей работы психиатром-психотерапевтом в Швейцарии, а это было более 20 лет тому назад, социальные фобии выявлялись только при детальном обследовании обратившихся за помощью, а сами страдающие были среднего возраста и старше, то сегодня с вопросом: «Как лечить социофобию?» обращаются школьники, гимназисты, студенты, и они в курсе своего диагноза.

В день экзамена

1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе "кусок не лезет в горло", нужно обязательно хоть немного поесть. Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы — дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота... Так недолго и в обморок упасть.

2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит "взбадривать" себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также 1-2 банана, горсть изюма и фруктовый молочный коктейль.

3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка. Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи.

4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!

Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.

Как побороть страх перед экзаменом: полезные приемы

1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: "Ничего не знаю! Ничего не помню!". Постарайся направить свои мысли в другое русло: "Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо".

2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: "Я расслабляюсь и успокаиваюсь", синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова "я" и "и" следует произносить на вдохе, а слова "расслабляюсь" и "успокаиваюсь" — на выдохе.

Можно также проговорить про себя:

  • "Я спокоен и уверен в себе"
  • "Моя память работает хорошо. Я все помню"
  • "Я могу доказать, что много работал и все выучил"

Аутотренинг — эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.

3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: "У меня все получится, в нужный момент я все вспомню".

4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: "Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!". Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не "заразиться" их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.

5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.

В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.

6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.

Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.

При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.

Уровень стресса значительно повышается на устных экзаменах, когда решающее значение имеют и психологическая устойчивость, и владение речью, и умение правильно построить свой ответ и продемонстрировать свои знания. Несколько меньше стресс на письменных экзаменах, в том числе и на ЕГЭ.


Поведение на письменном экзамене

  1. Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе "Стоп!" Это слово нужно произнести вслух как команду.
    Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: "Я спокоен", "Я легко отвечу на все вопросы", "Я все знаю".
  2. После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания.
  3. Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
  5. Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл.
  6. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  7. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

От музыки до геологии

В Японии самые длинные школьные дни в мире. Конечно, это считая вместе с внеклассными занятиями, которые проходят при школе. Еще с начальной школы, помимо стандартного набора: математика, государственный язык, музыка, физкультура, труд, дети также постигают навыки традиционного каллиграфического письма и развиваются в сфере искусств.

В средней школе к привычному для нас набору предметов добавляется освоение музыкальных инструментов. Старшая же школа рассчитана на подготовку учеников к поступлению в университет. Японские школьники изучают как современный, так и древний государственный языки, социологию, этику, экономику и политологию, а так же геологию и ремесла, помимо стандартных предметов школьной программы.

Клуб по интересам

Определенным удобством японской образовательной системы является то, что все кружки и внеклассные занятия находятся в здании школы. Более того, являются частью учебной программы. Выбор у детей достаточно широкий: боевые искусства, каллиграфия, танцы, музыка, вплоть до клубов юных техников или художественных студий. Ученики ездят на соревнования, получают награды и совершенствуют мастерство, словом, имеют возможность развиваться так же, как и наши дети в платных внеклассных кружках.

Суть комплекса отличника

Если в детстве ребенку внушали, что он должен быть лучшим во всем, получать только отличные отметки по всем предметам, успевать и в общеобразовательной, и в музыкальной, и в художественной, и в спортивной школе, у мальчика или девочки может сложиться комплекс отличника. Повзрослев, вместо того чтобы подружиться с собой, такие люди продолжают предъявлять к себе завышенные требования.

Сначала человек стремится быть впереди всех, чтобы порадовать родителей, а потом старается все делать идеально по привычке. Неудивительно, что неудачи или даже незначительные промахи могут вызвать сильное расстройство, стресс и панику у индивида с комплексом отличника, в то время как другой человек на его месте просто пожал бы плечами и продолжил бы свой жизненный путь.

В подсознании обладателя синдрома отличника засела идея, что его нужно постоянно оценивать — другим или себе — и что только по результатам таких вот экзаменов он может рассчитывать на любовь, признание и уважение или нет. Такие люди склонны к сомнениям в собственной правоте, неуверенности в себе, заниженной самооценке, рефлексии и самокопаниям.

Носители комплекса отличника даже не допускают мысли, что достойны всех благ сами по себе.

Как уменьшить состояние стресса перед экзаменом

То, что любой экзамен – стресс, известно с незапамятных времен. Волнуются все – и отличники, и двоечники. Полностью погасить стрессовую составляющую экзамена невозможно. Ее можно только уменьшить, свести к минимуму.

Как это сделать?

  • Во-первых, нужно задуматься (в хорошем смысле этого слова) об экзамене заблаговременно. Много лет занимаясь подготовкой учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ко мне обращаются за помощью буквально за полтора-два месяца до нее, когда что-то поправить уже весьма проблематично.
  • Во-вторых, продолжать суммировать и накапливать уже имеющиеся знания по предмету. Здесь и поможет так часто ныне упоминаемая мотивация, которая к старшим классам должна трансформироваться от «хочу» к «надо» (пусть даже вынужденное). Здесь максимальную поддержку ребенок может и должен получить именно в семье. При всем уважении к огромному количеству педагогов, продолжающих честно и практически бескорыстно (кроме столицы) выполнять свой профессиональный долг, глупо скрывать, что наплевательское отношение к труду учителя со стороны власти не отражается на мотивации самого учителя и не порождает апатию, а часто и полное равнодушие последнего.
  • В-третьих, выработать грамотный и правильный подход к решению самих экзаменационных заданий по тому или иному предмету. Например, по русскому языку, решая наиболее сложные задания, использовать имеющиеся знания для исключения заведомо неправильных ответов, повышая тем самым вероятность правильного.

Все три упомянутые обстоятельства на самом деле тесно связаны между собой, а потому и разрешаются вместе. Причем третье больше относится к вопросу методологии и предназначено скорее для «натаскивания» на экзамен, чем на освоение предмета.