Как отвечать на вопросы устный экзамен

Как отвечать на вопросы устный экзамен

Итак, как же подготовиться к устному экзамену?

Список вопросов формируется по темам, которые вы уже прошли. Соответственно, информация уже пройдена вами и в теории вам нужно только все повторить. Если информация категорически не отложилась в вашей памяти, следует начать подготовку как можно быстрее.

Лучше делать это письменно, так вы запомните больше информации и заодно сформируете готовые шпаргалки.

Если вам важно сделать все быстро и правильно, а тратить время вы не хотите, обратитесь к специалистам на «Напишем», исполнители подготовят для вас ответы на вопросы, а также помогут сдать устный экзамен.

Все мы разные, поэтому выбирая стратегию подготовки к экзамену, главное не прогадать. Как сделать выбор? Все просто, оттолкнитесь от своих индивидуальных особенностей. Вы аудиал? Отлично, вам подойдет чтение информации вслух, а если вы кинестетик — садитесь писать по своим конспектам шпоры и к ним же составьте форму ответа.

Некоторые используют карту мыслей. Это интересный способ, который некоторые упускают из виду. С ним можно освежить знания, изучить структуру вопроса, и по итогу сформулировать ответ. Ментальные карты способствую качественно запоминать информацию, даже спустя время эти знания останутся у вас в голове.

Список вопросов перед вами, и вы не знаете, что учить первым? Лучше конечно же начать с самых трудных. На них потребуется больше времени, на этом этапе, вы все еще бодры, поэтому у вас будет больше сил на изучение. После того как со сложными вопросами решено, смело переходите к более легким, или к тем, ответы на которые вы знаете хоть немного. Не забывайте делать пометки ключевых моментов на бумагу, таким образом вы сформируете пускай и короткие, но лаконичные и по делу ответы. Эти ответы можно будет использовать в качестве шпаргалок.

Важно понимать, а не запоминать, что это значит?

В этом вопросе, уже есть ответ. Когда вы запоминаете или скорее «зазубриваете» материал, у вас нет полного плана ответа в голове, то есть вы просто заучили текст. В случае, если ваш ответ не понравится преподавателю, за ним последуют вопросы по теме, а это может еще больше «закопать» студента. Заучивание информации помогает, но не всегда. Лучше, если вы разберете вопрос со всех сторон и у вас будет понимание, о чем идет речь, и какая главная мысль этого вопроса. Найдите логическую связь, подумайте об ассоциациях. Конечно, в билетах всегда есть информация, которую нужно определенно выучить, это даты, определения и т.п. И, если вы уже логически все понимаете, их не придется усиленно зазубривать.

Методика подготовки «3-4-5»

Рассмотрим, как студент может подготовиться по данной методике, итак:

  1. День первый. Метод работающий в условиях, если вам нужно подготовиться к сдаче за несколько дней. Первый день отводят на чтение конспекта, условно это значит, что вы просто повторяете материал и вам нужно время освежить знания, условно вы можете ответить уже на тройку.
  2. День второй. Разбираетесь с теми вопросами, но включаете в свою подготовку учебники и иные источники, если нужно. Это позволяет вникнуть в суть вопроса, понять его и составить ответ. Условно вы уже знаете ответ на четверку.
  3. День третий. Ответы готовы и условно, вам нужно довести их до идеальных. Повторно разбираете, отвечаете, заполняете пробелы. Этот день заключительный, и это значит, что вы полностью подготовлены и ответить можете на 5.

Итого получаем: два дня на изучение, и один день на повторение материала.

Время, время…Его бесконечно мало, когда готовишься к экзаменам. Поэтому не нужно длительное время сидеть над одним вопросом, ограничитесь важными деталями, выучите определения, поймите суть и двигайтесь дальше.

Работа в группе

Нельзя игнорировать помощь сокурсников. Если вы знаете учащихся у которых в конспектах собрана полная информация по списку вопросом, скооперируйтесь и готовьтесь вместе. Это значительно упростит вам жизнь, обсудить вопросы можно будет в прямых дискуссиях. Если же взаимопомощь в группе не налажена, можно попросить конспекты и студентов старших курсов.

Важно придерживаться тайминга при подготовке. Определите для себя комфортное время и придерживайтесь его. Например, на подготовку одного билета вы тратите примерно 20-30 минут, следите за этим и вы без труда успеете повторить и разобрать всю информацию.

Еще несколько советов по подготовке к устному экзамену:

  • во время подготовки к экзамену, делаете перерывы, отдыхайте. Постоянное сидение и зубреж очень скоро утомят и у вас не будет сил;
  • выходите на свежий воздух, гуляйте. Это поможет немножко отвлечься и структурирует ваши мысли;
  • если работа с сокурсниками не сложилась, но дома у вас есть, брат, сестра, родители, попросите кого-то с вами позаниматься. Так в формате реального времени получите вопросы, на которые нужно будет дать ответы. В случае, если он будет не правильным, вам подскажут что не так;
  • избегайте стрессов, не нервничайте по пустякам, не переутомляйтесь физически;
  • сделайте свое рабочее место комфортным. В атмосфере покоя и домашнего уюта, вы сможете качественнее осуществить подготовку билетов;
  • шпаргалки — это неплохо, но, если вы никогда ими не пользовались, лучше на экзамене не рисковать. Велик шанс «спалиться» перед преподавателем;
  • вечерняя пробежка или просто ходьба не будет лишней, сидеть просто каждый день дома в заточении не решение вопроса;
  • будьте собраны, выйдите из всех соцсетей, на некоторое время ставьте на беззвучный мобильный, чтобы вас ничего не отвлекало.

Что нужно знать об итоговом собеседовании

Оно пройдёт 12 февраля, но если вы вдруг заболеете, то не мчитесь в школу с высокой температурой и страшным кашлем. Те, кто пропустит экзамен по уважительной причине, смогут сдать его в другие дни — 11 марта и 18 мая. При наличии справки от врача, конечно. Это же, кстати, касается и тех, кто завалит собеседование в первый раз.

Какие будут задания

Собеседование состоит из четырёх частей: чтения небольшого текста вслух, его пересказа с привлечением цитаты, монолога на одну из предложенных тем и диалога. Весь этот ужас будет длиться минут 15, хотя, на самом деле, ничего критически сложного в заданиях нет. На сайте ФИПИ опубликована демоверсия, и, посмотрев на предложенные задания, можно выдохнуть: они вполне решаемые. Согласитесь, прочитать текст про Юрия Гагарина или рассказать об интересной экскурсии, на которой вы были, не так уж и трудно.

Как готовиться и на что обращать внимание

Перед чтением вслух у вас будет две минуты для того, чтобы познакомиться с текстом. Если вы читаете, скажем, не очень хорошо, то этого времени хватит для того, чтобы прочесть текст один, максимум два раза. Но этого достаточно для того, чтобы уловить суть текста и прочесть его вслух без ошибок. Главное — обращайте внимание на фамилии, цифры, географические названия.

Уделять особое внимание таким деталям нужно ещё и потому, что текст вам придётся пересказывать. Для этого нужно научиться быстро выделять главное и конспектировать текст. Но не записывайте все факты и не пытайтесь писать предложения, иначе вы рискуете ничего не успеть. Лучше ориентируйтесь на абзацы — в каждом из них есть микротема, о которой нужно сказать. Обязательно включите в свой конспект пункт о цитате, которая будет вам предложена. Её переписывать не нужно — она всегда будет перед глазами, однако риск забыть про неё всё равно есть. Лучше включить цитату в свой план ответа, поместив её в середину повествования. И кстати, не забудьте назвать автора слов, это тоже важно.

Больше всего школьников пугает монолог и диалог. Оно и понятно: говорить без перерыва три минуты, когда у тебя дрожат коленки и то и дело срывается голос, очень трудно. Так что постарайтесь успокоиться. Все темы, которые предложат на монологе, будут вам знакомы. В демоверсии, например, участникам предлагают описать фотографию с праздничного мероприятия, рассказать о запоминающейся экскурсии или порассуждать о моде. При этом для каждого задания есть ряд вопросов, который является подсказкой для того, о чём говорить. Главное ответить на каждый вопрос так, чтобы в сумме получилось более 10 предложений. Тогда экзаменатор зачтёт ответ.

Вопросы в диалоге с экзаменатором будут связаны с темой, которую вы выберете в монологе. Все они будут ориентированы на ваше личное мнение, поэтому правильных ответов здесь нет. Постарайтесь говорить грамотно, приводите аргументы для подтверждения своих слов.

За что могут снять баллы?

Максимально можно получить 20 баллов за экзамен, для «зачёта» достаточно всего 10. Снизить оценку могут в следующих случаях:

— 1 балл за неправильную интонацию и темп чтения текста
— 1 балл за пропуск или добавление микротемы при пересказе текста
— 1 балл за одну и более фактическую ошибку при пересказе текста
— 1 балл за неуместное приведение цитаты в тексте или за её отсутствие
— 1 балл за одну и более грамматическую ошибку при чтении и пересказе текста
— 1 балл за две и более орфоэпические ошибки при чтении и пересказе текст
— 1 балл за четыре и более речевых ошибок при чтении и пересказе текста
— 1 балл за искажение слов при чтении и пересказе текста
— 1 балл за фактические ошибки и недостаточное количество предложений (менее 10) в монологе
— 1 балл за фактические ошибки в диалоге
— 1 балл за бедную речь и однообразные синтаксические конструкции в монологе и диалоге 


Как проходят устные экзамены

Студент отвечает преподавателю на экзамене

По форме устный экзамен – это опрос по заранее известным вопросам. Обычно его сдают группами, реже всем потоком, но в аудиторию приглашают по 5–7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит на него краткий ответ (можно делать записи на черновике, их не проверяют) – на это дается 20–30 минут. В пятерке (шестерке/семерке) «пионеров» тот, кто справился с подготовкой раньше всех, первым отправляется на собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с преподавателем сразу выявляет истинную глубину знания материала. Преподаватель редко дожидается, пока студент даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает уточняющие вопросы, высказывает замечания. По реакции учащегося легко понять – списал ли он ответ, тараторит вызубренный без реального понимания предмета текст из учебника или просто что-то упустил, не посчитав нужным рассказывать о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, пусть даже немного теряясь вначале, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не надо воспринимать их как попытку «утопить». Скорее всего, преподаватель всячески старается помочь, видя перед собой сообразительного собеседника, ведь для него экзамен – рутинная обязанность, которая заставляет его нервничать из-за большого количества студентов, которые не желают ничего учить и просто пришли за оценкой в зачетку! Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто ориентируется в материале, но чего-то недопонимает. А если студент и сам (с горящими глазами!) задает уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любой преподаватель будет польщен вниманием к своему предмету и с удовольствием все объяснит – ведь «беседа профессионалов» намного интереснее «вдалбливания» знаний в бездумную голову.

Но, если при попытке «вытянуть» правильный ответ сидящее напротив создание, по имени обреченный студент, молчит, сложив дрожащие руки, профессору только и остается поставить неуд да поскорее избавиться от такого скучного визави.

Это лишь самые поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы сдача прошла на ура, нужно обдумать все составляющие успеха.