Как пересказывать текст на устном экзамене по русскому языку

Как пересказывать текст на устном экзамене по русскому языку

Содержание

10 способов выучить русский язык

Русский язык — самый распространенный из славянских и 6-й по общему числу носителей. Поэтому многие стремятся выучить русский язык для работы и карьерных перспектив, некоторым он нужен для образования, а кто-то хочет лучше узнать русскую культуру.

В этой статье мы дадим Вам 10 дельных советов, которые помогут в изучении русского и сделают этот процесс интересным и увлекательным.

1 — Начните с самого простого

Первый шаг к тому, чтобы выучить русский язык – освоить его алфавит. Кириллица, в отличие от латиницы, имеет в своей основе греческую азбуку. Из-за этого многие буквы хоть и похожи, но означают другие звуки, а некоторые и вовсе уникальны.

Так, например, русская буква «Р» аналогична английской «R», а русская «Н» не что иное, как английская «N».

Если с самого начала уделить достаточно времени алфавиту и основам фонетики, то дальнейшее изучение многих аспектов языка станет легче и будет продвигаться гораздо быстрее.

Для обучения чтению хорошо подойдут детские сказки, их список можно найти в Википедии. Они написаны простым и правильным языком и легки для понимания. Такое чтение поможет Вам прочувствовать основы языка, научится красиво и правильно строить предложения. Более сложные вещи лучше оставить на потом.

2 — Повторение — это мать учения

Так гласит старая русская пословица. Клейте листочки с русскими названиями на предметы мебели, технику, посуду и все, что Вас окружает во всех местах, где проводите много времени: дома, в офисе, в машине. Это поможет всегда держать новые слова перед глазами и, со временем, запомнить их, не прибегая к скучному заучиванию.

3 — Записывайте все

Не стоит всегда надеется на свою память. Особенно, если Вы в другой стране и все, что Вас окружает это, зачастую, новые явления. Всегда держите под рукой записную книжку, или мобильный телефон, в котором вы сможете быстро и удобно делать заметки. В конце каждого дня просматривайте свои записи, среди них безусловно найдется то, что стоит запомнить.

Рекомендуем использовать специализированные блокноты для записей, в которых заранее на листы нанесена удобная разметка. Так Ваши записи всегда будут структурированы и удобны для последующего восприятия.

4 — Всегда оставайтесь в контакте

Источник: https://www.learnrussianineu.com/ru/10-sposobov-viuchit-russkij-jazik

10 отличных тестов по русскому языку на все случаи жизни (и правила)

Читать «Грамотность на „Меле“», конечно, весело и полезно, но ещё веселее (и так же полезно) — проходить наши грамотные тесты. С помощью Карлсона, Дубровского, Чиполлино и других литературных героев проверяем, как у вас дела с запятыми, глаголами, «н» и «нн», дефисами, ударениями и много ещё чем.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Сложный тест от Карлсона: проверьте, правильно ли вы ставите запятые

Выловить лишние запятые бывает непросто. Особенно если читать предложения с выражением, так, что запятые можно ставить хоть после каждого слова.

Обращение, лжевводные слова, необособленные деепричастные обороты и ещё пару сотен поводов ставить (или не ставить) лишние знаки.

В следующий раз, когда рука замахнётся на очередную запятую, вспомните, что переизбыток запятых бывает намного хуже, чем их отсутствие. А проверяет вашу пунктуацию упитанный мужчина в самом расцвете сил (и Астрид Линдгрен, конечно).

Пройти тест

Знайка или Незнайка: помните ли вы, как употреблять глаголы

Вторая беда после запятых в мире русского языка — неправильное употребление глаголов. Не то чтобы их ставят не к месту или не по смыслу. Скорее путают простейшие формы «пишете» или «пишите», «едете» или «едите», «будешь» или «будишь».

Особо находчивые ребята умудряются ещё придумывать и несуществующие глаголы. «Плакаешь», «щипет», «ложить», «придти», «ехайте» — никогда не говорите и не пишите так.

Чтобы найти ещё пару-тройку неправильных глаголов — скорее проходите наш тест от героев «Приключения Незнайки» Носова.

Пройти тест

«Раненый» или «раненный»: сложный тест на знание «н» и «нн» от Дубровского

Правило на «н» и «нн» — одно из самых сложн (н)ых и запутан (н)ых в орфографии русского языка. Для каждой части речи десяток своих правил и ещё больше исключений, но разобраться вполне реально. С тем самым Дубровским, которого вы, скорее всего, проходили в 5 классе на литературе, объясняем, как пишется «н» и «нн» с разными частями речи.

Пройти тест

«Вафель» или «вафлей»: Чиполлино проверяет, как у вас со множественным числом

Все, кто учил иностранные языки, знает, что у некоторых слов множественное число образуется нетипично или его попросту нет.

Русский язык, конечно, тоже не обошёлся без исключений, особенно когда нужно поставить слово в родительный падеж множественного числа.

Баклажанов или баклажан, макарон или макаронов, чулок или чулков, сабель или саблей — после теста от Чиполлино и других героев Джанни Родари вы без труда образуете множественное число. Даже от слов «дно» и «шило» (нет, это не «дны» и «шилы»).

Пройти тест

Тест от Волшебника из страны Оз: найдите слова, которые вымогают у нас запятые

В Microsoft Word автокорректор хоть порой и подчёркивает предложения зелёным цветом с намёком, что со знаками всё не очень хорошо, но обычно делает это бесполезно и без варианта «как правильно».

Мы не раз рассказывали о лжевводных словах (это когда после определённых слов ужасно хочется поставить запятую, но делать этого не нужно).

Вместе с жителями страны Оз проверяем, разбираетесь ли вы, когда «однако», «оказывается», «вообще» и другие хитрые слова действительно нуждаются в запятой, а когда пытаются вас обмануть.

Пройти тест

«Неспроста» или «не спроста»: помните ли вы, как писать «не» и «ни» с разными частями речи

Главный конкурент «н» и «нн» по сложности — только правописание «не» и «ни» с разными частями речи. Причём проблем тут несколько: решить, что вам нужно — «не» или «ни», а потом ещё определить — слитно писать со словом или раздельно. Главное, не через дефис. Винни-пух, Пятачок и Ко проверяют, сможете ли вы приручить все отрицательные частицы.

Пройти тест

«Потихоньку» или «по-тихоньку»: кот Матроскин проверяет, как у вас с дефисами

Очень часто дефисы появляются совсем не в тех словах, в которых нужно. А там, где на самом деле нужно, почему (-)то теряются. Вряд-ли, по-тихоньку, кое-как, пол-кота — что-то из этого точно пишется не через дефис, а может быть, даже всё. Чтобы раз и навсегда запомнить ответ на трилемму «слитно, раздельно или через дефис», мы вспомнили Успенского и любителей деревни Простоквашино.

Пройти тест

Слитно или раздельно: как вы пишете слова, в которых чаще всего ошибаются

С запятыми и глаголами всё более-менее понятно — ошибаются многие и в самых разных словах. Составить аналогичный список для орфографических ошибок сложнее.

Мы внимательно изучили поисковые запросы к «Яндексу» и узнали, правописание каких слов чаще всего проверяют пользователи: Воистину воскресе, замужем, впоследствии, ненадолго и другие слова, заставляющие нас писать их не так, как хотел бы Розенталь.

Пройти тест

Оксю́морон и апостро́ф: проверьте, правильно ли вы говорите по-русски

Ударение — больное место даже грамотно пишущего человека. Вот он идеально выводит все сложные орфограммы и безупречно расставляет запятые, а в устной речи у него «дОговор», «квАртал», «тортЫ» и «дЕньгами».

А ещё ведь есть слова повышенной сложности, вроде «феномен» и «одновременно».

Ещё один наш суперполезный тест, который поможет правильно расставлять все ударения и при этом не ударить в грязь лицом при устном разговоре.

Пройти тест

Глагол или причастие: тест «Мела» и «Яндекса» по русскому языку

Жить со встроенным автокорректором на телефоне стало очевидно гораздо проще (а иногда и очень неловко).

Но на экзамене по русскому языку школьникам приходится самим вспоминать, как пишется то или иное слово. Мы вместе с «Яндекс.

ЕГЭ» решили проверить, помните ли вы, когда не надо ставить запятые, что такое словообразование и грамматические ошибки, как склоняются числительные и правильно ставить ударения.

Пройти тест

Только самые полезные и весёлые карточки о правописании — в телеграм-канале «Грамотность на «Меле“». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Источник: https://mel.fm/test2/9708624-10_literacy

Несколько правил, как выучить русский язык быстро и эффективно

Вы учите русский уже не первый месяц, но все еще не можете сказать ни слова, а о просмотре фильмов и речи не может идти? Наверное, вы просто неправильно учите русский язык. Давайте поговорим о простых, но эффективных правилах, которые помогут вам заговорить на русском языке буквально через несколько уроков!

Правило 1.

 Учите русский язык с помощью метода погружения. Слушайте радио, смотрите фильмы, ищите видеоуроки на русском языке. Язык-посредник мешает вам сконцентрироваться на изучаемом языке, соответственно, замедляет процесс освоения русского.

Если вы хотите говорить на русском или понимать этот язык, коммуникативная методика даст вам гораздо больше любого пособия по грамматике.

Правило 2. Старайтесь заучивать фразы, а не отдельные слова. Вместе с фразой вы учите и грамматику. Как использовать то или иное слово в этом контексте и в этой ситуации, как строить предложения, как задавать вопросы – все это приходит не с зубрежкой правил, а с запоминанием самых используемых в русском языке фраз.

Правило 3. Тот аспект языка, на который вы больше всего обращаете внимания при обучении, будет развит у вас лучше всего. Например, если вы только выполняете грамматические задания, склоняете слова, спрягаете глаголы, вы будете мастером в этом деле.

Но вы никогда не заговорите, если не будете пробовать говорить.

Хотите смотреть русские фильмы? Смотрите фильмы! Хотите разговаривать с русскими свободно? Пытайтесь разговаривать, найдите учителя или собеседника и тренируйтесь, и вы заговорите! Нельзя заиграть на музыкальном инструменте, если вы только смотрите, как другие играют. Необходима практика!

Правило 4. Уделяйте урокам русского языка хотя бы по десять минут, но каждый день. Если вы будете слышать русскую речь и пытаться говорить, результаты не заставят себя ждать. Повторяйте пройденный материал, пытайтесь говорить с русскими. Регулярность очень важна в процессе освоения языка.

Правило 5. Найдите себе мотивацию. Если вы не знаете, зачем вам русский язык, вы очень скоро бросите свои уроки. Читать Достоевского в оригинале? Отличный повод выучить русский! Объехать всю Россию в одиночку? Прекрасно, нужно знать хотя бы базовые фразы, чтобы выжить.

Смотреть российские комедийные передачи и понимать менталитет русских? Чудесная мотивация.

А может быть, вы хотите найти свою любовь в России? Или покорить русскоговорящих дальних родственников своей семьи? Ищите свою личную мотивацию, и вы не откажетесь от изучения русского языка!

Слушайте, говорите, читайте и пополняйте нашу большую русскоговорящую семью!

Источник: https://www.ruspeach.com/learning/5886/

Что делать, если русский язык поедает меня?

Поздравляю вас! Ваш уровень знаний довольно высокий, если судить по вашему развернутому письму. Вы даже знаете то, чего не знают многие корректоры: что в предложении Я очень хочу выучить хотя бы базовый школьный курс, зная который я хотя бы мог бы спокойной писать запятая после который не ставится.

Вас съедает не русский язык, а юношеский максимализм. Невозможно быть глубоким специалистом во всех узких сферах, коих в языкознании не счесть. И человек, защитивший кандидатскую диссертацию по одной теме, например по сравнительным оборотам, может быть абсолютным профаном в других и совершать множество пунктуационных ошибок.

Четко определитесь с целью. Если это грамотное письмо с перспективой работы в средствах массовой информации (корректором, литературным редактором или журналистом), вам нужны знания по орфографии и пунктуации + по стилистике русского языка. (И совсем не обязательно безошибочно выделять корень во всех словах.)

Всё это есть в настольной книге издательских работников: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012. Скачать можно здесь: http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/180694-spravochnik-po-pravopisaniyu-i-literaturnoy-pravke.html

Если вам непонятны какие-то термины, их можно найти в Интернете. Решайте конкретные, практические задачи, а не глобально-теоретические. Например, возьмите безграмотный текст с какого-нибудь форума и исправьте его.

Даже если вы не сделаете это идеально, у вас появятся вопросы к тексту, ответы на которые можно найти у Розенталя и на сайте Gramota.ru.

Вопросы и ответы записывайте в отдельный файл — ведите архив актуальной для вас информации, пополняйте и расширяйте его.

И помните, что формирование грамотности — процесс бесконечный и необозримый. Нельзя задаться целью освоить всё, например, за год и достичь её. Это скорее образ жизни — внимательное отношение к словам и знакам препинания, вопрошание и поиск конкретной информации. И этот процесс должен быть увлекательным и приятным, а не выматывающим и убийственным для психики.

И вот вам в будущую копилку: Практически ничего не помогает. Правильно: Практически ничто не помогает. Задаем вопрос: не помогает что? Ничто.

Будут вопросы — обращайтесь.

Источник: https://rus.stackexchange.com/q/36358

Чтобы знать русский язык, надо… читать книги

Книжка со сказками для малыша — не только картинки, но ещё и в какой-то степени учебник. Фото Алексея Кунилова.

Результаты Единого госэкзамена показывают, что выпускники школ плохо знают русский язык. Если в 2013 году средний балл по этому предмету был 63, то в этом году он снизился до 62. У свердловчан, правда, результат получше – 65,5 балла, но по сравнению с прошлым годом (66,1 балла) он тоже стал хуже.

И дело не только в результатах ЕГЭ. За последние два десятка лет снизилась общая грамотность населения, с этим фактом каждый из нас сталкивается постоянно.

Ошибки то и дело попадаются не только в деловой переписке и в печатных изданиях, но и в записях учителей в школьных дневниках! А про грамотность в Интернете и на рекламных вывесках уже и говорить не приходится… На проблему обратил внимание даже президент, заявив, что в стране нужно срочно повышать уровень знания русского языка.

О том, почему россияне стали хуже знать свой государственный язык, «ОГ» рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка Уральского федерального университета Анна Плотникова.

– Неужели ситуация с грамотностью так катастрофична?

– Письменная речь предполагает использование норм и правил. Человек не приходит на пляж в костюме или, наоборот, на официальное мероприятие в купальнике. Так и в использовании языка – нужно уметь переходить с разговорного стиля на письменный и обратно. Но современная молодёжь делать этого не умеет.

Я шесть лет проверяла работы ЕГЭ и очень часто сталкивалась с использованием разговорных конструкций в сочинениях. Сплошь и рядом выпускники начинают предложения со слов «ведь» и «потому что», а это недопустимо для письменного русского языка. Современные школьники очень мало читают. Интернет-коммуникации и электронные СМИ вытеснили из их жизни книгу.

 Из школьной программы совершенно исчез жанр сочинения – детей учат лишь сдавать ЕГЭ. Школьников целенаправленно натаскивают на выполнение тестовых заданий и написание письменной работы в части «С» экзамена. Одного знания правил вовсе недостаточно, чтобы уметь грамотно формулировать свои мысли и писать без ошибок.

Задание «С» в ЕГЭ, хоть и принято называть сочинением, таковым не является – не требует самостоятельного углублённого изучения, владения литературой и не предполагает серьёзного осмысления темы. Современные школьники часто вообще не пишут сочинения – этого не требуют учителя.

Зачем? Если на выходе из школы это умение никто не будет проверять… В результате потом, в вузе, они не могут самостоятельно написать курсовую работу или реферат. Делают это некачественно и с большим трудом. Учиться в университет приходят выпускники, не умеющие писать тексты, и это огромный пробел в образовании.

– В чём причина безграмотности?

– Главная беда – взрослые перестали читать детям книги. Родители с воспитания переключились на зарабатывание денег, и утратилась очень важная, основополагающая ступень развития ребёнка. В результате дети не потянулись к книге, школьники не приобрели навыка чтения, привычки к книгам.

Общеизвестно, что лучше всего повышает грамотность именно чтение книг. Любовь к чтению не только расширяет кругозор и наращивает интеллект, но и учит письменной речи.

Постоянно читающий человек видит, как формулируются предложения, как выглядят слова и строятся из них конструкции, поэтому отличается грамотностью.

– В России и в Свердловской области в частности много мигрантов из стран бывшего СССР. Влияет ли это на снижение грамотности населения?

– Да, конечно, дети мигрантов учатся в наших школах, и обучение их русскому языку представляет проблему для педагогов. Кстати, их незнание предмета отражается в общих результатах ЕГЭ, если они заканчивают 11 классов.

Но мы в последние годы плотно занимаемся распространением методики преподавания русского языка как неродного, так что проблему можно решить.

Однако научить письменному русскому языку школьника, который в семье разговаривает на своём национальном языке, очень непросто.

– Наверняка уровень грамотности связан с качеством преподавания в школе?

– В последние дни проверки ЕГЭ всегда приходят работы из дальних территорий области. И уровень этих работ, как правило, ниже. Дети из сёл и деревень знают русский язык хуже, чем горожане.

К сожалению, в последнее время этот важный предмет на периферии часто преподают педагоги без высшего образования. Они и сами знают его не очень хорошо, и не могут научить детей писать без ошибок.

Отмечу, что методика преподавания русского языка в школах за это время кардинально не менялась, да и учебный план в последние годы оставался прежним.

– Что же делать, чтобы улучшить знание русского языка?

– Пожалуй, ответ один: прививать любовь к чтению дома и в школе. Другого рецепта нет. Надо увеличивать количество уроков литературы в школе и целенаправленно приучать детей читать.

Когда школьник будет видеть слово, тогда он сможет его и воспроизвести, и использовать в письменной речи. А ещё следует повышать имидж учителя. Надо, чтобы русскому языку учили хорошо подготовленные преподаватели.

Кстати, как только зарплата педагогов стала выше, наши выпускницы, в том числе отличницы, пошли работать в школу. И это обнадёживает.

Источник: https://www.oblgazeta.ru/society/18693/

Русский язык

Наш сайт предназначен тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи или кто хочет подготовиться к государственному экзамену. Наш ресурс предназначен для тех людей, которые хотят подготовиться к государственному экзамену или решили избавиться от нелепых ошибок в письменной речи.

Русский язык — один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография.

Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии.

Пунктуация вызывает ещё больше затруднений. Какой знак препинания поставить и нужен ли вообще здесь какой-нибудь знак? Почему между главными членами предложения ставится тире, а в другом — поставлена запятая? Что такое деепричастный и причастный обороты и почему они выделяются запятыми? Всё это важно знать образованному человеку.

Во всех учреждениях образования, особенно в старших классах, русскому языку уделяется мизерное количество внимания. Правила русского языка, которые когда-то были изучены, забываются, и уровень грамотности школьников резко снижается.

Однако, при использовании нашего ресурса, каждый может «своими руками» поправить положение. Уделив нам не более 5 часов в неделю, вы убедитесь сами, как заметно «поумнели». С нами вы преодолеете все сложности. Наш сайт подготавливает выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Мы поможем хорошо сдать ЕГЭ!

Источник: https://best-language.ru/

Как научиться грамотно разговаривать на русском языке?

Важной составной частью вашего имиджа является грамотная речь. Она составляет четверть от общего впечатления о человеке. Первое, что сразу бросается в глаза — это правильность и красота вашей речи, потом уже в память врезается голос и дикция.

Даже если ваш круг общения очень ограничен, знания о том, как сделать свою речь правильной, спасут в любых ситуациях. Вы станете привлекать больше внимания, быстрее запомнитесь и к вашему мнению начнут прислушиваться.

В рабочем коллективе вы станете популярны, грамотная речь поможет вам завоевать внимание начальства и коллектива, продвинуться по служебной лестнице. Это будет замечательным подспорьем на всяких выступлениях и просто в личной жизни.

Вы станете замечательным собеседником, с которым приятно проводить время.

Если вы нацелились на руководящую должность, эти знания будут вам крайне полезны, ведь руководитель должен уметь словом «зажечь» коллектив. Как представитель компании он обязан уметь разговаривать правильно и красиво, ведь его речь не только визитная карточка его компании, но и способ находить деловых партнеров, заключать сделки и вдохновлять людей на трудовые подвиги.

Как научиться грамотно разговаривать на русском языке

  1. Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли.

    Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.

  2. Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
  3. Не используйте незнакомые слова.

    Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.

  4. Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора.

    В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.

  5. Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
  6. Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь.

    Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.

  7. Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
  8. Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем».

    Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.

  9. Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
  10. Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
  11. Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.

Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!

Видео уроки

  • Обучение, Развитие, Управление талантами

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-nauchitsya-gramotno-razgovarivat-na-russkom-yazyke

Как научиться грамотно говорить

Апр 11

adminЛитературная речь литературная речь

     Как научиться грамотно говорить? Однозначного ответа на этот вопрос вы нигде не найдёте, разве что в … себе. Спросите у себя, готовы ли вы трудиться всю жизнь, чтобы сделать речь грамотной? Грамотность  сразу не приходит.

Правила и рекомендации не помогут, если не читать книг, не интересоваться чтением. Вопрос расширения словарного запаса решается только посредством чтения книг.

Язык русской литературы — эталон русской словесности: Гоголь, Лесков,Чехов, Зощенко.

     Основная цель общения — передать информацию, используя известные речевые средства. Скованность в речи снижает эффективность общения, затрудняет понимание.

     Чтобы научиться правильно говорить, нужна мотивация. Прежде всего необходимо понять, зачем вам нужна грамотная речь (для престижной работы и карьеры, для выступления, личные мотивы и т. д.).

Отвечая на этот вопрос, чётко, ясно и разборчиво проговорите аргументы в пользу грамотной речи, если они убедительны и серьёзны, ваш мозг откликнется и начнёт работать в этом направлении. Школьные знания по русскому языку сидят глубоко в каждом из нас.

Они не забыты, просто отложены до востребования. Необходимо создать ситуацию, при которой подсознание будет выдавать нужную информацию.

      С чего начать? Наверняка в вашей среде общения есть люди, которые придерживаются нормативной лексики, имеют богатый запас слов, красивую интонацию, неторопливый темп речи.

Разговор с таким человеком не только доставит эстетическое удовольствие, но и заставит вас внутренне подтянуться, следить за своей речью, не допускать вульгаризмов, слов-паразитов и других речевых сорняков. Находясь под обаянием культурного человека, запомните это состояние и стремитесь повторить его.

Хотите стать грамотным — ищите грамотных, интересных собеседников, учитесь у них, соответствуйте им. Находясь в языковой среде, где звучит правильная русская речь, вы быстрее овладеете хорошим русским языком, научитесь грамотно говорить.

     Начните меняться. Чтобы изменить себя, надо поменять привычки. Речь — показатель культуры. Вырабатывайте привычки культурного человека.

Даже если вы хорошо не владеете речью, учитесь говорите не спеша, с улыбкой, не жестикулируйте. Вырабатывайте интонационную грамотность.

Потренируйтесь произносить, например, фразу «да» с разной интонацией. Существует более 40 вариантов произношения этого слова.

     Русский язык — язык интонации. Научиться говорить красиво — это значит интонировать, делать акцент на слова, которые важны для смысла, выдерживать паузы. Очень полезно слушать записи спектаклей прошлых лет (старой театральной школы) или выступления артистов, например, Ираклия Андронникова.

      Чтобы приблизить речевой успех, вы должны испытывать потребность узнать о грамотной речи больше. В интернете можно найти книги о правильной русской речи, но лучше приобрести в магазине, чтобы удобно было носить книгу с собой. Обязательно пригодится.

Помимо обучающих книг приобретите различные словари: акцентологический, орфоэпический, толковый, словарь фразеологизмов, синонимов и др.

  Читать словари или просто их листать — интересное, увлекательное и полезное занятие, в процессе которого вы узнаете о правильном произношении, ударении, значении слов и незаметно для себя запомните их. Ударение в русских словах и их произношение— это ахиллесова пята многих.

Будьте на голову выше ваших собеседников — читайте словари! Большую пользу принесёт также чтение профессиональных словарей, относящихся к сфере вашей деятельности. Из них вы много нового узнаете в своей работе.

     Вам интересно знать, как вас воспринимают собеседники — запишите свой разговор на диктофон и прослушайте. Наибольший эффект принесёт видеозапись. Помните, что цель речи — передать информацию.

Достигла ли ваша речь цели? Точно, ёмко или длинно вы излагали, какие слова вы использовали для того, чтобы вас поняли? Умеете ли сдерживать эмоции в разговоре, приятно ли звучание вашего голоса? Вы многое поймёте о себе, услышав свою речь и увидев себя в ситуации общения.

     Не увлекайтесь употреблением иностранных слов, собеседник может не знать их точного значения, и тогда речь не будет иметь смысла.

Хотите научиться говорить правильно, подбирайте простые и понятные русские слова. Лучше сказать не перманентное движение , а непрерывное движение; не раритет, а ценная редкая вещь.

Русские слова создают особый строй речи, придают ей чёткость, осмысленность, лёгкость.

     Что значит говорить грамотно?  Это значит прислушиваться к своей речи и слышать её звучание, слышать свои ошибки и своевременно исправлять их, обращаясь к словарям и справочникам.

Только вы сами можете себе помочь. Кроме того, необходимо также видеть и слышать ошибки в речи других, чувствовать неправильное употребление слов и не бояться указать собеседнику на это.

Но делать это деликатно, в рамках принятого этикета.

      Если решили меняться, то не поддавайтесь соблазну говорить, как все; строго спрашивайте с себя, контролируйте своё поведение и эмоции.  Выстраивая свой язык, вы меняете себя в лучшую сторону. И постоянно интересуйтесь русским языком и речью.

Также на эту тему Вы можете почитать:

Источник: http://chisto-po-russki.ru/literaturnaya-rech/kak-nauchitsya-gramotno-govorit

Как научиться русскому языку?

Многие иностранцы хотели бы разговаривать на русском, вести бизнес в этой стране, читать русскую классику на языке автора. Но большинство не знают, как научиться русскому языку. Мы поможем таким людям.

С чего начать изучение русского языка

Есть много способов изучения языка. Можно заниматься с репетитором, можно записаться на языковые курсы.

Некоторые предпочитают дистанционное изучение русского по интернету или через скайп, а кое-кто едет в Россию и на месте, общаясь с носителями русского, осваивает язык. Стоит отметить, что русский — один из самых сложных языков в мире.

Он такой разнообразный, эмоциональный, искренний, колоритный и совершенно непонятный для непривыкшего к нему человека.

Итак, для того чтобы узнать, как научиться русскому языку, надо обратится в библиотеку или сходить в книжный магазин. Там вам нужно приобрести справочник по русской грамматике и толковый словарь русского языка авторов Даля или Ожегова. А дальше по порядку.

Как научиться писать по-русски

  1. Наиболее сложной в русском языке считают орфографию. С ее изучения стоит начать. Эту информацию можно найти в справочнике по грамматике.
  2. Как научиться писать по-русски? Следующий пункт освоения русского языка — это изучение его пунктуации.

    Это очень важно для освоения письменной речи. Предложения в русском языке часто очень сложные, с разными знаками препинания.

  3. Важным фактом остается пополнения словарного запаса. Читайте русскую литературу, общайтесь с носителями русского языка.

Как научиться говорить по-русски

Если вы уже перепробовали все вышеизложенные методы и хорошо читаете по-русски, а разговорная речь все никак не идет, лучше конечно, переехать в Россию на ПМЖ. Однако не у всех есть такая возможность, поэтому мы постараемся найти ответ на вопрос, как научиться говорить по-русски прямо сейчас.

  1. Попытайтесь найти репетитора, для которого русский — родной язык.
  2. Проявляйте активность на занятиях. Составьте список интересующих вас вопросов. Разговаривайте не только на тему занятия, а пытайтесь пошутить на русском. Читайте дополнительные материалы.
  3. Определитесь, каким способом вам проще осваивать материал: учить наизусть короткие фразы, зазубривать диалоги, читать и пересказывать тексты, выписывать и заучивать пословицы, выражения и афоризмы. Это необязательно должен быть один из способов, вы можете выбрать сразу несколько или все и чередовать их по мере надобности.
  4. Концентрируйте свое внимание, на том, что именно вы хотите сказать, а не на том, как это сделать правильно. Не ждите, пока кто-то начнет разговор, начинайте его первым.
  5. Можно взять чистый лист бумаги и написать на нем, что именно беспокоит вас в разговорной речи. Подумайте и напишите, какие темы вызывают затруднения, что вы чаще всего забываете и какого вопроса от собеседника боитесь больше всего. Это и будут ваши первоначальные задачи по изучению разговорной речи. Учебники при этом не стоит отменять, просто у вас будет дополнительная мотивация.
  6. Зачастую в изучении русского языка возникают проблемы с ударением в словах. Особых правил здесь нет, но есть две аксиомы: в одном слове только одно ударение и буква «ё» всегда под ударением. В остальных случаях нужно только заучивать слова или уточнять их произношение в орфоэпическом словаре.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/raznye-voprosy-po-rja/kak-nauchitsja-russkomu-jazyku

Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)

Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.

Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить.. 

Текст

Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. 
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. 
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. 
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска. 

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

  • труды по анатомии 

  • «лечебное питание» /морковка и рыбий жир/

  • военные медсёстры

  • гипсовая повязка

  • эфирный наркоз

  • атлас, по которому легко делать  операции на артерию

  • «чудесный доктор»

  • творил «чудеса»

  • не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

  • наставник

  • книги

  • современные студенты-медики

Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.   

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как  его профессиональные достижения велики  и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

 поэтому     его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Убедил в необходимости «лечебного питания».

Его называли «чудесным доктором»,  он творил «чудеса».

Его отличала не только  высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.   

Особое внимание в  пособии уделено  работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.

Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)

Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.

Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.

В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:

  • алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и

  • алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.

Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.

В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».

1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.

В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.

В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.

2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:

  • интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),

  • запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),

  • любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).

 Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.

3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Логическая схема повествования и ее содержание

Композиционная схема повествования и ее содержание

Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие

Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами

Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом

Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

Алгоритм составления монолога на устном экзамене

 Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.

 - Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

 А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

 2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].

Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].

Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине. 

Пересказ текста

Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующее персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

  • все ли микротемы переданы;
  • допущены ли фактологические ошибки;
  • насколько точно в пересказ включено высказывание;
  • сделаны ли ошибки при цитировании.

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.


Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.


Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

  • нет грамматических ошибок — 1 балл;
  • орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове, в котором не проставлено ударение, а также между предложениями нет слишком длинных пауз — 1 балл;
  • при пересказе нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл;
  • отсутствие искажения слов (например, «кристаллы» и «графия» вместо «кристаллография» или «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

Профессия архитектор: где учиться и зачем

Выпускница архитектурного факультета делится опытом: как готовиться к поступлению, каково учиться у советских преподавателей и ради чего становиться архитектором

Монолог

Что требуется. В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

Советы. Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Соответствие коммуникативной задаче.

Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.

2. Учёт речевой ситуации.

1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.

3. Речевое оформление.

Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».

Диалог

Что требуется. Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.

Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы. 

Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.

Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку.

За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Что входит в подготовительный процесс к экзамену по русскому языку

Устный экзамен по русскому языку или итоговое собеседование пройдет в среду, 10 февраля. Все ученики 9-х классов по всей стране обязаны сдать этот экзамен. 10 марта и 17 мая — дополнительные сроки для сдачи итогового собеседования по русскому языку.

Начало экзамена в 9 часов утра. Собеседование будет продолжаться до 16 минут.

Детям с ОВЗ, а также с инвалидностью длительность этого экзамена будет увеличена примерно до 30 минут. Для этого нужно предоставить документ об инвалидности либо заключение комиссии ПМПК.

Подготовка к итоговому собеседованию не включается в проведение самого экзамена. На подготовку должно отводиться не больше 15 минут. В нее входят:

  • приветственное слово;
  • оформление ведомости;
  • ознакомление ученика с инструкцией проведения экзамена.

Какие задания войдут в экзамен 10 февраля

По информации из официального источника, ИС будет иметь 4 основных задания. За все выполненные задания ИС экзаменующийся сможет набрать максимум 20 баллов. Зачет получает ученик, набравший не меньше половины всех баллов. После сдачи ИС девятиклассник сможет быть допущен к ОГЭ.

В первой части собеседования содержатся два задания. Максимум баллов по этим заданиям составляет 11.

  1. Прочитать текст (на подготовку отводится не больше 2 мин.).
  2. Подробный пересказ текста с предложенной цитатой (на подготовку – 2 мин.).

Цель второй части экзамена – проверить монологическую речь выпускника и его способность поддерживать устную беседу. Максимум баллов за последние два упражнения – 9.

  1. Составить устный монолог описательного характера или монолог-рассуждение, или повествование на конкретную тему, которая будет указана в формуляре (на подготовку – не более 1 мин., на воспроизведение подготовленного монолога – 3 мин.)
  2. Ответить на вопросы экзаменатора по устному тексту (без подготовки).

Каким образом будет проходить устный экзамен

Итоговое собеседование по русскому языку будет проводиться в тех учебных заведениях, где учатся сами школьники. Согласно ситуации, связанной с коронавирусом, члены органов местного самоуправления решат самостоятельно, есть ли возможность провести экзамен в режиме онлайн.

Чтобы сдать экзамен очно, в учебном заведении администрация должна подготовить три аудитории:

  • для ожидания;
  • экзаменационную;
  • для детей, прошедших собеседование.

Из первой аудитории участников будут вызывать по списку. Ученик направляется во вторую аудиторию в сопровождении организатора. В экзаменационной комнате уже должен находиться педагог-экзаменатор. Он проводит приветствие и сам экзамен. Весь экзамен записывается на аудиофайл.

Во время очного собеседования любое перемещение ученика за аудиторией должно сопровождаться организатором.

Во время экзамена, который будет проходить дистанционно, все контролируется благодаря онлайн-технологиям.