Как описать картину устный экзамен по русскому языку

Как описать картину устный экзамен по русскому языку

Особенности проведения собеседования

Многих родителей изначально возмутила ситуация с появлением такого вида тестирования знаний школьников. По факту собеседование является допуском к основному экзамену, что заметно нервирует детей, имеющих сложности с публичными выступлениями. Такой ученик может качественно владеть письменной речью, имея высокий уровень знаний грамматики и орфографии, соблюдая требования стилистики, но быть не в силах спокойно демонстрировать свои знания в устном виде перед незнакомым человеком.

Устное собеседование в 9 классе не особо сложное, но все же требует определенного уровня развития не только коммуникативных навыков. Этот вид аттестации можно отнести к многоплановой — важно не только красиво и складно говорить, но и делать выводы, рассуждать или описывать увиденное в смысловом содержании. Причем времени на подготовку детям дается немного, как и на окончательный ответ. Всего же на 1 ученика приходится приблизительно 15 минут времени.

Стоит знать! До сих пор неясна ситуация с организацией собеседования для детей с речевыми нарушениями и/или особенностями психологического характера, влияющие на устные ответы. Пока такие ситуации решаются в индивидуальном порядке.

Регламент устного экзамена довольно прост — ребенок проходит собеседование в своей школе, выбрав билет из предложенных, а ответ записывается в режиме аудио. Время на подготовку измеряется буквально секундами, т.к. перед ответом на каждое задание дается порядка 2 минут (120 с). Выполнение 4 задания совсем не подразумевает подготовки — ответ требуется проводить в режиме реального времени.

Задания на устном экзамене по русскому языку

По сути варианты на предварительном собеседовании заключены в разных текстах и картинках, прилагающихся к самим заданиям. Ответ начинается с чтения текста и его последующего пересказа, но это уже не младшее звено обучения, требования к качеству значительно выше.

Всего же в собеседовании 4 задания:

  1. Чтение текста с выражением.
  2. Пересказ текста с включением цитаты.
  3. Построение монолога на выбор.
  4. Проведение диалога с экзаменатором.

Особого пояснения требует 3 задание — учащийся имеет право выбрать разновидность монолога из трех возможных вариантов. Школьник может описать происходящее на предоставленном изображении, порассуждать при ответе на какой-то заданный вопрос или рассказать о чем-либо, согласно имеющимся экзаменационным материалам.

При этом наиболее сложными заданиями после итоговой апробации были признаны пересказ и диалог. Поэтому при подготовке именно им стоит уделить больше времени. Только предварительно необходимо узнать сроки проведения собеседования, чтобы верно распределить время на подготовку.

Ориентировочные даты проведения устного экзамена

В предыдущем году школьникам трижды давали возможность получить допуск к основной сдаче русского языка. Это позволяло не только спокойно пересдать устное собеседование в случае неудачи, но и без проблем посетить экзамен, если в первую дату не было возможности быть на нем.

Даты выражено отдалены друг от друга, что дает возможность попытаться усовершенствовать свою устную речь тем, кто не смог пройти аттестацию с первого раза. Во всяком случае в 2019 году наблюдался почти месячный интервал между сдачами. Сейчас стоит ориентироваться именно на эти сроки, т.к. для 2020 года окончательные даты еще не сформированы.

В предыдущем году собеседование было запланировано на такие дни:

  1. 13 февраля.
  2. 13 марта.
  3. 6 мая.

В текущем году следует ждать примерно таких же сроков — один день будет в конце зимы и 2 весенние даты. Впрочем, ждать экзаменов без подготовки не имеет смысла. Сборник И.П. Цыбулько больше направлен на формирование готовности к письменному экзамену, хотя возможно в ближайшее время появится и книга, посвященная устной части. Пока же остается искать иные способы пройти предварительную аттестацию по русскому языку.

Стандартные этапы подготовки к собеседованию

Стандартными советами в духе регулярного устного общения и проработке дикции «завален» весь интернет, хотя проку от таких рекомендаций немного. Современная молодежь часто общается междометиями, сленговыми словами и упрощенными предложениями. Также даже у взрослых людей сейчас часто заметны проблемы с верной расстановкой ударений, что не может быть использовано в процессе подготовки.

Четкость дикции не будет столь важна, как отсутствие просторечий, неверных ударений и нелогичных пауз. Также особо выделяют последовательность построения предложений и уверенное комбинирование простых и сложных вариантов высказываний. При подготовке к ОГЭ 2020 по письменной части русского языка эти моменты прорабатываются, но для устной аттестации надо более глубокое владение такими навыками.

Некоторые педагоги уже создали авторские небольшие программы, направленные на подготовку к новому виду аттестации. В первую очередь в них идет развитие устной речи по разным направлением. В такие программы входит ряд «упражнений» в разных пропорциях:

  1. Пересказ различных текстов.
  2. Чтение произведений с выражением.
  3. Выстраивание монологов на отличающиеся темы.
  4. Диалоговое общение с учителем и одноклассниками.

Все эти способы подготовки оказывают на речь школьника положительный эффект. В процессе подготовки дети запоминают ранее неизвестные ударения в словах, совершенствуют навыки построения логических предложений и даже тренируют память, пытаясь воспроизвести прочитанный текст.

Такая подготовка является многоплановой, но все же общей. В ней нет индивидуального подхода, учитывающего персональные особенности каждого ученика. Кто-то из школьников без малейшей запинки прочтет даже сложный текст или выдаст выразительный и глубокий монолог, но при разговоре с экзаменатором начнет «экать», теряясь при построении ответов.

Сама по себе подготовка к сдаче русского языка при ее качественной организации будет оказывать специфическое влияние на устную речь, совершенствуя и ее за счет увеличения словарного запаса и пассивного формирования навыка корректного построения предложений.

При этом полноценная подготовка к устной сдаче должна заключаться в выполнении особых упражнений, обычно не попадающих в перечень занятий девятиклассников. Составленные опытными учителями программы подготовки частично включают необходимые упражнения, но они более общие, тренирующие тот или иной навык в целом, а не точечно для собеседования по русскому языку.

По сути многократное выполнение заданий, похожих на экзаменационные, позволит усовершенствовать навык, вероятно приблизив его к минимально необходимому, требуемому для получения зачета на устной аттестации. Можно обойтись и меньшим количеством повторений. Для этого необходимо просто учесть специфические особенности заданий, предлагаемых на собеседовании.

Стоит обратить внимание на такие нюансы:

  1. Отработка навыка выразительного чтения:
    важно содержание текста, подойдет исторический, политический или биографический;
    желательно ежедневно проверять часть известных слов на верно используемое ударение;
    необходимо тренировать интонационную подачу текста, расставляя паузы и т.п. в нужных местах.
  2. Пересказ прочитанного текста с цитированием:
    следует уделить время формирования навыка корректного включения цитаты в пересказ;
    требуется регулярно практиковать «стройность» пересказа по мысленному плану текста;
    обязательна отработка навыка последовательного запоминания важных деталей прочитанного.
  3. Отработка разных видов монологов:
    желательна отработка не только выбранного вида монолога, но и других вариантов;
    обязателен контроль за употреблением сленга, слов-паразитов, некорректных предложений;
    необходим регулярный анализ «красоты» своих предложений и проверка логичности изложения.
  4. Формирование навыка ведения диалогов:
    желательно вести к кем-либо диалог на разные темы под запись с последующим анализом;
    важно заранее очистить речь от «эканья», иных звуковых запинок и слишком длинных пауз;
    требуется овладеть навыком корректного отстаивания своей точки зрения во время диалога.

Не стоит забывать и про особый вид тренировки, доступный современным детям. Речь идет о детальном изучении демонстрационной версии экзамена, предлагаемой ФИПИ, а также учет при ответе нюансов оценивания, позволяющий получить дополнительные баллы.