Как организовать себя для подготовки к экзамену

Как организовать себя для подготовки к экзамену

Содержание

Совет №1. Правильная мотивация

Отсутствие мотивации – серьезная проблема, которая замедляет процесс расстановки приоритетов. Вы просто не видите или пока не определили цель, ради которой захотите жертвовать общением с друзьями или прогулками в пользу учебников. Рассказывая о том, как мотивировать себя на подготовку к ЕГЭ, стоит упомянуть о составлении сценариев:

  • позитивный: поступление на бюджет, получение профессии мечты, стипендия, переезд в новый город, другие выгоды;
  • негативный: невозможность поступить вуз, недостаток баллов и нелюбимая профессия, потеря времени, ведь ЕГЭ можно будет пересдать лишь через год.

Можно мысленно выделить плюсы и минусы, а также составить подробные рукописные списки для закрепления эффекта. Позитивный сценарий станет отличным мотиватором, ведь после взвешивания плюсов и минусов стратегия подготовки к ЕГЭ начнет разрабатываться стремительно.

Совет №2. Первый шаг

Эксперты рекомендуют начинать подготовку с организации рабочего пространства:

  • уберите со стола лишние предметы;
  • спрячьте гаджеты. Доставайте планшет или смартфон только в том случае, если он необходим для обучения. Во время занятия не забывайте отключать звук на телефоне, чтобы не отвлекаться на входящие сообщения или звонки;
  • позаботьтесь о хорошем освещении;
  • используйте эргономичную мебель, которая предупредит усталость.

Не старайтесь выучить все и сразу – это невозможно и слишком утомляет! В первое время выделяйте на обучение 20-30 минут в день, постепенно увеличивая длительность занятия на 5-10 минут.

Совет №3. Поощрения

Строгие ограничения способны оказывать негативное влияние на мотивацию, поэтому необходимо поощрять себя! После изучения материала в рамках графика можно посмотреть любимый фильм или поиграть в игру на смартфоне. Наличие системы поощрений поможет расслабить нервную систему и повысить скорость изучения материала, а также подавит желание отвлечься на что-то более интересное, чем учеба.

Стоит помнить о том, что для поощрения не нужно использовать конфеты, любимые булочки или газированные напитки – это достаточно вредная диета. Однако бонусы можно чередовать, чтобы было еще интереснее.

Совет №4. Планирование

На этом этапе стоит разработать график подготовки, используя кодификаторы и спецификаторы ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, истории, обществу и прочим предметам. В перспективе четко соблюдайте график, что позволит не утратить мотивацию и интерес.

Совет №5. Коллективный разум

Самостоятельная подготовка – сложное испытание и для взрослого человека, и для школьника. Если вы понимаете, что самостоятельное изучение материала продвигается медленно, то стоит прибегнуть к сторонней помощи. Можно посещать репетитора, искать напарника в тематических группах в социальных сетях, а также записаться на подготовительные курсы. Еще одно неплохое решение – подготовка вместе с другом, ведь в этом случае обеспечены взаимный контроль и общие цели.

Совет №6. Чередование

Если вы занимаетесь подготовкой к ЕГЭ, то это не означает, что предмет нужно зубрить днем и ночью. Процесс запоминания материала улучшает чередование различных действий. Занимайтесь 15-20 минут, а потом сделайте 10 приседаний или сходите на короткую пробежку. Во время тренировки стоит пить много воды, рекомендуется предварительно проветрить помещение. Обратите внимание на то, что совет актуален для ребят, которые не имеют противопоказаний к разным видам физических нагрузок.

Совет №7. Отдых

Если вы испытываете усталость и хотите взять паузу, то сделайте перерыв в обучении. Длительность перерыва может достигать 2-3 дней, однако в этом случае придется вносить корректировки в ранее составленный график. Обязательно наверстайте пропущенный материал, чтобы предупредить пробелы в знаниях.

Золотой час

Для того чтобы поднять производительность труда (читай: с меньшими усилиями позаниматься и выучить больше информации), необходимо садиться за учебники в свой «золотой час». Под ним понимают биологическое время организма, когда работоспособность находится на пике.

Если человек — «жаворонок», ему нужно планировать занятия на первую половину дня. Идеально, если это будет утро. К вечеру жаворонки обычно уже без сил, поэтому и учеба в вечерние часы будет непродуктивной. То же самое касается и «сов»: им нужно учиться вечером, когда возрастает внимательность и мозг работает в максимально активном режиме. Таким образом:

Правило № 1

Согласовать график труда и отдыха с внутренними биологическими часами.

Матрица Эйзенхауэра

Одно из золотых правил тайм-менеджмента заключается в том, чтобы делить все дела на группы по степени важности и срочности. Можно даже завести отдельную тетрадь и нарисовать в ней такую таблицу:

Она называется «матрицей Эйзенхауэра».

Ячейка А: Сделать в первую очередь!

В ячейку А на пересечении «важно» и «срочно» записать задачи, которые прямо «горят». Например, подготовиться к экзамену или тесту, который будет проводиться через неделю. Этим нужно заниматься в первую очередь! Все остальное отодвигается на второй план.

Ячейка Б: Распланировать и начать делать после выполнения главных задач.

Во вторую ячейку записываем важные, но не срочные вещи. Например, написание диплома. На такую работу обычно отводится много времени (от нескольких месяцев до года). Однако это не значит, что на диплом можно «забить» и вспомнить о нем прямо накануне защиты.

Задачу лучше всего разделить на весь период, и каждый «кусочек» выполнять в строго отведенное на него время. Так и со сроками все будет в порядке, и качество работы не пострадает.

Ячейка С: Делегировать!

Третья ячейка включает не важные, но срочные дела. Например, организацию школьного праздника. По классической матрице Эйзенхауэра, задачи из этой ячейки нужно быстро выполнить и постараться больше на себя их не взваливать.

Однако если речь идет о подготовке к экзаменам, дела из третьей ячейки нужно кому-то перепоручить («делегировать»). Например, Васичкин давно мечтал организовывать школьные праздники. Парень на год младше. Значит, до ЕГЭ ему еще далеко. Так дайте человеку шанс проявить себя, а сами в освободившееся время подтяните алгебру!

Ячейка Д: Игнорировать!

На задачи из четвертой ячейки перед экзаменом вообще не стоит отвлекаться. Их можно будет сделать и после ЕГЭ (если еще останется желание).

Правило № 2

Отделять важное от неважного и все неважное перепоручать тем, у кого для этого есть время и желание.

Выполнять по кусочкам

Есть такая история. Один молодой краснодеревщик получил выгодный заказ. За неделю он должен был покрыть дубовый столик очень мелкой мозаикой. Парню эта задача показалась невыполнимой. Однако старый и опытный мастер дал ему хороший совет: каждый день покрывать мозаикой кусочек стола размером с ладонь.

Парень сделал все в точности по совету опытного мастера. Он и не заметил, как к концу недели весь стол был покрыт мозаикой. Абитуриентам и выпускникам можно посоветовать то же самое. Не пугайтесь «Эвереста» информации! Просто разделите весь объем работы на небольшие кусочки и каждый день выполняйте по одному.

Правило № 3

Разделить задачу на небольшие части на весь период времени. Каждый день добросовестно выполнять только одну часть.

Идеальные 45 минут

Школьные занятия совсем не случайно длятся 45 минут. Это именно тот отрезок времени, на протяжении которого мозг способен концентрироваться. Затем он устает и начинает отвлекаться на посторонние предметы.

Занимайтесь и дома по 45 минут. Поставьте будильник, «напоминалку» на телефоне. 45 минут погрызли гранит науки — и айда отдыхать! На отдых следует отводить не менее 10 минут.

В перерывах между «уроками» желательно полностью переключиться на другой вид деятельности и о занятиях не думать. Поприседайте, покачайте пресс, помедитируйте, дайте, наконец, отдохнуть глазам! Только не заходите в любимую соцсеть, иначе вся подготовка к ЕГЭ пойдет прахом.

Правило № 4

Заниматься по 45 минут. В перерывах переключаться на другой вид деятельности.

Медитация

Правильно организовывать нужно не только работу, но и отдых. Во время подготовки к ЕГЭ учащиеся испытывают громадный стресс. Справиться с ним поможет медитация. Ее нужно проводить в полной тишине, чтобы не отвлекаться на посторонние предметы.

Наденьте наушники (но без музыки!), устройтесь поудобнее в любимом кресле и постарайтесь полностью сконцентрироваться на ощущениях своего тела. Прислушайтесь, как легкие наполняются воздухом, какой тяжестью наливаются руки и ноги. Гоните все мысли! Даже 10 минут такого отдыха отлично перезагружают мозг.

Правило № 5

Хотя бы раз в день медитировать, чтобы справиться со стрессом.

Физическая активность

Не удивляйтесь! Спорт не только формирует рельефные мышцы, но и помогает работе мозга. В период подготовки к ЕГЭ нужно обязательно выделять по часу в день на пробежки или занятия в спортзале.

Активизация кровообращения после интенсивной тренировки поможет лучше «схватывать» информацию и продуктивнее готовиться к экзаменам.

Правило № 6

По часу в день заниматься спортом.

Экзамен CIMA проводят дважды в год — в мае и ноябре. Насколько заранее вы рекомендуете слушателям академии начать готовиться к ним?

В Финансовой Академии Актив курсы CIMA Р1 и Р2 рассчитаны на 4 месяца обучения каждый. При этом мы исходим из оптимального времени подготовки — 2-3 месяца и берем запас на отчеты, командировки, отпуска.

Русскоязычная квалификация CIMA Сert PM (rus) состоит из 2-х экзаменов — Р1 и Р2, которые сдают в один день. Насколько эффективно сдавать эти экзамены вместе? От чего зависит успех на экзамене?

Сдавать экзамены в один день возможно, но сложно, и физически и психологически. Ведь это более 7-ми часов повышенной умственной деятельности. В академии есть случаи успешной сдачи 2-х экзаменов в один день. Успех здесь в большей степени зависит от уровня подготовки и настроя.

Есть ли какие-то существенные различия в самостоятельной подготовке к экзамену и обучении СИМА?

Конечно! В первую очередь, это правильный подбор материалов. Их довольно много и не все могут знать, как выбрать правильный учебник, задачник. В академии студенты получают только проверенные и согласованные с CIMA материалы и методики.

Во-вторых, преподаватели. От их профессионализма зависит многое. По статистике, с экзаменами CIMA ежегодно справляются 78-87% наших выпускников. Что говорит о высоком уровне подготовки в академии и профессиональной работе наших тьюторов.

При самостоятельной подготовке очень трудно контролировать самого себя: всегда найдутся серьезные поводы отложить учебу на потом (работа, семья, здоровье, погода). В академии студенты получают гибкий, четкий график, следуя которому готовятся к экзаменам постепенно и без перегрузок. Успеваемость слушателей курируют методисты. Они звонят, напоминают, если студент отстает от графика, помогают вовремя пройти курс. И наконец, немаловажно вести контроль уровня обучения: как при самостоятельной подготовке вы узнаете, что обучение идет успешно? Для постоянного промежуточного контроля у нас разработана система тестов, проверочных работ, пробных экзаменов, результаты которых проверяют преподаватели с развернутым анализом и комментариями по выполнению.


В каком соотношении нужно распределить время на изучение теории и и практики, чтобы подготовиться к экзамену? От чего зависит это распределение?

Наибольшее количество времени нужно потратить на практическую отработку вопросов, близких к экзаменационным. Но без знания теории приступать к практическим заданиям достаточно тяжело. Именно поэтому мы разбили каждый курс CIMA на тематические блоки, где в начале идет освоение необходимой теории, изучение нужных алгоритмов и тут же отработка полученных навыков на практике. В конце каждого модуля слушатель проходит тестовое задание и только в случае хороших результатов переходит к следующей теме. Таким образом у него не остается “белых пятен” в данной теме. После прохождения всех блоков необходимо освежить в памяти все темы и обязательно отработать их на практике. Мы всегда рекомендуем своим слушателям оставлять время в конце обучения и прорешать все задачи предыдущих экзаменов. А закрепляем это пробным экзаменом за 2-3 недели до основного экзамена, чтобы было время повторить сложные моменты.

“Чтобы прийти подготовленным на экзамен, надо научить свой мозг регулярно и эффективно работать в течение 3,5 часов без перерыва.”

У всех стратегии подготовки к экзаменам разные. С высоты своего опыта работы в академии, порекомендуйте наиболее эффективную. На чем больше всего следует сконцентрироваться, чтобы сдать экзамены на диплом CIMA DipPM (Rus) с первого раза?

Подготовку к экзамену сравнивают с тренировкой мозга как основной мышцы. Чтобы прийти подготовленным на экзамен, надо научить свой мозг регулярно и эффективно работать в течение 3,5 часов без перерыва. Для этого нужна систематичность в своих занятиях. Каждый идет в своем темпе и это очень удобно для работающих людей. Но при этом есть риск отложить подготовку на потом, убедив себя, что времени еще много. Именно для того, чтобы дисциплинировать слушателя, идет постоянная работа и общение сотрудников учебного центра с ним, регулярно проходят практические вебинары и проводятся захватывающие квесты. Так удается поддержать мотивацию и заинтересованность в подготовке к такому непростому экзамену. И, конечно же, постоянная прямая связь с преподавателем, у которого можно узнать ответ на любой вопрос, а они возникают у каждого и абсолютно в разных моментах.

Экзамен – это стресс

В момент стресса (в нашем случае при подготовке и сдаче экзамена) вырабатывается кортизол и адреналин. Психика чувствует тревогу, угрозу, опасность и реагирует на нее готовностью действовать: бежать или драться. При этом заметно возрастает физическая сила, что хорошо для экзамена по физкультуре. Но для сдачи других предметов важно интеллектуальное напряжение.

И оно происходит: повышается концентрация внимания, улучшается слух и зрение. Но проблема в том, что организм думает о спасении, реагирует на любые шорохи и звуки, а вот формулу или теорию, непригодную в данный момент для бегства и защиты, он вряд ли выдаст.

Необходимо понимать, что происходит с организмом, и использовать это в своих целях. Подробнее о химии стресса читайте в статье «Стресс: что такое, факторы и виды».

Глубокие причины волнения

Кто-то подходит к экзамену с мыслями «и так сойдет», «как-нибудь сдам», «это неважно», а для других людей проверка знаний значит гораздо больше. Некоторые люди самоутверждаются за счет высоких баллов, повышают самооценку. Тогда тревога вызвана:

  • страхом неудачи или наказания;
  • страхом быть высмеянным;
  • перфекционизмом, страхом ошибки;
  • желанием быть лучше всех;
  • синдромом отличника.

Такой человек боится не завалить экзамен, а сдать его недостаточно хорошо или хуже других. Такие проблемы за одну неделю не решить, потому придется просто учитывать это и готовиться так же, как остальные студенты. При этом нужно постараться понять, что ошибаться нормально, а быть лучшим во всем невозможно. И жизнь после экзамена не заканчивается: важен не результат в баллах, а то, что осталось в голове, и то, что человек на самом деле умеет.