Как оспорить оценку за экзамен в школе

Как оспорить оценку за экзамен в школе

Содержание

Как оспорить оценку, полученную на экзамене

Как оспорить оценку

На каждого человека, который получает статус студента, ложится ответственность за подготовку к экзаменам. Кроме ежедневной работы на занятии требуется тщательное изучение дополнительной литературы, подготовка проектов. А если дело касается экзамена, то здесь нужно готовиться отвечать по конкретному списку вопросов. Их выдает преподаватель и из-за большого количества пунктов требуется выделить много времени на их изучение. Иногда приходится заучивать материал и днем, и ночью. В итоге, если студент получает не ту оценку, он попробует пересдать. И нередко преподаватели отказываются идти на встречу. В таких случаях студент уже не может рассчитывать на стипендию или на красный диплом.

Оспаривание оценки не всегда целесообразно. Перед проведением такой процедуры, нужно правильно понимать свои силы. Самой распространенной, первой причиной является то, что, многие студенты берут за привычку готовиться к экзамену за несколько дней до сдачи. В итоге понимания информации и предмета – ноль, и преподаватель это понимает сразу. Если студент подаст заявку на пересдачу, то конечная оценка может быть даже ниже первоначальной. Ведь задача экзамена – подтвердить знание предмета, а не умение вызубрить материал.

В качестве второй причины низких оценок выступает отношение преподавателя к студенту. Существование предвзятого отношения объясняется несколькими факторами. Так, часто при отсутствии на парах или несдаче первой сессии, преподаватель составляет определенное (негативное) мнение об учащемся. Даже дальнейшие исправления своих ошибок не влияют на первое впечатление. Если оценка действительно не соответствует знаниям, то в данном случае необходимо задуматься об обжаловании.

Третьей причиной многие студенты называют намеренное занижение баллов из-за коррупционных схем. Объясняется это тем, что так отсеивают количество получателей повышенных стипендий и экономят бюджет ВУЗа. Эта причина заниженных оценок недоказуема на практике и пресечь такие манипуляции невозможно. Но если учащийся уверен в своих оценках, следует отстаивать свои права.

Для того, чтобы подать апелляцию, достаточно желания студента. Доказывает предвзятость преподавателя учащийся непосредственно перед комиссией. Потому для позитивного итога нужно действительно знать предмет на уровне запрашиваемой оценки.

Осуществлением процедуры изменения оценки занимается отдельный апелляционный комитет. В 2011 году Министерство образования России приняло решение по поводу обязательного создания при ВУЗах такого комитета. Специально отобранные лица отвечают за принятие запросов и проведение аттестационных операций. Важным моментом является привлечение к участию в пересмотре оценок не только преподавателей, но и студентов.

Процедура состоит из нескольких этапов. В первую очередь подается заявление на имя ректора образовательного учреждения. В нем прописывают свою жалобу на выставленную отметку и просьбу провести пересдачу. Апелляционная группа рассматривает документ и выносит решение по поводу возможности пересмотра баллов. На данный этап в каждом университете выделяют свою норму по дням.

Несмотря на простоту первого шага, есть несколько особенностей. Согласно правилам, подавать заявление студент имеет право только в день проведения экзамена. Такой алгоритм подходит для тех экзаменов, которые принимают в устной форме. Письменные работы требуют времени для проверки и баллы за них объявляют не сразу. Потому обжалование оценки производится в день выставления оценки преподавателем – тогда же студентам выдают их работы для ознакомления.

Как оспорить оценку полученную на экзамене

После того, как комиссия одобрила жалобу, должно состояться слушание. Апелляция представляет собой собрание, на котором и студент и преподаватель объясняют свои точки зрения. Апелляционное заседание не является пересдачей, поэтому доказывать знания не потребуется, вместо этого нужно донести до членов комиссии необходимость направления человека на переоценку знаний.

Несмотря на возможность апелляции, большинство студентов не используют эту возможность, даже если они недовольны полученными оценками. Такая ситуация складывается из-за нехватки знаний о процедуре и законодательных норм, позволяющих апеллировать к преподавателям. Особенно это касается неудовлетворительных баллов, которые проставляются за госэкзамены или защиты диплома. Есть мнение, что если бы студенты пользовались правом апелляции, отличников в ВУЗах было бы гораздо больше.

Когда студент решает подать апелляцию на преподавателя, он должен быть уверен в своей правоте, ведь многие вступают в спор только затем, чтобы получать стипендию, хотя соответствующих знаний не имеют. Каждый желающий подать апелляцию должен разбираться в учебном материале для своего уровня, ведь комиссия может задать вопрос из несданного экзамена, и если человек на него не ответит, он может получить отказ в пересмотре экзамена.

Студент должен всегда отстаивать свои права, несмотря на нежелание злить преподавателей, поскольку это делает его специалистом в своей сфере. От каждой оценки и ситуации зависит его профессиональное будущее, поэтому важно практиковаться и требовать качественной оценки своих знаний.

Что делать если учитель занижает оценки?

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы. Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок, например:

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).

Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом

Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны. А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).

Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Цитата из закона:

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Боевой лайфхак. Что делать и куда идти, если ребенку занижают оценки?

Почти каждый школьник сталкивался с ситуацией, когда, как ему казалось, учитель занижал оценки. Преподаватель может поставить отметку под влияением плохого настроения, вызванного конфликтом с учеником или его родителями, а иногда педагогу просто не нравится внешний вид или поведение учащегося. Лайф рассказывает, что делать если ребенку занижают оценки.

Каждый родитель хоть раз да слышал от ребенка: учитель мне занизил оценку! Бывает, что дети таким образом хотят оправдать наличие отрицательной отметки в дневнике, но иногда преподаватель и правда позволяет себе перейти границу дозволенного: оценивать ребенка не только за его знания.

Бывают ситуации, когда учитель находится под влиянием какой-то негативной ситуации, и он, не в силах совладать с собой, срывается таким образом на учениках. Или же всему причина банальный конфликт между педагогом и учащимся (в том числе и его семьей). Тогда учитель тоже преднамеренно может оценки занижать,

Ученица 7- класса обратилась к родителям с жалобой на свою классную руководительницу: она утверждала, что учительница занижает ей оценки и придирается к ее внешнему виду – делает колкие замечания (слышком худые ноги, мятая рубашка – Прим. Лайфа).

Другой школьник жалуется своей маме на учителя по испанскому языку. Он настаивает на том, что учитель предвзято к нему относится и занижает ему отметки: за контрольные работы педагог не ставил вышел “тройки”.

Лайф поговорил с экспертами и узнал, что нужно делать и к кому обращаться за помощью в таких случаях.

Психолог Ольга Троицкая считает, что в первую очередь нужно попробовать выстроить диалог с преподавателем.

– Если сразу пойти к директору, у учителя может возникнуть ощущение, что его не уважают. И тогда уже не получится достигнуть взаимопонимания.

– Родителям обязательно нужно рассказать педагогу, что ребенок переживает: у него складывается впечатление, что полученные оценки не соответствуют его знаниям.

– Беседу нужно постараться вести в мягкой форме, желательно подстроиться под учителя и ни в коем случае не нападать и не проявлять агрессию. Потому что может быть вызвана ответная реакция, и от этого пострадает ребенок. Обязательно постарайтесь донести до преподавателя свою высокую степень заинтересованности, – советует психолог.

Но, если это не сработало и конфликт не решен, то нужно вооружиться знаниями закона и правил для школ, о которых многие родители не слышали.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Путь правовой

Адвокат Павел Астахов утверждает: если родитель уверен, что оценка ребенку поставлена несправедливо и занижена, то он может написать на имя директора заявление о создании комиссии по объективной проверке фактических знаний учащегося (согласно статье 45 закона “Об образовании в РФ”).

– Если родитель чувствует, что к его ребенку относятся предвзято, то в законе четко говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования и приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (согласно статье 3 закона “Об образовании в РФ”).

В случае конфликта между учеником и преподавателем необходимо обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она создается из равного числа родителей несовершеннолетних учеников и работников организации, в которой ребенок учится, – пояснил Павел Астахов. – Порядок создания комиссии, организации ее работы и принятия решений ей по урегулированию споров и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы (согласно статье 45 закона “Об образовании в РФ”).

Вообще ученики и их законные представители имеют право направлять в органы управления образовательной организацией (то есть, например, департамент образования, – Прим. Лайфа), обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих и ущемляющих их права, – рассказывает адвокат. – Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением как обучающихся, так и родителей.

Конечно, можно написать обращение и в окружное управление образования, и в Рособрнадзор, и в Прокуратуру, но это займет значительно больше времени, – отметил Астахов.

Путь через школу

В свою очередь заместитель директора школы №548 и разработчик положения системы оценивания Андрей Иванов добавил, что существуют еще несколько путей решения проблемы (они зафиксированы в локальном акте школы).

– Первая процедура – привлечение внешних экспертов, которые по аналогичным темам проводят аттестацию ребенка и устанавливают соответствие и не соответствие результатов.

Вторая процедура – это обсуждение в Управляющем совете школы (он должен быть в каждом образовательном учреждении. В него входят родители учащихся, учителя, – Прим. Лайфа) соответствия критериев и используемых форм оценивания. Возможно учитель не занижает, а просто действующие критерии дают такой результат по каким-то иным причинам, – объясняет Иванов.

Третий путь – если у ребенка были в какой-то момент одни результаты, а потом они изменились (и это произошло из-за личных отношений учителя), то сей факт будет замечен в системе отчетности.

Также заместитель директора пояснил, что, если локальный акт учебного учреждения не содержит таких процедур, то нужно также обратиться в Управляющий совет или к руководителю (директору или его заместителю, – Прим. Лайфа) школы с просьбой внести такие процедуры в устав для разрешения проблемы.

Фото: © РИА Новости/ Константин Чалабов

Путь гуманный

Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.

– Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной – сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах – Прим. Лайфа), – заметила эксперт.- Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей – никому не хочется иметь заниженную успеваемость. Директор же или департамент образования – это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, – полагает Абанкина.

По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.

– Но бывает, что такой возможности нет – в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, – утверждает Абанкина. – Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.

Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.

Как оспорить оценку, полученную на экзамене

Большинство студентов радуются даже тройкам, ведь это значит, что сессия благополучно сдана! Но есть и те, кому даже гордая четверка не в радость. Да и чему тут радоваться, если студент, к примеру, намеревался пойти на красный диплом?

Информацию о том, как получать только хорошие отметки, вы найдете на нашем телеграм-канале. Но вот что делать, если на экзамене так и не получилось завоевать желанную отметку? Что делать, если вы получили балл, из-за которого автоматически понизилась стипендия или безнадежно утеряна вера в получение диплома с отличием?

Без паники. Есть множество способов исправить ситуацию. Сегодня расскажем об оспаривании оценки. Давайте разбираться, кому и когда можно оспорить оценку, полученную на экзамене, а также как это сделать.

Как можно получить низкую отметку

Четверка (или любой другой низкий балл) вместо ожидаемой пятерки может появиться в нескольких случаях:

  • недостаточно хорошая подготовка к экзамену. Нехватка времени, сил, знаний или другая причина часто становится помехой к получению желаемой отметки. В этом случае преподаватель ставит справедливую оценку, которую едва ли удастся оспорить. Впрочем, можно надеяться на то, что студент успеет все выучить, понять, осознать и сдать эказмен на отлично во время пересдачи. В противном случае будет стыдно перед комиссией, ведь отсутствие знаний станет очевидным уже в течение первых минут сдачи;
  • предвзятое отношение преподавателя к студенту. Во время учебы найдется хотя бы один преподаватель, которому будет чрезвычайно сложно сдать экзамен. Такой тип учителей предъявляет к учащимся заведомо завышенные требования. Но если вы добросовестно учили и знаете пройденный материал, успешно ответили на дополнительные вопросы, и все равно получили неудовлетворительную оценку, есть смысл оспорить ее;
  • умышленно заниженная оценка. В некоторых случаях студенту кажется, что преподаватель умышленно пытается снизить оценку, чтобы понизить размер стипендии. Но в этом случае практически невозможно доказать умышленное намерение.

Придется учить так, чтобы преподаватель не смог ни к чему прицепиться.

Подача апелляции не всегда целесообразна. Если студент начал учить за несколько дней до экзамена и не владеет материалом, это сразу видно. И преподаватель это докажет.

Подача апелляции: когда это можно делать

Если вы все же оказались в столь неприятной ситуации, можно думать о подаче апелляции. Но делать это рекомендуется только в том случае, если студент уверен в своих силах и знаниях.

Апелляция – это заявление студента на имя декана факультета с указанием нарушений в процессе сдачи экзамена, что привело к получению более низкой оценки.

Учащийся может подать апелляцию даже в случае, если он считает, что неожиданная оценка стала результатом ошибки (например, преподаватель перепутал зачетные книжки).

Поводом к подаче заявления могут быть следующие случаи:

  1. Некорректно поставленный вопрос, ошибка в билете, задании, условии задачи.
  2. Нарушения технологии оценки и процедуры проведения экзамена.
  3. Обстоятельства, которые помешали преподавателю выставить справедливую отметку.

К сожалению, плохое настроение и обычное недовольство из-за нежелательной отметки не являются поводом к апелляции

Порядок подачи апелляции

Порядок подачи заявления на апелляцию устанавливается внутренними правилами университета, а не федеральным законом.

Полные условия можно посмотреть в вузовском документе «Положение о проведении промежуточной аттестации студентов». Вы найдете его в деканате.

Заявление на апелляцию можно подавать только в день сдачи экзамена или получения результатов письменной проверки студента. Поданная даже на следующий день жалоба рассматриваться не будет!

Оспаривание оценки рассматривает специальная комиссия, созданная по приказу декана. В нее входит нечетное количество представителей из кафедры и деканата.

Так как апелляция не является переэкзаменовкой, студенту не будут задавать дополнительные вопросы, а также вопросы, которые не касаются темы билета.

Решение комиссии студенту огласят и оформят специальным протоколом.

Ни при каких обстоятельствах оценка, которая была получена на экзамене, не может быть понижена. Это оговорено существующими правилами.

Если в вузе нет отдельного документа насчет порядка подачи апелляции по результатам экзамена, получить необходимые разъяснения можно в деканате.

Подача апелляции: с чего начать

Вот конкретный план действия учащемуся в помощь:

  1. Как только студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, нужно в индивидуальном порядке подойти к преподавателю и вежливо попросить разъяснить причины.
  2. В случае отсутствия внятного и рассудительного ответа студент должен вежливо попросить работу (если речь идет о письменной проверке), чтобы он мог внимательно изучить свои ошибки.
  3. Если студент получил работу, но в ходе ознакомления полностью не согласен, он может смело отправляться в деканат. Если же преподаватель отказывается показывать работу, самое время пойти за помощью к декану.
  4. В деканате студенту рекомендуется расспросить работников, как попытаться мирным путем урегулировать ситуацию. И если способ есть, лучше всегда воспользоваться мирным решением. Если повторная беседа с преподавателем не принесет желаемого результата, пора идти писать заявление на апелляцию.
  5. Теперь студенту нужно подождать, пока заявление будет подписано деканом. А чтобы разбирательство не потерялось, рекомендуется написать сразу в двух экземплярах. Засвидетельствуйте эти экземпляры у секретаря или самого декана.
  6. Как только будет решение по вопросу, информацию о времени и месте проведения разбирательства студенту передадут через старосту. На эту же встречу будет приглашен и оппонент.

Иногда ситуацию удается решить мирным путем. Но если вы пустили в ход эту процедуру, будьте готовы к худшему. Педагог очень редко прилюдно признает свои ошибки, поэтому будет стоять на своем до победного конца.

Как себя вести на пересдаче

Итак, вы подали апелляцию и договорились о пересдаче. Но очевидцы утверждают, что часто сама пересдача гораздо сложнее основного экзамена. И дело даже не в самих знаниях, а в психологическом давлении.

Преподаватели склонны к солидарности друг к другу, и не исключено, что некоторые члены комиссии будут особенно придирчивыми и жесткими

Некоторым будут закрадываться в голову сомнения, что ваше заявление – лишь каприз, а не требование справедливости.

Если хотите с достоинством выдержать и это испытание, следуйте этим правилам:

  1. Основательно подготовьтесь. Время будет, ведь обычно деканат назначает комиссию через несколько дней после основного испытания. Не отвлекайтесь – эти дни лучше полностью посвятить учебе.
  2. Забудьте о шпаргалках. Воспользоваться этими «помощниками» можно лишь во время экзамена. Зато комиссия будет следить за вами максимально пристально. И если студент вдруг будет пойман «на месте преступления», ему и минимально допустимая оценка будет казаться настоящей манной небесной. Написание шпаргалок допустимо лишь в случае, если хотите лучше запомнить пройденный материал.
  3. Давайте четкие ответы. Абстрагирование, уход от основной темы, попытка запутать или заболтать – все эти приемы теперь бесполезны. Самое главное – не сболтнуть лишнего перед комиссией, ведь так можно самому себе «вырыть яму».
  4. Старайтесь не допустить претензий. Комиссия должна остаться довольна ответом студента. Даже если все идет не по плану, ни в коем случае не допускайте истерик и любых проявлений нестабильности психики.
  5. Не спорьте. Если решение комиссии не в вашу пользу, смиритесь. К сожалению, больше не предусмотрено никаких возможностей обжаловать оценку на экзамене. Тем более, недостойная реакция поможет нажить новых врагов в лице других преподавателей. А это сильно осложнит сдачу других сессий.

Давайте будем реалистами. Не всем, и даже не многим удается отстоять свою честь во время апелляции оценки на экзамене.

Но если вы полностью уверены в своих знаниях и силах, дерзайте. А сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы поддержать тогда, когда силы покидают.

Как оспорить оценку за экзамен?

Экзамен – серьезный этап в жизни каждого студента, от результата которого зависит уровень его компетентности и квалификации. Далеко не всегда полученный результат совпадает с ожиданиями студента, его личной оценкой своей успеваемости и знания предмета. Тогда он прибегает к такому способу «восстановления справедливости», как апелляция.

Экзамен – серьезный этап в жизни каждого студента, от результата которого зависит уровень его компетентности и квалификации. Далеко не всегда полученный результат совпадает с ожиданиями студента, его личной оценкой своей успеваемости и знания предмета. Тогда он прибегает к такому способу «восстановления справедливости», как апелляция.

Что это такое?

Апелляция представляет собой процедуру оспаривания, в ходе которой человек пытается отстоять свою точку зрения в отношении конкретного объекта. У студента апелляция бывает, если он получил неудовлетворительную (или «неожиданную» для него) оценку и намерен обрести возможность пересдать экзамен.

Что такое апелляция

О данной процедуре знают не все учащиеся ВУЗов и СУЗов. Эксперты полагают, что если бы студенты чаще пользовались апелляцией, то число «хорошистов» и «отличников» было бы гораздо больше.

Когда студент может подать апелляцию?

Чаще всего студент подает апелляцию, когда недоволен полученной оценкой за экзамен. На самом деле, воспользоваться процедурой обжалования можно в различных ситуациях:

  • Некорректно составленный билет: неграмотно поставленный вопрос, ошибки в условиях задачи или самом билете;
  • На экзамене был нарушен порядок его организации и проведения: преподаватель не дал студенту шанса ответить на дополнительный вопрос, предоставил мало времени на подготовку, невнимательно слушал ответ учащегося и пр.
  • Иные факторы помешали преподавателю поставить студенту достойную оценку: плохое самочувствие, шум, плохие взаимоотношения со студентом и пр.

Когда следует воздержаться от обжалования оценки?

Далеко не всегда студенту следует подавать апелляцию. Если он «заочно» уверен, что отстоять свою позицию ему не удастся, то не стоить тратить на это свои нервы. В дальнейшем (если учащийся претендует на получение красного диплома), он сможет пересдать ненавистную дисциплину незадолго до защиты ВКР.

К самым распространенным причинам, по которым апелляция будет бесполезной, следует отнести:

Когда не следует прибегать к апелляции

– слабая подготовка студента и переоценка собственных возможностей

Данный критерий актуален, когда студент готовится к предстоящему экзамену халатно, за несколько дней до «часа икс», не вникает в прочитанную информацию и не понимает предмета. Более того, если на протяжении семестра он «валял дурака» и не подавал никаких признаков заинтересованности, готовности, то рассчитывать на хорошую оценку не придется. Апелляция в этом случае вряд ли поможет.

– плохие взаимоотношения с педагогом-экзаменатором

Если студент заработал плохую репутацию, то оправдать ожидания будет крайне сложно. У педагога уже сложилось определенное мнение в отношении него, поэтому он будет придерживаться своей позиции, уверен в том, что вы знаете предмет именно на ту отметку, которую он выставил.

Более того, если подобная ситуация у вас по нескольким предметам, то никто не отменял «преподавательскую солидарность».

– занижение оценки в целях получения взятки

Несмотря на довольно серьезную борьбу с коррупцией в стране. В сфере образования мошеннические схемы и взяточничество продолжают процветать. Сейчас наметилась тенденция: в 50% случаев инициаторами взятки являются сами студенты, а во вторых 50% – преподаватели сразу же устанавливают свои «тарифы». Бороться с этим крайне сложно, но возможно. Главное, доказать, что преподаватель требует взятку за получение хорошей оценки.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что делать студенту в первую очередь, если он недоволен полученной оценкой за экзамен?

Не стоит спешить с обжалованием оценки. Для начала подойдите к педагогу и попросите разъяснить, почему он поставил Вам именно эту отметку, чем было мотивировано решение, какие аргументы он приведет. Если его ответ Вас не убедил, то постарайтесь решить вопрос мирно.

Это не значит что нужно сразу же думать о взятке или подкупе. Попробуйте поговорить с педагогом и убедить его в необходимости пересдачи, сдаче дополнительных работ и пр. Если он не желает идти на уступки, то тогда можно прибегать к апелляции.

В каких случаях нужно оспаривать оценку?

Результаты экзамена, зачета или промежуточных тестов можно оспаривать в следующих случаях:

  • Если студент точно уверен в своих знаниях и может это доказать в присутствии других членов комиссии.
  • Если экзамен проводился с явным предвзятым отношением к конкретной личности. К сожалению, на стационаре это случается часто. Преподаватели, хоть и взрослые люди, но не всегда правы.
  • Если оценкой недовольны сразу несколько человек из группы – коллективная жалоба выглядит серьезней с позиции ректора или деканата.

Если оценка сдачи экзамена не устраивает, и студент готов бороться, то нужно знать, как правильно это сделать, чтобы не допустить к себе несправедливого отношения.

Оценки для красного диплома

Лишняя «пятерка» не помешает, если студент претендует на красный диплом, чтобы дальше поступить в магистратуру или аспирантуру.

На одни «пятерки» следует сдать экзамены по профильным предметам, а также  на отлично защитить диплом. Поэтому студенты, идущие на красный диплом, стараются получать на экзаменах максимальный балл. «Ровно» сдавать экзамены и не сползать вниз с «пятерок» получается не у каждого. И часто  причиной тому – несправедливое отношение преподавателя и, как следствие, несправедливая оценка.

Бывает всякое: возможно, у преподавателя, который не ставит заслуженную оценку, есть договоренность с высшим руководством, чтобы отсеивать всех претендентов на бюджетное образование. Это нужно, чтобы пополнять счета учебного заведения контрактниками. Тогда писать заявление о пересмотре результатов на имя ректора бесполезно.

Повышенная стипендия

Некоторым студентам важно получить хорошую оценку по экзамену, чтобы начислили повышенную стипендию. Некоторым она просто жизненно необходима. Такие учащиеся обычно хорошо учатся и знают свои цели.

Для получения повышенной стипендии не обязательно быть круглым отличником. Допускаются и «четверки» за экзамены. Но их количество не должно превышать 50% оценок.

Но в каждом учебном заведении, как уже говорилось, есть человек против правил. Видя старания человека, он может просто так испортить зачетку. Скорее всего, в деканате знают о его склонности к агрессивному поведению против студентов, но покрывают такие действия.

Занижение оценки

Занижение оценки может произойти по разным причинам:

  • случайно – преподавателя кто-то отвлек, и он недослушал ответ;
  • преднамеренно – в поучительных целях, чтобы таким образом стимулировать лучше заниматься.

У педагога также может быть отсутствие дисциплины, как и у студентов. Например, на контрольных или итоговых занятиях одним дается больше времени, другим меньше. В результате не все имеют равные возможности. Чаще всего такое случается с молодыми преподавателями, только что начавшими свою трудовую деятельность в стенах вуза.

Предвзятое отношение преподавателя

Это, наверное, самый неприятный момент в жизни студента. Особенно, если педагог ведет какой-либо профильный предмет, который длится все 4 года обучения. Критерии оценки экзамена при предвзятом отношении к студенту, всегда будут выше, чем для всех остальных.

Иногда такое отношение продиктовано поведением студента – случайно нагрубил или еще что-то. Претендовать перед экзаменом на хорошую оценку сложно – придется учить все и даже больше.

Когда лучше не спорить с преподавателем?

Некоторые студенты намеренно выпрашивают оценки, чтобы получать стипендию, но знаний не имеют. Есть добрые личности в преподавательском коллективе, которые жалеют просящих.

Но принципиальный педагог по профильному предмету всегда докажет свою правоту против ленивого студента. Произойдет это на заседании апелляционной комиссии, куда студенты имеют право подать заявление с просьбой пересмотреть результаты экзамена.

Обычно тестовые работы некоторое время хранятся в деканате, поэтому предоставить результаты работы за весь семестр будет несложно. Если преподаватель докажет, что студент не знает более чем на «тройку», комиссия вправе не предоставить повторную пересдачу.

Как и когда обращаться к апелляционной комиссии?

В каждом вузе имеются свои законы, помимо основных общепринятых. На основании этого студенты вправе подать прошение о пересмотре результатов экзаменов, оценки за которые их не удовлетворяют. Сделать это необходимо в тот же день, когда они были оглашены. Далее заявления не принимаются.

Вначале собирается апелляционная комиссия, на которую приглашается студент и его преподаватель. Лучше сразу после оглашения оценок подойти к преподавателю и в личной беседе попросить обосновать оценку. Если ничего вразумительного он не объяснит, можно вступать в официальный спор.

Жалоба студента против мнения педагога: что победит?

Мнение педагога крайне важно, поэтому аргументы студента должны быть «железными». Студента легче отчислить, чем найти преподавателя, соответствующего квалификации вуза. Здесь важно соблюдать баланс правоты и культуры общения.

Нужно рассчитывать, что учебное заведение в подавляющем большинстве случаев поддержит своего сотрудника. Особенно, если у предъявляющего жалобу репутация не кристально чистая.

На заседании студент, вступивший в схватку с педагогом, должен точно знать:

  • критерии оценки экзамена;
  • ориентироваться в вопросах;
  • знать материал семестра.

Обычная практика – тестовый вопрос на комиссии. Если студент не отвечает на него, пересдачу могут не назначить, а для учащегося это будет уроком.

Тем не менее – отстаивать свои права и защищать знания нужно. Если есть далеко идущие планы на жизнь, например, учиться дальше в зарубежном вузе или ехать работать за границу, понадобится диплом с хорошими оценками – знания у студентов никто не сможет отнять, если они есть.

Как проходит пересдача?

Пересдача – гораздо более ответственный процесс, чем экзамен. По крайней мере – со стороны преподавателя, который точно попытается доказать, что неправ студент. Поэтому все вопросы и пройденный материал необходимо знать еще подробнее и глубже, чем для экзамена.

Если прозвучит вопрос из другой программы, который не изучался в данном курсе, это нужно смело озвучивать – так другие члены комиссии могут увидеть предвзятое отношение педагога.

Людям, которые привыкли готовиться к экзаменам в ночь перед таковыми, лучше не начинать данный спор, так как за сутки невозможно качественно подготовиться по всем вопросам. Не пройдут шпаргалки, спецсвязь или другие новинки технологий. Если это будет замечено, репутация студента будет испорчена. Если оценка будет та же, лучше принять это и сделать выводы на будущее.

Куда еще подавать жалобу на вуз или преподавателей?

Кроме деканата, ректората есть специальные горячие линии Министерства образования РФ, Рособрнадзора, приемной мэра города, горячие линии антикоррупционных организаций Можно позвонить, представившись, или анонимно. Анонимный звонок оправдан в том случае, если студент просто хочет сообщить о правонарушениях со стороны преподавателя, но не планирует пересдавать экзамен.

Звонить в данные инстанции рекомендуется, если деканат отказал в пересдаче, хотя студент уверен в своих силах. Это серьезное заявление, поэтому его нужно хорошо обдумать.

Анонимная жалоба на преподавателя в деканат/ректорат эффективной не будет – обычно они либо не реагируют на анонимки, либо серьезных решений не принимают. Заявление обязательно должно быть личным и подтвержденным доказательствами.

Если декан/ректор должным образом не реагируют на жалобы, обращайтесь в прокуратуру.

Причины низкой оценки

Как правило, это плохая работа студента во время семестра. В этом случае апелляция вряд ли поможет, поскольку она тоже выявит пробелы в знаниях учащегося. Следует иметь в виду, что на апелляции оценку могут не только повысить, но и понизить.

Но нередко бывает, что заниженная оценка на экзамене связана с предвзятым отношением преподавателя. В этом случае целесообразно подать апелляцию, особенно если студент намерен окончить вуз с красным дипломом.

Еще одной причиной могут быть различные коррупционные схемы. В СМИ можно найти информацию о намеренном занижении экзаменационных баллов, например, с целью экономии стипендиального фонда. Проблема в том, что доказать подобные факты практически невозможно, а администрация вуза в этом случае всегда будет на стороне преподавателя.

Подача апелляции

Это обычная ситуация на ЕГЭ или вступительных экзаменах, но студенты пользуются этим правом очень редко. Часто они сомневаются, можно ли вообще оспорить оценку, полученную на экзамене во время учебы в вузе.

Подать апелляцию имеет право любой студент. Для этого необходимо только его желание, никаких ограничений нет.

Процедура апелляции регулируется законодательно. Еще в 2011 г. Министерством образования было принято решение об обязательном создании во всех вузах апелляционных комитетов, в состав которых должны входить представители студенчества.

В апелляции нужно указать все обстоятельства, которые, по мнению студента, привели к получению заниженной оценки.

Объективными причинами часто бывают:

  • ошибка в формулировке вопроса, условия задачи и т.п.;
  • нарушение процедуры проведения экзамена;
  • нарушение правил выставления оценки: иногда преподаватель снижает оценку за неряшливый внешний вид и т.п.;
  • другие причины.

Оценка выставляется только за показанные студентом знания, все остальные факторы не должны учитываться.

Также оценку нельзя исправлять «задним числом». Она должна быть выставлена и доведена до сведения учащегося во время устного экзамена и в определенное правилами вуза время после письменных испытаний.

Если у студента возникают сомнения относительно соблюдения всех правил преподавателям, он может проконсультироваться у юриста.

Процедура

Прежде всего, стоит подойти к преподавателю и спокойно и вежливо попросить его обосновать выставленную оценку. Это поможет оценить шансы на успех апелляции.

Процедура апелляции обычно включает следующие этапы:

  • следует написать заявление на имя ректора (в очень крупных вузах, на имя декана факультета);
  • предварительное рассмотрение апелляционной комиссией;
  • заседание комиссии по апелляции, на котором студент и преподаватель имеют право изложить свою точку зрения;
  • по результатам рассмотрения комиссией принимается решение и составляется протокол. Студент должен подписать, что он с ним ознакомлен.

Решение апелляционной комиссии является окончательным, обжаловать его не получится.

К апелляции нужно подготовиться психологически, чтобы не допустить нервного срыва. Не секрет, что существует такое понятие, как преподавательская солидарность, и большинство членов комиссии будут изначально настроены против студента.

Как показывает практика, студенты крайне редко используют право на апелляцию. Частично это связано с незнанием процедуры и законодательных норм. Кроме того, последствия заниженной оценки для студента не столь критичны, как для абитуриента. Поэтому часто учащиеся предпочитают не тратить время и нервы на борьбу с преподавателем. Тем более, что размер стипендии, которую они теряют, часто мизерный. А администрация вуза, как правило, изначально на стороне коллеги-преподавателя.

Где получить информацию

В каждом вузе есть внутренние правила подачи заявления и апелляции результатов зачетов или экзаменов. Ознакомиться с ними можно в деканате.

Если официальные документы, определяющие порядок апелляции, отсутствуют, представители деканата должны дать соответствующие разъяснения.

Следует иметь в виду, что апелляцию можно подать только в день сдачи устного экзамена. Если испытание было письменным, апелляция подается в день объявления результатов, когда студент узнает, какая у него оценка по экзамену. Следует также отличать апелляцию, которая не является повторной сдачей экзамена, и пересдачу. На апелляции оценивается ответ на уже прошедшем экзамене без дополнительных вопросов по всему курсу.

Если экзамен был письменный, перед написанием заявления об апелляции следует попросить у преподавателя работу и внимательно просмотреть сделанные им пометки и замечания. Если преподаватель откажется показать работу, это говорит не в его пользу. Следует обращаться в деканат.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: все вопросы, связанные с апелляцией, выясняются и решаются в деканате. Часто представители деканата пытаются решить проблему мирным путем, не доводя до открытого противостояния студента и преподавателя.

Куда еще можно жаловаться

Результаты апелляции обжаловать невозможно, поскольку решение апелляционной комиссии является окончательным. Но если в учебном заведении сложилось нездоровая обстановка, студент может сообщить об этом в вышестоящие и законодательные органы, чтобы привлечь их внимание к этому факту.

В случае вуза можно позвонить на горячую линию Министерства высшего образования и науки РФ. Техникумы и другие средние учебные заведения подчиняются Министерству просвещения РФ. Телефоны горячей линии можно узнать на сайтах

Если есть подозрение, что в вузе используются коррупционные схемы, можно обратиться на горячую линию антикоррупционных организаций, например, в Комитет по противодействию коррупции (сайт protivkorrupt.ru).  Звонок может быть анонимным.

Для проверки законности действий администрации вуза нужно обращаться в прокуратуру.