Как пересдать экзамен в вузе на последнем курсе

Как пересдать экзамен в вузе на последнем курсе

Причины пересдачи

Рано или поздно, но практически каждый студент сталкивается с пересдачей экзаменов или зачетов. Причины для этого могут быть совершенно разными:

  • получение неудовлетворительной оценки за зачет или экзамен;
  • наличие задолженности;
  • отсутствие учащегося во время экзамена, вследствие болезни или других уважительных причин.

Если студент пропустил экзамен вследствие болезни, то он обязан сообщить о проблемах со здоровьем в деканат на следующий день после экзамена. Также в течение недели ему следует представить справку от лечащего врача с подтверждением его болезненного состояния в день проведения экзамена.

Количество попыток

Возможность пересдачи одного и того же экзамена предоставляется не более двух раз.

  • Первая попытка – после окончания сессии, в установленные администрацией ВУЗа дни ликвидации задолженности. Как правило, это 3-7 дней, выделенные после завершения последнего официального экзамена. Пересдачу принимает тот же преподаватель.
  • Вторая попытка – в течение следующего семестра. На сдачу подобной задолженности назначается специальная комиссия из трех человек. Члены комиссии назначаются заведующим кафедрой и чаще всего это преподаватели разных кафедр, умеющие объективно оценивать знания.

Студент на пересдаче

Сколько экзаменов можно завалить и пересдать?

Количество экзаменов, допустимое для пересдачи, ни в коем случае не должно превышать цифру три. Некоторые техникумы допускают пересдачу не трех, а пяти задолженностей.

Тонкости пересдачи

Для пересдачи экзамена на красный диплом выделяется лишь одна попытка. В большинстве ВУЗов разрешается пересдать только один предмет с оценкой «удовлетворительно» или «хорошо».

Если количество «хвостов» больше трех, тогда студенту предлагают два варианта решения: исключение из ВУЗа или пройти повторное обучение на курсе, то есть остаться на второй год.

В случае, если вторая попытка увенчалась неудовлетворительной оценкой, тогда студенту предлагают индивидуальный план обучения, чтобы изучить предмет повторно. В случае отказа следует отчисление из ВУЗа.

Если в назначенное время не пересдать задолженность, тогда ВУЗ имеет полное право отчислить учащегося.

Допуск на пересдачу

Чтобы получить допуск на пересдачу того или иного экзамена, следует обратиться в деканат и предоставить ему соответствующее заявление. В этом документе следует обосновать причину пересдачи «хвоста». Если существует уважительная причина для ликвидации задолженности, то ее следует подтвердить официальными документами (например, справкой от врача).
Допуск на пересдачу

Правила составления заявления на пересдачу

Обратившись в деканат, попросите образец заявления на пересдачу. Каждый ВУЗ имеет свои тонкости в оформлении этого документа. Однако некоторые составляющие остаются неизменными.

В «шапке» документа следует указать фамилию и инициалы того, кому заявление адресуется (декану, директору института, заместителю декана). Далее необходимо указать:

  • ФИО студента, желающего сдать «хвосты»;
  • номер группы;
  • название курса;
  • норму обучения;
  • причина для пересдачи.

После подписания заявления, деканат выдает допуск на пересдачу, который студент передает преподавателю и договаривается с ним о дате ликвидации задолженности. 

Образец заявления на пересдачу:
Заявка на пересдачу

Кому труднее?..

— Что такое сессия с точки зрения преподавателя? Бедствие или праздник?

— Надо начать с того, что я терпеть не могу сессии. Потому что в это время я стабильно задаю сама себе два вопроса. Первый из них звучит: «Я же это говорила?», а второй — «Я это говорила?» На самом деле, я просто не люблю спрашивать так, чтобы от результата ответа что-то зависело — например, оценка, стипендия и общая картина успеваемости. Мне гораздо проще, когда разговор ведется в непринужденном ритме семинара, чем в стрессовом и для той и для другой стороны режиме экзаменационной сессии.

— Вопрос в лоб: кому труднее на сессии — студенту или преподавателю?

— Когда я была студенткой, мне казалось, что труднее студенту. А теперь мне кажется, что труднее преподавателю. Поскольку студенткой я была шесть лет, а преподавателем уже одиннадцатый год, мне всё больше кажется, что труднее преподавателю.

— Сдавать недолго, долго нужно готовиться. Приходится ли преподавателю готовиться к экзаменам?

— Когда я начинала принимать экзамены, еще в позднеаспирантском возрасте, мне приходилось готовиться. Принимали мы обычно с лектором вдвоем, иногда слушали оба одного студента, иногда рассаживались по разным концам аудитории и слушали двоих параллельно. Тогда мне приходилось просматривать билеты. Не так, конечно, как когда я сама готовилась отвечать, а чтобы иметь возможность задать логичные дополнительные вопросы, построить для себя «план прослушивания потенциального ответа».

Помню, когда мы принимали древнерусскую литературу с Владимиром Владимировичем Кусковым, автором учебника (это был, наверное, последний год, когда он читал лекции, и первый год, когда я принимала экзамены), я очень боялась, что, задав какой-нибудь дополнительный вопрос и не услышав правильного ответа от студента, он повернется ко мне и скажет: «Ну, Анна Валерьевна, объясните коллеге, что я имел в виду». Владимир Владимирович был, конечно, опытным человеком и преподавателем, он таких вещей себе не позволял и, как я теперь понимаю, никогда бы не позволил. Но я помню, что мне эта мысль добавляла адреналина.

Сейчас все-таки готовиться к экзаменам уже не нужно. Всё уже многажды проговорено и в лекционных курсах, и на семинарах, и на кафедральных обсуждениях. Так что готовлюсь теперь только к занятиям.

Оценки от двух до пяти

— Когда Вы ставите оценку, Вы помните, что тройка — это семестр без стипендии и т.п.?

— Держать это в голове, к сожалению, приходится. Я уже давно говорю о том, что надо платить стипендию всем, в том числе и троечникам, чтобы преподаватели не оказывались заложниками ситуации, не чувствовали себя монстрами, обрекающими студентов почти что на голодную смерть. Всем понятно, что жить на стипендию нельзя, но понятно, что без стипендии жить труднее.

В последнее время мы стоим перед фактом, что студенты хотят получать почти исключительно пятерки, о чем заявляют преподавателю довольно недвусмысленно и откровенно — кто в начале, кто в середине, кто ближе к концу ответа. Честно говоря, я сама не люблю ставить плохие оценки, а тройка, хотя оценка положительная — оценка для меня плохая. С другой стороны, если это на самом деле «три» — то это будет «три» несмотря ни на что. А если очень хочется в аспирантуру, придет на пятом курсе и пересдаст. Однако чтобы поставленная мною тройка оказалась единственной — один случай был, кажется, за десять лет.

 

— Сейчас, Вы сказали, все хотят получать только пятерки. Десять лет назад были скромнее?

— С присущей моему возрасту критичностью мне положено ворчать, что мы-то были, конечно, гораздо скромнее. Я и правда не могу вспомнить, чтобы у нас в группе вымогательство оценок было системой. Сейчас в некоторых группах это действительно становится обыденностью. То есть народ начинает плакать, спрашивать: «А почему ей пять, а мне четыре?» Начинают говорить вещи, которые я совсем не люблю, типа: «Она списала, а ей пять, а я не списывала, а мне четыре». Разговор переводится в какую-то малоприятную тональность, которой я всегда стараюсь избежать.

Естественно, мне свойственно иметь иллюзии, что в наши времена этого не то чтобы совсем не было, но хотя бы было не столько и не так заметно. По крайней мере, кажется, не секрет, что за последние десять лет количество красных дипломов растет. Показатель ли это более высокого интеллектуального уровня нынешнего поколения студентов — не знаю, не берусь сказать, но преподаватели жалуются. Конечно, не в каждой группе это норма, но случаи такие довольно часты. Пожалуй, и это добавляет к моей нелюбви к сессии красок и оттенков.

— Что нужно учудить, чтобы пойти у Вас на пересдачу?

— Во-первых, нужно сказать что-нибудь вроде того, что Иван Грозный вместе с Владимиром Святым крестили Русь в XVI веке. То есть продемонстрировать, что ты в принципе не понимаешь, о чем идет речь, не знаешь, откуда списывать, даже когда есть возможность списать. Либо нужно поразить меня какой-нибудь вопиющей наглостью вроде «Я вообще не знаю, зачем мне это надо, и в гробу я видел Ваш предмет». Такого я тоже не люблю. Есть еще один способ, хотя, наверное, непедагогично об этом говорить... Если человек очень хочет пятерку, а отвечает на четыре с минусом, тогда по его просьбе я могу поставить неудовлетворительную оценку и принять пересдачу.

«Автомат» — мечта студента

— Ставите ли Вы оценки «автоматом»?

— «Автоматов» я не ставлю. Почему? Из вредности, наверное. С одной стороны, я не зверствую на экзамене. С другой стороны, я считаю, что именно за три дня перед экзаменом человек по большей части и формирует для себя окончательно цельную картину, систему и логику предмета, которые в результате и должны сохраниться в памяти. Он забудет какие-то факты, мелочи и детали, что в какой главе байроновского «Дон-Жуана», но система у него останется в голове. И мне кажется, что если остановиться на уровне прослушанных лекций, проработанных семинаров, но без этой последней подготовки, то это будет удар по формированию системы. Поэтому я думаю, что если человек хорошо работал, для него, как правило, во благо поработать и еще немножко и без проблем сдать экзамен. По крайней мере, на меня пока не обижались, что я не ставлю «автоматы» и мучаю всех на экзамене.

 
 Анна Архангельская с выпускницами. Фото: Sinergia-lib.ru

— Многие преподаватели называют «автоматом» оценку, которая ставится уже в день экзамена, после трехдневной финальной подготовки, а иногда и после вытягивания билета, но без прослушивания ответа.

— Мне кажется, что в такой ситуации хорошему студенту это может быть даже обидно. По крайней мере, я знаю хороших студентов, которые на это обижались. Как всегда в моих поступках, в моем решении не ставить «автоматы» больше ощущений, чем логики. Может быть, со временем это изменится. Но сейчас я считаю, что экзамен должен быть сдан. Зачеты, может быть, я бы и ставила по результатам работы в семестре, но пока мне приходилось принимать зачеты только по лекционным курсам, а ставить автоматы за посещаемость — совершенно нелепая вещь.