Как отлично сдать экзамен по литературе

Как отлично сдать экзамен по литературе

Содержание

Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения. Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе. С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века. Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем. Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове. Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала. Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи. 

Самое сложное — начать. Многие откладывают подготовку, потому что боятся ошибиться: «Я же не умею, я же не знаю». Ребята рассказали о сложностях в подготовке и о том, как с ними бороться:

Артем Князьков, 100 баллов:

— На меня наводили ужас обилие цитат и необходимость учить стихотворения. Но самое трудное — соблюдение речевой грамотности в сочинениях. Мы так привыкли говорить в повседневной жизни как колхозники, что иногда такие огрехи попадают и в сочинения. Мой совет — будьте внимательнее, изучите все виды речевых ошибок, и какие часто встречаются у вас. Ведь обидно терять баллы из-за мелочей. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Было сложно распределить время. Мне приходилось устраивать самой себе пробники, чтобы понимать, успеваю ли я все сделать, если буду писать сочинения в черновик, а потом в чистовик. Не получилось, поэтому училась работать сразу в бланках. 

Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях. В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений. Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.

Помимо сочинений в КИМе есть еще и тест, который проверяет знания теории литературы. Как не потерять баллы на нем?

— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы  показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение. 

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась  усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому. 

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно. 

История успеха заряжает. Однако никто никогда до конца не уверен в своем высшем балле. Ребята переживали различные чувства после экзамена и такой результат стал для них большим сюрпризом:

Анастасия Шереметьева:

— Я знала, что напишу на 90+, потому что готовилась весь год, но 100 баллов я не ожидала. Мне не понравилось моё 17 сочинение, я могла бы лучше, но спасибо проверяющему, который дал мне шанс и поставил максимум. 

Кристина Михайлова:

— Я выходила из аудитории с чувством, что сделала все, что зависело от меня. Не идеально, но я показала все свои знания. В итоге я получила 97 баллов. Если честно, я была готова к такому результату, но думала, что получу меньше. 

Артем Князьков:

— После экзамена хотелось то ли чаю выпить, то ли повеситься. Склонялся ко второму. Рассчитывал баллов на 80, так как не был уверен в твердости аргументов 17 задания и из-за нехватки времени не успел перепроверить сочинения. 

К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.

Анастасия Шереметьева:

— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку. Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке. Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.

Кристина Михайлова:

— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так. И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять. 

Рекомендации для сдающих ЕГЭ по литературе

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Чтобы и ваш уровень соответствовал необходимым требованиям, предлагаем изучить наш материал о том, как успешно написать ЕГЭ по литературе.

Общие рекомендации по подготовке:

  1. Подготовьте цитатник. Сделайте распечатку с самыми важными фразами литературных героев. За несколько дней до экзамена возьмите в привычку ежедневно перед сном перечитывать цитаты. Доказано, что наиболее эффективное запоминание информации происходит за 15 минут до сна.
  2. Пишите сочинения. Составьте 2-3 мини-текста с учетом всех критериев, которыми руководствуются эксперты при проверке ЕГЭ по литературе. Это поможет до автоматизма отточить свои навыки и разобраться в том, как писать идеальное сочинение. Помните, что соблюдение формальных норм может принести не меньше баллов, чем содержание текста.
  3. Повторите имена всех главных и второстепенных героев. Для лучшего запоминания можете написать шпаргалки: конечно, ими пользоваться вы не будете, зато они помогут усвоить информацию быстрее и четче.
  4. Как можно больше читайте. Если вы задались целью сдать ЕГЭ по литературе на максимальный балл, то вам следует прочитать все включенные в кодификатор произведения. Ясно, что для этого понадобится много времени, но труды не останутся незамеченными и обязательно принесут плоды.
  5. Делайте конспекты произведений. При прочтении текста выуживайте из него ключевые для понимания характеров героев моменты и записывайте все важные детали в тетрадь. Перед ЕГЭ прочтите собранный вами материал и освежите свои знания. Не зацикливайтесь на малозначительных диалогах и описаниях, старайтесь осмыслить общую проблематику произведения.
  6. Изучайте смежные науки. Такие предметы, как история и философия, расширят диапазон познаний, а общая эрудиция поможет лучше ориентироваться в проблематике и временном (ударение на вторую «е») контексте произведений, соотносить сюжеты и фактами общественной, культурной жизни определенного периода.
  7. Уделите внимание теории и разберитесь с литературоведческими терминами.

Советы по разделам

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе структурно изменился: теперь экзамен состоит не из трех, а из двух блоков. Первая часть содержит вопросы по анализу прозаических и стихотворных текстов, во втором разделе единственное задание — это написать сочинение на одну из четырех предложенных тем.

Первый раздел включает в себя задания как по эпическим, драматическим, прозаическим, так и по стихотворным произведениям русской литературы.

Советы по выполнению заданий:

  • Не нужно давать ответ на вопрос, используя формулировку задания. Такие трюки не помогут, эксперты оценят их нулем баллов.
  • Помните, что учитывается не только смысловое содержание, но и речевое оформление рассуждений. Поэтому недостаточно правильно ответить на вопрос: важно сделать это грамотно.

Во второй части экзамена предлагается написать сочинение, объем которого должен быть не менее 200 слов.

Иначе эксперт просто не будет проверять вашу работу. На выбор предлагаются четыре темы по русской литературе от «Слова о полку Игореве» до произведений Арбузова, Розова, Рощина, Вампилова и Володина. При проверке сочинения оцениваются:

  • соответствие содержания теме;
  • умение использовать литературоведческую терминологию при анализе произведения;
  • логичность изложения;
  • ссылки на текст из произведения;
  • грамотность письменной речи.

Источник: https://edunews.ru/ege/literatura/kak-sdat-ekzamen.html

Советы при сдаче ОГЭ по литературе

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

ОГЭ – это первое серьезное испытание на пути вчерашних девятиклассников. Литература входит в число дополнительных предметов. Ее выбирают ученики, желающие работать в сфере журналистики и филологии, а также поступающие в театральные или художественные вузы. Чтобы успешно сдать ОГЭ, недостаточно просто прочесть книги из школьной программы – нужно грамотно их проработать.

Особенности экзамена

Ключевое отличие КИМов (контрольно-измерительные материалы) по литературе от других предметов – отсутствие заданий с краткими ответами. Поскольку основной целью ОГЭ по литературе – проверка способности интерпретировать содержание художественных произведений, они должны уметь ясно и грамотно выражать свои мысли.

Экзамен 2018 года составлен из четырех заданий, на выполнение которых дается 235 минут. Он построен на принципе абсолютной вариативности: ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Для получения высшего балла необходимо:

  • проанализировать содержание художественного текста;
  • определить его жанр и род;
  • вычленить главную мысль и проблематику;
  • выработать характеристики главных персонажей;
  • выделить сюжетные особенности, определить композицию и привести примеры выразительных средств, использованных в тексте;
  • произвести сопоставительный анализ текстов;
  • выразить собственное мнение о прочитанном;
  • пересказать содержание и сделать логичный, обоснованный вывод.

Таким образом, структура экзамена нацелена на проверку следующих навыков:

  • умение анализировать прозаические и стихотворные произведения;
  • способность ориентироваться в историко-литературном процессе;
  • навык написания развернутых эссе с использованием художественного материала;
  • владение литературными терминами, знание основных тропов.

Самые досадные ошибки, которые допускают выпускники 9 класса на ОГЭ по литературе – это неточные цитаты, неправильное употребление терминов. Фактические ошибки включают неверное написание фамилий авторов или героев произведений. Нередки и орфографические или грамматические недочеты.

Как сдать ОГЭ по литературе на отлично

Чтобы избежать вычета баллов за совершенные ошибки, следует грамотно организовать подготовительный процесс. Первые шаги следует делать уже в начале девятого учебного года.

Читайте литературу и составляйте тезисы

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Скачайте официальный список литературы, которую нужно проработать к экзамену. Начинайте читать произведения одно за другим, даже если вы уже читали их в прошлом. Параллельно заведите читательский дневник, в котором фиксируйте следующие данные о каждой книге:

  • имена и статусы главных героев, их характеристики и отношение друг к другу;
  • годы создания произведения;
  • полное имя автора;
  • основные проблемы, раскрытые в книге.

Если на освоение всего списка не хватает времени, приобретите краткие содержания с комментариями в отделах методической литературы. Приведенные аналитические эссе помогут вам найти правильные ответы на большинство вопросов на экзамене.

Правильно понять содержание и посыл произведений русской классики могут помочь и советские экранизации самых известных романов, снятые близко к тексту.

Проведите параллели между произведениями

Вспоминать похожие произведения для сравнения прямо на экзамене можно очень долго. Заранее распределите хотя бы лирику по темам и проблематике, чтобы не тратить драгоценные минуты на экзамене.

Запишитесь на подготовительные курсы

Регулярные занятия под руководством опытного педагога – залог успешной подготовки к экзамену по литературе. Если вы не уверены в собственной дисциплинированности, отдайте предпочтение групповым или индивидуальным урокам с репетитором.

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/sovety-pri-sdache-oge-po-literature/

Как сдать ЕГЭ по литературе и не прогневать экспертов?

Литература — не химия и физика: единственно верного способа выполнить задание здесь не существует. Поэтому, чтобы успешно сдать госэкзамен, стоит ненадолго поставить себя на место проверяющего. Советы, собранные в этой статье, помогут вам написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии.

1. Изучите критерии и кодификатор

ЕГЭ по литературе содержит задания двух типов: с кратким (одно-два слова либо последовательность букв или цифр) и развернутым ответом. Ответы на эти задания записываются на соответствующие листки — это бланк № 1 и № 2 соответственно.

Вряд ли стоит лишний раз говорить, что инструкцию по заполнению этих листков и сами задания следует читать внимательно.

Но если вы вдруг забыли, можно ли на бланке № 1 исправлять ошибочные ответы (можно — для этого есть специальное поле) и нужно ли ставить пробел, если краткий ответ содержит два слова (не нужно), вам напомнят об этом непосредственно перед экзаменом. А вот в процессе подготовки стоит обратить внимание на две другие вещи: список критериев и кодификатор.

Рассмотрим, например, задания на сопоставление — 9 и 16, которые звучат примерно так: «В таком-то стихотворении Есенина описан внутренний мир одинокого, всеми покинутого человека.

В каких еще произведениях герой чувствует себя оторванным от мира?» Казалось бы, что сложного? Вспомни побольше похожих стихотворений и перечисли! Но в списке критериев прописано, что нужно привести два примера — не больше и не меньше.

И не просто привести, а обосновать свой выбор, да еще и сопоставить каждое выбранное стихотворение с «исходным». То есть в сочинении обязательно должны присутствовать фразы, начинающиеся примерно так: «Как и в стихотворении Есенина…»

В списке критериев прописаны специфические требования и к другим работам.

Например, в последнем задании (сочинение объемом ~ 250 слов) нужно обязательно упомянуть несколько литературоведческих терминов (не «образное определение», а «эпитет»; не «комната Онегина», а «интерьер»).

Так что советуем найти в пособии или просто в интернете несколько «идеальных» сочинений выпускников прошлых лет и «поиграть в эксперта».

Что касается кодификатора: это список произведений, которые необходимо разобрать, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Если название той или иной книги приведено полностью и рядом нет отметки «по выбору учащегося», значит, отрывок из такого текста может попасться на экзамене.

Если же в кодификаторе стоит отметка «по выбору» или упомянут только автор, а названий произведений нет, изучать этот материал не обязательно. (Хотя он может здорово помочь при выборе аргументов.) Данное правило касается почти всех произведений второй половины ХХ века.

Список критериев и кодификатор можно найти на сайте ФИПИ.

2. Будьте осторожны с терминами

Хотя основной процент ошибок и, соответственно, снятых баллов приходится на сочинения, в заданиях с кратким ответом тоже есть подводные камни. Дело в том, что иногда на ЕГЭ от ученика требуется дать не самый логичный ответ — но именно он будет засчитан как правильный.

Например, при описании речи в литературоведении пользуются тремя терминами: монолог (говорит один персонаж), диалог (говорят два персонажа) и полилог (три персонажа и больше).

Но так уж вышло, что в ЕГЭ термин «полилог» не используется.

И если вам попался, например, отрывок из пьесы «На дне», где переругивается вся толпа ночлежников, а под отрывком оказался вопрос: «Как называется такой обмен репликами между персонажами?», в бланк нужно будет написать: «Диалог».

Также некоторые педагоги учат, что синекдоха — частный случай метонимии, а «рассказчик» и «повествователь» — разные понятия. Но терминов «синекдоха» и «повествователь» в мире ЕГЭ тоже не существует.

Такое положение вещей тем обиднее, что апелляция тестовой части не предусмотрена. Поэтому нужно прорабатывать побольше материалов из пособий и решать задания на тематических сайтах. Но помните, что даже в книге вы можете встретить ошибку.

Если вы абсолютно уверены в своей правоте, а в ответе оказалось что-то другое, поделитесь сомнениями со своим школьным преподавателем литературы, репетитором — или, на худой конец, со знающими людьми из тематических групп в соцсетях.

3. Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

У литературоведов есть много любопытных (и часто несостоятельных) теорий. Например, А. А. Зимин считал, что «Слово о полку Игореве» — подделка и создано оно далеко не в XII веке; А. Н.Ужанков высказал мысль, что Татьяне Лариной было всего 13 лет, а Д. Л. Быков убежден, что «Мастер и Маргарита» — роман для одного читателя, своеобразное послание Сталину.

Всё эти мнения интересны, но госэкзамен — не лучшая площадка для их обсуждения. Почему от спорных теорий лучше воздержаться? Кто-то из экспертов может быть ярым противником идей того или иного литературоведа, а кто-то может о нем и вовсе не знать.

А главное: чтобы хорошо ответить на «егэшные» вопросы, знание тонких материй не требуется. Сочинение на условную тему «Почему Татьяна не отвечала на письма Онегина?» не предполагает доскональных подсчетов, в каком году родился каждый из героев романа.

4. Выбирайте аргументы с умом

И еще один совет для юных знатоков литературы. Если вы ищете аргументы для заданий на сопоставление (где, как мы разобрались, нужно привести два примера похожих произведений), не гонитесь за оригинальностью. Ни сочинения протопопа Аввакума, ни последние романы Пелевина упоминать не стоит.

И, само собой, никаких священных текстов, публицистики и фольклора: мы все-таки сдаем экзамен по русской художественной литературе.

5. Не пишите фанфики

Эта рекомендация, в отличие от двух предыдущих, будет актуальна для тех, кто привык компенсировать недостаток знаний фантазией и чувством юмора. Умение свободно мыслить — это отлично, но на ЕГЭ нельзя «достраивать» произведение за автора. Иными словами, не стоит придумывать, кем были родители сироты Чацкого и — тем более — что вышло бы, если бы Печорин влюбился в Наташу Ростову.

6. Запаситесь конкретикой

Зубрежка — это скучно, но, увы, к госэкзамену лучше бы выучить как можно больше точных сведений о произведениях из кодификатора. И речь не только об именах авторов и главных героев, но и о деталях. Помните, кто спас Светлану из баллады Жуковского от мертвеца? Белый голубок — символ Святого Духа. Именно поэтому «лучший друг нам в жизни сей — вера в Провиденье».

А из-за чего состоялась дуэль Гринёва и Швабрина? А что приснилось городничему из «Ревизора» в ночь перед тем, как пришло пренеприятное известие? А куда собрался уехать Свидригайлов, но вместо этого застрелился? И — главное — почему это важно?

Чтобы запомнить побольше деталей, перечитывать произведения к ЕГЭ лучше с карандашом, делая пометки на полях. А любителям читать с гаджетов стоит скачать приложение, позволяющее делать виртуальные закладки.

Кстати, знание цитат — не только из художественной литературы, но и из критических статей — необходимо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл (90 и выше). Хотя бы за две недели до экзамена сделайте табличку: левый столбец — название произведения, правый — цитаты.

Их очень здорово использовать в качестве эпиграфов, поэтому выбирайте общие фразы. Например, высказывание В. Г. Белинского «Пушкин был на Руси полным выразителем своей эпохи» подойдет для работы и по «Капитанской дочке», и по «Евгению Онегину», и по лирике вообще.

И учите! Но помните: цитаты в заключении сочинения — недопустимы. В идеале на ЕГЭ по литературе вы должны упомянуть десять цитат — по две в каждом сочинении. Для заданий 8 и 15 их можно брать из исходного текста.

Если у вас осталось мало времени на подготовку и вы боитесь, что не успеете вызубрить столько текста, сосредоточьтесь на повторении тех цитат, которые вы уже знаете.

Только не говорите, что ничего не помните! Все мы учили стихи в школе и повторяли крылатые фразы вроде «Не хочу учиться, хочу жениться» или «Счастливые часов не наблюдают» — осталось только узнать, кто из героев это произнес. Увы, запомнить цитату слово в слово получается не всегда.

Ели вы не уверены в точности формулировки, не рискуйте: переделайте прямую речь в косвенную. (Не «А. С. Пушкин — солнце нашей поэзии», а «В. Ф. Одоевский называл Пушкина солнцем нашей поэзии».) Нет кавычек — нет фактической ошибки.

7. Сдерживайте творческие порывы

То, что вы сдаете ЕГЭ по литературе, еще не значит, что и вам придется создавать художественные произведения. Наоборот: задания с развернутым ответом подразумевают, что вы будете использовать научный стиль.

Там, где вы придумали красивый эпитет или смелую метафору, эксперты увидят речевую ошибку. Тем более — не нужно вместо сочинения писать стихи или инсценировку. А если вам не вполне понятно, что такое научный стиль, почитайте статьи на «Киберленинке» (заодно и материал повторите, и наберете цитат современных литературоведов).

8. Не бойтесь спорить

Получили результаты госэкзамена и расстроились? Рекомендуем пойти на апелляцию. «Выбить» один-два балла вполне реально. А если даже и не получится, эксперты объяснят вам, за что они снизили оценку, и вы не будете мучиться из-за неизвестности. Кстати, парадокс: чем больше у вас баллов, тем выше вероятность, что вам их добавят.

Ведь отличникам обычно снижают оценки не за грубые ошибки, а за неточные формулировки и незначительные промахи в композиции. Так что попробуйте доказать комиссии, что вы действительно знаете, о чем пишете. И не бойтесь, что балл могут не повысить, а, наоборот, снизить: практика показывает, что это происходит крайне редко.

Само собой, спорить с экспертами следует максимально вежливо: меньше эмоций — больше аргументов. Поэтому «линию защиты» лучше выстроить заранее. Перечитайте свои работы (сканы появятся на сайте с оценками), проверьте, правильно ли вы написали имена авторов, персонажей, нет ли ошибок в цитатах. Опять же — пришлите свои сочинения учителю или репетитору.

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/kak-sdat-egye-po-literature-i-ne-progne

Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть фильмы, снятые по классике. Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы.

Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела»

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/kak-sdat-ege-po-literature-esli-nichego-ne-chitala/

Как сдать экзамен по литературе в 9 классе?

Но только лишь хорошо знать произведения авторов, стихи и басни достаточно не будет. Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, нужно заранее подготовиться и к определенным темам сочинений.

От школьника также требуется умение хорошо мыслить, анализировать полученную информацию, четко и слаженно излагать свои мысли.

Теоретически, для сдачи экзамена по литературе в 9 классе не нужно выходить за рамки школьной программы, но практически - желательно читать как можно больше. Это поможет улучшить речь, сделать богаче язык, расширить кругозор. Данные навыки крайне важны на экзамене.

Как сдавать литературу в 9 классе?

Сама процедура экзамена представляет собой:

  • анализ текста – это обычно прозаическое произведение или стих - и 3 задания, требующих развернутого ответа – фактически мини-сочинение;
  • сочинение на одну из предложенных 4х тем.

Навыки, которые необходимо применить, чтобы сдать литературу в 9 классе несколько проще, чем, например, в 11 на ЕГЭ. Тем ни менее, простыми их не назовешь.

На экзамене требуется:

  1. Проанализировать содержание текста;
  2. Определить главную мысль и проблему;
  3. Определить жанр и род произведения;
  4. Провести характеристику главных героев произведения;
  5. Выделить сюжет и композицию;
  6. Высказать собственное мнение о произведении;
  7. Пересказать содержание и сделать окончательный вывод.

Сдают литературу в 9 классе за 235 минут – столько времени дается на выполнение всех заданий.

На какую оценку чаще всего сдают литературу в 9 классе?

По статистике последних лет, наиболее частой оценкой на экзамене является четверка. Столько чаще всего получают школьники по результатам ОГЭ.

Трудно ли сдать ОГЭ по литературе?

Литература считается одним из наиболее сложных для сдачи предметов. Ее выбирают около 5% учеников, для сравнения доля обществознания, например, составляет 70%. Но, если разобраться, при правильном походе к подготовке ничего трудного в нем нет.

На вопрос, сложно ли сдавать литературу в 9 классе, подавляющее большинство школьников отвечает утвердительно.

Но на уточняющий вопрос, почему, большинство отвечает, что их пугает не сам экзамен, а объем текста, который предстоит прочитать.

Если школьник умеет хорошо анализировать полученную информацию, складно и грамотно излагать свою речь на бумаге, то сложности возникнуть не должно.

Что самое сложное при сдаче литературы на ОГЭ в 9 классе? На каких книгах и темах нужно больше сосредоточиться?

Сама сложность даже не в темах, а структуре экзамена - нет тестовой части. Необходимо дать три развернутых ответа на вопросы и написать сочинение. При хорошем знании школьной программы и дополнительной подготовке к написанию сочинений - это вполне выполнимая задача.

Для положительных ответов на вопросы необходимо обязательно использовать цитаты из произведений, понимать основную мысль произведения и уметь сравнивать различные тексты между собой.

Для облегчения задачи еще на этапе подготовки к экзамену целесообразно завести словарик-цитатник, в который нужно записывать некоторые предложения из произведений и краткое их содержание. Не лишним будет туда же вносить свои мысли по поводу того или иного события, или героя.

К плюсам экзамена можно отнести то, что разрешены дополнительные вспомогательные материалы – полные тексты художественных произведений и сборников лирики.

Книги, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ

Список литературы довольно обширен, с полным списком всегда можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Обязательно нужно знать:

  1. «Слово о полку Игореве»;
  2. Стихотворения М. В. Ломоносова;
  3. «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  4. Стихотворения Г. Н. Державина;
  5. Повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  6. Басни И. А. Крылова;
  7. Лирика В. А. Жуковского;
  8. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
  9. Произведения А. С. Пушкина;
  10.  Стихотворения и поэмы М. Ю.Лермонтова;
  11.  Произведения Н. В. Гоголя;
  12.  Пьесы А. Н. Островского;
  13.  Сборник повестей И. С. Тургенева;
  14.  Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова;
  15.  Сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина;
  16.  Повести и рассказы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и А. П. Чехова;
  17.  Сборники произведений А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина;
  18.  Проза и поэзия второй половины ХХ вв..

Это основные книги, чтобы сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но список не полный. Рекомендуемый и более конкретный список литературы, с отметкой об обязательных произведениях авторов меняется каждый год.

Как подготовиться

Книги русских писателей, изучаемых в школьной программе по литературе

Подготовка к ОГЭ по литературе – это не просто прочтение всех предусмотренных школьной программой произведений. Необходимо осмыслить их, разобраться в авторских позициях, оценить их влияние на русскую и мировую культуру.

Важно отметить, что наличие собственного мнения о писателях и их творениях не заменяет знания фактического материала (самих текстов, критики, биографий авторов, исторического периода, когда создавались те или иные произведения). Для систематизации материала желательно вести дневник, в который нужно записывать:

  • фабулу;
  • имена и характеристики главных героев;
  • проблематику, поднятую автором;
  • избранные цитаты.

Отдельное внимание рекомендуется уделить теории литературных жанров. Ученик должен четко разбираться, что такое повесть, роман, рассказ, чем они отличаются. Для анализа лирики нужно уверенно ориентироваться в средствах художественной выразительности – гиперболах, аллегориях, метафорах, перифразах и т.д.

Практика показывает, что наибольшие затруднения у девятиклассников возникают с древнерусской литературой и произведениями XVIII века (Ломоносов, Карамзин, Державин). Проза XIX-XXI века воспринимается ими легче. Еще одна проблемная зона – разбор поэтических текстов. Для успешной сдачи ОГЭ стоит хорошо проработать эти темы.

Несмотря на кажущуюся сложность, к ОГЭ по литературе вполне реально подготовиться с нуля, даже имея пробелы в знаниях за прошлые годы. Главное – начать целенаправленно заниматься хотя бы за 8-9 месяцев до экзамена, поскольку потребуется «начитать» и усвоить большой объем информации.

Демоверсия

Демонстрационный вариант – возможность получить наглядное представление о структуре и ходе экзамена. Этот документ ежегодно публикуется разработчиками ОГЭ и служит главным инструментом для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации.

Демоверсия ОГЭ по литературе – это фактически экзамен в домашних условиях. Школьнику важно наработать навык составления связных текстов нужного объема, без «воды» и отвлеченных рассуждений.

При подготовке к экзамену можно заготовить подходящие фразы-клише и уместные цитаты, при помощи которых можно связывать части своей работы.

Кодификатор

Еще один важный документ-помощник – кодификатор ОГЭ по литературе. Именно в нем дан перечень всех тем, на которые учащемуся следует обратить внимание при подготовке к испытанию. Он состоит из двух частей. Первая содержит основные требования к освоению школьной программы. Каждый ученик, выбравший для сдачи литературу, должен:

  • понимать содержание произведений, образную природу литературного творчества;
  • знать основные факты биографии М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя;
  • уметь анализировать художественный текст, выделять основную идею, проблематику, давать характеристики главным и второстепенным героям и сравнивать их, разбираться в композиции и сюжете;
  • понимать авторскую позицию, уметь формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
  • иметь практический навык создания связного письменного текста для оценки литературных произведений.

Во второй части перечислены основные теоретико-литературные понятия, которыми должен владеть школьник. Также отсюда можно извлечь список литературы для сдачи ОГЭ.

Перечень скомпонован по историческим эпохам. Для большинства авторов приведены конкретные названия произведений, которые необходимо знать.

Обязательный список литературы до конца 19 века для сдачи ОГЭ

Обязательный список литературы 20-21вв. и зарубежной литературы для сдачи ОГЭ

По некоторым писателям и поэтам учащимся дается свобода выбора. В частности, самому можно определиться, какую читать былину, повесть Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, пьесу А.Н. Островского и Ж.-Б. Мольера, стихи и прозу второй половины XX-XXI века.

Из авторов второй половины XX и начала XXI века необходимо выбрать не менее трёх поэтом и столько же прозаиков. Кодификатор рекомендует обратиться к произведениям Ч. Айтматова, В. Быкова, братьев Стругацких, В. Распутина, В. Астафьева, В. Шаламова, И. Бродского, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и т.д.

Ресурсы для подготовки

Кодификатор, демоверсия и спецификация, содержащая все условия проведения испытания, размещены на официальных веб-ресурсах: портале Федерального института педагогических измерений и сайте «ГИА9». Кроме того, здесь же можно найти видеоуроки и статьи о том, как готовиться к ОГЭ самостоятельно или с помощью родителей.

Что касается онлайн-подготовки, то ее лучше проходить на проверенных ресурсах, материалы для которых подбирают опытные специалисты, в том числе – эксперты ОГЭ. Среди таких сайтов можно выделить «ЯндексРепетитор» и «Сдам ГИА». Например, на последнем предлагают более 300 упражнений, направленных на отработку ответов по текстам, навыков сопоставления литературных произведений и на подготовку к написанию сочинения.

Как сдать

Чтобы меньше волноваться на экзамене, полезно заранее ознакомиться с его регламентом. Успешно сдать ОГЭ по литературе можно, выполнив всего 4 задания из 2 частей:

  • Первая часть включает три задания, привязанные к общему фрагменту текста. В первых двух школьник должен дать письменные ответы объемом 3–5 предложений. В третьем – сделать сравнительный анализ с другим отрывком (объем 5–8 предложений).
  • Вторая часть – это развернутое письменное рассуждение по одной из пяти тем на выбор. Школьник, опираясь на текст произведения и аргументируя свои мысли, пишет сочинение объемом не меньше 200 слов. Важно отметить, что если в тексте будет меньше 150 слов, то работу не зачтут. Поэтому стоит проявить внимательность и не полениться посчитать слова. Если сочинение посвящено поэзии, то нужно проанализировать минимум два стихотворения.

Весь экзамен длится 235 минут (3 часа 55 минут). Специалисты рекомендуют два часа посвятить выполнению заданий первой части, после чего переходить ко второй. На испытании разрешено пользоваться полными вариантами избранных произведений, сборниками стихотворений и орфографическим словарем. Книги находятся на отдельных столах, а ученики при необходимости могут к ним подходить.

Экзамен по литературе. Проза...

Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:

  • место писателя в литературном процессе
  • место произведения в творчестве писателя
  • тематика, проблематика произведения
  • основная идея, в чем она выражается:
    • жанр
    • система образов
    • конфликт
    • композиция
    • язык (особенности стиля)
  • значение произведения для дальнейшего развития литературы.

Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.

Экзамен по литературе. Проза...

Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:

  • место писателя в литературном процессе
  • место произведения в творчестве писателя
  • тематика, проблематика произведения
  • основная идея, в чем она выражается:
    • жанр
    • система образов
    • конфликт
    • композиция
    • язык (особенности стиля)
  • значение произведения для дальнейшего развития литературы.

Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.