Как пережить плохую оценку за экзамен

Как пережить плохую оценку за экзамен

Содержание

Учёба отнимает много времени

Конечно же, приятно, что ученик получает пятерки в школе, но постоянное зубрение материала, делание домашних заданий и дополнительные занятия с педагогами отнимают очень много времени. У ребенка буквально нет возможности познать реальную жизнь, использовать свои теоретические знания на практике. Да и есть ли желание? Все ресурсы уходят на то, что бы понравится учителям и получить похвалу от .

В таком случае ребенок фальшиво воспринимает реальность, он получает «респекты» не принося по сути ни людям ни себе реальных благ. В жизни намного более остро требуется крутиться, находить выход из безвыходных ситуаций, а при неудачах не унывать, и продолжить продуктивно работать!

Хорошие оценки не всегда успех в жизни

Именно поэтому очень часто троечники, прогульщики и хулиганы преуспевают в жизни! Безответственное отношение к учебе развивает в детях талант выжимать из себя максимум, находить нужную информацию быстро и незаметно, получать свои тройки изначально не зная и на двойку!

Более того, негативная реакция учителей опять же готовит детей к реальной действительности. Если на работе человека (в прошлом золотого медалиста и любимца всех учителей) поругает его , да или просто работа не будет складываться – в большинстве случаев такой человек просто расклеивается и его производительность падает до нуля. В то время как троечник в прошлом, уже привыкший к критике педагогов, напротив активизируется и найдет выход из трудного положения!

Мнение учителя - не равно оценке знаний

Так же нужно учитывать факт того, что часто, школьные оценки – чисто субъективное мнение педагога, часто не имеющее отношения к действительности. Не выученный урок или не сделанное домашнее задание совершенно не говорит о том, что ребенок (простите) тупой.

Оценки в школе не важны

Собственно отвечая на вопрос «важны ли оценки в школе?» Shift7 ответит – нет, оценки не важны. Важно реальное умение ребенка находить выход из сложных ситуаций, решать поставленные задачи не заранее заготовленными «формулами», а реализовывать гениальные решения. Умение терпеть критику со стороны старших так же очень сильно поможет во взрослой жизни!

В заключение могу сказать, что все хорошо, но в меру! Лучим вариантом будет найти баланс между зубрежкой и разгильдяйством.

Я абсолютно уверена, что одна из самых худших вещей в школьном обучении - это система оценивания. Трудно представить что-то более травмирующее, чем постоянное сравнение с другими людьми и публичное озвучивание негативных отметок.

Чем опасна школьная система оценивания?

В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни. Если бы я, как состоявшийся профессионал, вдруг начала себя сравнивать с другими, то тут же ушла бы в депрессию.

Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку. Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется отметкой. Причем отмеку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.

Ребенок верит, будто то, что о нем думают посторонние люди, гораздо важнее, чем он сам, его таланты и интересы. Таким отношением родители транслируют своим детям, что самое важное в жизни - это внешняя оценка.

Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и права выбирать интересы. Запомните: предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения - вопреки своему собственному.

По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.

Оценки - государственный инструмент контроля

Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых 10–11 лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде отметки.

Какова эта отметка - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. - не имеет значения. Любая из них переносит фокус внимания школьника с его, как это называется в психологии, «внутренней референции» (с опоры на собственные ценности и мнение о себе) на то, что о нем думают окружающие.

То есть система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами.

И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.

Гордыня и заниженная самооценка - две стороны одной медали

Вот вам реальный пример из жизни моей дочери.

Если она в начальной школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей 10 баллов (по российской системе - «отлично»). Просто читала моя дочь уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и 10 книг не прочитала. Буквы она учила в школе, читает всего два года - и то по старой методике.

Моя дочь имеет навык извлечения правильной информации и правильной формулировки. Пока другой ребенок задумается, как же ему отвечать на вопрос, она скажет ясно и четко. Но все же это заслуга не столько моего ребенка, сколько правильной методики обучения, то есть потраченных на индивидуальные занятия 10 часов и вложенных в это 100 долларов. А проблема ее соседки - в неправильном обучении.

Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.

И получается, что моя девочка совершенно неоправданно может начать считать себя выше. Гордыня, возникшая на пустом месте, повредит прежде всего ей самой. А другой ребенок будет выслушивать от взрослых (чаще от родителей): «Ты не тянешь, ты плохо учишься, ты глупая, ты не такая, какой нужно быть». Как правило, такие реплики будут рождаться больным самолюбием родителей: их ребенок должен быть лучшим!

Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома. Даже если вы не даете негативных оценок вслух, дети довольно быстро приклеивают эти ярлыки друг другу. Но хуже всего, что они приклеивают ярлыки «глупый», «неспособный», «не такой» сами себе.

Такую негативную внутреннюю оценку крайне трудно исправить: потом будет нелегко заставить ребенка поверить в собственные силы, убедить, что он талантлив и может добиться в жизни всего, чего захочет.

Страх негативной оценки - родом из школы

Каков итог? Когда ребенок станет взрослым человеком, у него попросту не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее собственного мнения о себе.

Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.

Зачем мучить ребенка, если в 30 лет нам все равно, была ли у нас тройка по химии в восьмом классе? Это никак не сказывается на взрослых успехах или неудачах. Как и отличная оценка, полученная 20 лет назад, вовсе не гарантирует любви или успеха в бизнесе.

Очень часто люди, которые действительно достигли в жизни успеха, богатые люди, в школе учились крайне неровно. По интересным предметам или у хороших учителей у них наверняка были высокие оценки. По скучным предметам или у посредственных педагогов на похвалу рассчитывать им не приходилось.

И это здоровый подход, потому что действительно богатыми и успешными людьми становятся те, кто умеет фокусироваться. Те, кто выбирает два-три качества и максимально развивает их. Те же, кто стремится к средним показателям по всем предметам, вырастают середнячками. Без особых достижений в жизни.

Стратегия успеха - развивать свое самое сильное качество и «покупать» слабое. Зарабатывайте за счет своих сильных качеств - и платите людям, которые сделают за вас то, что у вас не получается.

Как школьные оценки влияют на характер

Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником. Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса - именно благодаря системе школьного оценивания.

Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.

Альтернативные методы оценивания детей

Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком».

И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.

Лучше всего мое отношение к оценкам продемонстрировать наглядно. Для примера возьмем кружок бисероплетения.

Каждая девочка в нем делает свои украшения. Сама выбирает интересные образцы и работает в своем темпе. Кто-то сделает одно изделие, кто-то за это время десять, кто-то - простое, кто-то - сверхсложное. Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливее или выбирать задачи сложнее.

Другой пример - кружок компьютерной мультипликации. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам

Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:

Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить больше усилий.
Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.

Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.

В общем, я категорически против системы оценивания как таковой: жизнь лучше, чем любые педагоги, оценит результат. Школа оценивает не те результаты, не по тем критериям, и часто это делают не те люди. Так зачем же травмировать ребенка и портить его детство? Зачем вредить своим детям?

Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.

Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.

Как оценки мотивируют школьника?

Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?

Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».

В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.

Могут ли оценки быть только хорошими?

Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.

Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?

Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.

Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.

Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.

Собственная система оценок? Почему бы и нет?

Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.

Как это сделать?

Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.

Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

«Учись на «отлично» и тогда сможешь добиться успеха в жизни» - вряд ли найдется человек, которому так не говорили в детстве родители, знакомые, учителя.

Многие в свое время верили и упорно работали на золотую медаль и красный диплом, свято веря в то, что будут профессионалами своего дела и смогут зарабатывать огромные деньги. А когда пришло время оглянуться вокруг себя и подвести некие итоги, оказалось, что их работа – это набор рутинных дел, за которую они получают среднюю зарплату, не имеют особо никаких перспектив, да и знания их узкоспециализированные. Вместе с тем обязательно возникнет где-то на горизонте кто-то из двоечников и хулиганов, в юношестве не подававших никаких надежд, теперь имеющих собственный бизнес, недвижимость и жену-красавицу. Почему так происходит? Где произошла ошибка и почему хорошие оценки не влияют на успех в жизни?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы выделили несколько тезисов:

1. Ни один перспективный работодатель не спросит вас о ваших оценках

В прогрессивных современных компаниях никому не интересно, как вы учились в школе или в университете. Ни в одном резюме или анкете вы не увидите графы «успеваемость», зато опыт работы и ваши навыки будут интересны всем. Скажем больше, умение пользоваться компьютером и какие-либо достижения в спорте или других соревнованиях будут иметь намного большее влияние при получении должности, нежели отличные отметки в зачетке.

2. Вы забудете все, чему научились

Сначала вы забудете все, что учили к экзаменам в школе, а потом и в университете. Через некоторое время после выпуска, вы поймете, что весь ваш багаж знаний состоит лишь из отрывков из разных областей. Спасает в этой ситуации лишь то, что в первые месяцы практики вы восстановите и приобретете больше профессиональных навыков, чем за все годы учебы. Так стоило ли так напрягаться и нервничать столько времени?

3. Погоня за пятерками может подорвать ваше здоровье

Людей, которых не изматывали экзамены и сессии, просто не существует. Причем обычно вы получаете не только моральное, но и физическое истощение. Бессонные ночи, переживания, постоянная зубрежка и непрекращающийся хаос – это все нормальное явление для студента. Из-за хронических стрессов снижается продуктивность и восприятие материала. Тут и заболеть недолго. Хотя вы разве не замечали, что многие их отличников достаточно часто простужены?

4. Вы не сможете посвящать время общению с другими людьми

Естественно, а когда встречаться с друзьями и заводить новые знакомства, если заданий для самостоятельной работы непрекращающийся поток? о ней отнимают все свободное время. Самая весомая ценность университета – это возможность завести полезные знакомства. Здесь можно научиться общаться с самыми разными личностями, развить навыки взаимодействия с другими людьми и приобрести не только хороших друзей, но и партнеров. Запомните, расстановка жизненных приоритетов – это очень важно.

Основные предметы

Русский язык и математику должны сдавать все школьники без исключения. Ещё 2 предмета ученик сдаёт по собственному выбору. В зависимости от личных предпочтений школьники могут выбрать предметы из списка:

Ученик пишет заявление

  1. Биология.
  2. Литература.
  3. Химия.
  4. Физика.
  5. Обществознание.
  6. География.
  7. История.
  8. Иностранные языки (немецкий, английский, испанский, французский).
  9. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.
  10. Литература народов России.

Перечень выбранных предметов ученик должен указать в заявлении, которое можно получить в образовательном учреждении (школе, лицее, гимназии). В документе должна быть изложена вся требуемая информация.

Заявление нужно корректно оформить и передать в учебное заведение до 1 марта. Но даже после этого список предметов можно изменить, если появится уважительная причина. Например, у школьника ухудшилось состояние здоровья, из-за чего есть сомнения, что он сможет выздороветь до экзамена. В этом случае заявление нужно подавать вместе с медицинской справкой.

Участники государственного экзамена

Сдать ОГЭ могут не все ученики. Есть определённые условия, которым нужно соответствовать. Ограничения касаются неуспевающих учеников. Если оценку удастся быстро исправить, тогда в сентябре того же года можно будет сдать ОГЭ в дополнительный период. К общему государственному экзамену будут допущены:

  1. Выпускники прошлых лет, получившие неудовлетворительную оценку и не допущенные к ОГЭ в предыдущие годы.
  2. Иностранные граждане, переселенцы и беженцы, которые смогли освоить общеобразовательную программу в какой-либо форме.
  3. Ученики 9 классов, у которых нет годовых двоек.
  4. Дети, которые самостоятельно изучали школьную программу, прошли обучение в организации без государственной аккредитации или в форме семейного образования.

Не сдавать ОГЭ могут призёры всероссийских и международных олимпиад текущего года.

Особенности тестирования

Ежегодно ОГЭ проводится примерно в одно и то же время в три периода: досрочный, основной и дополнительный. Точные даты родители и их ребёнок могут посмотреть на официальном сайте государственной аттестации. В досрочном режиме (не ранее 20 апреля) сдать ОГЭ могут школьники, которые по уважительной причине не смогли воспользоваться основным периодом. Для этого нужно будет подтвердить сложную жизненную ситуацию документально.

Экзамен сдаёт практически весь поток школьников

В основной период экзамен сдаёт практически весь поток школьников. Тестирование проводится не ранее 25 мая текущего года. Дополнительным периодом чаще всего пользуются те, кто подал апелляцию, когда были нарушены правила проведения экзамена, поэтому ученик не согласен с результатом. Если заявление одобрят, тогда будет назначена пересдача. Апелляцию нельзя подать в следующих случаях:

  1. Нарушение установленных правил самим учеником. К примеру, школьник не пришёл на экзамен.
  2. Ученик неправильно оформил работу.
  3. Претензия связана с содержанием либо структурой экзаменационных материалов.
  4. Ученику не понравилось выполнение заданий с кратким ответом.

Результаты экзаменов можно узнать в течение 10 дней. Для этого можно обратиться в школу либо воспользоваться официальным сайтом.

Условия повторной сдачи

В 2020 году получить доступ к государственному экзамену могут ученики 9 классов, которые смогли закончить учебный год без двоек, а также успешно прошли собеседование по русскому языку. В текущем году оно состоялось 12 февраля.

В 9 классе собеседование может быть оценено только по системе «сдал» или «не сдал». Второй вариант встречается крайне редко, но это возможно. Собеседование можно будет пройти повторно 11 марта либо 18 мая. Других правил не предусмотрено. Если ученик прошёл собеседование по русскому языку и у него нет неудовлетворительных оценок за год, тогда его допустят к экзамену.

Официальным приказом Минобрнауки № 1394 чётко регламентировано то, сколько раз можно пересдавать ОГЭ. В 2020 году к повторной сдаче экзамена будут допущены следующие категории учащихся:

Приказ Минобрнауки № 1394

  1. Ученики, получившие неудовлетворительную оценку не более чем по двум учебным дисциплинам. В противном случае повторно сдать ГИА будет проблематично.
  2. Подавшие официальную апелляцию о нарушении установленного порядка тестирования. Для пересдачи экзамена нужно дождаться положительного вердикта от ГЭК.
  3. Школьники, которые по уважительной причине не пришли на экзамен либо не смогли закончить работу. К пересдаче будут допущены те, кто заболел или находится в сложной жизненной ситуации (всё должно быть подтверждено документально).
  4. На повторную сдачу экзамена могут рассчитывать ученики, чьи результаты были аннулированы конфликтной комиссией в случае выявления фактов нарушения проверки знаний со стороны лиц, не несущих ответственности за организацию тестирования.

В 2020 г. к повторному тестированию будут также допущены школьники, которым не помогла пересдача ОГЭ в 2019 году.

Установленные сроки

Учащемуся нужно ответственно подойти к ситуации. Для пересдачи экзаменов в графике ГИА предусмотрены дополнительные сроки проведения аттестации:

  • на улучшение оценок даётся весь сентябрь;
  • резервные дни на основном этапе — июнь, досрочно — май.

Учащиеся должны запомнить, что для пересдачи русского и иностранного языков, а также математики отведено по одному резервному дню. Нужно быть готовым к тому, что придётся сдавать по несколько экзаменов в день. Критерии пересдачи были составлены в соответствии с приказом Минобрнауки России и введены в действие в 2017 году. В сентябре к ОГЭ допускаются только определённые категории школьников:

Ученик провалил тестирование

  1. Те, кто по состоянию здоровья либо из-за сложной жизненной ситуации не смогли повторно сдать экзамен в июне.
  2. Ученик провалил тестирование, но не спешил с пересдачей. Свободное время он должен потратить на улучшение своих знаний, чтобы не пришлось думать, что делать при отсутствии диплома.
  3. Повторная сдача ГИА не дала желаемого результата, так как школьник снова получил плохую оценку.

Если в сентябре ученик смог пересдать ОГЭ, тогда при условии наличия свободных мест в учебном заведении выпускник сможет продолжить своё обучение в 10 классе. Также он может поступить в среднее специальное учебное заведение (при условии, что администрация примет решение зачислить абитуриента после начала учебного года). У школьников, которые не смогли сдать ГИА, есть несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации:

  • получить справку установленного образца вместо аттестата;
  • остаться на повторное обучение;
  • воспользоваться адаптивными программами.

Если выбрать первый вариант, тогда можно будет продолжить домашнее обучение, чтобы уже на следующий год пересдать ОГЭ. Кроме того, можно поступить в техникум либо колледж, чтобы получить определённую профессию. Если ученик не знает, сколько раз можно пересдать ОГЭ, тогда ему следует учесть, что повторное тестирование может быть проведено 2 раза в течение экзаменационного периода текущего учебного года.

Решение сложных вопросов

Практически всех школьников допускают к основному государственному экзамену. В 99 процентах случаев получить так называемый отвод очень сложно, но возможно. Существует несколько ситуаций, которые могут повлиять на то, что ученика 9 класса не допустят к итоговым экзаменам:

Пройти переаттестацию по предмету летом

  1. За весь учебный год школьник получил неудовлетворительную оценку.
  2. Ученик не смог пройти собеседование по русскому языку.

Но даже в этом случае есть выход. Годовую неудовлетворительную оценку можно повысить до осени. Для этого необходимо пройти переаттестацию по предмету летом. Если всё получилось, тогда ученик будет допущен к ОГЭ и уже в сентябре получит аттестат за 9 класс. В противном случае сдать основной государственный экзамен можно будет только на следующий год.

В 10 класс и в некоторые колледжи со справкой из школы не берут, но многие рабочие профессии в техникумах станут доступны. Полученная специальность не будет считаться следующей ступенью на пути к высшему образованию, но можно будет устроиться на работу и зарабатывать собственные деньги.

Как должен проходить экзамен в универе

экзамен в универе

Чтобы знать, стоит ли оспаривать оценку, необходимо оценить правильность проведения экзамена.

Сдача экзамена в университете проводится в период сессии. Не раньше и не позже. Обычно началу сессии предшествует зачетная неделя. Если не закрыть зачеты, то допуска к сессии не будет. Лишь в редких случаях деканат разрешает ходить на сессию и одновременно пересдавать зачет. Читайте, чем отличается зачет от экзамена.

Перед экзаменом обязательно проводится консультация. Ее назначают за 1-2 дня. Каждый студент может задать свои вопросы преподавателю по вопросам в билетах, по организации экзамена и по времени.

Практически в каждом университете экзамены назначаются на 9 часов утра. В это время, доказано, у студентов лучше мозговая активность. Поэтому преподаватели стараются принять как можно больше учащихся утром.

Также на каждом экзамене преподаватель должен найти аудиторию, а также взять в деканате ведомость. Экзаменатор должен быть объективным и серьезным. Даже если студент задерживается, он должен принять хоть какой-либо ответ и засчитать его.

Если одно из этих условий не было выполнено, значит экзамен был проведен неправильно. Возьмите на вооружение все несоответствия, чтобы оспорить оценку за экзамен на апелляции.

Причины плохой оценки в университете

Причины плохой оценки в университете

Прежде, чем оспаривать оценку на экзамене в университете, нужно понять причины плохой отметки. Давайте рассмотрим все возможные варианты.

1.Студент не подготовился к экзамену из-за лени. Это самый распространенное основание для «тройки». Преподаватель даже делает милость студенту, что не ставит ему «Неуд». Поэтому в этом случае учащийся может прийти на пересдачу, назначенную на конец сессии и пересдать предмет. Преподаватель примет новый ответ и сможет его оценить на «четверку». Получить «Отлично» на пересдаче нельзя, за исключением некоторых случаев.

Если студент ушел с экзамена из-за плохого самочувствия или ЧП дома – преподаватель может принять экзамен в другой день. В этом случае студент сможет получить «отлично». Не каждый экзаменатор может пойти на встречу, если он не уверен в аргументах студента. Поэтому следует предоставить доказательства.

  1. Настроение преподавателя иногда слишком сильно влияет на оценивание студентов. Некоторые преподы даже не скрывают своего отношения к учащимся. Поэтому если вы попали под горячую руку – не пытайтесь оспорить оценку на экзамене. Вам лучше дождаться того времени, когда напряжение спадет, и вы сможете договориться с преподавателем. Если не получится договориться, читайте в следующей главе, что делать.
  2. Нервное перенапряжение, судьба, звезды так сошлись. В жизни студента часто встречаются ситуации, которые нельзя объяснить рационально. Нужно просто смириться и попытаться исправить ситуацию.

4.Вопросы в билетах сформулированы неверно или непонятно. К примеру, вопрос в билете касается широкой темы, но преподаватель требует деталей и частностей. К тому же могут быть ошибки в вопросах по билетам.

  1. Студент ожидал «автомат» и не готовился к экзамену. В этом случае вина за плохую оценку ложится только на учащегося. В этом случае нужно только готовить билеты и идти на пересдачу.

Таким образом, не всегда виноват или только студент или только преподаватель. Иногда так складываются обстоятельства. Поэтому оспаривать оценку на экзамене нужно только в том случае, где не прав преподаватель. В любом другому случае следует отправляться на пересдачу.

Когда можно оспорить оценку

когда можно оспорить оценку в университете

Оспорить оценку можно на экзамене, через несколько дней и перед итоговой аттестацией.

На экзамене студент может попросить преподавателя спросить о чем-либо дополнительно. Некоторые экзаменаторы идут навстречу студенту, особенно если вопрос был слишком трудным. Они задают несколько простых вопросов и могут поставить оценку в зачетку выше озвученной раньше.

Это делается для того, чтобы студент не слетел со стипендии. Например, повышенной именной стипендии лишают, если уже назначена пересдача. Даже если учащийся смог пересдать на «хорошо», то стипендия будет только средняя академическая.

Если студент идет на пересдачу, ему нужно принести в деканат заявление и получить «бегунок», т.е. экзаменационную ведомость.

Часто студенты не знают, что могут получить красный диплом, пока деканат сам им не скажет об этом. Если количество четверок не превышает 25% от общей суммы оценок за экзамены, то диплом с отличием обеспечен.

Мешает одна тройка? Или не хватает одной пятерки? Нужно оспорить оценку и получить балл выше. Как это сделать, расскажем дальше.

Как оспорить оценку на экзамене в универе

Оспорить оценку на экзамене в универе не просто. Особенно если авторитет преподавателя подавляет уверенность студента в своей правоте. Некоторые учащиеся замыкаются на своей проблеме и винят себя, хотя, может, у преподавателя просто было плохое настроение.

Многие учителя сами чувствуют свою вину. Но они не могут признать, что занизили оценку. Они показывают это на парах: пытаются чаще спрашивать студента и ставить ему высокие баллы на семинарах. Также на следующем экзамене, если учащийся пытался учиться на хорошо, могут завысить оценку.

Если вы не хотите проверять совесть препода и задумали сразу оспорить оценку – читайте, что нужно делать.

Как оспорить оценку на экзамене

 Общение с преподавателем

Лучше всего начать оспаривать оценку на экзамене, поговорив с преподавателем один на один. Может быть, вам стоит дождаться конца экзамена, чтобы попытаться снова ответить по билету. Экзаменационную ведомость можно успеть немного подправить. В таком случае вы не слетите с повышенной стипендии.

Также преподаватель может сам понять, что обидел вас. Поэтому примет любой ваш ответ. Старайтесь говорить мягко и в качестве причины назвать свое волнение. Не обвиняйте экзаменатора в субъективном отношении к ученикам. 

Постарайтесь объяснить, что вам никак нельзя терять стипендию. Придумайте вескую причину, чтобы преподаватель точно пошел вам навстречу.

Помните, что эмоциональный выплеск обиды и чувства несправедливости здесь сыграют злую шутку. Вам предстоит еще учиться в этом вузе. Может быть, вам придется сдавать ему экзамен в следующем году, или препод будет сидеть в аттестационной комиссии.

Не стоит рисковать и наживать себе врагов. Если общение ни к чему не привело, лучше отправиться в деканат и подавать апелляцию.

Через официальную пересдачу вы сможете оспорить оценку на экзамене до конца сессии.

Подача апелляции

Подача апелляция – это заявление студента на проведение пересдачи. Его должна рассмотреть апелляционная комиссия, в состав которой входят преподаватели и сотрудники деканата.

В заявлении студента должно быть указано какое-либо нарушение, которое имело место быть. Мы уже перечисляли выше, какие могут быть причины.

   - нарушение проведения экзамена

   - ошибки в билетах

   - некорректные вопросы

   - внешние условия, которые помешали студенту набрать баллы

Также в аргументацию должны быть включены доказательства. Если вы просто напишите недовольство – это не будет рассматриваться комиссией.

Каждый вуз сам устанавливает правила для подтверждения нарушения или для отказа в заявлении студента. Необходимо узнать все подробности в деканате. Там же вас научат, как правильно заполнять заявление и описывать проблемы.

ВАЖНО! Заявление необходимо написать в день устного или письменного экзамена. Если вы запоздаете, то вам откажут в принятии заявления.

Причем проведение письменного экзамена будет проверяться дольше устного.  Решение комиссии вы сможете прочитать в официальном протоколе. Если вам вынесено положительное решение, то на пересдаче вы получите оценку не ниже предыдущей. 

Таким образом, вы сможете официально оспорить оценку на экзамене в универе.

Жалоба в деканат

Если ваш преподаватель неправильно воспринял апелляционное решение или продолжает высказывать свое неприятие, то нужно действовать дальше. Вы можете пожаловаться в деканат и попросить другого преподавателя.

Деканат, конечно, начнет разбираться в данном вопросе. Спросят у второй стороны, какие возникают непонимания, и только затем попытаются найти замену.

Если у вас есть на руках решение апелляционной комиссии, то вопросов возникнуть не должно. Скорее всего, вас сразу отправят к другому преподавателю.

Некоторые студенты до конца боятся просить экзаменатора на замену и пытаются сдать предмет по 3-4 раза. Однако не стоит тратить свое время и силы, если настойчивость преподавателя не преломляется. Он отказаться от вас не может, а у вас есть на это право. Не ждите, пока ваше имя попадет в списки на отчисление. Помните, что в университет вы пришли учиться, а не выяснять отношения.

Оспорить оценку на экзамене бывает не просто. Если у вас есть стремление получить красный диплом – идите к своей цели несмотря ни на что.

Как вести себя на пересдаче экзамена

Как вести себя на пересдаче экзамена

Всегда старайтесь уважительно относитесь к своему преподавателю. Следите прежде всего за собой. Готовьтесь к пересдаче экзамена более тщательно. Ведь вам придется доказывать свою правоту на деле.

Если вы пришли на пересдачу после апелляции, не ждите теплых чувств и завышенных оценок. Преподаватель будет задавать вам тысячу и один вопрос, чтобы убедиться, что вы готовы.

Держитесь уверенно, чтобы ваша самоуверенность сыграла вам на руку. Если преподаватель увидит, что вы стойко отвечаете на все вопросы, ни разу не усомнившись в ответе – он отстанет от вас.

Даже если вы не знаете точного ответа, старайтесь быстро увиливать или отвечать более расширенно. Не заходите издалека. Преподаватель должен видеть, что вы не тяните время, а пытаетесь использовать всю информацию, которая осталась в вашей памяти. Главное – не молчать.

Таким образом, вы сможете оспорить оценку на экзамене только благодаря своим знаниям, подготовке и самоуверенности.

Что будет, если не пересдать экзамен

Если вы не пересдадите экзамен, то у вас останется та же оценка, что и прежде. Если она вас не устраивает, попытайтесь оспорить оценку на экзамене в универе.

Буквально перед защитой диплома у каждого студента есть возможность исправить несколько «4» и одну «3», чтобы получить красный диплом.

Если у вас нет надежды на диплом с отличием, то знайте, что ваши оценки никто и никогда не увидит. Вы сами не часто будете заглядывать в приложение диплома.

Со временем все отметки сотрутся из памяти. Поэтому без необходимости лучше не тратить свои нервы и время, чтобы оспорить оценку на экзамене.

«Именно сегодня у меня все получится»

– Каковы психофизические проявления волнения? Можно ли волноваться, не волнуясь? И вообще, все ли нервничают?

Нервничают все, но очень по-разному. Признаки волнения легко заметны и сдающему экзамен, и окружающим: педагогам, родителям. Медицинское обследование старшеклассников перед экзаменом показало, что у большинства в ситуации экзамена повышено артериальное давление до 170-180 мм рт. ст., а частота пульса поднимается до 120-130 ударов в минуту.

У кого-то краснеет лицо и потеют руки, наблюдаются сильные мышечные зажимы, а у кого-то наоборот, лицо бледнеет, перехватывает дыхание и наступает слабость, близость обморочного состояния. Такая разница обусловлена врожденными особенностями высшей нервной деятельности и субъективным опытом человека.

Если для одних экзамен – большая проблема, то для других экзамен не является чем-то страшным. Есть категория школьников, которые любят сдавать экзамены, им нравится ситуация напряжения, испытания и успеха. Эту группу школьников отличает особая мотивация и особая подготовка со стороны взрослых.

Есть несколько параметров саморегуляции, навыкам которых вполне возможно обучиться, тогда экзамен будет «праздником», как говорил один из героев известной комедии.

–Что это за навыки? Что может здесь помочь?

– Все довольно просто. Вам необходимо дать себе самоприказ в виде простых и кратких утверждений, распоряжений самому себе, причем позитивно направленных, то есть без частицы «не». Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что вам надо вести себя определенным образом, но вы испытываете трудности с выполнением.

Например: «Действовать спокойно!», «Думать!», «Спокойно!» — это то, что помогает нам сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Есть другой метод – метод позитивных утверждений. Это способность признать свою ценность и значимость, ценность и значимость своих убеждений и действий. Позитивные утверждения могут быть, например, такими:

-Я рад (а), что у меня есть интересная и насыщенная работа – подготовка к экзамену;

-Я благодарен (а), что я могу изучить много интересного;

-Мне так нравится каждый день моей жизни;

-Я радуюсь, что есть трудности, которые можно преодолевать;

-Какой замечательный сегодня день, столько нового и интересного предстоит увидеть и узнать;

-Как хорошо, что есть люди, которые меня понимают, поддерживают, любят.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Вообще, прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в собственных силах. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. Сформулируйте текст утверждения, для усиления эффекта можно использовать словосочетание «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самым (ой) спокойным (ой) и выдержанным (ой)»;

«Именно сегодня я буду находчивым (ой) и уверенным (ой)»;

«Мне доставляет удовольствие сдавать экзамен».

Мысленно повторите его несколько раз. Эти простые рекомендации прекрасно работают.

«Мне пить валерьянку, пустырник или пион? У меня мандраж, завтра экзамен. Что делать?» Я не раз слышала подобные вопросы от подростков, волнующихся перед грядущими экзаменами. В природе нашей нервозности хочется разобраться. Почему мы волнуемся? Это нормально? Есть ли у нашего волнения объективные причины?

– Конечно, у любого волнения, что до, что во время экзамена есть объективные причины. Человек ситуацию экзамена сознательно или бессознательно оценивает как ситуацию угрозы. Представьте, если оценка ЕГЭ будет низкая, то абитуриента не примут в вуз. А для студентов неудовлетворительная оценка может означать не только отсутствие каникул, продолжение сессии, пересдачу, лишение стипендии, но, например, перевод на платное обучение или, что еще неприятнее, отчисление.

Кроме объективных причин существуют субъективные.

Например, в возрасте 14-16 лет (его еще называют нормативным возрастным кризисом) подросток переживает личностный кризис, который совпадает во времени с ростовым скачком, перестройкой иммунной системы с детского варианта развития на взрослый, перестройкой электрической активности головного мозга.

Тогда тревога может проявляться в резких изменениях настроения и физического состояния. У некоторых подростков происходят срывы деятельности, неявки на контрольные или экзамены из-за того, что у них резко ухудшилось физическое состояние. Это пример объективно-личностной причины тревоги.

Но не стоит забывать об особенностях темперамента, о наличии «прошлого стрессового опыта», неадекватной самооценке, повышенной личностной тревожности как результате семейного воспитания, об особенностях мотивационной сферы. Все это пример субъективно-личностных причин, которые движут человеком в ситуации волнения.

Часто у одного человека можно наблюдать сочетание объективных и субъективных факторов волнения, что для него превращается в сильное и стойкое переживание, которое специалисты называют психологическим стрессом.

Фото: Павел Лисицын/РИА «Новости»

–Как поступать? Пить валериану?

– Люди существенно отличаются друг от друга по своим физиологическим и личностным показателям. Поэтому универсального совета здесь быть просто не может. Да это и противоречит этическим правилам практического психолога.

Пить лекарства не рекомендуется. Стимулирующие средства, например, крепкий кофе, могут привести к резким скачкам давления и как следствие к нервному срыву и уходу с экзамена без оценки. Успокоительные средства тоже могут оказать плохую услугу.

Человека будет клонить в сон, он не сможет контролировать время, отпущенное для подготовки и ответа, будет чувствовать себя «не в своей тарелке». Лучше использовать психологические средства, о которых я уже упомянула и готовиться не в последнюю ночь перед экзаменом, а хорошо учиться в течение года, регулярно готовиться к экзамену в течение нескольких дней. Это уже не учёба, а повторение изученного материала.

Надо знать, чего он опасается

– Как родным и близким понять, что ребенок рядом беспокоится по поводу контрольной работы, зачета или экзамена? Есть ли какие-то маркеры этого состояния?

–Родителям вообще очень полезно присматриваться к своим детям, а перед экзаменами надо обратить внимание на несколько существенных параметров физического и психологического состояния. Обратите внимание: здоровый ли цвет лица у вашего ребенка, хороший ли аппетит, ясность взгляда, уверенный ли голос, обычная ли для подростка физическая активность. Все это информация для внимательного родителя. Если у подростка землистый цвет лица, срывающийся голос, неуклюжесть, он отводит взгляд – это признаки переживания стресса и он нуждается в помощи.

Статистика опросов школьников, показывает, что около половины из них боятся получить плохую оценку, около 20% «теряют сознание» перед экзаменатором, около 10% «просто не уверены в себе», 10% опасаются своего физического состояния и только 8% школьников боятся экзамена из-за низкого уровня знаний.

Чтобы правильно помочь своему ребенку, надо знать, чего именно он опасается. Легче всего это выяснить в беседе, проговорить. Вообще, в хороших семьях всегда есть традиции обсуждать прожитый день и строить планы на будущее.

–Если понимаешь, что ребенок волнуется, как лучше строить разговор, что ему говорить?

Говорите самые простые и позитивные, поддерживающие слова. «Ты наш любимый ребёнок! Мы тебя очень любим, гордимся тобой. Мы верим в тебя, верим в то, что ты сможешь справиться с испытаниями!»

Любому из нас требуется рядом тот, кто будет психологически поддерживать, укреплять веру в себя. Поддерживать – значит разделять мысли и чувства, элементарно заботиться о благе школьника или студента. Если родители на время экзаменов снимают со своего ребенка часть обязанностей по дому, вовремя готовят и подают ему завтрак, обед и ужин, в минуты отдыха говорят тёплые слова – это и будет поддержкой близких. Важно дать понять ребенку, что независимо от результатов экзаменов вы будете его любить и уважать.

Результат поддержки – это уверенность школьника в том, что его любят по-настоящему, не за оценки, что он нужен и важен как член семьи.

Не забывайте, что экзаменующимся школьникам также требуется хорошее питание и соблюдение режима сна и отдыха. И это не просто слова, это на самом деле действенная форма помощи и заботы.

Питание должно быть калорийным и не обильным. Пища – качественной и свежей. Врачи советуют избегать большого количества специй и соли, чтобы не вызвать нежелательных явлений со стороны желудочно-кишечного тракта. Хороший сон и отдых нужны для того, чтобы во время экзамена быть в рабочей форме.

Для ЕГЭ нужен хороший расчет времени и построение общей стратегии сразу после того, как школьник увидел экзаменационные задания. Для устного экзамена необходимо адекватное восприятие, внимание, память и мышление. Голодному и не выспавшемуся человеку не удастся хорошо отвечать на вопросы. Он будет медлить, путаться, перескакивать с одной мысли на другую.

– Как еще можно помочь человеку, который волнуется перед экзаменом?

– В настоящее время есть множество руководств, призванных решить эту проблему. Их пишут психологи и «не психологи». Не со всеми рекомендациями можно согласиться. Например, в одном таком руководстве предлагают определить объективную ценность предстоящего экзамена. Если ценность невысока, то советуют на экзамен «забить», как сейчас говорит молодёжь. То есть перестать готовиться, наслаждаться жизнью и т.д.

Мне такая позиция не близка.

В школьной и в вузовской программах нет «лишних» предметов. Растущему человеку надо много и долго учиться, чтобы подготовиться ко всем стрессам и испытаниям большой предстоящей профессиональной и личной жизни.

Как можно что-то вычеркнуть из своей подготовки или отложить «на потом» существенное?

Человеку, который волнуется, надо определить: чего именно он боится в ситуации экзамена. Следующий шаг – попробовать проиграть свой ответ на экзамене, несколько раз потренироваться. Если это устный экзамен, то проговорить ответ вслух, как будто перед экзаменатором, если ЕГЭ – пробовать писать ответы и решать задачи на время. В таких тренировках станет ясно, что плохо получается, в каких моментах отказывает саморегуляция.

Фото: TASS

Цветные листочки и саморегуляция

– Хорошо, например, человек понимает, что плохо запоминает материал. С этим можно что-то сделать? Есть какие-то советы? Бывает, дома все получается, а на экзамене человек «падает в обморок перед экзаменатором». Как это проработать?

– Если человек плохо запоминает материал, надо искать для себя способы хорошего запоминания. Их существует множество и некоторые из них известны с древнейших времён, например, метод Цицерона. Блестящий оратор Римской республики Марк Туллий Цицерон прославился своими выступлениями, в которых оперировал множеством фактов. Он тренировался дома, переходя из одной комнаты в другую, соединяя новую мысль с определённым участком своего дома. Произнося речь, мысленно обходил свой дом, припоминая факты, которые он связал с определёнными местами своего дома, которые ему были хорошо знакомы и не требовали напряжения для припоминания. Это самый действенный метод построения ассоциаций для запоминания сложной информации.

Также можно писать информацию на цветных листках и расклеивать их в различных участках своей квартиры. Предварительно постройте план такой работы и ту ассоциацию, которая будет вам наиболее ясна. Например, на голубых листках пишутся названия рек и океанов. Листки приклеиваются поблизости с аквариумом.

С «обмороками» всё сложнее. Здесь не может быть общих рекомендаций. Панические атаки лечат психиатры. В случае обмороков необходимо обращаться к психотерапевту медицинской направленности.

– Может ли человек помочь себе сам? Существуют ли какие-то техники, приемы, которые способствовали бы успешной сдаче испытаний? Может быть контрастный душ?

– Контрастный душ – хорошее средство тренировки сосудов. Но к экзамену подготовиться вряд ли поможет только это.

Тема саморегуляции изучена в нашей российской психологии. В Психологическом институте Российской академии образования существует лаборатория психологии саморегуляции под руководством В.И. Моросановой. В ней были исследованы стили саморегуляции. Есть опросники, которые позволяют не только определить эти стили, но подкорректировать, если они сложились у школьника, например, неблагоприятным образом. Хорошо было бы, чтобы продуктивным приемам саморегуляции при сдаче экзамена учили детей педагоги, а не только «натаскивали» перед ЕГЭ. Но, это пока скорее мечты.

– Что вы имеете ввиду под саморегуляцией?

В эту подготовку входят умения планирования своей деятельности в ходе экзамена, например, какие задачи решать сначала – сложные или простые. Увы, не все дети правильно распределяют свое время.

– А как правильно распределять время?

– Например, правильнее быстро решить как можно больше простых задач. Это, как минимум, увеличит количество баллов. В оставшееся время следует аккуратно решать сложные задачи, в которых могут появиться ошибки и, соответственно, школьник получит немного баллов.

Сюда же относится программирование своей деятельности по шагам. Например, что писать в черновик, а что в чистовой бланк.

В черновик надо писать только тот материал, который не полностью обдуман, который требует доработки или расчетов. В чистовой бланк пишется тот материал, в котором есть сто процентная уверенность.

Третий параметр – моделирование деятельности в зависимости от изменяющихся обстоятельств. Например, когда не хватает времени для подробной записи решения задачи, то как поступать? Важно понимать, что деятельность в условиях нехватки времени может носить хаотичный характер. Как следствие приводить к ошибкам, плохим результатам экзамена.

Моделирование деятельности поможет распределить время и усилия так, чтобы результат был максимально хороший.

Наконец, контроль – это умение отследить свои ошибки, распознать и исправить.

www.mskagency.ru.

Критично посмотреть на результаты своей работы

– Некоторые школьники чаще всего не видят своих ошибок? Есть ли простые приемы, чтобы заметить их?

– Чтобы «увидеть» ошибки я рекомендую следующее. Например, вы написали текст сочинения, решение задачи или примера. Отложите работу на одну минуту и выполните упражнения для глаз, глубоко подышите, переключитесь в мыслях на какое-либо приятное воспоминание. Потом открывайте свой текст и читайте его максимально внимательно, осуществляя поиск ошибок и неточностей.

То, о чем я говорю – это ответ на вопрос, как правильно готовиться к содержательной части экзамена. Чтобы быть в хорошей физической и психологической форме, тоже надо постараться. Важно соблюдать режим сна и отдыха, чередуя их с периодами напряженной подготовки.

Если охватывает тревога, учитесь снимать мышечное напряжение лица, рук, плеч, корпуса и ног. Расслаблению мышц способствует глубокое и медленное дыхание. Вообще, если мышцы напряжены, то мыслительные процессы идут в режиме стресса и это ухудшает память, качество мышления, внимания и приведёт к плохим результатам экзамена.

– Нередко приходится слышать: «я бы на пять сдал, да ночи не хватило?», или «мне попался именно тот билет, который я не успел подготовить». Как можно психологически объяснить подобные вещи?

– Этот вопрос про уровень притязаний человека и адекватную оценку своих знаний и умений, про самооценку и самоотношение личности.

Школьные психологи давно наблюдают такое явление: у детей из хороших семей часто развивается тревожность, связанная с экзаменами, хотя они регулярно занимаются и имеют возможность получить отличные оценки.

Оказывается, родители воспитывают в детях перфекционизм, невротическую потребность занимать только самые высокие места и иметь самые высокие оценки. По сути это не плохое желание, но в реальности все желающие не могут получить 100 баллов.

Экзаменаторы объективно оценят работы и расставят оценки. И надо уметь принять эти оценки, а значит, критично посмотреть на результаты своей работы. Если ребенку с детства внушали, что он «самый, самый», то ему трудно принять оценку «хорошо», а не «отлично». В решении этих вопросов существует много сложного материала для принятия самого себя.

– Что с этим можно сделать?

–Во-первых, школьным учителям и преподавателям вузов надо разъяснять обучающимся суть экзаменационной процедуры: каковы критерии оценивания, из каких составляющих складывается экзаменационная оценка.

Эта работа требует определённости критериев, согласованности действий педагогических коллективов кафедр, личностной готовности преподавателей к подготовке своих студентов, школьников к ситуации экзамена. Часто эту деятельность возлагают на школьных психологов, а в вузах психологов практически нет. Да и такой традиции в нашей системе образования не сложилось.

–Постойте, но у нас же есть некое интуитивное понимание зачем и почему мы сдаем экзамены.

– Интуиция – явление иррациональное и субъективное. Интуитивные ощущения нельзя объективировать и описать словами. Поэтому разъяснение условий экзамена и критериев оценивания поможет хорошо подготовиться к экзамену, так как добавит сознательности в процесс подготовки.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек к экзамену не готов, отвечает невпопад, на дополнительные вопросы вообще не отвечает, но при выставлении оценки начинает «качать права». Например, «из-за тройки меня папа убьёт, ставьте четыре». Таким студентам требуется индивидуальная психологическая консультация, лучше, если до экзамена.

Опытный педагог, психолог, просто взрослый и мудрый человек может во многом помочь такому студенту, прежде всего перейти от внешней оценки своих результатов, к внутренней – перейти к смыслу экзамена как к подготовке к будущей взрослой жизни.

Фото: caoinform.ru

Реальные «гремлины»

В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности. 

Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.

Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков: 

  1. Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
  2. Страх расстроить других людей;
  3. Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
  4. Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.

Чем «страшны» страхи

Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать. Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни. Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу.

Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие. При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой. Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.

Учимся наставничеству

Чтобы быть наставником, необходимо усвоить и глубоко разделять главный принцип: действуем направляя, а не требуя.

Для родителей при погружении в наставничество одним из самых сложных является вопрос о том, сколько свободы дать детям. С одной стороны, взрослым хочется уберечь ребенка от всех опасностей, но с другой стороны, подросткам необходимо давать право принимать собственные решения.

Выбор — это всегда ответственность и автономия, и задача наставника — помочь ребенку им научиться. 

Наставник-коуч Лидия Орлова на собственном опыте узнала, каково это — быть ментором для своего сына. Некоторое время ей приходилось играть две роли — независимого специалиста и мамы, и порой было сложно соблюсти баланс. Орлова делится несколькими приемами, которые помогут родителям на этом пути.

«Сначала вопросы, потом совет»

Наставнику важно помнить, что прежде чем посоветовать или рассказать о своем опыте, нужно выяснить позицию собеседника. Есть несколько вопросов, которые следует задавать ребенку, чтобы научить его делать выбор осознанно и самостоятельно:

— Что ты можешь сделать?
— Какими способами подойти к решений проблемы?
— Что уже срабатывало в прошлом?
— Какие есть альтернативы?
— Кто бы тебе с этим мог помочь?
— Где бы ты мог получить информацию?

Только в завершение разговора родитель-наставник задает ребенку вопрос: «У меня есть опыт в этом деле. Тебе поможет, если я поделюсь им?». Если предлагать свой совет незамедлительно, теряется весь смысл наставничества — учить ребенка делать осознанный выбор. Иногда подросток уже принял решение и выбрал конкретный путь, и не исключено, что ему не нужен совет. В этом случае остается позволить ребенку самому принимать решение, но при этом обозначить, что его всегда готовы поддержать. 

Как отметила Орлова, родители могут пренебрегать этим правилом и говорить с ребенком в ультимативной форме, поскольку уверены, как следует поступить. В итоге подросток может лишиться права на собственный выбор.

«Выбираем принцип поведения»

Когда ребенок оказывается в заблуждении, его что-то угнетает или вызывает страх, задача родителя-наставника — указать на два варианта выхода из положения. Первый вариант — когда человек начинает рефлексию со слов «Потому что...». Второй — со слов «Для того, чтобы...». 

Часто дети сталкиваются со следующими тупиковыми ситуациями:

  • завалил экзамен;
  • не поступил в вуз;
  • не взяли на работу;
  • не поехал отдыхать.


Первые две наиболее распространены. Ребенок опасается многого — оценки родителей, комментариев учителей, друзей и одноклассников, боится вообще двигаться дальше. От взрослых в этом случае требуется понять, как на самом деле ребенок оценивает ситуацию и чего от нее ожидает. 

Как показывает практика, подросткам, рассуждающим о сложностях даже гипотетически, очень трудно выбрать между вариантом «потому что» и вариантом «для того, чтобы», а следовательно — двумя моделями поведения. 

Первый — принцип основания (в чем причина?). Происходит реакция: «я сделал что-то не то, у меня не получилось, кто виноват». При этом внимание подростка обращено в прошлое. Второй — принцип целесообразности (для чего? для какой цели?). Происходит продуктивное действие: подросток пытается осознать, как выйти из сложившейся ситуации. Это говорит о том, что он готов смотреть в будущее.

При работе с трудностями наставник обращает внимание подростка на то, ситуация уже произошла и теперь его задача — понять, что делать дальше. Важно переключить внимание подростка на поиск возможных вариантов решения и движения вперед.

«Продумываем план Б»

В некоторых случаях хорошей идеей будет продумать вместе с ребенком план Б. Например, он не поступил в вуз. Одно дело — когда он слышит слова о том, что «это не страшно», другое дело — когда сам знает, что именно будет делать дальше. 

Как рассказала Орлова, когда детям предлагают рассмотреть эту гипотетическую ситуацию, они начинают предлагать рациональные варианты. Из самых популярных ответов: непоступление даст возможность лучше подготовиться в следующем году, потому что не будет школы и можно сосредоточиться только на нужных предметах; появится возможность устроиться на работу. 

При проигрывании плана B подростки начинают размышлять о возможностях и действиях, которые до этого не представляли. Это придает им уверенность: даже если что-то не получится или пойдет не так, у них есть запасной план действий и есть ощущение родительской поддержки. 

Для отработки этой технологии существует специальное упражнение: «Обозначь тупиковую ситуацию и напиши аргументы: «Для того, чтобы...». Правда, как советуют специалисты, прежде чем предлагать упражнения ребенку, родителям следует самим их выполнить, чтобы в дальнейшем служить для детей примером.

«Что же там, за дверью?»

В практике Орлова задает ребятам и такой вопрос: что бы вы почувствовали и было бы вам страшно, если бы вы зашли в комнату без света? Так наставник наводит детей на размышления о собственных страхах. Если человек осознает свои тревоги, он знает, как их можно обойти. Тогда заходить в «темную комнату» — в неизвестность — уже не так страшно.

Есть несколько приемов, которые помогают распознавать страхи. 

Во-первых, «развернуть» страх и спросить, от чего он защищает. Не исключено, что за тревогой ребенка лежит скрытая потребность или ценность. Во-вторых, подружиться со страхом. Можно представить, будто вы разговариваете с каким-то существом, которое хочет вас обезопасить и уберечь.В-третьих, сказать страху: «Спасибо, что бережешь меня. Мне больше не нужна опека в этом вопросе».

Распространённые ошибки родителей

В стремлении помочь ребёнку пережить волнительный период подготовки к экзаменам многие родители совершают целый ряд ошибок. Конечно же, они этого не осознают, ведь взрослые преследуют благую цель — стимулировать своё чадо учиться как можно лучше. Однако некоторые манёвры не только не срабатывают, но и приносят вред, добавляют ученику новых переживаний, снижают самооценку, вызывают чувство вины и пр. Рассмотрим типичные способы мнимой психологической помощи:

  1. Создание полной зависимости ребёнка от взрослого, гиперопека. Мама уже взрослого ученика сидит рядом с ним, «локоть к локтю», следит буквально за каждым движением руки. Так вести себя не нужно даже в начальной школе (ребёнок потом и на уроке ждёт, что учитель должен сам открыть ему учебник и показать пальцем, где читать ответ), не то что в более старшем возрасте.
  2. Тотальный контроль. Родитель хотя и не находится всё время рядом, но постоянно контролирует сына или дочь («Почему ты ещё не начал читать?», «Сколько материала ты повторил сегодня за день?» «Почему отвлекаешься от подготовки и занимаешься ерундой»?). Естественно, такие вопросы вызывают у школьника только протест, раздражение.

    Отец стоит с ремнём возле сына, который готовит уроки, мать хватается за грудь

    Тотальный контроль при подготовке к экзаменам вызывает только протест и раздражение ребёнка

  3. Помощь ученику предлагается в насмешливой форме. Взрослый словно делает одолжение: «Так и быть, давай я тебе всё объясню!», «Сразу надо было спросить у меня, раз сам не можешь справиться!». Таким образом, ребёнку явно дают понять, как ничтожны его собственные способности.
  4. Стимулирование соперничества со сверстниками, сравнение с другими учениками в классе, подчёркивание их настойчивости, целеустремлённости («Вот Маша готовится целыми днями, она наверняка легко поступит в университет, а ты можешь оказаться не у дел!»). В результате у школьника снижается самооценка (ведь родитель считает одноклассника более успешным). Кстати, некоторые родители любят сравнивать не с ровесниками, а со старшим братом или сестрой ребёнка.

    Мать что-то вычитывает дочери, та обиженно отворачивается

    Сравнение ребёнка с другими детьми может привести только к снижению самооценки, появлению комплексов

  5. Вспоминаются прежние промахи. «Вот в прошлый раз ты меня не послушал и получил плохую оценку!». У ребёнка создаётся впечатление, что родители помнят только негатив.
  6. Родители сами сильно волнуются и демонстрируют свои переживания ребёнку (неосознанно или нарочито), «охают» и «ахают» вместе с ним. Желая подчеркнуть важность подготовки к предстоящему экзамену, мамы часто произносят фразы типа «Я так переживаю за твой экзамен, это так важно для тебя». Естественно, ребёнок сам начинает теряет уверенность в себе, ведь даже его мама (взрослая, умная и опытная) и та волнуется. В итоге школьнику трудно сосредоточиться на материале (нередко впадает в состояние ступора), он становится агрессивным или, наоборот, апатичным.

    Женщина хватается за сердце

    Желая подчеркнуть важность предстоящего экзамена, мама или бабушка демонстрируют своё волнение перед ним, начинают«охать» и «ахать» в присутствии ребёнка

  7. Шантаж. Взрослый манипулирует личным отношением своего чада к себе, бабушке, дедушке и пр. Это высказывания наподобие «Если ты не сдашь экзамен, бабушка не переживёт, у неё и так больное сердце!», «У меня и так плохое здоровье, а я ещё переживаю из-за твоих плохих оценок!». В результате такого настроя у ребёнка возникает чувство вины, хотя на самом деле он не виноват в болезнях своих близких.
  8. Перекладывание на сына или дочь своих несбывшихся ожиданий. Например, папа сокрушается, что сам в юности хотел стать программистом, но из-за плохого аттестата не смог поступить в институт, зато есть надежда, что у сына это получится. Естественно, тот понимает, что если получит не очень высокие оценки, то разочарует родителя (опять-таки заранее возникает чувство вины, которое мешает сосредоточиться на занятиях).
  9. Запугивание. Взрослые заверяют школьника, что если он не сдаст экзамен, то может забыть о компьютере, встречах с друзьями, занятиях спортом и пр. Сына или дочь также пугают домашними обязанностями («Получишь тройку, будешь всё лето мыть полы дома!»). Конечно же, рисование таких мрачных перспектив вызывает только протест, но не рвение к учёбе. Школьник и так боится экзамена, а на него накладывается ещё и страх наказания.

    Отец что-то говорит сыну, тот на него испуганно смотрит

    Нельзя сулить ребёнку наказание за возможную плохую оценку — страх перед экзаменом станет ещё более сильным

  10. Обещание подарков, поощрений. Не стоит обещать ребёнку купить дорогую вещь, если он сдаст экзамен на желаемую оценку. Это создаёт впечатление, что учёба нужна не школьнику, а его родителям. Гораздо правильнее заверить, что когда кончится эта нелёгкая пора, можно всей семьёй отправится на шашлыки и отметить это.

    Подарки в красивых коробках

    Не нужно обещать ребёнку подарков за хорошие оценки на экзаменах — он должен понимать, что учёба нужна ему самому, а не родителям

Про кофе, успокоительные и ноотропы — почему это не детские средства

Другая псевдопомощь заключается в неправильной организации режима дня, питания и пр. Так, зачастую родители в период подготовки к экзаменам исключают из жизни ребёнка не только телевизор, компьютер, планшет, но и прогулки, занятия спортом, хобби, полностью освобождают чадо от работы по дому. Взрослые не понимают, что школьнику для нормальной работы мозга просто необходима смена деятельности, равно как и свежий воздух.

Ещё одна ошибка — ученику разрешают пить много кофе. Конечно, этот напиток быстро стимулирует активность ЦНС, снижает сонливость, но если его употреблять в «лошадиных» дозах, то нервные клетки после возбуждения отвечают таким же сильным торможением.

Мужчина держит в руках огромную кружку кофе

Не нужно разрешать школьнику пить много кофе — это рискованный экперимент над нервной системой и сердцем

Некоторые же родители поступают иначе — предлагают ребёнку успокоительные препараты, чтобы снизить волнение перед экзаменом (таблетки, настойки, сиропы). Конечно, эти средства на какое-то время снимут тревогу, но одновременно и снизят умственную работоспособность. В результате ученик плохо воспринимает информацию, его клонит в сон.

Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребёнку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить своё состояние сменой видов деятельности.

Аналогично не нужно покупать сыну или дочери ноотропы — средства для улучшения памяти, внимания (даже если их рекламируют по телевизору). Эти препараты предназначены главным образом для пожилых людей, уже имеющих определённые проблемы.

Почему вы можете получить плохую оценку?

Плохо подготовились

Учёба наполнена заданиями, тестами, экзаменами. Не всегда получается выделить достаточно времени и сил на подготовку. Вполне возможно, что вы не рассчитали свои силы и не смогли подготовиться на «отлично».

Не спешите обвинять преподавателя. Вполне возможно, низкая оценка была вполне справедлива. Будет неловко, если на пересдаче с комиссией окажется, что поставленная вам тройка полностью соответствует вашему уровню знаний.

Готовьтесь к сложным дисциплинам не в последние несколько дней, а заранее. Экзамен проверяет знание предмета, а не умение зубрить в последний момент. Оспаривайте оценку за экзамен, только если уверены, что отлично знаете предмет и можете ответить практически на любой вопрос.

Преподаватель придирается

На оценку может повлиять и личное отношение преподавателя к студенту. Редкий преподаватель придирается к студентам без повода. Обычно причиной предвзятого отношения становятся конфликты, хамство со стороны студента и плохая посещаемость.

Если вы весь семестр не ходили на пары, преподаватель, скорее всего, будет настроен негативно. В таких случаях важно отличать необоснованные придирки от вполне разумного требования выполнить пропущенные задания и набрать минимальный балл.

Преподавателю выгодно занизить балл

В некоторых вузах встречается такая несправедливая практика: претендующим на стипендию студентам намеренно занижают оценки, экономя таким образом бюджет вуза. Некоторые недобросовестные преподаватели придираются и раз за разом отправляют студента на пересдачу — ожидают, когда после четвёртой или пятой пересдачи студент предложит им взятку.

И то, и другое чрезвычайно сложно доказать. Если ты не согласен с оценкой и уверен, что ее несправедливо занизили в корыстных целях — обратись к декану.