Как отдохнуть при подготовке к экзаменам

Как отдохнуть при подготовке к экзаменам

Возможно ли подготовиться к ЕГЭ за месяц

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Многое зависит от уровня подготовки абитуриента по определенному предмету, его индивидуальных особенностей, мотивации, способности быстро усваивать материал.

Понятно, что если ученик не уделял предмету должное внимание в объеме школьной программы, поменять ситуацию кардинально за короткий срок не получится. Однако есть несколько приемов, как сконцентрировать внимание на подготовке и получить максимальный результат даже за один месяц.

Подготовка к ЕГЭ

Сосредоточиться на главном

Месяц — достаточный срок, чтобы подтянуть слабые места и недоработки. Для этого нужно:

  • Проанализировать весь предыдущий период подготовки к ЕГЭ.
  • Уделить особенное внимание предмету, результат которого самый важный.
  • Выявить темы, на которые было потрачено меньше сил.
  • Определить самые тяжелые задания.

Оставшееся до экзамена время лучше распределить на то, что еще можно исправить и проработать.

Использовать школьные знания и опыт

В любой школе подготовка к государственной аттестации начинается задолго до окончания учебы. Особенно активно она идет в выпускном классе. Уделяя больше времени учебе в последний год, можно многого достичь и успешно подготовиться к любому экзамену.

Если времени все же не хватило, подготовку к ЕГЭ рекомендуется начать с повторения базы, основных тем по предметам. Есть смысл взять учебники предыдущих классов, в которых материал изложен подробнее и проще.

Полезно использовать опыт прошлых лет и узнать, в каких темах из года в год выпускники допускают больше всего ошибок.

Систематизировать информацию

При одновременной подготовке по нескольким предметам нередко возникает путаница, один материал наслаивается на другой. Поэтому информацию лучше систематизировать. Один из самых простых способов — использовать пометки, цветные обозначения при помощи стикеров, маркеров. Мозг человека хорошо воспринимает цветные элементы, изображения. Такие яркие сигналы надежно оседают в памяти и могут стать прочным фундаментом ответа на экзамене.

Найти свои сильные стороны

Кроме традиционного заучивания текста, существует множество эффективных методик и способов подготовки к экзамену. Если ученик еще не придумал собственную схему работы с информацией, то подготовка к ЕГЭ хороший повод сделать это.

Каждый человек обладает собственной спецификой памяти. Кто-то лучше усваивает информацию на слух, другой быстро запоминает увиденное. Как определить свои сильные стороны:

  • Если текст услышанной песни или прослушанная лекция запоминается легко, это означает, что хорошо развита слуховая память. Лучший вариант подготовки для такого ученика — читать текст вслух, пересказывать и тщательно проговаривать информацию. Рекомендуется начитывать свои конспекты на диктофон — такой материал будет легко прослушать и вспомнить самое необходимое.
  • При визуальном типе памяти достаточно нескольких взглядов на страницу с текстом, чтобы сказать, в какой части параграфа находится нужное определение. Запоминанию способствуют пометки, подчеркивания и маркировки основных моментов изучаемого текста. Они помогут быстро восстановить в памяти материал.
  • Человеку с тактильной памятью идеально подойдет ассоциативный способ запоминания. А вот долгий процесс чтения способен показаться монотонным и скучным. Полезно делать визуальные карточки, на которых можно записать нужную информацию. Такой подход особенно эффективен при запоминании математических формул, слов иностранного языка, определений, правил.

Определив свой тип памяти можно легко составить собственную методику изучения информации, которая пригодится будущему студенту.

Определить контрольные точки

В решении логической шарады одна найденная подсказка тянет за собой цепочку следующих, открывает доступ к новой информации. Это свойство можно использовать при подготовке к ЕГЭ за месяц. Иногда запомнить весь объем прочитанного текста просто невозможно. Лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той подсказкой, опорной точкой, зацепившись за которую, можно легко вспомнить весь материал при сдаче экзамена.

Повторение

Человеческий мозг быстро приспосабливается к повторяющимся действиям. Хороший пример — движение по одному и тому же маршруту. Это же правило можно использовать в сфере запоминания информации: повторяющийся текст прочно засядет в голове даже против воли. Перечитанный несколько раз материал переходит в стадию долговременной памяти и его легко будет воспроизвести на экзамене.

Понизить уровень стресса

С приближением даты экзамена увеличивается чувство ответственности, тревога, которые мешают сосредоточиться на повторении материала, мешают подготовке. Все уговоры, что здоровье важнее экзамена, бесполезны. Но можно значительно понизить уровень стресса. Несколько советов как это сделать:

  • Соблюдать режим сна. Оптимальное время сна — 7-8 часов. Из-за недосыпа появляется апатия, агрессия, вялость и другие явления, негативно сказывающиеся на учебе. Ночь перед экзаменом — самое напряженное время в жизни абитуриента. Хочется повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться плохо на результате. Здоровый сон принесет больше пользы и упорядочит мысли.
  • Подготовку к экзаменам чередовать с другими делами. Не нужно исключать из своего графика спорт, общение с друзьями, семьей, просмотр фильмов и дела по дому. Расписание должно гармонично сочетать учебу и остальную деятельность.
  • Не накручивать себя. Нет ничего полезного в том, чтобы собирать слухи и обсуждать неудачи своих друзей и знакомых на экзаменах прошлых лет. Лучше настраивать себя на успех, опираясь на полученные знания.
  • Попробовать технику тайм-менеджмента. Она предполагает работу с таймером. Например, установить его: 40 минут работать, 20 отдыхать. Большую тему можно разбить на маленькие части, каждую из которых легко выучить за установленное время. Такой метод поможет заставить усадить себя за работу и сконцентрироваться.

Мозг человека устроен так, что на фоне стресса новая информация усваивается плохо. Справляясь с ним, ученик повышает шансы успешно сдать экзамен.

Потренироваться в реальных условиях

Пробный экзамен поможет понять, на каких темах по конкретному предмету нужно сосредоточиться в первую очередь. Его можно сдавать онлайн на специальных сервисах или в Центрах независимой диагностики, которые есть во многих городах России. Полученный результат не засчитывается на экзамене, однако дает возможность ученику попробовать свои силы и пройти всю процедуру от начала и до конца. Кроме того, результат покажет существующие пробелы и слабые места, на которых нужно сосредоточиться в последний месяц перед ЕГЭ.

Моделировать поведение на экзамене

Чтобы на экзамене хватило времени на выполнение всех заданий, нужно продумать свое поведение:

  • Заранее узнать, какие предметы понадобятся на экзамене.
  • Убедиться, что ручка пишет.
  • Распределить время. Определить, какие задания важнее и уделить им больше внимания. Иногда полезно пропустить пункты, которые не удалось решить сразу и пойти дальше.

Правильное поведение на экзамене поможет сконцентрироваться на выполнение заданий и получить лучший результат.

Золотой час

Для того чтобы поднять производительность труда (читай: с меньшими усилиями позаниматься и выучить больше информации), необходимо садиться за учебники в свой «золотой час». Под ним понимают биологическое время организма, когда работоспособность находится на пике.

Если человек — «жаворонок», ему нужно планировать занятия на первую половину дня. Идеально, если это будет утро. К вечеру жаворонки обычно уже без сил, поэтому и учеба в вечерние часы будет непродуктивной. То же самое касается и «сов»: им нужно учиться вечером, когда возрастает внимательность и мозг работает в максимально активном режиме. Таким образом:

Правило № 1

Согласовать график труда и отдыха с внутренними биологическими часами.

Матрица Эйзенхауэра

Одно из золотых правил тайм-менеджмента заключается в том, чтобы делить все дела на группы по степени важности и срочности. Можно даже завести отдельную тетрадь и нарисовать в ней такую таблицу:

Она называется «матрицей Эйзенхауэра».

Ячейка А: Сделать в первую очередь!

В ячейку А на пересечении «важно» и «срочно» записать задачи, которые прямо «горят». Например, подготовиться к экзамену или тесту, который будет проводиться через неделю. Этим нужно заниматься в первую очередь! Все остальное отодвигается на второй план.

Ячейка Б: Распланировать и начать делать после выполнения главных задач.

Во вторую ячейку записываем важные, но не срочные вещи. Например, написание диплома. На такую работу обычно отводится много времени (от нескольких месяцев до года). Однако это не значит, что на диплом можно «забить» и вспомнить о нем прямо накануне защиты.

Задачу лучше всего разделить на весь период, и каждый «кусочек» выполнять в строго отведенное на него время. Так и со сроками все будет в порядке, и качество работы не пострадает.

Ячейка С: Делегировать!

Третья ячейка включает не важные, но срочные дела. Например, организацию школьного праздника. По классической матрице Эйзенхауэра, задачи из этой ячейки нужно быстро выполнить и постараться больше на себя их не взваливать.

Однако если речь идет о подготовке к экзаменам, дела из третьей ячейки нужно кому-то перепоручить («делегировать»). Например, Васичкин давно мечтал организовывать школьные праздники. Парень на год младше. Значит, до ЕГЭ ему еще далеко. Так дайте человеку шанс проявить себя, а сами в освободившееся время подтяните алгебру!

Ячейка Д: Игнорировать!

На задачи из четвертой ячейки перед экзаменом вообще не стоит отвлекаться. Их можно будет сделать и после ЕГЭ (если еще останется желание).

Правило № 2

Отделять важное от неважного и все неважное перепоручать тем, у кого для этого есть время и желание.

Выполнять по кусочкам

Есть такая история. Один молодой краснодеревщик получил выгодный заказ. За неделю он должен был покрыть дубовый столик очень мелкой мозаикой. Парню эта задача показалась невыполнимой. Однако старый и опытный мастер дал ему хороший совет: каждый день покрывать мозаикой кусочек стола размером с ладонь.

Парень сделал все в точности по совету опытного мастера. Он и не заметил, как к концу недели весь стол был покрыт мозаикой. Абитуриентам и выпускникам можно посоветовать то же самое. Не пугайтесь «Эвереста» информации! Просто разделите весь объем работы на небольшие кусочки и каждый день выполняйте по одному.

Правило № 3

Разделить задачу на небольшие части на весь период времени. Каждый день добросовестно выполнять только одну часть.

Идеальные 45 минут

Школьные занятия совсем не случайно длятся 45 минут. Это именно тот отрезок времени, на протяжении которого мозг способен концентрироваться. Затем он устает и начинает отвлекаться на посторонние предметы.

Занимайтесь и дома по 45 минут. Поставьте будильник, «напоминалку» на телефоне. 45 минут погрызли гранит науки — и айда отдыхать! На отдых следует отводить не менее 10 минут.

В перерывах между «уроками» желательно полностью переключиться на другой вид деятельности и о занятиях не думать. Поприседайте, покачайте пресс, помедитируйте, дайте, наконец, отдохнуть глазам! Только не заходите в любимую соцсеть, иначе вся подготовка к ЕГЭ пойдет прахом.

Правило № 4

Заниматься по 45 минут. В перерывах переключаться на другой вид деятельности.

Медитация

Правильно организовывать нужно не только работу, но и отдых. Во время подготовки к ЕГЭ учащиеся испытывают громадный стресс. Справиться с ним поможет медитация. Ее нужно проводить в полной тишине, чтобы не отвлекаться на посторонние предметы.

Наденьте наушники (но без музыки!), устройтесь поудобнее в любимом кресле и постарайтесь полностью сконцентрироваться на ощущениях своего тела. Прислушайтесь, как легкие наполняются воздухом, какой тяжестью наливаются руки и ноги. Гоните все мысли! Даже 10 минут такого отдыха отлично перезагружают мозг.

Правило № 5

Хотя бы раз в день медитировать, чтобы справиться со стрессом.

Физическая активность

Не удивляйтесь! Спорт не только формирует рельефные мышцы, но и помогает работе мозга. В период подготовки к ЕГЭ нужно обязательно выделять по часу в день на пробежки или занятия в спортзале.

Активизация кровообращения после интенсивной тренировки поможет лучше «схватывать» информацию и продуктивнее готовиться к экзаменам.

Правило № 6

По часу в день заниматься спортом.

Что вам понадобится

Часто бывает, что на следующий день нужно пойти сдать экзамен, а в голове пусто, как в студенческом холодильнике. Сравнивай – не сравнивай, а готовиться целую ночь придётся. Очень жаль, что ночь состоит из часов так девяти, хорошо бы больше.

Как распределить время

После этого посчитайте, сколько у вас билетов и сколько времени на это можете выделить. Например, тридцать билетов, а по времени у вас остаётся восемь часов. Итак, делим, и получается примерно по четыре билета в час. На один билет, соответственно, выделяете пятнадцать минут. Само собой, на фундаментальную подготовку у вас явно не хватит ни времени, ни памяти. Ваша задача – понять вообще, в чём специфика экзамена, получить наиболее общие сведения, которые позволят преподавателю дать понять, что вы хоть что-то по предмету, но знаете. Главное, чтобы вы по каждому билету могли связно оформить хотя бы пятиминутную речь.

Работа над билетами

Что для этого нужно и можно сделать за пятнадцать минут, отведённых на каждый билет?
Сразу делаем то, что вообще-то в менее напряжённой ситуации не рекомендуется: найдите в общем списке те билеты, которые вам хоть как-то знакомы, попробуйте понять, что именно вы помните, отметьте их, чтобы к ним вернуться в том случае, если останется время. Таким образом, из тридцати билетов на рассмотрение у вас их останется уже двадцать – двадцать два (значит, на один билет вы уже можете выделить в среднем по минут двадцать). Начинаем с билетами работать. Находим информацию, читаем её, не пытаемся всё запомнить, выделяем только самое главное, и хорошо бы в это время в тетради набрасывать примерный план ответа, хотя бы по три – пять коротких предложений; если нужно, даты и тому подобную информацию (рекомендация – делайте это, на всякий пожарный, в формате шпаргалки).

Отдыхайте каждых полтора часа

При любых попытках ваших глазок сомкнуться принимайте кофе, но не литрами, чтобы не переусердствовать, и утром не искать таблеток для желудка. Через час - полтора устраивайте пятиминутный отдых глазам, в это же самое время вы и можете пить кофе, есть ненавистный уже шоколад и бегать по своим делам в уединённую комнату, и делать простые гимнастические упражнения. Предупреждаем – дать отдых глазам, закрыв их на минуток пять, чревато тем, что вы проснётесь без представления о том, как сегодня будете отвечать.

Шпаргалки брать или не брать?

 Когда вы найдёте весь минимум нужной информации, есть смысл просмотреть найденное, то есть, повторить. Посмотрите внимательно теперь на свои записи в виде небольших шпаргалочек. Есть ли необходимость взять этих маленьких друзей-помощников с собой? Если ощущаете, что вообще «плаваете» в ответах, то возьмите их с собой, продумайте место хранения. Вы знаете, бывают на экзамене ситуации, когда, например, лаборант куда-то экзаменатора вызвал, или ему срочно понадобилось выйти. В этой ситуации просто грех не воспользоваться представившимся шансом. Но особо на них не рассчитывайте, если знаете, что преподаватель – строгий и принципиальный. Такой и не отвернётся никуда, ни, тем более, не выйдет, когда у него полная аудитория поклонников халявы.

Утро перед экзаменом

Постарайтесь, всё-таки, поспать хотя бы часа два, вы сможете, хоть немного, восстановится. Не забудьте перед этим поставить будильник, чтобы не проснуться к раздаче зачёток. Как только проснулись, принимайте контрастный душ, попробуйте позавтракать, даже если на завтрак смотреть не хочется. Одеваемся в приготовленный с вечера и заряженный ночью шпаргалками костюм, делаем причёску и идём вперёд, не прячемся от проблем.

Рекомендации родителям.

Чтобы помочь детям справится с напряжением, прислушайтесь к нескольким советам:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться». Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него: «Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно выражением лица, посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия.

  • Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.